ЧЕТВЕРГ, 5 АВГУСТА 1948 г. № 184 (9714)
	Пять лет назад, 5 августа 1943 года,
двенадцатью залпами из 120 орудий сто-
1ица нашей родины Москва салютовала
тоблестным советеким войскам, освободив-
шим от немецких захватчиков Орел ни Bex-

тород. Это был первый салют за время Ве-
ликой Отечественной войны.
	Москвичам памятен этот. вечер. Соли-
ца была еше затемнена. Мелькали только
редкие огоньки семафоров. Радиостанции
	редкие отоньки семафоров. радиостанции
оновестили: будет передано важное сообще-
	ние. И вслед за тем — «Приказ Верхов-
ного Главнокомандующего. >
	В полночь загрохотали залны салюта И
	BADYS распахнулиеь окна BO всех домах.
Люди глядели на отблески выстрелов. слу-
	шали победный гром орудий и нозлравляли.
	друт друга, как поздравляют в дни торже-
ственных праздников.

Победа наншх войск нз Орловеко-Белго-
POACKOM участке фронта славными етрани-
цами вошла в историю Великой Отечест-
венной войны.

Ровно за месяц до первого салюта,
5 июля 1943 тода, немцы начали свое
летнее наступление из районов Орла и
Белгорода, имея целью окружить и унич-
тожить наи войска в Курском выетупе и
занять город Курек.

Предприйяв это «решающее наступле-
ние», немецкое командование бросило сюдз
огромное количество танков, самоходных
орудий, самолетов и живой силы.

Но гитлеровское командование просчита-
добр. Израсходовав огромное количество
иивой силы, танков, орудий и самолетов,
немецкая армия не добилась даже чакти-
ческого успеха. Наоборот, советские вой-
ска, перемолов живую силу и технику
врага, сами нанесли сокрушительный удар
немцам, ликвидировали сильно укренлен-
ный орловский плацдарм врага, освободили
города Орел и Белгород.

Оценивая эту операцию, товариле Сталин
говорил:

«Если битва под Сталинградом предве-
щала закат неменко-фантистской армии, то
битва под Курском поставила ее перед ка-
тастрофой».

Битва на Курской дуге была исключи-
тельно ожесточенной. На огромном про-
отранотве день и ночь грохотали орудия.
Поля под Белтородом были изрыты, вытоп-
таны и чернели похпалинами. Танки поо-
WAH пе ним вдоль и поперек, словно ги-
тантекие утюги.

Глядя на страшную картину онуето-
шения, думалось:  понадобятея десятки
лет, чтобы поднять все это из руин и ено-
в8 вернуть жизнь на опаленную землю. И
BOT миновале пять лет, Снова довелось
цам побывать на местах той памятной
битвы.

`Поезд идет из Москвы на ют. За окнама
вагонов мелькают сжатые поля. У eran-
нонных пакгахзов стоят машины и п0т-
	воды со свежим зерном. В Понырях, каки
	10 воины, крепко и мололо пахнет ябло-
ками...

Снова ожили орловские и курекие земли.
...Вот Покровский район. Рубеж обороны,
н. проходил в TOM месле, где сливаются
_ реки Липовец и Медвежка. Сейчас здесь

строится колхозная  гидроэлектроетанция.
  Это — большое сооружение. В работах
участвует несколько колхозов.

В поле, недалеко от Понырей, ‘насмерть
бяли советекие артиллеристы, преграж-
давшие путь BpameckHM танкам. Следы
сражения еще видны и поныне. Кое-где
вотречаются рытвины — остатки окопов.
В сторонке, у оврага врастает в землю
(бвершенно рыжий от ржавчины неменкий
танк с развороченной башней. ,

На, месте сражения поставлен памятник
	героям-артиллернетам. Его открыли два, го-  .
	{а Назад. На открытие памятника ©’еха-
лось много людей. Среди них был батареец
Гаврилов. Он участвовал в этом еражении,

8 июля 1943 года Гаврилов © товари-
щами отражал атаку немецких танков. Он
выл тогда замковым при сорокапятимилли-
метровой пушке. Батарея, в которую. вхо-
{ил это орудие, подбила четыре враже-
‘ких танка. Но немцы весе наседали. От-
важные аотиллеристы стояли до последне-
г, в живых остался только один замко-
вой. У пушки разбило прицел и колеса.
Тогла Гаврилов установил ее на енаряд-
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	БЕЛГРАД, 4 августа. (Une. opp.
ТАСС). На сегодняшнем заседании  Ду-
найской конференции, проходившем под
предеедательством английского делегата
г-на Пик, был утвержден доклад редак-
ционной комиссии, которой конференция
поручила отредактировать правила проце-
дуры © учетом внесенных поправок. За-
тем конференция перешла к обоуждению
внесенного советской лелегацией проекта.
конвенции 6 режиме судоходетвь на Ду
Hae.
	Первым в прениях выступил глава 60-

ветской делегации А. Я. Вышинский, ко-
торый, давая пояснения к проекту, дал
исчернывающий анализ проекта < точки
зрения положенных в ето основу принци-
пов и охарактеризовал значение ето важ-
нейших статей и всего проекта в целом
с точки зрения руководящих начал совет-
ской внешней политики. (Речь А. Я. Вы-
принокого публикуется в сегодняшнем но-
мере газеты).

Выступивший затем делегат Югославии
А, Беблер заявил, что ютославекая пеле-
гация выступает за такую свободу сую-
ходетва по Дунаю, которая обеспечит ух-
репление экономических связей и между-
народного сотрудничества  придунайских
народов друг © другом, а также е осталь-

ными нациями на основе полного взайми-
ного уважения и суверенного равенства.
	Ютославекая телегажия. сказал Беблер,
	готова внести свой вклад для успеха’ на-
	стоящей конференции, ибо она руковод-
ствуется желанием практически  содей-
ствовать международному сотрудничеству,
считая его возможным и между госулар-
ствами © различными экономическими си-
отемами. Югославия исходит из желания,
чтобы был поетроен прочный мир, & O%-
ним из условий построения прочного мира
является должное уважение решений OCo-
вета министров иностранных дел великих
держав, которые несут главную  ответ-
слвенность за сохранение мира.
	Говоря 0 том, кто и каким образом дот-
жен позаботиться о создании необходимых
условий для беспрепятетвенного судоход-
отва на Дунае, ютославокий делегат ука-
зат, что это право неоспоримо принадие-
жит только прибрежным государетвам и
что нельзя допустить, чтобы прихунайеким
	тобударствам навязывалась воля держав,
	расположенных вне Дунайского бассейна.
Мы уверены, сказал Беблер, что нридунай-
окне государства способны и готовы 96у-
ществить на Дунае возможность между-
народного экономического сотрудничества
для веех гобударетв „которые соглашаются
© тем, что это сотрудничество осущеет-
	4 Лунойской. кон
	 ервый салют
			ные ящики и последним выстрелом nowy
	«тигра». .

Приехав сюда через три гола на’ откры-
тие памятника, Гаврилов нашел евою пуш-
ку. разбитую прямым попаданием враже-
ского снаряда. Он узнал ее по номеру.
Тенерь это орудие № 5283 находитея в
Курском музее... ~

Тыеячи воннов —= участников Великой
	Отечественной войны вернулиеь к мирному.
	труду в города и колхозы Орловской и
Курекой областей. Трудовыми подвигами
OHH умножают силу и славу советской
родины.

Большое стронтельетво идет в Курске.
Элесь пе пятилетнему плану намечено по-
строить несколько новых заводов, в том
числе резиновый, аккумуляторный, литей-
но-механический. Разраетается город. —

Среди строителей Курека заслуженной
славой пользуется каменщик Яков Майо-
ров. дн однн укладывает за лень по 7.000
	  киринчей, перевыполняя норму в пять раз.
	Ha всю Курскую область прославилея
бывший майор Федор Павлович Максимов.
После демобилизации он был избран пред-
седателем колхоза «Красный Октябрь» в
Рыльеком районе. }

«Сухая» — так называется деревня,
где нахохитея этот колхоз. Сушь, бесплод-
ные глинистые почвы и сот этого нужда.
Вот что прежде отличало деревню Сухую,

Федор Павлович энергично принялся за
переустройство жизни, Хорошо организо-
ванные звенья включилиеь в борьбу за
высокий урожай, Люди не жалели труда
для того, чтобы лучше обработать, удоб-
рить и оросить колхозные поля. Й труд
увенчалея успехом.

В нынешнем году бывшему воину ©. I.
Макснмову присвоено звание Героя Социа-
листического Труда за высокий урожай
сахарной свеклы,

Много перемен произошлю за пять лет в
орловеких и курских деревнях. Вот, к
примеру, село Сабынино. Из 420 имевших-
ея там домов немцы сожгли и разорили
414. Сейчас Сабынино снова отетроилоеь,
Ца мало того: местный колхоз «Энергия»
начал строить электростанцию и ведет ра-
боты по орошению полей. Е

В Свободинеком районе, где пять лет на-
зад стоял штаб Рокоссовского, колхозники
сельскохозяйственной артели «Реввоенсо-
вет» уже провели орошение на 35 гекта-
	PAX земли. Велутея ирритгапионные работы  :
	в Обояноком районе, где стоял, штаб Ва-
тутина.

В Орловской области оросительные cH-
стемы ностроены на полях колхозов име-
ни Вирова, «Светлый путь», «Веселая
Оломь», «Красный герой» и некоторых
других.

Много колхозных полей и плантаций
получают воду уже в этом году.

Но это еще только начало  понетине
грандиозных работ.

Десятки колхозов создают свой электри-
ческие станции, разводят сады, добивают-
ся невиданных урожаев.

Й — подумать только! — все sto mpo-
исхолит на той самой земле; которая пять
лет назад горела, стонала, была иеполо-
сована танками. Ha той самой земле, ко-
торую  фашиетекие захватчики хотели
делать пустыней.

Много чудесного и радостного делается
‘нынче на этой земле. Но вырастают и тре-
бования. Темпы строительства новых школ
в Курской области, или темпы строи-
тельства жилищ в орловских и курских се-
лах уже не удовлетворяют людей. Хочется,
чтобы строительство шло быстрее. И это бу-
дет! Ибо наши люди хотя и не забывают о
прошлом, но веегда устремлены вперед. Та-
кова природа советского строя...

Ночью мне пришлось ехать на машине
от Понырей к Орлу. С полей тянуло запахом
хлеба. И вот где-то справа цепочкой замель-
кали огни. Может быть, это были огни одной
из многих колхозных электростанций.. Но
тут под впечаллением воспоминаний и
всего только-что виденного они показа-
лись мне огнями первого салюта, которые
не померкли и. не померЕнут, а разго-
раются все ярче и ярче, потому что в
них, в эти огни, вложена большая народ-
ная любовь к своей ролине.
	В. ПОЛТОРАЦКИИ.
		Обсуждение советского проекта Конвенции о режиме судоходства на Дунае
	нее конструктивный 0б’ект нашей рабо-
ты. Я имею в виду повторные усилия
предетавителей недунайских государств
добиться того, чтобы конференция при
определении сталута судоходства исходила
из несуществующей более Конвенции 1921
года.

Сославшись Ha опубликованное в ее-
тодняшнем бюллетене агентства Франс
пресе заявление о том, что французская
хелегация намерена «опровергнуть с до-
кументами в руках доводы советской де-
легации о том, что Конвенция 1921 года
Утратила силу», и предложить «процеду-
ру, которая сможет примирить эту кон-
венцию с необходимостью приспособиться
к политической обстановке», Клементие
сказал:

— Не мое дело сулить о том, нзеколь-
ко агентетво Франс преес может выступать
от имени французекой делегации, но если
в ходе обсуждения советекого проекта бу-
дут сделаны новые попытки вернуть кон-
ференнию к Конвенции 1921 года, то я
хочу заранее об’яснить позицию чехосло-
вацкой делегации, чтобы больше не воз-
врашальея к этому вопросу,
	Влементие подчеркнул, что в нынеш-
ней реальной обстановке, когха придунай-
ские страны стали полностью независимы-
ми, было бы немыслимым принять какое-
либо  сотлашение, ограничивающее сузе-
ренитет этих государетв.
	Напомнив, что советская делегация уже
«блистательно доказала, что Вонвенция
1921 года недействительна с точки зре-
ния международного права», Влементие от-
метил, что совсем недавно сами предетави-
тели западных держав не претендовати на
то, чтобы эта отмершая конвенция была
воскрещена. Он указал, что на Марижекой
мирной конференции 1946 года делегация
США, Англии и Франции внесли проект
урегулирования судоходства на Дунае из
6 пунктов, в котором не было ни единой
ссылки на Конвенцию 1921 года. Они на-
стаивали на включении этого нового про-
екта в мирные договоры © Венгрией, Ру-
мынией и Болгарией.

— Ели, но мнению представителей
западных государств, Конвенция 1921 ro-
да оставалась в силе, то почему они вноси-
ли Новый проект? — спросил Клементис.

Далее Влементие наломнил, что в реше-
нии Совета министров иностранных дел
о созыве Дунайской конференции также
не было никаких ссылок на Конвенцию
1921 года.

— Или представители западных дер-
жав считают, что Конвенция 1921 года
хействительна, то почему они He настам-
	витоя при условии уважения принципа
полного суверенного равенства,
«Советский проект, — заявил далее
Беблер, — это — проект подлинного за-
щитника мира и международного сотруд-
ничества на основе уважения независимо-
сти и суверенного равенства госуларетв.
	Этот проект учитывает исторические фак-
	ты, которые представляли 0000й неепра-
ведливость в отношении народов Дунай-
ского бассейна в прошлом. Основные
положения проекта советской  делегацин
A дух, которым он проникнут, являются
отражением общей политики Советского
Союза, уважающего  напиональные инте-
ресы и суверенитет тосударетв, даже и
самых малых, и в 10 же самое время пре-
доставляющего ирокие возможности для
миролюбивого экономического сотрудниче-
ства между всеми государствами. Совет-
ский проект дает полную гарантию такого
	применения принципа свободы судоходет-
	‘ва, которое обеспечит укрепление эконо-
	мических связей придунаиских стран со
всем миром на основе равенства между
всеми государствами».

Беблер заявил, что югославская делега-
кия приветствует и принимает советский
проект в целом и без всяких оговорок.

Глава чехословацкой делегации ми-
нистр иностранных дел  Чехословащкой
республики В. Влементие, поддержав 00-
ветекий проект конвенции, подчеркнул,
что с принятием этого проекта будет и
формально покончено с тем периодом раз-
вития в Придунайском бассейне, харак-
терной чертой которого являлось вмеша-
тельетво ненрилунайских стран не только
в управление судоходетвом на Дунае, но
и в другие дела госуларетв, расположен-
ных У этой реки. Влементие указал, что
проект конвенции вполне обеспечивает
соблюдение законных прав придунайских
народов.

Отметив, что чехословащкая делегация
намерена пред’явить в ходе дальнейшего
обсуждения некоторые замечания по `по-
воду деталей проекта, Клементие привлек
внимание участников конференции к про-
блеме судоходства на чехословащко-вен-
гереком участке Дуная, выходящей, по
его словам, из рамок местного значения,
Речь - идет о трудном с навигационной
точки зрения участке Вет — Геню, экепло-
атация которого требует значительных
расходов. Чехословацкий делегат выразил
надежду, что конференция обсудит эту
проблему с должным вниманием и в ду-
хе солидарности прилунайских стран.

Далее В. Елементие сказал: :

— Ход развития конференции застав-
пяет меня, к сожалению, затронуть ме-
	вали на приглашении сюда Италии, Бель-
гни и Греции, которые участвовали в этой
конвенции, но настояли на включении в
состав участников конференции Соединен-
ных Штатов, которые в конвенции не
участвовали? — задал вопрос чехослованц-
Вий телегат.
	Васаясь существа Вонвенции 1921 года,
Клементие указал, что она была построе-
на на отраничении суверенных прав при-
дунайеких государств. Эти отраничения
были навязаны им и основывались на за-
хватах. Возврата к старому быть не может.

— Первая статья советского проекта
конвенции, — сказал Клементие, — вы-
ражает принцип ‹вободы и равенства ©у-
доходетва по Дунаю для всех государетв.
Не в современной обстановке этот принцит
приобретает новый смысл, нежели тот, ко-
торый ему придавали в прошлом. Теперь
придунайские государства достаточно силь-
ны, чтобы помешать искажению этого
принципа и злоупотреблению им. Приду-
найские тосуларетва выражают волю к <0-
трудничеству со вееми странами на усло-
виях полного равенства. Я был бы счает-
лив, если бы и на Западе этот принцип
был столь же правильно истолкован и 1о-
ложен в основу международных  отноше-
ний. Я подчеркиваю это тем более, что в
нашу эпоху рождаются и проводятея в
жизнь планы в роде планов так называемой
«экономической помощи», основанных на
отказе от’суверенных прав государств, по-
лучающих эту «помощь».
	Отметив, чт0 в преамбуле конвенции,
где перечисляются её авторы, наряду ¢
придунайскими государствами перечислены
и страны нелунайские, Влементис указал,
Что это — жест доброй воли дунайских
народов, желающих ‹отрудничать 0 всем
миром. Этот жест дает возможность пред-
ставителям недунайских государств учает-
вовать в выработке нового статута судоход-
ства на Лунае, исходящего из реального
положения вещей и полностью ему ©00т-
ветолвующего.

— Вместо тото, чтобы гнаться за приз
зраком Понвенции 1921 тода, предетави-
тели западных государств должны с под-
HOH лойяльноетью воспользоваться теми
возможностями сотрудничества, которые
предлатаются им придунайскими  страна-
ми, — оказал Влементис,

В заключение чехословацкий делегат
поблатодарил советскую делегацию за боль-
шую работу по подготовке ‘проекта кон»
венции и выразил уверенность, что Ha 0с-
нове этого проекта конференция уепешно
выработает соглашение, отвечающее инте-”
регам не только хупайских стран, но и
зсех народов.
	Речь главы советской делегации на Дунайской конференции B Белграде
о А. Я ВЫШИНСКОГО 4 августа 1948 г.
	9. Дунайская комиссия
	мым сделать несколько пояснительных 38-
мечаний, которые показали бы сущность
основных положений. представленного с0-
ветской ° делегацией проекта и главные
отличия этого проекта от Вонвенции 1921
		Тюсподин председатель, мы приступаем
к обсуждению проекта конвенции о ре-
жиме дхунайского судоходства, который
представлен советекой делегацией в рас-
поряжение всех делегаций. В этой связи
советекая делегация считает  необходи-
	четыре ведущих  мирвых державы —
США, Великобритания, Советский боюз и
Франция согласились, чтобы в будущую
конвенцию была включена статья — го-
ловная, руководящая, определяющая и да-
ющая тон всей будущей конвенции, ка-
сающаяся режима судоходства на Дунае,
По этому. вопросу было доетигнутю сотла-
шение в такой редакции, что навигация
Ha Дунае должна быть свободной и от-
EDHITOH для граждан, торговых судов, то-
вёров всех государств на основе равенства
в отношении . портов и навигационных
сборов и условий торгового сулоходетва.
Это решение — я должен это подчерк-
НУТЬ — является весьма важным, я по-
propa. Ono, kan ovo было и в статье 1-й
Конвенции 1921 года, определяет основное
политическое и экономическое направле-
ние всего содержания будущей конвенции,
которое признали четыре державы обяза-
тельным для себя, Это основное; 910, я бы
сказал, протрамма, из которой следует ис-
ХОДИТЬ ДЛЯ TON, чтобы дать конвенции
определенное направление и. во всех 0с-
тальных ев частях, которые не могут не
воспроизводить основные идеи и принци-
пы, выраженные в головной статье,

Но это положение, которое выражено в
только-что оглашенном мною проекте
статьи 1-й конвенции о режиме дунайеко-
го судохолетва, весьма существенно от-
личаетея от положения в соответствующей
статье Конвенции 1921 тода. Я считал
своей обязанностью обратить на это вни-
мание конференции для того, чтобы не ос-
тавить никакого сомнения в тех основных
претпосылках, из которых исходит Совет-
	Третье, весьма существенное отличие
представленного. нами проекта от Вонвен-
пии 1921 года касается организационных
вопросов. В нашем проекте устанавливает-
ся вместо двух дунайских комиссий, какие
имели место в Конвенции 1921 года, а
именно =— вместо европейской лунайской
комиссии или комиссии морекого Дуная и
междунаролной дунайской о комиссии, или
комиссии речного Дуная, — одна единая
дунайская комиссия. Важно отметить, что
вушественное отлйчие советского проекта
от Конвенции 1921 года заключаетея в
ум, что дунайская комизеия по воветето-
му проекту должна состоять из. предетави-
телей только придунайских государств. Это
соответствует основному принципу, а имен-
HO — принципу, что дело регулирования,
контроля, обеспечения судоходетва на Дунае
должно быть обязанностью и правом нри-
дунайских государств — хозяев земель, по
которым протекает Дунай. Добтаточно на-
помнить 06 этих фактах, чтобы было яс-
но. в чем закллочаетея принципиальная
	‘разница между проектом советекой леле-
	гации и Конвенцией 1921 года как в 0т-
ношении исходных позиций, таки в 01-
нонении тех организационных — вопросов,
которые я сейчае затронул. ?

В: этой связи следует обратить внимание
на статью 7-ю проекта советской деле-
ral 0 компетенции дунайской Kommc-
сии. Главная особенность нашего проекта,
в Танной части заключается в TOM, что
	ский (0103, предлагая конференции новый
преект дунайской конвенции.

Таков первый пункт, на котором я счел
нужным остановиться, характеризуя отли-
чине нашего проекта новой конвенции от
ранее действовавших конвенций на Дунае,
в том числе, разумеется, и Конвенции
1921 года и еще более ранних конвенций
1856 тола и 1878 года.
`. Второй пункт, на котором я хотел бы
остановиться, — это самое понятие «Ду-.
най». Понятие Дунайской речной системы,
как известно, в Конвенции 1921 года ох-
ватывает не только самый Дунай, но так-
же и целый ряд притоков, не только Ду-
най в ето судоходной части or Vasa до
Черного моря, но и притоки, перечиелен-
ные в статье второй Конвенции 1921 года,
ме мы видим и Тиссу, и Мораву, и Таю,
и Драву, и Марош, где не указаны, прав-
да, соединительные или обводные каналы,
но указано, что такие каналы могут быть
впоследствии включены в Дунайскую си-
стему, котла они булут построены.

Советский проект исходил из того, что
Дунайская речная система должна вклю-
чать в себя лишь собственно Дунай как
таковой, т.-е. без притоков. Ни Тисса, ни
Тая, ни Драва, ни Морава и т. д., ни с0-
единительные, ни обводные каналы не
должны включаться в эту систему. Co-
ветская делегация исходит при эмм из
политической и экономической целесооб-
разности. В этом отношении проект стоит о
на позиции, на которой стояла и ROHBeH-
ция 1856 года, которая тоже ограничива-
aa Дунайсвую речную снелему одним Ду-
наем.
	на комиссию возлагаются такие функции,
как наблюдение за исполнением постанэв-
лений конвенции, составление общей еме-
ты расходов, общего плана основных работ
но улучшению судоходотва, причем этот
общий план работ по улучшению судоход-
ства на Дунае, который составляется ду-
найской комиссией, должен опираться на
проекты и предложения придунайеких го-
сухаретв. Вроме того, советеким проектом
по статье 7-й дунайской комиссии пред-
отавляется возможноеть по право произво-
дить работы в некоторых случаях, которые
предусмотрены друтой статьей этого про-
екта конвенции =— статьей 4-й. Именно,
когда какое-либо придунайское государство
окажется не в состоянии выполнить ра-
боты, какие относятся к его компетенции,
эти работы могут быть выполнены дунай-
ской комиссией, Лунайской комиссии пору-
чЧается также проектом консультация при-
пунайеких государетв по разным областям
вопросов судоходства. На дунайскую комис-
аню возлатается по нашему проекту уста-
невление влиной системы навигации, уни-
фикадня права речного надзора, координа-
пия гидро-метеорологической службы на
Дунае, введение статистики судоходства на
Дунае, издание всякого рода справочников,
лоций, навигационных карт, атласов, ут-
верждение бюджета и, наконец, установ-
ление и взимание предусмотренных KOH-
		(Окончание на 4-й стр.)
				1. Значение проблемы Дуная и Конвенция 1921 г.
	Нам уже приходилось обсуждать в
международном порядке проблемы Дуная,
в частности, это имело место на Чариж-
окой мирной конференции в 1946 году в
связи с рассмотрением мирных договоров,
впоследствии заключенных с Румынией,
Венгрией и Болгарией. В то время была
сделана попытка рассмотреть вопросы,
касающиевя режима дунайекото судоход-
ства попутно © расемотрением мирных
договоров е Румынией, Болгарией и Вен-
грией. Но ясно, что проблема Дуная
представляет достаточно большое значение
и достаточно серьезный интерес для то-
го, чтобы эту проблему сделать предме-
том рассмотрения специальной конферен-
пии; и все согласились впоследствии, что
действительно необходима специальная
конференция, которая теперь, 30 июля
apoto года, и начала свою работу в Бел-
граде. Пришлось также ‘согласиться и с
тем, что участниками этой специальной
конференции 0 режиме судоходства на
Дунае должны быть прежде всего те
страны, которые непосредственно  заин-
тересованы в дунайской проблеме, имен-
но — придунайские государства, и, как это
было условлено между четырьмя  государ-
ствами — инициаторами этой конферен-
ции — США, Великобританией, Coper-
ским Союзом и Францией, также и 3 не-
дунайских государства, я не называл
(Советский Союз потому, что Советский
Cows — придунайское  тосударетво. Я
имею в виду в данном случае три неду-
найских государства, а именно: США,
Францию и Великобританию. Нельзя не
напомнить, что при обсуждении на Па-
рижекой конференции и в других случаях
вопроса о Дунае во стороны некоторых
тосударств проявлялась  отчетливая тен-
денция сохранить действовавигую до вой-
ны Конвенцию 1921 года, которой пре-
доставлялось привилегированное положе-
ние на Дунае некоторым державам. Эта
тенденция сохранить Конвенцию 1921 го-
‘да, не внося в нее никаких существен-
‘ных изменений, которые могли бы отра-
вичить или отменить эти привилегии, до-
‘статочно отчетливо нашла свое выражение
‚и на нашей конференции. Отонт только
вспомнить те прения, которые в этой свя-
3H имели место 2—3 хня тому назад.

° Какие же преимущества действительно
предоставляла Конвенция 1921 года неко-
TOPRIM государствам, которые и сейчас еще
  продолжают настаивать Ha TOM, YTO эта
конвенция не потеряла своей силы и что
всякая другая конвенция должна, в сущ
‘ности тгововя. лишь повторить то основное,
	что содержится в Вонвенции 1921 года?

Я хотел бы кратко остановиться на этом
вопросе, поскольку речь идет 0 TOM,
чтобы отметить различия между Вонвенци-
ей 1921 тода и тем проектом, который
сейчас находится у нас на рассмотрении.

Можно сказать, что основное в Вонвен-
ции 1921 года — эт0 привилегирован-
нов положение  недунайских  государетв,
то, что нашло свое выражение в выетут-
леннях некоторых делегаций, употребив-
ших крылатую фразу о «ирпобретенных
правах». Но, как это было еше высказано
на Парижекой конференции 1946 года,
Конвенция 1921 года, предоставлявшая
привилегии недунайеким государствам, не
находит себе никакого оправдания, особен-
но в нынешних условиях. Мало того, с8й-
час Конвенция 1921 года и юридически
прекратила свое действие, потеряла силу,
в связи < теми изменениями, которые бы-
ли впоследствии в нее внесены. Здесь идет
речь не столько о том, что были такие. из-
менения внесены, а скорее о том поряд-
ке, в котором эти изменения были внесе-
  вы. Эти изменения были внесены в нару-
` шение порядка, установленного самой Вон-
венцией 1921 года, и это лишает основа-
  ния ссылаться на то, что Конвенция 1921
  POA действует. Следовательно, теряют зна-
  чение и лишены основания ссылки на то,
  чо никакая другая конвенция He сможет

войти в силу раньше, чем державы, подни-
	савшие Конвенцию 1921 года, не из’явят
своего согласия принять новую конвенцию,
	которая будет подписана на настоящей
	конференции.

Я говорю, что эта позиция замадных
держав уже раньше отвергалась. Нам ка-
жется также неправильным исходить при
раюсмотренни проблемы Дуная в настоя-
щее время из TOM) принципа, который
подчеркивалея на Парижской конферен-
ции 1946 года теми делегациями, кото-
рые выдвигали требования, чтобы буду-
Wad конвенция удовлетворяла принципу
так называемых «равных экономических
возможностей». Уже тогда было показано,
что означают эти «равные экономические
возможности» в настоящих условиях. Уже
тогда было показано; что этот принцип не
нашел своего применения ни к одной из
рек межлународного значения. Тогда ука-
	зывалось Ha Суэцкий канал, на Цанам-
	ский канал и на ряд других междуна-
родных водных путей сообщения, в том
числе речных, не знающих применения
этого принципа, который некоторые деле-
fal энергично старались применить
именно к Дунаю. Советская делегация и
aM считает неправильным.
	Заявление Патриарха Румынской православной церкви.
Юстиниана
		Покидая Москву после пребывания ‘на
торжествах по случаю 500-летия авто-
Reali русской православной церкви,
Патриарх Румынской церкви Юстиниан
вручил корреепонденту ТАСС следующее
заявление:

«Покидая Москву, мы направляем нашу
первую мысль, полную восторга, к Велико-
му Сталину и его достойным сотрудникам,
Их огромная деятельность в деле восста-
новления успешно развивается для воепи-
тания, здоровья, хорошей жизни и счастья
народов Советского Союза. В течение
15 лней нашего пребывания в Москве п
других 15 дней, в течение которых мы по-
стили разные области и города Союза, мы
убедились, что вся забота руководителей
советских народов направлена на поднятие
и обеспечение высокого уровня жизни для
трудящихея страны.

Мы возвращаемся в страну в восторге
от пол’ема еозилательной работы советеких
	НА ЭТАПАХ ВСЕСОЮЗНОИ
ЭСТАФЕТЫ
	Как сообщалось в нашей газете,. по де-
сяти. различным маршрутам. Всесоюзной
эстафеты спортсмены профсоюзов несут в
Москву рапорты о  производетвенных
yenexan. Пройдено больше половины пути:

а сибирском маршруте эстафета достав-
лена в Ижевск, где спортемены, при-
_няв эстафету, направились в дальней-
ший путь на мотоциклах. Ижевского 3а-
вода. На среднеазиатеком маршруте эста`
фета передана в Рузаевке спортсменам
общества «Локомотив». 52 предприятия го-
рода Таллина, перевыполнившие полугодо-
вой план, вручили свои рапорты спортеме:
нам общества «Калев», которые доставляют
эстафету в Ленинград. Маршрут эстафеты
пролегает по местам  сланцевых разрабо-
ток, где рабочие вручают рапорты и обяза-
тельства досрочно дать газ Ленинграду.

В Киев одновременно прибыли велоси-
	Народов, полные духовных подарков, нолу-
ченных от свидания глав православной
церкви и от веего духовенства и верующе-
го народа в Советском Союзе, который
пользуется полной свободой вероисноведа-
ния.

Его Святейшество Патриарх Алексий и
все руководители русской православной
церкви нользуютея любовью верующего
народа и уважением Правительства Страны,

33 лпобезность и любовь, которой мы
были окружены духовенством и верующим
народом, и за все внимание к нам лично и
& членам делегаций православной румын-
ской церкви мы глубоко тронуты и
приносим нангу благоларность, заверяя их
в нашей братекой любви и в нашей ис-
кренней дружбе, а также в искренней
дружбе верующего народа молодой Румын-
ской Народной Республики.

Юстиниан, Патриарх Р. Н. Р.».;

Москва. 3 августа 1948 года.
	педисты общества «Колос» из Кишинева,
спортсмены «Большевика» из Ужгорода и
яхтемены из Николаева. Они передали
эстафету Киевским спортеменам общеетва
«Труд», которые понесли ее дальше.

На всех этапах прием и передача эета-
фет выливается в большие митинги, где
рабочие передовых предприятий рапортуют
о досрочном выполнении пятилетки в четы-
ре года. “

Финиш эстафеты состоится 14 августа: в
Москве.
	’ ФУТБОЛ:
	CnoptT
	Вчера состоялись два матча на первен?
ство СССР по футболу. В Москве тбилис-
ская команда «Динамо» одержала победу

над футболистами «Крылья Советов» (Мо-
сква} ео счетом 1:0.
	В Киеве встреча между местными дв’
намовцами и ВВС закончилась победой ки-
	евлян со счетом 59: Е
	2. Основные принципы советского проекта конвенции
	целях укрепления экономических и вуль-
турных связей придунайских стран - меж-

ny собой и с другими странами. _
Отетаивая этот принцип, Советекий

(Союз юбилея того, что в декабре 1946. г.
	Советская делегация исходит Из TOM,
что новая конвенция должна обеспечить
свободное сулоходетво на Дунае, в соот-
	вететвии с интересами и с вуверенными
правами прилунайских стран, & также в