133 (9563)
	ВОСНРЕРЕНЬЕ 6 ИЮНЯ 1948 г.
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

возвысил эстетику Белинского, полилт ее
на новую, недосягаемую высоту. Великая
мысль Белинского о служении ‘искусства
	общественным интересам, о живой связи
искусства с жизнью получила свое могу-
yee завертение и научное обоснование в
зететике Ленина. Белинекий писал, To
«мыель 0 каком-то чистом, отрешенном
искусстве, живущем в своей собственной
сфере, не имеющей ничего общего © дру-
тими сторонами жизни, ееть мыюль отвле-
ченная, мечтательная. Такого искусства
никогда и ние не бывало». Он пнеал да-
лее, что искусство стало «выражением 05-
щественных ‘вотросов», что «отнимать у
искусства право служить общественным
интересам—значит не возвышать, а уни-
жать его, потому что это значит лишать
ero самой живой силы, то ееть мыели,
делать ето предметом какото-то сибарит-
ского наслаждения, игрушкою  праздных
ленивцев». }

B 1905 тоду в статье «Партийная 90:
ганизация и. партийная литература»
Ленин провозгласил связь литературы
общепролетареким делом, ‘указал, что
литература должна служить «не пресы-
шенной героине, не скучающим и страдаю-
шим OT ожирения «верхним десяти ты-
вячам», а миллионам и десяткам миллио-
нов трудящихея, которые составляют цвет
страны, ее силу, ев булущность» (УШ,
390). Великий принпан большевистской
партийности, еформулированный Лениным,
увенчал эстетику Белинского самой пере-
довой, революционной. подлинно научной
wee некусства — илоей социализма.
	В статье «Партийная организация и
партийная литература» «В. И. Ленин пер-
вый оформил, — resopar ros, А. А. Жла
нов, — © предельной четкостью отноше-
низ передовой общественной мысли к ли-
тературе и искусству». В ленинизме во-
плотились все лучшие традицги русских
демократов, в ленинизме . оти получили
свое могучее и совершенное развитие.

Формулируя самые коренные. еамые
жизненно важные ‘вопросы литературы и
искусства в тоды развития пролетарекой
освободительной борьбы, в голы первой
революции, в период нового революцион-
Hore пот’ема, Ленин и Сталин прилали ли-
тературе и искусству 06060 важное эна-
чение в период социалистического строи-
тельства.

«Искусство принадлежит народу», — вот
тот важнейший принцип, который cop
мулировал Ленин в годы строительства
социализма. Искусетво должно быть тесно
связано с народными массами, «должно
об’единять чуветво, мысль и волю этих
масс, подымать их». Именно этой мысли
Ленина, указаниям товарища Сталина обя-
зана советская литература в своем разви-
тии, как самая идейная, самая передовая,
самая революционная литература в мире.
	Исторические решения ЦК ВЕП(6) о ли-
тературе и искусстве всем своим острием
направлены именно на Утверждение этих
благородных и возвышенных целей вовегт-
ской литературы и советского искусства.
Борьба с безидейвостью, пошлостью, фор-
мализмом в пекусстве ин литературе есть
	B TO же время борьба за великую истори-
	ческую миссию и великую преобразующую
рель советской литературы. Выполняя эту
задачу, советская‘ литература продолжает
лучшие традиции, созданныв Белинеким,
Чернышевским, Добролюбовым, научно раз-
работанные и обоснованные Лениным и
	Сталиным.
Вас. КУРИЛЕНКОВ.
	Белинский был человеком исключитель-
ной прямоты, честности, искренности. Он
умел признавать свои ошибки, 06 этом еви-
детельствует вся последующая его дея-
тельность и многочисленные письма К
друзьям.

Слишком много говорилось о Белинском,
как теоретике, обращавшемся то к одному
западно-евронейскому мыслителю, то к
другому. Однако, увлекаясь одно время не-
мецкой философией, Белинекай преодоле-
вал ее ограниченность. Нельзя не согласигь-
сяс ним, что он «самобытно вырабатывал»
свои философские взгляды, действительно
выетрадал их.
	Одновременно с обрашением Белинекого к
западно-европейским философам он испы-
тывал благотворное влияние русской пере-
довой мысли. Материализм Ломоносова, ре-
волюционные идеи Радищева, декабристов,
тесная связь с Герценом, который «вплот-
ную подошел к диалектическому материа-
лизму» (Ленин), и в особенности творчество
Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, е
гениальным мастерством изобразивиих рос-
сийскую действительность, — вее это’ не
могло не оказать могучего воздействия на
Белинского, на выработку его революцион-
НЫХ ВЗГЛЯДОВ.

Вак революционный демократ Белинский,

наряду с Герценом, сыграл огромную исть-
рическую роль в борьбе за выработку рево-
	люционной теории,
маркеизма в Россий.
	в подготовке победы
	<

+
	Выставка
в библиотеке
имени В. И. Ленина
	В отеле редких книг Государственной
библнотеки имени В. И. Ленина открылась
выставка, посвященная памяти В. Г. Бз-
линекого. На выставке развернуты две 06-
новные темы: «Белинский в борьбе с фео-
дально-самодержавным строем» и «Белин“
ский и русекая литература».

Ha стэндах расположены рукониеи Без
линского, его переписка с родными п
друзьями, редкие издания прюизведенгй
русской литературы с критическими отзы-
тами Белинского, ениги © его автографами,
журналы 30 — 40-х годов, портреты Бе-
динского и его современников, виды Моск-
вы, Петербурга и Пензы эпохи Белинского.

Интересен представленный на выставке
пензурный экземпляр пьесы «Дмитрий
Калинин», написанной Бехинским в 1831
году, за тридцать лет до освобождения
крестьян. Пьеса, за которую Белинский
был исключен из университета, является
ярким документом смелой и самоотвержен-
ной борьбы Белинского против крепостного

права.
tr
	Ло данным Веесоюзной книжной Maras
ты, произведения В. Г. Белинского изданы
общим тиражом в полтора с лишним мил“
лиона экземнляров.

Особенно большое распространение по-
лучили его произведения при советекой
власти. С 1917 года произведения Белин-
ского были изданы на русоком, белорус
ском, латышеком, татарском и узбекеком
языках общим тиражом в 944 тысячи
экземпляров. Знаменитое письмо Белин-
ского к Гоголю было издано тиражом в
258 тысяч экземпляров. .
	На родине

В городе Чембаре Пензенской области;
ныне переименованном в город Белинский,
rae жил Виссарион Григорьевич, сейчас
идут реставранионные рабогы в местном
доме-музее, в котором собраны матерналы,
книги, обстановка и разные вещи, принадз
лежавшие В. Г. Белинскому и его семье:
Открывается второй корпус музея в доме,
где когда-то училея «неистовый Bacea-
рион». Здесь будет установлен его бюст;
В клубах, иколах, избах-читальнях Бе-
пинского района создано около ста выета-
вок о жизни и деятельности великого криз
тика.
	ТНироко отмечается 100-летие ео лия
смерти В. Г. Белинского в гор. Пензе, где
прошли ere юные годы. Областное изда-
тельство выпустило сборник сталей и ло-
кументов к биографии великого критика,
Большой интерее представляют впервые
опубликованные документы, хранящихя в
областном архиве, — сведения © ropere
Чембаре, относящиеся к 1826—1836 г
дам, материалы о семье Белинского, вело-
мости Чембарского ‘уездного училища и
Пензенской гимназии, личвые документы
Белинского и другие. Выпущена серия ри-
сунков художника Б. И. Лебедева, которые
отображают жизненный путь Белинекого.

Повсюду устраиваются лекции и беседы,
литературные вечера. В помещении быз-
шей мужской гимназии, в которой учился
юный Белинский, организуется литератур-
ный кабинет.
	Бедутея работы по сооружению в Пензе
	памятника В. Г. Белинекому. *
	пиневого, создали произведения, составив-
шие русской литературе всемирную извесл-
ность. На основе реализма, народности и
идейноети складывается русская классиче-
ская литература ХХ века, признанная всем
миром совестью русекой нации:
		Наш! предшественник
		Нин, — «Накидывались Ha просветителей
вообще».

В 1905 тоду Ленино отметил реак-
ционную вылазку «Московоких  ведомо-
стей», пытавшихся фальеифицировать Бе-
еж В 1909 году Ленин показал, что

стерминологию» «Московеких ведомостей»
	оликом восприняли кадетокие нублициеты
‘из «Вех». Статья Ленина о «Вехах» ста-
‘ла важнейшим документом партий, ее во-.
	инотвующего утверждения передовой pye-
	‘ской философии. передовой русской нубли-
	цистики. В этой статье Ленин показал,
что намадаюшие на Черньышневокого и Бэ-
тинекого кадетокне пуолициеты — самые
злостные ренегаты, полностью порвавшие
«с руеским оевободительным движением, со
вееми его основными задачами, ео всеми его
коренными  тралиниями». Ленин пока-
зал, что «веховекие» публиниеты «воюют
не на живот, а ва смерть» против Бе-
линекого,  Лобролюбова,  Чернышевекого,
как революционных демократов. Вадетекие
«Вехи» утверждали 10, чт «неустанно
твердили» Доетоевекий, реакционный
философ Вл. Соловьев, их предшественни-
ки. Они нападали на Чернышевского-
философа потому, что это была философия
революционного действия. Вели борьбу
против  Белинского-публициета  нотему,
что его «Письмо к Гоголю» было пронизз-
HO, как отмечал Ленин, настроениями
«креноствых крестьян», пафосом «возмуще-
ния наролных мабс остатками крепостни-
ческого гнета».
	оначительным и важнейшим звеном в
борьбе Ленина за наследетво Белинского
было выступление С. М. Кирова в 1911
году. За «фалды» великого  критика ухва-
тился тогда и такой «суб’ект» из «про-
грессивкых писак России», как Иванов-
Газумник. Веледх за утверждением. «неведо-
мого бога», в котором якобы «умирал и
воскресал» Белинский, Разумник доказывал
«потерю» Белинским «веры в.социализм»,
«отказ от былой веры в народ», превозно-
сил роль личности.
	Иванов-Разумник назвал свою статью
«Великие искания». Тогла же выступил
С. М. Виров со статьей «Великий иска-
тель» и камня на камне не оставил от
писаний оскудевшего «друга народа».
	Белинский, — писал Виров, — «вопло-
Tha B cede весь протест против окружаю-
щей «гнусной действительности»... Белин-
ский приобрел огромное воспитательное
значение и стал предтечей современного
научного миросозерцания».
` Буржуазно-либеральная критика, веемер-
но борясь против» Безанекого-публициста,
охотно цеплялаеь 38 его промахи и оиб-
ки, возводила в принции реакционные идей
Гегеля и Фихте. Виров разоблачил и эту
фальсификацию, показал, как Белинский,
ниепровергая «помлую действительность»
фихтеанства и гегелевскутю «разумную дей-
ствительность», пришел к общественной,
себциальной, революционной лействительно-
ети, пробиваясь к «илее идей»=-сощиализ-
му. «Отеюда и началась зпостольская дея-
тельноеть Белинского в литературе». Так
писал Киров, пративопоставляя ломыслам
«суб’ектов» о Велинском правду 0 нем.
Белинский «поднял тот яркий светильник
научного миросозерцания, который оевеша-
ет путь нашему поколению», —пиеал С. М.
Виров.

*

Но не только в защите и утверждении
имени Белинекого, ето наслелетва как на-
циональной славы и Topher труозой
России великая заслуга Ленина. Денин
		Товоря в «Что делать?» 00 озвобожде-
нии всего народа, «от ига самодержавия»,
как напиональной задаче русекей револю-
пионной социал-демократии, В. И. Ленин
отметил, что таких задач «не была еще ни
перед одной социалиетнческой партией в
мире». Ленин злесь Говорил ‘и &о том вее-
мирном значении, которое приобретает те-
перь русская литература». Так на третьем
этапе освободительного движения юб’единя-
лись возвышенные цели революционного
преобразования России © благородной мис-
сией русской литературы. И именно в этой
	связи В. И. Ленин назвал. тогла  име-
на Белинского, Герцена, Чернышевского,
каЕ предшественников русской революцион-
ной социал-демократии. Тотда же соратник
И. В. СОталика Ладо Кецховели писал в
«Брдзоле» как о великом достоинетве ли-
тературы 60-х тодов, что она способетво-
вала освобождению крестьян от крэпостной
зависимости. «Тогдашние русские писатели
сделали этот принции путеводной звездой в
своей деятельности, создав целое учение,
нелое направление...».
	Tak В денинеком «Что делать/» и
сталинской «Брдзоле» одновременно была
отмечена великая роль русской литературы
й ев деятелей в жизни народа, в его ре-
волюционно-освободательной борьбе. Так
уже на заре века партия большеви-
ков стала единственной силой утверж-
дения великих традиций и возвышен-
ных целей, единственной силой, противо-
стоящей крепостнической контрреволюции,
реакционному мралобесию и либерально-
декадентекому цинизму. Опальные при ца-
ризме имена Белинского, Чернышевского,
Пушьина и Фермонтова, Радищева и Гер-
цена были названы большевиками в день
двухсотлетия русской печати, как имена,
«которыми горлитея русская литература».
В первом же своем номере ленинская
«Искра» говорила о Белинеком, Гернене и
Чернышевском, Ралищеве и Пушкине, о
Лермонтове, как патриотах родины и ee
мучениках «правды ради». Имя Белинеко-
го на страницах «Искры» упоминалось нз-
однократно. Его непримиримость к врагам,
его страстная защита истины были cosBy4-
ны боевому органу Ленина. Воспитанник и
соратник И. В. Сталина Сурен Спандарян
писал о Белинском, Огареве, Терцене как
«светочах русекой жизни», как о писате-
лях, отдавших «кровь своего сердца и сок
своих нервов» на служение трудящимся,
«на деле проевещения и освобождения сво-
ей страны». Спандаряя обращалея к имени
Белинского и в другой статье, приводил
его слова о неполкупной принциниальноети
и революционной решимости.

Высокая оценка, данная Лениным
и Сталиным великим  корифеям  ре-
волюционной демократии, литературному
наследству Белинского и писателей
60-х годов, стала руководящим  прин-
ципом публицистов-большевиков, их лите-
ратурной программой. В Белинеком больше-
вики видели, как писал В. Воровекий,
яркое отражение «чаяний и належд, веех
горестей и страданий подраставшей «без-
имянной Руси». Белинский был сыном
«передовой России», ве «величайшим мыс-
лителем и борцом»; «..Учителем таких лю-
дей, как Добролюбов, или Чернышевский».

Изобличая либеральных «друзей народа»
в фальсификации и принижении великого
революционного наследства, Ленин еще в
90-х годах проилого века показал их нол-
ное единодушие с декадентами. Известный
в те годы правонаролнический публицист
Абрамов проделывал то же самое, что и де-
кадент Волынский, оба они, как писал 16-
	Советские люди глубоко чтут Виссариона
Григорьевича Белинского, как славного
своего предшественника, который сыграл
выдающуюся роль в подготовке торжества
нашего великого дела.

Всей деятельностью своей Белинский
был устремлен в будущее. Он етраство хо-
тел изменить крепостническую Россию и
мечтал увидеть свою родину могучей и
сильной державой, Которая станет во главе
передового человечества. В годы жестокей
николаевской реакции он писал:

«Необ’ятно пространетво России, велики
ев юные силы, беспредельна ее мощь — и
дух замирает в тренетном восторге от ‘пред-
отпущения ее великого назначения...»
	Белинский смотрел на жизнь глазами на-
рода: В его голосе слышался голос много-
миллионных масс, когда он заявлял, что
нужно быть чутким человеком, «прежде
всего сыном своей страны,  граж-
данином своего отечества, горячо  прини-
мающим Е сердцу его интересы...» Он знал,
что в русском обществе «кипят и рвутея
наружу свежие силы, но, сдавленные тя-
желым гнетом», они не находят выхода.
Цель своей деятельности просветителя, ре-
волюционера он и видел в том. чтобы найти
выход этим богатыреким силам русекого. на-
рода, в котерые он свято верил и завещал
верить всем сынам своей родины. Отеюда —
его пламенный гнев против угнетателей ва-
рода и безраздельное признание  Росели
страной, которая имеет великое будущее.

Белинский любил русского человека за
птироту натуры, силу, здравый емысл,
несокрушимую мощь п бодрость духа. Уже
в своей первой большой литературно-кри-
тической работе «Литературные мечтания»
Белинский говорит 0 наподе с искренним
участием к его судьбе. Он заявляет: «Да!
в настоящем времени зреют  еемена для
будущего! И они взойдут и раецветут, рас-
цветут пышно и великолепно...»

Белинский, по определению Ленина, отра-
жал в своей деятельности «настроение кре-
постных крестьян против крепостного пра-
ва». Отсюда величайшая сила проповеди
Велинекого. Бго статьи, по каким бы во1ро-
сам они ни писались, приобретали могучее
влияние, пробужлали революционное созна-
	ние общества, Если либералы, етороввики
	Рис. худож, Б, Лебедева,
	в Г. Белинскии.
		В городах и селах страны
	шие материалы. Большой интересе пред-
ставляет статья С. М. Кирова «Великий
искатель», написанная в 1911 году и на-
печатанная в газете «Терек». Широко
представлены первые литературные статьи
Белинского, курналы, в которых ‘он со-
трудничал, — «Телескоп», «Московский
наблюдатель», «Отечественные запиеки»,
«Современник», издававшаяся в Лондоне
Герценом «Полярная Звезда», где впервые
было напечатано знаменитое письмо В. Г.
Велинекого к Гоголю.

Специальный разлел выставки «Белин-
	скии и украина» содержит высказывания
критика об Украине и украинском народе,
0б украинеких писателях. пеннейшие ма-
	териалы о путешествии релинекого но УК-
	Pde BMCCTC © великим русским артистом
М. 0. Шопкиным в 1846 году. Белинекай
тогда уже был тяжело болен и отправился
на юг России для восстановления своего
здоровья. Он и Шенкин побывали в Харь-
кове, Одессе, Екатеринославе и других го-
водах.

Николаевскому педагогическому инетиту-
ту и 25-й киевской мужской средней шко-
ле приевоено имя В. Г. Белинекого.

В городах и селах Белоруссии устраива-
ются лекции и доклады, а в научных учре-
ждениях и выеших учебных заведениях
проходят сессни, посвяшенные Белинекому.

Иироко отмечается 100-летие со дня
смерти В. Г. Белинского в городах Казах-
стана, Грузии, Азербайджана, Ниргизии,
	Литвы, Эстонии, Карело-Финской ССР и
	других союзных республик.
	По всему Советекому Союзу трудящиеся
отмечают 100-летие со дня смерти вели-
кого русского критика, революционного де-
мократа В. Г. Белинекого. }

В Ленинграде на выставке в Литера-
турном музее Пушкинского дома Академии
наук СССР широко представлены мате-
риалы, освещающие дётекие и юношеские
годы Белинского в Шензе, пребывание его
в Московском университете, начало лите-
ратурно-критической деятельности. Здесь
собрано много ‘автографов критика, редкие
печатные издания, а также рисунки п
гравюры, связанные с жизнью Белинского.

‚ Экепонаты ‘выставки, организованной
Государственным театральным музеем, рае-
сказывают о борьбе Белинского за’ русский
национально-демократичеекий театр. 0 его
	отношении к творчеству Сумарокова, Фон-
визина, к драматургии Пупкина, Грибов-
дова, Гоголя.

Выставка в Публичной библиотеке име-
ни Салтыкова-Шедрина отображает” лите-
ратурно - публицистическую деятельность
В. Г. Белинского в Москве и Петербурге,
начиная с критической работы «Литера-
турные мечтания». Показаны записная
книжка критика, его рукописи. Приведены
высказывания о Белинеком В. И. Ленивая,
И. В. Сталина и великих русских писа-
телей.

Подготовка к 100-летию со дня емерти
В. Г. Белинекого широко развернулась в
Киеве и в других городах и селах Унваи-
ны. На выставке, открывшейся в библиоте-
ке Академии наук УССР, собраны пенней-
	тературной науки и первым историком на-
шей литературы. Его методология и Кон-
ценция несравненно научнее и плодотвор-
нее, чем построения русского буржуазного
литературоведения после Белинского. Имен-
но великий русский критик заложил осно-
вы литературной науки в России, а не бур-
жуазные литературоведы типа А. Веселов-
ского и А. Пыпина.
	Взгляды Белинского в области искусства
п литературы опередили эстетическую
мысль современной ему Западной Европы.
	Белинский первый в Ивропе обосновал
историческое и материалистичеекое понима-
ние искусства, создал концепцию, неизме-
римо более правильную, глубокую и вееето-
роннюю, чем появившаяся во второй поло-
вине ХХ века натуралистическая теория
школы Золя. Западно-евронейская эстеги-
ва и литература немало бы выиграли от
своевременного знакомства с теорией Бе-
линского. Только сейчас раскрывается ee
мировое значение,
	B XIX Bere передовая Россия выдвинула
ряд гениальных мыслителей, которые в
своей литературной деятельности соединя-
ли последовательную защиту интересов ии-
роких народных масе со строго научной раз-
работкой теории.
	Первым из них был Белинский.   Пере-
довой русской культуре его деятельность
дала яркий, неизвестный в Западной Европе
XIX sexa пример широкого развития рево-
люционно-Демократических идей на почве
вауки, эстетики и критики.
	Великий критик впервые дал обосновацие
реализма, как правдивого изображения дей-
ствительности в искусстве и литературе.
В своих работах, начиная е знаменитых
«Литературных мечтаний» и кончая пла-
менным манифестом «Инсьмо к Гоголю» и
обзором русской литературы за 1847 год,
Белинский поставил художественную лите-
ратуру в неносредственную связь с разви-
THOM русской культуры, выдвинул пробле-
му национальной самобытности, еблизил ли-
тературу © жизнью. Такой широты подхода
к литературе не обнаруживал до него ни
один из русских и западно-европейских
критиков.
	ужев 1835 году в статье «0 русской по-
вести и повестях Гоголя» Белинский пер-
вым признал Гоголя гениальным русским
ныеатолем. В этой ‘же статье он излагает
основные принцины евоей концепции pea-
	пизма: «чем  обыкновеннее» содержание
	хулозвественного произведения,  предста-
вляющее интересе для читателей, тем боль-
ший талант 0 стороны‘ автора обнаружи-
вает оно. Белинский признает  действи-
тельность настоящим содержанием искус-
ства и литературы. «Искуеетво есть вос-
произведение действительности», — писал
он. Белинский сформулировал принцин на-
родности в искусстве в единстве се принци-
пом. реализма. «Вели изображение жизни
верно, то и наролно», — говорил он.
	Тлубокий интересе к современности,
страстное сочувствие передовым ее стрем-
лениям Белинский считал необходимым
условием таланта. Вместе с тем писатель
должен видеть идеал лучшей действитель-
ности И с этой точки зрения об`яенять ee,
выносить ей приговор. Литература, заме-
чал Белинский, должна быть «не только
верным отголоском общественного мнения,
но и его ревизором и контролером».
	Белинекий отвергал чистое искусство,
теорию «искусства для искусства», поэзию,
отрешенную от общественных интересов, от
исторического движения народа. Служение
обществу, современности не противоречило
в глазах Белинекого свободе творчества пи-

сателя, а, напротив, обусловливало эту сво-
беду.

«Начиная с Beannenoro, дет
тов. А. А. Жданов, — все лучшие предета-
вители ‘революционно-демократической pye-
	‘ской интеллигенции не признавали так на-
	зываемого «чистого искусства», KHCRYCCYBA
для искусства» и были глашатаями искус-
ства для народа, его высокой идейности и
общественного значения».

На протяжении всех лет деятельности ве-
ликого критика не было, ни одного еколько-
нибудь значительного литературного явле-
ния, которое не получило бы той или иной
оценки Белинского. На основе выдвинутых
им критериев простоты и правды критик
беспощадно разрушал ложные авторитеты
таких поэтов и писателей, как Венедиктов
и Марлинский. Он осуждал в творчестве
этих писателей реакционную романтику,
внутреннюю пустоту, шаблон, риторику,
эстететво, внешне создающие иллюзию
красоты. Наряду с этим он всячески воз-
выпал естественность действительности в.

образах Гоголя, антикрепостническую на-
	правленность его творчества.
Русские писатели, в своем творчестве
	следовавшие эстетическим принципам Бе-
	CHUHCKOILOC
	«евронеизации» России, были космопелита-
ми, проявляли пренебрежение ко всему рус-
скому и в первую очередь — в многомил-
лионному крестьянетву, то Белинский свои-
ми работами будил веру народа в свои си-
лы, жил его интересами.

On понимал великую роль народа В
строительстве национальной культуры Рос-
сии.

По мнению Белинского, при изображения
народа должна быть положена в основу про-
грессивная идея. «Истинный художник, —
писал Белинский, — народен и национален
без усилия; он чувствует национальноегь
прежде всего в самом себе, и потому не-
вольно налагает ее печать на свои произ-
ведения».

Значительный интерес представляет хз-
рактеристика Белинского, данная в 1908
тоду Горьким. Горький ставит Белинского
во главе «всей мыслящей Руси» сороковых
годов. Он показывает величие роли крити-
ка-демократа сравнительно с ролью дворян-
ской интеллигенции той эпохи.  Белин-
ский «еразу занял в литературе командую-
щий пост, невольно заставлял подчиняться
силе его мысли и обзянию своей личности.
Этот первый критик и первейший знаток
литературы того. времени», смотревитий на
литературу, «как на дело огромной, на-

циональной важности...»
+
	Н. Г. Чернышевский в «Очерках гоголев-
ского периода русской литературы», пред-
ставляющих до сих пор непревзойденную
монографию о Белинском, писал: «...Только
те направления литературы достигают бле-
стящего развития, которые возникают под
влиянием идей сильных и живых, которые

удовлетворяют настоятельным потребноетям
ЭПОХИ».
	Сочинения Белинекого в полной ‚ мере
удовлетворяли «потребностям — эпохи».
В этом причина совершенно небывалой по-
пулярности Белинекого как при его жизни,
	таь и в течение целого века после его
смерти,

В глазах реакционеров Белинский —
	«баррикадник» и «литературный бунтов-
IE, Kak писал князь Вяземский. Достоев
ский клеветничееки утверждал, будто Бе-
линский «проклял Россию и принес ей со-
знательно столько вреда». В глазах же ие-
	редовой части русского общества великий
критик — вождь и учитель,
	Величайшее значение Белинского для ре-
	волюционного движения в России раскрыли
Ленин, большевики.
	Белинекий для Ленина не только проеве-
титель, социалист-утопист: он предшест-
венник «полного вытеснения дворян разно-
чиннцами в нашем освободительном движе-
нин». Ленин устанавливает между револю-
	ционными демократами © и больнтевиками
NDANVIO связь.
	Сто лет русская литература, в лице свое-
го основного реалистического направления,
была верна заветам Белинского. Советская
литература продолжает и развивает замеча-
тельные традиции Белинекого в условиях
социалистического общества. Отолетие co
дня емертн гениального русского критика
народ его родины отмечает в дни полной
победы великих. идеалов человечества.
Страстно любимая им родина в ваши дни
еторт «во главе образованного мира» и при-
нимает «благоговейную лань уважения? от
всего просвещенного человечества»,
		Извзстно, что путь Белинекото к револю-
ционному демократизму был очень слож-
ным. В 30—40-х годах прошлого столетия,

в глухую пору крепостничества, даже пере-
довые люди шли ощулпью, пробивали себе
настоящую дорогу, ошибаясь и внадая в
заблуждения, у

Сначала Белинский думает, что проеве-
щение народа, широкое распространение
культуры в мабеах сами по еебе могут из-
	менить K лучшему ‘положение етраны. Он.
	находится под влиянием философского идеа-
лизма и доходит в 1836—1839 годах даже
до оправдания монархического строя в Poe-
син, «примиряяеь © гнусной действитель-
ностью». По мысль его эволюционирует, и
к началу 40-х годов он убеждается, что
счастье народа осуществимо лишь путем ре-
волюционной борьбы против крепостниче-
ского государства, сковывающего творче-
	евие силы России.
	Белинский по ‘своему призванию был ре-
волюционером, политическим деятелем. 0д-
нако по условиям времени он оказался
лишь публипиетом и литературным крити-
	ком, а трибуной его стал журнал. Но роль.
	литературы в Россий Того времени была
	исключительной. Читатель. отмечал Белин-
	ский, — «видит в русских писателях своих
единственных вождей, защитников и спа-
сителей от русского самодержавия, право-
славия н народности...»

Журналы «Отечественные записки» и
«Современник», тде сотрудничал Белин-
ский, были им превращены в боевые орга-
ны общественной мыели.

Белинский, поборник революционного ry-
манизма, стал основэтелем русской ли-