СРЕДА, 5 ЯНВАРЯ 1949 г. № 3 (3843)
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Новые клубы.
_ш библиотеки
для шахтеров -
	КЕМЕРОВО, 4 января. ` (По. телеф. от
сб. норр.). В минувшем году в тородах
Кузбасса значительно расширилась: сеть
	льтурно-просветительных учреждений.
Пять новых. клубов начали , евою лея-
	тельность на шахтах Киселевека и Ста-
	линска, а также пре Углемаизавое в
Прокопьевеке. В каждоя кибе ‘имеется
	`Нрокопьевоке. В каждом клуб
‘зрительный зал аз лвеети мест.
	При общежитиях горняков открыты
58 красных уголков. Закуплено много
оборудования, музыкальных инотрументов,
спортивного инвентаря.

В шахтерских клубах установлено две-
налпать новых звуковых киноаппаратов.
В поселках угольшвков начали работать
десять мощных радиоузлов.

Трулящиеся Виселевска получили новое
здание для городской библиотеки. В горо-
ле Осянники подготовлено помещение лля
	лхетской библиотеки. Триест» пятьлесат пе-
	редвижек доставляют шахтерам книги непо-
	средетвенно в общежития и на квартиры.
	NM. РОШИН.
	Сахарный тростник _
в Узбекистане -

Больших успехов  лобилея первый са-
харнотростниковый совхоз в Узбекиста-
не, Собран урожай в срелнем по 30 тонн.
стеблей сахарного тростника © гектара, а
© семеноводческом участка — даже по
60 тонн, Культур» двухлетнего сахарного
тростника дала свыще 100 тонн с гектара.

Министерство вкусовой промышленности
СССР приступило к. строительству ромово-
о завода производительностью в 300 ты-
сяч литров ромовом спирта в год.
	Памятник председателю
- колхоза в
	КРАСНОДАР, 4 января. (По телеб. от
	cot. -ворр.). в парке сельхозартели «hpac-
	ный боец» Приморско-Ахтарского района
открыт памятнак недавно скончавшемуся
лепутату Верховного Совета ор Петру
Тамаровекому; -

Тамаровскай был одним из зачинателей
колхозного движения на Кубани, бн два-
кцать семь лет’ бесеменно руководил кол-
хозом «Красный боец», который славится
высокими урожаями пшеницы и большими
	доходами колхозников. Сейчас члены арте-
	ли присвоили колхозу имя своего бывшего
	вредеедателя.
и. морозов.
	Самодеятельный ансамбль
гуцульской песни и пляски

ЛЬВОВ, 4 января. (По телеф. от cod.
корр.). Самодеятельный ансамбль гуцуль-
ской песни и нляски” «Черногора» Львов-
екого областного дома ‘народного творчества
отметил первую- головщину своем суше-
ствования. Он дал за год 150 концертов,
на которых побывал свыше 90 тысяч
трудящихся городов № сел Львовской, Дро-
гобычекой, Станиславской И- Закарпатской
областей Украины.

Участники ансамбля. — рабочие, служа-
щие и стуленты города Львова. Гупульские
народные песни, яркие народные танцы в
испелнении даровитых певцов и таниоров
пользуются большим успехом у трудящихся.

в. вукович.
	нималась вверх. Так, доходы английских
капиталистов возросли © 1.235 млн. ф. ст.
в 1938 г, до 2.325 млн. ©, ст. в 1945 к.
Монополистический ‘капитал США положил
себе в карман за 1940—1946 rr. после
уплаты федеральных и штатных налогов
	52,9 млря. долл. против 18,4 марл. долл.
	за шесть предвоенных лет.
	. 3
	КРИТИКА. и БИБЛИОГРАФИЯ
	В _ Велик OM
собрании
	Пародном
Болгарии -

тюрьме у белых. Фазаньи перья вылиняля.
От ореола «высокой» ипсевдо-интелаитент-
зости. не осталось ин следа. Грубая проза
жизни перевосциталза этого комнатного ба-
рича, не знающего жизни, далекого от
народа.
	Бот другой герой из романа «Необыкно-
венное лето» — старый интеллигент Apce-
ивй Романович Дорогомилов. Это — сает-
зый, чиетый человек. О помогал больше-
викан до революции, — через него шла
нелегальная литература, он держал у себя
конспиративную квартиру, этот книголюб
и врожденный педагог, мечтатель и бессреб-
ренник. Он умер в дни гражданской войвы.
И над его могилой произносит свою замеча-
тельную речь старый большевик Рагозин,
один из главных героев романа.
	«iH кончу прощальное ‘слово 00 Ap-
сения Романовиче обешанием, — говорат
Рагозин. — Недавно я слышал от наших
моряков. что кочегарам судов, курсирую-
щих в брасном море, кажется, будте у gor
  лов прохладнее, чех на палубе. Так вот
нам, большевикам, кажется, что трудности
борьбы за новый мир легче мещанекого
бездействия мира старом. Мы не отойдем
от наших котлов, не выйдем отдыхать на
палубу...»

Большая заслуга в. Федина: заключается
3 том, что он сумело показать ‘великую
вдохновляющую и организующую роль пар-
тии Ченина —— Сталина, поэзию больше-
вистских дел, показать, что борьба за
счастье народа есть главное содержание
внутреннею мира коммунистов, обществен-
ных деятелей нового типа.

У Кирилла Извекова возникает чудес-
пая, полная поэтического одухотворения
любовь в Аночке Парабукиной, девушке,
выросшей в нишете, ‘в горькой и трудной
семье пьяницы, но всем своим сердцем по-
тянувшейся в искусству. Аночка становит-
ся актрисой, Ее первая роль — роль Луизы
из «Коварства и любви». Она играет свой
первый спектакль перед’ красноврмейской
аудиторией. -

«Нет, Луиза не напрасно терзалась свой-
ми муками, — пашет К. Федин.—Она быза
‘не одинока в своем презрении к насилию,
в своей гордости перел лицом властелинов,
не одинока даже в бессилии и слезах. Сол-
дат революции, искавний правду жизни
повеюлу, становясь зрителем, требовал
правды и от театра. Он находил чабтипу
этой правхы в беззащитной девушке, и чем
возвышеннее казалиеь ему страдания. Луй-
зы, тем искреннее готов он был протянуть
ей руку защиты». 2

Чувство к Аночке Парабукиной не вету-
пает у Кирилла Извекова в противоречие с
его беззаветным служением революции.
Вратки, скупы те минуты, котерые он м0-
жет уделить своей любимой. Его зовет ро-
дина, зовет фронт. И, ни минуты не колеб-
лясь, и оттого, может быть, еще более
любимый, Кирилл Извеков уходит в ряды
боров — лобивать Деникина. Потлинной

поэзией овеяна спена прощания Кирилла
	Извекова с Аночкой. И вот уже етучат ко-
леса воинского эшелона. Все ближе фронт.
«Аночка вепоминалась (Кириллу, — Ан. Т.)
гораздо меныше, чем в начале пути. Но
это не беспокоило его. Аночка только 0т-
ступила в сокрытую глубину его сердца, и
он знал, что она будет там жить, пока
живо само сердце». Так, внутренне блат-
родно, сурово и одновременно поэтично идет
формирование этики нового человека-борпа.
	B прекрасно написанной сцене первой
ветречи знакомства Кирилла Извекова co
Оталиных и Вороняловым читатель как бы
угадывает весь дальнейший путь героя —
рядового коммуниста, которому будет суж-
	дено находиться в первых рядах строителей
Новой жизни.
	B борьбе, в суровой. непреклонной борьбе
с врагами революции, в борьбе за, утверж-
дение нового, небывалого общественного
	строя — строя социализма обретают свое
	счастье главные герой «Необыкновенного
лета» — старый большевик Рагозин, иро-
шезший тяжезую школу подполья, п моло-
Ao коммунист, полный онергви  Кирила
Извеков. В их образах Б. Федин утвердиз
CBee новое понимание историй, творимой
советским наролом пол руководством пар-
тии. Писалель показал, как труден был путь
вожаков народа в грозные годы граждан-
свой войны. Он изобразил всю пепкость и
упорную сопротивляемость людей старого
мира, он показал тягостные и кровавые ни
недолговечных побед Мамонтова, лютуюше-
го в захваченном им городе, он вхохновенно
в ярко нарисовал героику смерти во имя
победы революции. К. Федин не побоялся
	  ввести в свой роман чието публициетияче-.
	ские куски. Целые главы романа писатель
посвятил анализу военной обстановки,
предтествовавшей разгрому Деникина. Во
эти главы — не чужеродное тело в романе
Фелина. Они действительно необходимы для
более полной и всесторонней идеи. художни-
ка. `Логически вытекая из образной струк-
туры романа, эта идея находит себе под-
черкнутое выражение в публицистических
главах романа, Фелин здесь как бы  раз-
двигает индивилуальные судьбы героев ро-
мана ло: масттабов поллинно исторических.
	Кирилл Извеков, прибывший в Первую
Конную, с восторгом наблюдает парад ча-
стей, олицетворяющий собой несокруши-
мую ‘мощь вооруженных сил молодой Co-
ветекой республики, сил, ведомых и вхох-
новляемых партией большевиков и великим
Сталиным. Вот мелькнул перел ним: ковро-
	1 вый задок простых русеких саней, в ROTO-
	рых едет Сталин «в шинели солдатского
сукна, в меховой шапке, похожей на
шлем». , .

И здесь В. Федин прекрасно передал воз-
никающее в Кирилле Извекове чувство
единства с народом и вождем, чувство об-
щей слитности в великом порыве к победе.
	«Вак всегла в минуты душевного пох е-
ма, работа’ мысли была. одновременно ошу-
щением. Телесное чувство жизни’ сливалесь
с ‘тем неустанным холом картин и рассуж-
лений. который занимал собою мозг. бтеп-
	Г ное охнообразиь и беспрепятетвенная мер-
	ность шага только упрочивали это вдин-
ство дум и чувств. Hern становилось ва-
слажлением.
	Кирилл не отбирал в мыслях отдельных.
	черт поразившем переживания. Он чес в
	себе это переживание неизменным во всей.
полноте».
	Не менее сильно зто ощущение слитна-
сти большевика с народом и в сцене, когда
другой герой романа — Рагозин — ‘ведет or-
ряд моряков в бой против белых. =
		Новый роман К. Федина. находится в
основном русле советской литературы, имя
которому — социалистический реализм.
Яркое и правдивое отображение руководя-
щей роли большевистской партии. — важ-
нейшая заслуга автора, Глубокой . правди-
востью, подлинной партийностью веет от
его страниц. Свой незаурядный талант
К. Федин в «Необыкновенном летв» `без-
раздельно отдал служению народу, и ното-
му из-под его пера вылилось произведение,
которое, без сомнения, ‘найдет ‘лорогу к
сердцам многочисленных читателей бовет-
	ской страны. о:
Ан. ТАРАСВНКОВ.
	Обсуждение законопроекта о государственном бюджете
на 1949 ror
	экономическому и культурному развитию
‘страны: Министерству земледелия ассигнует-
ея 7.457 миллионов левов, министерству
строительства. — 6.402 миллион» левов,
‘министерству электрификации и мелиора-
ции—6.192 милляона левов. Около 5 мил-
‚лнардов левов отпускается на, развитие на-
‘YEH в искусства. Такая же сумма ассит-
‘нуется министерству народного просвеше-
‚ния, 4.427 миллионов получит министер-
‘ство. здравоохранения и т. д.

_ Сегодня Великое Народное собрание за-
слушало закононроект о государственном
ое республики в первом чтении, H0-
сле чего началяеь прения.
	СОФИЯ, 4 января. (ТАСС): Сегодня Ве-
ликое Народное собрание приступило к 0б-
суждению законопроекта о государственном
бюджете Народной республики Болгарии нз
	1949 год.
	Законопроект опрелеляет приходную часть
государственном бюджета в сумме 119.684
миллиона левов, & приходную. часть бюл-
жета народных советов — в 32.297 мил-
дионов  левов, что в итоге составляет.
151.981 миллион левов. В такой же
сумме определена расходная часть государ-
ственного бюджета вместе с ‘бюджетом на-
родных советов.

В проекте нового бюджета ярко oTpame-
HO стремление Болгарии к дальнейшему
	Навый роман Б. Федина <«Необыкно-
венное лето» *) — это эпопея тех гроз-
ных и великвх лет нашей  револю-
ции, когда рушилась старая буржуазно-
помещичья империя и когда многовековая
Русь переплавлялась в. огне гражданской
войны в бопиалистическую. Огромные
исторические сдвиги, рост и формирование
новых людей, кризис, переживаемный ин-
теллигенцией, — все это нашалю себе яркое
изображение в новом прюпзвеления Федина.
Автор выступает в нем не как бесстраст-
ный летописен дней минувиих, 3 как
художник, веей логикой своих образов, веем
строем своих Hie утверждающий праву
сопизлистической революции, правду боль-
шевизма.
	Огромная галлерея типов и эпизодиче-
ских лиц проходит перед читателем нового
романа К. Федина. Некоторых из них мы
уже узнали по претыдущему произведению
писателя — роману  «Мервые радости».
«Необыкновенное аэто» сюжетно примы-
кает в «Нервым радостям». И там, и здесь
в центре повествования молодой большевик
Кирилл Извеков. С огромной хуложествен-
ной щедростью рисует Федин этого чело-
века, так горячо полюбившегося ему. Но
если в «Первых радостях» Кириал Из-
веков, молодой революционер,  подполь-
щик-большевик, только начинает свой
жизненный путь, только  окунаетея в
суровую практику борьбы пролетариата, то
здесь, в «Необыкновенном лете», перех
нами талантливый, час от часу мужающий
и растущий государственный человек но-
вого, побежлающего социалистического 0б-
щества.

__ Период, обрисованный №. Фединым в его
‘новом романе, — переломный первод. В нем
` круто и бесповоротно решаются судьбы тю-
хей. Бозьшюй волжекий город, в котором
_ жили герои романа до революции, весь как
бы перевернут внутри взрывной волной
огромной силы. Вчерашний купчик-спорт-
смен Витенька Шубников становится. шо-
фером Врасной Армин, чтобы тут же пре-
дать. изменить, напакостить. Бродит по а9-
сам матерый волк, верный слуга самодержа-
вия — жандармекий подполковник Поло-
тенцев. В страхе трясется над накопаен-
вым золотом старик Мешков. Пути этих
	_ дюдей = пути врагов. И отношение к нам
	писателя — ясное, непримиримое — они 00-
‚ речены на гибезь.
	„Но есть другие—люхи, которым револю-
- ция. принесла внутреннее освобождение,
раскрыла большой, светлый и просторный
мир. Различны их индивидуальные челове-
ческие судьбы. Вот русский офицер Дибич,
вернувшийся из немецкого плена на. роли-
_ ну. Эте измученный, духовно одичавший
_ человек. У него‘не осталось ничего, кроме
- страстной жажды покоя, отдыха, тихого
_ счастья в родительском доме. Но революция
берет Дибича в крутой оборот, в он стано-
сится военспепом в рядах Красной Арми,
он снова обретает свое внутреннее челове-
ческое- достоинство, духовную цельность и
красоту, обретает их в борьбе народа,
И когда Либич гибнет от случайной бан-
_ дитской ‘пули, — его смерть воспринимает-
ся как гореетное, трагическое событие,
	Есть в романе Федина герой, напоминаю-
щий персонажи его старых романов. Эта
писатель Пастухов. Но если колебания п9-
добных -2ю1е8 были кода-то мучительно
дороги Фелину, то к Пастухову он отвосит-
ся с явной иронией, Федин заставляет Па-
стухова сделать политический выбор после
того, как он прошел кратковременную шко-
лу случайной двухнедельной отсидки в
	*) «Новый мир “A 13а7 г, №№ 1,5. 9, 12.
1948 г. №№ 4,
	Обращение. Центрального правления СЕПГ
	кам и поджигателям войны вместе © их
пособниками, ‘которые зарекомендовали се-
бя злейшими’ врагамв немецкого народа,
мира и демократии. .
	Решения Варшавской конферевпии Mn.
	нистров иностранных дез CCCP ин стран
народной демократии свидетельствуют о
TOM, что B ITOH Gopnde мы не являемея
одинокими. Нам обеспечена поддержка ми-
ролюбивых сил во всем мире. Hewerpeait
народ полжен сплотиться на основе п
ложений Варшавской конференции о ей
нии временного демократического миролю-
бивого общегерманскойо правительства, за-
включения мирного договора и отвода вех
оккупадионных войск в течение года после
заключения мирного договора». -
	Обращаясь к трудящимея немцам совет
ской оккупационной зоны Германии, цен-
тральное правление СЕПГ призывает их Е
укреплению нового. демократического `п-
рядка, к развитию мирной экономики, к по-
вышению  произволительности труда и
укреплению трудовой морали. Первое ян-
варя 1949 гола-первый день двухлетнего
‘плана восстановления мирной экономики
советской зоны. Выполнение этого плана
даст гарантию будущему неменкото народа.

Обращение заканчивается призывали:
«За единство Германии!, «За победу но-
вого демократического перяхка во всей Гер-
Manual», «За мир, демократию и социа-
лизм!».

`Обращение подписано  прелселателями
	СЕПГ Вильгельмом Пиком и 0тто Гротево-
лем.
	Берлина. Поэтому необходимо покрыть не-
достающие средства 3% счет населения.

Финансовое управление американской
военной администрации сообщило, что ру-
ководители немецких инстанций лолжны
будут отдавать оккупационным властям
35 пронентов от суммы дополнительных
налогов, которые вводятся ва доставку
товаров в Берлин по «воздушному мосту»:
Экономический совет во Франкфурте: ре-
шил взимать. в 1949 году с населения
Западной Германии так называемую «060-
бую таксу» в ‘форме косвенных налогов.
На все ‘товары широкого потребления бу-
дут установлены дополнительные налоги
в размере 15 проп., на медикаменты —
20 прон., на импортное продовольствие
10 проц.
	ярко выраженная и 356 обостряющаяся
инфляция — таковы последствия финан-
совой политики империалистических г-
бударств, проводимой ими в период
войны,

Е
	Вторая мировая война, закончившаяся
разгромом фашиетеких агрессоров, в кото-
DOM решающую роль ‹ыграл Советский
Союз, привела к дальнейшему углублению
a обострению общего кризиса капитализма.
	Важнейшим атом. войны является
гремалный рост политической и экономи-
ческой мощи CCCP, ero международного
авторитета ‘и влияния. В послевоенный
периол изменилось соотношение вил на
межлунаролной арене в поаьзу социализ-
ма, в ушерб капитализму.

Американский империализм,  обогатив-
шийся на войне, пытается закабалить весь
мир п путем невиданной гонки вооруже-
НИЙ и разжигания военного  пеихоза
найти выход из обостряющихея внутрен-
них противоречий, предупредить или хотя
бы ослабить надвигающийся ° экономиче-
ский кризис.

Развивая згрессивную активность в
всех направлениях, реакционные крутя
США стремятся обмануть миллионы по-
стых людей. отвлечь их внимание от пре-
ступней деятельности поджигателей войны.
Так, современные буржуазные экономисты
США и Англии утверждают, что ангао-
саксонокие страны перешли на мирный
бюджет вскоре после окончания второй
мировой войны,

Однако факты опрокидывают эти лживые
утверждения. В эпоху империализма и
общего ° кризиса капитализма, Ranga,
выражаясь словами В. И. Ленина, «милита-
ризапия проникает собой всю обществен-
ную жизнь»*) и когла развитие мирового
капитализма «...происходит не в виде
плавного и равномерного  пролвижегия
вперед. а через кризисы и военные ката-
строфы» (И. В. Сталин), так называемые
мирные бюджеты катлеталистических го-
сударств являются, по сути дела, воен-
ными, бюджетами. При этом характерно,
 ro после каждой войны 0б’ем госуларет-
венного бюджета непрерывно возрастает,
поглошая все большую долю националь-
Ниго дохода на финансирование военных
расхолов.
	*) ‘Ленин, Соч., т. ХХ, стр. 317.
	(Окончание на 4-й стр.).
	к трудящемуся населению 1ермании
	западных сектовов Берлина
	БЕРЛИН, 4 янвзря. (ТАСС). Опублико-
вано новогоднее обращение: социалистиче-
ской единой партии Германии (СЕШ) к
	  Трулящемуея населению .Рерманий.
	Центральное правление СЕПГ заявляет,
что 1948 год прошел под знаком острой
борьбы за единетво и демократизапию Гер-
мании, Надежды немецкого народа на 60-
здание  всегерманского демократического
правительства, на заключение мирного ло-
	Говора в прошелзшем году не были осуще-
	ствлены. Принятые на конференции me-
сти зацадных держав так называемые лон-
донские «рекомендашии» положили начало
жесткому курсу на раскол Германии.
	Б обращении СЕПГ перечисляются про-
извольные акты западных оккупапионных
держзв, направленные на раскол Германии
и Берлина. Трулящееся население. Берлина
ответило на это образованием нового. лемо-
кратического магистрата, ‘который ведет
энергичную борьбу за единую ‘валюту. за
	CLARO управление, за елинообразное енао-
	жение во. всем Берлине, & также за демо-
‘кратязацию всей Жизни в ое Герма-
Вии.

Далее в HOSOTOIHEM обрати r030-
ритея:

«Борьба . ва восстановление `елинетва
Берлина не отделима от борьбы-ва един-
ство Германии. Все демократические и
	прогрессивные силы нашего народа кате-
горически отказываются признать раскол
Германии в качестве совершивиеговя фак-
та и отвечают на это Улвоенным вопро-
	тивлением империалистическим ‘раскольни-
	_ БЕНА, 4 января. (ТАСО. Венская га-
зета «Дер Абенл» в собственной информа-
	ции из Франкфурта-на-Майне  пёрелает,
um в 1949 roxy населению Западной
Германии придется выплачивать высокий
дополнительный налог на товары широ-
кого потребления, на медикаменты и им-
портное продовольствие. Как заявил вице-
президент экономического . совета Дарен-
дорф, это мероприятие, предложенное
главнокомандующими западных зон ок-
купация Германии, должно быть проведе-
НО В СВЯЗИ © тем. что для нокрыия pac-
	  Хохлов
	«магистрата» западных  секторов-
	Берлина необходимы огромные ‘суммы де-
нег. Произвольное разделение Берлина 3a-
падными державами привело к значитель-
ному сокращению доходов ‘от торговли и
промытиленности в западных секторах
	‘Ha ком же падают тягпты военных
займов?

Анализ сложной механики ‚фивансиро-
вания войны показывает, aro. TATOTHI
военных займов падают Ha трудящиеся
массы не только современного, но и буду-
ших поколений. Уплата процентов и пога-
шение займов производятся за счет уве-
личения налогового обложения трудяших-
ся. Важдый заем таит в себе увеличение
старых и введение новых налотов. Воен-
ные займы лишь отерочивают осуществ-
ление хирургической операпийи над кар-
	манами  рабочих,. крестьян и других
низкооплачиваемых групп населения. В
начале 1917 гола Ленин паеал: «Финан-
	совый капитал нажил миллиарлы: гора
военных долгов показывает размеры дани,
которую пролетариат и неимущие массы
«должны» теперь выплачивать десятиле-
тиями международной буржуазии...>” ) На
каторге вапиталистических фабрик рабо-
чие «должны. «честным. трудом» отраба-
тывать сотни миллиардов государственяю-
ro толга...>**)
	Такова сушность  капиталистических
методов финансирования военных  расхо-
дов. . :

Одним из важнейших следствий второй
иирозой войны как в воевавших, так ив
нейтральных капиталистических странах
является резко выраженная инфдяпия. По-
родив мировые войны, эпоха империализма
вызвала и мировую инфляцию в период и
‘осле войн 1914 — 1918 в 1939 _
1945 rr.

33 POABI Войны денежное обращение в
Англии более чем улвеплось, в Соединен-
ных Штатах увеличилось в четыре рава,
а в гитлеровской Германия `— Почти в
шесть раз. ;

Широкое использование эмиссии бумаж-
ных денег для покрытия издержек войны
об`ясняетея тем, что эта Эмиссия лает
возмажность › посподетвующим классам
переложить бремя военных расходов на
трудящиеся массы и вместе © тем увели-
мивать и 50ез того  огрмные  прабыли
военного. времени.
	Таким образом, война оставила тяжелое
	  финансовое наслелие трулящимея массам
	капиталистических государств; огромные
государственные долги, высокий урб-
вень прямых и л косвенных налогов,
	*) В. И. Ленин, Собр. соч., т. АТА, стр. о
**) Там же, стр. 385. -

30 что обходится гонка вооружений?
	людей, поставленных под ружье, & также
содержать огромный государственный бю-
рократический аппарат?
	Подсчитано, что около 20 процентов
военных расходов, произведенных всеми
государствами, принимавшими ‘Участие в
	первей мировой войне, было покрыто пу-
тем налогов, а остальные 80 пронентов —
путем займов и выпуска бумажных денег.

Во вторую мировую войну налогами бы-
ло покрыто около 35-40 процентов всех
военных расходов, а остальные 60—65
процентов — займами и эмиссией бумаж-
ных денег.

Во время войны налоговая экоплоатадия
трудящихся в капиталистических  стра-
wax необычайно усилилась. Повышение
ставок прямых и косвенных — Нало-
гов, введение новых налогов, снижение
необлагаемого минимума, сокращение нало-
товых льгот, — все это привело к даль-
нейщему ‚абсолютному и отноеслтельному
обнищанию трудящихся. Так, по данным
английских экономистов Ф. Шираса п
4. Ростаеа, в Англии налоговые из’ятия
(пряные и косвенные налоги) у лиц, име-
ющих годовой дохол от. 100 до. 500 9. ет.
(т..е, у основной массы английского на-
рода), составили в 1913-—14 г. около 4
процентов дохода, в 1918—19 гг. — 10
процентов, & в 1941—42 — уже около
19 процентов получаемом дохода. В по-
следующие годы войны бремя налогов еще
более усилилось.

В то же время налоги на прибыли
искусственно занижаются. Ente в самом
начале второй мировой войны, когда стало
очевидным, что предстоит стремительный
роет. военных расходов, известный англий-
ский экономист Д. Кейнс, до конца своих
дней зашищавший интересы британекого
пмпернализма, заявил, что дальнейшее по-
вышение прямых налогов на доходы капи-
талистов невозможно.

Бывший министр финансов США Mop-
гентау, желая оправдать в глазах американ-
ского народа свое нежелание посягнуть на
алчность монополий, отметил, что высокие
налоги на’ вленвые прибыла парализуют
нервы бизнесменов и не дают им возмож-
ности повышать деловую активность. Co-
веты буржуазных теоретиков и практиков
не остались без внимания. Во всех. стра-
нах кривая военных прибылей круто под-
	финанеового напряжения воюющих госу-
даретв, равно как и госуларетв, ведущих
бешеную гонку вооружений, показывают,
что стоимость войн постоянно повышается.
	По некоторым подечетам, расходы на
войну 1914—1918 гг. почти раваядись
расходам на все войны предыдущего, XIX
столетия *). Вторая мировая война по
своим финансовым затратам намного пре-
взошла первую.

Войны Х1Х столетия отвлекали пример-
но 8—13 процентов национального дозо-
да. Во время мировой войны 1914—
1918 гг. военные расходы во всех стра-
нах поглошщали ежегодно около 50 про-
центов национального дохода. Мировая вой-

.. аа ЗЕ - к: аа № <
	из 1933—1940 гг. подняла счет. до
60—70 процпеатов.

По подсчетам американских — экономи-
	стов, произведенным на основании 0ди-
цизльных правительственных данных
полуофициальных сведений, прямые воен-
ные: расходы всех воевавших капиталиети-
ческих ‘государств, проведенные по госу-
дарственным бюджетам за голы войны, с4-
ставили 925 марл. долл.**) против 208,1
млрл. долл. в первую мировую войну.
	Следует отметить, что в эту сумму
(925 млрд. долл.) не включены военные
издержки Китая, так как их не представ-
ляется возможным подсчитать даже при-
близительно.
	В нее не включен огромный ущерб,
возникший в результате разрушений и
‘уничтожения материальных ценностей, co-
зданных трудом многих поколений. Не уч-
тены также колоссальные убытки, BO3HHR-
шие в результате отвлечения МИЛЛИОНОВ
людей в расивете физических п творче-
CREX сил в армию, убытки, езязанные с
эвакуацией населения и предприятий из
угрожаемых райодов, и другие.
	Ато же заплатил 2a войну’ Из чьих
кармалюв министерства финансов капита-
листических государств из‘ялн деньги для
того, чтобы оплатить вооружение u 60e-
припасы. Кормить й одевать МИЛЛИОНЫ
	_*) с. Crowter, Ways and Means of War.
Oxferd, 1940, p. 2

**) The World Almanach. New-York, 1947,
р. 873.
	После почти двухмесячной дискуссии на
третьей сессии Генеральной Ассамблен
OOH знгло-американский блок и посдущ-
ное ему «большинство» отклонили пред-
ложения Советского Союза о запрещении
атомного оружия, о сокрашении вооружения
‚великих держав на одну треть в течецие
года и о создании в рамках Совета безо-
пасности международного органа контроля
за выполнением этих мероприятий.
	Отклюнив советские предложения, отве-

чающие коренным жизненным интересам
народов, англо-амернканский блов еще раз
продемонстрировал всему миру  агресенв-
ность своей внешней политики, заинте-
ресованноеть в сохраненин варварекого
атомного оружия и в продолжения бестрн-
мерной но овойм масттабам гонки вооруже-
and.
__ С другой стороны, делегации CCCP
стран народной демократии еще раз пред-
стали перед мировым общественным мне-
ннем в качестве непримиримых борцов за
мир я безопаеность, против разжигания
НОВОЙ ВОЙНЫ.

`Еще накануне мировой войны 1914—
1918 гг. Ленин неустанно срывал маски с
организаторов войны, векрывал подлинные
причины бешеной гонки вооружений B Ra-
питалистаческих странах. «Золотой дожль
льется прямо в карманы буржуазных ноли-
тиков, которые составляют тесную межлу-
народную шайку, полстрекающую жен
к соревнованию в деле вооружений...» *).
	hak злоболневно звучат эти денинекие
слова сегодня, когда лидер имнпериади-
стической реакции Черчалль и егэ ворат-
ники по 0бе стороны Атлантического окед-
на, забывая все уроки астерни, пытаются
раздуть пожар новой мировой войны.

За чей, же счет производятся гонка воору-
жений? Откула берутся деньги для расчетов
с монополистами за военные ‘поставен? Ка-

кова Финансовая механика гонки воору-
жений?
НИ.
	Опубликованные в печати пифры, в той
илн иной мере характеризующие  стедень
	*) В. И. Ленин. Соб. соч., т. 19, стр. 853.
(ТУ издание),
	Итак. усиленный натиск на карманы
трудящихея и всемерная охрана доходов
капиталистов —= такова классовая суш-
ность налоговой политики империалисти-
ческих государетв..

Поскольку налоги оказались недоста-
точными для покрытия быстро возрастаю-
ших военных расходов во всех капитали-
стических странах, образующиеся в связи с
этим бюджетные ‘дефипиты покрывались
государственными: займами и эмиссией бу-
мажных денег.

Для финансовой олигархии государст-.
венные ° займы —= чрезвычайно  выгод-
ная форма вложения денежных’ кани-
талов. По займам выплачаваются  та-
рантированные государством проценты за
счет бюджета, т.-е. за счет миллионов на-
логопазтельщиков. Облигации св време-
нем погашалотся. Важно отметить также и
Td, что средетва, собранные государством
путем займов, возвращаются к каплтали-
стам обратно при оплате военных заказов
пе высоким монопольным ценам,

_ В результате широкого использования
займов для финансирования военных расхо-
дов к конпу второй мировой войны во веех
капиталистических странах государетвен-
ный долг достиг астрономических. размерэв.
В Англии он возрос с 8,4 млрд: ф. ет. в
августе 1939 г. ло 23,1. млрд. ф: ст: в июле
1945 г., т.-е. почти втрое. Государственный
долг США ко дню безоговорочной капитуля-
ции Японии достиг 262 млрд. долл. против
57,9 млрд. долл. в конце 1941 года.

В конну войны государственный дозг
в ряде стран превышал не только напио-
нальный дохол, но и национальное богат-
ство. Как пирамиды в пустыне, высятея
огромные суммы государственных ‘долгов,
являяеь олним из важнейших проявле-
	ний загнивания капитализма в эпоху его
	общего кризиса.
По ‘ориентировочным подсчетам, ^ мяро-
	вая залолженность всех госуларетв в 1901
голу определялась в 31 млрд. долл. Миро-
вая война 1914—1918 гг. увеличила ее
10 130—160 млрд. долл. Вторая мировая
война полняла счет государственного дол-
ra ло 800—900 млрд. долл.