СУББОТА, 3 ИЮЛЯ 1948 г, № 156 (9686)
	Навстречу празднику
сталинской авиации
	С большим под емом идет подготовка
к всенародному празднику — Дню Воздуш-
	нэго Флота СССР.
	Беседы ветеранов
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		20-й Международный Кооперативный День
		направленных к дальнейшему улучше-
нию работы потребительских обществ и
их союзов. Товарооборот кооперации, при
сниженных розничных ценах, в нынеш-
нем году значительно увеличится. Сель-
ское нахеление получит промышленных
Topapos на 65—70 процентов больше
проньлюгоднего. Обильный урожай создает
блаломриятные предпосылки для дальней-
шего развертывания заготовок и закупок
сельскохозяйственных продуктов. раснги-
	рения кооперативной торговли в городах.
	Советская Кооперативная делегация,
участвовавшая в заседаниях Исполкома и
Пентрального комитета Международного
	Вооперативного Альянса, твердо и после-
довательно боролась против правых co-
циалистов, отремящихея проводить в Аль-
янсе политику, не’ соответствующую ин-
тересам рабочего класса и миллионных
массе трудящихся, 0б’единяемых кооперз-
цией. Советские  кооператоры проводят
26-й Международный Кооперативный День
под лозунгом борьбы за прочный и дли-
тельный мир, за демократические cBodo-
ды, против поджигателей войны.

Советекая кооперация, укрепляя и рас-
ширяя CBO связи с национальными ко-
оперативныйги организациями друтих
стран, будет и впредь бороться за даль-
нейшез развитие и укрепление междуна-
полного кооперативного единства.
	(ТАСС).
	Сегодня, 3 июля, в тридцати странах,
входящих в состав Международного Коопе-
ративного Альянса, провочится 26-й Меж-
дународный Кооперативный День.

Советская потребительская кооперация
— самая массовая организация Между-
народного  Кооперативного Альянса. Она
об’единяет до 32 миллионов членов-пай-
щиков, насчитывает более 28 тысяч пот-
ребительских обществ, имеет широко раз-
ветвленную сеть торговых, заготовитель-
ных и производственных предприятий.

За гол, прошедший со дня празднова-
ния 25-го Международного Кооперативного
Дня, потребительская кооперация СССР
добилась дальнейших усчехов; Укренляя
й расширяя торговые связи между горо-
JOM и селом, она способствует дальней-
шему упрочению общественного хозяйст-
ва Колхозов. повышению товарноети сель-
	ского хозяйства, росту производительно-
сти труда в сельскохозяйственных - 4D-
телях.
	Растет товарооборот советекой потреби-
тельской коопсрании. В прошлом году оп
увеличился на 50 процентов против 1946
года и в два раза по сравнению е 1945
годом. В загмотовках картофеля, пушнины,
мехового сырья, сухих фруктов, цитрусо-
вых плодов ий других видов сельскохозяй-
ственной продукции и сырья не только
тостигнут, HO и превышен  ховоенный
		Потребительская кооперация CCOP 3a
	Выборы в Финляндии
	стечке Варкаус за использование неразре-
тенных методов предвыборной  пропз
Ганды,

Как сообщает «Тюэкансан саномат», ная
днях в Хельсинки в некоторых местах на
предвыборные плакаты CHO были на-
клевны плакаты коалиционной партии.
Коалиционная партия, пишет газета, ота-
ралась тажим образом рекламировать нод-
стрекавшето в свое время к войне священ-
ника Канкайнена_ :
	Ta me газета пишет, что атроном Там-
минен, известный как бывший шюикоро-
вец, занимался в Туомаринкюля укичто-
жением плакатов ДСНФ.
	har передает «Ууси Суоми», плелвари-
тельный подсчет результалев выборов бу-
дет начат сразу же после окончания го-
лосования. В провинции каждая избира-
тельная комиссия  подочитает результаты
голосования и сообщит их в избпратель-
ный центр своего уеяда. Оттуда сведения
будут ‘по телефону переданы в централь-
ную избирательную комиссию’ избиратель-
ного округа, и последняя передаст” свеле-
ния в печать. Центральная избирательная
комиссия избирательного округа Нюланд-
ской ‘губернии сообщила, что из сельских
местностей сведения должны быть 600б-
щены в центральную комисслю до двух
часов ночи. На основании этого предпо-
латают, что центральная ‹ избирательная
комиссия получит предварительные. сведе-
ния не позже чем к 6—8 часам утра в
субботу.

Окончательный  подочет голосов цент-
ральные избирательные комисии начнут
в субботу в 8 часов утра и закончат его
примерно через нелелю;
	ХЕЛЬСИНВИ, 2 июля. (ТАСС). Вак счи-
тают газеты, в первый день выборов в
сейм по всей стране в голосовании при-
няло: участие свыше 50 процентов изби-
рателей. В Хельсинки вчера проголосовало
126.161 человек, что составляет 48 про-
центов избирателей.

Газеты ‘помещают также некоторые
данные в ходе выборов в провинции. Так,
например, в Карккила проголосовало вчера
54,5 процента, в Руотсинпюхтяя — 60
процентов; в Виркконумми -—— 56 процен-
тов, в Коккола — 49 процентов, в Пие-
тарсаари — 58 ‘процентов, в Лахти —
около 50 процентов и в Шори — 45 mpo-
центов.

«Тюэкансан саномат» отмечает, что в
Хельсинки и Оулу вчера были отмечены
злоупотребления. Так, например, на 67-м
избирательном участке в Хельсинки прел-
	  седатель избирательной комиссии Меллин
	пропускал за ширму одновременно по н6-
скольку человек. На 68-м избирательном
участке консультант открыто рекомендо-
вал обращавшимея к нему лицам голоео-
вать за некий определенный спигов.
	БВ Оулу на 2-м избирательном участке на
вывешенном списке красным карандашом
были подчеркнуты фамилий двух коали-
пионеров е надписью: «Порядочные муж-
чины и женшины голосуют так». Нал-
писи и подчеркивания были удалены лишь
  после того, как левые избиратели сделали
по этому поводу замечания. Дело пере-
дано ‘для расследования в уголовную по-
липию.

По сообщению газет «Вапаа сана» и
«Тюэкансан  саномат», депутат сейма
прежнего состава социал-демократ Киль-
пеляйнен (Яхветти) был афестован в ме-

Беседа с председателем
правления Центросоюза
	тов. И. С. ХОХЛОВЫМ
ЕВЕ
	два последних Года дополнительно откры-
ga 46 тысяч розничных торговых пред-
приятий. Расширена сеть столовых, чай-
ных, закусочных, буфетов. Собственные
производственные предприятия выпустили
в прошлом году различных изделий широ-
кого потребления и пищевых товаров на
3,5 миллиарда рублей.

С ноября 1946 года ‘потребигельекая
кооперация начала развертывать свою
терговлю также в городах и рабочих по-
селках, ме сейчас функционирует около
11 тысяч магазинов, палаток, ларьков и
предприятий общественного питания. Эта
сеть в прошлом году и за 5 месяцев ны-
внешнего года продала различных еельско-
хозяйственных продуктов почти aa 19
миллиардов рублей, при чем розничные це-
ны были снижены более чем в два раза.

Большая работа ` проведена в области
дальнеййего кооперирования сельского на-
	селения и укрепления кооперативной де-
мократии, Bo всех эвельях проведена вы-
	бору’мих кампаний, в которой приняли
участие десятки миллионов членов-пай-
пиков.
	Ш Всесоюзный ©’езд потребительской
кооперации принял рях важных решений,
	ЗА АВИА САОАНААОУЕО ОЗОН CHL
	В Н-оком авизгарнизоне проводялея ве-
черз воспоминаний ветеранов Великой
Отечественной войны. Состоялись вечера,
на которых участники воздушных сраже-
ний второй мировой войны рассказали 0
действиях советской авиации в боях на
Бубани, на Курской дуге, в Ropcyns-
Шевченковской операция и других вылаю-
шихея битвах, прославивших советское
оружие.

Лекции и доклады

В предпраздничные дни среди труля-
щихся будут проведены лекции и доклады
о Дне Воздушного Флога СССР. Пропаган-
дисты расскажут о героических делах
сталинской авиации, о выдающейся роли
большевистской партии и лично товарища
И. В. Сталина в еоздании и развитий на-
шего могучего Воздушного Флота, в воспи-
тании кадров. наших героических летчи-
ков и талантливых советских конетрукто-
ров.

8 парвах столицы

В московских парках День Воздушного
Флота будет отмечен массовыми празднич-
ными гуляньями, в Которых примут участие
знатные люди сталинской авиации —
летчики, конструкторы, строители самоле-
тов и моторов. Повсюду проводятся спор-
тивные соревнования, устраиваются кон-
перты, открываютея фотогаллереи героев.
войны и трудового фронта.
	Посвященное Дню Воздушного Флота

_ СССР. торжественное собрание МГЕ ВЕШб)
и Моссовета совместно с военными и 05-

шественными организациями столицы <о-
стоятся в Центральном парке куаьтуры и
отдыха имени Горькего.
	Праздник в Тушине
	На Тушинском аэродроме в день празд-
ника булет провелен традиционный в03-
	душный парад.
——=—-
Собрание актива высших
учебных заведений Москвы
	Бчера в московском Доме ученых с0-
стоялось собрание актива высших учеб-
ных заведений столицы. Заместатель ми-
Hictpa высшего образования СССР А. М.
Самарин выступил © докладом 06 итогах
учебного года if о подготовке вузов к но-
вому приему.

Докладчик привел данные, говорящие о
значительном улучшении обучения и вос-
питания молодых специалистов. В 1947—
48 учебном году в 800 вузах страны обу-
чалось около 700 тысяч студентов. Выс-
шая школа дала в нынешнем году самый
большой за время ее существования вы-
ПУСК — 124 тысачи спепиалиетов. Почти
	пятая часть советского студенчества 00у-
чается в 18 вузах Москвы.

— Важнейшая задача работников выс-
шей школы, — говорит докладчик, —
своевременно и хорошо подготовиться к
новому учебному году. Столичные вузы
примут более 24 тысяч студентов. Необ-
ходимо обеспечить точное выполнение
плана приема по всем специальностям,
обратив 0с0бое внимание на вузы и фз-
культеты, готовящие кадры для уголь-
ной, нефтяной, металлургической, етрои-
тельной промышленности и сельскохозяй-
ственного машиностроения. Профессора и
преподаватели должны помочь молодежи
в правильном выборе будущей епециаль-
ности. Е

В новом учебном году в советских ву-
зах будут обучаться 720 тысяч стулен-
тов — значительно больше, чем намеча-
л0сь на последний год послевоенной пяти-

лети.
	В Суворовском музее
	ИЗМАИЛ, 2 июля. (По Tene. ot cob.
корр.). Третий год в Измаиле существует
` Суворовский музей. Научные работники
музея собрали много исторических доку-
ментов, относящихся к штурму крепоети
Измаил русскими войсками. В музее имеет-
ся пушка, оставленная Кутузовым в па-
мать победы над турками в 1790 году.
На территории бывшей крености собраны
ядра, которыми русские  бомбардировали
- врага. Много ядер полнаято со дна Дуная.
	В специальной витрине лежат медали,
выпущенные в честь взятия Измаила и
других суворовских побед. Собраню большое
количество русских монет, вычеканенных
для Молдавия из турецких пушек.
	Б музее много карт и схем военных по-
ходов, образцов оружия того времени, зна-
мен, обмундирования. Отдельные стэнды
отведены под литературу, посвященную
великому полководцу. Художник П. П. (о-
колов-Скаля подарил музею большой порт-
фет А. В, Сувсрова.
	Отовсюду
	х В Белоруссии полностью восстановле-
ны художественные промысловые артели,
об’единяющие сейчас около тысячи масте.
ров. Во всех областях открыты Дома на-
родного творчества.
	* Первый выпуск учителей произвел ca-
мый Молодой вуз Советской Литвы —
Клайпедский учительский институт, орга-
низованный в 1946 году. В уездные школы
республики направляются 65 хорошо подго-
товленных преподавателей.
	® Новые рудничные лампы выпустил
ленинградский завод «Светлана». Световой
	поток их почти в два раза больше, чем у
обычных.
	Закончено строительство Новосибир-
ского завода шлакоблоков —= олного из Ca-
мых крупных на востоке страны. Завод бу-
лет ежедневно выпускать около 8 тысяч

блоков из котельного шлака и цемента.
	Х В колхозы и МТС Рязанской области
на практику прибыли сто студентов Сель-
скохозяйственной академии ‘имени Тимиря-
	зева,
	Отечественная продукция
и иностранные ярлыки
	В дореволюционной Россий первые ме-
ханизированные . кондитерские фабрики
принадлежали иностранцам Cay a ft?
Жоржу Борману и другим. Эти фирмы oc-
нащали фабрики заграничным оборудова-
нием, выпускали изделия по заграничным
рецептурам © заграничными названиями,
присваивали и выдавали за заграничные
талантливые нововведения русских масте-
ров кондитерского искусства. Такое поло-
жение соответствовало интересам иностран-
ных фирм и вкусам основных потребите-
лей кондитерских изделий — правящих
классов парской Россий, преклонявитих-
ся перед всем иностранным, в особенно-
сти перед всем франнузеким,
	ва голы сталинских Пятилеток конди-
терекая промышленность из отеталого по-
лукустарного промысла превратилась в
кондитерскую < индустрию. Современная
технология, единые репентуры разработа-
ны советекими инженерами. Мантины для
кондитерской промышленности строятся на
советских заводах. Растет выпуек конди-
терских изделий, увеличивается число
сортов. и повышается качество их. Тако-
TO разнообразия <ортов карамели ий кон-
фет, как в СОСР, не знает ни одна стра-
на мира. Коренным образом изменилея и
состав потребителей кондитерских изделий.
Коулитерские изделия стали продуктами
	повседневного массового спроса,

Казалось бы, что работники кондитер-
ской промышленности должны бы отка-
заться OT старых названий, завезенных
некогла в Россию из-за границы. Однако
малопонятные, чуждые ‘русскому языку
иностранные слова ло сих пор широко
распространены в кондитерской премыш-
ленности, засоряют учебники и учебные
пособия ю курсам технологии й товаро-
ведения кондитерских изделий.

Тут и «мякемашины» и «коншмашиных»,
«планзихтеры» и «виндзихтеры», «кегель-
машины» и «могульмашины», и даже
«китайская машина». Все они пройзводят
простые, понятные каждому рабочему опе-
рации, но до сих пор для них He найлено
	простого ‘и понятного русского имени. И
	учебники ло сих пор прибегают в «ки-
тайской грамоте», когда требуется эти ма-
шины описать.

Если с машинами имеет дело ограни-
ченный круг людей, то с мудреными на-
званиями кондитерских изделий сталки-
ваютея миллионы потребителей. ora
раскрываешь сборник рецептур конфет, To
в глазах рябит от ненужных иностранных
словечек: «марешаль» (по-русски просто
 «маршал»!), «оранж» (апельсин!) «нуа-
зет» (скромный лесной орешек!), «ша-ну-
ар» (черная кошка!): И далее: какао-шуа,
помадка рококо, рондо, ассорти, джен, ра-
шель и другие.
	Общение с книгой давно стало повее-
дневной потребностью населения Якутии.
Книгу можно встретить в каждом доме ра-
бочего, в артельном бараке. старателей
золотых приисков, В хате колхозников
якутов и эвенков. в передвижном чуме
кочующего паетуха-оленевода,
	Олнако до сих пор еще труден путь.
	книги к читателю.

Доставка книг в Якутекую ACCP из
гола в гол увеличивается. Ёниги завозятся
республиканским управлением  Когиза,
республиканским союзом потребительских
обществ «Холбос», организациями Главеев-
морпути. Й все же в ряде районов реепуб-
лики ощущается книжный голол. Дело в
том. что больнтинство книг оседает. в рес-
публиканеком центре — Якутске н в не-
многих прилегающих к нему районных
центрах — Покровске и других. В осталь-
ные же районы книга попадает в большим
	трудом.
	Безудержню  шеюляют иностранными
словцами и рецептуры по группе мучных
изделий. Здесь и пирожные безе, буше;
эклер, шу и бисквиты пёти-бер, нетя-фур
ий печенье лактон, нина, финь-шамизнь,
аррорут, оеборн, бутер-беферс и веевозмож-
ные меренги, торталетки, тирольекие пи-
рожные, крем-шарлоты, саксонские пряни-
ки, кексы, сандвичи, крекеры.

Дружный смех студентов: вызывают по-
пытки расшифровать эти мудреные наз-
вания. Так, например, «безе» по-русски
означает поцелуй, а полуфабрикат —
«безейное тесто» должно, очевидно, озна-
чать «нопелуйноз тесто». «Буше» — это
	‘количество пиши. за pas принимаемое ртом.
	Лучшему сорту наших  помадных кон-
фет почему-то присвоено — название
«мессинская  помадка», набор шоко-
ладных конфет, глазированных  Нпома-
дой, именуется «франнузским набором», а
смесь конфет, глазированных” шоколадом и
помадой, называетея «миланским набором»..
В учебнике «Технология кондитерского
производства» под редакцией профессора
А. Л. Раппопорта можно прочесть следую-
шее определение: «Венсками изделиями
называют весьма разнообразную 10 ассор-
тименту группу мучных ‘кондитерских
штучных ‘изделий, отличающихся высоким
содержанием сахара и жира п тщательной
внешней декоративностью отделки».

У студентов возникает законный во-
прое: «Почему же вее-таки лучшая отече-
ственная продукция называется «венской»,
«миланской»,  «мессинской»,  «француз-
ской»? Ведь во Франции, в Вене, в Мила-
He о полобных излелиях давно уже при-
ходится только мечтать!

Что им ответить? Об’яенить им, что веть
еще в пипевой промышленности люди,
позорящие честь фабричной марки и на-
клеивающие на продукцию, созданную тру-
дом и талантом советоких людей, иност-
ранные ярлыки?

Бела здесь не только в преклонении
перед всем заграничным, но и в рутинном
отношении к делу. На широко раопростра-
ненных печеньях, изготавливаемых. фаб-
рикой имени Самойловой в Ленинграде,
двойные обозначения: на самых неченьях
оттиенуто по-французеки: «Petit beurre»
u «Marie», a на эгикетках русскими бук-
вами «Пети- бер» и «Мария». Дело 0б’яс-
няется просто: машины завезены из Фран-
ции еще Жоржем Борманом и замена
пигампов оказалась «неразрешимой  проб-
лемой». Старые штампы залежалиеь Ha
некоторых наших заводах, старые штам-
пы владеют, очевилно, и сознанием неко-
торых деятелей пищевой промышленности.
	Слабым утешением для работников пя-
Meno промышленности может послужить
	TO, Что не одни они могут быть заподоз-
	К нига ‘застряла в пути
	Аллах-Юнь является районом сплонгной
грамотности. Больше того, почти 40 про-
центов населения этого района имеет еред-
нее и высптее образование, а около 35 про-
центов — семилетнее. Местные книголюбы
приводят интересные данные. Только за
1 год такую об’емистую, специальную
книгу, как «Новая история колониальных
и зависимых стран», здесь прочитали 27
человек. Однотомник избранных произведе-
ний Новикова-Нрибоя за этот же срок про
читали 46 человек. Потребность в книге
здесь особенно велика. Но ни Когиз, ни дру-
гие торгующие организации He имеют
в районе своих отлелений..
	Такое же положение с книгами в Учур-
ском, Томмотском и ряде других густо на-
селенных районов. Зато Якутск затоварен
	книгамй. На полках магазинов лежит ли-
тература, изданная много лет назад. Сча-
стаивцы, приезжающие из районов, заку-
пают сотни книг, в том числе произведения
	Горячие дни Владивостокского порта
	Тяжело груженные суда идут из Влади-
востока в самых различных направлениях.
Только-что в далекие рейсы ушли первые
в этом году пароходы — «Комсомолец»
й многоэтажный пассажирский лайнер
«Ильич», краса и гордость Дальневосточ-
ного морского пароходства. Из своего
очередного рейса на Южный Сахалин
вернулся грузовой пароход. Стоят под по-
грузкой суда, отправаяющиеся на Камчат-

ку и Ha Курильские острова.
	Вроме многочисленных грузов, через
Владивостокский порт в этом году отправ-
	  аены десатки тысяч пассажиров.
	рены в преклонении перед заграницей и
	обвинены в засорении русского языка. He
	отстают от них и работники предприятий
общественного питания.
	Оконные витрины ленинградских Kade
	й ресторанов рекламируют изделия с00ет-
венного производства. Отведать новые блю-
да соблазн велик, но вы долг смите в
смущении, устыливииеь собственного ие-
вежества. Что такое «персики ‘мельба»,
«яйца бруи», «маевдуан из овощей», 3a-
галочные «парфе», «тимбаль гляссе» или,
наконец, «паризьен гляссе»? Ваши скром-
ные лингвистические изыскания разбива-
ются о непреодолимые преграды. «Парфе»
— По-франнузеки означает «прекрасно»,
«восхитительно», но что именно «прекрас-
но», «воехитительно»=—остается секретом.
«Гляссе» имеет несколько значений: 3а4-
морсженный, полированный, обсахаренный,
обледенелый. «Тимбаль» — это кубок, фор-
ма для запекания теста, кушанье, запечен-
ное в тесте. Следовательно, «тимбаль гляс-
се>——это что-то вроле полированного кубка,
запеченного в тесте?

Самые названия ленинградских кафе и
ресторанов свидетельствуют 0 TOM, aT
следы преклонения перед всем иностран-
ным, господствовавшего некогда на Нев-
ском проспекте, не изжиты кое-кем 40
сих пор. Ленинграл, город русской сла-
вы, украшают такие вывески, как
«Метрополь», «Англетер», «Норд», «Асто-
рия», «Квисисана». Кафе «Норд» и «Вви-
сисана» почти рядом расположились на
главной улице. Если слово «норл» понят-
	HO многим посетителям, хотя не хуже
звучало бы русское слово «север», то
вывеска «Квисисана» = трудный ребус.
	Служащие кафе неуверенно об’ясвяют, что
она означает «Добро пожаловать». Но are
вольный перевод. «Ависисана» — это
жаргонное итальянское слово, звучащее
вроде «Будь здоров!».

Промышленных предприятиям и пред-
приятиям общественного питания надо за-
нятьея разработкой новой терминологии.
Ё этой работе необходимо привлечь ин-
женеров, стахановцев, научных  работни-
ков, профессорско-преподавательский ©9-
став вузов, торговых работников. Назрела
необходимость пересмотреть и переиздать
учебники и учебные пособия по курсам
технологии и товароведения, отразив в
них достижения советской промышленно-
сти за голы сталинских пятилеток, успехи
отдельных фабрик, новаторов производства.

Пора перестать оскорблять труд совет-
	ских раоочих, инженеров, ученых навеши-
	ванием иностранных ярлыков Ha OTECUEC-
	ственную продукпию.

П. БЕДРОСОВА,
старший преподаватель Ленинград-
ского института советской торговли

` имени Фр. Энгельса. °
	Ленина и Сталина, и увозят © собой или вы-
еылают посылками. Только 14 июня в
районы частными лицами было направлено
43 таких книжных посылки.

В Якутске оседает не только литерату-
ра, привозимая из центра страны, 30 и
продукция местного издательства как на
русском, так и на якутеком языках.

Существующая в районах потребность в
вниге хорошю известна руководителям pec-
публиванеких торгующих организаций, HO
она их ничуть не волнует. Отсутствие раз-
‘ вернутой книжной торговаи в районах они
пытаются об’яснить особыми гранспортны-
ми трудностями. Никого здесь почему-то не
смущает, что книга, уже преодолевшая на
Шути к читателю почти 8 тыгяч километ-
	‚ров, застревает в самом вонце этого пути,
	HATRAVBIUHCh на равнодушие нерадивых
	людей.
А. ИВАНОВ,

соб. корр. «Известий»,
	г, ЯКУТСК.
	к положению Союзной комендатуры
_ Берлина
	Показательно, что протест советского ко-
мандования в CBASH $ недостойным пове-
дением Хаули был оставлен американским
командованием без какого-либо ответа,

Позднее американский, британский и
французский коменданты Берлина, игнори-
руя тот факт, что Берлин находится в в5-
ветекой зоне оккупации и экономически
является частью советской зоны, издали в
западных секторах трехстороннее незакон-
ное распоряжение о введении в обращение
в Берлине новых денег западных зон окку-
пации Германии. ео специальным берлин-
ским штампом «В». Эти действия были ак-
том, направленным на дезорганизацию де
нежного обращения и на подрыв экономики
советской зоны оккупации и района Боль-
пгого Берлина, что несовместимо с приаци-
пами четырехстороннего управления Bep-
JUTHON.
	Вак стало известно, начальник советекой
секции штаба Союзной комендатуры 1 ию-
ля в00бщил другим начальникам секции
штаба Союзной комендатуры о вышеизяо-
женном, возложив при этом всю ответетвен-
ность за срыв рабэты Межеоюзной комен»
датуры Берлина на американского, британе

ского и франпузекого коменлантов Берли-
На».
	БЕРЛИН, 2 июля. (ТАСС). Бюро ин-
формации советской военной администра-
ции в Германию опубликовало ‘сообщение,
В котором говорится:
	«Бак стало известно из советских офи-
циальных кругов, начальник советекой
‹екпии при штабе Союзной комендатуры
полковник Калинин получил полномочие
советского коменданта города Берлина за-
явить: трем другим начальникам секций
штаба. Союзной комендатуры 9 том, что он,
начальник советской секции штаба комен-
датуры Берлина, не считает для себя в0з-
можным продолжать участие в заседаниях
штаба Межесюзной комендатуры. Это 06’-
ясняется тем, что фактически Межеоюз-
ная комендатура Берлива прекратила свою
деятельность. после том, как американ-
ский комендант полковник Хаули на засе-
дании комендатуры 16 июня отказался
обсуждать советские предложения 06 улуч-
шений материального и правового поло-
жения рабочих и служащих промышлен-
ности и транспорта Берлина и после ряда
вызывающих и оскорбительных для Союз-
ной комендатуры реплик оставил зал ва-
селания. Это вызывающее поведение аме-
‘риканекого коменданта привело к ерыву
  работы Межеоюзной коментатуры Берлина.
	Сепаратные действия западных держав
	БЕРЛИН;-2 июля. (ТАСС). По сообщению
гамбургского ‘радио, военные губернаторы
трех западных зон оккупации Германии ге-
нералы Клей, Робертсон ‘и Кениг собрались
вчера на совещание се премьер-министрами
земель трех западных зон. Были ноставле-
ны вопросы 96 образовании правительства
западных зон, изменении границ земель, а
также предложение 0б «оккупапионном
статуте».
	Тенерал Алей выступил с предложения-
ми 06 образовании учредительного собра-
ния. Влей утверждал, что в ближайшие ме-
сяцы будет выработана федералистская си-
	‚стема управления. Учредительное собрание,
	заявил ЁВлей, должно собраться не позже
1 сентября нынешнего года. Англиский
военный губернатор генерал Робертсон
докладывал 0б изменении гранип земель,
франпузский военный губеркатор генерал
Вениг —0 содержания  «оккупационного
статута».
	От имени 11 премьер-министров немец-
ких земель выступил премьер-министр
земли Вюртемберг — Баден Мейер, кото-
рый просил предоставить им «время Ba
размышление», прежде чем выразить «не-
мецкую точку зрения».
	После сепаратной денежной реформы
в Западной Германии
	По сообщению того же атентства, из 5
тысяч студентов Эрлангенского универси-
тета (американская зона оккупации) свы-
ше тысячи вынуждены были прекратить
учебу, так как после денежной. реформы

сни не емогли внести плату за учение и
ввартирную плату.
	Бедственное положение студентов
в западных зонах Германии
	ПРАГА, 2 июля. (ТАСС). Как сообщает
корреспондент агентетва Телепресе из Бер-
лина, студентам Франкфуртского универси-
тета, обратившимея к германским властям
в просьбой облегчить их дальнейшее обу-
чение, гарантировав им такую же стипен-
дию, какая существовала до проведения
денежной реформы, посоветовали «дважды
подумать», прежде чем они решат продол-
жать учение. Студентам сообщили, что они
должны учитывать «серьезные препят-
ствия» и иметь в виду, что власти Бизо-
нии не имеют средств для поддержки нуж-
хающихся студентов.
	БЕРЛИН, 2 июля. (ТАСС). Вак пере-
дает атентетво АДН, первый предоедатель
профсоюза немецких служащих в англий-
ской зоне оккунации Германии Вальгельм
Дерр на пресе-конференции в Гамбурге за-
явил: «Мы глубоко разочарованы первыми
последствиями  сепаратной  западно-гер-
манской денежной реформы. Реформа, про-
веденная в Западной Германии, может рас-
	Ссматриваться TOABRO как наказание Для
всех трудолюбивых немпев».

Дерр указал, что им получены  много-
	численные заявления. протеста в CBHI с
массовыми увольнениями, имевшими место
в послелние дни. Раздел закона о денеж-
	ной реформе в Запалной Германии -—— так
	наз. третий закон — полностью уничто-
жил все завоевания профеоюзов в области
охраны против увольнений. Уже сейчас
MOMHO констатировать, что ряд работола-
телей пытается по-своему  интерпретиро-
вать: мероприятия по отношению к служА-
шим, проведенные в британской зоне в
евязи с денежной реформой. Работодатели
снова сделали ввоим орудием  «предвари-
тельные увольнения»,
	В восточной зоне Германии ожидается
хороший урожай
	стра сельского хозяйства д-ра Уле, ожя-
дзется удовлетворительный урожай. Пред-
посылки для такого урожая были созланы
путем улучшенной обработки земли. подго-
товки высококачественных семян и улуч-
шения снабжения крестьянских хозяйств
удобрениями. В этом году в Саксонии было
распределено на 40 процентов больше а30-
тистых удобрений и втрое больше фосфор-
ных удобрений, чем в 1947 голу.
	БЕРЛИН, 2 июля. (ТАСС). Как. передает
агентство АДН, по заявлению правитель-
ства земли Бранденбург, в этом году ожи-
дается большой урожай картофеля. В Бран-
денбурге в 1948 году плошадь под карто-
фелем увеличилась по сравнению с 1947
годом ‘на 33 тыс. гектаров. Для ускоре-
ния поставок картофеля введена выгодная
1ля крестьян система учета.

В Сакесопий, согласно заявлению мини-
	_ Сокращение вационов мяса в Англии
	ЛОНДОН, 2 июля. (ТАСО). Ёзк переда-   ствия заявил, что на этой неделе населе-
	ТОЛЬКО ПОлЛОВИНа MACHO
	ет агентотво Рейтер, 1 июля представи-   нию будет выдана
  тель английского министерства продоволь-   го рациона,
	ВЛАДИВОСТОК, 2 июля. (По телеф. от
с0б. корр.). Во Владивостокском порту на-
ступили самые горячие дни. Навигация на
веех дальневосточных морях в разгаре, п
в бухту Золотой Рог, где расположен порт,
один за другим идут огромные океанские
корабли. Круглые сутки кипит работа ва
многочисленных причалах порта, по ночам
залитых тысячами ярких огней. В непре-
рывном движении береговые и пловучие
под`емные краны, лебедки, транспортеры.
Изо AHA BERS, перевьполняя нормы, не-
утомимо работают бригады грузчиков. Про-
	изводительность их труда сейчас на 15
процентов выше ловоенной. --
	Коллектив Бладивостокского порта уг-
пешно выполняет вее обязательства, прй-
нятые им на вебя во Всесоюзном сопиали-
стическом соревновании. Несколько дчей
назал  портовики досрочно выполняли
нлан первого полугодия. Почти половина
	всех судов обработана досрочно. Рациона-
лизаторы ненрерывно работают над даль-
нейшим увеличением пропускной 610690-
ности порта и Снажением производствен-
ных расходов. Отказавшись от государ-
ственной дотации, портовики за пять меся-
пев уже дали 2 миллиона рублей при-
были. . =