ВОСЦРЕСЕНЬЕ 7 НОЯБРЯ 1948 г. № 265 (3735)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Поклал В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1948 года
	Товарищи,
	На новом под’еме
	Октябрьская революция положила начало крушению
системы капитализма, но на протяжении почти трёх
десятилетий Советский Союз был единственной стра-
ной социализма. После второй мировой войны от ка-
	питализма отпали такие страны Европы, как Польша,
Румыния, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Албания,
Югославия. Гигантскими шагами продвигается вперед
народно-освободительное движение в зависимых и
колониальных странах. Несмотря на все препены, де-
мократические силы растут и закаляются в борьбе
с силами реакции в странах капитализма. Всё больше
растёт международный авторитет СССР, как главно-
го оплота демократического и ангиимпериалистиче-
ского лагеря, противостоящего лагерю империализма
и агрессии.
	Под великим знаменем Ленина — Сталина наш
народ идёт вперёд, с удовлетворением оглядываясь на
пройденные годы героической борьбы и славных
побед, полный уверенности в своём будущем.
	страдали от войны в неизмеримо меньшей степени,
чем СССР и чем государства новой демократии.
	В Соединенных Штатах: Америки промышленность
сейчас не имеет и 80 проц. от уровня 1943 года,
когда она, питаясь огромными военными заказами,
достигла своего наивысшего уровня. Несмотря на
это, прибыли американских акционерных компаний
продолжают расти. Если в 1939 году эти прибыли
составляли 6,4 миллиарда долларов, а в разгар вой-
ны они превышали 24 миллиарда долларов за год, то
в прошлом году прибыли американских монополий
достигли почти 30 миллиардов долларов. С другой
стороны, заработная плата американских рабочих за
последние годы резко отстает от роста цен, что
означает значительное ухудшение положения рабоче-
го класса. Если по официальным сообщениям число
безработных в Соединенных Штатах лишь едва пре-
вышает два миллиона человек, что по многим дан-
ным преуменьшено по крайней мере в три раза, то
количество полубезработных, работающих. неполную
неделю, даже по официальным данным, достигает
уже свыше восьми миллионов человек.
	Или возьмите Францию, где положение рабочего
класса привлекает всесбщее внимание. Реальная за-
работная плата франиузских рабочих, ввиду повы-
шения цен на товары, упала за послевоенные голы
в два раза. Из опубликованных данных стало извест-
но, что в первом полугодии этого года прибыли
французских капиталистов составляли 43 проц. от
всего национального дохода Франции, а Заработная
плата рабочих и служащих только 39 проц. этого на-
ционального дохода. Эти данные показывают,” что
прибыли французских капиталистов значительно пре-
	зошают всю сумму заработной платы, полунаемой
всеми рабочими и служащими Франции.
	В то время, как под’ем нашей промышленности
целиком основан на наших внутренних ресурсах и
трудовых усилиях советских людей, в капиталисти-
ческих странах Европы всё строится на расчетах по-
лучения кредитов от «американского дядюшки».
	Всем известна шумиха вокруг «плана Маршалла»
в Европе. Этот план рекламируется как спасительное
дело для послевоенного восстановления европейской
экономики. Если послушать некоторых английских
или французских государственных деятелей, то без
американских кредитов по «плану Маршалла» будто
бы невозможно обеспечить экономическое восстанов-
ление стран Европы. Однако, американские доллары,
которые в этом году потекли в карманы европейских
капиталистов по кредитному плану США, не дали на-
стоящего под’ема промышленности в странах капи-
талистической Европы. Они и не могут дать этого
под’ема, так как американские кредиты предназначе-
ны не для того, чтобы восстанавливать и поднимать
конкурирующую с Соединенными Штатами Америки
промышленность европейских государств, а для того,
чтобы обеспечить более широкий сбыт американских
товаров в Европе, и чтобы поставить эти государства
в экономическую и политическую зависимость от гос-
подствующих в Соединенных Штатах капиталистиче-
ских монополий и их агрессивных планов, не счи-
таясь с интересами самих народов Европы.
	В отличие от этого послевоенное восстановление
н под’ем промышленности в СССР не находится в
зависимости от каких-либо капиталистических стран
	всецело служит удовлетворению нужд своего
народа.
	Как промышленность, так и сельское хозяйство Со-
	ветского Союза вступило в пернод нового мощного
пол’ема.
	Бот некоторые факты.
	на имя товарища Сталина, которые опубликованы в
нашей печати. Несмотря на засуху на большой тер-
ритории Поволжья, план хлебозаготовок в этом году
успешно заканчивается выполнением. Целый ряд об-
ластей и краев сдали государству хлеба значительно
больше, чем в прошлом году, и больше, чем они сда-
вали в ловоенные годы. Достаточно сказать, что в
этом году сдано больше хлеба, чем в прошлом году
по Украине на 131 миллион пудов, по Северному
Кавказу на 77 миллионов пудов, по Сибири на
40 миллионов пудов. Теперь не только полностью
обеспечено текущее снабжение населения хлебом. но

и созданы необходимые государственные запасы на
будущее время.
	В целях ускорения дальнейшего под’ема сельского
хозяйства,—зерна, хлопка, свеклы и других культур,
а также создания кормовой базы для всестороннего
под’ема животноволства, государством  развертыва-
ются широкие мероприятия по повышению агротех-
нической культуры в колхозах и совхозах, по снаб-
жению минеральными удобрениями и всеми нужвы-
ми машинами. При поддержке государства колхозы
смогут теперь поднять все отрасли общественного
животноводства при одновременном повышении его
продуктивности. Сельское хозяйство получит в этом
году от государства в три раза больше тракторов,
в два раза больше автомобилей, в два раза больше
сельскохозяйственных машин, чем в довоенном
1940 году. Государством проводятся всё новые и но-
вые мероприятия, чтобы всемерно поднять тех-
ническую базу сельского хозяйства, облегчить труд
колхозников и повысить производительность их
труда.
	Б этом году особенно широко развернулось сорев-
нование в колхозах и совхозах, что является заслугой,
прежде всего, наших партийных организаций. Одно-
временно с этим колхозы стали успешнее вести борьбу
€ лодырями и дезорганизаторами колхозного труда,
а это будет способствовать дальнейшему улучшению
организации колхозного производства и пол’&му благо-
состояния колхозной деревни. Прошлогоднее решение
Правительства о наградах за большие успехи в сель-
ском хозяйстве сыграло важную роль в под’&ме социа-
листического соревнования в деревне, Мы имеем
теперь тысячи Героев Социалистического Труда в кол-
хозах, а также среди работников совхозов. Десятки
тысяч колхозников и колхозниц награждены орденами
и медалями за большие достижения в сельскохозяй-
ственном труде. В этом году принято решение повы-
сить требования к тем, кто будет впредь награждаться
Правительством за свои успехи в земледелии, живот-
новодстве и в овладении сельскохозяйственной техни-
кой. Можно не сомневаться в том, что ряды на-
гражденных не только не сократятся, а ешё больше
увеличатся в этом году. За это говорит размах сорев-
нования и растуший трудовой под’&ём в колхозах.
	Бсего несколько дней назад опубликовано принятое
по инициативе товарища Сталина Постановление
Партии и Правительства «О плане полезащитных лесо-
насаждений, внедрення травопольных севооборотов,
строительства прудов и водоёмов для обеспечения
высоких ин устойчивых урожаев в степных и лесостеп-
ных районах европейской части СССР». Поставлена
цель так использовать имеющийся большой практиче-
ский опыт и достижения сельскохозяйственной науки,
чтобы колхозы и совхозы степных и лесосгепных рай-
OHOB, вооруженные передовой техникой, в течение
ближайших лет сделали существенный скачок в даль-
нейшем развитии земледелия и животноводства. При
этом особое Значение придаётся освоению травополь-
ной системы земледелия и организации в широких
размерах работ по полезащитному лесонасаждению.
Осуществление этого грандиозного государственного
плана, принятием которого об’явлена война засухе и
неурожаям в степных и лесостепных районах евро-
пейской части нашей страны, выведет наше сельское
хозяйство на прямой путь высоких и устойчивых уро-
жаев, сделает труд колхозников высокопроизводитель-
ным и во многом поднимет экономическое могущество
Советского Союза. Наша уверенность в осуществление
этого исторического плана великих работ гозорит
о том, насколько быстро растут наши силы, наши
успехи и наши возможности, когда мы идём по пути,
указанйому Коммунистической Партией, Великим
Сталиным. (Бурные аплодисменты).
	В соответствии с возникшими более сложными зада-
чами руководства народным хозяйством перед нами
встали новые задачи в области государственного пла-
	нирования, организации матернального снаожения,
внедрения передовой техники во все отрасли хо-
зяйства.
	Б деле планирования народного хозяйства приобре-
ли особое значение вопросы координации и ускорения
под ёма отдельных отраслей производства. Как извест-
но, планы производства и строительства составляются
теперь для предприятий, исходя из прогрессивных
технико-экономических норм использования оборуло-
вания и материалов, что способствует ускорению
под’ёма промышленности, транспорта и других отра-
слей народного хозяйства. Контроль за исполнением
планов имеет целью не простое достижение общей
суммы валовой продукции, но и обязательное выпол-
некие заданий по основной номенклатуре, ассортимен-
ту и по улучшению качества продукции.
	От правильной организацин дела материального
снабжения, создання нужных материальных резервов
и экономного использования государственных ресур-
сов во многом зависят темпы под’ема нашего хо-
зяйства. При теперешнем огромном размахе произ-
водства и строительства четкая организация снаб-
жения и контроль за соблюдением установленных
норм расходования материальных ресурсов имеют
для государства важнейшее значение.
	Ускорение механизации трудоемких работ и внед-
рение передовой техники во все отрасли промышлен-
ности, транспорта и сельского хозяйства всегда счи-
талось важнейшим делом большевистской партии. В
связи с нашими хозяйственными задачами товарищ
Сталин говорил: <... механизация процессов труда
является той НОБОЙ для нас и РЕШАЮЩЕЙ `си-
лой, без которой невозможно выдержать ни наших
темнов, ви новых масштабов производства». Наши
возможности в этом деле в огромной степени вы-
росли. Промышленность Советского Союза может
	теперь производить любые машины, причем размеры
машиностроения уже далеко превзошли довоенный
уровень. Действующий парк станков в нашей стране
значительно увеличился по сравнению с 1940 годом
и в короткий срок может быть еще больше увели-
чен. Планомерное внедрение передовой техники во
все отрасли народного хозяйства является могучим
рычагом в деле дальнейшего увеличения мощи Со-
ветского государства.
	Важнейшим мероприятием, осуществленным в на-
шей стране после 30-ой годовщины Октября, было
проведение денежной реформы одновременно с от-
меной карточной системы снабжения населения и.
установлением единых сниженных государственных
цен на промышленные и продовольственные товары.
Это решение помогло быстро ликвидировать отрица-
тельные последствия излишка денег в обращении,
образовавшегося в период военного времени, и соз-
дало благоприятные предпосылки для ускорения
под’ёма народного хозяйства. В: результате снижения
государственных розничных цен на продовольствен-
ные и промышленные товары и последовавшего вме-
сте с этим снижения цен в кооперативной торговле и
на колхозном рынке, покупательная способность руб-
ля повысилась в два раза. Вследствие этого, а так-
же в связи с ростом денежной зарплаты, реальная
заработная плата рабочих и служащих по сравне-
нию с прошлым годом поднялась более, чем в два
раза. (Продолжительные аплодисменты).
	Таким образом, денежная реформа и государст-
венные мероприятия в области улучшения торговли
во многом способствовали повышению материально-
го уровня жизни рабочих и служащих.
	Проведение этих мероприятий стало возможно уже
через два года после окончания войны, когда вторг-
шиеся фашисты причинили нашей стране неслыхан-
ные бедствия и разорение. Этот факт демонстри-
рует перед всем миром, какими громадными силами
и внутренними возможностями располагает Совет-
ское государство.
	Бместе с тем, после отмены карточной системы
снабжения встали во весь рост новые задачи в 0б-
ласти советской торговли, как в городе, так и в де-
ревне. Необходимо всё сделать для того, чтобы все-
мерно расширить производство предметов широкого
потребления и улучшить качество и ассортимент этой
продукции, а также улучшить обслуживание потре-
бителя со стороны торговых организаций — rocy-
дарственных и ксоперативных.
	С другой стороны, полностью обеспечить положи-
тельные результаты денежной реформы мы можем
только в том случае, если будем во всём соблюдать
режим экономии, не допускать излишеств, беречь со-
ветскую копейку. Сознание важности этих простых

задач проникло теперь в самые широкие круги со-
ветских людей.
	В текущем году родилось новое патриотическое
движение в рабочих массах — движение за мобили-
зацию внутренних резервов, 3a рентабельную работу
предприятий, за сверхплановые накопления. Общая
сверхплановая экономия от снижения стоимости про-
мышленной продукции составила за девять месяцев
этого года свыше 4-х миллиардов рублей. Развернув-
шееся соревнование позволяет надеяться, что к концу
года эта сумма сверхплановых накоплений увели-
чится, по крайней мере. в полтора раза. Соревнование
в этом деле ведёт вместе с тем к лучшему использо-
ванию машин и всего оборудования на предприятиях
и содействует лучшей организации производства, что
заслуживает поощрения со стороны всех наших руко-
водящих органов. Это движение, охватившее многие
тысячи предприятий страны, приобрело общенарод-
ное значение по инициативе коммунистической орга-
низации и трудящихся нашей столицы — Москвы,
которая и на этот раз оправдала данную ей
товарищем Сталиным высокую оценку как «знаме-
носца новой, советской эпохи». (Продол житель-
ные аплодисменты).
	Мы живём в такое время, когда наши рабочие,
служащие и крестьяне-колхозники по всей стране
участвуют в социалистическом соревновании. Теперь
нет ни не должно быть таких фабрик и заводов или
колхозов, которые не участвовали бы в соревновании
или не стремились бы увеличить число соревнующихся
внутри предприятия, внутри колхоза. «Соревнование
есть коммунистический метод строительства соцниа-
лизма» по выражению товарища Сталина. И вот мы
видим, что этот коммунистический метод стронтель-
ства социализма стал уже достоянием всей массы
трудящихся нашей Родивы. Это такое великое завое-
	вание Октябрьской Революции, которое нельзя пере-
оценить.
	Бессмертный Ленин говорил:

«Социализм не только не угашает соревнования, а
напротив, впервые создает возможность применить
его действительно ШИРОКО, действительно в МАС-
COBOM размере, втянуть действительно большинство
трудящихся на арену такой работы, где они могут
проявить себя, развернуть свои способности, обнару-
жить таланты, которых в народе — непочатой родник
	MH
в которые капитализм мял, давил, душил тысяча
и миллиснами.
	Наша задача теперь, когда социалистическое пра-
вительство у власти, — ооганизовать соревнование».
	Ленин говорил дальше:

«Широкое, поистине массовое создание возможно-
сти проявлять предприимчивость, соревнование, сме-
лый почин является только теперь. Каждая фабрика,
где выкинут вон капиталист или хотя бы обуздан на-
стоящим рабочим контролем, каждая деоевня, где
выкурили помещика-эксплуататора и отобрали его
землю, является теперь, и только теперь, поприщем,
на котором может проявить себя человек труда, мо-
жет разогнуть немного спину, может выпрямиться,
может почувствовать себя человеком. Впервые после
столетий труда на чужнх, подневольной работы на
эксплуататоров является возможность РАБОТЫ НА
СЕБЯ, и притом работы, опирающейся ка все завоева-
ния новейшей техники и культуры».
	(Продолжение на 3-й стр.).
	Сегодня мы празднуем 31-ю годовщину Социали-
стической революции в нашей стране, °
	Трудящиеся Советского Союза встречают эту годов-
щину Великого Октября славными победами третьего,
решающего года послевоенной пятилетки. Ширится и
крепнет социалистическое соревнование в рабочем
классе, среди колхозного крестьянства, в рядах совет-
ской интеллигенции, с каждым днем умножая успехи
народов СССР в деле строительства коммунизма.
Творческие усилия советских людей направлены на
осуществление великих планов под’ёма промышлен-
ности и сельского хозяйства небывалого размаха и
значения. На наших глазах растет экономическая
мощь Советского Союза. идёт неуклонный под’ём ма-
тернального благосостояния нашего народа. Всё боль-
ше крепнет дружба народов СССР, окрыленных совет-
ским патриотизмом, проникнутых безграничным дове-
рием и любовью к Сталинскому руководству нашей
страной.
		В основе всей работы нашего народа после победо-
носного окончания Великой Отечественной войны  ле-
жат известные указания товарища Сталина:
	«Закончив войну победой над врагами, Советский
Союз вступил в новый, мирный период своего хозяй-
ственного развития. В настоящее время перед совет-
ским народом стоит задача — закрепив завоеванные
позиции, двинуться дальше вперёд к новому хозяй-
ственному под’ёму. Мы ве можем ограничиваться за-
креплением этих позиций, ибо это привело бы к за-
стою, — мы должны двинуться дальше вперёд, чтобы
создать условия для нового мощного под’ёма народ-
ного хозяйства. Мы должны в кратчайший срок
залечить раны, нанесённые врагом вашей стране, и
восстановить довоенный уровень развития народного
хозяйства с тем, чтобы значительно превзойти в бли-
жайшее время этот уровень, повысить материаль-
ное благосостояние народа и еще больше укрепить
военно-экономическую мощь Советского государ-
ства».
	Теперь все видят, что советские люди успешно
осуществляют эту Сталинскую программу прочного
закрепления завоеванных позиций и дальнейшего
движения вперед, к новому хозяйственному под’ему.
	Если план первого года послевоенней пятилетки
не был полностью выполнен, поскольку в первый
послевоенный год много сил ушло на перевод npo-
мышленности с военных рельс на рельсы мирного
развития, а также ввиду возникших дополнительных
трудностей в свази с засухой и неурожаем 1946 го-
да, то уже во второй год пятилетки положение
улучшилось по всему хозяйственному фронту. В
1947 году наша промышленность не только выпол-
нила, но и значительно перевыполнила свой годовой
план. В результате этого был полностью выполнен и
общий план двух первых лет послевоенной пятилет-
ки. Большим достижением советского народа был
тот факт, что уже в конце прошлого года наша про-
мышленность поднялась до уровня довоенного, 1940
гола.
	При таком положении решающее значение для
выполнения послевоенного пятилетнего плана имеет
нынешний, третий год пятилетки. От успехов нашей
работы, от работы партийных организаций, профсою-
зов, комсомола зависит выполнение всей пятилетки
и, что особенно важно, возможность её досрочного
выполнения. А мы знаем, что идея досрочного вы-
полнения пятилетки глубоко проникла в сознание ра-
бочего класса.
	Еще в прошлом году рабочие и работницы Ленин-
града обратились к рабочим и работнинам всей
страны с призывом выполнить пятилетку в четыре
года. Этот призыв нашел широчайший отклик. Мы
добились того, что‘ в первом квартале текущего го-
да не было обычного снижения выработки промыш-
ленной продукции по сравнению с последними меся-
цами предшествующего года. В этом году наша
промышленность из квартала в квартал идет с пере-
выполнением установленных заданий. За первые де-
вять месяцев валовая продукция промышленности
дала прирост в 27 проц. против соответствующего
периода прошлого гола. Один этот факт говорит о
том, как быстро идет послевоенное восстановление
и экономический под’ём нашего государства. Об
этом. же свидетельствует и тот факт, что в те-
кущем году наша промышленность идет на Ta-
ком уровне, который на 17 проц. выше довоенного,
1940 года. (Аплодисменты).
	Вместе с восстановлением и POCTOM промышленно-
сти идет под’ем материального благосостояния  ра-
бочего класса. Фонд заработной платы рабочих и
служащих в этом году почти в два раза превышает
фонд заработной платы 1940 года. Идет широкое
жилищное стрентельство, строительство школ, боль-
ниц, домов отдыха, культурных учреждений. Приня-
тая в пятилетнем плане широкая программа улучше-
ния быта трудящихся и условий их труда успешно
осуществляется.
	Разумеется, мы не будем успокаиваться на до-
стигнугых успехах. Мы не забудем также о том, что
ряд отраслей тяжелой и легкой промышленности, где
до сих пор сказываются разрушительные последст-
вия военного периода, еще не достигли довоенного
уровня и еще нередко не ведется должной борьбы
за улучшение качества промышленной продукции.
Вместе с тем, имеющиеся достижения позволяют нам
ускорить под’ем отстающих отраслей промышленно-
сти и обеспечить досрочное выпелнение послевоен-
ной пятилетки промышленности. Партия зовет нас
вперед, — еще лучше организовать и развернуть на
предприятиях и в колхозах планомерную борьбу за
выполнение пятилетки в четыре года.
	В Советском Союзе имеет место общий и неуклон-
ный пол’ем промышленности, которой руководит со-
циалистическое государство. Теперь на этот путь
встали также страны народной демократии. Этого
нельзя сказать о странах капитализма, хотя они по-
	В этом году валовой сбор зерновых культур уже
достиг уровня довоенного, 1940 года. Мы достигли
этого, несмотря на то, что посевные площади еще
не дошли до довоенного уровня и еще не возмещены
в сельском хозяйстве те тяжелые потери в тракторах
и сельскохозяйственных мащинах, которые имели ме-

сто во время вражеской оккупации. Тем большее
	значение имеет тот факт, что в результате более
правильного использования имеющейся техники и зна-
	чительного улучшения организацин труда колхозни-
ков и колхозниц, урожайность зерновых культур в
этом году превысила урожайность довоенного, 1940
года. Теперь мы хорошо знаем, что наши главные
задачи в земледелии заключаются в том, чтобы
добиться дальнейшего повышения урожайности
зерновых, а также других сельскохозяйственных
культур.
	Бсем известно, насколько успешным был ход хле-
бозаготовок в этом году, чему наше Правительс гво
всегда придавало важнейшее значение Развернув-
чееся соревнование между областями и районами,
а также между республиками, дало серъезные резуль-
таты. Вы знаете об этом по многочисленным висьмам