ВТОРНИК, 3 АВГУСТА 1948 г. № 182 (9712)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Таким образом, мы имеем, без Германии
и Австрии, еще три государства: Бельгию,
Италию и Грецию, которые подписали Кон.
веннию 1921 года. Следовательно, англий-
ская, французская и американская деле-
гапии утверждают, что та Конвенция, ко-
торая здесь булет разработана и полииеа-
	Ha, не сможет вступить в силу, прежде
чем Италия; Бельгия и Греция не согла-
сятся © этой Конвенцией? Я так это по-
нимаю. Н№ позвольте спросить, почему же
вы не позаботились 9 том, чтобы эти три
государства присутствовали на этой Кон-
ферениии? Почему же в решении Совета
Министров Иностранных Дел от 12 декаб-
ря 1946 г. не упомянуты ни Греция, ни
Бельгия. ни Италия?
	Позвольте Bac спросить: почему мы
не визим срели этой группы  государетв
Греции, Бельгии и Италии? 06 Азстрии
	есть епециальная оговорка, а о Германии
нет даже и оговорки, и это вполне по-
HATHO,

Но я спрашиваю, если вы говорите, что
без Греции, Бельгии, Италии нельзя -pac-
перядиться по Bsonpocy 0 Дунае в связи
с разработкой новой Конвенции, ее подпи-
сать, ратифицировать и ввести в действие,
почему же вы их н6 пригласили к разра-
ботке той самой Конвенции, без чего мы
якобы не можем обойтись, почему? Итак,
ваш принпин, 910 никакая новая Конвен-
ция 00 данному вопросу не может быть
принята без согласия тех государетв. ко-
торые участвовали в предыдущей Конвен-
ции, опровергаетея всей логикой событий.
Ваше собственное решение ограничить
состав конференции теми государетвами,
которые указаны в упомянутом выше. ре-
шении Четырех министров иноетранных
дел, говорит против вас.

Таким образом, ставить ветунление в
силу новой Конвенции о Дунае в-зависи-
мость от согласия тех государетв, которые
участвовали или которые подпивали ста-
рую Дунайскую Конвенцию 1921 года, нет
решительно никаких Фенований. Тем 60-
лее, что, как я уже скавал, Конвенция
1921 года уже давно потеряла свою силу,
поскольку пелый ряд положений этой Кон-
венции был отменен последующими Кон-
венциями и эта отмена была произведена
без всякого обращения к согласию всех
госуларетв, которые в свое время подпи-
сали и ратифицировали эту Конвенцию.
Несмотря на то, что в Конвенции 1991 г.
была специальная статья, именно статья
42-я, которая устанавливала порядок из-
менения Вонвеннии, этот порядок измене-
ния Конвенции не соблюдалея. и «приоб-
‚ ретенные права», ® которых говорил здесь
_французекий - делегат, терялись < такой же
быстротой, как они и приобретались. Мы
видели, что на. протяжений почти ста лет,
начиная с Парижекого мирного трактата
1856 ода, положения, регулировавигие
	судоходство на Дунае, полверталиеь по-
	стоявным изменениям, причем  государ-
ства, и эт0-в первую очерель надо сказать
-о Великобритании и Франции, которые or-
меняли ий изменяли поднисанные ими Кон-
венции, никогда не вспоминали © «приоб-
_ретенных правах»; 0 которых так усертно
	OE BCIOMHHANT B HacTOARiee время.
	ской Бомиссии, вы в 1921 году ее исклю-
Чили из этой комиссии, нотому что эта
страна была не царской Россией, а стала
рабоче - крестьянской Россией. Царскую
Россию вы терпели, но рабоче-крестьян-
скую Росспю вы не хотели терпеть, иона
оказалась исключенной из Европейской.
Дунайской ^ Комиссии. Я не жалуюсь на
эту вопиющую  несправелливоеть потому,
410 наын нарол сумел отстоять свои права
HB aTOM вопросе. Я хочу зишь указать
на вашу неноследовательность, на полную
необоснованность ваших ‘призывов ува-
жать какие-то «приобретенные — права»,
провозглашать какие-то «международные»
принципы © том, FTO все государства,
подписавшие прежнюю Конвенцию, долж-
ны дать согласие на изменение этой Кон-
венции и что 063 этого согласия новая
Конвенция He может иметь силы, в 10
время, когда вы сами не уважаете «при-
обретенных прав», сами зе уважаете тех
принципов международного права, на ко-
торые ссылаетесь сегодня © таким аплом-
б0м. Я хочу лишь показать, чо ваш
принцип сохранения в неприкосновенности
«приобретенных прав» — это фикния;
придуманная вашими юристами для Tore,
чтобы оправдать нарушение прав приду-
найских народов. Мы с этим не можем
согласиться. История не для того суще-
ствует, чтобы ее использовать, как ста-
рую шубу, выворачивая наизнанку. С
историческими фактами нужно считаться
Так, как они есть, и если была уже та:
кая практика, что меняются международ-
ные конвенции незавасимо от желания или
нежелания тех или иных отдельных уча-
стников предыдущих конвенций, то нече?
1% ссылаться на какие-то «приобретенные
права», когда это затрагивает интересы
влиятельных участников этих конвенций,

Итак, мы можем констатировать. с 9д-
ной стороны, что Конвенция 1921 года, к
уважению которой призывает английский
делегат, в сущности говоря, не имеет уже
никакой силы. Это было признано и (9-
ветом министров иностранных лел четырех
держав — СССР, США, Великобритании и
Франции. Это было признано и 21 10су-
Даретвом с участием всех членов’ Совета
министров иностранных дел (я имею в
виту также и Витай) на Парижекой кон-
ференции в 1946 году, которая признала
необходимым включить в мирные логово-
ры < Венгрией, Румынией и Болгарией те
статьи, на которые я сейчае указывали
которые существенно и принципиально
отличаются от статьй первой Вонвенции
1921 гола.

К этому позвольте добавить соображе-
ния пропедурного порядка. Нам говорят,
что новая Конвенция не может вступить
	в силу, прежде Чем ее не апробируют те:
государства, которые подписали Конвен:
цию 1921 гола. Ероме тех, кто здесь при:
сутствует и подпиеали эту Конвенцию, ‘и
тех, кто присутствует, но не подписывал.
эту Конвенцию, нужно назвать такие госу-.
даретва, как Германия — я ве говорю об.
Австрии, которая - здесь присутствует ¢.
совещательным голосом, — как Италия,

Бельгия и Греция,
	1. Против диктатов и ультиматумов
	ства, & язык диктата. то не язык сотруд-
ничества, а язык приказов, это не язык
сотрудничества и товарищеской работы, а
язык хозяев. Советская делегация реши-
тельно, отвергает такие заявления. Мы. за-
ранее скажем в ответ на такого рода ульти-
мативные заявления, что они для нас не
будут иметь никакого значения, мы прой-
дем мимо них, мы скажем: двери служат
как для входа, так и ‘для выхода. Так
ставитея вопрос. политически.

Мы ником не засгавляем принимать
Участие в сегоднянней конференции. Мы
собрались для сотрудничесгва и лдруже-
ственного рассмотрения вопрова, в котором
заинтересованы все участвующие злесь го-
сударства. Таким образом, язык ультимату-
ма должен быть оставлен за порогом этой
залы. По крайней мере, что касается co-
ветской делегации, то она, повторяю, _ре-
ниительно отвергает этот язык, как негумест-
НЫЙ на международной . конференции, и не
будет в состоянии расематривать ни одного
предложения под угрозой того давления,
которое пытаются оказывать на настоя-
щую конференцию присутствующие злесь
представители Соединенных Штатов Аме-
пики, Великобритании и Франция. Так
можно разговаривать на конференциях. где
большинство принадлежит бенилюксам. Там
такой язык уместен. Здесь бенилюксов нет.
Здесь равноправные государства, и язык
должен соответствовать этому положению.

Так обстоит дело с политической сторо-
ны. Но нельзя ли посмотреть на этот во-
прое, я бы сказал, и с юридической cTa-
	DOH DI?
	1-н ‘председатель, г-да делегаты.

Наиболее отчетливо оснавные темы на-
лей дискуссии, мне представляется, сфор-
мулировал английский делегат г-н Пик, ко-
Торый сказал, обращаясь к французской де-
легации, очень кратко по этому поводу, но
очень выразительно. Его формула гласит:
права всех тех государств, которые подни-
сали Конвенцию 1921 года, должны быть
сохранены в неприкоснованноети и йх г0-
гласие должно предшествовать заключению
	новой конвенции.
	Весь смысл наших споров здесь, таким
‘образом, заключаетея в том, чтобы при-
	знать и, что еще более важно, отразить в
	новой конвенции права государств, подин-
савших Конвенцию 1921 года. Больше то-
го, из заявления г-на Пик. как и из за98-
	‚лении г-на Кенона (США) и г-на Тьери
	(Франция), ясно, что если это условие не
будет выполнено, ve эти 3 государства не
подпишут конвенцию. Следовательно, мы
находимся перед фактом ультиматума, ко-
торый пред‘является нашей конференции
тремя участвующими здесь государетвами.
oTO Tem более должно быть отмечено, что
такие заявления сделаны еще до того, как
мы подошли к рассмотрению возможных
проектов новой конвенции. Следовательно,
не зная даже, что будет здесь предложено
в качестве проекта новой конвенции, ка-
кие принципы будут положены настоящей
конференцией в основу будущей конвенций,
три западные делегации нам уже пред’яви-
ли свои ультимативные требования. Так
могут рассуждать только те. кто себя чув-
	струет хозяевами. Это не язык coTpy THWue-
	английского первого делегата о том, WTO
трудно об’яснить, что означает эта формуч
ла, принятая четырьмя министрами с учал
стием и министра Великобритании, делегат
которой сейчас сделал такое заявление.
Английский делегат к этому также доба-
ВИЛ, ЧТо, во всяком случае, можно считать,
что договор с Австрией уже готов, и что
остаются неболыние кое-какие трудности
по поводу репараций, и что, следовательно,
нет никаких особых оснований отклалы“
вать вопросе о предоставлении Австрии ре
шающего голоса на нашей конференции до
урегулирования вопроса о договоре.

По поводу веех этих, довольно странных
рассуждений я должен сказать слелующее.
Советский Союз никаких репараций с Ав-
стрии не ждет и не требует и никогда не
требовал. Затруднения в отношении ав
стрийского договора связаны с вопросом не
о ренарациях, а с вопросом о так называе-
мых германских активах в Австрии. Прави-
тельства Великобритании и США, а также
и Франции упорно сопротивляются оформ=
лению за Советским Союзом германских
активов в Австрии, вопреки Нотедамскому
соглашению, которое, как мы знаем, не вы-
полняетея, впрочем не только в этом
пункте.

Должен в связи с этим напомнить, что
Австрия до конца войны оставалась на сто-
роне Германии, что австрийские ‚вооружен
ные силы составляли в этой войне значи-
тельную часть германекой армии, вместе в
ней оккупировавшие придунайские страны.
Австрия должна нести ответственность за
причиненный ею ущерб этим странам, как
и за участие в войне на стороне Германии
против демократических государств: И no~
этому полные права, & следовательно, и ре-

шающий голос, о. чем здесь говорили деле-
_гаты западных стран, на нашей конференз

ции, как и на других международных кон-
ференциях, Аветрия сможет получить тольч
ко После того, как вопрое о договоре с Ав-
стрией будет урегулирован. Так мы постуч
пали и с другими бывшими союзниками
Германии — с Венгрией, Румынией, Bes-
гарией, отношения € которыми урегулиро-
ваны мирными договорами 1947 года и
которые после этого получили возможность
участвовать на Лунайской конференции на
равных правах со всеми остальными чле-
нами этой конференции. Какие основания
делать исключение для Австрии? Мы ne
видим таких оснований. Мы знаем, что Ав-
CTPHA поставляла немцам миллионы солдат
в течение ‘всей четырехлетней войны про-
тив демократических стран, мы знаем, что

‚В числе оккупационных войск Германии

австрийские войска играли немалую роль,
мы помним, что Вена пала за несколько
недель до падения Берлина, и что, таким 06-
разом, Аветрия до конца была верна, своему
немецкому союзнику. Вее это и обязывает
урегулировать с Австрией дела 0 договоре
прежде, чем предоставлять ей все те права,
на какие она сейчае без достаточного ое-
нования претендует.
	БВ заключение я должен на минуту вер-
НуТЬься к вопросу 06 уважении «приобрез
тенных прав». Должен напомнить, что
злесь дело идет не о правах, а о привиле-
гиях и притом о привилегиях, полученных
путем нарушения прав придунайских наро-
дов. Нужно принять меры теперь не к т9-
му, чтобы сохранить эти привилегии, кото-
рые пытаютея прикрыть есылками на так
называемые «приобретенные права», дело
илет о восстановлении прав придунайских
народов, попранных и нарушенных неду-
вайскими госуларетвами, превративними в
прошлом Дунай в свою домашнюю peRy 2
пытающимися сохранить это положение и
в настоящее время. Но это обречено на
неудачу. Мы в этом уверены, и это яено
лля веех, — .
			готово ‘присоединиться к предложению
американского ‘и французского  прави-
тельств 0 том; ‘чтобы аветрийские ‘пред-
	ставители были приглашены на эту кон-
	ференцию, по крайней мере, с такими же
полномочиями, -е какими Австрия пред-
ставлена в настоящее время в Европей-
ской экономичеекой комиссии, & именно
в конеультативными функциями.

Что же теперь получается? Правитель-
ства четырех держав, — инициаторы этой
конференции, — договорились относительно
того статута, которым будут пользоваться
на нынешней Дунайской  коиференций
представители австрийского правительства.
Больше того, именно правительетвам СПТА,
Великобритании и Франции принадлежит
	‘инициатива в таком решений этого в9-
	нроса, в силу которого Австрия получила
совещательный ‘голос. Теперь же, на кон-
ференции, австрийское правительетво  тре-
бует решающего голоса яля себя и ‘это
требование поддерживают правительства
США, Великобритании и Франции, кото-
рые сами до конференции предложили
ограничиться хотя бы совещательным го-
лосом для Австрии, что и было принято
советским правительством. Я  подчерки-
ваю, что Австрии был предоставлен сове-
щательный голое но ининиативе прави-
тельств США, Великобритании и Фран-
ции и 910 на этой основе и была достиг-
нута& договоренность 0б участии в этой
конференции австрийского правительства,
в0 изменение ранее принятого решения о
том, чо вообще Ha этой конференции
Австрия участвовать не будет, а будет
участвовать лишь в последующих конфе-
ренциях п то при определенных условиях.
Выходит, что достигнутое между четырьмя
государствами соглашение по поводу сове-
шательного голоса для  Азетрии теперь
аннулируется и выдвигается новое требо-
вание,  противоречашее первоначальной
договоренности. Создается впечатление,
что договоренность, достигнутая по этому
вопросу перед конференцией, была простым
маневром, была только первым шагом к
	POMY, чтобы уступить на той талии. но
	попробовать добиться своего на последую-
шей стадии. Правильно - говорит, очевид-
Но, пословица: «Где пролезет голова, там
всегда пройдет и хвоет». Таковы, очевид-
но, были намерения правительств трех
западных стран.

Нельзя не отметить и еще одно обетоя-
тельство —= английское и американское
правительства свое предложение предоста-
вить Австрии совешательный голос моти-
вировали перед конференцией тем. что
именно такой ‘статут нредоставлен Авет-
рии в Европейской экономической комис-
сий и чте поэтому было бы целесообразно
TakoH же статут ей предоставить и на
Дунайской конференции. Здесь возникает
естественно вопрос, почему Австрия, a
вместе ¢ ней ‘и Франция, и’ Англия, и
США we ставят вопрос о предоставлении
Австрии решающего голоса в Европейской
экономической комиссии, но упорно лоби-
ваютея этого ретающтего голоса лля Авет-
рии именно’ здесь: на Лувайской конфе-
peau? Mae кажется. что это Нельзя
об’яснить простой случайноствю. Злееь в
основе лежит определенный политический
	расчет.
	®

О так вазываемых „приобретенных правах“

и Конвенции 1921 года
	сохраняет евою силу. Но если не лейет-
	вует статья 1 Конвеннии 1921 года, то
	как можно утверждать, ‘что действует вся
Канвенция? Как это можно говорить, когла
Англия ий Франция сами разрутили Вон-
венцию 1921 года? Они ее разрушили
первый раз, когда в 1938 году было за-
ключено Синайское соглашение. Кем оно
было заключено? Оно было заключено Ан-
глией, Францией и Румынией. Вносит ли
какие-либо изменения Синайское соглаше-
ние в Конвенцию 1921 года? Вносит и весь-
ма существенные.
	Вы, — я обращаюсь к английской и
французекюй  делегациям, — разрушиля
	Конвенцию 1921 гола второй раз в 1939
году, когда в Бухаресте приняли новое
соглашение по целому ряду весьма важных
	вопросов Дуная, при чем в этому делу при-
соелинили Италию и Германию.
	Тостода, в Бонвенции 1921 года имеет-
ся ст. 42. Эта статья говорит, что Вон-
венция может быть изменена не иначе,
как: во заявлению двух третей государств,
подписавших эту Конвенцию. Известно,
чм Конвенцию 1921 гола подписали 12
государств. Таким образем, для того, чтобы
можно было изменить эту Конвенцию, нуж-
но было иметь, по крайней мере, согласие
8 государств. Мы видели, как было в дей-
ствительности. В действительности ЁКон-
венция 1921 года была изменена в 1938
тоду решением трех государств. (Англии,
Франции и Румынии) за спиной 9 госу-
дарств; она была изменена в 1939 roay
решением 5 государств (те же 3 плюс
Италия и Германия) за спиной 7 госу-
даретв. Так лй вы соблюдали «приобретен-
вые права», г-н Тьери? Так ли вы соблю-
дани и’ защищали права всех подписавших
Конвенцию 1921 гола государетв, г-н Пик
	и Г-Н Кенон, когда изменили ее положение
	и глазом не моргнув’ Бы говорите © «пря-
обретенных. правах», вы, вероятно, в00й-
ражаете, что они ваши прирожленные. пра-
ва. Но вы сами систематически нарушали
и. продолжаете нарушать вами же подии-
санные конвенции,
	Как можно при таких условиях говоритв.
	9 том, что Конвенция 1921 года суще-
ствует? Она не существует, она вами раз-
рушена в 1938 и 1939 годах. Теперь вы
приходите сюда и говорите: Конвенция
1921 года неноколебима, уважайте права,
предоставленные нам этой Конвенцией. По-
кажите же нам, представьте доказатель-
етва, что действительно Конвенция 1921
года непоколебима.
	Важен и другой вопросе — как появи-
лась эта Конвенция 1921 года? Эта Вон-
венция в свою очередь появилась в гру-
бое нарушение тех прав, которые принад-
лежали некоторым государствам до 1921
тода. В сущности говоря, то, что в’ 1938
rory Англия и Франция нарушили Конвен-
	цию 1921 гола, ничего не внесло нового в
	практику правительств Англии и Франции,
к которым присоединилось и нравительетво
Соединенных Штатов Америки, и ничего
не создает такого, что вызвало бы удивле-
ние в свете нынешней практики этих г9-
сударств, которые каждый день № каждо-
му поводу нарушают принятые на себя
обязательства, как они нарушили обяза-
тельства, принятые в Потсдаме, в Ялте, в
Тегеране, как они нарушили обязательет-
ва, принятые на Генеральной Ассамблее, в
Совете министров иностранных дел. Вон-
венция 1921 года сама была нарушением
предшествующих международных Конвен-
ний. Я имею в виду Конвенции 1856 и
	1878 годов и трактат 1863 года.
	Сигнал дал французский делегат, он
сказал о «приобретенных правах». Поеле-
дующие ораторы пробовали расшифровать
эту формулу. Яонее всех это сделал г-н Ник,
после чего стало очевидно, что нужно го-
ворить не’о «приобретенных правах». а
	скорее о восстановлении прав дунаиеких
	народов, грубо’ нарушенных в проилом,

В самом деле, о чем илет речь? Речь
гдето том, чтобы восстановить Конвенцию
1921 года. Здесь говорят, что она сущест-
вует и будет существовать до тех пор,
пока все подписавшие ее 27 лет тому на-
Зад государства не придут к решению 05
ее отмене. и ее изменении. Для того, чобы
показать, Что это действительно является
общепризнанным международным правом,
как здесь заявил г-н Пик, была даже еде-
лана ссылка на английского ученого Мак-
нейра, и я имею право предиолагать, что
ссылка сделана, на его книгу по междуна-
родному праву, изданную в 1937 году, ко-
торая называется «Effect of ‘the war on
the treaties», 40 aTa KHUTa никакого отно-
шения к данному вопросу нё имеет. Нас
здесь должны интересовать не отвлечен-
ные рассуждения юристов, а то, что собой
представляет Конвенция 1921 года и в
какой мере положения, выставленные
Макнейром, могут быть применены к этой
Конвенции. Как-раз ответа на этот вопрос
мы у проф. Мажнейра не находим. Между
тем важен раньше всем вопросе Oo. TOM,
	двиствительно ли сохраняет силу в данное
	время Вонвенция - 1921 года. Тут, кажет-
ся, венгерский делегат сказал 0 том, что
если бы эта Конвенция о Дунае сохраня-
ла свою силу, так сказать, действовала,
т0 в таком случае не нужно было бы
эключать в мирные договоры 1947 тода
новые статьи о Дунае. Действительно, в
мирные договоры © Венгрией, Румынией,
Болгарией включены новые статьи о.Ду-
нае. Это ст. 38 в одном случае, ст. 36 в.
другом случае и ст. 34 в третьем елучае.
В этих статьях содержатся принципиаль-
ные положения, которые коррестондируют
з известной степени < 1-й статьей Кон-
венции 1921 года, я бы сказал, более
правильно, — натюминают статью 1 Кон:
венции 1921 года. Это — головная статья
в Конвенции 1921 года, которая дает
принципиальную установку, какой надо
руководствоваться, всей Конвенции. Здесь
говорится о том, что. «навигация по Ду-
наю свободна и открыта для судов всех
флагов на условиях нолного равноправия
по всей судоходной части реки от Ульма
до Черного моря и по всей речной ceru,
об’явленной международной, согласно ста-
тьо 2-й» и т. д. Без этой статьи теряют
емыел все остальные статьи Конвенции
1921 года, потому что все остальное-— это
развитие этого принцина, развитие и прак-
тичёское, техническое применение принци-
пов, которые выразились в статье 1 Кон-
зенций 1921 гола.
	Я прошу представителей английской,
американской и фравцузской делегаций
сказать, считают ли они, что статья 1 Кон-
венции 1921 года остается в силе, или
нет? Очевидно, они попытаются дать поло-
жительный ответ. Но как быть в таком
случае с тем фактом, что статья первая в
Конвенций 1921 года заменена статьей 34
в мирном договоре с Болгарией, статьей
38 в мирном договоре © Венгрией и стать-
ей 36 в мирном договоре с Румынией?
Английская и французская делегации нам
товорят, что права всех подписавиих Вон-
венцию 1921 гола, государств должны быть
сохранены в неприкосновенности, так как
Конвенция 1921 тола якобы до сих пор
	4. Новая конвенция должна отвечать HHTepecam
	сотрудничества
	о. Вопрос 06 Австрии
	н международного
	‘цией в этом вопросе, о том, что конвен-
ция не будет считаться действительной,
	  вели она не получит апробации этих трех
	государств, не может иметь, конечно, зна-
чения, которое было бы способно решить

судьбу новой конвенции.

Настоящая конференция собралась ‘для
того, чтобы разработать новую конвенцию.
Можно не сомневаться, что она эту задачу
выполнит и 4TO разработанная здесь KOH-
венция вступит в силу поеле того, как она
будет одобрена, и вступит в силу решением
установленного большинства. Те, кто не
будут © этим согласны, должны будут ли-
60 присоединиться к большинству, либо
отойти в сторону. Это их дело, 910 их
право. Никто, надо полагать, никому новой
конвенции навязывать не будет, Да в этом
п не будет никакой необходимости, так как
конвенция, отвечающая интересам приду-
найских стран и международного сотруд-
ничества, на оеновах, приемлемых для
указанных стран, а она должна быть имен-
	Но такой конвенцией, не будет испытывать
	никаких затруднений в ее принятии и ра-
тификации. Меныпинство в лице трех, &
может быть, и меньше, западных делега-
ций, представленных на этой конференции,
само решит, как ему воспользоваться сво-
им правом, я бы сказал даже не только
правом, но и привилегией, которая предо-
ставлена недунайским государствам тем,
что они участвуют в разработке новой кон-
венции и, следовательно, могут внести свой
вклад в дело организации режима дунай-
ского судоходства в соответствии © новыми
историческими Условиями.
	чтобы Аветрия участвовала в нынешней
Дунайской конференции; за ней предпо-
лагается право быть участницей Дунай-
ских конференций лишь впоследствии,
после урегулирования вопроса 0 договоре
с Австрией. Однако советское правитель-
ство согласилось пригласить Австрию уже
на эту Дунайскую конференцию, no,
исходя из текста, емысла и духа решения
четырех министров иностранных дел, обу-
словило это предоставлением Австрии со-
вещательного голоса. Это, разумеется,
большая уступка в пользу Аветрии, но
тем не менее советское правительство по-
шло на это, и, таким образом, было до-
стигнуто соглашение между СССР, США,
Великобританией и Францией о пригла-
шении Австрии на нашу конференцию ©
совещательным голосом.

В качестве иллюстрации к сказанному
я могу напомнить содержание английской
HOTH на имя советского правительства от
10 июня этого года, где прямо указыва-
10th На 10. что английское правительство
	придунайских стран
	Б заключение я хочу сделать несколько
предварительных замечаний о новой кон-
венции и ее основных принцинах.

_ До последнего времени изменения, вно-
сившиеся в прежние конвенции, шли в на-
правлении усиления привилегий недунай-
ских госуларетв. Теперь вопрос стоит ина-
че, вопрос стоит о том, чтобы освободить
придунайские государства от несправедли-
вости таких привилегий. Вчера английский
делегат говорил, что времена-де измени-
лись. 910 верно. Наступили новые времена,
но новые времена-——новые песни, как го-
ворит народная мудрость. Это должна учесть
английская делегация, должна понять, что
невозможно продолжать распевать на Ду-
нае старые песни.

Франпузский делегат, говоря о «приоб-
ретенных правах», напомнил © ноте фран-
цузекого правительства, посланной в ап-
реле сего тода советскому правительству,
в которой говорилось, что Франция сохра-
няет за с0б0й все права, которые она по-
лучила в силу акта, определявшего режим
Дуная более четверти века тому назад, и
410 ` рекомендации, которые будут ныне
приняты на Дунайской конференции, пе
получат одобрения Франции, поскольку эти
рекомендации могут изменить эти «приоб-
ретенные права». На это можно сказать,
что, конечно, дело французской делегации
решать, как быть перед лицом такого фак-
та, как новая конвенция о Дунае, кото-
рая войдет‘ в силу, не считаясь < тем,
нравится это или это не нравится фран-
цузской делегации. Само заявление фран-
цузского делетата, совпадающее, как мы
видим, © английской и американской пози-
	Позвольте сказать несколько с©лов 00
Аветрии. Австрия нпред’являет претензии
на решающий голос. Ее поддерживают
английская, французекая и американская
делегации. В этой связи я хотел бы на-
помнить некоторые факты, которые, может
быть, помогут внести ясность в этот во-
прос. Дело было так, что правительство
США предложило нам несколько месяцев
тому назад изменить принятое в декабре
1946 года в Нью-Йорке решение Советом
министров иностранных дел относительно
того, что Австрия получит право учаетво-
вать в последующих конференциях по Ду-
наю после урегулирования с ней вопроса о
договоре. Мы помним, что в этом решении
1946 года перечисляются те государства,
которые должны были принять участие в
нынешней конференции. Что же касается
Австрии, то там было указано, что она
сможет участвовать при известных уже
нам условиях в последующих конферен-
цлях по Дунаю. Таким образом, в декабре
1946 rala He BCTad BOBCe BOnTpOC Oo TOM,
	Какова в этом вопросе, 0б участии Ав-
стрии на Дунайской конференции, позиция
Советского Союза?

Мы считаем возможным предоставить
Аветрий ренающий голосе лить после yne-
тулирования с ней вопроса о договоре. Это
в точности соответствует достигнутой лого
воренности межту СССР, США. Великобри-
танией и Францией вше два года TOMY
назад.

Странно было слышать злееь заявление
			Найс
	кой конференции
	Обсуждение ‚и принятие правил процедуры
	БЕЛГРАД, 2 августа. (Спец. корр. ТАСС).
На сегодняшнем заседании, происходившем
под председательством венгерского делегата
9. Мольнара, был рассмотрен проект правил
	‚процедуры Дунайской конференции, внесен-
	ный югославской. делегацией. понференция
утвердила предложенный проект в некото-
рыми. поправками. Создана редакционная
комиссия, которой поручено окончательно
отредактировать правила. В состав комиесии
вошли ‘представители УССР, Франции й
Югославии. Предсетателем комиссии, по
предложению украинского делегата, избран
прелставитель Югославии.
	Особое внимание участников конферен-
ции привлекла статья правил процедуры,
определяющая порядок голосования. Юто-
славская делегация предложила, чтобы
конференция принимала решения простым
большинством голосов имеющих право ре-
шающего голоса представителей, Француз-
ский делегат высказался за то, чтобы кон-
ференция принимала простым большинет-
вом голосов лишь решения по процедурным
вопросам, а по вопросам, касающимся су-
шества обсуждаемых проблем, — большин-
ством в две трети голоеов. Свое предложе-
ние французский делегат никак He MOTH-
вировал.
	Глава советской делегации А. я. Бышин-
ский указал, что нет необходимости уста-
навливать два порядка голосования и что
было бы достаточным принять метод, пред-
ложенный югославской делегацией. Он на-
помнил целый ряд исторических прецеден-
лов, когда важнейшие решения междуна-
родных конференций принимались простым
большинством голосов. Так, простым боль-
иинством голосов. Лига наций принимала
очень важные рекомендации и, в частности,
в октябре 1935 года приняла рекомендацию
0 санкциях против Италии, начавшей свой
агрессивный поход против Абиссинии. Про-
стым большинством голосов Нанамерикан-
ская конференция в Лиме приняла в
1939 году решение о панамериканской е0-
лидарности, о запрещении расовой дискри-
минации, о запрещении и осуждении на-
сильственного захвата чужих территорий.

-— Неплохое: ‘между прочим,  реше-
	ние, — заметил Вышинский. — Оно и те:
	перь, 10 лет спустя, не потеряло своего
значения. Неплохо было бы напомнить сей-
чае решения Нанамериканекой конферен-
ции о запрещении и осуждении насильст-
венного захвата чужих территорий.

Далее Вышинекий напомнил, что Эконо-
мический и Социальный совет организации
06`единенных наций по статье 40 его пра-
вил процедуры и Совет по опеке, соглаеко
статье 37 его правил процедуры, прини-
мают свои решения также нпроетым боль-
шинством голосов. Сама Генеральная Ас-
самблея организации 0б’единенных наций
принимает простым большинством решения
почти по всем вопросам. кроме тех, по ко-
торым сделаны исключения, еоглаено ста-
тье 18 Устава организация 0б’единенных
наций. Ряд конференций по трансзортным
вопросам, — а вопросы Дуная теено связа-
ны © вопросами речных путей сообще-
НИЯ, — в свою очередь, принимали реню-
HHS 110 важнейшим вопросам простым бель-
шинством.

— Но, может быть, наиболее убетитель-
ным аргументом в защиту метода привятия
решения простым большинством явилась бы
ссылка на  парижекую конференцию
1920—1921 гг., которая приняла проетым
большинством голосов ту самую Конвенцию
1921 года, к которой сейчас устремлены
взоры некоторых делегаций с таким не-
скрываемым вожделением, — сказал Вы-
шинский. — Если Дунайская конвенция
1921 тода в Париже была принята про-
стым большинством, то я спрашиваю, на
каком основании сеголнянняя конференция
по Дунаю, правда, не в Париже, а в Бел-
граде, правда, в ином составе, чем тогла,
правда, быть может, к неудовольствию Fe-
которых, с участием именно тех государств,
которые раньше не признавались равно-
правными, почему, я спрашиваю, ныненг-
няя конференция не может принять новую
конвенцию простым большинством голосов?
Советская делегация не ВИДИТ оснований к
тому, чтобы вводить двойной порядок голо-
сования, кроме одного — попытки оелож-
нить работу конференции. Я предлагаю от-
клонить домогательства французской деле-
гации и следовать многочисленным поиме-
	(Окончание на 4-й стр.).
	3. Конвенция 1921 года и Советский Сотоз.
	1921 гол был годом, когда нашта Совет-
ская стран»  заканчивала гражданскую
войну, делая гигантекие усилия, чтобы
укрепиться на овом пути социалистиче-
ского строительства, продолжить TY рабо-
ту, начало которой было положено Вели-
вой Октябрьской социалистической Тево-
люцией, Подписывая в 1921 году Дунай-
скую Конвенцию 693 участия Советской
Рассии. Великобритания и Франция в#ес-
	ли в конвенцию положение, которым
(юветская Россия была исключена из
	Европейской Дунайской Вюмиосий, в. ко-
торой Россия ‘участвовала по Конвенциям
	1856 uw 1878 rors. Бы тогда расправи-
	лись © Дунайской Конвенцией так, как
повар расправляется у ©6бя на кухне с
картошкой. Конвенция 1921 года была гру-
бым нарушением того, господин Пик, по-
ложения международного права, о котором
вы здесь говорили, Которое вы устами
Макнейра формулировали как обязанность
уважать праза тех держав, которые. под-
писали эту Конвенцию.

В 1921 му вы нарушили Конвенцию
1856 года. которую подписала Россия. В
1921 мду вы нарушили  Кюнвенцию
1878 года, которую подписала Россия.
‚Несмотря на то, что по этим Конвенциям
Россия была членом Европейской Дунай-