ВТОРНИК, 10 АВГУСТА 1948 г. № 188 (9718)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		Передовые
сельсоветы
Удмуртии
	В Улмуртокой республике ироко раз-
вертывается социалистическое  соревнова-
ние сельских Советов за досрочное выпол-
нение задач третьего года пятилетки. В со-
ревновании Участвуют 378 вельских Co-
вета.

На-лнях Совет Министров республики
подвел итоги соревнования. Первенство
присуждено Капустинскому сельскому Co-
вету Нылгинского района и Вычинскому
сельскому Совету Ярското района.

Председатели этих сельских Советов
т Петков,” депутат Верховного Совета Уд-
муртекой АССР, и т. Веретенников ютло-
тили вокруг Советов болышой работоено-
	собный актив. Аюлхозы, находяшиеся Ha}
	территории Вапустинского и Вычииекого
сельсоветов, в лучшие агротехнические
сроки провели весенний сев, расширили
посевкые плошали, произвели подкормку и
боронование озимых, подняли пары, cBoe-
временно и хоропю подготовились к. уборке
урожая. 0ба сельсовета добились высоких
показателей в выполнении планов мобили-
зации средств, развитии животноводетва и
сдаче государству продуктов животновод-
ства.

Совет Министров отметил, что в резуль-
rate соревнования многие сельские Сове-
ты значительно повыейли уровень своей
работы по руководству хозяйотвекным и
культурным етронтельством,

и. миренов,
	инструктор орготдела совета MUAKCT-
ров Удмуртекой АССР,
		Развитие северного
бахчеводлства
	ЛУГА, 9 августа. (По телеф. от 505,
керр.). В прошлом году колхоз «Серп и
молот» Лужокого района вырастил в от-
крытом грунте первые арбузы и дыни.
Волхозники убедилиеь в возможности вы-
ращивания этих культур в условиях 0е-
вера.

Отыт колхоза «Серп и молот» подхвати-
ли многие другие  сельскохозяйственные
артели района. В нынешнем году бахчевод-
ством занимаются 30 колхозов. Большую
помошь лужанам в новом для них деле
оказали ленинградекие ученые, Сельскохо-
зяйственный ‘институт и Всесоюзный ин-
ститут растениеводства. .

В районе началаь выборочная уборка
арбузов и дынь. Хорошо уродилиеь арбу-
зы «Победитель», а также дыни сортов
«Алтайская» ‘и «Колхозница». Вес ABIL
достигает четырех килограммов.
	Судоходство на лиманах
	ИЗМАИЛ, 9 августа. (По телеф. от cob.
корр.), Измаильская область, особенно ее
южная часть, богата лимамами и озерами,
Некоторые из них, как, например, Ялнуг,
Котлобух, Кагул, врезаются в сушу ва де-
сятки километров. .

До сих пор эти водоемы использовались
исключительно как рыбные бассейны. В
этом’ году проведены большие работы, что-
бы использовать их для транепортного дви-
MOUS.

Уже весной началось двяжение катеров
ий барж по Ялпутокому лиману. Перевезено
много пассажиров, а также леса, камня и
других грузов. Открыты транспортные ли-
нии на Кагульском и Котлобухеком лима-
нах.

Повеюду идет перевозка хлеба нового
урожая,
	Снижение розничных цен
в московских и ленинградских
магазинах потребительской
коонерации
	С 10 августа Центросоюз снизил в мо-
сковеких и ленинградских матазинах пот-
ребительской кооперации розничные цены
На №60, МЯсоПродукты, сало, домашнюю
птицу, мясные консервы и другие мясные
изделия до уровня единых государствен-
ных розничных цен.

3% последнее время. Центросоюзем сни-
жены также розничные пены на мед,
фрукты, кедровые орехи. Овощи всех ви-
дов в кооперативных магазинах продаются
по ценам, единым с государственной тор-
говлей.
	Автомашины для колхозов
	Потребительская кооперация Украи-
ны продала колхозам за последние месяцы
около трехюот грузовых автомашин марки

«ГАЗ—АА» и три тысячи комплектов ре-
Зины.
	MHOTO автомашин приобрели колхозы
Киевской, Черниговской, Сумской, Пол-
тавской областей, получившие высокие
доходы от возделывания кок-сагыза.
	3 колхозном полевом
стане
	УХТА БВарело - Финской ССР, 9 авгу-
ета. (По челеф. от с0б. норр.), Безлюдно
сейчас в колхозных деревнях района Кале-
валы. И стар, и мал — на полевых работах.
Началась уборка озимых хлебов.
	В живописной березовой роще раскинул-
ся полевой стан колхоза «Ударник». В
часы отдыха здесь веегда большое ожив-
ление. Установлен радиоприемник. Колхоз-
ники слушают новости из’ Петрозаводева и
Москвы. Учительница Привалова выпусти-
ла «Боевой листок», в котором звеньевой
Вюнтиев делится опытом, Его звено за-
воевало переходящее врасное знамя кол-
х0за. В стане проведен вечер колхозпой
самотеятельноети.
	С начала уборки пзрторганизация кол-
хоза «Ударник» направила в бригады 15
атитаторов —— учителей, медицинских ра-
ботников. Они помогли бригадам и звень-
Ям организовать социалистическое сорев-
нование, Сейчас колхоз «Ударник» —
один из передовых в районе Валевалы,.
	требительской кооперации крайне незначи-
тельна. Между тем в окружающих Ry3-
басс сельскохозяйственных краях и обла-
сетях кооперация могла бы организовать
большие” закуики продуктов. Мы ждем от
Центросоюза в этом отношении практи-
ческой помощи.

Нынешний год-— переломный для Вуз-
баеса. Чтобы досрочно выполнить пяти-
летний план, комбинаты «Бузбассутоль»
и «Кемеровутоль» должны в 1949 году
достигнуть уровня добычи угля, намечен-
пого на последний год пятилетки.

В Кузбассе строитея много новых шахт,
наралциваются мощности существующих,
впервые в широких масштабах начинает-
ся разработка углей открытым с10е0бом.
Успешно выполнить программу по отро-
ительству — дело большой государствен-
ной важности, дело чести партийных,
профеоюзных и советеких организаций, кол”
лектира шахтеров и строителей бассейна.

3a последний год ряды торняков №у3-
баеса пополнились кадровыми рабочими.
Молодые шахтеры в энтузиазмом овладе-
вают сложными шахтерскими профессия-
ми. На многих шахтах молодежь состав-
ляет подавляющую часть горняцкого кол-
лектива. Это © 06060й остротой выдвигает
задачу умелого сочетания работы старых
торнядких кадров и мололежи. Старые
шахтеры должны научить новичков про-
изводительно работать на шахтах, пере-
давать им свои знания и опыт.

Поеле войны шахты. бассейна получи-
ли много новых механизмов и траненорт-
ного оборудования, В частности, в нынеш-
ем году получены новые  углепогрузоч-
ные п породопогрузочные машины, транс-
портеры и другие механизмы. Они зна-
чительно облегчили труд горняков. Ho
должных результалов в повышении про-
изводительности труда еще нет. 9% 0б-
яеняется главным образом тем, что но-.
вая техника еще не подкреплена новой,
более совершенной  организанией ироиз-
водственного процесса. Одной из важней-
ших задач теперь является создать 60-
ответетвующую малтинной технике орга-
низацию  производственного процесса и
труда горняков, подготовить для работы
на механизмах высококвалифицированные
кадры.

Резлизуя указания ЦЕ ВКП(б) об уси-
лении мзосово - политической работы на
шахтах, партийные, советские и хозяйст-
венные организации  Вузбаеса добились
некоторого улучшения в организации го-
циалистического соревнования, в полати-
ческой и культурно-просветительной  ра-
боте среди горняков.

Мы приложим все силы в тому, чтобы
закрепить и развить имеющийся под’ем,
достойно встретить День шахтера и ус-
пешно выполнить обязательства, взятые
торняками  Кузбаесь по досрочному вы-
	`полнению послевоенной сталинской пяти-
	OTHE,
г. КЕМЕРОВО, 9 августа. (По те
	лью, ТОЮГОВЫЙ ЗУД

оплату расходов заготовятельного аппарата
горкомхоза».

В тяжбе между смешторгом и заготкон-
торой по поводу десяти тонн тухлых грибов
торкомхоз-комиссионер  отделалея  логких
испугом, Из исполкома Кадиевского гор-
совета была прелетавлена официальная
справка горфинотдела: смотрите, мол, какой
скромный бюджет у нашего горкомхоза, —
разве может он покрыть исковую сумму?
	Смешторг и затотконтора после разбора
дела в арбитраже © грустью подечитывали
свои многотысячные убытки...

Далеко от Кадиевки, в Бухарской
области находится Езыл-Тепе. Но и тан
в отделе коммунального хозяйства На-
шлиев коммерсанты. По договору с плодо-
овощной базой Горьковского облиотребсо:0за
Взыл-Тепинекий райкомхоз обязалея постз-
вить на два с половиной миллиона рублей
лука репчатого, кураги, изюма, орехов и
даже фиников. Плодоовощная база «в поряд-
ка встречной торговли» обязалась поетз-
вить... брички, краски, стекло, ведра и п-
чие «овощи» горьковского производства,

`Договор этот был утвержден заместителем
председателя Горьковского  облиотребеотза
Матюшиным, Одновременно из Взыл-Тене в
Горький пришла срочная телеграмма cae-
дующего содержания; «Договор подтверж-
даем, лук отгружзем.. Ускорьте отгрузку
товаров. Предрайисполкома Ходжаев».

И вот из Горьковской плодоовощной базы
отправляются в Кзыл-Тепе вагоны, гружен-
ные зеркалами, стеклом, кроватями, крас
ками, гвоздями, веревкой... Подсчитали
горьковчане  стонмосль этих  ноставок:
69.484 рубля 51 копейка!—и стали ждаль
«встречных» лука и фиников. Месяц, дру-
гой, третий прошел... Ходили они на желез
нодорожную станцию, справлялись: прибн-
ли вагоны из Взыл-Тепе? Нет, не прибыли.
И пришлось торьковским плохоовощнихах
запивать кругленькую сумму в убыток.

Торговый зуд, в сожалению, наблюдается
	и в ряде других организаций, особенно в
период заготовительной кампании. бимпто-
	  мы его были отмечены, например, у руков-

дителей облиромтехснаба управления проу-
кооперации Тюменской области.

В номенклатуре этого промьшленно-твх-
нического внаба вряд ли имеются колбасные
изделия, мясо, рыба, ягоды. А между тел
именно этими «сельхозтоварами на общую
сумму в 2 миллиона 430 тысяч рублей»,
как записано в договоре, Тюменский обл
промтехскаб обязался снабжать ОРС завода
имени Дзержинского в Молотовской области.
В свою очередь заводской ОРС обязался
поставлять облиромтехснабу фляги модоч-
ные, мясорубки, сепараторы и прочее,
Котати, высокие договаривающиеся стороны
крепко поссорились... Потери, выражающие
ся пятизначными цифрами, были зафикел-
рованы счетно-бухгалтерским аппаратом.

В уголовном кодексе имеются полхолащие
	статьи, рые могут помочь излечить т6х,
	Кто страдает торговым зудом, чтобы госуда?-
ство наше не терпело огромных убытков,
	в. LELHTICB.
	РЕДАКЦИЮ
	У смешторга с затотвонторой был вели-
кий опор“ Он продолжался несколько меся-
nes. Телеграфные провода и другие средетва
связи работали с большой нагрузкой, пере-
давая из Кадневки (Ворошиловградекая 06-
ласть) в Кличев (Бобруйская область) и в
обратном направлении потоки елов, полных
гнева, возмущения и даже угроз.

— Отдайте наши деньги! — настоятель-
но требовал Вадиевский емешторг.

—-Вакие деньги? -— наивно вопрошала
затотконтора Кличевского райпотребсоюза.
	—щ Деньги, которые мы заплатили вам 3%
10.112 килограммов’ мариновавных три-
бов... Что это за грибы? Они покрыты пле-
сенью, маринад бродит...

— Нняего не знаем. Мы никаких грибов
вам не продавали. Смешно даже, что вы
пристаете к нам...

Но Кадиевскому смешторгу было совеем
не до смеха; плакали его 94.237 рублей!
Он обратился в арбитраж. И тогда из Влн-
чева сообщили: ‘

«Заготконтора Кличевского райпотреб-
союза никакими договорными отношевиями
с Кадиевским смешанным торгом ме связана.
Мы состоим в договорных отношениях с
Кадиевеким горкомхозом, перед которым
несем ответственность в пределах закона и
по условиям договора».

Может быть, читатель хочет знать, какой
такой договор связал эти два учреждения,
столь различные по характеру своей рабо-
ты? Пожалуйста, читайте:

«Мы, нижеподнисавиеиеся, Вличевекая
райзатотконтора в лице директора Сукора
Г. М. и предегавителя Кадиевского городеко-
го бовета депутатов трудящихся Куцебьева
Д. Е., действующего на основании доверен-
ности, заключили настоящий договор о
нижоеледующем...».

Это «нижеследующее» подробно раеписа-
HO на трех страницах. Из договора яветвует,
что кадиевский отдел коммунального х0-
зяйства покупает рыжики, чернушки и
прочие грибы в различных видах, ‘а также
чернику, клюкву — веего на сумму около
миллиона рублей. Для чего?

Оказывается, для того, чтобы... пере-
продавать их.

Вадиевские коммунхозные деятели, види-
мо, страдают своеобразным зудом, мешаю-
щим им заниматься своим делом и порож-
лающим склонность к торговле.
	По поводу зуда «Большая Медицинская
	Энциклопедия», между прочим, указывает:
	«ВБ некоторых случаях могут вызвать зуд
чай, кофе, табак, ваниль». На кадиевевих
же горкомхозников действуют еще грибы,
клюква и прочая снедь. Они заключили
второй договор, по которому «Вадиевекий
сменгторг поручает торкомхозу заготовку
незерновой сельхозпродукции...»
	Пункт 4 этого договора точно раз яеняет,
почему учреждение, ведающее етроительст-
вом и эксплоатацией коммунальных и быто-
вых предприятий, занялось такой несвойст-
венной ему деятельностью:

«Смешторг уплачивает горкомхозу 6 про-
центов от суммы поставленной продукции в
	—— ИИ
ПИСЬМО В РЕД

Подготовка Е празднованию Дня шах-
тера вызвала большой патриотический
под’ем на шахтах Кузбасса. Кузнецкий
бассейн, долгое время ототававший в до-
быче угля, перевыполнил план семи ме-
сяцев 1948 года.

Готовясь достойно ретретить свой шах-
терский праздник, горняки бассейна все
шире роввертывают социолистичеекое ‹©0-
ревнование. Они борются 3a 10, чтобы
выполнить досрочно — Е 29. августа ==
св06 годовое обязательство’ по’ сверхилтанюо-
вой добыче, записанное в их письме к
‚ товараину Сталину.
° Особенно успешно работают. _ трееты:
«Ленинуголь» (управляющий т. Федоров),
«Келовутоль» (управляющий т. Степанен-
ко),  «Кагановичутоль» (управляющий
т. Крююк). Передовые шахты комбинатов
«Бузбаюсутоль» и «Вемеровуголь» систе-
матически и уверенно перевыполняют го-
суларетвенный план, ежемесячно усили-
валот темпы подготовительных работ, уве-
личиРают добычу угля сверх плана.
лучшим шахтам бассейна прежде всего
относятся шахты: «Полысаевская», «Физ-
культурник», «Комсомолец», № 3—3-бие,
’ шахта № 4 треста «Молотовугель».

К сожалению, у нас есть еще немало
шахт и даже трестов, которые работают
неравномерво, рывками и не вышлняют
тосударственных заданий. Таковы шахты:
имени Ворошилова (начальник т. Быстров),
имени Катановича (начальник т. Жарков),
№ 5—7 треста «Анжероутоль» (начальник
	т. Ютинцев). Необходимо принять все меры,
	чтобы ликвидировать Такое положение И
обеспечить ритмичную работу каждого
участка и шахты. ,

Важнейшей задачей  утольщиков Ёуз-
басса являются добыча и отгрузка коксую-
_шихся ‘углей для металлургической про-
мышленности, Носледние два меслца боль-
шинство шахт с коксующимиея углями
добросовестно выполняет задания, и 080-
сейн в целом перевыполнил план добычи
коксующихея углей. Однако в первые
месяцы этого года нлан добычи кокеую-
щихся углей не выполнялся. Чтобы по-
крыть образовавшийся долг государетву,
необходимо теперь изо дня в день пере-
выполнять программу добычи и отгрузки
коксующихея ‘углей. Бассейн имеет воз-
можность в ближайпиие месяцы ликвиди-
ровать свою задолженность и перевытол-
нить план но коксующимея углям.

Сотни горняков-отахановцев ветречают
Лень пахтера выполнением свонх пяти-
летних планов, а многие шахтеры — до-
срочным выполнением программы третьего,
решающего года послевоенной сталинской
пятилетен.
	Такие стахановцы, Как гор Бурлов
(шахта «Центральная»), Алексей Мусох-
ранов (шахта имени Сталина). Андрей
Тарасенко (шахта имени Ворошилова) и
другие, внесли в этом году свой новый
ценный вклад в дело совершенствования
процесеов угледобычи. Их методы рабо-
	Беседа с секретарем Кемеровского
	обкома ВКП(б) Е. Ф. КОЛЫШЕВЫМ
ооо
	ТЫ WO-HOBOMY  тшательно изучаются и
внедряются на шахтах бассейна,

В борьбе за увеличение добычи топли-
ва возросла творческая активность инже-
нерно-технических работников. Специали-
ern бассейна разработали новые, усовер-
шенетвованные ° системы ‘добычи угля.
Системы инженеров. ПВокорина, Скорого,
Вазнина, уже испытанные Ha шахтах,
должны дать возможность в ближайшее
время значительно поднять  производи-
тельноеть  труда. Однако руководители
комбинатов  «Кузбассутоль» и «Вемеров-
уголь» не проявляют должной настойчи-
вости, чтобы быстрее внедрить эти си-
стемы в производство.

Выполняя указание ПВ ВЕП(б), пар-
тийные организации Кузбасса усилили
внимание к вопросам улучшения бытового
обслуживавия шахтеров. Большой поворот
сделан в жилищном строительстве. ЁВом-
бинаты «Кузбассуголь» и «Кемеровуголь»
выполнили годовой план жилищного етро-
ительства 38 пять © половиной месяцев и
к Дню шахтера дополнительно сдадут в
экеплоатацию десятки тысяч квалратных
метров жилой площади. В досрочном вы-
полнении програимы жилищного строи-
тельства серьезную помошь Кузбассу окз-
зало Министерство утольной промышлен-
ности восточных районов,

В большом долгу перед шахтерами ока»
	залнеь тресты Министерства строительет-
	ва топливных предприятий. Ови строят
жилища недостаточными ‘темпами.

Тресты «Кузбассжилотрой» (начальник
т. Шиши) и «Кемеровожилетрой»  (на-
чальник т. Сретинский) также не выпол-
няют. программы жилищного отроитель-
ства, главным образом потому, что He по-
лучают нужной помощи ео стороны своего
министерства.

В этом году в городах и шахтероких
	поселках лолжны быть проведены значи-
	тельные работы по строительетву быто-
вых и культурных учреждений. В первом
полугодии строительные организации не
справились е заданием, Сейчас во втором
полугодии необходимо не только выпол-
нить, но и перевыполнить планы соци-
зльно-бытового строительства. Пример по-
нимания этой задачи показал‘ комбинат
«Кемеровуголь». On обязался ко Дню
шахтера полностью выполнить годовой
план строительства клубов, бань, школ и
детских учреждений. Для этого комбинат
направил 38 последние месяцы на стоо-
ительные площадки значительное воличе-
ство рабочих и материалов.

С каждым месяцем улучшается енаб-
жение шахтеров промышленными и про-
довольственными товарами. Однако в го-
родах и поселках Кузбасса  развертывает
свою деятельность только государственная
торговля, Сеть торговых учреждений по-
	Р кишлаках Таджикистана
	все дома колхозников, установлены репро-
дукторы в фруктовых садах, на  хлопко-
вых полях. Колхоз имеет собственную те-
лефонную станцию для связи с бригадами,
	Тольяо в прошлом году члены артели
им. Молотова получили около шести мил-
лнонов рублей доходов от хлонководетва,
садоводства и животноводства. У колхоза
C каждым годом растут возможноети раз-
вивать Культуру кишлака,
	Вишлачный Совет, где председателем
исполкома ‘тов. Бабаев, возглавляет куль-
турное строительство в колхозах,  помо-
Tact им лучше использовать средетва, вы-
деленные на культурные нужды. Постоян-
ные комиссии Совета — сельскохозяйст-
венная,  культурно-просветительная, 10
здравоохранению, дорожная ставят  зада-
чу повседневно бороться © бормальным
отношением к вопросам быта и кульвуры
кишлака.

Дело в TOM, WTO пережитки  пропитото
иногда своеобразно отражаются в новом
строительстве кишлаков. Скажем, построи-
ли клуб, а настоящей культурной работы
в нем не проводится. Соорудили общест-
венную баню, а в ней настолько грязно,
что люди предпочитают мыться дома или
в речке.

`Характерно, что за последние два года
в нашей области колхозы построили на
свои средства овыше 40 школьных  зда-
ний. Типовую среднюю школу-десятилетву
недавно построил Ганчинокий колхоз им.
Сталина. И не удивительно: артель толь-
ко в прошлом году получила свыше 8
миллионов рублей доходов OF виноградар-
	ства, животноводства и производства хле-
	ба. olech сами колхозники ВЗЯЛИСЬ ПОМОЧЬ
государству в ШколЬьном строительстве.
	Районы Ганчинский, Ура - Гюбинский,
особенно Шахристанский славятся из всю
область строительством школ,  электро-
станций и колхозных бань. Здесь построе-
ны и сооружаются десятки электростанций
мощностью от 20 до 150 киловатт.
	В связи с развертыванием  электрифи-
кации и дотого бытового строительства
местные Советы  Шахристана постоянно
сталкнваются с такими вопросами,  кото-
рые раньше никогда не стояли перед
RHMgakOM. Это вопросы подготовки своих
специалистов-—строителей, инженеров, тех-
ников, олектромехаников, монтеров, вопро-
сы снабжения и торговли в деревне элек-
трооборудованием и строительными мате-
ризлами.
	Партийные и советекие организации об-
лети предпринимают серьезные меры,
чтобы полнее удовлетворять растущие
вультурные потребности кишнаков, и тре-
буют of местной промьииленнюсти, торго-
вых организаций, особенное от  потреби-
тельекой кооперации чуткого отношения к
запросам деревни.

Только за последнее время торговые
организации продали Roaxosam 15 Kox-
плектов электростанций с полным обору-
хованием, 60 комплектов механизиреван-
ных электромельнип, свыше 700 тонн це-
мента, лю десятка вагонов строительного
	завозного леса, свыше 10 тысяч электро-
лампочек. Но вее это лишь в малой ете-
пени удовлетворяот возросшие потребности
кишлаков. Особенно остро нуждается тад-
жикская деревня в строительном леее, ко-
торым нални районы не располагают,
	Центросоюзу, потребительской  коопера-
	ции и некоторым министеретвам промынр-
	ленноети следовало бы обратить внимание
и ва 10, чо в далеком Таджикистане
колхозники теперь пред’являют повышен-
ные требоватия ‘на культтовары. B pec-
публику для деревни до сих пор завозят-
ся радиоприемники с батареями устарев-
ших конструкций. Торговые в премышетен-
ные организации не учитывают, что мно-
гие колхозы в Средней Азии сейчас имеют
возможность пользоваться электроэнергией
для своих  тадиоустановок и бытовых
нужд.

За последнее время колхозники приоб-
рели в магазинах сельшою около сотни ме-
тоциклов и оБоло тысячи велосипедов. В
колхозах весьма большой опрос на легко-
вые и грузовые автомашины.
	Около 230 миллионов рублей денежных
походов имели колхозы нашей области
в прошлом году. И это следовало бы 0со-
бо учитывать торговым организациям,

Местные Советы слабо руководят куль-
турно-бытовым строительством в колхозах
и его почти не учитывают, А ведь это етрои-
тельство должно не только учитыватьея, но
и как-то увязыватьея с государственными
планами. Исполкомы районных Советов де-
HYTATOB трудящихся, да и отделы областно-
го исполкома у нас еще редко занимаются
изучением и планированием колхозного
культурного строительства в кишлаках.
А снизу этот вопрос уже настойчиво
выдвигается. Колхоз Анги-Турмыш Вали-
нинабадекого района на общем ` собрании
решил целиком отказаться от старого
витилака, от гаинобитных домиков и за-
HOBO HA лучиюм месте по генеральному
плану построить новый кишаак в сотней
жплых домов современного типа, на кир-
пичной кладке, парадной стороной к ули-
цам. Был’ приглашен архитектор, наме-
чен план строительства, который уже в
ныненнем году осуществлен больше чем
наполовину.

Сейчас мы намерены периодически об-
суждать на заседаниях иснолкома област-
ного Совета опыт бытового строительства
и планирования кишлаков, 910 мы реко-
менуем делать и местным Советам, чтобы
ничто не проходило без их участия, их
постоянного внимания в инициативе кол-
X08.
	Только при хоропю организованном ру-
ководетве со стороны местных Советов, при
нелном соблюдении сталинского Устава
сельхозартели можно добиться наиболее
эффективного использования всех средств и
сил в вультурно-бытовом строительстве
RUDLIAROR.
	РАУФ РАИМДЖАНОВ,
председатель исполкома „Ленинабад-
ского областного Совета депутатов

трудящихся.
	Старые кишлаки — деревни в бывшем
Ходжентеком Уезде отличалиеь нагромож-
дением глинобитных кибиток. Вишлаки
строались без всякого ‘плана. Соблюдалось
лишь одно правило — выводить дома
в сторону улип задними стенами, без
окон и дверей. Важдый хозяин стремилея
отгородить кибитку, и особенно женскую
половину, как можно более высокими ган-
няными дувалами — забором. Этого требо-
вали условия и обычаи. феодально-байского
строя.

Безжизненный вид имел такой кишлак.
Если нв считать присутетвенного  мебта
старшины, его чайханы и мечети, здесь
почти не было никаких других обществен-
ных зданий. Да и эти постройки обычно
уало отличалиеь от общей массы  глино-
битных сооружений, ‘разбросанных  вхоль
ривых, узких и грязных улии,

По меткому выражению одного из на-
родных певцов, старый кишлак больше по-
хож на заброшенный муравейник в глине,
нежели на побеленне людей.
	Бескультурье  сковывало  таджикскую
деревню на протяжении веков, население
было почти сплошь безграмотным. . Рево-
люционная ломка вововых устоев отета-
лото быта в кишлаке началась только при
советской власти. Особенно быетро пошло
развитие современного культурного строи-
тельства на селе в тоды сталинских пати-
леток. экономически окрепнуь и разбога-
тев, колхозы стали выступать инициато-
рами жилитню-бытового переустройства
старых вишлаков.

В Ленинабалекой области сейчае насчи-
тываетея около 50 колхозов-миллионеров.
Они дают пример культурного строитель-
ства. В первых рядах — хлопкозодческая
артель имени Сталина Денинабадекого райо-
на, возглавляемая денутатом Верховного
Созета СССР Пулатам Бобокалоновым.
	Сейчзе у нас есть целые раны —
Ленпнабалекий, Чкаловский,  Ашчекий,
	Ванибадамекий и другие, где так же, кав
в колхозе имени Сталина, возлвигнуты и
строятея красивые дома городеком типа,
школы, клубы, театры, красные чайханы,
отрываются парки культуры и отдыха,
сооружаются электростанция, водокачки, ба-
ни, оборудуются радиоузлы. Облик многих
кишлаков сельского Ленинабадекого райэна
уже настолько наменилея, что они как бы
сливаются о новой частью города Ленин-
абада,

Взять Уважинекий кншлачный Совет,
б’единяющий два колхоза—имени Молото-
ва п имени Ворошилова. Новое здание
Совета, перед которым разбиты  цве-
точные ктуюы, выходит на благоуетроен-
ную улицу. По соселетву в Советом — две
колы = сфедняя и семнлетка, клубе
библиотекой и кинотеатром, амбулатория,
электростанция, магазин. На следующей
улице есть дома европейского типа с те-
нистыми  верандами, построенные 10
инициативе Совета специально для учите-
лей. Колхоз им. Молотова располагает
мотиных  ратиоузлом.  Радиофицированы
	организации труда слепых
	ко эти предприятия обеспечиваются пря-
ROH меньше чем на половину потребности,
Оборудование поэтому простаивает.

Общество организовало металлообрабаты-
вающие производства (питамповочные, же-
отяные и друтне). На эти работы особен:
но стремятся попасть инвалиды Отечеет-
венной войны, тем бодее, что штамнов-
ка — одна из доотупнейнтих работ для
слепых. Несмотря на то, что в этих пр-
изводствах используютея некондипионный
металл и отходы промышленноетн, пред-
приятия сырьем также полностью не обес-
печиваются.

Вопрос. о плановом снабжении предприя-
тий слепых сырьем и материаламч обще-
ство пыталось ставить перед Министерет-
BOM социального обеспечения PCOCP x
Госпланом РОФСР, но до сих пор Ber
реального He достигнуто.

Вее это, вместе взятое, нарушает пре-
изводство и затрудняет трудовое устрой-
ство незрячих людей.

В, МЕДВЕДЕВ,
председатель Центрального  правле-
ния Всероссийского общества сле-
Thx.

редактор журнала «Жизнь слепых».
	Б последнее время отдельные организа-
ции ослабили внимание к нуждам слепых,
В артелях кооперации инвалидов и из
предприятиях других систем число рабэ-
	тающих слетых по сравнению с довоенным
	сократилось. Неведомо почему ликвидиро-
ван ряд епециальных предприятий, в том
числе московский завод «ЭМОС». на кото-
	ром незрячие инвалиды изготовляли элек-
	тромоторы и электронаеосы.

Общество сленых накопило богатейший
опыт по организации труда своих членов
в различных отраслях промышленности.
Оно имеет все возможности в дальнейшем
усилить свою деятельность, но все дело
TOPMO3HTCA из-за недостачи вырья и мале-
риалов.

Слепые исстари славятся как прекрае-
ные щеточники. Между тем волос и ще-
тина поступают в переработку на пред-
приятия легкой промышленности, промкоо-
перации, Центросоюза и местной промын-
денности, з общество слепых этого сырья
не получает. После 10—20-длетней работы
опытные щеточники вынуждены переква-
лифицироваться.

В обществе слетых имеется десять три-
котажных предприятий, На них работают
	‘преимущественно слепые женшины. ОлнЗ-
	Указ Президиума Верховног о Cosera CCCP
	О присвоении звания Героя Социалистического Труда
передовикам сельского хозяйства Казахеной ССР
	за попучение высокой проедуктивности животноволства
	(Продолжение. Начало см. «Известия» от 24, 27, 28, 30, 31 июля, 4и5 авгиста).
	8/. Джанбосынову Куртибаю — заведующему фермой колхоза
«Кенес-Тюбе» Таласского района Джамбулской области, вырастивше-
	му от 1.466 курдючных овцематок
к отбивке 41 килограмм.
	1.795 ягнят при среднем весе ягнят
	58. Джантелиеву Джангибеку—старшему табунщику колхоза «Бес-
жилдык» Джамбулского района Джамбулской области, вырастившему
при табунном содержании 50 жеребят от 50 кобыл.

89. Джаудекову Джилыбаю — заведующему коневодством колхоза
	Алма-Атинской
	области, вырастившему
	«Эмгек» Уйгурского района
	3. *

при табунном содержании 127 жеребят от 129 кобыл.
90, Джолдаспаеву Мусалиму — старшему конюху колхоза «Путь
Ленина» Вишневского района Акмолинской области, вырастившему при
конюшенном содержании 29 жеребят от 29 кобыл.
91. Джумагалиеву Имангали — председателю колхоза «Кусем» Ур-
динского района Западно-Казахстанской области, вырастившему при
	от 1183 кобыл.
	табунном содержании 118 жеребят
		3“. Джумагулову Тлеушу — заведующему фермой колхоза им. Ле.
	Джангалинского района Западно-Казахстанской области, выра-
	стившему от 1.437 курдючных овцематок 2.039 ягнят при среднем весе
	ягнят к отбивке 40 килограммов.
	Jo. Ажумалиеву Кубену — заведующему коневодством колхоза
«Родина» Новобогатинского района Гурьевской области, вырастившему
при табунном содержании 214 жеребят от 219 кобыл.

° 94. Досумбаеву Абдижапару — председателю Таласского райнс-
полкома Джамбулской области, обеспечившему своей работой пере-
выполнение в целом по району плановых заданий по налою молока на
	настгригу
	О процентов,
30 процентов.
	нагулу скота на
	шерсти на 25 процентов,
	(!Гродолжение следует).