СРЕДА, 4 АВГУСТА 1948 г. № 133 (9713)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

Указ Президиума Верховного Coseta
	за получение высокой продуктивности. животноводства
(Продолжение. Начало см. «Известия» от 24; 27, 28, 80 и 31 июля).
	02. Бекхожаеву Есиркелу — старшему чабану колхоза «Бельба-
> Чуйского района Джамбулской области, вырастившему от 400
	выраетившему от 400
весе ягнят к отбивке
	сар» чзуйского района
курдючных овцематок
40 килограммов.
	488 ягнят при среднем
	63. Бергалиеву Джукену — заведующему конефермой колхоза «Со-
циализм» Тайпакского района. Западно-Казахстанской области, выра-
стившему при табунном содержании 56 жеребят от 56 кобыл.

64. Бердибекову Дуюсе — заведующему коневодством колхоза
им. Кирова Шевченковского района Гурьевской области, вырастив-
	65. Бердыгулову Нуркасыму—секретарю районного комитета КП(б)
Казахстана Иргизского района Актюбинской области, обеспечившему
своей работой перевыполнение в целом по району плановых заданий
по надою молока на 34 процента, настригу шерсти на 20 процентов,
	нагулу скота на 48 процентов.
	06. Беркмбаеву Бегме — старшему чабану колхоза «Кзыл-Оркен»
	области, вырастившему от 450.
среднем весе ягнят к отбивке
	Четского района Карагандинской
	курдючных овцематок 980 ягнят при
	40,8 килограмма.
	67. Беспаеву Искаку — председателю колхоза «Омурлык» Есиль-
ского района Акмолинской области, вырастившему при конюшенном
` содержании 40 жеребят от 40 кобыл. .
68. Бимжанову Тусумбаю — заведующему конефермой колхоза
им. Ворошилова Эркеншиликского района Акмолинской области, вы-
растившему при `табунном содержании 20 жеребят от 20 кобыл. _
69. Бисалиеву Айбашу — старшему табунщику колхоза им. «Прав-
ды» Джангалинского района Западно-Казахстанской области, выра-
стившему при табунном.содержании 60 жеребят от 60 кобыл. _
70. Битешеву Кустутюну—старшему табунщику колхоза им. Аман-
гельды Джамбулского района Алма-Атинской области, вырастившему
при табунном содержании 53 жеребенка от 53 кобыл. . os
71. Бозекенову Бертлеу — старшему табунщику колхоза ‘им. Краси-
	на Испульского района Гурьевской области, вырастившему при табун-
ном содержании 59 жеребят от 59 кобыл.

72. Бокбасарову Жамболу — заведующему конефермой колхоза
	_«Торт-Куль» Чиликского района Алма-Атинской области, вырастив-
шему при табунном содержании 54 жеребенка от 54 кобыл.

73. Боргазиеву Коштену — старшему табуншику колхоза «Кайнар»
Сузакского района Южно-Казахстанской области, вырастившему при
	от 61 кобылы.
	табунном содержании 61. жеребенка
		О,
			Еще одна попытка британского делегата затянуть решение дунайской проблемы
	храняющим законную силу, и что она яко-
бы не может быть изменена без согласия

на 10 веех ее участников. Тем самым Пик
повторил. свое ультимативное требование,
пред’явленное им в субботу: либо новая
конвенция -бухет написана Ol AURPOBRY
	западных держав, либо они ee не при-
знают.
В ноисках аргументации британский
	делегат затронул большое количество в9-
просов, не имеющих никакого отношения
K дунайской проблеме, вилоть до вопросов
0... долгах царского правительства, о
Брестеком мире 1918 года и т. д.
_Стремясь доказать, что Парижекая Кон-
венция 1921 года все еще остается в силе,
Пик сослалея на статью 7 этой Конвен-
ции, согласно которой полномочия Ёвро-
пейской комиесии могли прекратиться
лишь только на основе международного
соглашения при участии всех государств,
представленных в комиоии.
Поскольку глава советской делегации
Вышинекий еше в <уббету убедительно
показал, что сами запалные державы раз-
рушили Парижекую Конвенцию; заключив
в 1938 тоду ив 1939 году соглашения <
Германией, отдавшие в руки Германии
фактический контроль над Дунаем, Ник
всячески пыталея поелставить дело таким
образом, будто бы Германия вошла в Евро-
пейско-Дунайскую комиссию на законных
основаниях, Вновь сославииеь на уже ци-
	Мак-Нейра, Пик старался оказать, будто
бы Парижекая Конвенция 1921 года под-
ходит под катеюрию так называемых
плюрилатеральных договоров, т.-°. догово-
рев, открытых для присоединения всех го-
сударетв. Это потребовалось Пику для тот,
чтобы оправдать незаконные действия пра-
	вительств  Антлий и Франнии, которые
	заключили с Германией соглашения, в кор-
не ревизующие Парижскую Конвенцию,
даже не MOWATOPCCO BE BITCH мне нием
остальных государств, подписавших эту
Конвенцию. —

_ Вик сослалея также на статью 4 Па-
рижекой Конвевции, согласно которой к
Конвенции могло присоединиться каждое
европейское государстве, «которое в буду-
щем докажет наличность у него достаточ-
ных коммерческих, морских и европейских
интересов в устьях Дуная». Он умолчал
при этом, чю та же статья требовала
единотгласного решения по этому вопросу
правительств, представленных в Европей-
ско-Дунайской комиесий, а статья 42 пре-
дусматривала, Что пересмотр Вонвенции
может быть осуществлен лишь © согласия
двух третей ее участников и притом толь-
ко на конференции < участием всех госу-
дарств, подписавших Конвенцию.

В своем рвении во что бы 10 ни стало
отстоять свою шаткую позицию, британ-
ский делегат не остановилея перед прямы-
ми передержками общеизвестных фактов и
	БЕЛГРАД, 3 августа. (Спец. корр. ТАСС).
На сегодняшнем заседании, происходив-
шем под председательством главы румын-
с5ой делегации Анны Паукер, Лунайекая
конференция должна была перейти к 05-
сужлению поелставленного советской деле-
	  гацией проекта новой конвеннии о режи-
	ме судоходства на Дунае. Однако британ-
ский делегат сэр Чарльз Пик, следуя уже
установившейся шаблоенной тактике затя-
гивания работы конференции, предпринял
еще одну попытку отвлечь внимание ее
участников от стоящих перед ними проб-
лем. Он произнес пространную речь, кото-
рую еще вчера анонсировал как ответ на
состоявшееся еще в субботу выступление
А. Я. Вышинекого.
	Британский делегат взял на себя не
благодарный труд повторить  отвергну-
THe конференцией претензии предетавите-
лей западных держав на право вето при
решении вопроса о режиме судоходства на
Дунае. Аргументация ero была весьма
сбивчивой, & подчас п вовсе беспочвенной.

Начав с того, что в его распоряжения
для подготовки ответа. Вышинскому было
не 72 часа, а только 48, поскольку кон-
ференция в воскресенье не работала, Пик
начал утверждать, что он не пред’являл
ультимативных требований. Однако он
тут же подтвердил, что английская деле-
тания считает пресловутую Нарижевую
	делегации, произнесенной в субботу и уже
опубликованной в печати.

С ответом сэру Чарльзу Нику выступит
А. Я. Вышинекий. Он не оставил камня
на камне от сомнительных аргументов бря-
танского делегата.

Касаясь поднятых Пиком вне всякой
связи с дунайской пробленой вопросов о
царских долгах, © Брестеком мире и дру-
гих, Вышинский показал, что британский
делегат извратил общеизвестные факты,
стремясь скрыть от общественного мнения
подлинную картину исторических событий,

Перейдя к юридическим аргументам бри-
танского делегата, Вышинскай наглядно
продемонстрировал абсолютную беспочвен“
ноеть ето попыток представить дело таким
образом, будто бы попранная самими 38-
падными державами Конвенция 1921 тода
сохраняет силу действующего междунарол=
ного документа. (Полный текст речи А. Я.
Вышинского публикуется в сетодняшнем
номере газеты).

Речь советского делегата была выюлу-
птана всеми присутствующими с огромным
вниманием и вызвала оживленные коммен-
тарии. Ilo единодушному мнению присут-
ствующих на конференции журналистов,
британская делегация потерпела сегодня
еще одно морально-политическое  пораже=
ние. Единственно, чего добился сэр Чарльз
Пик, —это оттяжки работы Дунайской
конференции на один день.
	раде
	юнвенцию 1941 года документом, с0-  тированную им книгу английского юриста   кривотолкованием речи главы советской   конференции на один хень.

Речь главы советской делегации на Дунайской конференции в Белг
	Й должен признатьея, что с большим
удовольствием прослушал речь г-на Шика
и, особенно, те. ее места, где он, изменяя
традиции английского ‘хладнокровия, го-
ворил © такой горячностью, волнением и,
я бы сказал даже, с запальчивостью.
Г-н Пик поставил целый ряд весьма ин-
тересных вопросов, но я не скрою, что,
как мне казетея, в значительной степени
эти вопросы не относятся к существу той
работы, ради которой мы с‘ехалиеь сюда
из разных придунайских стран. Кроме то-
го, г-н Пик очень подробно дал об’яене-
ния TOMY факту, что сегодня он оказался
в состоянии выступить © ответом на ту
речь HAW TO замечания, которые были
мною сделаны трое суток тому назад, Во-
нечно, время для. выступления выбирает
каждый участник этой конференции. Прав-
да; он связан при этом правилами про-
цедуры. Я еще раз лолжен сказать, что. в
данном случае, конечно, статья 17 правил
процедуры была нарушена, но нарушена
с наптего согласия, -в.виде исключения. Я
это говорю потому, что-в будущем едва ли
мне кажется . целесообразным допускать
такие отступления, Так как это заставит
нашу конференцию  топзаться на одном
	месте, и это тем более; что те вопросы,
	которые здесь сегодня поставил г-н Пик,
ни на War 568 могут продвинуть конфе-
ренцию внеред. Уже поэтому можно CKa-
зать, что сегоднянтнее наше утреннее за-
седание, & сожалению, не будет. продук-
тивным. Я, в сожалению, тоже являюсь
ответетвенным за это, потому что, если
бы в субботу я молчал, то сегодня не го-
ворил бы г-н Пик. .

Т-н Пик очень убедительно доказывал, .
что вовсе не ‘72 часа прошло с тех пор,
ЕЗЕ Я выстунил и слелал свое заявление,
	1. Об английском ульти
	матуме. Г-н Пик здесь впал в иронический
тон. Он сказал: Может быть, советская де-
дегация боится английской делегании? Он
сказал — откуда, какие основания были
У меня етавить вопросе 0б ультиматуме,
когда оно никакого ультиматума злесь не
пред’являл. Я рад, если английский деле-
тат отказываетея тенерь от TOTO АВИА
тивного тона, которым он начал, вместе eo
своим франнузским коллегой, нашу конфе-
ренцию в первый же день открытия. Если.
французский делегат последует за англий-
ским ‘делегатом и, в свою очередь, заявит
теперь, чт он: никакого ‘ультиматума не
пред’являл, 10 я могбы констатировать,
вероятно; что вопрос 0б ультиматуме мож-
но считать исчерпанным. Но как вы при-
кажете, г-н английский делегат, понимать
то ваше замечание, которое я, по неофи-
циальной, правда, записи стенограммы ге-
нерального секретариата, позволю cede
здесь’ огласить. Я цитирую это место:
«Представитель Соединенного Королевства.
Г-н председатель, я хотел бы вкратце вы-
сказаться по вопросу о французской декла-
рации, а также сказать несколько слов. по
вопросу о положении Австрии. По во-
просу о декларации, сообщил здесь предста-
витель Франции, я могу вкратце изложить
мнение делегации Соединенного  Воролев-
ства», дальше следует это мнение. «Права
всех, подписавших Конвенцию, должны
быть уважаемы». Какую Конвенцию? Кон-
венцию 1921 года. В этом не может быть
никакого сомнения. Чьй права? — Всех;

подписавших Конвенцию. Г-н Пик говорит:

Если бы я сказал всех, — Вышинский.
был бы прав. Вы это сказали, и не раз.

Вы следом за этим сказали (Tax: «Ho ax
согласие, — то-есть согласие всех, подпи-
сввиих Конвенцию, — на прекращение

этой Конвенции хюлжно предшествовать
установлению новой Конвенции». И даль-
ше: «Поэтому и вам акт и ето права и
обязанности остаются до тех пор, пока этот.
акт не булет прекращен». 0 каком акте
говорится? 06 акте известном—это Вонвен-
ция 1921 года. И еще дальше-—вы всылае-
тесь при этом на Мак-Нейра и заключаете
это такий образом: Мак-Нейр говорит: «до
тех пор, пока сотрудничество всех стран не
представляет с0б0й авторитетный орган,
уполномоченный выработать такой диплома-
тический акт, то существует правило между-
народного права, что липломатический акт,
не нредусматривающий своего прекращения,
не может быть изменен без согласия всех
участников и остается в силе». Таков
TOROT стенографической записи русского
перевола речи английского делегата. Этот

Нервый вопрое — это вопрос 06 ульти-

текот не оставляет никакого сомнения 86
	А. Я. ВЫШИНСКОГО 3 августа 1948 года.
	вровила и сломила молодую советскую рее-
публику. Правительство Керенского и Ми-
люкова принимало все меры к тому, чт-
бы помочь этому делу, потому что здесь
совпадали интересы русских помещиков и
капиталистов © интересами английских и
французских капиталистов и милитарие-
тов. Но Советская Россия тогда вышла из
этого положения, несмотря на 10, что но-
ложение было чрезвычайно трудным, и
несмотря на то, что внутри страны у пас
орудовала тогда. троцкистская пятая ко-
лонна, агентура иностранных империали-
стов. Благодаря мудрой политике совет-
ского правительства нам удалось выйти
из войны, хотя и ценой Брестского мира,
этого  зверокого  неснраведливого мира.
Это дало возможность Советской стране
получить ту передышку, в’ течение кото-
рой она собрала свои силы и подготови-
лась к дальнейшей борьбе за свое
государственное самостоятельное сущест-
вование, за свой суверенитет, за свои
права, права рабочих и крестьян, взяв-
HX .B свой руки государственную власть
в России. Это, конечно, очень не улыба-
лось. и контрреволюции внутри нашей
страны, и реакционным силам за преде-
лами налтей страны, и отеюда все после-
дующее развитие событий, вплоть до по-
хода 14 государств, возглавленных Чер-
	а 42 часа или 48 часов. Л согласен —
42, так 42; 48 — так 48. Это не имеет
никакого значения.

Г-н Ник попутно сказал о том, чт я
осудия югославского делегата по поводу его
замечания о морали. Я действительно го-
ворил о морали, но говорил в том емыеле,
что там, где говорят некие интересы, там
не следовало бы вопоминать о морали, о
которой югославекий делегат, как мие
кажется, напомнил не очень к месту. Я
только констатировал бесполезность мора-
лизирования при таких обстоятельствах.
Там, где говорят интересы, там молчит
мораль. Какие интересы? Вы меня вынуж-
даете, г-н Пик, быть более откровенным
и точным. Я скажу: там, тде говорят им-
периалистическиеё интересы, там не следу-
ет говорить о морали. Если вас больше
устроит такья формула, я готов дать эту
формулу.

Г-н Пик поставил здесь вопросе 06
ультималуме, о котором. я говорил, © цар-
ских долгах, которые не хотело платить
советекое правительство со времени Ок-
тябрьекой революции, с Брестсеком мире с
Германией, который заключило тогдашнее
советское правительство. Наконец, о ста-
	тье 7, статье ‘4, статье 8 Конвенции 1921
года, причем г-н Пик в этой своей по-
слелней части упорно подчеркивал важ-
	ность именно обратить внимание на. статьи.
4 и 8. Это, действительно, очень важно.
	Но ночему же он не обратил еще внима-
ние на статью 427 Я хотел бы обратить вни-
	мание нё только на статьи 4.19 HO AI
	на статью 42 в их совокупности. Но это
Я смог бы сделать только тогда, когда я
так или иначе отвечу на те’ вопросы, ко-
торые затронул в начале своего выетунле-

ния г-н Пик.
	матуме и царских долгах
	TOM, каким языком делается это заявле-
ние, как и 10, чм это. заявление пред-
ставляет собой по самому своему содержа-
нию и своему существу язык. ультимату-
ма. «Должны уважаться», «остаютея в
силе», «не могут быть изменены» и
Т. Д. — 5910 язык, который я назвал язы-
ком ультиматума. Конечно, мы не боимся
этих ультиматумов. Я не считаю даже не-
обходнмым останавливаться на этом во-
прове.

Теперь второе замечание. Вы здееь ска-
зали, что советское правительство уже
раньше заявило, что оно не считает себя
связанным никакими обязательствами
Царского правительства, и в связи © этим
сказали, что советбкое правительство за-
включило в 1918 году Брестский мир е
Германией. Я не знаю, почему вам необ-
ходимо. было вспоминать то, что было
тридцать © лишним лет тому назад. Bo
всяком случае, если речь идет о таких
воспоминаниях, то нужно быть достаточ-
но точным в эТих воспоминаниях и не из-
вращать исторических фактов. Но предва-

рительно несколько слов о Брестском мире
1918 гола.
	Советское правительство е первых дней
Октябрьской революции выступило е
принципиальной позицией по отношению
к войне. Г-ну Нику это должно быть из-
вестно. Это принципиальное отношение к
войне выразилось и в ряде практических
правительственных шагов и общественных
актов. Правительство Керенского и Милю-
кова было тесно связано с правительством
Ллойд Джорджа, Влемансо, с правительст-
вами Англии и Франции. Оно было в ТА-
кой тесной связи, что, в сущности гово-
ря, нельзя было отличить внешнюю по-
литику Милюкова от внешней политики
Флойд Джорджа. Эта политика направлена
была на 10, чтобы вести войну до «побед-
ного конца», вести войну до последнего...
русского солдата! Очень выгодным и удоб-
ным был лозунг — вести войну до по-
бедного конца, до последнего русского сол-
дата. В ответ на это Великая Октябрьская
социалистическая революция провозгласи-
за другой лозунг — «Долой войпу! Пре-
кратить войну!». «Ни сепаратного мира
с Вильгельмом, ни тайных договоров с
английскими и французскими империали-
стами». Советское правительство с первых
же дней Октябрьской революции предло-
жило всем воюющим тогда сторонам мир.
На это немцы ответили продолжением наету-
пления, а англичане и франдузы под пок-
ровительством Вильсона ответили молча-
нием. Война продолжалась. Расчет имне-

риалистических ° государств. В. это. время
	был в том, чтобы война обессилила, обес-
	чиллем, против Советекой страны, — поз
хода, который также постыдно и позорРо
провалился. В этой обстановке от нас, от
русских рабочих и крестьян, требовали:
платите царские долги. Разве вы не пом
ните, г-н Пик, решения верховного совета
союзников, которыми была созвана в. Ге
нуе специальная конференция для TOMO,
чтобы обсудить вопрос o царских долгах,
и разве вы не помните, ‘что советское
правительство в 1921 году согласилось
пойти на эту конференцию, что оно го-
тласилось начать переговоры об урегулие
рювании обязательств, которые были взя-
ты на себя царским правительством пе»
ред странами Западной Евролы и Амеёри-
ки, если со своей стороны Антанта даст
обязательство полностью прекратить вся“
кие попытки вооруженной интервенции и
признать советское правительство де-юре?
Согласилось, но тем не- менее Генуэзская
конференция провалилась, потому что со“
ветекое правительство не могло пойти на
ультимативные требования, которые при-
том были направлены против самото су
ществования нового Советского государет-
Ba, молодой советской республики. Анг-
лийский делегат извратил факты, он при-
митивно. поставил этот вопрос. это ненра-
Вильно. История ‘не разрешает такого
вольного обращения с собой. :
	74. Величко Данилу Наумовичу — старшему табунщику колхоза
«Заря» Баян-Аульского района Павлодарской области, вырастившему
при табунном содержании 80 `жеребят от 80. кобыл.

75. Габдуллину Нуркену — старшему чабану колхоза «Кзыл-Кайн»
Аксуатского района Семипалатинской области, вырастившему от 400
курдючных овнематок 496 ягнят при среднем весе ягнят к отбивке.
	41 килограмм. -
	76. Галиеву Мухидену — председателю колхоза им. Карла Маркса _
Новобогатинского района Гурьевской области, вырастившему при та-
бунном содержании 66 жеребят от 66 кобыл.

(Продолжение следует).
		ликие Сорочинцы

Триста двадцать” студентов `села Вели-
кие Сорочинцы ‘— дети. сорочинских : кол-
хозников — ведут большую общественную
работу на-ееле. Е :
= Лва месяца своего отдыха посвятила 0б-
шественному саду колхоза «Социалична
перебулова» студентка. техникума Ольга
Шулько. Вредители ‘поражали деревья,
черви точили молодые листья. Студентка,
хорошо знающая приемы борьбы с вреди-
телями плодовых деревьев, епасла от TH-
бели 10 гектаров фруктовых посадок: Шри-
ходит время раннего  плодосбора, белый
налив своей тяжестью  пригнул ветви,
сверкает рубинами вишня, и ветер доно-
сит тонкий аромат зреющих плодов...

На одном из полевых станов Жолхоза
«14 Жовтень» выступает сельская агит-
бригада. Ее участники-—студенты Николай
Кучмила, Иван Денисенко, Лидия Велич-
ко, Ольга Цись, Василий Бабан, Нина
Редька. Badan делает. обзор международ-

‘ных событий, отвечает на вопросы. Нотом
	начинается Ау доме с: военная
ность: несутся суровые. слова
	Бажана: Послышалиеь звуки акхордеона, а
потом. — лихой гонак. Где еще так пля-
шут гопака, каб в Сорочинцах! Кончился
полдник. Агитаторы и затейники. идут. в
‘табор соседнем колхоза «Коммунар»...
В сельском клубе студенты евоздали но-
стоянный лекторий. В дни отдыха, в CBO-
‘бодные вечерние часы идут: сюда жители.
Лекторская - группа ‘организована и. в МТС.
	‘Студент Бабан выступил в лектории € -HE-
	тересной беседой о старшем брате — ве-
ликом пуском нароле- Алексей Бондарь
	‘подготовил и@Оулярную леклию «Наш ве-
ликий земляк Гоголь»; Владимир Муха
сделал доклад о революционном выстунле-
нии крестьянской бедноты в 1905 тоду.

Недавно в сорочинском педагогическом
училище, по инициативе преподавателей
Доценко и Востенко, возник кружок п
истории края. Географ Вера Нишемуха ра-.
ботает над картой родного cena. 20 cry-
дентов занялись разработкой материалов о
‘декабрьеких событиях 1905 года, записа-
ли воспоминания участников ‘Октябрьской
революции, собрали материал о земляках—
партизанах Великой (течественной войны.
Сельсоветы и местные коммунисты эхотно
помотают начинающим историкам, поже-
лавшим запечатлеть недавнее прошлое
Великих Сорочинцев.

Многие из молодых интеллигентов ув-
‘леченно изучают ‘мастерство’ свойх отцов
п матерей. Сорочинские швен и ковров-
щицы известны на Украине узорными
вышивками, художественными полотнами,
чудесными расцветками дорожек. и ковров.
Вкус к художественной вышивке — это
здешнее, народное: без расшитых соречек,
скатертей, рушников не обходится ни од-
на украинская семья. Старейшие` сельские
мастерицы Анна Доза и Ирина Вурдяева
вызвались обучить студенток рукоделию.

..Настанет осень, начало учения. В
своим первым урокам заспешат молодые
педагоги — Владимир Муха и Алексей
Бондарь, те сорочинцы, Что уже верну-
лись, выучивиеь. А из Великих Соро-
чинцев на Железнодорожные полустанки
потянутся машины и брички с веселой
молодежью. В Дрогобыч и Ленинград, в
Киев в Цолтаву, в десятки советских ву-

— тьея!
Аа н. БИРЮКОВ,

спец. корр. «Известий».
	Село Великие Сорочинцы Миргород:
	ского района Полтавской области.
		Студенты села Великие
	Владимир Муха и Алексей Бондарь два
да провели в Дрогобыче, в учительском.
институте.
	Учение. практика, экзамены. И ` вот,
	I

`` ОКОНЧИВ © институт. в получив: - диняомы,
	‚один —— преподавателя историй, второй—
_ литературы, Муха и Бондарь смешили в
` село Великие Сорочинцы.

^ Приятно возвращение в родные меета. Вот
уже видны с пригорка укутанные в 3е-
лень сельские улицы, торбатый мостик
через Псел, вот уже качаются на ветру ста-
рые вербы. Милая картина, родная зем-

ля! Отсюда вачиналась дорога в проетор-
ный мир...

...Ваадимир Муха любил историю. Ero
дед, участник знаменитой. «Сорочинекой
трагедии» 1905 года, часто рассказывал
мальчику о «Сорочинской республике»,
Боторая держалась месяц, сплотив вокруг.
себя революционную бедноту. Однажды на
уроке истории преподаватель. Костенко по-
казал  пожелтевший журнал «Расевет»,
найденный на чердаке старого дома. Жур-
нал был размножен на гектографе, ето
издавал революционный кружок учащихся
учительской семинарии, В тот год Влади-
мир Муха выбрал для себя профессию пе-
дагога-историка.

Бондаря увлекала литература. В домаш-
нем стареньком шкафу лежала стопка ©0-
чинений Гоголя: книги великого земляка
читал каждый житель села. Когда вы-
краивалея свободный час, Алексей шел в
домик Гоголя, рассматривал ^` черновики,
испешщренные пометками и помарками. На
стэндах музея были выставлены портреты
гоголевских персонажей. Они когда-то хо-
дили по этой земле, жили в Сорочинцах,.
Янковском, на Диканьке. Бондарь решил
стать преподавателем литературы.

— Ты помнишь, Алеша, — сказал
по дороге Муха, — как мы с тобой горе-
вали на сожженной усадьбе Гоголя. Руки
в кулаки сжимались! i
=m Музей. уже восстановлен. Там все
‘хлоночет. Никита Козеленко, => откляк-

нулся Бондарь, — дом отвели тот, что
упоминает  Вороленко в «Сорочинской
трагедии». _
	Они остановились нод ветлами у Реки.
Затем вышли на площадь, обнажили 1о-
‘ловы у памятника погибшим сорочинским
партизанам. У ветвистого cana товарищи

pacetaancs, Дома!
	В разгаре лето, пора жатвы и. плодо-
сбора...

На землях шести: сорочинских колхозов
от голубой ленты тихого Псела до мирго-
родской межи созрело зерно нового ур-
жзя. По ‘дорогам катят возы, груженные
новым хлебом, в садах наливаются фрукты,
и до самых закатных зорь, до первых звезд
не затихает трудовой гул на полях,
	В горячее для колхозного человека вре-
мя выбирается час-другой, когда можно
сделать короткую передышку. Тогда в по-
левом стане возникают увлекательные @е-
сехы, ведутся читки, выступают агитато-
ры и лекторы. В них мы узнаем студен-
тов,. приехавших из Дрогобыча, Еиева,
Харькова, Ленинграда, Полтавы... Буду-
щие историки и филологи, агрономы и
врачи, технологи и ботаники несут кол-
хозному люду свет. новой социалистиче-
ской культуры. Бывает, что отпускник
возьмется за штурвал комбайна, с9-
	возьмется за Штурвал комбайна, CH
тет за жатку, вооружитея #060й. При-
		Бычибе занятие, которое совсем недавно
он сменил на ЕНИГУ.: _ Е»
> %
	2. Против извращения ‘исторических фактов в вопросе
			Вы коснулись, г-н Пик, вопроса уже бо-
лее близкого ‘нам — именно вопроса 06
исключении Советской России из Конвен-
ции 1921 гола. Вы поставили вопрос, по-
чему же Советская Россия не добивалась
присоединения к этой Конвенции. Вам еле-
дует знать, что в 1934 году еоветлекое пра-
	BUTCILCTRO сделалю попытку приеоетинить-
	ся к этой Конвенции. В 1934 roxy еовет-
свое ‘правительство сделало попытку 3apy-
читься согласием Англии, Франции, Йта-
лии, Румынии, которые должны были ре-
шить вопрос © вступлении Советского Сою-
за в члены Европейской Дунайской Ко-
миссии. Каков же был результат этой по-
пытки советского. правительства в 1934
оду вступить в эту комиссию? Англия
ограничилась формальной отпиской и п
существу никакого ответа на 910 предло-
жение не дала. ‘Франция не ответила на
это предложение советекото правительства.
Румыния тогда добивалась вообще ликви-
дации Европейской Лунайской Комиссии.
Й это, пожалуй, было правильно, так как
эта комиссия о узурпировала уверенные
права прибрежных государств.

`В oro же время Германия энергично
продвигалась в Дунайскую Комиссию.
Олновременно очень хотели’ попасть в нее
Греция и Польша. Германию энергично
поддерживали, главным образом, англий-
ское и французское правительства и лоби-
	Я перехожу теперь к юридической
стороне дела. По. утверждению ‘английской
делегации, выходит, что Конвенция 1921
года не нарушена ни соглашением 1938
года, ни соглашением 1939 гола. В дока-
зательство приводятся ссылки на разные
статьи Конвенции 1921 года. Начнем со
статьи 4-й. Нам говорят, что Конвенция
1921 года является не плюрилатераль-
ным, а мультилатеральным договором, то-
есть не ‘открытым лишь для некоторых
государств и лишь при известных усло-
виях (какими являются договоры, назы-
ваемые плюрилатеральными), a OTKPHITEIN
при всех условиях, или во всяком случае,
при таких второстепенных условиях, ко-
торые не имеют решающего значения и не
могут помешать присоединению к этой
Конвенции. Каким же договором являет-
ся Конвенция 1921 года?

Я попытаюсь ответить на этот вопрос
	H оказать правильность этог9 ответа.
	Вонвенция 1921 года есть плюрилале-
ральный договор, то-есть такой договор,
присоединение к которому, хотя и откры-
то для не участвовавитих первоначально в
подписании этого договора государств, но
обусловлено известными требованиями, и
притом осложняющего характера. В Кон-
венции 1921 года такие ослюжненные уг-
ловия и требования есть. Где они? В’ ста-
тье 4-й. Я ее цитирую: «Каждое евроней-
ское государство, — говорится в этой
статье, — которое в будущем докажет
наличие у него достаточных коммерче-
ских, морских и европейских интересов в
	лись того, что в 1939 году, по Бухарест-
скому соглашению между Румывией, Анг-
лией, Францией и Италией, Германия бы-
ла включена в эту комиссию, Для гитае-
ровской Германии нашлось место в этой
комисепи, а для Советокой России не на-
лось. Тем временем Гитлер окреп, возму-
жал; как хорошо известно, его государст
венная машина, поддерживаемая американ-
скими золотыми займами, окрепла, и Гер-
мания в 1939 году вошла в Европейскую
Дунайскую Комисеию на равных правах с
Англией, Францией, Румынией, Италией.
А Советский Союз? — Нам теперь гово-
рит английский представитель: Советский
Союз не делал попыток к тому, чтобы
вступить в эту комиссию. Но это неверна,

Вы извратили вопрос о Советской Рос
‘сии в связи с Европейской Дунайской Во-
миссией. ВЫ изобразили факты не тах, Rak
они были в действительности, для того,
очевидно, чтобы скрыть от широкого 0б-
щественного мнения т0, как вы «уважаете»
«приобретенные права». Да, Ресия при-
обрела права на Дунае еще в 1856 году
ив 1878 тоду. Но в 1921 году из-за, то
0, что она стала рабоче-крестьянским го=
сударством, стала Советской Россией, вы
лишили ве этих прав, вы отказали ей в
этом, & теперьзвы говорите, что советское
правительство не хлопотало о присоелине-
	нии к Конвенции 1921 года.
	3. Некоторые теоретические вопросы
	устье Дуная, сможет, по его ‘просьбе, по-
лучить свое представительство в комиссии
(то-есть в Европейской Лунайской Комис-
вии) на основе елиногласното решения,
принятого правительствами, которые езми
представлены в комиссии».

Не ясно. ли, в чем тут дело? Во-пер-
вых, в том, что Советская Россия для то-
го, чтобы присоединиться к Конвенции
1921 года и на этом основании вступить
в. Европейскую Дунайскую Еомиссию, долж-
на была по статье 4-й доказать — под-
черкиваю: деназать, что она имеет ком-
мерческие интересы, и к тому же доста-
точные, в Нижнем Дунае. Значит, нужно
доказать, что имеются интересы, да. еще
достаточные, Боторые должны быть при-
знаны, да еще единогласно признаны, все-
ми членами комиссии. Это правило — He
	что иное, как вето в чистом виде, направ-
	ленное против Советской России; это яс-
но выражено в статье 4-й. Разве это не
Tak? Ионечно, так. Залача доказать свое
	право или обоснованность своих претан-
	зий тем, кто заранее. против удовлетворе-
ния таких претензий, дело совершенно
безнадежное. Примером этому может 6лу-
жить англо-албанский спор по поводу ин-
цидента в проливе Ворфу, который недав-
но рассматривался в Международном суде
организацией 0Об’единенных наций.

В статье 4-й требовалось, чтобы бовет-
ский Союз представил доказательства сво-
ей заинтерегованноети, которые та же
	(Окончание на 4-й ств.»