СУББОТА, 14 АВГУСТА 1948 г, № 192 (9722)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

HOA CKOFO
	DEAL, 12 августа. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня утром Генеральный коми-
ет под председательством В. Каменова
(Болгария) одобрил статью 4-ю советокото
проекта конвенции о режиме судоходства
на Дупае. За 4-ю статью советекомо про-
екта голосовали предотавияели веех при-
дунайских стран. Делегация США воздер-
жалась, а представители Англии и Фран-
ции в голосовании не участвовали, При-
HITHe репения по  чехослованко-венге-
	пагис решюния NG И.
CKOMY предложению относительно порятка“
	поддержания судоходства на участке [а0-

чиково—Генью отложено по просьбе деле-
апйи США
	Далее Генеральный комитет перешел к
обсуждению вопроса o составе Дунайской
комиссии. В соответетвии с0 статьей
5-Й советского проекта в нее должны
BORTH представители придунайских стран
NO одному от каждой; чо касается Ав-
стрии, 10 ее предетавитель должен войти
р комиееню после урегулирования вонрюса

@ договоре с Австрией. Делегации США,
Aurion ин Франции представили свом по-
правки. США и Англия требуют включе-
ния в Дунайскую комиссию предетавите-
лей Соединенных Штатов, Великобритании
	и Франции. Кроме того. лелегалия США
	настанвает на валючении в комиссию Гер-
	мании = (00 ветуплении в еилу мирно-
	го договора с Германией или до этого вре-
мени по соглашению межлу государства-
ми, участвующими в настоящей конвен-
ции». Наконец, делегации всех трех
западных держав настаивают на немел-
ленном включении в Дунайскую комиссию
Австрии.

Выступая в защиту своей поправки, де-
легат США выдвинул тезис о том, что
США, Великобритания и Франция должны
Участвовать в Дунайской комисени пото-
му, что они «вместе с Советским. С010зем
несут особую ответственность за мирное
урегулирование в Европе». Из дальнейних
рассуждений американского делегата. стало
яено, что он. весьма своеобразно понимает
эту ответственность. Намекая на «план
Маршалла», он сказал: «Наша заинтере-
сованность в экономическом благосостоя-
нии и прогрессе Европы носит общий ха-
	 рактер. Она не ограничивается каким-либо
	одним районом».

олгарский делегат заметил: «Еели они
действительно хотят быстрее Включить
Австрию в Дунайскую комиссию, то они
не должны препятетвовать заключению 30-
мвола для Аветрии».
	Болгарокий делегат поддержал советское
предложение 0 том, чтобы комиссия быль
создана из представителей пралучайсних
стран,

В заключение на сетодняцгнем вечернем
заседании выступил глава советежей деле-
гации А. Я. Вышинекий. Он дал иечерны-
вающий ответ  предетавителям США и
Англии, котерые критиковали советское
предложение и требовали включить в Ду-
найекую комиссию представителей запал-
ных держав, Австрию п Германию. Вы-
птинекий нагляхно показал ‘полную необо-
CHOBAHHOCTH этих требований как не суше-
ству, так и © точки зрения междунарол-
ного права. }

В: евязи с тем, что английский делегат
использовал ‘трибуну конференции для
пропатанлы «плана Маршалла», Выин-
ский, привеля богатый фактичеежий мате-
риал, показал подлинное существо ‘этого
орудия американской экопанени в Европе.
Вышинский также популярно pas’ senna
английскому делегату, со ссылкой на гео
графическую карту, чте СОСР является
придунайской державой и что не только
Украина, но п Молдавия в районе anage-
ния ‘Прута в Дунай примыкает к Дунаю
(как известно; английский делегат сего»
дня утром выразил сомнение -: во зом, яв-
ляется ли СССР прихунайеким  государ-
ством),

Глава советекой делегации призвах чде-
нов Генерального комитета поддержать €6-
ветское предложение о составе Дунайской
комнееии. (Полностью речь А; Я; Вышин-
Koro НЯ в сегодняшнем, номере

азеты
	БЕЛТРАД, 13 - автуета. (Спец. корр.
ТАСС). На сегодняннем утреннем засе-
дании Генеральный комитет под предеела-

тельством 9. Мольнарь (Венгрия) закон-
чил рассмотрение вопроса о составе Ду:
найекой комиесии.

Выступавитий‘ в начале заседания эме-
риканский делегат: №. Женнон сделал не-
околько замечаний по поводу вчераиних
выступлений ° предотавителей  ипридунай-
	ровергнуть их ловолев и отраничилея ч&-
	ствыми высказываниями, которые не ®н8-
ели ничего” нового в дискуссию. В чает-
‘ности, американский делегат’ сетовал на
то, что. вчера тов. А. Я. Вышинекий в
CBASI G выступлением  восхвалявшего
«план Маршалла» английского делегата
Шика  высказаля TO существу этого
«плана».
	Советокий делегат А. Лаврентьев раз-
яснил американскому делегату, что ини-
циатива. постановки вопроса о «плане
Маршалла» в ходе данной лискусеии при-
	  Вадлежит. не советекои делегации, & лделе-

гации Беликобритании. Велед за тем аме-
риканекая поправка, предусматривающая
включение. в Дунайекую. комиссию пред-
ставителей США, Великобритании и Фран-
ции, немедленное вступление в комиссию
Аветрии, ‘а также допуск к «полному и
равному членетву» Германии —= «после
вступления в силу договора о мире е Гер-
манией или до этого времени по ‘согла-
шению между государствами, подписавни-
ми настоящую конвенцию», —была откло-
нена голосами всех придунайских стран
против голосов США, Англин и Франции.
При том же соотношении голосов было
отклонено предложение Франции, рассечи-
танное на немедленное включение Авст-
рии. в <остав Дунайской комиссии. Бри-
танский делегат взял обратно свою по-
правку, в которой предлагалось ввести в
состав комиссии представителей Австрии,
Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Румы-
‘нии, УССР, Югославии, ‘СССР; Франция,
Англии и США.
	Велед за тем комитет перешел к рае-
смотрению последующих статей раздела.
	‘посвященного Дунайской комиесин. В этих`
	статьях речь илет 00 организационных но-
ложениях комиссии, 0 ее. компетенции
ut. x. Советекив предложения, относянтие-
CH K этим вопросам, в оеновном не встре-
	чали возражений. Немногие поправки, вне-
 ‘венные к данным етатьям представителями
	западных держав, были взяты ими обратно,
за исключением одной — американская до-
дегация настанвала на том, чтобы в кох-
петенцию Дунайской комнесии входили не
только «консультация и регомендация»
специальным речным администрациям, но
й «рассмотрение, утверждение и надзор» 82
‘HX деятельностью. Но просьбе. делегации
ОША рассмотрение данного вопроса этла-
HCHO JO того момента, котла комитет зай-
мется статьями о специальных речных ад-
министрациях. Все остальные положения
раздела о Дунайской комиссии были по-
ставлены на голосование и одобрены боль-
IAHCTBOM ГОЛобОВ — 34 НИХ Голосовали
предетавители веех придунайских стран,
	Присутетвовавшим на заседании броси-.
	10th в глаза то обстоятельство, что делега-
ты западных держав, принявшие советский
проект конвенции за основу дальнейшей
работы и нв выдвинувшие никаких возра-
жений но существу подавляющего. боль-
шинства раеематривавшихея сегодня ета-
тей, тем не менее не поддержали ни одной
из них. Они не голоеовазие даже за такие
бесспорные положения, как 10, что «ко-
миссия имеет свой секретариат и необходн-
мый аппарат», что «вомиевия имеет евою
печать и свой флаг». Как правило, делегат
США воздерживалея от голосования, а де-
легаты Великобритании ‘и Франции в00б-
6 в голоебвании не участвовали.

Такое демонстративное поведение прел-
ставителей западных держав лишний раз
показывает, в каких позиций они потхотят
	& УЧастию в данной конференция,
	 а вечернем заседании Дунайской конференции
	Дунай

_ Факт, что «план Маршалла», например,
регулирует товарные поставки, сводя к
минимуму поставки промышленного обору-
дования, весьма необходимого ‘для вобста-
новления пострадавшего от войны народ-
ного хозяйства занадноевропейских стран.
Факт и то, что в каждой стране будущей
американской помощи но «плану Маршал-
ла» образуется особый фонт: в ‘местной ва-
	люте из выручки от продажи товаров, пре-
	доставляемых по «плану Маршалла». Рас-
ходовать этот фонд можно только е разре-
шения админиетратора Соелиненных Шлта-
	Тов. А это означает не что иное, как уре-!
	гулирование валютных вопрогов в этих
странах, т.-е. определение валютного кур-
са целиком попадает в руки заминиетра-
торов «плана Маршалла». И не случайно
было заявление Гофмана от 22 июля этого
Тода, в котором он по прибытии в Европу
сказал, что, если’ не будут доетимеуты
«специфические результаты» и не будет
выработан waa дальнейшего mporpecea,
как он выразилея, то он, Гофман; ме будет
в состоянии рекомендовать американекому
конгрессу производить дальнейшие вло-
жения в дело восстановления Европы.
	Я не знаю, как понимают э10 заявление
мои оппоненты, но, мне кажется, что Bee
эти заявления — Додда, Кольдера и, нако-
HeH, главного администратора плана Map-
шалла Гофмана не оставляют никакого
сомнения в том, что правы. те, которые го-
BOPAT, что «план Мариталла» ничего 0б-
мего ие имеет с задачей оказания дейст-
вительной помощи нуждающимея в этой
помощи странам, что он преследует совер-
шенно другие. цели.
	Вонечно. мы здесь -—— не Экономическая
	комиесия и’не Экономический и боциаль-
ный совет организации 0б’единенных на-
‘ций, чтобы углубляться в эту проблему,
но я считал бы необходимым напомнить
все эти факты только для того, чтобы рас-
сеять впечатление, которое хотел произ-
вести здесь г-н Мик, пытаясь уверить, что
будто бы «план Маршалла» в применении
RK дунайским странам и есть одно из про-
‚явлений американского благодеяния. Но
мы не сможем C OMIM согласитьея потому,
	Что мы знаем, что появление «плана Map-
	шалла» об’яеняется не только экономиче-
скими мотивами ‘и притом такими эконо-
мическими мотивами, которые неприемле-
МЫ для тех. государств, коорые уважают
	свой государственный суверенитет, ноои
политическими мотивами. :
	На Парижекой мирной конференции два
ода тону назад В. М. Молотов обратал
внимание на то, что одним из видов со-
трудничества между разными странами яв-
‘ляется сотрудничество, основанное на раз-
витии экономических и политических от-
ношений между равноправными государ-
ствами, когда национальный суверенитет
втих государств. не страдает от чужестран-
ного вмешательства. Но есть другой тин
международного «сотрудничества», которов
основано не на только что названном
принципе, а основано на господствующем
положении одной или нескольких сильных
держав в отношении других стран, вото-
рые попадают, таким образом, в подчинен-
ное положение по отношению к этим силь-
ным державам и оказываются как бы ли-
шенными своей самостоятельноети в эколо-
`мической и политической областях.
	Я не думаю, что нужно здесь еще раз
подчеркивать, что первый вид сотрудниче:
ства между государствами, когда они вы-
ступают как равноправные стороны, ко-
‘ренным образом отличается от ‘второго ви-
да и является единственно приемлемым
для тех стран, которые дорожат свбчм су-
веренитетом и экономической независи-
мостью и которые хотят, чтобы их суве-
ренитет и экономическая независимость
уважались CO стороны других государетв.
	Вот почему. я думаю. эт  экекуре,
	который семдня был предпринят и 0ез
которого легко можно было  обойтиеь,
	He YXOIT B CROpOHY ТУ ра kO~
торый. нае непосредственно интересует но
статье 5-й проекта конвенции,  экекурс,
который предприняла английская делега-
ция, взявшая на себя роль защиты «пла-
на Маршалла», является неубедительным.
Не может быть сомнения, что походить
из «плана Маршалла» в евоих трезова-
ниях в отношении состава Дунайской ко-
миссии нельзя, для этого нет оснований,
одно совершенно не связано с друтим и
связывать эти вопросы нет никакой необ-
	хОлимости.
	Советская делегация хотела бы сю своей
стороны ответить на те замечания; которые
были сделаны критиками статьи 5-й про-
свта конвенции о режиме судоходства на
Дунае, представленного Советским боюзом.
Я одновременно постараюсь в своем се-
годняшнем выступлении коснуться. замеча-
ний, коорые были сделаны представителем
американской делегации, и тех замечаний.
	которые были сделаны представителем Ве-
	HAO OTOH,
	2 августа 1948 г.
		ве”
    аршалла
1. „План Map
	Обсуждение вопроса о „составе Дунайской комиссии
	в Дунайскую комиссию для том, чтобы
представлять интересы Германии, 10 Tep-
риторни которой протекает Дунай, Паукер
<казала:

— Было бы странно, если бы в Дунай-
ской комиеени были представлены не го-
сударетва в целом, & отдельные их части.
0 Германни нельзя говорить как 0 еди-
ном целом до тех пор, пока с нею не за-
ключен мирный договор и пока He создано
общегерманекое правительство. Известно
между тем, что именно Соединенные Шяа-
ты и поддерживаюние их Англия и Фран-
ция своими раекольничеекими действиями
	  всячески задерживают полготовку мирного
	договора и препятетвуют осуществлению
	единетва Германии.

MGR, можно утверждать, что «план Мар-
шалла» преследует и ту задачу, чтобы
обеспечить амернкачеким тозарам соответ:
ствующие рынки. Западная  Еврона полу-
чает займы по «плану Маршалла». чтобы
покупать американские товары, которые
(He находят себе нужного ‘сбыта внутри
 США, на внутреннем рынке США. ‘Эта
‚сторона дела совершенно очевидная. И я
постараюсь кратко показать, к ‘каким по-
Фледетвням уже сейчас это приводит. -
	Факт, что «план Маршалла» направлен
Ha ™, чтобы решить также пи эту зада-
ЧУ —— обеспечить амераканекий экспорт
соответствующими рынками, Если «план
Маршалла» намерен кого-либо при TAKA
положении вещей облатодетельствовать. то
это относится только к американеким мо-
вополиям, которые не хотят рисковать
собственными капиталами для финаноиро-
вания экспорта, и чтобы обеспечить свои
прибыли, стремятся получить субсидии,
иначе товоря, покрывать свой риск 3а
	счет налогоплательщиков через государ-
ственный бюджет.
	В arom етношении «план Маршалла»
американским монополиям идет навстречу.
Это одна стовона хела:
	 Другая сторона дела: «план Маршалла»
представляет 60б0й экономический диктат
более слабым в экономическом отношений
странам. Мы знаем, например, что, предо-
ставляя Tak называемую «помощь» по
«плану Маршалла», США требуют; чтобы
не менее 50 процентов перевозох осуще-
ствлялось американеким флотом, а нё фло-
тами тех или иных западноевронейских
государств, которые могут рассчитывать на
получение Этой помощи, А чт это озна-
чает? Это означает, что флоты этих запад-
ноевропейских государств ставятся в тЯ-
желов положение.
	На-днях можно было прочесть с90бще-
ние, напечатанное в лонлонской. печати,
где говорится о том, что Голландия нару-
шила ту статью «плана Маршазла».. ко-
	‚торая требует. чтобы по меньшей мере 50
	нроцовтев товаров в рамках этого плана
перевозились американекими судами. Ока-
зывается, из 9 судов, избранных Голлан-
тией для перевозок такого рода товаров, в
течение текущего месяца ни. одно не. яв-
лялось американским. Как реагировали на
это США? Вот как. Все нлатежи. которые
	Соединенные Штаты должны были произ-
вести Голландии в качеетве займа в. тече-
	ние периола с 9 по 21 июля, были Соеди-
ненными Штатами приостановлены, согаа-
CHO санкциям. предусмотренным этими
	статьями.
	В своем выступлении представитель анг-
лийской делегации, между прочих, оста-
новился на «плане Маршалла». В сущноети
говоря; можно было эту тему вовсе не. за-
трагивать, поскольку Ио этому поводу мно-
те уже говорилось и точки зрения, и поз
зиции отдельных государетв, в том числе
большинства тех, которые присутствуют на
настоящей конференция, хорошо известны:
Охнако я считаю нужным коспуться этого
вопроса, поскольку. г-н Пик сослалея на
якобы сделанное здесь замечание © TOM,
что этот план окажется в конце-концов ги-.
бельным, и добавил в этому, что англий-
ский народ, как он сказал, с радостью и
динодушием участвует в этом плане. Ну,
это дело самого английского народа, и вхо-
ить В обсуждение этого вопроса нам не
пристало. Ho не лишне: было бы напомнить
и нам кое-что по поводу этого «плана».
	Г-н Ник изображал дело таким образом,
чо «план Маршалла» якобы преследует
альтруистические цели, что он’ преследует
цель помочь восстановлению ‘Европы. Т-н
Пик старался изобразить дело так, что
«план Маршалла» должен как бы облагоде-
ельствовать Европу. Такая точка зрения
хвершенно неправильна. 06 этом можно
было бы, например, судить по выступае-
нию столь авторитетного лица, каким ‘яв-
1яется заместитель министра земледелия
(оединенных Штатов Америки г-н Додд, ко-
ттрый в комисени но ассигнованиям ие
так давно сказал :
	«Я думаю, что вы,—г-н Додд обращался
велушавшим его в этой комиссии линам.—
будете свидетелями одного из величай-
ших крахов на товарных рынках в слу-
чае, если эта программа. ‘будет’ урезана».
1аким образом, заместитель” министра зем-
еделия США предупреждан; что-нужно
утвердить ту программу ассигнований, ко-
рая предусматривалаеь «планом Map-
шалла», предупреждал, что сели она бу-
дет урезана, то американские товарные
рынки постигнет крах. ‘Это очень краено-
№чивое заявление, оно. бросает определен-
ый свет на Te мотивы, которыми, между
прочим,  руководетвуютея  вдохновители
плана Мазиталла»,
	Судя по этому. заявлению, «план Map:
алла» ‘не преследовал альтоуистической
шли, «план Маршалла» предназначен для.
№10; Чтобы постаратьея предупредить те
зкономические ‘осложнения, он сказал да-
хе более Toro—ToT экономический крах,
юторый ожидает товарные рынки в ‘TOM
стучае, если программа, предусмотрениая
‘планом Маршалла», будет урезана. Чем:
yp 0б’ясняется, какие были основания
у заместителя министра. земледелия г-на
Тодда так говорить в комиссии по асеиг-
зованиям? Основания были очень серьез-
ные. Они определялись анализом внениню-
wptaporo оборота Соединенных [tates
\мерики, оборота, который показывает,
чю_в 1947 году sxcmopr из США различ-
ных товаров составлял 5,1 миллиарда
юлларов против 3,6 миллиарда холларов
‚ среднем в год за предыдущий период ¢
1921 по 1939 rox, т.-е.. иначе говоря;
	экелор’ валовой продукции из США за
лю время определялся в 6,6 процента
против 4,3 процента’ предшествующего
времени: ~ ,
	Яюное дело, что эвопорт этих товаров
пграз не малую роль в экономике США.
ли бы нельзя было эти товары где-то
сбыть, найти лля них какие-то рынки, то
мо, несомненно, привеле-бы к тому кра-
ху, который мог бы постигнуть американ-
кие рынки, о чем говорил г-н Дод. Мы
наем, что по некоторым отраслям амери-
некого производства до 20. процентов-
знятых рабочих работают именно на
экспорт. Ясно, что при таком положении
юкраление экопорта не может не угро-
гать серьезным тпасстройетвом американ-
	(Кой ЭЕОНОМИКИ.
	‚ Паукер поддержала статью 5-ю. совет-
ского проекта.
	Британекий делегат Ч. Ник, признав,
что его поправка #0 существу ничем не
отличавтея от американекой, заявил, что
он снимет ве, если предложение делегации
США будет отклонено. Пик взял па себя
неблагодарный труд защитника и пропа-
тандиета «плана Маршалла», который он
силилея. изобразить как благодеяние для
Европы. Игнорируя общеизвестные факты,
оказывающие, 4TO «илан Mapltania>
бъет по напиональной независимости Анг-
Лии и ведет к подрыву ее. благосоелолния,
Пик заявил, будто бы английский народ
«с радоетью участвует в ллане Маршалла
и олиг совершенно спокойно». Допуекая
грубую передержку, Пик проводил парах-
лель межлу «планом Маршалла» и по-
мощью ЮНРРА, хотя, как известно, пра-
вительство СИА в 1946 году отказалось
от участия в ЮПРРА и предиочло дейст-
вовать на основе «доктрины Трумэна»,
имеющей целью подчинение Соединенным
Штатам гоеударетв, получающих от них
«помощь», Пик повторил уже неодноквал-
но приводившееся им требование 0 вклю-
	  чении Беликобритании в Дунайсокую 0+
	MHCCHIO, ссылаясь на т% что она ObI2a
членом европейской и международной Ду-
найских комиссий «е камого начала их
возникновения». В то же время Пик сле-
пал неожиданное заявление 0. том, что, по
мнению британской делегации, Созетекий
Cons... не является придунайской стра-
ной. Пик сказал, что «придунайской стра-
ной являетея лишь Украинская ССР».
	БЕЛЕРАД, 12 августа. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня вечером Генеральный ко-
	  митет продолжал обсуждать вопрос ‘© 60-
	‘ставе Дунайской комиееии.
	Американокий делегат сказал далее, что
«Соединенные Штаты прямо заинтересова-
ны в дунайском судоходстве, ввиду их от-
ветственности как оккунирующей державы
в той части Германии, через которую про-
текает судоходный Дунай». При этом он
изобразил дело так, будто бы только. США
могли бы представлять Германию в Дунай-
ской комиссии.
	Идя вразрез с решением Совета мини-
стров иностранных дел от 12 декабря

1946 года; в соответствии с’ которым Ав-
стрия может быть привлечена к участию
	в решений  дунайской проблемы ляшь п6с-
	лв урегулирования с нею’ вопроса о госу-
даротвенном договоре, амерйканекий деле-
гат настаивал на немедленном включении
Австрии в состав участников конвенций
и членов Дунайской комисии. Он требо-
	вал также, чтобы Германия была «лопу-
	щена к полному и равному участию» в
Дунайской  комисспи еще до вступаения
в силу мирного договора е нею.

Американский делегат заявил, что «(0-
единенные Штаты не настаивают на сво-
ем постоянном членстве в комисени» и
что они «будут готовы отказаться от сво-
его места» к тому времени, когда Австрия
и Термания станут членами комиссии и
когда будут приняты «условия надлежа-
щего членства неприбрежных государств».

Делегат Югославии А. Беблер выразил
удивление по поводу того, что предетави-
тель США пытается обосновать езои пре-
тензии на участие в Лунайской комиссии
ссылками на то, что США несут ответ-
ственцость за еохранение мира. Он на-
помнил, что. ответственность за сохране-
ние мира возложена на такие органы, как
Совет безопасности и Совет министров
иностранных дел, гле США представлены,
Геблер заявил, что такого рода. аргументы
пеискренни.

Указав, что «Справочник государствен-
ного департамента по международному
праву» предусматривает, что управление
реками американекого континента должно
находиться лишь в руках  американеких
государств, Беблер спросил, почему же
американцы претендуют на участие в YI-
равлении Дунаем, который протекает по
территории придунайеких стран?
	Ютославский делегат высказался против
американекой поправки и поддержал со-
ветокое предложение в составе Дунайекой
комиссии.
	Глава румынской делегации А. Наукер,
выетуцая против американской поправки,
	подробно осветила историю Дунайской ко-
миссии. Отвечая американскому делегату,
который сказал, что США хотят лить
«временно» войти в комиссию, Наукер на-
помнила, что в старую Дунайскую комиссию,
созданную в 1856 году, Англия и Франция
также вошли «временно», но это не поме-
ттало им стать хозяевами на Дунае. Паукер
напомнила также, что старая неравноправ-
ная Конвенция 1921 года была навязана
силой прибрежным государствам. Она про-
цитировала выступление на Парижской кон-
	ференции 1921 года предетавителей Болга-
рии, Венгрии, Югославии и Румынии, ко-
торые протесловали против конвенции, на-
рушающей их суверенные права.

Касаясь требований представителей за-
падных государств — немедленно. вклю-
ИР В Дунайскую комиссию  Аветрию,
Паукер сказала: «Но ведь созданная в
1921 году Европейская Дунайская комис-
вин на включала Австрию. Тогда из всех
иридунайских государств в этой комиссии
была представлена лить Румыния. Тем но
менее, об Аветрии нику не вепоминал. Те-
перь же, когда комисеня созллетея из
представителей прилунайских. стран, нам
говорят, что без участия авотрийского де-
легата она не сможет работать ни одного
ДНЯ»: р

По повог’ заявления американского ле-
	легата о тм, будто бы США хотят sours
	Делагат Украины С. Демченко заявил,
что предложенные предетавителями США
и Англии поправки к статье 5-й советоко-
го проекта конвенции, определяющей со-
став этой комиссии, неприемлемы, посколь-
ку они предусматривают участие недунай-
ских стран в управлении судоходетвом на
Дунае. «Придунайекие страны не могут
согласиться о тем, чтобы их водными пу-
тями управлял еще кто-то другой, кому
эти пути не принатлежалу -— сказал
	эти пути не принадлежал», —— сказал
Демченко.

В связи © тем, что британский делегат
Ч. Пик, восхваляя нлан Маршалла, срав-.
нивал его с помощью ЮНРРА, Демченко
напомнил, что ЮНРРА была прежде всего
организацией, основанной на о принципе
совместного участия союзников в оказа-
Hid помощи странам, ноетрадавитим от
войны. Средотва ЮНРРА составлялиеь из
пропорционально равных взноеов етран,. не
подвергшихся оккупации: каждая из них
внесла в фонд ЮНРРА один процент гэ-
1ового национального дохода. При этом в
Устав ЮНРРА по инициативе СССР было
включено обязательное условие, сотлаено
которому. страны, получающие Помощь, вал
ми устанавливали Ha своей территории
форму и порядок распрелеления этой по-
мощи.

— 9% важное условие, — сказал Дем-
ченко; — оградило пострадавиие в войне
страны от использования ЮНРРА Соеди-
ненными Штатами и Англией в своих по-
литических и экономических целях.

Демченко напомнил, что тем не менее
нопытки такого использования ЮНРРА де-
дались на протяжении всей ее деятельно-
сти. Так, под давлением правительств

США и Англии размер поставок для Украи-
ны и Белоруссии, наиболее пострадавитих
от войпы и оккупации, был установлен на
100 миллнонов долларов меньите, чем для
Греции, В конце-концов,  правятельство
США при поддержке правительства Англии
добилось ликвидации ЮНРРА и тем раечи-
стило путь для использования своей эконо-
мичеекой «помощи» евронейским странам
в политических и экономических целях. :
—- Еоли,—сказал украинский: делегат, —
под развитием экономических ий торговых
связей представители Англии и США пони-
мзют мероприятия, подобные «плану Мар-
алла», то для нас эти мероприятия, без-
условно, неприемлема. Мы не можем соглао
ситьея, чтобы Дунайская комиссия была
использована США в таких целях.

В заключение Демченко заявил, что де-
легация УССР считает, что в Дунайской ко-
миссии должны участвовать только приду-
найские страны.

Делегат Болгарии Il, ный pemn-~
тельно отвел довод представителя США о
том, будто бы Соединенные Штаты в праве

участвовать в управления ‚Лунаем, по-
	CROABRY ОНИ разлеляют отвеотетвенность 3&!
	мирное урегулирование в Европе. Он зая-
вил, что на практике деятельность вамо-
званных «гарантов» мира приводит к дале-
ко идущему вмешательству в дела других
государств. Пример тому — Греция.

Касаясь ссылок апглийского делегата
Ha то, будю бы западные державы наме-
рены оказывать экономическую помющь
прилунайевим странам, болгарекий делегат
напомнил, что так называемая «помощь»,
оказываемая по «плану Маршалла», ведет
к политическому вмешательству США во
внутренние дела европейских стран. «Наш
народ, как. и вее демократические народы;
от такой «помощи» отказывается», —
сказал Пеловекий.
	По поволу требований западных лержав
	ВЕЛЮЧИТЬ Австрию в Дунайскую комиссию
	Вам говорят, что «план Маршалла» по-
eTpOeH HA двусторонних соглашениях. Мы
теперь видим, Who с000й представляют таз
	кие соглашения. Участникам их говорят!

вы получите заем на таких-то ‘условиях,
вели вы будете нарушать эти. условия,
займа не. получите. А чю это за уело-
вия, — известно. Да и голландекий при
мер говорит об этом довольно убедительно:
	Вот почему «план Маршалла» является
экономическим диктатом более слабым в
экономическом отношении странам. Этот
диктат выражается и в прегявлении го-
“сударетвам, соглатающимея получать на
условиях «плана Маршалла» займы, пря-
_мых требований в отношении проведения
этими странами той или иной. линии.
	‘внешней и внутренней политики,
	Bee, вероятно, помнят заявление пред-
седателя комиссии по. международным от-
ношениям Национальной ассоциации иро-
увииленников США Кольлера в сенатекой
комиссии по иностранным делам, в. кото-
ром Кольдер прямо пригрозил европейским
странам и, в частности, английскому лей-
бориетскому правительству, когда сказал,
что, если европейские страны не ‘отка-
KYMA от дальнейшей политики национа-
лизации промьмиленноети, то им следует
отказать в экономической помощи. Извеет-
10, что английское лейбористекое прави-.
тельство так и поступило. Оно должно
было отказаться от социализации или Ha-
ционализации крупной  промьызиленности
Рура, которую английское правительство
рьяно защишало в периох 1945—1946 гг.

‚И Которая значилаюь в вачестве одного Ha
	основных программных пунктов англий-
ского правительства в ем планах, и из-
вестно, что ему пришлось в конце-концов
снять этот пункт с порядка дня в виду
того, что это намерение не соответетвова-
ло требованиям и условиям «плана Мар-
	‚шалла».
	Не касаясь другой стороны этого дела,
пыенно попытки при помощи «плана Map-
шалла» обеспечить Соелиненным Штатам
	чслюлетзующее влияние в мировой эконо-
	В этой связи я хотел бы остановиться
н8 одном интересном вопросе, & именно на
TeX мотивах, которыми руководились неко-
рые государства, добиваясь своего уча-
тия в Дунайской комиссии. Я думаю, что.
ън.Тьери не будет на меня в претензии,
ели я позволю себе огласить один доку-
т om памятную записку,  Боторую
г-н Тьери вручил 4 мая 1938 г. г-ну Воу-
ён, румёиекому представителю в Синае.
В этом документе значитея . следующее:
«Французское правительство считает, что
‘вобода судоходства на Дунае требует со-
\банения международного органа, в кото-
у должны быть представлены педунай-
‘кие державы». И дальше 0б’яенение цели
мото стремления. В вамисье говорится:
(8 целях согласования иногда расходя-
HUNCH интересов прибрежных государотв».

Таким образом, французское правятель-
20 в 1938 г, добивалось участия в Ду-
нобокой комиссли для того, чтобы играть,
г роль регулятора расходящихея” инте-
сов Государств прибрежаых, которые ‘ва
\и-де свои интересы примирить были
зкобы не в состоянии, играть роль тако-
	№ арбитра, роль такого примирителя этих
narxolantnxed интересов. Может быть в
	2. Зачем нужна некоторым государствам
	Дунайская комиссия
	19305 г. это находило свое некоторое оп-.
равдание в характере тех государств и
правительств, о которых шла речь, но ©
	‘1938 года иного утекло дунайской воды и,
	как здесь справедливо говорили, многое
изменилось и раныше всего: изменились са».
ми прихунайские государства, которые и
сами могут примирить «расходящиеся меж-
ду ними интересы».

Если такова была одна из целей в
1938 г. вступления в Дунайскую комис-
сию французского правительства, чтобы
согласовывать ‘расходящиеся — интересы
прибрежных государств, 10 сейчас такой
заботы бранцузское правительство может
уже на собя не брать, от такой заботы
моно освободить еще другие недунайекие
государства, ибо прилунайские госуларетва
и сами, в случае нужды, сумеют стра-
витьея © этой задачей,

Второй вопрос — как пытались HeKOTO-
рые государства использовать Дунайскую
комиссию в прошлом? Я в данном случае
хочу сослаться HA сталью, опубликован-
ную 20 пюня с. г. в бюллетене государ-
ственного департамента Соединенных Шта-
тов Америки под заглавием «Свобода на-
вигации на Дунае», статью Хелселла, где.
	он, критикуя Австрию, говорит: «Авст-
	рия стремилась использовать эту комис-
сию как орудие установления своего пре-
обладания на Дунае и уничтожения усло-
вий свободы навигации для всех етран»,
	й не хочу входить в обсуждение во-
`Проса но существу, прав ли бюллетень
тосдепартамента США ‘или ‘нет в евоих
обвинениях Австрии. Это 060бый вопрое.
Я хочу лишь напомнить об этой сентен-
ции из бюллетеня госдепартамента США
от.20 июня с. г. в связи с тем предноло-
‘жением, которое сегодня особенно энергич-
но отетаивалоеь американским предетави-
телем, требовавшим немедленного включе-
ния Австрии в состав Дунайской комис-
сий. Не будет ли опять-таки угрожать Ду-
найской комиссии та опасность, о которой
говорил Хедеелл, когда характеризовал
тенленции Австрии, стремивнейся в прош-
лом использовать Дунайскую комиссию
как орудие установления свозго преобла-
дания на Дунае?
	Таким 00разом, мы видим, какие про-
тиворечивые интересы руководят теми,
кто добивается участия в Дунайской ко-
миссии тех или других государств,
	(Окончание в следующем номере).