СУББОТА, 13 НСЯБРЯ 1948 г. № 26$ (9793)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		~

5. 1

ing AA Зы

*
	сапретить атомное оружие, сократить на одну треть вооружения
	января или к более полной, развернутой
резолюции на эту же тому от. 14 декабря
1946 года, то вы убедитесь, что там нет
вообще никаких предварительных уело-
Buk. Следовательно, представитель Вели-
кобритании созершенно произвольно вы-
двинул новые условия, как, например,
«мирноз урегулирование е Германией».
Мы, однако, примем этот вызов. Пусть
будет так. Пусть для того, чтобы завое-
вать и укрепить междуналюдное доверие,
действительно нужно мирно урегулирю-
вать вопросе © Германией. Ho как же
заееь обетоит дело? г
	Известно, что еще в ноябре 1947 гола
советский министр иностранных дел В. М.
Молотов внес в Совет министров иностран-
ных дел в Лондоне во время Лондонской
сессми предложение советской делегации 9
мирном урегулировании германского вопро-
са, о мирном урегулировании с Германией.
Можно было бы напомнить, что в советских
предложениях по этому вопросу, внесенных
в Совет Министров Иностранных Дел в
ноябре 1947 года в Лондоне, говорилось:
«...Руководетвуясь ранее принятыми сов-
местными ремениями наших правительетв,
Совет министров пностранных дел должен
признать неотложность, поскольку это ка-
сается Европы, ‘необходимости приступить
в подготовке мирного договора с Германией .
и расемотреть при этом как вопросы, отно-
сящиеся к процедуре подготовки мирного
договора с Германией, так и основные воп-
роеы самого мирного договора».
	Факт это или не факт? Факт, который
нельзя опровергнуть, факт, который гово-
PHT 0 TOM, что советекое  правительетво
год тому назад вносило в Совет министров
иностранных дел в Лондоне предложение,
которое я сейчас огласнл, по мирному уре-
гулированию с Германией. В силу этого
‘советская делегация предлагала в первую
очередь рассмотреть такие основные вопро-
сы, относящиеся к подготовке мирного ло-
товора с Германией, как вопросы об обра-
зования общегерманского демократического
правительства, о созыве мирной конфефен-
ции для рассмотрения проекта мирного до-
говора с Германией и 0б основных дирок-
тивах для выработки мирного договора, с
Германией.

А вакова была судьба этого советского
предложения? Судьба его была такова: это
предложение былое отклонено по инициа-
тиве Соединенных Штатов Америки и Ве-
ликобритании. Если предетавители Великс-
британии считают, что мирное урегули-
рование с Германией является одним из
важных ‘условий, способных обеспечить
международное доверие, то должно быть
яеным, что удар по международному лове-
рию нанесли именно предетавители трех
правительств в Совете министров иноет-
ранных дел, отклонившие советские пред-

ложения о мирном  дотоворе © Германией.
	Что же получается? Мы вносим предло-
жение о мирном урегулировании © Герма-
нией; его отклоняют. Теперь, через год,
нам говорят: Если бы вы сделали шаг по
направлению к мирному урегулиоованию
с Германией, то тотда международное до-
верие окрепло бы. Но мы сделали этот
шаг; мы внесли соответствующий доку-
мент. А вы какой шаг сделали? Toman
ли вы навстречу этому предложению? Со-
гласились ли вы с этим  предложени-
ем? Нет, вы отклонили его. Какое же вы
имеете право говорить 0 том, что нельзя
принять советское предложение о совра-
щении вооружений, потому что нет меж-
дународного доверия, & международного
доверия нет потому, что нет мирного уре-
гулирования с Германией, и что Советский
Союз должен был сделать в этом направ-
лении какие-то шаги, тогда как Co-
ветский Союз уже год тому назад сделал
эти самые шаги?
	Если вы считаете, что без такого уело-
вия нет международного доверия, то вы
должны нести ответетвенность за то, что
нет этого международного доверия, ибо. от-
клонив советские предложения о мирнау
урегулировании е Германией, вы тем са-
мым подорвали то международное доверие,
0 котором вы здесь лицемерно вздыхаете.

Английский делегат заявил далее, что
стоило бы только юоветскому правитель-
CTBY соглаюнться яредставить, хотя бы в
общих чертах, сведения о своих вобу-
женных силах и вооружениях, как уже
сделан был бы большой шаг в направлении
укрепления международного доверия. Же-
лая блеснуть своей проницательностью,
английский представитель к этому лобя-
BHI, ЧТо советское правительство, конеч-
но, не сделает такого шага и, конечно, от-
вергнет такое предложение.

Увы, наш предсказалель и злесь прова-
Лилел, так как советское правительетво
совершенно ясно и отределенно заявило и
это заявление облекло в конкретное прел-
ложение, включенное в проскт советской
резолюции, что международному контроль-
ному органу должны быть предетавлены
всеми пятью государствами, а следоза-
тельно, и Советевим Союзом, полные офн-
циальные сведения о вооружениях и восру-
жеонныхх еилах.

Но допустим, что прав представитель
Великобритании, который говорил, что ето-
пло бы только Советскому Союзу дать ©о-
тласие на пред’явление всех своих данных
0 вооружениях и вооруженных силах, как
был бы ‹делан большой шаг вперед. Мы
согласны прелетавить эти сведения. Мы
00 этом не только сказали с трибуны, ко
мы затисали это в проект нашей резолю-
ции. Эналит, отнедает иепятствие к то-
		  му, чтобы принять наше плеллежение.
	таком. случае, MOMENY же вы его не при-
нимаете?

Не ясно ли, чт0 910 ОПЯТЬ-ТаЕЯ ТОЛЬКО
отговорка, предназначенная дая того, чта-
бы прикрыть свое нежелание осуществлть
сокращение вооружений, как это -прелла-
тает советекая делегация.
		(Продолжение следует).
	и BOODY:

ен]
	ые силы пяти великих держав
		(Продолжение. Начало см. «Известия»
от 12 ноября).
	Советская делегация уже обращала внн-
уание на те положення в Уставе органи-
зации 0б’единенных наций и, в частноети,
на статью 11 Устава, которая уполномо-
чивает Генеральную Аесамблею рассматри-
вать общие принципы сотрудничества в
деле поддержания международного мира и
безопасности и, в том числе, принципы,
определяющие разоружение и регулирова-
ние вооружений. Устав организации 05’-
единенных наций, предусмотрев создание
военно-штабного комитета при Совете бе-
зопасности, также отнес к его компетен-
ции, как это видно из статьи 47 Устава,
н вопросы регулирования вооружений и
возможного разоружения. Нельзя также за-
бывать и о такой важной статье Устава,
каБ статья 26, где говорится, что в це-
JAX содействия поддержанию междунарот-
ного мира и безопасности © наименьшим
отвлечением мировых людеких сил и эка-
номических ресурсов для дела вооружения
Совет безопасности несет ответственность
за формулирование планов создания си-
стемы регулирования вооружений.

Мы видим, таким образом, что Устав
организации 0б’единенных наций стават
вопрос о регулировании и сокращении во-
оружений в широком плане военно-полити-
ческих и политико-экономических  меро-
приятий. Устав призывает к наименьыие-
му отвлечению мировых людских сил и
экономических ресурсов для дела воору-
жения. Устав призывает не только к сок-
ращению вооружений, но нк возможному
разоружению, ставя перед организацией
0б’единенных наций далеко илущие пели,
осуществление которых было бы достиже-
ниеи такого прогресса, который означал
бы вступление человечества в новую эпо-
ху своей нетории.

В этой связи приобретает особенное зна-
чение и резолюция Генеральной Ассамблеи
от 14 декабря 1946 года. Этой резолюцией
организация 0б’единенных наций сделала
гюмадный шаг вперед по пути практиче-
ского осуществления таких задач, как за-
прещение атомного оружия и сокращение
вооружений и вооруженных сил. Значение
резолюция 14 декабря заключалоеь имен-
30 в попытке поставить дело запрещения
атомного оружия и сокращения вооруже-
ний на рельсы практической работы. 06
этом говорят те пункты этой резолюции,
которые обязывали Совет безопасности уе-
корить рассмотрение проектов конвенции
пли конвенций по запрещению атомного и
других видов оружия, которые могли бы
праменяться в настоящее время и в буду-
шем для массового уничтожения. Эта peso-
люция рекомендовала Совету бэзопасноети
незамедлительно приступить к выработке
соответствующих. предложений, по. запреще-
нию атомного оружия и по контролю нах
атомной энергией. Именно эта цель —
практического претворения в жизнь все-
общего стремления народов к запрещению
	Уже общие прения в Первом комитете
по советским предложениям показали, что
эти предложения пришлись не по вкусу
делегациям тех государств, внепеняя поли-
тика которых, наоборот, направлена не на
сокращение, & на усиление вооружений,
па гонку вооружений. Именно эти делега-
ций с самого начала, встретили советские
предложения недоброжелательно, хотя и не
нмели мужества открыто 06 этом заявить.
Эту же линию они щюдолжали п в под-
комитете по выработке резолюции.
	Они начинали с уверения в том, что они
полностью соглакны © предложениями,
представленными Советским Союзом о за-
прещении атомного оружия и © сокраще-
пин пятью великими державами на одну
треть своих вооружений п вооруженных
сил. Но они тут же выражали всякие
сомнения в возможности принять совет-
ские предложения и заканчивали прямыми
возражениями против еоветеких предложе-
ний. Французокий делегат сделал, напри-
хер, в подкомитете заявление в таком ду-
хе, Ч советокие предложения, M01,
«слишком общи по форме», что они прад-
ставляют собой «простое заявление» ит. и.

Этн противники советоких предложений
придумывали всяческие возражения вроде
того, что неясно, каким образом должны
быть осуществлены предусмотренные в
этих предложениях мероприятия; чЧ10 в
настоящее время неизвестно количество
вооруженных сил и вооружений постоян-
ных членов Совета безопасности; что не
указан механизм для проведения сокраще-
BAH гооружений; что не указаны поста-
норления, которые помогли бы обеспечить
по стадиям проведение учета вооруженных
сил и вооружений; что нет опубликован-
ных ланных 0} этих вооруженных силах
и вооружениях; наконец, указывали на то,
что ие обеспечено учреждение эффектив-
ного контроля для наблюдения за выпол-
нением всех предписанных мероприятий в
отношении сокращения.

Некоторые критики все дело старались
грести к в0росу 0 контроле и в первую
очерель К в0тросу о соотношении между
мероприятиями по контролю и мероприя-
тиями пю сокращению вооружений и в0ору-
женных сил.

Не трудно. было понять, что ато был
тот же вос, который ставился ий в ра-

боте. атомной комиссии и который был
использован для того, чтобы затнать в ту-
пик работу атомной комиссии. Й на этот
раз противникл  советокях предложений
ириябегли к тому жэ самому приему, пу-
стив В XO] TY же самую аргументащию,
паотаивая н» тех же самых мотивах, Ko-
торые они широко ин неоднократно исполь-
зовали и используют-в настоящее время,
чтобы сорвать мерспрлятия по запрещению
атомного оружия.

Французский делегат говорил в полко-
	уитете: «Проведение учета, опуоликование
	стагнуть соглашения с шестью державами
по берлинскому вопросу, но оно было со-
рвано английским и американским пред-
CTABINTO TA.
	Поэтому представитель’ Сальвадора, не
имел никаких оснований говорить, что
стоило Советскому Союзу сделать какой-
TO War B берлинском вопросе, и еразу
было бы найдено международное доверие.
Да, мы сделали этот шаг. Мы договори-
лись с шестью, но нам помешали довести
это дело до конца, сорвали это соглалие-
ние. И таким образом, тот шаг по пути
5 укреплению международного доверия;
который был сделан ‘Советским Союзом,
не был сделан теми, которые с самого на-
чала взяли в берлинском вопросе за пра-
вило не выполнять достигнутые соглаше-
ния, под которыми стоит их подпиеь.
Так было с согласованными директивами
30 авгуета, так было © целым рядом дру-
гих соглашений по берлинекому вопросу,
которые все оказались Англией и Соеди-
ненными Штатами Америки зачеркнутыми
и данными в архив, начиная от Ялты и
Потсдама и кончая согласованными реше-
ниями 0 Нонтрольном Совете и по дру-
гим вопросам, касающимея Германии.

Вот, я товорю, что создает. ту атмо-
сферу, которая действительно отравляет
	общественное доверие, ликвидирует, унич-
	тожает и подрывает это общественное дд-
верие.
	Советская делегация, защищая свон
предложения, указывала на то, что можно
же было договориться в прошлом о запро-
шении употребления в войне удушающих
газов и газовых бомб. Почему же нельзя
договориться о запрещении атомных бомб?
Почему же нельзя договориться о запре-
щении использования атомной энергии в
военных целях? В ответ на это нам гово-
рат, что это неудачная аналогия. Но, как
известно, такой же точки зрения держится
и английская ассоциация научных работ-
ников, публично выразившая в сентябре
этого года свое недоумение по поводу со-
противления советским предложениям о за-
прещении атомного оружия. Генеральный

секретарь этой ассоциации ежа Ине по
этому. повоту писала’
	«мы считаем, что позиция западных
держав в отношении конвенции, ставящей
вне закона применение атомного оружия,
является неправильной. Какой вред прине-
clo бы наше согласие с декларацией о
том, ‘что не слелует использовать атомную
энергию в военных целях в любой буду-
щей войне? 9то никоим образом не поме-
Mato бы обсуждению других вопросов,
поднятых Советским Corson.

В конце концов, подобное заявление, —
говорится в этом меморандуме английских
ученых, — содержалось. в конвенции,
осуждающей газовую войну, Почему же
нельзя ‘бышо’ осудить. применение в войче
атомной энергии?»
	Й это совершенно справедливо. Олнако
нашлась делегация, которая считает эту
аналогию с запрещением использования на
войне удушливых газов в данном случае
неприменимой. По мнению бельгийского
делегата, эта аналогия неприменима по-
TOMY, что конвенция 0’ запрещения от-
равляющих газов имеет в виду не произ-
водетво отравляющих газов, а лишь их
использование на -войне, тогда как кон-
венция 0 запрещении атомного оружия
должна запретить не только использова-
ние, но и производство атомного оружия.
Здесь бельгийский делегат и видит сушо-
ственную разницу, поключающую возмож-
ность проведения аналогии между этими
двумя конвенциями.

Но такое рассуждение бельгийского де-
легата — кажется, г. Ролена — не вы-
держивает критики. Г. Ролену должно быть
ясно, что и в случае запрещения атомного
оружия дело идет не 0 запрещении поо-
изводить атомную энергию; как в случае о
запрещении употребления удушающих га-
зов дело не идет о запрещении произвол-
ства удушающих тазов. Удушающие газы
можно пропаводить, и их никто не codu-
рался запретить и не запретил произво-
дить, & конвенция запретила только ис-
пользовать их на войне. Атомную энергию
мюжно производить, и никто не собирается
и не предлагает запретить производство
атомной энергии. Но мы собираемея за-
претить, По крайней мере, предлагаем и
настаиваем на том, чтобы было запрещено,
использование атомной энергии в военных
целях, то-есть как там запрещалиеь газо-
вые бомбы, так здесь должны быть за-
прешены атомные бомбы.
	Вак же можно в таком случае не еогла-
ситьея с такой аналогией? Аналогия пол-
ная. Иначе говоря — в одном случае не
допускается использование в качестве ору-
жия удушающих газов, в другом случае но
жия атомной энергии. В одном случае раз-
решаетея производство удущающих газов,
но не для военных целей, в другом слу-
чае допускается производство атомной

энергии, но не для военных целей. Полная
аналогия.
	Но бельгийский представитель должен
отрицать эту аналогию, и он отрицает ее.
И юч придумал такого рода воображения,
что там-де идет речь об использовании,
тут — 0 производетве. Ничего подобного.
И там, и здесь идет речь 0б попользова-
нии в одном случае удунталюшщих газов в
качестве оружия, в другом случае атомной
энергии в качестве оружия. В одном слу-
чае разрепаетея производство удушалющих
тазов и в другом случае разрешается: про-
изводство атомной энергии. Но как в пер-
вом случае дело идет о мирных целях, тах
и во втором случае дело идет линть о мир-
ных пелах.
	Вот почему мы настаиваем на этой
аналогии, ибо если действительно даже
такое страшное оружие, как бактериоло-
гическое оружие, как удушающие газы,
МЭТло быть запрещено международной
конвенцией, 10, спрашивается, какие же
препятетвия к тому, чтобы запретить
	ский делегат утверждал, что якобы в про-
екте советской резолюции ничего не гово-
ритея о контроле.

Но такое утверждение явно не соответ-
ствует действительности. В проекте совет-
	ской резолюции, & именно в пункте 3-м
	его’ резолютивной ‘Части товоритея 0б уч-
реждении междуналодного контрольного ©р-
гана в рамках Совета безопасности. Rar же
в таком случае’ китайский делегат позво-
ляет себе говорить, что в советской pe30-
люции нет указания на учреждение конт-
DOABHOTO органа. Это, повторяю, не соответ-
ствует действительности.

Мы помним, что некоторые делегаты,
оспарчвая предложения СССР, указывали
на 10, что в этих предложениях не преду-
сматриваетея обязательство пати госу-
дарств дать полные сведения о состоянии
своих вооруженных сил и вооружений.

90 — тоже неправильно. В предложе-
ниях делегации СССР на этот вопрое дает-
ся ночерпывающий ответ. Международному
вконтрольному органу, гласит этот ответ,
каждой из. няти великих держав — 9-
отоянных членов Совета, безопасности дол-
жны быть представлены  нолные офини-
альные данные 0 состоянии их вооруже-
ний и вооруженных сил.

Таким образом, возражения против этой
частн проехта советской резолюция, пред-
ставленные некоторыми делегациями, и в
том числе делегациями США, Ветикобрита-
нии, Франции и Китая, лишены всякого
основания. В своих стараниях во что бы
т9 ни стало отвести предложения Совет-
ского Союза протавники этих предложений
указывали на то, что никому не известно
якобы состояние вооруженных сил Совег-
ского Союза в настоящее время.

Это тоже не соответетвует действитель-
ности. Всему миру должно быть известно
состояние вооруженных сил в СССР, по-
скольку были опубликованы Указы Прези-
	‘диума Верховного Совета o демобилизации
	всех возрастов, призванных под ружье в
Советоком Союзе во время войны, и что,
следовалелыно, вооруженные силы CCCP
приведены в настоящее время к уровню
мирного времени. Таким образом, и здесь
факты говорят против тех, кто возражает
против советекнх предложений © запре-
щении атомного оружия п сокращенин . во-
оружений и вооруженных сил пятью Bo-
ликими державами на одну треть. .

Китайский делегат в подкомитете возра-
жал против советских предложений, счи-
тая принятие этих предложений фавно-
сильным подписанию бланкового чека.

О каком бланковом чеке можно гово-
рить при наличии предетавления полных
официальных данных о состоянии воору-
жений и вооруженных сил. Как же мож-
Но говорить о бланковом - чеке, когда и
советская делегация  зёявляет: «Пять
постоянных членов Совета. безопасности
должны предоставить полные официаль-
ные данные о своих вооруженных силах
и вооружениях».

А нам говорят: «Это требование равно-
значно выдаче бланковотго чека».

Но ведь это же нелепо, это же не ле-
зет, как говорится, ни в какие ворота,
3TO же проето выдумка, которая противо-
речит очевидным фактам. Но нам говорят:
тем хуже для фактов.

Далее т. Вышинекий высмеял китайско-
го делегата, который пыталея выдвинуть
против СССР клеветнические обвинения в
посылке каких-то тридцати тысяч японеких
военнопленных для участия во внутренней
борьбе в Китае.

— В подкомитете, — продолжал т. Вы-
шинский, — выступал представитель Саль-
вадора. Он, 0 своей стороны, пытался
доказывать в подкомитете, что привимать
какие-либо решения о сокращении воору-
жений или 0 запрещении атомного оружия
не позволяет «атмосфера, существующая
сегодня в мяре». Он при этом напомнил
о ситуация в Греции, Корее, Китае, доба-
BIB 5 этому и берлинский вопрос, заявив
по этому последнему вопросу, что стоило
бы только Советекому Союзу снять огра-
ничения по транспорту в Берлине, как
политическая атмосфера сейчас же бы
улучитилаеь.

Представитель Сальвадора делает вид,
что ему неизвестно, что Советский Союз
предпринял все, что от него зависело, для
достижения возможного соглашения по бер-
линскому вопросу, что неофициальные пе-
реговоры представителя СОСР © предетави-
телями шестерки в Совете  безопаеноети
привели к такому соглашению, ‘но что
представители США и Англии об’явили
это соглашение несуществующим. Яено,
что именно на США и Англии должна ле-
жать и вся ответственность за то положе-
ние, которое сложилось в т. н. берлинеком
вопросе.

Вот что создает, в сущности говоря, ту
атмосферу, которую отравляют правитель-
ства государств, не заинтересованных в
международном сотрудничестве, ‘пе заинче-
	ресованных и в укреплений мира, котовыю”
	не дорожат ни миром, ни безопасностью
народов. Они-то и сопротивляются прелло-
	жениям Советского Союза о запрещении
атомного оружия. Они  сопротивляютея
	предложениям Советского Союза 0 сокра-
шении вооружений и вооруженных сил
пята великих держав на одну треть, т. е.
сопротивляютея веем мероприятиям, прове-
дение которых само по себе ужо облегчи-
ло бы напряженность положения в между-
народных отношениях; проведение которых
само. по себе уже послужило бы фактором
укрепления ‘международного доверия; пря-
нятие которых сразу внушило бы уверен-
ность в том, Что если можно оговориться
Ha этих вопросах, то, значит, можно до-
товориться и на более общих и важных
проблемах международного сотрудничества.
Но это именно и встретило такое еопро-
тавление.
	Я не считаю уместным говорить здесь.
	больше того, что сказано и опубликовано.
в частности, в официальном порядке по
берлинскому вопросу, — но я утверждаю,
и 810 уже разоблачено в полном об’еме и
ло конпа что Советский Союз сумел л0-
	атомное оружие’ Вакив препятствия?
Недаром же целый ряд- ученых высказы-
вается в том смысле, что  бактериологи-
Ческое оружие не менее страшное, не
менее убийственное оружие, чем аломная
энергия. Будут ли погибать миллионы
людей от атомной бомбы или от чумы, —
я думаю, что для тех, которые были бы
жертвами тото и другого, это не имеет
никакого значения.
	BOT почему мы, советская делегация,
настаиваем на правильности этой анало-
гии, больше’ того, мы настаиваем на, том,
что конвенция 0 запрещении применения
в войне удушливых газов — это иетори-
ческий прецедент, который себя оправдал
и который нельзя не использовать и ко-
торым нельзя пренебрегать, для того, что-
бы на историческом опыле показать всю
реальность и возможность запрещения
атомного оружия — и чем раньше, тем
лучше.
	Бельгийский делегат в своих возраже-
ниях против предложений Советского
Союза относительно сокрашения вооруже-
ний п вооруженных сил указал на то,
чо в странах — я хочу держаться ближе
к текету его заявления — парламентекой
демократии никогда не сообщаются под-
робности, как он выразилея,  «епецифи-
ческого характера относительно нашего
военного оружия, резервов и вооружений,
которые только - что поступают в произ-
водетво». Значит, в странах парламент-
ской демократии не соббщаютея подроб-
ности, касающиеся оружия. ит т.
	_ Чо же 8a вывод сделал отсюда
г-н бельгийский представитель?

Он сделал тот вывод, что, в сущности
говоря, официальные сведения не являют-
CH достоверными. В BAST @ Этим он
высказал презлположение, ITO H Te CBaAle-
HHA, которые должны будут представить
пять великих держав относительно еостоя-
ния своих вооруженных CHA H BOODY Re-
ний, точно так же будут не достоверны
И что вообще KR НИМ относиться © дДОлЖ-
НЫМ доверием нельзя.
	это замечание характерно. Из него еле-
дует, во-нервых, что в парламентекиех
странах не говорят своему народу всей
правды. Я прошу обратить внимание, этэ
говорит бельгайский  прелетавитель, зая-
BUBINHE, 4TO сведения, которые публику-
ются в парламентеких странах, в странах
парламентекой демократии, не заслужавают
доверия в той части, которая нас’ особенно
интересует. Он говорит, что народу всей
правды, касающейся состояния вооруже-
ний, не сообщают ни в бюджетах, ни в
парламентских докладах.

Но если это так, — пусть это остается
на совести бельгийского. делегата, — 19
это очевь плохо, это очень дурной обычай.
Следует ли, однако, мз этого, что, сеыла-
леь на дурные обычам разных стран, те,
как сказал бельгийский  предетавитель,
дейетвует парламентокая демократия, на-
до противопоетавлять эти дурные обычая
советским предложениям и стафатьея опо-
рочить смысл и значение тех предложений,
которые внесены советской делегацией?

Конечно, для этого вет никаких ocHO-
ваний.

Вместо созетеких предложений бельгий-
ский представитель отдает предпочтение
французекому предложению, суштность  Кд-
TOPCTO заключается в том, что прежде,
чем проводить сокращение вооружений и
вооруженных сил, необходимо собрать ин-
формацию о состоянии вооруженных сил н
вооружений. Как известно, это и волю
впоследетвии в качестве основного элемен-
та так называемото прозкта бельгийской
резолюции.

Бельгийекяй  предетаватель ссылался
при ‘этом на то, что для проведения в
жизнь советских предложений нет необ-
ходимото общественного доверия.

Но если состояние международных от-
ношений в настоящее время таково, что
нет доверия для проведения в жизнь ‹0-
ветеких предложений, то разве это нельзя
применить также и к вопросу о проведении
в жизнь французского предложения? До-
верие есть доверие, как недоверие есть
недоверие. И если нет доверия для того,
чтобы сократить свои вооружения, так как
нет уверенности в правильности и полноте
представляемых для этого данных, то ка-
кие основания считать, что предетавляе-
мая предварительно информация, о которой
говоритея в бельгийской резолюции, будет
пользоваться болышим доверием при таком
же самом состоянии международных отно-
шений?

Ясно, что положение совершенно оди-
наковое, и что если в первом случае нет
оснований для доверия, то никаких оено-
ваний для доверня нет и во втором случае.
Если нельзя согласиться на 10, чтобы до-
верять официальным данным, которые будут
представлены правительством о вооружен-
ных силах и вооружениях, чтобы на оено-
ваний этих данных ироизвести сокращение,
то какие же основания относиться е довери-
ем к той информации, которую представят
те же самые правительства, о тех же самых
восружениях и вооруженных силах. Яено,
что положение одинаковое, и, таким обра-
30M, аргумент, выдвинутый бельгийским
представителем, релкительно не вылержи-
вает никакой критики.

Но речи о международном доверии, как
предварительном условии для сокращения
вооружений или для запрещения атомного
оружия, мы слышали й от других деле-
гащий. И это, в сущности: говоря, являел-
ся лейтмотивом всех возражений против-
ников. На это указываль и английская
пелегация.

В качестве условия для установления.
такого ‘междунаротного доверия” ангаий-
	ский прелетавитель, если я не.ошиябаюсь—
	Г-Н Фалла, указал в полкомитете на не-
сколько пунктов и, среди них, на необхо-
димость завернгить: мирное урегулирование
с Германией и. Японией.

Но, во-первых, если вы обратитесь к
резолюции Генеральной Ассамблеи от 24
	атемного оружия и в сокращению воору-
жений =— нашла свое- выражение в резолю-
ции 14 декабря 1946 года, н это опреде-
ляет громадное историческое значение укз-
занной резолюции.
	Что касается сокращения вооружений,
то следует напомнить пункт второй ука-
занной резолюции, который рекомендует
Совету безопасности незамедлительно при-
етупить к выработке предложений в целях
обеспечения такого рода практических и
эффективных гарантий в связн © контро-
лем над атомной энергией и общим урегу-
лированием и сокращением вооружений.
Надо напомнить также и другие пункты
этой резолюции и, в чаетноети, пункт
седьмой, которым рекомендовалось «общее
прогрессивное и балансированное сокраще-
ние нацчональных вооруженных сил»,
	С тех пор прошло два года. Задачи, по-
ставленные перед организацией 0б’единен-
ных наций постановлениями Генеральной
Ассамблеи от 24 января п 14 декабря
1946 года, оказалиеь более сложными и
более трудными, чем это предполагалось
в то время. за эти два года еще резче опре-
делилоеь напряжение в международных 9т-
нешениях, вызванное бешеной гонкой во-
оружений и пропагандой новой войны со
стороны правительств Сезлиненных Штатов
Америки и Великобритании, задающих тон
целому тяду европейских капиталистиче-
ских госудаюетв.
	Ве ясно ли, чт Советский Cons и
страны новой демократии Восточной
Европы являются  последовательными и
неутомимыми борцами за выполнение
решений Генеральной Ассамблен, направ-
ленных на запрещение алемного оружия
п на сокращение вооруженных сил, © чем
мечтают, к чему стремятея, за что Go-
ются миллионы и миллионы простых
людей во всем мире.
	Руководетвуяеь принципами политики
мира и укрепления добрососелеких  отно-
шений со всеми соседними странами, Co-
ветский Союз и внес свои предложения
$ запрещении атомного оружия и <окра-
щении на одну треть вооружений и во-
оруженных сил пяти постоянных членов
Совета безопасности. При этом сокраше-
пие пятью великими державами всех
своих наличных сухопутных, морских н
воздушных сил на одну треть в течение
одного года Советский Союз  расематри-
вает в качестве первого шага в деле со-
кращения вооружений u вооруженных
сил. Это именно первый шаг, это нача-
10, ЕБОТОрое нужно, наконец, положить
великому делу всеобщего сокращения Bo-
оружений и воофуженных сил. На этот
раз Советекий Союз предлагает провести
	сокрашение вооружений и вооружевных
сил пяти великих держав,  посколькя
	именно пять великих держав, постоянных
членов Совета безонасности, обладают по-
лавляющей массой вооруженных еил и
вооружений и несут тлавную ответствен:

HOCTh 38 поддержание мира и всеобщей
безопасности.
	данных и контроль являются тремя основ-
ными мероприятиями, от которых зависят
регулирование ограничений и сокращение
вооруженных сил и вооружений».

Нет спора, эти мероприятия имеют,
действительно, ‘больное значение. Но co-
вершенно неправильно, по-нашему, было
бы решение вопроса о сокращении воору-
жений и вооруженных сил ставить в зави-
вимоеть от предварительного решения та-
ких вопросов, как учет и контроль. Учет
и контроль при всем ©60ем значении не
могут обусловить решение вопроса о сокра-
щении вооружений и вооруженных сил.
Наоборот, решение о сокращении вооруже-
ний и вооруженных сил должно обусло-
вить решение вопросов 06 учете и контро-
ле, как и решения ряда других техниче-
ских вопросов. 3

К сожалению, не так ставят вопросы
некоторые другие делегации. Китайская до-
легация, например, возражает против пред-
ложения Советского Союза по ряду cosep-
шенно искусственных мотивов. Она даже в
самой краткости советских предложений
позволяет себе усмотреть, как выразилея
неучтиво китайский делегат, злбнамерен-
ность и бесцельность. Выходит, что уже в
том, что советская резолюция кратко и яс-
но излагает свои прехложения, уематря-
вается злонамеренность ‘и беспельность.
Можно думать, что в крепких выражениях
китайский делегат видит всю силу своих
аргументов. OH недоволен, главным 9бра-
зом, тем, что, согласно предложениям 00-
ветекого Союза, контроль над осуществле-
нием сокращения вооружений и вооружен-
ных сил должен быть учрежден в рамках
Совета безопасности. Этого оботоятельства
для китайского делегата, достаточно, чтобы
притти к заключению 0 том, что это не
контроль, а, как он выразился, «неопреле-
ленный контроль», не эффективный конт-
роль, и что поэтому нельзя принимать
предложения Советского Союза 0 сокраще-
ний вооружений и вооруженных сил.

Отнако китайский делегат не потрудил-
ся таз’яснить, в чем же он видит неэф-
февтивность этого контроля. Он не потру-
дилея также раз’яснить и то, чем об’яеня-
ются его возражения против учреждения
контрольного органа в рамках Совета безо-
пасности согласно предложениям CCCP,
тогда как это в точности соответствует pe-
золюции Генеральной Ассамблеи от 14 де-
кабря 1946 года и именно пункту 6 эй
резолюции, где говорится о том, что конт-
рель должен быть в рамках Совета 0безо-
пасности. Выходит, что китайская делега-
ция отказывается от того решения, кото-
рое при участий китайской делегации бы-
ло принято в 1946 г. и выражено в 6-м
пункте резолюции 14 декабря.

Китайский делегат ‹ полностью  прини-
мает американский план международного
контроля, в пользу которого он распинал-
ся злесь с таким усердием, при чем китай-
	4. Горе-критики советских предложений