ЧЕТВЕРГ, 12 АВГУСТА 1948 г. № 190 (9720)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ
	АТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ
	ТЕМЫ
	Разбойничьи нравы
американской разведки
	«Победе» весе кончится. Однако все про-
изошло не так, как я ожилала. Накануне
предполагаемого от’езда, 30 июля, я выш-
ла из моей квартиры в. Консульство для
TON, чтобы получить свой проеэдной би-
лет. На автобусной остановке около
86 улицы меня ждал Костельо. Он заста-
вил меня сесть с нам на ближайшую ска-
мейку якобы для того, чтобы сказать что-
10 весьма важное, и опять начал угова-
ривать меня не возвращаться в Советекяй
Союз. Богла я гневно отвергла его предло-
жение, он внезапно  Наклонилея в мою
стерону с каким-то предметом в руке, и
я почувствовала боль в руке и локте. Я
сперва даже не поняла, чо он сделал
укол каким-то сналобьем, однако векоре
почувствовала себя очень плохо и даже
потеряла способность понимать, что про-
исходит вокруг. Кое-как я добралась до-
мой и бросилась в постель,
	На следующий девь поелетоялю отбытие
«Побелы». Утром совсем больная от ys0-
ла я вышла 60 своей соеелкай по кварти-
ре тов. Евстафьевой сделать последние
закупки. Однако у погезла я увидела ав-
томобиль и силящего в нем Коюржинекого.
Я настолько пепугалаеь, что решила вер-
путься домой. За мной послелювал шофер
этой машины. Шефер забрал won веши и
толкнул меня в машину, в которой Вор-
жинском уже не было. Я лю сих пор не
знаю, почему я пошла за ним. Я только
помню об’явний‘ меня ужас. Меня привез-
ли на квартиру к какому-то человеку на
Риверсайд Драйв, около 100 улицы. Веко-
ре я узнала, что этот человек был Зензи-
нов Влалимир Михайлович (известный ру-
ководитель белогварлейских шаек в Аме-
рике. — Прим. корр. ТАСС). Он оставил
все мой веши у себя, а меня отвез на так
называемую «Рид фарм» в штате Hbw-
Йерк. Там меня приняла женщина, на-
звавшая себя бывшей графиней Алексанл-
юй Толстой, которая сказала мне, что я
не олна п что где-то неподалеку находит-
сз. Самарин с семьей. Толстая сказала,

9т0 я должна буду работать, и послала
vena: Е
	«Идите работать на КУХНЮ».
	На кухне, выполняя самую грязную
работу, я провела все время своего пре-
бывания на «Рил фарм». Снала я на бал-
коне, при чем вокруг всегла ходили люди.
	Меня очень строго сторожили. Ha сле-
хующее утро после моего прибытия на
«Рид фарм» Толетая потребовала, чтобы я
написала статью в газету о том, что в
России. всех ссылают в Сибирь и что я
поэтому решила остаться в «евободной
демократической Америке». Я отказалась
наотрез. Тогда Толстая угрожающе сказа-
ла: «Шниона, которого мне нужно ‘было,
я поймала. Мы люди очень ловкие». Эта
угроза, повидимому, относилась ко мне.
Затем мне для чего-то стали подсовывать
фотографии различных американских хи-
миков. 910 было явной провокацией для
Tord, чтобы обвинить меня в шпионаже.
Все дни я искала опособа сообщить совет-
ским властям о моем  местопребывании.
Писать мне не разрешали, тогла я сказа-
ла, что я хочу написать Зензинову, ч\-
бы он прислал из города мон веши. Пред-
лог оказался удачным. Я набросала коро-
тенькую записку товаришу Ломакину, ко-
торую адресовала одному из  советеких
знакомых.

Когда я работала на кухне, на ферму
прибыла посторонняя грузовая машина для
перевозки овощей, и пюфер согласился от-
править мое письмо. На следующий день
во дворе фермы я увидела  приближаю-
щуюся к ферме машину со своими 0ев0-
болителями». ‘ .
	Как вилно из рассказа Васъенкиной, фа-
шистеко-белогвардейские гангстеры делают
свое дело на улицах Нью-Йорка совеинен-
но безнаказанно. 0 существовании их при-
тона на «Рил фарм» известно всем меет-
ным властям. Однако до сих пор не было
принято никаких мер для обуздания этой
банды и обеспечения безопасности совет-
ских граждан. Небезынтересен тот факт,
что генеральный консул тов. Ломакин со-
общил полиции содержание письма Васьен-
виной и попросил оказать ему содействие
в ее освобождении еще задолго до своего
от’езда на «Рид фарм». Однако  нью-
йоржекая полиция прибыла туда только
после того, как ВБасьенкина и ОФомакив
уже выехали в Нью-Йорк.
	НЬЮ-ИОРЕ, 10 автуета. (ТАСб). Сог-
ласно сообщениям печали, полученным из
Вапеингтена, векоре’ песле того, как ге-
неральный консул  боветекого Союза в
Нью-Йорке Ломакин созвал преее-конфе-
реннию по позоду похищения 0. 6. Вась-
енкиной, исполняющий обязанности. пред-
седателя вомисени палаты представителей
по расследованию антнамериканской дея-
тельности — Мунлт заявил корреепонден-
там, что комисеня желала допросить Вась-
енкину.

Мундт заявил предетавителям печати,
что Касъенкина была будто бы «почти го-
това передать себя в руки американских
властей» и что она будто бы готовилась
стать «лицом, не ихеющим гражданства».

Мундт, вольно или невольно, разобла-
чил незавидную роль возглавляемей им
парламентской комиссии — роль еоврати-
теля проживающих в США иностранцев
с целью превращения их в предателей их
родной страны.

Касъенкина ускользнула из рук бело-
гвардейцев, и это приводит Мунлта в 0е-
шенство.

8 августа комиссия палаты представя-
телей по расследованию антиамериканской
деятельности созвала необычное воскрес-
‘ное закрытое заседание после того, как
сотрудники советокого консульства в НЬЮ-
Йорке спасли из плена белоэмигрантов
Васьенкину, которая в настеяшее время
находится в советокем консульстве в Hp1-
Йорке.

Вашингтонский корреспонлент атентства
	  Юнайтед пресе сообщает, что после засе-
	дания исполняющий обязанности предсе-
цателя комиссни Мундт заявил, что он
обсуждал вопрос о дипломатической не-
прикосновенности консульства Советского
Союза в Нью-Йорке с советником госу-
дарственного департамента Боленом. Кор-
респондент Юнайтед пресс заявляет, что
	комиссия по раселелованию антизмеривавн-
	ской деятельности пытается получить
раз`яснение в отношении того. могут ли
члены комиссии войти в здание советеко-
го консульства в Нью-Йорке «для того,
чтобы допросить КахБенкину».

Мундт заявил, что впервые он узнал о
Касьенкиной «через лицо, имя которого
он не может назвать».

Как сообщает нью-йоркский корреенон-
дент  агентетва  Юнайтел прессе, днем
8 августа руководитель белогвардейекого
«фонда Толетого» Александра  Толетая
признала, ‘что «исчезнувший»  препода-
ватель советекой колы Самарин
«укрыт» белогвардейцами. Вначале Тел-
стая заявила, что Самарина укрыла, бело-
гвардейская «подземная железная дорога»
(система укрытия). Позднее Толстая сделала
иное заявление. Она сказала, что, хотя ме-
тоды «подземной железной доррги» были
использованы, тем не менее организованной
«подземной железной лореги» будте бы не
	существует.
	НЬЮ-ПОРК, 10 августа. (ТАСС). Россий-
ские белогвардейские эмигрантекие элемен-
ты, нашедшие убежище в Соединенных
Штатах, за последнее время настолько
распоясались (явным образом — © ведома
местных властей), что начали позволять
себе чисто бандитские выходки против нро-
живаюнтих злесь советеких граждан, вилоть
до их похищения. 31 июля из ‘нью-йорЕ-
ской гавани отходил в Одессу советекий
пароход «Победа». В чиеле пассажиров на
	‘нем отезжал на родину преполавательскай
	состав советской школы в Нью-Иорке. Ока-
залось, что по неизвестным причинам на
пароход не явились советекие граждане —
учительница этой школы Оксана Степанов-
на Васьенкиня и преподаватель математики
	Михаил Иванович Самарин с женой и тремя
малолетними детьми. хотя их багаж был за-
ранее седан на судно. Не оказалоеь их и на
квартирах. В течение нэскольких дней об их
местонахождении ничего не было известно,
	Только через неделю, 7 августа, гене-
ральный консул Советского Союза в Нью-
Йорке Ломакин получил ot Касъенкиной
письмо, умоляющее ‘спасти ее из плена
русско-белогварлейских банлитов. «Я не
предала мой народ; я не изменила, я не
сделала никакого преступления... Я искрен-
не преданная и любящая мою родину и
мой народ... Умоляю sac, еще раз умоляю
вас не дайте мне возможности погибнуть
здесь», — писала Касьенкина в маленькой
тайком присланной генеральному конеулу
записке.
	Генеральный консул в сопровождении
сотрудников  конеульства отправился по
указанному Касьенкиной адресу. Получен-
ный адрес оказался адрезом одного из 0е-
логвардейских притонов в Соединенных
Штатах, — так называемой «Рид фарм»
в окрестностях Нью-Йорка. возглаваяемой
бывшей графиней Алекеанлрой Толетой.
	Иомакин прибыл неожиданно для хозяев
дома, застигнутых врасплох. Белогварлей-
ские банлиты не успели еще понять, в
чем дело, как Касьенкина, увидев своих
спасителей, прошла к автомашине Ломаки-
на. Довольно большая группа белогвардей-
пев тем не менее успела наброситься на
машину и повредить ее, что не помешало,
однако, генеральному. конеулу СССР a co-
провожлавиким его лицам благополучно до-
ставить Касьенкину в Нью-Йорк.
	Немедленно по прибытии в консульство?
Ломакин созвал  пресс-конференцию, на
которой Касъенкина рассказала  прелела-
вителям печати историю ее похищения.
	«Eme 3a неделю до отбытия «Победы»
я заметила, что меня преследовали подо-
зрительного вида неизвестные, большей
частью говорящие по-русски. Одному из
них удалось познакомиться со мной, и он
назвал себя доктором. Алексеем  Коржин-
ским, руеским по происхождению. прожи-
вающим в Нью-Йорке. на 88 улице. Он
	 попыталея пригласить меня к себе домой и
		уговаривал не возвралцаться в Советский
Союз. Он гозорил, что по возвращения
домой меня немедленно сошлют в Сибирь.
Когла я решительно отвергла его гнусное
предложение, он стал угрожать, что обви-
HUT меня в шпионаже я меня подвергнут
репрессиям.

Векоре Коржинского сменил другой тип,
назвавший себя deo Kocteano. Этот бандит
говорил по-русски очень плохо. Подобно
Коржинекому, он попыталея угрозами вы-
нудить меня остаться в Америке.
	Так продолжалось неделю. Опасаясь

остаться скомпрометированной, я, решила
не сообщать ничего советскому конеуль-
етву в належле, что с моим отбытием на
		все, на все явления жизни. Автор сосре-
доточивает свое внимавие на внешнем изо-
бражения явлений действительности, а не
на анализе и`осмысления их.
	Только ли от хуложнического уваече-
ния живописными красками жизни проис-
ходит Bce oto? Думаетея, что причины
отмеченного намп кроются не только и не
столько зтесь.
	Они — в отсутствии подлинной граж-
данской взволнованности, активной па-
триотической заинтересованности, являю-

щихся неот’емлемыми чертами партийной
идеологии советеких людей.
	Bb, Чукашевич в конпе повести почувет-
вевал потребность об’яенить свою под-
черкнуте созерпательную творческую пю-
зинию. Маленький Вовка приносит мате-
ри запиеку, найденную им под. деревом.
В этой записке, которая поналобилаеь не
Только пля того, чобы читателю стало
очевилио чувство. возниклюе между двумя
главными героями повести, автор старает-
ся об’яенить своих героев и свое отно-
шение в ним. Нослушаем это об’яенение.
	«Я Люблю, — пишет герой повести
	Григорий Степанович, — природу, как
люблю жизнь. Да это одно и то же. Ва-
жетея, Энгельс говорил, что люди — 919
	Часть приводы».
	М. Горький мечтал о книгах, в которых
рассказывалось бы 0 том, как человек всю
жизнь радовался. Появление книг о радости
	HUSH стало фактом именно в нашей со-
ветской литературе.
	Одним из первых новое,  творчески-
радостное ощущение жизни, родившееся в
солнечном озарении социализма, как «жи-
BOM) делаемого дела», © покоряющей ис-
кренностью выразил В. Мляковекий. Прав-
да жизни еще очень сурова, наша борьба
38 новое. напряженно остра, но «жать
хорошо!». Хорошо потому, что «мой труд
вливается в труд моей республики».
	это социалистическое единство лично-
№ и общественного нашло органическое
проявление в лучших произвелениях со-
ветской хуложественной литературы.
	Примером ‘того, как глубоко характерно
такое восприятие жизни для людей Совет-
ской страны, являются, на наш взгляд,
записки П. Ангелиной, опубликованные в
пЮНБоКой книге журнала «Октябрь».

Колхозница П. Ангелина, первая совет-
ская тракториетка, рассказывает в этих
записках 0’ своей работе и работе своих
подруг н товарищей в памятные голы ор-
ганизации — #К0лх0зов, в трудный период
уинувшей войны, в напряженные дни по-
слевоенного строительства. Мы как бы ви-
Дим Мозоли на руках и пот на лбу тру-
жениц, строительний новой советской де-
ревни. Й вместе с тем записки Ангели-
ной — это вель и есть по существу олна
18 КНИГ, Появления которых ждал Горь-
	КИЙ, — КНИГА 0 Том, как человек «всю
визнь ‘радовалея».

Молодая деревенская  левушка весной
1930 года села за руль трактора. Самоот-
верженный, новаторский труд ee ‘скоро
увидела и оценила вся страна. Как и ты-
CHIH других советских людей, молодая
трактористка  «еердцем чувствовала» и
трудом своим вонлощала мечту Ильича о
100 тысячах тракторов для России.
	Великий Сталин оценил труд бригадира
первой женской тракторной бригады.
«Хорошо, тов. Ангелина!» — сказал он.
	Разве. не радостно трудиться для своей
страны? Труд’ приносит нашим людям ра-
тасть, окрыляет их. Советский человек
счастлив сознанием пользы своего труда
(ля страны,
	ваниеки Н. Ангелиной — это явление
‹амой жизни, ёнига фактов. В ‘них отра-
зилось характерное для советских людей
оптимистическое. ощущение жизни и ра-
боты в’ нашей стране. Оно глубоко родет-
венно сокровенному строю поэмы Маяков-
ского «Хороню!», этого поэтического мани-
феста советского патриотизма.
	Патриотическая способность черпать выс-
шую личную радость в успехах своей ро-
(UR! побуждает тракичиелов сдать в фонд
Красной Армии, сражавшейся © фашизмом,
бльшюе количество  заработанном ими
зерна. В те годы зерно стоило на рынке
больших денег. Шо понятиям современного
американиа продажа зерна могла бы co-
ставить «бизнес» трактористов. Но как
убого это американское понятие о еча-
стье! П. Ангелина с естественным для ‹9-
	H аучно-
	В нашей стране излаетея много науч-
ных и технических книг. Только за п-
следние годы в книжные магазины поету-
пили десятки. тысяч книг по различным
отраслям знания, технике, зельскому х9-
зяйству, транспорту, связи, книг, необхо-
димых ученому п студенту, инженеру и
стахановцу, преподавателю и школьнику.

Между тем нередко читатель ухолит из
книжного магазина без книги на интере-
сующую его тему. Й чахто не потому, чм
на полках нет труда, который ему нужен,
3 потому, что он не сумел найти или вы-
брать такую книгу, которая отвечала бы
ео желаниям.

Это происходит в первую очередь из-за
недостаточно высокой культуры книготор-
говли. Мы еще не научились умело тор-
юмвать научной и технической книгой.

‘Um же нало сделать. чтобы научно-
техническая литература доходила до чЧи-
тателя?

Прежде всем нам следует лучше орга-
низовать обелуживание покупателей. Каж-
Ini книжный магазин обязан иметь те-
матические картотеки, с помощью которых
покупатель мог бы ориентироваться в на-
личном фонде литературы. Нужно, чтобы
человек, ищущий опредёленную книгу, или
книгу на интересующую его тему, полу-
чал бы в Магазине необходимую консуль-
тацию, аннотированный каталог, бюлле-
тень Новинок и мог заказать книгу, нахо-
дящуюся в печати.

Опыт работы московеких книжных Ma-
пазинов за первую нелелю августа — ме-
сячника научной и технической книги —
показывает, что реализация этих элементар-
ных требований дает большие результаты.

Существенное значение имеет прибли-
жение книги к потребителю. Не кажлый
лень ученый, инженер, рабочий, студент
имеет время, чтобы посетить книжные ма-
	Сегодня открываются семнадцатые Bie
союзные состязания авиамоделистов. Пред-
седатель оргбюро состязаний генерал-лей-
тенант В. Я. Клоков в беседе с сотрудни-
ком «Известий» сообщил:

— Нредотоящая традиционная встреча
энтузиастов «малой авиапии» совпадает ©
исполняющимся 25-летием массового авиа-
модельного спорта в нашей стране. За ми-
нувшую чегверть века из ереды спортеме-
HOB—EOUCTPYKIOPOB летающих моделей вы-
рос’ немало выдающихся деятелей
сталинского Воздушного Флота. Среди них
— известный конструктор боевых машин
Герой `боциалистического Труда тов. Яков-
лев, прославленные летчики дважды Герои
Советского. Союза. Молодчий,  Кунгурцев,
Вегельлинов и другие, От модели в плане-
	и литературной идиллии
	ветеких людей презрением высмеивает его
в своих записках. И удивительно хорепю
и точно звучат ее слова, когда, расоказы-
вая 0 труде одного из рядовых трактори-
стов, Антона Дмитриева, она ‘пишет: «Та-
Кой Человек может с гордостью сказать:
«Я своей жизнью радую человечество».
	ить и жизнью своей раловать чело-
вечество, — вот каким замечательным,
благородным пафосом проникнута трудо-
вая социалистическая мораль советских
людей.

Передать красоту этой радости, ее твор-
ческую суть — одна йз самых насущных
залач нашей литературы. Ощущение жи-
	вой правхы. новой сопиалистичеекой лей-
	свительности является здесь необходимым
условием и мерой успеха.
	B четвертой книге «Нового мира» мы
прочли повесть мололо писателя Валима
Лукашевича «Зеленый океан», — повесть,
внутренней темой которой как-раз яв-
ляется ралостное ощущение жизни Hamn-
ми советскими людьми. Содержание пове-
сти очень проето и может быть изложено
в двух словах. Небольшая ботаническая
экспедиция — двое научных работников,
трое служащих и © ними маленький маль-
чик Вовка и собака Джан — в 2810м0-
бильном фурмне разезжает по налней
стране. Перед нами раскрывается огром-
ный красочный мир, целый ‚ «зеленый
океан» жизни, красоту и обаяние которого
очень проникновенно и тонко рисует ав-
тор. Во время поездки участники экспе-
дипийи встречают разных люлей. Мы зна-
комимея © человеком. который смертельно
болен, но оптимистическая вера которого
в жизнь легко побеждает в нем мрачное
чувство обреченности. Мы видим колхоз-
ников, которые в увлечении своей рабо-
той так яроство наступают на предееда-
теля колхоза с различными требованиями,
что CO стороны можно полумать, будто
председатель этот-—человек непутевый, ав
колхозе много непорялков, тогла как Ha
	самом деле люди хотят, чтобы было «еше
лучше».
	Проходят перед глазами читалеля и дру-
гие люди, мелькают пругие сцены, за-
	ставляющие радоваться то краскам приро-
	ды, То верно подмеченным чертам жизни
советских людей.
	Но, читая повесть В..Лукашевича, все
более отчетливо замечаешь, что радост-
ная атмосфера ee носит совсем особый,
облегченный характер.
	Нельзя сказать, что автор слишком
ндеализирует действительность, не видит
ничего, кроме свежих и радостных красок
	нашего советского. мира. Нет, мимо ero xy-
	дожнического зрения He проходят и те-
невые, трудные стороны жизни.
	Но автор изображает. все явления жизни.
как бы co стороны. Кажется, что они ин-
тересуют его лишь, как часть общего пей-
зажа, как могут интересовать художника
тени от облаков, бесшумно плывущие по
реке или зеленому полю. Ими можно лю-
боватьея, они способны создавать настрое-
ние, но и только. Легкие акварельные
тона, которыми рисует автор чиетоту не-
	ба или наивность ребенка, переносятея на
	Теперь позиция автора ясна. Он любит
людей, как часть природы. Он любуется
людьми, их делами, их радостями, как лю-
буется светом и тенью orposuora «зеленого
океана» природы.
	Ho люди, хоть они и Часть природы,
живут, как учат нас основоположники ком-
мунизма, по своим, совершенно особым об-
щественным законам. Этого, очевидно, не
понимает Лукашевич.
	Вритик М. Папава в «Литературной га-
зете» отметил безмятежную  созерпатель-
ность автора «Зеленого океана». Отметил и
то, что автор «отказалея от всяких кон-
фликтов, столкновений, противоречий в
увиденном им мире», указал, что это не
случайность, a «евоеобразная позиция
автора». После всего этого М. Папава за-
явил: «Нам вовсе не хотелось грозить мо-
лодому и талантливому автору указую-
шим, критическим перетом».
	Разумеется, трозить не входит в зала-
	ЧУ ЕрИТики. Но правильна. ли эта -сеамлот-
	реченность, намеренно _ подчеркиваемая
критиком? Разве не самой первой и насущ-
HOH задачей нашей критики является
утверждение и отстаивание активно дей-
ственного, нартийного характера нашего
искуества? :

И 510 вовсе не значит «грозить ука-
зующим перстом». Это значит проявить
ту настоящую требовательность, которая
и есть первый знак уважения таланта
писателя и взятой, им темы.

Это значит, наконец, бороться за
правдивое изображение наших советских
людей, освещенное оптимистической пер-
спективой коммунизма, как «живого де-
лаемого дела». Ведь как-раз этого так не-
хватает действительно талантливому пи-
сзтелю В. Лукашевичу.
	Ник. ЖДАНОВ.
	техническую книгу—в массы!
	газины. Ноэтому очень важно было бы
раекинуть широкую сеть книжных киос-
ROB и в первую очередь организовать
книготормвлю на заводах и фабриках, в
вузах и научно-исследовательских учреж-
дениях. В Москве на предприятиях, в на-
учных и учебных учреждениях сейчас
только 123 книжных киоска. Следует от-
метить, что нередко книготормвые точки
не организуются на предприятиях и в уч-
реждениях потому, что хозяйственники от-
казывалотея дать помещение под киоск.
Например, п этой причине на автомо-
бильном заводе имени Сталина, где до
войны был книжный магазин, теперь нет
даже киоска!

Следует наладить «заочное» обслужи-
вание покупателей. В Могиз ежемесячно
поступает свыше 15 тысяч писем с прось-
бами © высылке книг. Эти запросы Moc-
ковских, иногорелних и сельских потре-
бителей удовлетворяются только частично
и нередко с большим запозданием. При-
чина неудовлетворительного положения дел
© обслуживанием этого контингента потре-
бителей книги заключаея в том, что
лишь в немногих московских магазинах
организованы отделы, высылающие книги
це почте. Когизом принято решение орга-
низовать центральную контору «ЁВнига —
Почтой». Но это решение не реализуется,
и60 отлел тормовли Мосгорисполкома никак
не соберется выделить помещение.

Книжные магавины Москвы приступили
сейчас к более планомерному и широкому
изучению спроса на научную и техниче-
скую книгу. Собираютея отзывы ий поже-
лания, систематизируютея данные о ков-
тингентах покупателей по специальности и
их заказах. Это даст возможность лучше
планировать распределение книжных фон-
лов по магазинам, оперативно устранять
недостатки в обслуживании покупателей.
	Состязания авиамоделистов
	ру, от планера к самолету — таков путь
тысяч советских юношей.

Многочисленные кружки авиамоделистов
при школах, домах пионеров, детских тех-
ническах станциях являются первой сту-
пенью подготовки будущих пилотов и ра-
ботников авиациенной промышленности. В
числе энтузиастов «малой авиации» не-
мало и взрослых людей. Работая © моде-
лями, инженеры-конструкторы решают но-
вые проблемы аэродинамики, двигатот впе-
ред отечественную авиапионную науку.

Наша страна стоит на первом месте в
мире по числу завоеванных авиамодельных
рекордоз. Из двадцати мест в официальной
таблине Международной Авпационной  Ф®-
дерапив (ФАЙ) тринадцать занимают 0о-
ветские авиамоделиеты, Нам принадлежат
	все четыре мировых (абсолютных) рекор-
	Читатели научной и технической книги
отмечают ряд серьезных недостатков в ра-
боте издательств. Издательства почти не
выпускают общедоступной литературы по
технике, пособий для мастеров и бригади-
ров. Очень мало издается научно-популяр-
ной литературы.

Машгиз, например, в первом полуго-
yan 1948 года выпустил околе 100 книг
и Из них только десяток для массового
читателя. Продукцию издательства состав-
ляют главным 0бразом книги для выеоко-
квалифицированных инженеров Ha узко-
специальные темы. Такие книги издавать
необхолимо. Но правильны и претензии
читателей-производетвенников, которые №м-
ворят по адресу Малгиза: дайте нам
наряду с толстыми томами исследований
хороптие книги о скоростной резке метал-
ла, 0 поточном методе, дайте каталоги
станков и т. п. 1

Излательства в последнее время забыли
херюшую традицию и почти перестали пе-
чатать каталоги своей продукции. Они не
публикуют, как было принято раньше, на
последней странице книги спиеков вовых
и печатающихея книг. А такая информа-
ция очень нужна и читателям, и работни-
RAM книжной торговли.

Должны шире информировать своих чи-
тателей о научных и технических книгах
газеты. массовые и спепиальные журналы.

Следует и Когизу всерьез о заняться
книжной информацией. Давно пора воз0-
бновить выпуск информапиенно-библиогра-
фического бюллетеня «Книжные новости».
В нем очень нуждаются читатели, биб-
лиотекари и работники книготорговли,

Лучше должны работать в области про-
патанлы научной и технической книги
паши библиотеки.

С. ПОЛИВАНОВСКИИЙ,
управляющий Могизом.
	Требование советского посольства в США
освободить похищенных советских граждан
		торых правительственных органов США»...
Посольство СОбР в США ‘заявило нро-
тест против насильственного захвата совет-
CKHX граждан Касъенкиной и Самаринас
семьей, а также против допущения со ch
мны  правительственных органов США
престунной  деятельноств организации,
явно направленной против СССР и заклю-
чающейся, в частности, в воспрепятетво-
вании любыми насильственными средства-
ми возвращению на родину  советоких
граждан с целью использования их во
враждебных Советскому Союзу целях.
«Посольство СССР в США ожидает, —
заканчивается нота, — что CO стороны
правительства США будут приняты меры
к немедленному освобождению Самарина и
его семьи и Е передаче их под защиту
генконсульства СССР в Нью-Йорке до их
	отбытия на родину, и настаивает на пре-
	кращении деятельности так называемото
«толетовекого фонда», несовместимой с
обязательствами, принятыми на себя пра-
вительством США по отношению к Совет-
екому Союзу».

Вручив заместителю государственного
секретаря США Товетту ноту по делу
Касьенкиной и семьи Самарина, советский
посол тов. Панюшкин потребовал немел-
	ленной передачи Самарина» советекому ге-
неральному консульству в Нью-Йорке. В
ответ на это требование Joserr заявил,
что сообщения американской пресеы про-
тиворечат друг другу и поэтому трудно
выяснить действительную картину ухода
Самарина в` организацию  <толстововий
фонд». Доветт лобавил. что Самарин яко-
	бы сам явилея в фелеральное бюро рае-
	следований и дал показания, которые из-
вестны госдепартаменту, но тут же зая-
вил, что местопребывание Самарина неиз-
вестно федеральному бюро расследований.
Тов. Панюшкин ответил Joserry, что за-
явление федерального бюро не  соответ-
ствует действительности. Единственно, что
может быть правдиво, так это то, что феле-
ральное бюро расследований заставило Са-
марина появиться в своей конторе и под
принуждением лопросило его. Федеральное
бюро расследований знало, что «толетов-
экий фонд» насильно увез Самарина, и
для советского посольства ясно, что обе
эти организации безусловно знают © ме-
стонахождении Самарина. Тов. Панюшкин
потребовал немедленного освобождения Ca-
марина и передачи er в генеральное
консульство для етправки на родину, &

также принятия соответствующих мер про-
тив «толстовекого фонда».
	ВАШИНГТОН, 11 августа. (TACC). Ю-
сол СССР в США тов. Панюшкин посетил
9 августа заместителя государственного
секретаря Ловетта и вручил ему ноту по
поволу  похишения советских  граж-
дан — учиелей 0. С. Басьенкивой ‘и
М. И. Самарина с женой и тремя детьми.
В ноте указывается, что упомянутые со-
велекие граждане были готовы к от’езду
из США в СССР ва пароходе «Победа»
31 июля и имели на руках все оформлен-
ные документы и ‘проездные билеты. 0д-
нако к моменту отхода парохода они не
прибыла на пароход и, как впоеледотвии
выяснилось, были похищены агентами
белогвардейской организации, именующей
себя «толетовский фонд».

«Вышеизложенные случаи похищения
советеких граждан — Касьенкиной и 0а-
марина с семьей, — говорится в ноте совет-
ского посольства, — а также и ряд других
случаев, по поводу которых посольство в
свое время имело переписку е госдепарта-
ментом, свидетельствуют о том, что орга-
низация, возглавляемая Толстой, система-
тически ведет враждебную Советскому
Союзу деятельность, He останавливаясь
перед насильственным захватом советских
граждан, нри попустительстве  неко-
	да: продолжительности, высоты, дальности
и скорости полета и девять из шестнахиа-
ти международных рекордов.

В традиционном всесоюзном смотре. «ма-
лой авиации», который откроется под
Москвой сегодня, будет участвовать око-
ло 300 конструкторов, которые  проде-
монстрируют оболо 400 моделей. По коли-
честву участников и числу предотавлен-
ных республик и областей это будут наи-
более массовые состязания. Впервые вый-
дут на всесоюзную арену авиамоделиеты
Молдавии, Северной 0сетий, Удмуртии.

Больной интерес представят полеты
моделей, управляемых по радио, а также
моделей ‹ реактивными двигателями. Впер-
вые на всесоюзных состязаниях будут по-
казаны молели-копии существующих со-
ветских самолетов.
	Заявление посла Советского Союза т. Панюшкина
на пресс-конференции
	ВАШИНГТОН, 11 августа. (ТАСС). По-
сол СССР в США А. С. Панюшкин на с03-
ванной в советоком посольстве пресе-кон-
ференции заявил, что он передал Ловетту
ноту посольства относительно похищения
Касьененной и Самарина с семьей. Па-
нЮшЕин изложил собравшимея содержание
Ноты.
	Изнюшкин сказал. что интересно отме-
	ральное бюро расследований знало 6 ме-
стопребывании Касьенкиной.

Из заявлений Мундта и показаний
Александры Толстой вее более отчетливы-
ми становятся тесные связи российских
белогвардейцев с американской разведкой,
использующей белогвардейцев в качестве
орутия своих замыслов.
	тить позицию федерального бюро рассле-
дований в этом деле: но словам Толстой,
приведенным газетой «Нью- Tops таймс»,
Толотая уведомила федеральное бюро рас-
следований (американскую разведку) о
происшедшем, и ей было сказано, что это
дело находится в компетенции иммигра-
пионных властей, поскольку истекает срок
визы Касьенкиной. Таким образом, феле-