ВОСКРЕСЕНЬЕ 8 АВГУСТА 1948 г. № 187 (3717)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ
		Н исьма
в редакцию
	Пуск гидростанции
запеюживается .
	Крупнейшие колхозы  Авойнинекого
района Новгородской области — «Краеное
Перфильево», «Искра» и «Путь к соци-
ализму» решили построить на реке Кабо-
жа гидроэлектроетанцию.

Почти три гол своими силами и на
свои средства колхозники сооружали” гид-
ростанцию. В основном ee строительство
закончено. Ветал вопрос о получении дол-
госрочной ссуды в размере 150 тыс. руб-
лей на покупку оборудования. Но ссуду
нам решили дать только в 55 тые. руб-
	лей, да и на эти деньги никак не можем
	оформить документы.

Неужели руководители области и Ha-
шего района не заинтересованы в быст-
	рейшем пуске электростанции?
С. СОКОЛОВ,
	уполномоченный по строительству
Перфильевекой гидростанции,
	Переписка о справке
	В феврале прошлого года мне понало-
билась справка о регистрации брака. Я
написал писымю в Володары Горьковекой
области, где был зарегистрирован брак.
Мне сообщили, что такую справку я могу
получить только через заге.

По моей просьбе Житомирекий сельский
райзам направил запросе в  Володары.
Но ни на этот, ни на повторный запрос от-
вета не последовало.

Тогда я обратилея с письмом в началь-
нику загса Горьковской области, но тоже
не удостоился ответа.

Перениека о справке приняла затяжной
характер. В нынешнем году я снова пи-
сал в Володары, и снова безрезультатно.

Куда же. мне еще обращаться?
в МИкКУЛЬСКИЙ.
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»
	«Кампанейщина и шумиха»
	В корреспонденции «Вампанейщина и
шумиха», опубликоранной в «Известиях»
15 июня, сообщалось, что исполком Моло-
товекого горолекого Совета плохо руково-
дит местной промынеленноетью.

Обсудив корреспоняенцию, исполком го-
родекого Совета признал указанные в ней
факты правильными и наметил мероприя-
тия, направленные к устранению векры-
тых газетой недостатков.

Корреспонденция была обсуждена так-
me на собрании зктива рукозодянгих ра-
	‘ботникоюв и Переловых стахановцев пэел-
	приятий местной промышленности т`9ролз.
——в——-
	Юный патриот
предотвратил крушение
	МАХАЧААЛА, 7 августа. (По телеф. от
соб. корр.). Шахамир Гасанов, сын ремонт-
ного рабочего Махачкалинской дистанции
пути, шел вдоль линии железной дороги
на огород. В одном месте мальчик заметил
лопнувший рельс. Вдали в это время по-
вазалея поезд. Шахамир побежал ему Ha-
встречу, подавая руками сигнал остановки.
Заметив сигнал, машинист остановил поезд.
Крушение было предотвращено.

Бхительность и находчивость юного
патриота отмечены специальным приказом
по Орджоникидзевской дороге. Шахамир
Гасанов премирован.
	детельствует 0 TOM, как невозможно в аме-
риканской кинемзтографии до конца гово-
рить правду. В «Лучших годах нашей
жизни» способный режиссер Уиллер взял
злободневную проблему жизни и быта
простых людей: возвратившиеея с фронта
американцы He могут в Америке найти
работу. Но, поставив эту жизненно нужную
и правдивую тему, режиссер скомкал ее,
фальшиво закончив фильм стандартным
«блатополучием». В результате жизнь,
нарисованная в этом фильме, оказалась
непохожей на ту реальную действитель-
ность Америки, о которой автор смело на-
чал говорить.

Полное банкротство потерпела англий-
ская кинематография. Англичане показали
два фильма: «Предательское воскресенье»
я «Сам себе палач». Два фильма — две
пошлых детективных истории. Публика
была ошарашена. После фильма «Сам себе
палач» не раздалось ни одного хлопка,
даже из вежливости.

Неудачно выступили французы и италь-
явцы CO своими фильмами, состряпанны-
ми по голливудекому образцу. Фальсифика-
ция жизни, уход от острых проблем ха-
раклерны и для этих фильмов. Печать
серости лежит и на фильмах, представ-
ленных Аргентиной, Швейцарией и дру-
гими западноевропейскими странами. В
некоторых фильмах ощушается попытка
поставить вопросы современной социальной
жизни народов. 3a это берутся” честные,
нередко болышие мастера, однако фильмы
эти. еще очень слабы и, как правило, ре-
шатотся вне острых социальных проблем.

Второго августа были подведены итоги
кинофестиваля и 0б’явлено о присуждении
премий.

«Премию мира» получил  советекий
фильм «Русский вопрос», «Премию тру-
да» — «Сказание о земле Сибирской».
Тучшим сценарием был признан сценарий
А. Первенцева к фильму «Третий удар»,
получивиий международную премию. Бы-
	ла отмечена поемией музыка А. Аачату-
	рлна к кинофильму  «Русекий вопрос».
«Сказание 0 земле Сибирской» получил
премию и как лучший цветной фильм.
Таким образом, почти все главные премии
получили советские фильмы. Замечатель-
ное произведение молодой польской кине-
матография «Освенцим» было улостоено
премии фестиваля «Хрустальный глобус».
Денежная премия, специально прелназна-
		Опровержение ТАСС
	За последнее время в иностранной пе-
	чати распространяются слухи 0 снабжении
Советским Союзом армии государства Из-
‘pata вооружением и боеприпасами. Так
	газета «Нью-Йорк Геральд Трибюн» на-
	Днях сообщала, что «Россия открыла свой
	военные склады для государства Израиль».
Аналогичные сообщения распространялись
также другими газетами и атентетвами.

`ТАСС уполномочен опровергнуть эти
сообщения, как не соответствующие дейст-
вительноети.
	Представители некоторых еврейских 97-
ганизаций неофициально обращались к Co-
ветокому Cosy с просьбой о поставках
вооружения для армии государотва Израиль,
uo Совелский Союз, занявший в Совете
Безопаеноети широко известную позицию,
направленную на прекращение военных
действий и поддержание мира в Палестине,
счел невозможным оказать в настоящее
время какую-либо ‘помошь одной из вою-
	ющих сторон,
	скорости
	Прошло два дня, и почин токаря укова
подхватили другие токари завода. В ремонт-
	но-механическом цехе токарь Николай Ива-
	нович Борисов решил испытать скоростной
режим на сложной обработке винтов, Он нз-
резал винты при 750 оборотах в минуту и
	за семь Часов выполнил работу, раесчитан-.
	ную на 74 часа. В этот «скоростной» день
Борисов дал десять с половиной норм выра-
Go THE. .

В другом цехе попробовал свои силы мо-
лодой токарь Антонио Туэрос. Он взялся
отшлифовать Ha токарном станке от-
верстия шестерни. Эта тонкая операция
обычно производится Ha шлифовальном
станке,

Замысел токаря был очень смелым. Ник-
то еще не пробовал заменить шлифовку то-
карным резцом. Но если бы удалось произ-
вести такую замену, это сразу вывело бы
цех из затруднительного положения, потому
что как-раз шлифовеа-то и задерживала
выполнение плана.
	Снова возле токарного станка появилея
технолог. На этот раз помогал токарю Павел
Самеонович Можайкин. Он не пожалел вре-
мени для подбора наилучших резцов, иселе-
довал разные приспособления, подобрал
наиболее выгодный режим резания.
	Шеетерни обработали по скоростному ме-
тоду. Токарь безукоризненно провел опыт
шлифовки токарным резцом. Технолог при-
нял из его рук первую остывшую шестер-
ню и приложил в ней измерительный ин-
струмент, Сменяя резец, токарь поглядел
на технолога, и они поняли друг друга без
слов: шестерня снята со станка отшлифо-
ванной по первому клаесу точноети. Ва зер-
кальной поверхности металла не заметно
было ни малейшего слела резца.
	Так новый, сверхскоростной режим реза-
ния привел к открытию: поверхность метал-
ла можно шлифовать на обычном токарном
станке резцом из твердого сплава.
	Один токарь-екоростник справилея с
заказом, приготовленным AAA нескольких
смен шлифовальщиков. И сразу исчезло
«узкое место» в цехе. Теперь шлифовка
не задерживает выпуска деталей.
	успехи первых скоростников на заводе
внутришлифовальных ‘станков убедительно
	доказали, что во всех цехах имеются неие-
	пользованные резервы роста пПроизводи-
тельности труда. Эти резервы содержатся
в каждом токарном станке. И только ли в
токарном? Почему мы ограничиваем себя
опытами только на токарных станках?
Такой вопрое задал главный технолог, и
НИЕТО не мог возразить ему, когда он пред-
ложил перенести опыт Жукова и его поеле-
дователей на другие станки. В ближайшее
время здесь начнутся испытания новых, сгз-
роетных фрезов. Завод сам изготовляет пер-
вые пробные фрезы для больших оборотов.
Нет сомнения, что и на этом участке нова-
торов ждет успех.

Теперь на заводе уже десять токарей
«вросли» в большую скорость. Они довели
	скорэеть резания дю 400 — 600 метров. в.
	минуту. Их станки работают на фореиро-
ванном режиме. Производительность труда
этих скоростников намного превышает луч-
птие достижения опытных токарей.
	завтра попробует свои силы и тот, кто
eme не решается сегодня работать на боль-
	ших оборотах.
И. ОСИПОВ.
	спец. корр. «Известий»,
	Четыре часа дня. Нервая смена в цехе
№2 Московекого завода внутринлифоваль-
ных станков закончила работу, но многие
токари не спешат к автобусу. Они подходят
к станку, возле которого мелькает высокая,
плечистая фигура Александра Ивановича
Жукова.

Вот уже два месяца, как он пустил свой
станок на полторы тысячи оборотов в мину-
ту, но и сегодня обнаруживается немало
охотников поглядеть, как работает Жуков.
	Токарь закрених в патроне стальную
болванку и включил мотор. Каретка плавно
двинулась вперед. Лезвие резца прикоену-
лось к стали и мгновенно накалилось до-
бела. Длинная. вьющаяся стружка вырва-
лась из-под резца и полетела в сторону,
точно поднятая на воздух сильным порывом
ветра.

Пять секунд понадобилось, чтобы
очистить всю поверхность детали. Жуков
выключил мотор, притормозил левой рукой
патрон, а правая в это время уже отвела
назад каретку. Еще два точных движе-
ния, и новая деталь зажата в патроне,
опять вспыхнула на пять секунд огненная
точка резца и протянулась над ним синяя
тесемка стружки.

Трудно оторваться от этого зрелища. И
недаром в первые дни перехода Жукова на
скоростной режим резания люди часами
стояли у его станка.

— Жуков дает концерт, — говорили на
заводе, вкладывая в Это слово высокую
оценку искусства токаря и его замечатель-
ного успеха.

Быстрота вращения заставила переве-

сти счет времени на десятые доли секун-
ды. H aru же полторы тысячи 0обо-
ротов потребовали неторопливой плавно-
сли движений токаря. Это свойство боль-
ших скоростей хорошо знакомо летчику,
управляющему самолетом, который про-
носится над землей почти с быстротой
звука. Резкие движения в кабине такого
летательного аппарата категорически про-
тивопоказаны:...
_ Токарь московского завода Жуков вос-
пользовалея выдающимея опытом ленин-
градского скоростника Борткевича. Почин
талантливых новаторов производства быстро
подхватываетея етахановцами во всех угол-
ках страны, потому что нет большей радости
для советского патриота, нежели сознание,
что ты прокладываешь маршрут высокой
скорости, маршрут, ведущий к повыше-
нию производительности труда, к доероч-
ному выполнению государственных пла-
HOB развития народного хозяйства социа-
листической родины,

Интересно проследить, как воспринят
был на московеком заводе ленинградский
опыт сверхекоростного резания.

На слелующий день носле приезда Борт-
 кевича в Москву главный технолог завода
Николай Николаевич Хабаров уже вручил
своим инструментальщикам заказ на изго-
товление скоростного резца. Чертеж такого
резца е тупым, «отрицательным» углом де-
монетрировал перед москвичами ленинград-
ский гость. Его доклад собрал больную,
очень внимательную аудиторию. Можно бы-
ло заметить, как слушатели — инженеры,
технологи, рабочие, мастера, не дожила-
явь, пока им пришлют чертежи, тут же,
склонившиеь над блокнотами, срисовывают
профиль резца Борткевича.

В то время как инструментальщики го-
товили партию новых резцов из твердого
	В Сталинеком районе Эдессы после из-
гнания оккупантов восстановлены четыре
кинотеатра, два театра, шесть клубов, 26
красных уголков, две библиотеки. Блато-
устраиваютея улицы, дома, пляж.

Депутаты районного Совета широко при-
_влекают население к участию в работах

по благоустройству района. Проведено два
	Закончились Международный  кинофе-
стиваль На чехословацком курорте Мари-
анске Лазне, проходивший с 17 июля по
2 августа. и Международный кинофеети-
валь трудящихся в промышленном чехоело-
вацком городе Злин, проходивитий с 28 ию-
тя по 3 августа. Еще раз они показали, ка-
кое огромное значение в жизни прогрес-
енвных народов имеет передовое советское
киноискусетво, H со всей очевидностью 06-
паружили глубочайшее падение кино, нахо-
тящегося на службе реакиии.
	Международный кинофестиваль в теку-
щем году приобрел яркое политическое зна-
чение. «За нового человека, за лучшее че-
ловеческое общество», — таков девиз, под
которым проходил Международный  кино-
фестиваль №948 года.
	На фестиваль сехалиеь делегации более
чем двадцати стран. Здесь можно было
ветретить и буржуазных западных дельцов,
интересующихся больше не кинофестива-
лем, а тем, что происходит в Чехословакии
ив соседних с ней странах...
	_ Самый большой кинозал курорта далеко
не мог вместить всех желающих, Сотни лю-
дей осаждали комитет фестиваля, админи-
страцию кинотеатра в стремлении получить
возможность увидеть советские фильмы.
	Исключительным вниманием нользовал-
ся фильм «Сказание о земле Сибирской».
Когда  погасли отни, в зале. раздалея
глубокий вздох, — казалось, публика при-
готовилась к чему-то очень важному. Зал
словно застыл, когда на экране замелькали
первые кадры этого фильма, названного в
чешском переводе «Меснь тайги». He
переводя дыхания, смотрела публика
фильм, раесказывающий о свободном и
радостном труде советских людей. На сле-
лующий день газеты писали о нем, како
«симфонии освобожденного труда».

Успех первого же советского фильма
привлек всеобщее внимание советской
делегации, представленной на фестивале
Й. Пырьевым, Н. Черкасовым, М. Роммом,
М. Лолыниной и 0. Жаковым. С первого
	слава, в товарном цб уме Haliadauhb
учеба первого скоростника Жукова. Он
увлекся идеей резания на больших ско-
ростях еще до приезда Борткевича, и теперь
с помощью технолога Федора Васильевича
Демина пробовал запускать станок на ты-
сачу и полторы тысячи оборотов.
	Трудно избавиться от выработавшейся
долгими годами привычки резать металл
на малых и средних скоростях.

— Нало врасти в большую скорость, —
говорит Хабаров. — Иначе чувствуешь себя
неуверенно...

Звуков недолго «врастал» в большую
скорость. У него оказались точный глаз, и
отличная выдержка. Сын известного MOC-
ковекого токаря, обучевный токарному ис-
KYCCTBY старыми мастерами, он-в <овер-
цеенстве знает станок и умеет управлять им
в тем уверенным спокойствием, какое при-
ходит’ после десяти лет работы на сложных
деталях. Кроме того, он хотел обеспечить
все условия для выполнения своего стаха-
новского обязательства -— закончить полт9-
ры годовых нормы к Октябрьской годовщине.

В цехе №2 началась подготовка к перз-
ходу на большие скорости. Десять дней тех-
нолог Демин провел возле станка Жукова.
Вуесте с токарем он испытал первые резцы,
проверял, как ведет себя станок на мавеи-
мальных оборотах, придумал конетрукцию
щитка, который должен был оберегать iky-
Кова от раскаленной стружки, произвел рас-
четы вспомогательного и машинного вре-
мени Ha повьиненных скоростях резания.
	Инженер и рабочий сошлись у станка и
обогащали друг друга опытом и знаниями.
Они стремились в одной пели — вы-
жать из техники все, что она может дать
для повышения производительноети труда.

уков тренировалея несколько дней. Он
пробовал разные резины на различных дета-
лях. Выяснилось, что луче всего удается
вести сверхекороетное резание на чистовой
обработке стальных деталей. Чугун почти
не поддавалея скоростному резанию. 0б-
наружилось также, что увеличенная ско-
рость требует от токаря 060б0й оемогри-
тельности. Нельзя было и на десятую долю
секунды запоздать при выводе резца, Ca-
мый резец е лезвием из твердого сплава и
тупым углом оказалея паредкость стой-
ким и хорошо выдержал все нагрузки.

—- Начнем завтра? — спросил Демин,
убедившиеь, что токарь уверенно себя
чуветвует.

— Я готов, — ответил Фуков.

Наступил день первой скоростной вахты
токаря Жукова. На столе у его станка были
приготовлены детали — валики для эска-
латора московского метро. Несколько pes-
цов лежало в шкафу. AkyRon включил м0-
тор. Он изрядно волновался, но никто это-
го не заметил, потому что вее взоры были
прикованы в раскаленному лезвию резца.

За два с половиной часа Жуков 0обрабо-
Tad все детали, выполнив норму Ha 1.600
процентов. Остальные пять с половиной
часов он быд занят другими деталями п
успел за это время ‘выполвить норму, ире-
дусмотренную для 28 часов работы на то-
варном станке,

Первый опыт работы на больших еко-
ростях заверитилея итогом, который можно
было включить в число лучших достижений
завода за много лет. Жуков выполнил за
смену 838 процентов нормы выработки.
Скорость резания он довел до 600 метров в

МИНУТУ.
	Забота о благоустройстве района
	воскресника по благоустройству парка
имени Шевченко и стадиона.

В закладке нового пветника на проепек-
те имени Сталина принимало участие CBEI-
ше тысячи человек. Завезены 500 кубэ-
метров чернозема, построены парапет, лест-
ница. сделаны и посыпаны песком до-
	DOW RH.
	Каахкинские цветы
	— Мы, старые, сильны, н0 пусть №-
лодые будут сильнее нас. Мы умеем вы:
ращивать хлопок, но вопомните, Нам
всегда нехватало научных знаний. Для
нас, пожилых, участок, тде Айнабат бу-
дет учить летей, тоже явится школой.
	Райисполком решил, чобы школьному
‘участку постоянно помогал И. П. Ефремов,
	\ агроном Каахкинской МИС.
	Вокруг — жестокая,  равнодушная к
усилиям человека Ваушутекая степь.
Зной нестерпим, солнце убивает краски.

Как продолжение бесцветной степи, по-
являетея глиняный дувал вдоль участка
Вазхкинской школы. За ним — хлончат-
НИК, ВЫСОКИЙ, СИЛЬНЫЙ,
	QO цветении хлопчатника  разговари-
вала Айнабат Бегенчева с ребятами на
кольном поле. Й все еще раз вепомни-
ли, что первый пветок поднялся, как 30-
лотая пиала, на участке звена Маама
Атаевой. Всокоре раскрылись цветы и у
звена Огульширин Дурдыевой. Ее звено
так старалось, чю хлопчатник Огульши-
рин быстро догнал хлопчатник Маама, &
цЕетов и завязей на нем оказалось, пожа-
луй, даже больше.

Айнабат обращалась то Е одному из
ШКОЛЬНИКОВ, то K другому, и её мололое,
красивое лицо становилось то серьезным
и требовательным, тю ласковым, ободряю-
щим. Темнокраеное платье Айнабат —
до щиколоток, как принято У женщин-
TYPRMCHOR, но красный шелковый платок
падает свободно, на конце его нет метал-
лической застежки, назначением которой
было плотно притягивать платок, за-
крывая рот женщины в знак ее покор-
ности.

Много смелости надо было иметь пят-
надцатилетней девочке, чтобы, ‘несмотря
на протесты матери, несмотря на осужде-
ния хосровских стариков, одной среди
мужчин отправиться из Каахка B BOH-
ный пробег. Но все забылось — увеща-
ния, угрозы, когда впереди других веад-
ников зхалтекинский конь понес © по
улице Свободы в Ашхабаде.

Много надо было сил, чтобы, став же-
ной и матерью, работать в поле и учить-
‹я дальше —. закончить. семилетнюю
школу. о

Как Героя Социалистического’ Труда,
Айнабал Бегенчеву каахкинцы чествовали
в саду при этой же школе, Айнабат етоя-
ла под сенью виноградной лозы. `В такой
волнующий час думаетея о многом. Айна-
бат вспомнила, что этот виноградник и
весь са1 насадили они, сами. ученики,
вместе с учителем Курбан Оразлуртыевым.
И подумала о том, что надо ‚приучить: кол-
хозных ребят любить поле, привить
школьникам навыки выращивания . BEICO-
ких урожаев. И она предложила ерганизо-
вать школьный полугектар, на. котором
обучать ребят всем приемам возделывания
хлопка, начиная C Подготовки почвы и
кончая сбором урожая,

Айнабат поддержали в Ашхабаде и  №
окве. Гордясь и радуясь за нее; старый
учитель сказал: фм

— Когда человека поддерживают, если
он даже очень силен, у него прибавляется
сил, Айнабат!

Сессия ‹ельското Совета приняла пред-
ложение депутатов выделить в колхозе
учаеток, чтобы Герой Сопиалистичесвого
Труда Айнабат Бегенчева могла учить ре-
бят хлопководству. Ве одобрили речь
Беклурдыева, председателя колхоза, к00-
рый сказал:
	ченная за лучший национальный чехоело-
	вацкий фильм, была присуждена режисее-
ру Чапу за фильм «Белая тьма». Жюри
отметило хорошую  режиссерскую работу
В. Унллера в фильме «Лучшие годы на-
шей жизни».

Трнумф советской кинематографии 3a-
свидетельствовал co всей убедительно-
стью и Международный кинофестиваль
в городе Злине. Злин -—— это передовой
район  народно-демократической  Чехосло-
вакии. Рабочие  национализированных
предприятий «Батя» выступили ини-
циаторами соревнования за досрочное. вы-
полнение двухлетнего плана. На огромных
фабриках, где раньше был рабский труд,
ныне зародилось новое социалистическое
отношение к труду. Рабочие Злина явля-
ются инициаторами многих Культурных
начинаний. Они создали свой рабочий те-
атр, № их предложению был проведен
здесь и первый Международный кинофе-
стиваль трудящихся. 260 фабрик и заводов
послали своих представителей в жюри эт0-
го фестиваля. Были приглашены и ино-
странные гости, прибывшие на фестиваль
в Марнанеке Лазне.

Жюри кинофестиваля строго и справед-
ливо судило каждую картину. Члены pa-
бочем жюри прежде всего определяли по-
литическую ` ценность каждого фильма,
рассматривали его е точки зрения служе-
ния делу рабочего класса, делу мира.

Большим и радостным событием на фе-
стивале в Злине был просмотр «Сказания
о земле Сибирской».

Члены жюри давали свою оценку каж-

дому фильму по балльной системе и наи-
большее количество баллов получили как-
раз советские фильмы — «Сказание 0
земле Сибирской», «Третий удар» и «Руе-
ский вопрос». Высокую оценку получил
фильм «Освенцим».
_ Просмотрев английский фильм «Сам со-
бе палач», жюри постановило обратиться
к соответствующим инстанциям © предло-
жением залретить его демонстрацию в Че-
хословакии, как вредный и деморализую-
щий трудящихся фильм. В то же время
жюри  шостановилю рекомендовать фильм
«Сказание о земле Сибирской» для демон-
страции во всех школах,

Более 20 тысяч ‘рабочих, собравшись,
чтобы заслушать постановление жюри,
встретили это постановление бурными анло-
дисментами.
	Были составлены план работы и план 0е-
сед Айнабат, агронома и председателя “кол-
X03 CO школьниками, рассчитанный из
каждый период ухола 34 хлопчатником,
Председатель колхоза закрепил за пЕКолЬ-
ным участком инвентарь, — он хранится
в школе. Дали ребятам и коня — «Пот:
тальона».
	Как ни полезно дело, начатое Айнабат,
OHA не должно отвлекать ребят от заня-

тий в школе. Поэтому учащиеся из даль
них селений пока на школьлом участке
не работали. А те, кто вошел в звенья,
BO время занятий бывали на своем пож
не больше шести часов в неделю. Шли
переводные испытания, и о времени рабы
на участке каждый раз Ораздурдыев до-
говаривалея с Айнабат. В Каахкё взяликь
за воспитание колхозных ребят сердечные,
мыслящие люди. Они сумели сочетать ра-
боту детей в поле ¢ AX занятиями в
клаосах.
	Труд помогает воспитателям  формиро-
вать молодые  хараклеры.  Ораздурдыев
рассказывает of удивительной дисциили-
нированности ребят, о горячем их copes
нозании, Школьникам было предоставлено
право самим создать свою бритаду хлопко-
робов. И они отвели семерых отетававилих
и нелисциплинированных.
	Из разговоров о школьном участке с
Айнабат, Ораздурдыевым,  предеедателеу
колхоза, их постоянным советчиком атро-
номом Ефремовым выяснилось, чт Е
славному начинанию Айнабат есть добав-
ления, поправки. Нужна литература о
хлопчатнике для школьников на туркмен-
ском языке. Нужны учебные — пособия,
экспонаты. Нужен школьный агрокабинет,
который зимой будет служить аудиторией
	для занятий юных хлопкоробов. Средства о
	для всего этого найдутся — из платы,
которую получат школьные звенья за ‚сдан
НЫЙ хлопок. 3 #5“

Разговаривают о TOM, чм на участв
при школе надо оставить младших ребят,
которые будут ухаживать за огородом, ви-
ногралником, садом. Хлопководческий же
школьный участок следует перенести на
середину хозяйственно поля. Он войдет
в севооборот, и там молодежь, полностью
используя технику, действительно 4Ha-
учитея получать высокие, устойчивые уро-
Жи хлопка.

Ораздурдыев, почерневший на солнце до
того, что его седина кажетбя совсем сере-
бряной, говорит:

— Хлопчатник расцветает под руками
мастера, люди полнимаются в труде...
	Елена БРАГАНЦЕВА,
спец. корр, «Известий».
	В этом году в районе посажено 2.637
деревьев, 5.000 кустов и много различ-
ных цветов.

Комеомольцы Сталинекого района обяза-
лись выстроить летний кинотеатр.

`В. ВИЗНЮК,
	председатель исполкома Сталинского
районного Совета г, Одессы.
	Колхоз «Коммунист» Каахкинского райо-
на Туркменской ССР.
	«Жюри первого Международного кино-
фестиваля трудящихся в Злине, — гово-
ритея в решении, — при оценке фильмов,
представленных на фестиваль, исходило
прежде всего из того, в какой мере тот
или иной фильм помогает рабочему классу
строить новый социалистический мир, 6о-
роться за прочный мир, как он помогает
сплочению рабочего класса всего мира,
насколько этот фильм помогает воспитанию
нового свободного человека. Исходя из эт0-
го, рабочее жюри после длительного 9-
суждения и подсчета баллов решило пре-
мировать следующие фильмы: х.

Советекий фильм «Песнь тайги» за 79,
что он показывает радостный социалисти-
ческий труд человека; советскай фильм
«Русский вопрос» за то, что он показы-
вает нам нового нашего врага и вместе с
тем показывает также и наших друзей нз
западе. ‘

Польский фильм «Освенцим» за то, что
он Напоминает о годах господства кровавого
фашизма.

Советский фильм «Третий удар» за то,
410 он показывает силу социалистического
государства в войне, за то, что делает етро-
гое предупреждение всем тем, кто хотел бы
поджечь новую войну...»

Режиссер фильма «Русский вопрос»
М. Ромм получил золотой знак фестиваля 34
создание актуальных полятических филь-
мов. Таким же знаком был удостоен и ре-
Жжиесер ряда чешских злободневных полити:
ческих короткометражных фильмов В. 3е-
ман. Жюри отметило также шведский фильм
«Когда луга цветут», венгерский фильх
«Тде-то в Европе» и итальянекий фильм
«Трагическая погоня», в котором затраги-
ваютея некоторые социальные проблемы.

Международный кинофестиваль в Ма-
ризноке Лазне и Международный кино-
фестиваль трудящихся в Злине закончились
полным триумфом советского киноискусст-
ва. Вместе с тем это была демонстрация пол-
ного банкротства кинематографии Америкя
и етран Западной Европы, попавших в ти-
ски американского империализма.

Итоги кинофестивалей наполняют гор-
достью сердца работников советского кино
за свое социалистическое отечество, стоящее
в авангарде борцов за мир между народами,
за прогрессе и демократию.

а В. МЕДОВ.
< ЧЕХОСЛОВАКИЯ, Марианске Лазне —
	ЗЛИН.
	ицумф советско:о
киноискусства
	же вечера почти ‘все стали говорить только
0 советеком кино.

Одной из особенностей кинофестиваля
1948 года было установление международ-
ных премий, отныне присуждаемых еже-
годно за лучшую картину, помогающую
борьбе за прочный мир и демократию, за
лучшую картину, показывающую радость
освобожденного труда. Кроме этих премий,
учреждена главная премия за лучший ху-
дожественный фильм, премии за лучшую
режисеерскую, операторскую и сценарную
работы, лучший короткометражный и цвет-
ной полнометражный фильмы и т. д. Вее-
го учреждено тринадцать таких премий.
Й характерно, как только был продемон-
стрирован фильм «Сказание о земле Сибир-
ской», критики, многие члены иностран-
ных делегаций, многие кинодеятели сразу
же стали пророчить ему одну из первых
премий — «Премию труда».

Показ советеких кинофильмов неизменно
был большим событием на фестивале,
«Третий удар», рассказывающий o раз-
громе немецко-фалнистоких захватчиков в
Ерыму и показывающий могущество Co-
ветской Армии, был встречен восторженно.
Одна из влиятельных и распространен-
ных газет Чехословакии «Праце» назвала
этот фильм «классическим документом, ко-
торый засвидетельствовал один из героиче-
ских подвигов Советской Армии во имя
прогресса и свободы всех народов мира».

. Фильм «Русский вопрос» вызвал ожив-
ленные и острые дискуссии. Поклонники
«искусства для искусства» пытались ума-
лить ето достоинство, но члены жюри и
зрители отметили его, как высокоидейный
фильм, играющий огромную роль в разобла-
чении врагов мира, демократии и прогресса;

Привлекли широкое внимание и дру-
гие советские фильмы, в. частности, «Во-
нек-Горбунок» и «Пирогов».

Заслуженным успехом пользовались
фильмы Польши и Чехословакии. Поль-
ский фильм «Освенцим», расеказывающий
	с фалистеком лагере смерти, где погибло
`более четырех миллионов поляков, рус-
	ских, украинцев, белоруссов, евреев, че-
хов, югославов, французов, потряс зрите-
лей своей неопровержимой правдой. Ре-
жиссер фильма В. Якубовекая, сама ис-
пытавшая кошмары Освенцима, и совет-
ский оператор Б. Монастырекий вместе е
коллективом, в котором приняли участие
и советекие артисты, создали фильм,
рассказывающий не только 0 страданиях
людей, но и 06 их борьбе с фашизмом, о
победе справедливости, о великой 96в0бо-
дительной миссии Советекой Армии. Этот
фильм, как писала газета «Млада Ффрон-
та», «мог быть создан только коллек-
THBOM, который учится на великих про-
изведениях советской кинематографии».

Новый чехословацкий фильм «Белая
тьма» режиссера ©. Yana, одного из та-
лантливых деятелей кинематографии Чехо-
словакии, автора известного в Советеком
0бюзе фильма «Люди без крыльев», под-
твержиает, что кинематография демократи-
ческой Чехословакии стоит на правиль-
ном пути. Фильм «Белая тьма» посвящен
словацкому национальному = восстанию,
партизанекой борьбе чехословацких патри-
отов против немецко-фаптистевих захват-
чиков. В фильме с успехом выступает со-
ветский киноартист Борис Андреев, хоро-
пю исполняющий роль русского партизана.

На фестивале было продемонстрировано
23 полнометражных художественных и 38
короткометражных фильмов,  представлен-
ных на конкуре восемнадцатью государст
вами, в Tom числе США, Англией,
Францией, Италией, Аргентиной, Mencu-
кой и другими. Вроме того, большое коли-
чество кинокартин демовстрировалось вне
конкурса.

Учитывая характер фестиваля, амери-
	канцы стремились представить самые
лучшие свои картины, которые’ мог-
ли бы отвечать требованиям фестиваля.
	Были показаны «Помятые цветы» и «Луч-
шие годы нашей жизни». Но первый из
них корреспондент газеты «Обрана лиду»
метко назвал «пветным лимонадом», а о
втором можно сказать, что он скорее свп-