СРЕДА, 3 НОЯБРЯ 1948 г. № 261 (9791)
	ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
	Чула социалистическая

к 31-й годовщине Велиной Октябрьской социалистической революции

ен строй—самый передовой
и прогрессивный общественный строй.

Советский строй, ражденный - Великой
Октябрьской социалиетической революцией,
является высшим типом организации o6-
щества по сравнению со всеми формами
общества, известными, истории. ‚Уроки вой-
ны убедительно показали, что советский
строй оказалея лучшей формой организации
сил народа не только в условиях мирного
строительства, HO HW в условиях военных
испытаний. Послевоенный период вновь
показывает, что советская общественная
система обладает великими преимуществя-
ми в деле об’единения сил народа для ре-
шения величественных задач мирного
строительства.

].
	Советский строй является высшей фор-
мой политической организации общества.

На протяжении тысячелетий государство
было инструментом подавления огромного
трудящегося большинства ничтожной экс-
плоататорской верхушкой. Великая Ок-
тябрьская социалистическая революция ро-
дила государство ‘нового типа. Советское
государство явилось первым в истории че-
ловечества государством, осуществляющим
господетво трудящихся Macc, взявших
	‘свою судьбу в собственные руки, сбросив-
	ших ярмо эксплоатации и построивших 00-
щество, где нет экеплоатируемых и‘экеплоа-
таторов. Разрушив тюрьму народов, создан-
ную самодержавием, советевая власть по-
строила на ее месте многонациональное со-
циалистическое государство, основанное на
прочной дружбе свободных и равноправ-
ных народов.

На протяжении тысячелетий эксплоата-
торекие класеы стремились убедить трудя-
щихся в том; что народ неспособен управ-
лять обществом и государством и что эту
функцию он должен передовёрить эксплоата-
торекой, верхушке и ее верным слугам. Ве-
ликая Октябрьская социалистическая рево-
Люция, евоздавшая Советское государство,
	впервые показала всему миру епособность
	трудящихся масе строить общественную и
государственную жизнь без’ буржуазии и
помещиков, против буржуазии и поме-
	ПИКОВ.

избежных при капитализме эвономичесвих
кризисов с их роковыми последствиями
для широких трудящихся масс,

Советской хозяйственной системе чужда
та неравномерность развития, которая неот-
делима от капиталистического строя, обре-
кающего сельское хозяйство на застой и
ототазость, & ряд важнейших отраслей про-
мышленности — на длительное топтание Ha
одном месте. , , 2

Начавшееся в прошлом тоду на основе
решений февральского Пленума ЦК ВЕП(б)
всенародное наступление за высокий уро-
жай в этом году принесло ‘крупную победу.
Валовой урожай зерновых культур в нашей
стране в нынешнем году достиг уровня
довоенного 1940. года, ‘а урожайность: е гек-
тара зерновых культур превысила  довоен-
ный уровень: Это новое яркое свидетель-
ство величайшей силы и жизненности кол-
хозного строя.

В условиях современной эпохи — эпохи
общего кризиса капатализма — временный
рост производства в капиталистичееких
странах осуществляется тлавным образом
за ечет военных отраслей. Туда устремля-
ютея капиталы, там совершенствуется тех-
ника, туда бросаютея научные кадры и
квалифицированная рабочая сила.

В противоположность этому в Советском
Союзе происходит быстрый под’ем всего на-
родного хозяйства. В нашей стране открыт
поистине необозримый ‘простор для разви-
тия и роста промышленного и сельскохозяй-
ственного производства, для полного, удов-
летворения растущих потребностей насе-
ления. : ,

Советское общество, сильное своим MO-
рально - политическим ‘единством, гигант=
скими шатами идет вперед. Мощный рост
нашей социалистической экономики и рас-
цвет культуры сопровождаются неуклон-
ным подемом творческой инициативы _со-
ветского народа, широким . размахом со-
циалистического соревнования советских
лютей.

Рост промышленности-и сельского: хозяй-
ства сопровождается не только увеличением
количества товаров. в стране, — эти това-
ры становятся все более доступными
широким массам — трудящихся. Так
действует закон неуклонного повышения
материального благосостояния народа, яв-
ляющийся одним’ из’. незыблемых законов
сспиалистической системы народного хо-
зяйства. С постепенным снижением цен и
ростом реальной заработной нлаты .трудя-
шихся неуклонно поднимается уровень-жиз-
ни советских людей, которые получают
возможность полнее удовлетворять свои
материальные и культурные нужды.

В послевоенные тоды, когда советский
народ возобновил прерванный войной путь
мирного созидательного труда, весь мир
является  свидетелем новых побед социали-
стической культуры. Эти’ победы особенно
знаменательны на фонеотяубочайшнего ‘ма-
разма- и гниения буржуазной” культуры. на
фоне растущего: одичания господствующих
классов империалистических стран.

„ Сила советской культуры — в ее народ-

нести, в ее близости к массам. Большее
вистекая партия направляет культурную
жизнь страны по пути, диктуемому инте-
ресами советского общества, интересами его
успешного продвижения к коммунизмх.
	uy.
	Реликое движение
	_Нет сейчас в Вурской области колхоза,
где бы не обсуждалось постановление Сове-
та Миниетров СССР и ЦК ВЕН(б). Это по-
становление выражает жизненные ‘инте-
ресы народа и потому веколыхнуло самые
пгирокие массы колхозного крестьянетва,
Всеобщий под’ем находит свое отражение в
речах на собраниях и в беседах: Волхоз-
ница артели «Первое Мая» Стрелецкого
района Нина Яковлевна. Симонова, высту-
пая на собрании, сказала’
	— Пудно передать словами радость,
которую переживает сейчас каждый из нас.
Колхозное  спаслбо нашему любимому
товарищу Сталину, он ведет нас к новой
великой победе.

На том же собрании выетунил уважае-
MET всеми за честную работу в артели
колхозник Михзил Петровяч Шукаин.
	— Мне 78 дет, — оказал он, — во ни-
когда прежде ‘даже и слышать не приходи-
лось, что можно совсем избавиться от 38-
сухи. Много на моей памяти было тяжелых
лет, когда народ страдал от неурожаев.
Только наше родное еоветекое правизель-
ство, только товарищ Сталин смогли разра-
ботать план победы над засухой. Я-етарый
человек, а чувствую, вроде как бы силы
прибавилось, хочется поработать по сталин-
екому плану. .

Прекрасными пропагандиетами: иеториче-
ского. постановления явились ‘передовые
колхозники, недавно с’ездившие на экскур-
сию в Научно-Иселедовательский институт
земледелия центрально-черноземной полоеы.
имени В. В. Докучаева. Участница: этой
экскурсии —звеньевая колхоза «Врасная
нива» Белгородекоге района тов. Лаврова“
рассказывает колхозникам: :

— Мы своими глазами видели, как по-
лезащитные лесные полосы, травопольный
сэвооборот, высокая агротехника изменили
поля. Даже в сильно засушливые годы на
полях института — большой урожай. Те-
перь так’ будет везде, надо только порабо-
тать как следует. ОЙ

Что будет именно так, убеждает и ‘опыт
передовых колхозов Курской области. Вол-
хоз имени Чкалова Ивнянского района, где
председателем депутат Верховного Совета
РСФСР Евдокия Никифоровна Калмыкова,
освоил  травопольный  севооборот. Тов.
Валмыкова добилазь внедрения высокой
агротехники: поля тут пашут во-время и
на полную глубину, применяют удобрения;
все сельскохозяйственные работы проводят-
ся в лучшие сроки. Поэтому колхоз имени
Чкалова получает ежегодно высокие Ypo-
жай. В нынешнем голу он снабжает семе-
	нами трав другие воляозы, служит. приме-.
ром всему. району.
	В ‘Скороднянском районе, рассказывая 0
постановлении Совета Министров CCCP и
ЦВ ВКП(б), обязательно вспоминают Kpu-
вошеевский сельский Совет. Председатель
этого Совета, депутат Верховного Совета
РСФСР Кузьма Архипович Лиманский под-
нял на борьбу за внедрение травопольных
севооборотов и за высокую агротехнику не
только депутатов сельсовета, правления
колхозов, но и широкий актив. Теперь вее
три колхоза нз территории сельского Co-
вета освоили травопольные севообороты:
В нынешнем году они сеяли озимые только
по майским парам, а зябь подняли еще в
сентябре. Благодаря настойчивой заботе
сельского Совета’ сейчас. проводятся боль-
шие работы по лесонасаждению в полях.

Известны в области и примеры эффек-
тивности орошения. Например, в колхозе
имени Реввоенсовета Свободинского района
в нынешнем году впервые поливали зерно-
вые на площади в 44 гектара. На орошае-
MOM участке урожай вдвое выше, чем на
остальных, & средний урожай в этом кол-
хозе вдвое больше, чем у соседей.

Обсуждая историческое постановление,
колхозники по-новому оценивают свою’ рз-
боту. В колхозе имени Зарижекой Комму-
ны Борисовекого района введен правиль-
	ный севооборот. В нынешнем году здесь
	получено в среднем по 10 центнеров зерна
е гектара. Это—значительно больше, чем у
	соседей, но колхозники не удовлетворены.
	hak же, звеньевая Кальницкая получила
23,5 центнера озимой пиенины с гектара,
& Оноприенко Вера — 24 -пентнера. Оказы-
вается, они и удобрения применяли, и поч-
ву лучше обрабатывали, и ухаживали за
посевами заботливее других.

— Надо равняться на’ передовиков, —
делают правильный вывод колхозники. —
В условиях правильного севооборота стаха-
новская агротехника дает особенно больтие
результаты.

От. всей души одобряя постановление
партии и правительства, колхозники усили-
вают работу по борьбе е засухой. В колхо-
зе «Первое Мая» Стрелецкого района реши-
ли устроить пруд и приступили к земля-
ным работам. В колхозах «Красная нива»,
«Парижекая Коммуна», «Новый путь»
Белгородского района выполнили план ле-
сонасажлений и продолжают ‹ посадки.
В колхозе «20 лет Октября» Борисовского
района решено устроить два пруда.  .

...Великое движение началось в колхоз-
ной деревне — движение за преобразова-
ние природы по мудрому  сталинекому
	плану.
.А АЛЕКСАНДРОВ,
соб. корр. «Известий».
	г. КУРСК. (По телефону).
	‚ ТУЛА, 2 ноября. (По телеф. ot cob.
корр.) В дореволюционной Туле треть го-
рожан не умела ни читать, ни писать.

В Туле советской выросли десятки
школьных зданий. Сейчас в ее пятидесяти
школах учатся 32 тысячи детей. Город
	имеет два высших учебных заведения,
	несколько техникумов, восемь больниц,
13 поликлиник, 75 здравпунктов.

Вмеето одной библиотеки, существовав-
шей до революции, теперь здесь 84 биб-
лиотеки. десятки киноустановок, тысячи
	радиоточек, клубы, театры, Дворец пно-
неров.

Новые многоэтажные дома. украшают
улицы. : :
	Вблизи города -— болышие механизиро-
ванные шахты. Тульские предприятия из-
готовляют самоходные комбайны, ватер-
машины и другие агрегаты. .
	06 этих изменениях, преобразивших ли-
по старинного русского города, раесказы-
вает фотоплакат, выпущенный Тульским
областным издательством к 31-й годовщине
Октября.
	Во Всесоюзном обществе
по распространению
политических и научных знаний
	2 ноября под предеедательством прези”
дента Академии наук СССР С. И. Вавилова
состоялось заседание президиума Веесоюз-
ного общества лю распространению полити-
ческих и научных знаний. .

Президиум обсудил вопрос о пропаганде
постановления Совета Министров CCCP a
ЦЕ ВКП(б) «0 плане полезашитных ле-
сонасаждений, внедрения травопольных ce-
вооборотов, строительства прудов и водо-
емов для обеспечения высоких и устойчи-
вых урожаев в степных и лесостепных
районах европейской части СССР». .

Решено организовать цикл публичных
лекций «Государетвенный план етенного
лесоразведения в СССР и учение Докучае-
ва—Костычева-——Вильямеа о под’еме земле-
делия». Лекции будут изданы массовым ти-
ражом отдельными брошиюрами.

Намечено создать научно-популярные
фильмы и серии днафильмов по степному
	лесоразведению.

В помощь сельским лекториям  печата-
ютея тексты лекций по циклу  «Сталин-
	ский план борьбы за высокий урожай»,
готовятся альбомы и диапозитивы различ-
ных пород деревьев-и кустарников.

Всем республиканским обществам, отде-
лениям, уполномоченным Веесоюзного: об=
щества предложено широко развернуть про-
	паганду постановления Совета Министров
СССР и UR BRI(6).
	На берегу моря Лаптевых
	ЯВУТСЕ, 2 ноября. (По телеф.

0б. корр.). Полукругом сбегают к м
Лаптевых  общирные пастбишные и охот-
Ничьи угодья заполярного колхоза имени
Ворошилова Анабарского района. Пятнад-
цать лет назад здесь на огромной терри-
торий кочевало несколько семей якутов и
эвенков. Они не имели постоянного жилья,
ютились в передвижных дымных чумах.
	Нри об’единении кочевников в артель
было обобществлено только 80 оленей.
Сейчас колхозное — стало ° насчитывает
2.300 голов. Хозяйство ведется на науч-
ной основе. За оленьими стадами наблю-
дают. ветеринары и зоотехники. На побе-
режье колхоз строит новый постоянный
поселок с благоустроенными. деревянными
домами, складами. магазином. :
	Волхоз имени Ворошилова успешно ве-
дет и охотничий промысел. Лучшие охот-
ники колхоза Г. Туприн и В. Спиридонов
известны всей республике. Они постоянно
выполняют по четыре — пять промыело-
вых норм. Цлан заготовок пушнины в чет-
вертом квартале колхозники обязались вы-
полнить к 31-й годовщине Октября.
	Соревнование клубов,
изб-читален и библиотек
	МИНСВ, 2 ноября. (По телеф. от с06;
корр.). Подведены итоги социалистического
соревнования изб-читален, клубов, библио-
тек и коллективов художественной само-
деятельности Белоруссии.

Девятнадиать лучших культурно-проеве-
тительных учреждений и коллективов на-
	  граждены переходящим Красным знаменем
	п денежными премиями. Шестнадцати из-
бам-читальням и библиотекам вручены по-
четные грамоты.
	Из сельских библиотек отмечена премией
библиотека села Копысь Оршанского района.
Ее богатым книжным фондом пользуютея
сотни колхозников. Заведующий  библиоте-
кой тов. Смоляков систематически проводит
читательские конференции, организует бе-
седы о текущих событиях. При библиотеке
существует литературный кружок, недавно
создан лекторий. С лекциями выступают
местные учителя, агрономы, врачи.
	Трамвай в. городах Кузбаеса,
	REMEPOBO, 2 ноября. (По телеф. от
с0б; корр.). Исполком Кемеровского област-
ного Совета депутатов. трудящихея принял
решение о трамвайном строительстве в го-
родах Киселевск и Ленинек-Кузнецкий.
	  . B Киселевоке начивается строительство
‘трамвайной линии протяжением в десять
< половиной километров. Трамвайные пути
		будут проложены от станции Черкасов
Камень до нынешнего центра Киселевска
й котоных шахтереких посевов.
	Трамвай в денинек-лузнедком свяжет
	Tt Re LeSAOIOPO RAVE станцию © шахтами
	заводами. Прот яженяе линни первой оче-
реди-—евыше восьмп километров.
	Десятикилометровая трамвайная линия
	строптея также в роде Сталинеке.
	В городе Вемерово недавно сдана в
экснлоатацию трамвайная линия, которая
связывает центр города © крупным pado-
чим поселком Занекитимекий.
	А. ЛЕОНТЬЕВ
		ной деятельности. Он осуществляется B
работе многочисленных организаций трудя-
щихся, охватывающих миллионы и . десят-.
ки миллионов людей. Он выражается в хо-
зяйеком отношении трудящихся Mace
ко всем делам государственного строитель-
ства, которые раньше, при эксплоататор-
ском строе, оставались чуждой в враждеб-
пой для народа сферой.

Как жалки, нелепы и смешны в евете
живой советской действительности потуги
наших врагов, пытающихся. оклеветать со-
ветекую демократию. Все эти клеветниче-
ские измышления выражают страх капита-
листического мира перед всепокоряющей
силой великих идей социализма, воплощен-
ных в жизнь в нашей стране. Но остано-
вить распространение идей социализма ны-
ненгние мракобеесы бессильны.

Опыт Советекого Союза являетея  вдох-
новляющим примером для всех народов. На-
роды ряда стран Восточной Европы, создав-
шие у себя режим народной демократии, во-
оружены точным знанием пути к социализ-
му, проложенного советским народом. Это
умножает их силы, придает им новую энер-
гию в борьбе с остатками внутренней реак-
ции и происками внешних врагов.

Советское государство проводит политику
мира и дружественного сотрудничества ме-
жду народами, перед всем миром выступает
великим поборником демократии и
прогресса. Все подлинно прогрессивные
люди видят в Советеком Союзе могучий
оплот мира и безопасности, свободы и неза-
висимости народов.

Народное хозяйство Страны Советов уве-
ренно идет в гору, набирая темпы. Какой
разительный контраст представляет этот
под’ем по сравнению с экономическим хао-
сом и растущими затруднениями в капита-
листическом мире! :

Приведем несколько пифр. Главная стра-
нз капитализма — Соединенные Штаты
не только не понесли викакого ущерба of
войны, но, наоборот, нажилиеь на войне,
гигантски раздули свой производственный
аппарат. Национальный доход Соединенных
Штатов возрое е 96 миллиардов долларов
в 1941 году до 160 миллиардов долларов
в 1944 году. В ноябре 1943 года, когда
В связи’ с войной была достигнута высшая
точка расширения промышленного пропз-
водетва, индеке американской промышлен-
ности составлял 227 (за 100-взят уровень
1939 года), то-есть - возрос более чем: в
214 раза по сравнению с мирным временем.

Советекий Союз сыграл решающую роль
в войне против фапеистеких агрессоров и
вынес на евоих плечах основную тяжесть
этой войны. Расходы Советского  ‘госулар-
ства ‘на войну   Германией и Японией и
потери доходов-в` результате временной од-
купации ряда районов нашей страны со-
ставляют не менее 357 миллиардов долла-
ров, а прямой ущерб, нанесенный фашиет-
овими оккупантами. ‘равен 128 миллиардам
долларов. Таким‘образом, общая сумма рас-
холов и потерь Советского Союза за время
войны достигает 485 миллиардов долларов.
Таков тот-урон, который причинила совет-
кому ‘народу: война.   а.

Какие же изменения принее послевоен-
ный период? В. Соезияенных Птатах об’ем
промышленного производетва по сравнению
в. военным временем значительно сократил-
ся. Это сокращение составляет от № 40
Уз по отношению в тому уровню, который
был достигнут во время войны. :

Заправилы американской промышленнс-
сти с трудом скрывают свой страх: перед
неумолимо надвигающимея кризисом.

Подобно своим  гитлеровеким предше-
ственникам, наиболее оголтелые американ-
ские империалисты выход из. внутрен-
них затруднений ишут на путях внеш-
них авантюр. Но и этот путь не сулит аме-
риканским последователям Гитлера более
радужной судьбы, чем та, которая постигла
их предшественников.

Так обстоит дело в главной стране ка-
питализма. Еще большие трудности пере-
живает экономика стран Западной Европы.

Экономический хаос, валютные затрул-
нения, инфляция и обееценение денег, еп-
кращение об’ема внешней торговли в хро-
нический дефицит платежного баланса —
таковы наиболее характерные для этих
стран явления. Длительный экономический
и финансовый кризисе в Англии не ‘оелабе-
вает. Хозяйничание буржуазии во Франция
привело в спекулятивному разгулу менопо-
листов, к обеспенению валюты, росту ни-
щеты и возмущению широких трудящих-
ся масс. Жадные американские ростовщики
используют экономическую немощь запал-
но-европейских стран для того, чтобы за-
тянуть потуже на их шее петлю экономи-
ческого закабаления и политического порз-
бешения.

В Советском Союзе народ; выполняя п-
слевоенный пятилетний план восетановле-
ния и дальнейшего развития народного хо-
зяйства, добилея огромных побед. Совет-
ская промышленность 38 TPH четвер-
ти. нынешнего года на 14 процентов
превысила по валовой продукции средний
уровень довоенного, 1940 года. В сентябре
это превышение было еще больше и достиг-
ло 26 процентов.

Одна из наиболее замечательных особен-.
ностей социалистической системы народно-
го хозяйства заключается в тем, что ей
свойственен непрерывный рост всех отрас-
	лей экономики. Великие преимущества со-
циализма избавляют нашу страну от не-
	5 Советском” Союзе все. группы ‘населе-
ния об’единены общими жизненными инте-
ресами: <

Политика Советского государства выра-
жает коренные интересы веего советекого
народа. В нашей стране развернулись та-
кие движущие силы общественного разви-
тия, Как морально - политическое единство
советского общества, дружба народов СССР,
советский патриотизя. ^

Несокруптимая сала советского обще-
ственного строя заключается в том, что он,
как указывает товаритн Сталин, является
подлинно народным. строем, выроешим из
недр народа’ и пользующимея его могучей
поддержкой. Именно ноэтому советекий об-
щественный строй оказалея более жизне-
способным и устойчивым, чем любой несо-
ветский строй. Во время Великой Отечест-
венной войны Советское - госудаюетво с
честью вышло из таких испытаний, перед
которыми не могло бы устоять никакое
другое государство в мире.
	Беликая сила Советского государства в
ом, что им руководит мудрая партия
Ленина — Сталина, вооруженная самой не-
редовой научной теорией, революционным
учением марксизма-ленинизма. Политнка
большевистской партии составляет жиз-
ненную основу. Советского. государства н
советекого общества.

Ленин писал, что учение Маркса вее-
сильно потому, что оно верно.. Советское
государство идет от победы к победе поте-
му, что оно руководствуется веесильным и
верным учением Маркса — Энгельса —
Ленина — Сталина. Это учение, раскры-
вающее законы развития общества, являет-
ся несоврушимой основой деятельности
Советского государства: :
	В странах капитала государственная
власть, какова бы ни была ее форма,
как бы ни величали себя ee руково-
дители, имеет одну главную и обнов-
ную цель: защищать режим экеплоа-
тации, держать в узде эксплоатируемые
массы, подавлять их недовольство и воз-
мущение. Этой цели служит та система
насилия п обмана, которую представляет
собой ‘политика любого буржуазного roey-
даретва.

В наше время лицемерная и лживая
	буржуазная демократия отбрасывает один
	фиговый листок за другим и предетает
неред народами в своей отвратительной на-
готе. Антинародный характер внутренней
и внешней политики буржуазных  госу-
дарств выступает весе более открыто.
	Советский Союз являет миру величе-
ственную картину расцвета социалистиче-
ской демократии. Это — новая, выешая
форма демократии, возможная лишь в усло:
виях победы социалистического етроя, тор-
жества социалистических порядков.
	Сущность этих‘ порядков` прекрасно о&а-
рактеризовал товарищ Сталин:
	«На наших фабриках и заводах работают
без капиталистов. Руководят работой люди
из народа. Это и называется у нае социа-
лизмом на деле. На наших полях работают
труженики земли без помещиков, :без ку-
лаков. Руководят работой люди из народа.
Это и называется у нае социализмом в
быту, это и называется у нас свободной,
социалистической жизнью».

Именно на почве социалистических по-
рядков вырос тот новый, советский: демо-
кратизм, который пронизывает вею нашу
общественную и’ политическую жизнь. Он
проявляется в невиданной нигде в мире
активности самых. широких Macc, y4a-
ствующих во всех областях государствен-
	ЗАПОРОЖЬЕ, 2 ноября. (По телеф. от
cob. норр.). Запорожекие колхозы богаты
фруктовыми садами. ‘Свыше тысячи кол-
х030в располагают в общей сложности
20 тысячами гектаров общественных ©3-
Дов. Крупные салы имеют также все с98-
	{ ордость горной науки
	превратили первую в СССР лабораторию
	обогащения Горного инетитута в Инетитут
	механического ‘обогащения полезных иско-
паемых, который ныне не имеет равных во
всем “мире.

В историю отечественной техники вошли
имена многих ‘горных инженеров-металлур-
гов, питомцев института. Назовем П. П. Ано-
сова, основоположника  металлографии,
Н. Г. Славянова, изобретателя электросвар-
ки с применением металлических анодов,
М. Данилова, первооткрывателя уральских
окпеленных никелевых руд, Н. А. Ryau-
бина, внука знаменитого механика Ивана
Петровича, осуществившего ценные иссле-
дования доменной плавки.

Однако особо надо назвать имена метал-
лургов-—-питомцев Горного института В. Н.
Липина, М. А. Павлова, А. Н. Кузнецова. и
Н. П. Асеева. Член-корреспондент Академии
наук СССР В. Н. Липин создал капитальную
монографию, охватившую все многообраз-
ные вопросы металлургии чугуна и стали.

Герой Социалистического Труда академик
М. А. Павлов на протяжении многих деся-
тилетий упорно и успешно занимается
изучением и усовершенствованием домен и
доменного процесса. Он-—активный участ-
ник проектирования и освоения еоветских
домен-гигантов.

- Труды профессора Н. П. Асеева заложи-
ли основы научного проектирования пред-
приятий цветной мегаллургии.
	} Горном институте работали академик
Г. И. Гесс, основоположник научной
термохимии, профессор В. И. Лисенко,
впервые установивший различие в соета-
	ве бакинской и американской нефти,
профессор В. Д. Сушин, который одним
из первых применил физико-химиче-
	ский анализ, превращенный затем трудами
знаменитого металлурга и химика акаде-
мика Н. С. Вурнакова в могучий метод, в
новую научную дисциплину. Здесь же пло-
дотворно трудились профессор В. Ф. Алек-
сеев, впервые установивший существова-
ние критических температур растворения,
академик Д. П. Коновалов, открывший «за-
коны Воновалова», управляющие перегон-
кой смеси жидкостей.

История старейшего втуза нашей страны
знаменательна тем, что его профессора и
питомцы имеют неоспоримый приоритет в
развитии целого ряда областей науки и тех-
ники, что они всегда шли вперед, боролись
за прогрессе отечественной металлургии,
горного дела, химии. Но подлинно безгра-
ничный простор для творческой деятельно-
сти открылея перед ними после Великой
Октябрьской социалистической революции.
За годы советской власти институт вы-
пустил почти в два раза больше инженеров,
чем за предшествующие 144 года. Свыше
30 питомцев имеют почетные звания лау-
реата Сталинской премии. Семьдесят про-
фессоров — питомцев института—были из-
браны в состав Академии. наук СССР.
	Указом Президиума Берховного Совета
СССР, опубликованным вчера в <«Изве-
стиях», Ленинградекий горный nuctatyr
	награжден орденом. Грудового RpacHoro oHa-
мени. Орденами награждена также болыная
	‚ руНИа COTPY{BERGB HHCTHTYTa.
	Постоянная забота партии и правитель-
ства о развитии горной науки вдохновляет
коллектив института на новые победы.
	Директор института Д. ЕМЕЛЬЯ-
НОВ, академик А. ГЕРМАН, про-
фессор П. ТАТАРИНОВ, профес-
сор Н. ГРЕЙВЕР. г
	ЛЕНИНГРАД.
	Старейшему русскому высшему техни-
ческому учебному заведению — Ленинград-
скому ордена Ленина Горному институту —
175 лет.

Горный. институт был и остается подлин-
	нс нередовым штабом отечественной, и: ми.
	ровой. горно-заводекой мысли. эдесь. были
заложены научные основы геологии, горного
и заводского дела п были организованы пер-.
вые планомерные исследования минеральных
богатств нашей страны. Е

- Остановимея лишь на наиболее ярких до-
стижениях ученых, чьи‘ исследования были
тесно и неразрывно. связаны ©. - Горным HH
CTHTYTOM.

Заслуженной известностью ‘пользуются
экспедиции неутомимого’ путешественника
профессора И. В. Мушкетова, заложившеёго
основы геологии Туркестана и Средней Азии.

Замечательные экенедиции Героя Социа-
листического Труда академика В. А; 0бру-
чева составили эпоху в изучении террито-
рий Центральной Азии и геологическом
исследовании Сибири. °

Еше в конце ХУП] ‘века академик В. М.
Севергин, а в Х[Х веке академики Н. И. Кок-
шаров и П. В. Еремеев заложили основы
русской минералогии ‘и кристаллографии.
Но подлинную’ эпоху составили научные
труды академика Е. С. Федорова, который’
ввел в изучение этих дисциплин ‘приемы
точных наук.

Покойный президент Академии Наук
СССР А. П. Карпинский внес неоценимый
вклад во все области геологической науки.
Он создал замечательный советский стиль
работы геологов, сочетающий глубокие на-
учные исследования с их широким нракти-
ческим использованием.

Питомцы Ленинградского горного инети-
тута— академики И. М. Губкин, А. А. Бо-
рисяк, HH. И. Степанов, С. С. Смирнов,
А. Н. Заварицкий, И. Ф. Григорьев,
С. И. Миронов, Д. В. Наливкин, их много-
численные ученики — были пионерами
изучения всех основных месторождений
рудного и нерудного сырья в СССР.

Высокая честь быть пионером в превра-
щении горного дела из «искусства» в науку
принадлежит профессору Б. И, Бокию. Он
создал первый в мире «Аналитический курс
горного искусства».

Профессора В. И. Бауман и И. М. Бахурин
переключили в разряд точных наук марк-
шейдерекое искусство, что позволило в за-
конодательном порядке реорганизовать вею
	постановку маркшейдерской ‘службы в (0-
	ветском Союзе. , :
Профессора М. И. Протодьяконов, В. Д.
Слесарев, С. Г. Авершин впервые в мире
разработали важнейшие вопросы механики
горных пород.
Влассические иеследования академика
А. А. Скочинского в области аэрологий и
	аэродинамики впервые в мире научно 900с-.
	новали законы движения воздуха по горным
выработкам. Е

Многолетними ‘трудами академика А. II.
Германа создана отечественная школа гор-
ной механики и классическая теория тур-
бомашин; трудами академика А. М. Терпи-
горева — школа горных машин; ‘профессора
Ф. Н. Шклярского— школа горной электро-
техники.

Одним из крупных достижений Горного
института в последнее десятилетие являет-
ся разработка методов и теории обогащения
полезных ископаемых.

Основоположник исследований в этой
области проф. С. Е. Андреев  совмеет-
но с профессорами В. Ф. Белоглазовым,
	 . Б. Цевенсоном и л Ё№. В. Лнановым
	В «Вапитале» Марке ‘отмечал, что кали-
тализм ло поры до’ времени развивает: про-
изводительные силы общества, на лишь це-
ной хишничесвого обращения с двумя 0-
новными источниками всякого богатства: с
землей и человеческой рабочей силой.
В условиях нынешнего, гвиющего бур-
жуазного строя, ставшего преградой на
пути прогрессу, это свойство хищнического
вапиталистичеекого хозяйничанья высту-
пает особенно наглядно и ярко. Хрониче-
ская застойная безработица, поражающая
миллионы людей, голод, нищета трудящих-
ся, массовое истребление населения при
периодически порождаемых современным
монополистическим капитализмом войнах—=
так. происходит уничтожение человеческой
рабочей силы в невиданных ранее мас-
штабах. А хозяйничанье алчных частных
собственников на земле ведет к истошению
почвы, падению плодородия, }

В противоположноеть капитализму с0-
пиалистнческий строй в СССР. отличается
бережным, поистине хозяйским отношением
5 0б0им главным’ факторам богатства’ че-
ловеческой рабочей силе и земле:

Невиданный рост советских людей, по:
вышение их общекультурного и лехни-
ческого. уровня, рост. их  производствен-
ной квалификации и опыта — одно
из. замечательнейших свойств советского
строя,, озаренного солнцем Сталинской Кон-
ституции, обеспечевающей гражданам пра-
ва на труд, на. образование, на отдых, нз
обеспечение пря болезни и в старости;

Только социалистическое общество; св5-
бадное от мерзких пут частной собственно-
сти на земл:о и другие средетва производ-
ства, может ставить перед собой и уепёшно.
разрешать такие грандиозные задачи, как.
те, которые выдвинуты в принятом пар-
THe п’ правительством“ И опубликованном
на-дннх плане мероприятий для обеспече-
ния высоких и устойчивых урожаев в
степных и лесостепных районах нашей
страны. Речь идет о плане подлинно
преобразования ‘природы, рассчитанном на
ряд пятилетний. Такого рода план мыслям
лишь в условиях советского отроя, в усло-
виях социалистического земледелия, опи-
		RY социалистической индустрии, вооружа-
	Е one

nen сельскохозяйственный труд пере-

сы у.
	довой техникой.
	«Неделя сада» в Запорожской области
	X03H области, А небольшие сады имеются
почтя на всех приусадебных учаетках кол-
хозников и у многих трудящихся в горо-
дах и рабочих. поселках области.

С 31 октября по решению  пеполкома
Запорожекого областного Совета депутатов
	трудящихся и обкома КП(б)У в области
	проводится «Неделя сада». В 31-Й годов-
щине Октября в зртелях будет возделано
650 гектаров новых садов. Не останется
	ни одного
cara.
	501х038 063  сзщественноге