СРЕДА, 3 НОЯБРЯ 1948 г.. №261 {9791)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕНУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	eu, A.
	. ВЫШиИНскКоОГО
	в - кино
Фильмы местных киностудий

Советская повументальная кинематогра-
фия призвана решать большие и блатород-
ные задачи —— запечатлеть величие на-
ших дней, показать трудовые подвиги с0-
ветских людей в их борьбе за досрочное
выполнение послевоенной сталинской пя-
тилетки, отобразить в винодокументах ве-
ликие усилия народа, вдохновенно строя-
щего под руководством партии Ленина —
Сталина коммунистическое общество.
	_ Физьмы местных киностудай Миниетер-
ства кинематографии РОФСР- посвящены
промышленности, сельскому зозяйству,
строительству, культуре. Их. героями `яв-
ляются сталевары, машиностронтёли, ма-
стера урожая, шахтеры, конструкторы,
ученые, инженеры, педамги.

` Мы видим советского человека на за-
воде, в колхозе, на стройке, в лаборато-
рии, в Шахте, клубе, институте, наконец,
в быту. Все, что окружает советских лю-
дей, это — плод .игантекого COBHAATEABHOLY

труда.
	Q великих переменах,  происшедших
Ha Урале, рассказывает фильм  Сверд-
ловской ‘студни «Верх-Исетский завод»
(режиссер В. Невежин). Когда-то здесь
были тесные,  закопченные мастерские
старого «Виза», где вершиной техническо-
0 прогресса был водяной молот. Сейчае
тут залитые светом; оснащенные перво-

знассной техникой корпуса. Возрастающая
EYABTYDA производства требует новых
приемов работы, и зрятель видит, как
	лучший вальшювщих завода —- депутат
	областного Совета В. 0борин, сталевар
Н. Базетов, сваривший за годы Отечествен-
ной войны 50 тысяч тонн особой стали, их
товарищи по заводу, по цеху овладевают
новой техникой, двигают ее. вперел.
	_врители фильма, посвященного иванов-
ским текстильщикаи. (режиссер Н. Кома
ревпев, Ленингралекая студия), становятся,
как бы участниками всего производствен--
ного процесса — от сортировки поступаю-
щего на фабрику хлопка до превращения
этого хлопка в тысячи метров красивых
тканей. Мы присутетвуем в фабричных
лабораториях, где трудятся вилнейнше
ученые, слушаем лекцию ‘лучшей ткачихи
области Е. Кузнецовой, излагающей свой
метод, видим, как работает в своем цехе
депутат Верховного Совета РОФСР Е. Лебе-
дева, как рождаются новые. ткани, ив
заключение узнаем, что, пока демонстри-
рювалея фильм, — а это занимает ровно
десять минут, — ивановцы успели дать
стране еще 12 тысяч метров тканей,

Ленинградская студия выпустила фильм
«Большие огни» (режиееер М. Доброва)—
волнующий киноочерк”® рождении сверх-
мощной турбины для’ Днепровской ГЭС.
Создавая эту турбину, люди Ленинградеко-
го металлического завода имени Сталина
смело шагнули в завтрашний день тех-
ники. Интересны кадры, запечатлевиие
испытание турбины. Bot стоят рядом
конструктор и слесарь, директор за-
вода и разметчик, седой инженер И
ученик - ремесленник, люди.  вложившие
свои усилия в осуществление неслыханно
смелого проекта. Липа их спокойны.. Люди
унерены `В ‘победе: И вот лица освещаются

радостно- горделивой улыбкой: турбина дей-
ствует безукоризненно. Победа.

‘Фильм Куйбышевской студий о паваюв-
ских мастерах (режисер Д. Дальокий).
можно назвать киноновеллой, повествую-
щей о том, как изменилась условия тру-
да и быта замечательных русских масте-
ров. Их высокое искусство получило те-
перь иную в еравненияг ‘прошлым Ha-
правленность. Одлиночки-кустари об’едини-
лиеь в артели. В производственный быт
вошел конвейер, механизмы облегчили труд
мастеров. Филигранное мастерство нашло
применение Ha построенном в Павлово
заводе хирургических инструментов, где
требуется ювелирная точность. Старшее
поколение павловских мастеров обучает
	молодежь: потреоность в умелых кадрах
растет е каждым днем потому, что с каж-
дым днем растут масштабы пройзводетва.
‚ Короткометражные” - локументальные
	фильмы, запечатлевая сегоднашние :с00ы-
	тив, уоедилельно показывают наше стрем-
ление в будущее. Это присуще картинам
«Город металла» (режиссер М. Лукацкий,
Новосибирская студия), «В Сталиногор-
ске» (режиссер А: Манкин, Ленинградокая
студия). Их об’единзет и тема: показ во-
ВЫХеивдустриальных районов. страны, ¢03-
данных волей партии и правительства,
‘усилиями советского народа, победоносно
‘осуществляющего программу великих ра-
бот. Новый блаюустроенный - сопиалисти-
ческай город Сталинск вырос в далекой
Сибири, новый социалистический ropes
Сталиногорск стал центром Полмосковного
угольного бассейна. И в новых. городах,
	в новых цехах сионрокого металлургиче-
	ChOTO гиганта, в новых, насыщенных ме-
ханизмами- шахтах Подмосковья, как и
BCWAY, труд советских люлей — это про-
Hece созидания, творчества.

Пафосу возрождения посвящен очерк
Ростовской студии «Воронеж восстанавли-
ваечя» (режиссер А. Литвин). Но в этом
фильме большая и богатая тема разрабо-
тана поверхностно и далеко не исчерпана.
	Много. интереснее и ярче мог бы слелать:
	фильм «В. Сальской степи» режиссер
В. Петров (Ростовская студия), взявший
благодарный сюжет: на примере колхоза
	имени Сталина показать. как Колхозный
	строй заставил отступить стихию, как
колхозники в 6003е © наукой создали в
бесплодной, изнуряемой зноем степи пве-
тущий сад, образцовое общественное . хо-
зяйство. Более удачен фильм той же сту-
дии (режиссер В. Василенко); посвященный
гиганту  сельекохозяйственной `` индустрии—
совхозу «Кубань». Лучшим из фильмов
Ростовской стулии является «Pera сча-
стья» (режиссер Л. Мазрухо), ‘вырази-
тельно рисующий борьбу советекого чело-
века за преобразование природы. В филь-
ме широко показано’ строительство: `Невин-
номыеского ‘канала, трудности, которые
пришлоеь преодолевать. строителям, про-
кладывавшим путь кубанской -воде через
бескрайние степи, пробивавшимея через
горы, отражавшим буйный натиск ‘венене-
0 паводка. Показано п значение нового
канала в жизни пелого края: - :
Белыное. познавательное - значение. име-
	по греческому вопросу
	имеет весьма существенное, значение, OCO-
бенно в связи © теми выводами, которые
сделала, < одной стороны, Балканская ко-
миссия и которые, с другой стороны, те-
перь механически повторяют за ней авт-
ры проекта резолюции, внесенного в пер-
вый комитет от имени правительств США,
Великобритании, Франции и Витая,. повто-
ряют’ ромулы и ремы (смех). —
Ведь каждому должно быть ясно; что“
если ответственность за целый ряд погра-
ничных инцидентов или нарушений, как
говорится в докладе комисени, территорий
Греции не может быть возложена на прази-
тельство северных соседей Греции или на-

их ответотвечные органы, то какие в таком ^

случае основания пред’являть правитель-о
ствам указанных стран требования,“ ROTO
рые так поспешно и безответственно пред’-
являются к правительствам трех северных.
соседей Греции? Таких оснований нет, и
никакая истерика истеричных motel здесь
He поможет...

‚ Вот почему делегация СОСР считает co
зершенно недопустимым пробелом в работе
комиссии такой вопиющий факт, как от-
сумтвие конкретного определения тех
именно органов, на которые возлагается
ответственность за так называемую по-
мощь греческим партизанам. ^

‘Австралийский делегат в своем выстун-
лении обратил 060б0е внимание на выводы
Балканской комиссии, содержащиеся в’
п, 63 четвертого доклада, но авотралий-
ский делегат в этом случае сделал ту же
‘самую непростительную ошибку, что и вся
Балканская комиссия. Он также говарит о
TOM, что помощь и содействие со стороны
Албании «точно установлены и ие могут
быть, как он сказал, прощены». Не могут’
быть прощены кому? Албании? Но что та-
кое «Албания»? Имеется в виду албанское
правительство? Или это какие-то органы,
которые  покровительствовали оказанию
этой помощи? Или это 2—3 солдата, кото-_
рые ‘вели приятные ‘разговоры в То время,
как шел жестокий пулеметный обстрел с
югославской или другой какой-то Tepputo-
рии, по словам этих наблюдателей, грече-
ской территории? ‘0’ чем здесь говорится? Но
‚если‘обратиться к этому параграфу ‚63-му,
то что мы видим? .

Оказывается, что п в этом параграфе
Балканская комиссия старательно обходит
именно этот важнейший вопрос — вопрос
©б ответственности албанского- правитель-
ства. Й если у вас, г.г. делегаты, ‘будет.
время, было бы важно, если бы вы на э0`
обратили внимание, посмотрели ‘собствен-.
ными глазами на действия, указанные в.
этом параграфе. В самом деле. В п. 1 па-.
‘раграфа 63 говорится о том, что партиза-
НЫ В приграничных зонах в большой мере
завивели от снабжения извне и сюда при-_
‘бывали ‘какие-то количества оружия, ‘Oce- -
припасов и других военных материалов: п’
‘ильно укрепленные позиции партизан за-
‘щищали их жизненные линии снабжения -
из. Болгарии, Югославии и Албании.

: Но. тде же здесь хотя бы блин Звук 0
том, что правительства Югославии, Бол
тарии“и Албании участвовали в этих на-
ушениях? Где же. здесь хотя бы, слабый -
‘намек на ответственность этих прави-.

-тельств за. Вее то, что конетатируется в
	-п._Ъ. параграфа 65’ А, вы увидите. даль-
ше, что. от этого вопроса зависит очень.
многое, и я эт0 постараюсь показать не.
‘собственными рассуждениями, а теми BEI

водами, к которым пришла по этому в0-_
sipocy сама Балканская комиссия. В п. 2

эмого параграфа говорится о переходах

партизан. на территорию по другую. сторо-.
ну. границы и обратно. Злесь тоже ничего
не говорится: о содействии албанских. пра».
вительственных органов и-тем более са-`
‚мого албанского правительства. В. п. 3.
этого параграфа говорится о том, что пар-
тизаны часто с безопасностью отетупали
на территорию Албании, Болгарии и Юго-
славии. Может быть, такие факты и бы-

ли, но и здесь ничего не. говорится о том,
что же потом сталось е теми партизанами,
которые ‘отступили на болгарекую террито-
рию; ив. какой мере за это должно. отвез
чать болгарское правительство?

Как же можно. при. таких. условиях. TO-
ворить: о. том, что параграф 63 представ”
ляет собой «еильный вывод» против Aiba
НИЙ, Kak “STO ‘делает австралийский. деле=
тат; и это. тем-более, что в тех. же выводах
гл. 4 имеется еще: параграф 65; в котором
говорится буквально. следующее:

«Албанская, болгарская, югославская
пограничная стража обстреливала грече-
скую территорию».
` Выесте с тем: здееь. же. конотатируется,
ч10 нет никаких доказательств, что эт&
стража действовала по приказу своих выс-
ших военных властей.

А дальше делается следующий вывод:

«Комитет убежден, что в тех случаях,
когда происходили инциденты, не связан»
ные ©. непосредственной помощью. грече-
CREM партизанам, они являлись: результа-
том: напряженного положения на транице,
& не преднамеренных. провокаций»,

Вот: что. признает Балканская: комиссия,

ЗНаде отметить, что в этом же парагра-
	ноября в Первом комитете
1. Попытки замазать провал Балканской комиссии ‹Т ея, мол, показания свидетелей, кото
	моя вритива, это не мои слова, это слова
т-на Глэшина, представителя Австралии в
Балканской комиссии, — не подтверждают
выдвинутого обвинения, хотя в предвари-
тельном письме греческих властей и утвер-
ждается обратное». Обратите ваше внимание
на документ А/АС. 15/ср. 45. Там это вос-
произведено: так, как я сейчас процитировал,

Это один протокол. Вот другой протокол
49-го. заседания. которое состоялось. 23
	марта 1948 года по поводу второго локла-.
	да группы наблюдателей № 1. В эм
протоколе отмечается. новое заявление ав-
стралийского делегата, очень характерное
заявление, в котором говоритея, что произ-
веденные наблюдения «не являются пря-
мыми и выводы не вытекают из получен-
ных свидетельств». Чего же етоят эти вы-
воды? Какая же цена этим выводам? Я
приглашаю членов комитета проверить пра-
вильность моего цитирования. Австралиец
говорит: «Эти доказательства не являются
прямыми и выводы не вытекают из по-
лученных свидетельств». Что же тогда 03-
начают эти так называемые «евидетель-
ства»? Ничего. Нуль, < которым и нужно
обращаться так, как обращаются с нуля-
ми. Разве, я спрашиваю, этого недостаточ-
‘Но для того, чтобы по крайней мере (это—
минимум) © исключительной осторожно-
	стью подходить К с0общениям наблюдате-
	лей и, особенно, к тем выводам, которые
делают наблюдатели?

Оказывается, что в данном случае “He
было. никаких показаний, которые были
бы сделаны непосредственно партизанами,
переходившими границу, или партизанами,
прибывшими из Албании. ‚Оказывается,
из шести свидетелей только один заявил,
что видел, как партизаны переходили гра-
ницу. хотя. по его словам, дело было
	‘ночью, а определил он, что это были пар-
	тизаны,
Ну, зн
	ты, только «по вспышкам фонарей».
знаете ли. если по вспышкам фонарей
	определяется, что едут партизаны, то грош
цена таким показаниям, и нужно улдив-
	Лятьея наивности или недобросовестности
этих т. н. «наблюдателей», которые. но-
зволяют себе на основании такого. рода
вздорных умозаключений приходить к Та-
ким серьезным политическим вывохам, ко-
торыми ‘они уснастили свои доклалы и до-
клал Балканекой комиссии. В этом же про-
токоле можно прочесть следующее:
«После тшалельного изучения карты он
заключил, что партизаны, возможно, мегли
приття на юг © гор. HO весьма вероятно,
	что этого и не. было... Вывод труппы: наб-
	людения был ‹делан только на основании
	топографических данных и, в. лучшем елу-.
	Fae, является ‘Простым  прелподожением».
	Этот документ имеется за № 16 75. 49..
	Это говорит член Балканской комиссии,
здраво анализирующий те конкретные фак-
ты, которые. кладутся в основу обвянений
против. трех северных соседей Грецики.. Ав-
стралийский делегат уже в 10 время. при-
	шел к выводу; что опрос свидетелей. про-
	вюдялея «чересчур. посвошнЮ и вевкритичс-
	ки». №роме того. как правило; он велся.
‚в присутетвии: греческого офицера по. связи.
‚ Вот ‘извольте ‘юслушать.  что- предетав-
	ляет еобой протокол 19-10. заседания: Hor
	комитета №: 1; которое происходило. 3. фев-
	раля 1948 года, где записано выступление
делегата Пакистана. Что говорил делегал
Пакяютана? Вот его собственные «лова:
	‚ «Наш комитет, — сказал представитель.
Пакистана —лолжен высказаться по поводу
	одного очень важном инцидента, а именно,
орудийного обстрела: Г решии © направления,
которое, по мнению наблюдателей, являет-
	ся албанской территорией. ‘бам этот ко
	тет нашел, что есть большая доля вероят-
ности в том, чю это было именно так,
однако это недостоверно. Поэтому, — 1№080-
рит пакистанский делегат, — я считаю,
Что такое решение может сделать комитет
0б’еклом очень серьезной критики».
- И, как вы видите, пакистанский Aeaerat
He ommécs.

«Вак бы ни велика была Вероятность
чего-либо. никто не имеет права, — это
	говорит пакистанский делегат, —— обвинять
	кого-либо на основании предположений. И
	‚если мы включаем это вызажение в наши
	наблюдения, то-это, очевидно, предназна-/
чено для того, чтобы создать у широкой
публеки впечатление, что Албания имеет
— в чем мы сами не уверены-— орудия
на своей границе». .

O° ue говорит это заявление претбта-
	`вителя Пакистана? Оно говорит © ‘том, что
в одном, очень важном инциденте, кото-
‘рый, по мнению наблюдателей, давал 0с-
нования обвинять Албанию в том, чт ©
	её территории производилея  орудийный
обстрел. Греции, в распоряжении наблюда-
телей не было достоверных фактов. 9%
заявил делегат Пакистана. Именно поэтому
делегат  Пакистана предостерегал Балкан-
	скую комиссию OT неосторожного ввлюче-
ния Этого инцидента в локлалх. опасаясь, что
	В случае ВЕЛЮЧЕНИЯ 91010 ИНЦИДЕНТ Ь 20-
клад комиссия будет” скомпрометирована.

Делегат Пакистана бросил наблюдателям
и Балканской комиссии еще. более серьзз-
	ное обвинение. указывая на То, что вклю--
	чение. этого инцидента предназначено. для
тото,.-чтобы создать у. общественного мне-
	ния впечатление,.. что: Албания имеет Ha
своей границе с Грецией орудия, тогда как  .
	  Сама Балканская комиссия в этом не уверена.
`° Разва это He свилетельствует о совер-
	шенно недопустимом, порочнвом методе ра-
		бегы и групи наблюдателей, и Балканской
	комиссии?’ Разве это не свидетельствует 0.
	TOM, YT наблюдатели, и Балканская
комиссия не брезгали никакими средетва-
	-MI для Того, чтобы создать впечатление У

\бощественного мнения, . невыгодное для
Албании, чтобы, используя. даже до оче-
видности. недостоверные факты, выполнять
ту неблагодарную роль, которая навязана
Балканской комиссии ее вдохновителями и
покровителями? Разве’ не 0б этом же го-
  ворят и ‘такие факты, как изобретенная
  апглийскии  делегатом` Джекобеом формула
TAK называемых «епльных предположений»,
1 которая предназначена была для того,
чтобы придать больше достоверности про-
етым, обыкновенным догадкам, сплошь и
рядом покоящимея Ha обыкновенных обы-
вательских домыслах, не полкрепленных
‘никакими фактами. Для вящшей убедитель-
ности Джекобе, как это видно.из протокола
101-го засетания комитета, предложил вклюЮ-
	чить в ПРОТОКОЛ указание нато, что имеют- -ровку. как угодно.
	ея, мол, показания свидетелей, которые,
Жак он выразился, подтверждают «еильные
предположения» с том, что групиа партизан
прибыла в Грецию из Югославии:

- Но разве от того, что мы к слову «пред-
положения» прибавим слово «сильные»,
эти предположения перестанут быть пред-
‘положениями, догадками? Было бы лучше,
‘если бы нам показали, на чем они 0боено-
‘зываются. Тогда не нужно было бы гово-
рить и 9 каких-то «сильных предположе-
ниях», пытаясь таким образом подкрепить
	шатающиеся и неубедительные презумпции,
	которые никогда, ни при каких ‘обстоятель-
ствах не могут быть основанием для вы-
волов, особенно когла эти выводы еводят-
ся к весьма серьезным политическии  0б-
винениям.

Между тем, именно так действовала Бад-
канская комиссия. Вот почему против та-
KOTO трюка протестовал австралийский де-
легат,` который почему-то молчит тепезь.
Он тогда потребовал от Балканокой комис-
сии предоставления более убедительных
доказательств прежде, чем выразить ©в0е
согласие с этими т. н. «сильными пред-
положениями», изобретенными английским
предетавителем Джекобеом.

Удивительно ли после этого, что пред-
ставитель Австралии на 30-м заседании
подкомитета 15 февраля 1948. г. заявил
	(я цитирую, не пропуская ни одного ело-.
	ва, по русскому переводу), что «группы
наблюдателей только.и старались ‘найти
случай схватить кого-нибудь, а их опросы
	посвящены ‘единственной теме — партиза-’
нам». Это выражение «схватить кого-ни-
	пам». 9т9 выражение «схватить кого-ни-
будь» очень метко характеризует метлы
	  работы наблюдателей.
		Советская делегация внимательно слёди-
ла за прениями по настоящему вопросу:
Нельзя не отметить, что некоторые делега-
ции < усердием, достойным лучшего при-
менения, старались во что бы то ни. стало
поддержать обвинения, выдвинутые. Бал-
канской комиссией. Нри этом некоторые
делегаты: действовали настолько‘ предвзято,
необ’ектавно, пристрастно, что это не мог-
19 не броситься в глаза и не может не
вызвать протестов против такого непозволи--
тельного обращения е фактами. 910 в пер-
вую очередь относится к филиппанско-
американскому генералу Ромуло, который
совсем уже распоясалея и не щадил еил,
чтобы разыграть отведенную ему роль <
обычной своей беззастенчивоетью и раз-
вязностью. Это наде сказать особенно 9
той части его выстудления, в. которой он.
позволил себе опуститься до базарной _Dy-
гани, считая, очевадно, это наиболее удоб-
ной формой доказательства CBOCH . правоты.
Этот маленький человек, как видно, обла-
дает очень большими претензиями м боль-
шим апломбом.. Он распространяет, обычно,
вокруг себя много шума, воображая, что
он делает дело. В лействительности, он
тремит; как пустая бочка. .-..

Председатель: Господа; я знаю, что пред-
седатель елва ли имеет- большую ‘власть;
но .все-таки я’ не могу нозволить, чтобы
подвергалея оскорблению кто-либо из чле-.
нов собрания. Я: -попроту г. Вышинекого.
быть более осторожным в своих выражениях.

Вышинский: Г-н председатель, очень
жаль, что вы с такой просьбой ‘раньше не
обратились к г. Ромулб, который позволял
себе называть наши предложения ‘цинич-
ными, который. говорил, что. советская. де-
легация позволяет себе. небывалую. наг-
лость, выдвигая. евои предложения. Если:
г. Ромуло мог так говорить и вы-не сту-
Чали молотком, TO # также. буду говорить,
или совсем не буду говорить. Вы должны.
быть более лойяльным и не. позволять здесь.
наносить оскорбления советской делегации. .
Но если вы этого не сделали в свое время,
то соблаговолите мне не мешать самому. за-
щищаться против гнусных обвинений.

Я продолжаю. Эт0 о таких людях, как
Ромуло, говорит пословица: на рубль av
биции, на грош — амуниция. Стоит ли
обращать внимание на этого. господина?
Очевидно, не бтоит. °°

Перейдем к существу дела. * Hexoropere.
	Изучение 13 докладов грунны наблюда-
	  телей № 1, опросившей 90 свидетелей, по:
	казалю, что значительное количество этих
свидетелей приходится на долю гоеческих
	офиперов, в том числе одного полковника. .
	И юолдат, трех-четырех десятков предста-
	вителеи привилегированных групп наюеле-
	ния Греции, зажиточных «обиженных»
партизанами крестьян, около двух десят-
‘KOB свидетелей, показанных под номерами—
законспирированных, и двух десятков или
около этого захваченных или сдавшихся
партизан, которые, как правило, дают са-
мые общие и притом противоречивые по-
казания. По поводу этих свидетелей мы
имеем замечания самой Балканской комис-
‚сии В ее докладе А/574. Здесь, в парагра-
фе 13Т указывается на то, чю к концу
мая 19487 гола: группы ваблюления `опро-
сили`около 500 свидетелей. Из замечаний,
‘сделанных по этому поводу  комисепей,
BHAHO следующее: зв

1. Большую часть этих свидетелей прз-
доставляла наблюдателям греческая ‘служ-
Ga связи с комиссией и ‘только некоторые

из. этих свидетелей отбирались, как ropo-
	ритея в докладе, случайно. Лено, что это
были заранее подготовленные свидетели. ^

2. Эти свидетели; как правило, опра-
шивались в присутетвии греческого офи-
пера’ связи; это тоже. конечно. `имее
	очень ‘серьезное значение : для тех. KTS
	принтел в комиссию дать показания NOT:
	‚наблюдением офицера связи и’‘уйдлет” из
	этой комис ‘в оставаясь. не
этой комиссии, также оставаясь под на- i aa’ ua
: ы намек Ha
	болюдением этого же офицера связи.

3. Большинство показаний относительно
материальной помощи греческим партизанам
со стороны северных собедей Греции было
сделано сдавшимися или взятыми в плен
партизанами, которые находилиеь’ до этого
	некоторое время в руках греческих властей.
	Что означает эта фраза: «находилиеь в
руках греческих властей», легко ‘понять,
если принять во внимание еще другие зэ-
мечания Балканской комиссии, содержа-
щиеся также в ее материалах и протоко-
пах. Имеется. например, указание, что
	греческие власти этих свидетелей. находля-
	щихся в их руках, систематически морили
голодом, чтобы. понудить их давать груп-
пам наблюдения нужные ° показания.
18 февраля с. г. группа наблюдения № 2
опраптивала свидетеля, законенирированно-
о под № 18/2 (3). В протоколе говорится:

«В конце опроса свидетель сообщил, что
17 февраля, т. е. накануне Joupoeca, rpewe-
ские власти целый день его. не кормили.
Греческие офицеры, присутствовавшие при
допросе; протестовали, когда. переводчик
Перевел эти-слова группе наблюдателей».
	Это. документ: А/АС. 16/СС. 1/01 2/4,
	приложение а.

Сама Балканская. комиссия отмечает слу-
Чаи, когда свидетелей сутками морили голо-
дом, прежде чем доставить их для допроса.

Жак же можно рассчитывать Получить
	добросозестные и своболные показания от  .
	таких людей?
	ет фильм, ‘посвященный Goperenod: Hgy- - ео
Tag (nevtupeean R ен ее о делегаты пытались оспаривать ‘наше. ут-
	тии (режиссер В. [ейман, Иркутекая сту-
дия). Силой советского строя преображен
	прелде пустынный, дикий край. Якут-
	Скии ‚народ, как равный, Вошел в много-
национальную советскую семью. В ‚тундру.
пришла жизнь, там возникают города и
поселки. Векамй скрытые ‘в, недрах 69-
гатства поставлены на. службу стране,
При_ братской помощи . русского народа
якуты  побежчают суровую природу, за-
ставляют ее служить человеку, идут впе-.
ред по пути культурного развития. Запо-
минаются кадры, рассказывающие о борь-
‘б> с вечной мерзлотой. которую заставили
ототупить советские ученые. ^^

Содержательный, испотненный_ внутрен-
ней поэтичности кяноочерк“ «Учительница
Лавровская» создала режиссер  0; Подго-
рецкая (Куйбышевская студия)..

В плане Министерства Кинематографии
РСФСР. намечены фильмы 0. прелседателе
сельского Совета, о сельском агрономе и.
враче. Все это важные и нужные. темы.
Фильмы местных киностудий заслужива-
	верждение, ‘что доклад Балканекой- комис-.
сии: порочен: в-самой своей основе, что-он
страдает крупнейнтими недостатками и” что
выводы, к. которым пришел. этот’ комитет,
не соответствуют фактами должны быть
поэтому отвергнуты. Они не: отрицали: что.
	8 локлале: имеется ` намало-. ошибок: ислаже
	натяжек, а также-выводов, нес подкреплен-
ных никакими доказательствами. Ho B To:
же. время они нам говорили: вы. берете .от-
дельные факты, которые, действительно,
не выдерживают критики. Но есть хругие
факты, заслуживающие ‘внимания- и дове-
ия, и вот эти-то факты и нозволяют- по-
	ложительно отнестись к ВЕР Балкан-
-CKOH ROMMCEMH. 96.4 9 Tes
„Действительно, в локладе Балканской
	комиссии ‹ имеются некоторые факты, за-
служивающие доверия, ^ но эти факты He
имеют отношения к тем выводам, нанрав-
ленным против. албанского, _ болгарского

или югославекого правительств, к воторым
	пришла.
	алканекая комиссия в результа-

ширяют наше познание р9злины; раесека-
	SDIDBAIOT $8 наших замечательных еовремен-:
	никах, о борьбе советского народа за ло-
срочное выполнение пятилетки. № созжале-
НИЮ, фильмы Эти еще мало известны.
Кинопрокатные организации должны 006-
спечить доку ментальным. Бороткометраж-
ным фильмам доступ к массовому зрителю.
	К. ТАРАДАНКИН.
		невторяют предетавители четырех прави-
тельств — США,. Великобритании, .  Фран-
ции и Витая. Таких. фахтов, _ которые.
можно было бы положить в. основу обви-
нений, пред’являемых ‘теперь правитель-
ствам трех северных соседних c Грецией
государств, нет и никто до сих пор таких
фактов не’ назвал. Сами наблюдатели и
сама Балканская комиссия знают. эту
свою слабость и поэтому они старательно
	  обхолат наиболее скользкие места и вме-
	сто конкретных деловых замечаний и 69-
ображений ограничиваются общими: фраза-
ми и такими- формулами. которые ^ ‘здесь
уже отмечались и которые изобилуют“ та-
кими словами, как «комиссия преднола-
тает», «комисеия допуекает», «комиссия“
считает. вероятным», «комиссия исходит из
презумпции» и. т. д., ит. п. -

Вот это мы. и считаем крупнейшим. п9-.
роком, да это. так и есть в действитель-
ности. Напрасно на этот крупнейший по-
рок работы Балканской комиссии некото-
рые делегаты закрывают глаза, напрасно.
они пренебрегают всеми теми извращения-
‘MH, передержками, ложными выводами и’
ложными утверждениями, которых так
много в докладе: Балканокой комиссий и,
особенно, в тех случаях, котла’ дело: ‘идет.
о наиболее. серьезных. вопросах. ‚Не. правы
те, кто, снисходительно относясь -к этим
порокам и нёдосталкам работы Балканской
комиссии, считает, что если в докладе
можно наскрести некоторое количество бо-
лее или Менее достоверных показаний и
документов, то и дело в шляпе. -С таким
подходом в серьёзным ‘делам нельзя ми-
риться. Нельзя строить обвинительных. вы-
водов на основании догадок, предположений,
так называемых презумпций. А между тем
это является преобладающим методом 0а-
боты Балканской комиссии. И поэтому мы
говорим, что е таким методом в руках
	Балканская комиссия не `могла справиться
	0 своей задачей сколько-нибудь успешно,
H она действительно в этой задачей‘ не”
справилась. 05’ этом с. полной убедитель-
ностью. говорят такие материалы; как, на-
пример, протоколы заседаний вомиесии,
раскрывающие в полной мере,. как шла ра-.
бота комиссии. и какие крупные дефекты.
векрывались в этоЁ ее’ работе. т

Я обращаюеь к этим фактам. Вот перед
нами протокол 45-го заседания комитета
4 марта, когда обсуждалось греческое сд-
общение о помощи греческим партизанам
во стороны Югославии. Я имею в виду ло-.
кумент под номером. `А/АС. 167/144. На.
этом заседании представитель Аветралии
Глэшин заявил, — я цитирую: ‹...Из-трёх:
свидетелей, показания которых фигуриру-
ют в греческом документе, только один
заявил, ч№ видел, как минометы вели
огонь © югославской территории, да и то
это было НОЧЬЮ. Представленные доказа-
тельства, — говорит г. Глэшин, — и Я.
прошу на это обратять внимание, это _не
мои выводы, это не мое заключение, STO .He.

Быставка польского народноло . искусства”
и художественных ремесел. _
	свидетельствуют ‘© высоком художеетвен-
HOM уровне’ кустарной : шомышыенности,
развитию которой молодая. Нольекая Рес-
публика ‘уделяет самое арен BHH-
мание.. .

На открытии выставки присутствовали
крупные советские художники, старшего в
среднего поколения, общественные деятели
столицы, ответственные сотрудники МИД
СССР, писалели, ученые, ° искусствоведы,
состав посольства Польской Республики
‘во главе < Чрезвычайным и Полномочным
Послом Польши в СОСР- г-ном: М. Нашков-
ским, дипломатический корпус, предетави-
тели советской и иностранной печати,
	Заместитель прелселателя Комитета по.
	делам искусств при Совете Министров СССР
Ф. И. Калошин, председатель правления
BORC профессор А. Денисов и Посол
Польши в СССР г-н М. Нашковский обменя-
лись речами, в которых подчеркнули’ ог-
ромное значение открывитейся ` выставки
для дальнейшего развития братской, друж-
бы и укрепления культурных связей меж-
ду народами демократической Польши и
Советекого Союза.
  (ТАСС).
	`В залах Академии художеств СССР вче-
ра открылась выставка произведений поль-
ского народного искусства и. художествен-
ных ремесел; организованная Комитетом по
‘делам искусств при. Совете Министров
CCCP в Всесоюзным обществом - вультур-
ной связи с заграницей (ВОВС).

`Выставаено около 600 экспонатов, даю-
щих яркое представление о творческих си-
лах народа освобожденной,  демократиче-
ской Польши, о самобытности ее культу-
ры, 9 ролниках талантов, _ROTOPEIME бога-
ты польские. народные массы;

“Ha выставке показаны красочные тка-
НИ, вышивки и.кружева тончайшей ажур-
ной работы, напиональная одежда: и обувь,
сочная живопись Ha полотне и стекле,
ювелирная резьба по дереву. затейливо й
мастереки. сделанные апликации из бума-
ги, которыми” польские крестьяне укра-
шают стены своих домов, хуложествонная
керамика и многое другое. ‹

В разделе художественных ремесел пред-
ставляют большой интерес ценные. коллек-
ции ковров, замечательные. ткани, плете-
ные изделия из соломы`и ивовых пруть-
ев, куклы, игрушки и т. д: Все экспонаты
	В докладе № 5 группь наблюдения.
	№ 3 отмечает, что, опрашивая захвачен-
‘ных в паен партизан, эта группа наблю-
‘дения имела дело с людьми, ‚которые Ждут
смертной казни.

Имеется немало фактов, “которые ‘при:
ведились уже в других случаях на 3ace-
даниях разных органов организации 06°6-
‘диненных. наций, показывающих, ч10 з8-
‘хваченные в’ плен `и приговоренные к
емертной казни являются весьма удобны-

BAX показаний, какие выгодно и желатель-
но получить допрашивающим их властям.
° Филиппинекому генералу следовало бы
обратить внимание на эти факты, если
он способен обращать на что-нибудь вни-

мание. В ‘связи с этим я хотел бы поста-
вить следующий вопрос:

В выволах Балканокой комиссии гово-
	PHTCH, KAR MEY BHICIH, 06 ответственности
	Албании, о том, что «установлена ответ-
ственность Албании». Но возникает’ за-
конный Bompoc: чт ‘значит это выраже-
ние — «установлена ответственность Ал-
‘бании?» Чья именно ответственность?
Албанского правительства? `Албанеких
	гражданских властей ` того. или иното по-
граничного района? Албанских военных
властей? Пограничной охраны? Я спраии-
	ваю: чью ответственность, в сущности го
вотя, имеет в виду почтенная Балканская
	Комиссия, когда она заявляет, что «уста-!
	новлена ответственность Албании!» И, на-
вонеп, на каких же именно доказатель-
ствах «установлена» эта ответственность?

06 этом Балканская комиссия ничего
не говорит, ограничиваясь общей и притом
столь расплывчатой формулировкой, кото-
рая предоставляет полному произволу каж-
	лого толковать эту формулу или дормули-
	Между тем, этот вопрос
	чаи нарушения ‘границы. северных соседей.
Греции греческими войсками, что, по мае
нию-комиссии, легко: об’яенить условиями,
в которых находятся греческие: войска: Но.
разве не в аналогичных. условиях, или.
еще более трудных, находятся. партизаны

ские вооруженные силы? Е
	Без эти обстоятельства принесли серьез=
ное смущение некоторым делегациям и, в
частности, австралийской и пакистанской,
Мы вадим, что это смущение австралий-
ская делегация выразила в содержащейся.
на 34 странице: дополнительного доклада»
(хокумент A/644) ``следующем заявлений»

«Делегация Австралии придерживается: то=
	го мнения, что в этих условиях было бла=_
горазумнее не делать пока никаких реко*
мендаций и оставить задачу отыскания ре.
шения Генеральной Ассамблее». а
	Вот осторожный ‘подход двух об’ектив
ных людей, которые видят в докладе Бал
канекой комиссии путаницу, такой слож-
ный Клубок. ‚противоречий и ‘взаимно.
исключающих друг’ друга данных и гово
DAT, что при таких условиях было бы блаз
горазумнее. воздержаться от того, чтобы рез `
комендовать то, что вы здесь рекомендуете,
	(Продолжение следует).
	Возвращение советских легкоатлетов из Польши’
	_Вчера в Москву из Польши возврати-
лись советские легкоатлеты. Они принима-
ли участие в соревнованиях, проводивших-
ея в Польше в связи с месячником поль-
ско-советской дружбы. а

Выступления советских cropresenos B
	Новые

С. М. Киров о социалистическом
преобразовании сельского ‘хозяйства в Ле-
нинградской области. Газетпо-журнальное
и книжное издательство, ^ Ленинград,
1948: г., стр. 223. Тираж 6.000. Цена 5.7.

Г. Н. КУПРИЯНОВ — Карело-Финская
Советсная Социалистическая _ Республика.
Госузларетвенное.. изд-во .. Кареле-Финской
ССР. Петрозаводск. 1948-г., стр. 90. Ta-
pam 15.000. UL. 2 p.
	А БОРИСОВ — Метовы работы тонаря-
	Г. С. Борткевича. Под редакцией инж.
А. Н. Оглоблина, _Газетно-журнальное 2
	Варшаве, Вроцлаве, Гданьске и Катовицах
прошли с- большим успехом: Они ‘привлек-
ли более 200 тысяч зрителей. В зворев-
	‘Нованиях с сильнейшими легкоатлетами
Польши советские физкультурники одержа-
	‘ли.более 60-побе: =: о (1460),
	книги
	‘книжное излательство. Ленинград, 1948 г.,
	стр. 45. Тираж. 5.090. Ц. 1 р.

В брошюре освещен опыт токаря-нова-
тора  станкостроительного завода имени
Сверлловз —= зачинателя скоростной: обра-
	ботки металлов резанием.

ПАША АНГЕЛИНА — Люди колхозных
полей. Профиздат’ Москва, 1948 гь, сто.
155: Тираж 15.000. Ц. 3 р. 50 к.

Зпатная тракуористка страны рассказы-
вает в книге ‘о своей работе и работе” сво-
их подруг, © радости труда на колхозных
полях: >