СУББОТА. 11’ ДЕКАБРЯ 1948 г. № 233 (3823).
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	+

al

Юбилей Технологического
института
		Практ ика советского строительства
ПО СТРАНИЦАМ МЕСТНЫХ ГАЗЕТ
	Технический совет города
	Недавно на заседании исполкома Сата-
товского городского Совета обсуждался во-
просо возможности производства строи-
тельного материала из сланцевой золы.
Нрисутствовавиий Ha заседании  заведую-
щий кафедрой строительных материалов
Саратовского. автодорожного  инетитута
Л. Ф. Заобин заявил, что застывшая мае.
са из расплавленной сланцевой золы, отли-
тая в виде брусков, не уступает по твер-
дости граниту. Тут же были продемонстри-
рованы темнокоричневые бруски, внешне
напоминающие уральский облицовочный
камень. В Саратове без особых затрат мож-
но наладить массовое производство таких
брусков.

Идея использования сланцевой золы
принадлежит техническому совету, * создан-
ному при исполкоме городского Совета
депутатов трудящихся. Опыту работы это-
го технического совета областная газета
«Коммунист» посвятила подробную статью.
	«Более сорока ученых, инженеров —
специалистов городского хозяйства, —
говорится в’ статье, — входят в CO-
став совета. Они работают в комиссиях:
строительных материалов, организации
гражданского строительства, санитарно-
технической, архитектурной, Основная
цель комиссий — помочь местным ор-
	ганам в создании постоянной сырьевой
и производственной базы для городского
хозяйства», -
	Технический совет проявляет большую
активность в исследовании местных мате-
риалов. Им проведены в лабораториях
уногочиеленные испытания, оказана строи-
телям помощь в механизации трудоемких
прожеееов работы, в замене остродефицит-
ных строительных  малериалов местным
сырьем. На заседаниях технического совз-
та обсуждаются рационализаторекие прел-
ложения трудящихся. Газета рассказывает
6 том, как внедряются в жизнь проекты
и прелложения технического совета.
	HV Iy-
	У технического совета большое
шее. Газета «Коммунист» пишет, что
	«Ученые - общественники в ближай-
шее время должны решить ряд неотлон-
ных проблем газификации города, архи-
тектурного его оформления, пемечь ps-
конструировать электрохозяйстео, наме-
тить пути ускорения строительства до-
рог, местов, дамб. Работа совета должна
	стать достоянием ширеной  обиествен-
FMOCTH >,
	Большая общественная
		‘нем Волочке титроко были развернуты Par
	боты по блатоустюйству города. Отремон-
тировано около четырех тысяч квадратных
метров грунтовых дорог, очищено больше
твадцати шести тысяч погонных метров
	канав, построено двести пятьдесят перехол- _
	ных мостиков, носажено евъыние семи тыеяч
текоративных деревьев, много кустарников.
	«Эта работа, — сообщается в статье
заместителя председателя исполкома го-
родского Совета тов. Калиткиной, опуб-
ликованной в газете. «Нролетарская
правда», -—— проведена при непосред-
ственном Участии уличных комитетов,
Например, жители Новгородской улицы
под руководствем председателя комитета
тов. Яконовской стработали на’ благо-
устройстве 150 человено-дней. В течение
	лета в Вышнем Волочне проведено три _
	общегородских воснреснина, в иэторых
участвовали тысячи трудящихся»,
	Тазета подробно рассказывает, как ис-
полком городского Совета осуществляет ру-
коволетво уличными комитетами.
	«Ежемесячно проводятся совещания
председателей уличных комитетов, раз в
квартал — совещания по. обмену опы-
тем работы. Заведующие и. инспекторы
отделов испоянома, работники санитар-
ной инспекции знакомят членов улич-
ных комитетов с практическими задача-
ми советской работы, проводят консуль-
тации по отдельным вопросам, помогают
организовать собрания населения улиц».
	«Пролетарекая правда» сообщает, ITO B
целях еще большего повышения роли
уличных комитетов в решении задач  хо-
зяйственного и культурного строительства
исполком горохокого Совета решил органи-
зовать постоянную учебу председателей
уличных комитетов,
	В борьбе за под‘ем
эюцеотноводства
	Мното хоротгих животноводческих ферм
	в Башкирии. Но первее место по выполне-
нию плана развития животноводства при-
надлежит фермам Матраевского  вайона.
Этот район держит республиканское перехо-
дящее Красное знамя. Большая заслуга В
этом районного и сельских Советов. В
статье секретаря исполкома Матраевекого
районного Совета тов. Шарипова газета
«Красная Башкирия» рассказывает, как
местные Советы помогают колхозникам до-
биватьея уепехов.
	«Вопросы животноводства, ——- гово-
	рится в статье, — являются прелметем.
	постоянного обсужления На сессиях
	райенного и сельских Советов. М работе.

по порготэвке вопросов и сессиям пои-. - -
	вленаются все члены постоянных номих
сий по сельскому хозяйству, сами ра-
ботнини животноволства. Их предлеже-
	HHA и пожелания вахолят отоажения в.
	пешениях Советов».
		Нетронутые резервы
	В послевоенные годы в саратовской
промьыипленности произошли серьезные
сдвиги. Перестроившиеь на мирный лад,
меюгие предприятия ©тали производить в
массовом масиетабе новые изделия, имею-
шие общенаоолное хозяйственное значе-
	г : 4
В огромных масштабах развилась но-
вая отрасль хозяйства — газовая про-
	мышленность, бесперебойно снабжающая
природным газом Москву и Саратов. В топ-
ливном балансе промышленности` Саратова
удельный ‘вес природного газа превы-
шает 90 процентов. Газ прочно внедрен в

технологию почти всех отраслей ‘промыш-
ленности.
	Лю валовой продукции  саратовокая
промьниленноеть превзошла почти в два
раза уровень 1940 года. В текущем году
превышен довоенный уровень по произ-
водетву цемента, электроэнергии, метал-
лорежущих станков, fo добыче горючих
сланцев и производетву некоторых видов
нефтепродуктов, различных машин и ме-
таллоизделий. На ряде саратовских мель-
ничных заводов. достигнут довоенный
	уровень выработки муки.
	Энгельсский завод им. Урицкото, Jn
тельсский машиностроительный завод, Ба-
лаковский завод им. Дзержинского Мини-
стерства тяжелого машиностроения, Сара-
товский станкостроительный завод, сара-
товские маслозаволы,; ‘дизельный завод в
т. Марке, вольские пементные заводы и

многие другие предприятия Саратова я
области © честью выполняют  обязатель-

ства, взятые в писые к товарищу
Сталину.
	Вместе ‘< ‘тем необходимо co peel cH-
	IGH полчеркнуть, Что огромные резервы,
имеющиеся в саратовской  промышленно-
CTH, палеко еще не ислерпаны:
	Следует покончить с отставанием слан-
цевой промышыенности, которая в 1948
Tory не только He выполняет государ-
ственных планов, но даже снизила Уро-
вень добычи сланцев пою ставнению ¢
прошлыми годами. Руководство Главелан-
ца Министерства угольной промыштленно-
сти западных районов СССР должно из-
менить свое отношение к развитию слан-
педобывающей промыпыленности Поволжья.
	Плановые органы Саратова ведут не-
правильную линию в использовании
местных видов топлива. Так, несмотря на
большие возможности увеличения добычи
торфа, областная плановая комиссия си-
стематически занижает планы добычи ето.
	Все еще неудовлетворительно работают
предприятия легкой и местной промышлен-
ности, промыслово-кооперативные артели
и цехи по производству товаров широкого
потребления на предприятиях союзного
подчинения. Они плохо используют мест-
ные виды сырья и отходы союзной про-
мынтленности.
	В этом году саратовокая промышленность
сэкономила свыше 15 миллионов киловалт-
часов электрической энергии. Но на мно-
гих предприятиях до сих пор расточихель-
но тратят электроэнергию, главным обра-
зом в результате применения моторов с 38-
вышенной мощностью. Бесконтрольно и
слишком вольготно расходуют природный
газ.
	На ряде предприятий Саратова и области
имеется много излишнего оборудования. Но
RAK только вносятся предложения 0б из?-
ятии его, руководители заводов оказывают
всяческое сопротивление.
	Таковы только некоторые дополнитель-
ные источники, которые могут и должны
быть использованы для более крутого под”-
ема работы саратовской промышленности.
На самом деле их, этих нетронутых ре-
зервов и источников, имеется много боль-
ше. Нустить эти резервы ‘в действие —
значит ускорить выполнение обязательств,
данных работниками саратовской шомыш-
ленности вождю партии и советского наро-
та товаришту Й. В. Сталину.
	Д. ЦИПОРУХА,
уполномоченный Госплана СССР
по Саратовской области.
		тировки и подачи деталей и металла. Иро-
ложены узкоколейные пути от складов к
цехам, а также для вывоза отвальной зем-
ли из цехов на внезаводекую территорию
ит, д. Все это значительно. облегчило труд
рабочих и кпособствовало повышению его
производаятельности.
	Во лаже и на этом нереловом предирия-
	ТИМ ПОгНоСТьюЮ ещо He иопользованы в©6
	резервы производетва. На заводе мвого ис-
правного металлорежущего оборудования,
которое еще не установлено и не мепользу-
ется. Несмотря на резкое снижение убыт-
ков от брака, все же они исчисляются COT-
нями тысяч рублей. Еще не все рабочие
выполняют и перевышюотняют раючетно-тех-
нические нормь выработки, На отдельных
учаетках имеет место перерасход сырья и
материалов.

Сараловекий  подигинниковый завод за
относительно небольшой pom Jal стране
	несколько десятков МИЛЛИОНОВ LOTTIE
	ков. Однако экономические показатели
завода де ‘недавнето времени были очень
низкими. Завод получал десятки миллио-
нов рублей государственной дотации и
допускал большие сверхилановые убытки.
Долгое время он не выполнял  государ-
ственных планов о выпуску важных
изделий.

В текущем тоду значительно ‘улучии-
лась партийно-полятическая работа wa 3a-
	воде, коммуниюты преднриятия возглавил
сопизлистическое соревнование. В рее
	тате завод значительно улучшил свою рабэ-
ту. После обращения 35 московских заво-
дов и фабрик о сверхпланбвых социалисти-
чесвих накоплениях коллектив обязался
за счет сверхпланового снижения себе-
стоимости дать в этом году 15 миллионов
рублей экономии. Нет сомнения, что кол-
лектив сдержит свое слово.
	Завод теперь систематически выполняет
и перевыполняет план. По сравнению ¢
1947 годом он увеличил, выпуск продук-
ции на 33 проц., а производительность
труда — на 18 проц.

Завод имеет все возможноети с 1949
года не только стать рентабельным, но и
давать ежегодно около десяти миллионов
рублей прибыли. Для этого необходимо по-
кончить © браком в производстве, резко
снизить удельный вес опытно-статистиче-
ских норм, смелее внедрять в производство
не только расчетно-технические нормы вы-
работки, но и среднепрогрессивные нормы
использования ‘оборудования и механизмув.
Надо, наконец,  добитьея, чтобы государ
ственные планы выполнялись не только по
выпуску валовой и товарной продукция,
но и по заланной номенклатуре.
	Мы остановились только на двух са-
ратовоких ваводах. Борьба за снижение
себестоимости промьшиленной продукции и
	получение сверхплановых накоплений ве-
	дется во всей саратовевой промышленности.
	Перед выборами народных судов
		`’Волхозники-избиратели ° Балтасинского
района высказали пожелание, чтобы суд
беспощадно карал расхитителей обществен-
ной и личной собственности, чтобы он
воспитывал у людей бережное отношение
к тоетларетвенному богатству,
	Волхозники хотят, чтобы народные
судьи чаше выступали перед избирателями
в отчетами о своей деятельности и прово-
дили бы беседы в клубах, общежитиях, на
предприятиях и т. д.
	С предложениями выступили также мно-
гие колхозники Бугульминского. Атнин-
	‘ского. Мортовекого и тругих районов рес-
	публики.
	ЛЕНИНГРАД, 10 декабря. (По телеф.
от 506. норр.). 120 лет назад—11 декабря
1828 ла — в Петербурме  отЕрылея
первый русский технологический институт,
перед которым была поставлена задача
«приготовить люлей, имеющих  досталоч-
ные теоретические и практические позна-
ния для управления padpaKasn или ча-
сетями оных». -

Технологический институт, носящий ге-
перь имя Фенинградского Совета, сыграл
выдающуюся роль в Фазвитив. всех ог
раслей русской технической науки. Oco-
бенно плодотворной стала  деятельнойть
института в годы советской власти. До-
статочно сказать, что только за десяти-
летие—1930—1940 гг.— институт выпу-
стил инженеров больше, чем за первые
сто лет своето существования. В стенах
института были решены многие крупней-
mue технические проблемы. В 1930. году,
например, под руководством члена-коррее-
пондента Академии наук СССР, ныне ла-
уреата Сталинской премии профессора
С. Н. Ушакова здесь открылась первая в
мире кафедра пластических Macc, a B
1931 году академик С. В. Лебедев создал
первую в мире кафедру  синтетическото
каучука, родиной которого является наша
страна. Институт тесно связан © ленин-
градекой промыптленностью, лучшими ста-
хановцами.

В Технологическом институте—пять фз-
культетов, которые готовят специзлистов
96 спепиальностей.
	Награды металлургам
	‚ Магнитки за выслугу пет

МАГНИТОГОРСК, 10 декабря. (ТАСС).
Вчера во Дворен культуры пришли ©таде-
вары, доменщики, прокатчики и горняки
Магнитюм, проелавивитиеся самоотвержен-
ным трудом. Здесь им были вручены де-
нежные вознаграждения за выслугу лет,
	Пакет с 4.800 рублями вручаетея знат-
	  ному мастеру мартеновского цеха Павлу
  Тимофеевичу Елькину, работающему на
Магнитогореком металлургическом комбина-
те со дня пуска злесь первого мартена.

Достойно вознагражден  стахановокий
труд знатного мастера доменного цеха
Дмитрия Тимофеевича Орлова: ему вручено
5.500 рублей. Первый горновой Цапалив.
получил. 3.200 рублей.

Магнитогороким металлургам будет вы-
плачено в этом году за выслугу лет евы-
me 20 миллионоз рублей.
	Успехи передовиков
сельского’ хозяйства Латвии
	РИГА, 10 декабря. (По телеф. от 506.
корр.). “Состоялся слет молодых ›передовя-
ков сельского хозяйства Латвии. На него
’ехались 700 активных участников” с9-
циалистического соревнования, в.   AATEC OM
деревне. :

Более ‘24 тысяч юношей и девушек co-
ревновалось за выполнение обязательств,
данных в письме к ‘товаришу Сталину.
	’Было создано 307 комсомольско-молодеж-
	ных звеньев. овено Артура Чикесте из кол-
xo3a «Накотне» Елгавского уезда собрало
№0 31,7 центнера озимой ржи с гевтара,
звено Юлии Максимовой из совхоза «Бурт-
ниеки» Валмерского уезда получило по
29,1 центнера озимых с гектара.

Немалых успехов добились механизато-
ры, Тракторист Терветской МТС тов.
Эйхман на «СТЗ-НАТИ» вепахал в перево-
де на мягкую пахоту 813 гектаров и сэко-
номил 913 килограммов горючего.
	Вомсомольцы Латвии активно участвуют
в организации новых колхозов, овладевают
основами мичуринской науки, готовятея к
предстоящему весеннему севу.

На слете лучшие молодыю передовики
сельского хозяйства были премированы,
	дила читки, беседы... Нреподавание В
школе, которое она всегда любила, теперь
доставляло ей высокое наслаждение. Ona
знала, что для ее учеников открыт путь

в будущее, и они будут хозяевами своей
сульбы.
	Онъ чувствовала всей дупюй, что уче-
ники ее идут сейчас не только к знаниям,
они идут к счастью. Бесперопективность
огромного большинства ребят, которая
так. угнетала ее раныше, сменилась уве-
ренностью в их завтрашнем дне, уверен-
‘ностью в том, Чо любой из них может
развивать свои способности, углублять
знания, найти для них применение.
	— Светлые горизонты открылись перед
нами... — любила она говорить и, приелу-
шиваясь Х Этим словам, которые ей так
нравились, повторяла: — Светлые гори-
оНТЫ...
	Бремя шло, все менялось вокруг, меня-
лись и люди. Стало совсем иным Алоек-
сеевское. Неподалеку от домика, где жила
учительница, выросло здание школы,
первое новое школьное здание в этом рай-
оне. Это был огромный, светлый дом, вме-
щающий свыше шестидесяти классов. В
чиеле других учителей восьми районных
школ сюда была приглашена на работу
и Алексанлра Николаевна.
	В новом здании было хорошо работать,
хоротюо учиться. Но для учительницы Ро-
зановой, и многих ее товарищей, и многих
ребят этот дом был еще и символом, мате-
риализацией мечты, реальным доказатель-
ством великих перемен. Из тесных старых
школ алексеевекие ребята пришли в про-
сторные, сияющие классы, великолепно
оснащенные кабинеты. Паркетные полы
поблескивали приятным холодком, как яе-
лок. Янтарем отливали полированные не-
рила. С первых же дней детям привили
любовь и уважение к школе, к школьному
зданию, которое подарило им государство.
Уважение это проявлялоеь во всем: в чи-
стоте, в порядке, в той подчеркнутой  нето-
ропливоети, с которой самые озорные
школьники шли по длинным леетничным
переходам...
	После этой школы было выстроено еще
несколько школьных зданий в районе: co
	зботники саратовекой — промышеленно-
сти в письме к товарищу Сталину 0бя-
залиеь дать в нынешнем году 180`мил-
лионов рублей сверхплановых  накопде-
ний, что почти в два раза превосходит
стоимость всей валовой продукции capa-
товской промышленности 1913 года.
	Огромная работа партийных и совет-
ских организаций, возглавивигих ооциали-
стическое соревнование масс за сверх-
плановое снижение себестоимости, уже
Лала хорошие зезультаты.
	Оаратовокий завод Министеретва трано-
портного мантиностроения до 1948 года быз
убыточным предтраятием и получал от го-
сударетва дотанию. Теперь он стал фента-
бельным, обязалея дать 3 миллиона рублей
сверхплановых накоплений и близок к до-
стижению поставленной цели.
	В этом году на заводе в три раза увели-
чилось количество  расчетно-техническях
норм по основному производству. Благода-
ря внедрению рапионализалорских меропри-
атий доститнуто снижение трудоемкости по
производотву  паровозного тендера на
33 проц., силовой установки к буровому
станку -— Ha 19 проц, нефтекачалки —
на 27 проц. За год повысили свою квалифи-
кацию и приобрели ее вновь около 1.000
рабочих.
	На предприятии выросло много рациона-
лизаторов, стотематическя внедряющих в
практику передовые методы производства.
Рапионализалюрокие предложения конструк-
тора Юхно, механика Маркова, технолога
ikysopa, механика Камериллова, мастера
Григорьева и других дали сотни тысяч руб-
лей экономия,
	Своими силами здесь изготовилий и омон-
тировали лебелки, рольганги лля траненор-
	На встречах с кандидатами в на-
родные судьи Татарии избиратели выска-
зывают свои пожелания 06 улучшении ра-
боты органов юстиции.

На встрече с кандидатом в народные
судьи Марией Ивановной Печерской вы-
ступил избиратель тов. балимжанов:

— Мы хотим, чтобы наш суд, — сказал
т. Салимжанов, — настойчиво укрепаял
социалистическую законнооть, твердо стоял
	Ha страже госулароственных и личных иН-.
	тересов граждан, но до сих пор в работе
судов имеются еще недостатки. Слушание
дел, например, откладывается по нескольку
раз, потому что нё являются ответчики.
	эти и другие недостатки надо изжить.

В городе Вышнем Волочке Валининокой
области ‘работают сто уличных комитетов,
05’единяющих 375 советских активистов:
Уличные комитеты являютея большей: 00-
щественной силой, мобилизующей массы на
выполнение важнейших решений городского
Совета. На творческую их инициативу оши-
раются в своей массовой работе и исполком,
и постоянные комиссии, и каждый депутат
городского Совета. В нынепгнем году в Выш-
	Но принять решение — это лишь начз-
ло дела. Главное — в его выполнении. Де-
путаты являются активными учаеткиками
борьбы за осуществление принятых Сове-
тами решений.
	(С приближением дня выборов  На-
родных судов в областном центре уси-
ливается агитационно-массовая работа сре-
ди избирателей. С докладами и лекциями
выступают руководители партийных органи-
заций, депутаты местных Советов, работ-
ники суда и прокуратуры. Тысячи агита-
торов ведут беседы по месту жительства
рабочих и служащих.

В помещении избирательного пункта
№ 105 свыше 300 граждан слушали вы-
‘ступления кандидата в народные судья
тов. Смирновой, кандидатов в народные за-
Гомо мастера артели «Трудкожевник»
‘тов. Лукьянова, работниц мебельной фаб-
	рики тт. ВБулаковой и Гусевой, стахановца
протезного завода т. Лисина.
		Электричество в эстонской деревне
	ТАЛЛИН, 10 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). Молодой колхоз «Выйт» Виру-
ского уезда построил летом. гидростанцию,
которая дала электроэнергию также сосед-
нему колхозу имени эстонского писателя
Эхуарда Вильде. В том же уезде колхоз-
ники увеличили мощность недавно по-
строенной гидростанции в Лееваву и благо-
даря этому дали свет еще четырем кол-
хозам; комсомольцы уезд» CBOHMH силами
построили  гидростанцию в Bactee-Hypcu.

Мошноеть деревенских  электроустано-
	временем и сама Александра Николаевна
перешла из этой школы в другую. Но вое-
поминание о первых днях работы в новом,
чудесном доме, воспоминание о той поре
всегда для нее светло и живо. Ибо новая
школа была одной из ступеней того пре-
красного под’ема, который видела она во-
Epvr.
	Совсем другие дети приходят теперь в
класс, — живые, любознательные, храбро
залжядываюнию в жизнь. Александра Ни-
колаевна все годы занималась и`занимает-
ся с школьниками первых классов. Она
встречает семилеток на пороге их новой,
сознательной жизни и вводит их ‘за руку
в большой мир. Она учит их первым  бук-
вам и первому пониманию мира. Имен-
но здесь, в первых классах, начина-
ют формироваться отношение к труду,
чувство долга, дисциплина, мораль, законы
дружбы и верности: С первых же дней
учительнииа воспитывает в маленьких ду-
шах любовь К родине. любовь к науке,
	Мне довелось как-то присутетвовать н&
уроке в первом классе, когда дети разби-
рали новое слово. Это было слово: «терой».
Девочка старательно прочла его по слогам,
HO было видно, что она ощущает пока
только трудное сочетание букв, не больше.

вот учительница сталь «раскрывать»
перед ребятами это слово. Она рассказыва-
ла им о 30е Космодемьянской. В этом рас-
сказе не было ни орнамента легенды, ни
таинственной, сказочной дымки, И вместе
< тем поражали рельефность образа, его
явственность, зыразительноеть. Зоя словно
вошла в класс, и дети, замерев, омотрели
в ее гордые, прекраеные глаза, Они еще
6 могли охватить дунюй все величие ее
подвига: самое понятие «смерть» было для
них невесомо. Но они почувствовали, —
так чутко и глубоко, как чувствуют в
этом возраюле, — все TO, что осветил
путь 30и: великую силу любви к родине,
в народу, к Сталину.
	Питомцы учительницы Розановой пере-
ходят в старшие классы, и она расстает-
ся с ними. Вероятно, это немного грует-
ная минута. Настанет завтрашний день,
и другие учителя поведут этих ребят к
знаниям, другие учителя узнают и ха
рактер их, и повадки, увидят то нежное
	BOK B эстонии увеличилась по сравнению
с довоенным уровнем более чем в три с
половиной раза. В. настоящее время в рес
публике работает уже 37 гидростанций,
электрифицированы 31 колхоз, 18 МТО и
32 совхоза.

` Совет Министров республики принял
постановление о дальнейшей электрифи-
кации деревни ускоренными темпами.
будущем году будут строитья девять
больших межколхозных и межкооператив-
ных электростанций.
	и Нытливое, AM Tak хороню знает в них
она... Но никогда не бывает эта разлука
полной. Ибо все, что заронила ‘учитель-
ница в их души, будет живо.

Нет такого человека, который не за-
помнил бы на всею жизнь первого своего
учителя. Одно из сзмых радостных под-
тверждений этого увидела Александра
Николаевна в тот день, когда в шкоде
впервые вручали золотые медали. Девоч-
ки, — бывшие ее ученицы, — получая
эти медали, в ответном своем слове вепом-
нили учителей, которые привели их ко
дню выпуска. С благоларностью казвали
	(OHH имя Александры Николаевны, первого
	НА воспитателя и наставника, человзва,
который дал им первые знания.

Александре Николаевне  Розановой —
семьдесят восьмой ‘тод; около пятидесяти
лет она  занимаелхся  преподавательской
работой. Ей присвоено’ звание заслуженно-
гс учителя школы РСФСР, за выслугу лет,
за безупречную работу правительство на-
градило ев орденом Ленина. Онё сохраня-
Л чудесную свежесть души, неутоми-
мость, неистощимую жажду деятельности.
Ученики ве и ученицы ‘рассеяны по всей
стране, она воспитала уже несколько по-
колений. В ее маленькую светелку при-
ходят директора заводов, ученые, пралее-
датели колхозов, офицеры, — бывшие е®
ученики. Громадный усатый дядя садится
перед нею на старенький стул, потрески-
взющий 0 ero тяжестью, вепоминает
проказы детства и хохочет так, что охон-
ныв стекла звенят, словно по улице про-
ехал грузовик. А она смотрит в его ши-
рокое, крупное лицо, ¢  морщинхами,
складками, лихими усами, и различает в
нем черты первоклассника, все робкое и
детское, различает так явственно, Kak
межет приметить только мать.

Благороден путь ее жизни. Она видит
плоды своего труда и имеет право гор-
диться ими. Свершаются мечты ве питом-
Цев, осуществляются самые высокие их
надежды, она видит свершение и своих
мечтаний. И сейчас, прожив большую
Жизнь, она глядит вместе с молодостью в
‘величественное будущее, озареннее светом
	грядущей победы коммунизма.
Татьяна ТЭСС.
	VOOH KIM NYMb
	были слышны городекие шумы: гудки м8-
шин, звонки трамваев, о похрустыванье
шин по асфальту. Долетали молодые голо-
са, — это шли студенты в студторохок.
И почти немыслимо было представить,
что мы находимся сейчас в том самом ме-
сте, о котором рассказывала Александра
Николаевна в селе Алексеевском.
	Да, мы находимея именно там. Но ни-
какого села уже нет. Есть улица Боль-
шая Алексеевская, идущая от Ярослав-
ского шоссе по направлению к Сельекохо-
зяйственной выставке. Широкая, ярко 0с-
вещенная, асфальтированная ‘улица. Де-
ревянные домики с резными наличниками
стоят вдоль нее ‘вперемежку с огромными,
многоэтажными корпусами. Неподалеку от
комнаты, в которой мы сидим, воэвышает-
ся новое здание 279-й школы, в которой
учительствует Александра Николаевна.
	В этой школе, возможно, учатся внуки
тех самых ребят, которые слушали когда-
то уроки молодой учительницы. Старые
бабки их, встречая на улице Александру
Николасвну, вепоминают иногда далекие
xi, былое Алексеевское. Вепоминают они

и первые годы революции, антирелигиоз-
ный кружок, который организовала при
школе учительница Розанова, пьяного ку-
лака, вломивиегося однажды в школу и
грозившего убить учительницу за «бого-
ХУЛЬСТВО».
	«Чему, чему людей учишь? — кричал
он, подступая к учительнице и загляды-
вая ей в лицо красными, бычьими глаза-
ми. — Собираешь, души им разворачи-
ваешь... Раньше у каждого душа была,
как сундучок, он в ней и веру свою, A
все дела на замке держал... — кричал оч,
брызгая слюной. — А теперь, гляди, —
пораокрывали души настежь, мысли там
всякие, надежи... Чему учишь?”»
	С первых же дней революции Александ-
ра Николаевна учительскую работу соеди-
нила с общественной деятельностью.
	На ближайшей к Алерсеевскому фабрике
она рувоволила вружком ликбеза, mposo-
	звезды, чистые, юловно умытые влагой
дождя...

Как в каждом классе, здесь были дети
различных способностей. Были такие, ко-
торым наука давалась о трудом, Но были
и ребята способностей  поразительных.
Обучая таких ребят, прививая им страеть
в знаниям, учительница испытывала одно-
временно и радость, и горестное чувство.
Нет большего счастья для педагога, чем
видеть в ребенке пытливый ум, подлинное
дарование. Но очень горько наблюдать, как
тибнет это дарование, не находя для себя
пути, и талантливый подросток, вынуж-
денный прервать образование, тускнеет,
таснет, задавленный грубостью жизни,
нищетой, бесправием.

Алексеевское ° было пьяным селом.
Здесь пили по всякому поводу и просто
без повода, «чтоб душа взыграла». Учи-
тельница Розанова раздобыла «волшебный
фонарь» — лампу в громадном, пахну-,
щем нагретой жеетью, футляре с отвер-
стием, куда просовывались диапозитивы.
По вечерам Александра Николаевна пока-
зывала в школе «туманные картины». На
белой стене, как на экране, возникали ри-
сунки, рассказывающие о вреде алкоголя.
Учительница поясняла их. Звонким, чи-
стым голосом она читала лекции, расска-
зывала о вреде грязи в быту, старалась
дать начатки знаний о мироздании. Все
больше крестьян приходило по вечерам в
школу на эти беседы...
	06 этом и многом другом мы беседовали
в Александрой Николаевной Розановой не-
сколько дней назад. Мы сидели в ее мз-
ленькой, теплой комнатке; за окном, с
свистящим шелестом и гуденьем мчались
троллейбусы; белая от света фонарей,
прямая и гладкая, струилаеь асфальтовая
дорога, подобно широкой реке; она ухо-
дила далеко вперед, туда, где возвышта-
лись в ночи, подставляя ветру могучие
плечи, две скульптурные фигуры. Редкие
снежинки слетались, как мухи, к свету
фонарей; в небе, почти. чистом от облз-
	ков, блестели морозные звезды. 38 окном
	`В. 1905 тоду в село Алексеевское,
близ Москвы, приехала учительница Але-
ксандра Николаевна Розанова.

Школа, в которой она должна была пре-
подавать, ‘помещалась в маленькой дере-
венской избушке. Внизу, в двух комнатах,
разместились классы. Наверху, в мезонине,
поселили учительницу.

Мало кто из крестьян Алексеевского за-
нимался земледелием. Олни промышляли
тем, что возили в Москву песок, другие
уходили в город на сезонные работы. 03-
лобленные хулые бабы оставались в холод-
ных избах с ребятами. У них был единет-
венный источник заработка: мимо _Алех-
сеевекого проходил тракт, по которому шли
богомольцы в Троице-Сергиевокую лавру.
В Алексеевском богомольцы обычно оста-
навливались на ночлег, расплачиваясь ме-
дяками. Село было полно странников,
кликуш. Калеки присаживались на зава-
линках. показывая небу свои незаживаю-
	щие язвы, вздувигиеся опухоли, „раскачя-
ваясь, они пели надорванными голосами
Псалмы. Ребятишки равнодутино играли
	возле них на песчаной земле: они привык-
ли и К выкривам, и к стенаньям.
	В этом селе молодая учительница
начала свою фаботу.
— Злравствуйте, дети! -—— сказала она
	звонко и торжественно, начиная первый
урок. Ей никто не ответил. Дети смотрели
на нее суровыми глазами. Потом тихо и не-
решительно, не сводя с нее глаз, сказали:
«Здравствуй...»

Вялость, забитость детей, их душевное
безразличие поразили учительницу. Но она
знала и умом, и сердцем, что это лишь
внешний покров, шелуха жизни. Надо
очистить этот покров, осторожно, любов-
но, и под Бим засверкает всеми гранями
хетекая душа,

Она была права, время показало это.
Жласс, поразивший ее вначале своей уны-
лой олнородностью. постепенно изменялся;
все внятней, все ярче проявлялась инди-
видуальность каждого ребенка. Так вы-
вает, когда на небе густые тучи вдруг
тазорвутея от ветра, и ваблещут, засияют