ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 ЯНВАРЯ 1943 г. №
	ПИСЬМО В РЕЛАКЦИЮ
	Строго охранять.
докучаевекие лесные полосы
в Донбассе
	Полезащитные лесные полосы в Дан-
бассе — Деркульский степной участок
(Беловодский район  Ворошиловградекой
области) — были заложены по замыслу
великого русского ученого Василия Ва-
сильевича Докучаева.

Небезыгнтересна история создания Цер-
БУЛЬСКого участка. В 1892 году, п9-
сле катастрофической засухи, лесной ле-
партамент организовал экепедицию, кото-
рой было поручено выяснить причины,
порождающие засуху, и разработать меры
борьбы с ней. Экспедиция, возглавляемая
В. В. Докучаевым, создала для научно-
исследовательских работ три опытных лде-
сокультурных участка в степи. Один из
них и был Деркульский. Здесь Докучаев
заложил аееные полосы в 1893—1595
годах.

Докучаевские лесные полосы состоят из
губа черетичатого с примесью клена остро-
тистного, ясеня обыкновенного и разлач-
ных кустарников.
` Дубы в деркульских посадках сейчас
достигли  двенадцатиметровой высоты и
20 —24 сантиметров в диаметре на вы-
соте груди. Почва под лесом лишена тра-
вянистой растительности. Наблюдаетея ес-
тественное осеменение почти всех пород.
Общая площадь докучаевеких полое равна
приблизительно ста гектарам.

Rh сожалению, прилегающие к полосам
поля, принадлежащие колхозу имени Бу-
денного (с. Городище) и колхозу имени
Ворошилова (с. Даниловка), используются
неправильно. Здесь много перелогов, к TOMY
же сильно засоренных, превращенных в 69-
инятельные сенокосы.
	В лесных полосах производятся бесеи-
стемные рубки, главным образом, дуба,
якобы для хозяйственных пелей. Необхо-
димые же санитарные рубки не проводятся.
	Докучаевский лес в Ворошиловградекой
области служит примером для разведения
лесов в степи. Его надо взять под охрану
и, может быть, даже об’явить заповедии-
ком. Великий сталинский план преобразо-
вания приролы степей и лесостепей обязи-
	Вост Нас в этому.
Профессор В. СКОРОХОД.
т. ВОРОПТИЛОВГРАЛ,
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ
«ИЗВЕСТИЙ»
	„совет Министров Татарской АССР
плохо руководит колхозами“
	Совет Министров Татарской АССР, 05су-
див опубликованную под таким заголовком
статью («Известня» эт 28 лекабря 1948 r.),
	признал совершенно правильной coepma-
	щуюся в ней критику. Намечен ряд. мер
по улучшению руководства колхозами.
Министерству сельского хозяйства Ta-
тарской республики предложено организо-
ванно провести отчетно-выборные собрания
в колхозах, решительно нокончить © на-
рушениями Устава  сельскохозяйственной
артели, обеспечить строжайшее соблюдение
принципов внутриколхозной демократии.
	Совет Министров Татарской ACCP oé4-
зал Министерство сельского хозяйства при-
нять меры к быстрейшему введению но-
вых норм выработки и сдельных расценок
в0 всех колхозах, обеспечить распределе-
ние доходов строго по трудодням, а также
оказать практическую помощь колхозам в
своевременной и правильной разработке
производственных планов и залданай для
бригад, звеньев, животновохческих ферм.

Намечены меры по оказанию помоши
сельскому хозяйству со стороны промыш-
ленных министерств и промысловой коопе-
рации, а также по улучшению культур-
но-просветительного obcayanpanna EOIX03-

НИКОВ.
		7 (9847)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

В Совете безопасности
	Выступление представителя Голландия
ван Ройена отличалось циничным пренеб-
режениемх даже в тем урезанным и недо“
статочным резолюциям, которые“ были приз
rare Советом безопасности тю индонезяй-
скому вопросу. Голландекий представитель
утверждал, что военные действия толланд-
ских войск в Индонезии захончены (a He
прекращены) в те сроки, которыю- он зара-
нее называл Совету. Однако он тут же зая-
вил, что войскам отдан приказ весля опе-
рации «прочесывания», являющиеся не
чи иным, как прямым продолжением воен-
ных действий. Заявляя таким образом о
намерении голландекого командования 00о-
должать истребление инлонезийцев, ван
Ройен в то же время добивался, чтобы Co-
вет потребовал от индонезийского народа
прекратить партизанское  сопротявление
голланлекой атресени. ,
	йвно издеваяеь над решением Совета,
требовавшим освобождения всех республи-
канских деятелей, ван Ройен заявил, что
они «пользуются полной евободой передви-
жения» на небольшом острове Банка, куда
они сосланы И ввенными вла-
стаями.

Из речи индонезийского представителя
Налара явствовало, что народ Индонезий-
ской республики оказывает решительное
сопротивление голландеким захватчикам.
Цалар огласил телеграмму, полученную им
от республиканского правительства, свиде-
тельствующую 0 том, что основные силы
республиканской армии не разгромлены и
перешли в партизанской борьбе на всей
территорий Явы п Суматры. Телеграмма
указывает, что в Южном Борнео началось
восстание против голландских властей.

Палар заявил, что пренебрежительное от
ношение Голландии к резолюциям Corea
безопасности представляет собой вызов 00-
вету, & заявление 0б окончании военных
действий голландокими войсками — Ha-
смешку, поскольку окончание крупных в0-
енных операций не будет означать предпи-
санного Советом прекращения огня.

Делегат Индонезийской республики про-
сил Совет вновь рассмотреть предложение
о том, чобы Голландии было предписано
отвести войска на линии, на которых они
нахолились по начала военных действий, и
потребовать возобновления переговоров ¢
Инионезийской республикой.

Делегат Египта, присоединивитись к 0су-
ждению голландекой агрессии, в то же вре-
мя выступил © заверением, что он «не
рекомендует  поопешные действия», &
лишь предлагает, чтобы Совет «занял б9-
лее сильную позицию».

Хотя можно уеучниться в искренности
намерений, высказанных н% вчерашнем
заседании Совета безопаюности, заседание
представляло собой необычную картину.
Представители американокой делегации, к
которым были адресованы многие справед-
тивые упреки, ничего не могли на них
ответить и хранили упорное молчание.

Очередной председатель Совета ‚ванах-
ский генерал Махнотон поспешил об`явить,
что заседание Совета безопасности закры-
вается, и, сославшись на важность вопроса
и необходимость консультации между чле-
нами Совета безопасности, заявил, что
следующее заседание по индонезийскому
вопросу состоится 11 января.
	HbIO-HOPR, -8 января. (ТАСС). „Совет
безопасности, делегаты которого возврати-
лись на-днях из Парижа, возобновил свои
заседания во временной резаденции ООН в
Лейк-Саксессе. Вчерашнее заселание Созе-
та было вновь посвящено положению, соз-
давшемуся в Индонезии в связи с нападе-
нием Голландии на Инлонезийскую респуб.
лику я оккупацией ее территория голланд-
скими войсками.

В качестве заннтересованных сторон на
заседании присутствовали представители
Индонезии, Австралии, Индию, Филиппин,
Бельшии и Голландии.

Прямая и последовательная позиция де-
легации СОСР, настойчиво требовавшей от
Совета безопасности при обсуждении ‘ан-
донезнйского вопроса в Париже репентель-
ного осуждения голландожой агресони про-
тив индонезийского народа и принятия
действенных мер против агрессора, так
же, как п ‚разоблачение ею открытом п
циничного пособничества голландским аг-
рессорам cO стороны их американеких п
английских покровителей, ветретили глубо-
кое сочувствие у наролов всего мира,
	Бозмущение агрессией голландекого пра-
зительства в соседних © Индонезийской
республикой странах явилось той причия-
ной, которая заставила вчера представите-
лей ряда делегаций выступить © осужде-
нием империалистических действий гол-
ландекогх правительства и по. существу
прасоединиться к делегация СОСР в требо-
вании рептительных мер против агрессора.

Представитель Аветралии Мэйкин при-
зывал Совет безопасности не уподобляться
страусу, прячущему голову в зыбучне пес-
ки Лейк-Саксесса в стремлении не. заме-
чать - нарушения > решений 00Н. Приведя
многочисленные факты. нарушения гол-
ландцами соглашений и обязательств 10
отношению к Индонезийской республике,
австралийский делегат подчеркнул, что ре-
золюция Совета безопасности о прекра-
шении военных действий против Индоне-
зийской республики голландиами не вы-
полнена, & президент и другие политиче-
кие деятели Инлонезийской республики не
освобождены голландцами. Мойкин выдви-
нул«минимальные условия» для урегули-
рования этого положения. Нетрудно заме-
тить, что основные из этих условий бе-
рут св0е начало в предложениях, уже
ввосивигихея делегатом ОСОСР на заседанил
Совета безопасности 24 декабря. В число
атих условий входит, во-первых, немеллен-
ное прекращение военных действий, во-
вторых, отвод голланлоких войск и3 38-
хРАЧенных ими районов Индонезии и, в-
третьих, обробождение и прелоставление
полной свободы передвижения и действий
республиканским деятелям.
	Делегат Индии Рама гау. заявил, что
тах называемые операции «прочесыва-
ния», к которым перешли сейчас голланд-
ские войска в Индонезни, фактически
прелетавтяют собой продолжение военных
действий, прекращение которых предииеа-
но Советом безопасности. Рама Рау отые-
тил. что гогланлекое правительство для
	своей атрессии в Индонезии черпает сред-
ства, отпускаемые Голландии по «илану
Маршалла» и что этот «план», направлен-
ный на словах к обеспечению мира, на
теле содействует нарушению мира.

з помощь советскому активу
	вительную оценку работе постоянной ко-
миссии сельского хозяйства и заготовок
Селищенского сельсовета потому, что она
«проверила состояние подготовки к в6-
сеннему севу в колхозах, подротовила вопрос
Е сессии, проверяет состояние животновод-
ства». При этом никто не поннтересовалел,
& улучшилось ли дело с подготовкой к севу
B колхозах после проверки, проведенной
компесией. На деле сказалось, что к началу
весенне-полевых работ часть лошадей была
в состоянии истошения или ниже средчей
упитанности, ряд колхозов не имел семян.

Авторы делают правильный вывод, что
постоянная комиссия должна так организо-
вать свою работу, чтобы ве только выяв-
лять и регистрировать факты неблагополу-
Чия в том или ином колхозе, на том или
ином участке, но. и вносить свои предложе-
ния на рассмотрение Совета или исполни-
тельного комитета, настойчиво добиваться
устранения недостатков, не успокаивать-
ся до тех пор, пока положение не будет
исправлено.

В главе «Депутаты местных Советов»
правильно подчеркивается, что  исполни-
тельные комитеты обязаны всемерно содей-
етвовать депутатам в организации их дея-
тельности, периодически созывать совеша-
ния депутатов для обмена опытом работы,
оказывать им помошь в выполнении депу-
татеких обязанностей. Руководители испол-
комов должны чаше ветречаться с денута-
тами, внимательно прислупиваться к их
предложениям.

Отдельные главы книги посвящены та-
ким важным вопросам, как, например,
«Организация деятельности исполкома рай-
совета», «Как подготовить и провести сес-
сию», «Сельские сходы», «Вак следует
организовать работу исполкома сельсове-
та», «Решения и распоряжения ‘местных
Советов и их исполнительно-распоряди-
тельных органов».

В брошюре имеются отдельные пробелы,
спорные положения. Так, например, при
освещении вопроса о взаимоотношениях по-
стоянных комиссий вышестоящих и ниже-
стоящих Советов приводится как положи-
тельное явление то, что комисеня народно-
м образования областного Совета провела
совешание председателей постоянных ко-
seca районных Советов. С этим нельзя
согласиться. Созыв таких совешаний — ue
дело комиссии. Неправально также следую-
шее утверждение: «Если исполком сельсо-
вета признает, что решение, принятое па
сельском схоле. является незаконным или
	  нецелесообразным. то он обязан перелать то-
	прос на разрешение исполкома районного С0-
вета». Сельсовет, как известно, имеет право
сам отменить неправильное решение схода.

Но эти, как и некоторые другие недо-
стати, не мештают дать книге в. целом по-
ложительную оценку.

В предисловии издательства говорится,
что в книге помещены в дополненном и си-
стематизированном виде статья. опублико-
ванные в газете «Пековская ппавла». Вол-
	лектив газеты «Псковекая правда» и 06-
ластное излательство, вылустив эту квигу,
слелали полезное делу.
	A. PAACHEBHH.
	районных Советах не направлена Ha pe-
шение  хозяйственно-политических задач.

В одном из решений Павского районно-
го Совета; например, говорится, что испол-
ком районного Совета многое сделал для
налаживания организационно-массовой ра-
боты: улучшилась связь  денутатов
е избирателями, значительно улучнеи-
ли свою работу постоянные комиссии. Ка-
ковы же результаты всех этих улучшений?
Оказывается, подготовка к весенним поле-
вым работам была проведена неудовлетво-
рительно, выполнение финансового плана
сорвано, плохо выполняется план дорожных
работ, нарушения Устава сельскохозяйст-
венной артели продолжаются. Можно ли
при наличии таких серьезных недостатков
говорить о каком-либо улучшении органн-.
запионно-массовой работы?

В состав Псковского областного; район-
ных, городских и сельских Советов избрано
6.184 депутата. На своих первых сессиях
Советы образовали около двух тысяч пе-
стоянных комиссий, в которые вошло
большинство депутатов и значительное
число актива.

Одна из глав брошюры посвящена работе
комиссий. В ней приводитея много фактов,
характеризующих их плодотворную  дея-
тельность. Например, постоянная комис-
сия сельского хозяйства и заготовок Ерас-
HOLYFOBCROTO сельского Совета Палкин-
ского района провела значительную pa-
Gory по организапии  социалистическо-
го соревнования колхозников и колхоз-
ниц на полевых работах. Во всех колхозах
сельсовета весенний сев был проведен в
ранние сроки. Вомисеня активно боролась
за проведение уборка урожая в сжатые сро-
RH, за досрочную поставку государетву
сельскохозяйственных продуктов.

Однако, говорится в брошюре, многие
исполнительные ‘комитеты опибочно ечи-
тают, что, поскольку ностоянные комиссии
являются органами Советов, 10 исполкомы
не должны интересоватьея их работой. В
результате подобного «невмешательства»
в дела постоянных комиесий многие из них
бездействуют, а Советы депутатов трудя-
шихся и их исполнительные комитеты  ли-
шалотся возможности использовать эту боль-
вгую общественную силу для устранения
недостатков в хозяйственном и культурном
строительстве.

В книге резко критикуются факты фор-
мализма в руковолетве Советов работой ко-
миссий.

«Постоянные комиссии, — говорится в
брошюре, — олжны составлять план своей
работы, увязывая его ® планом работы
пеполнительного комитета, регулярно прю-
водить заседания. Из этого некоторые то-
вапищи делают неправильный вывод, что
работу комиссии можно опенивать только
по формальным признакам — имеется ‘ли у
комиссии план работы и сколько раз она
заселала. Такой формальный подход приво-
тит к тому, что п комиссий нередко занима-
	ются только тем, что составляют планы ра-
бот и проводят зазелания в ущерб живо4,
творческой деятельности».
	В книге рассказывается, как на сессии
Порховского районного Совета дали поло-
	Соревнование конькобежцев
	500, 1.500, 5.000 и 10.006 метров, женщи-
ны — на 509, 1.000, 3.000 и 5.000 метров,
юноши — 500, 1.500; 3.000 и 5.090 метров,
девушки — 500, 1.000, 1.500 и 3.000 мет-
ров. Зачет ведется по сумме очков, набран-
ных каждым участником по всем дистан-
циям.

Матч открылся парадом участников.

Бег на 500 метров у девушек выиграла
Л. Чернова (город Киров); ее результат —
546 секунлы. Горьковчанка Н. Донченко
прошла дистанцию в 1.500 метров’ за 3 ми-
нуты 05,1 секунды.

Среди юношей Л. Лисин (город. Горь-
	OOM
	Обобщить лучший опыт смествых Сове-
Тов, помочь советскому активу приобрести
и расширить познания в областя теораи и
практики советского строительства — важ-
ная задача нашей периодической печати,
центральных и областных издательств.

Отрадно отметить, что некоторые област-
ные издательства в послелнее время вы-
пустили ряд брошюр 0 практике работы
местных Советов. Ленинградекое издатель-
ство за непродолжительное время напечала-
ло три брошюры о работе советекого актива
по восстановлению Ленинграда. В Москве,
Барнауле, Томске, Свердловске изданы бро-
шюры о работе местных Советов.

Пековское издательство недавно выпу-
стилю в помощь советскому активу броппору
«Некоторые вопросы из практики работы
местных Советов депутатов трудящихся» *).
Собранные в ней статьи обобщают и анали-
зпруют деятельность местных Советов
Псковской области. Но в ней всесторонне
освешены факты и явления, характерные
для работы и других местных Советов. По-
этому бронпора привлечет внимание работ-
ников местных Советов и других областей.

Успех деятельности местного Совета во
многом зависит прежде всего от четкой,
глубоко продуманной постановки организа-
ционно-массовой работы, от уровня органи-
зационного руководства, от того, как нобта-
влена проверка исполнения принятых pe-
шений. -

Освещению этих вопросов и посвятают-
ся первые главы брошюры. В разделе «Глав-
ное в организационной работе местных Co-
ветов» огонь соередоточивается против фэр-
мализма при осуществлении контроля ис-
полнения. «Организуя контроль исполне-
ния, — говорится в бронгюре, — некоторые
работники советского аппарата увлекаютея
техникой дела, ошибочно полагая, что до-
статочно завести контрольные карточки, с0-
составлять и представлять справка и отче-
ты». Не отрицая значения делопроизволетва
по контролю исполнения, авторы правиль-
но указывают, что «проверять псполне-
ние — это значит проверять не только в
канцелярии, не только по формальным от-
четам, но прежде всего на месте работы,
по фактическим результатам исполнения...»

На многочисленных фактах книга ил-
люстрирует, к чему приводит формальное
отношение к проверке исполнения.

Векрывая канцелярские, формально-бю-
рократичеекие методы работы п руковол-
етва, бропиора нацеливает советский актив
на решительное улучшение организаторской
деятельности местных Советов и их испол-
нительных комитетов.

В главе, посвяшенной организапионно-
массовой работе районного Совета, правиль-
но подчеркивается, что эту рабогу нельзя
рассматривать как самоцель. Она лишь
средство, необхолимое условие успешном
выполнения стоящих перед Советом задач.
Факты же свидетельствуют о том, что орга-
‘низационно-массовая работа в некоторых
	*) В помощь советскому активу. Некото-
рые вопросы из практики работы местных
Советов депутатов. трудящихся. . Псковиз-
дат, 1948 г., стр. 80. Тираж 10.000. Цена
2 рубля.
	В Москве на катке ЦДКА вчера состоя-
лись первые встречи участников матча
конькобежцев восьми городов Российской
Федерации. В традиционном матче, устран-
ваемом ежегодно, в этом сезоне встреча-
ются сборные команды Москвы, Ленингра-
да, Горького, Свердловска, Омска, Челя-
бинска, Кирова и Архангельска. В каждой
команде — по 12 человек. Среди участни-
ков — сильнейшие конькобежцы страны:
чемпион мира М. Исакова, 8. Холщевви-
кова, М; Аниканова, H. Нетров, В. Про-
	‚ шин, Г. Пискунов.
	Мужчины соревнуются на дистанциях в
	HOU
		Провал зернозаготовок в Южной Норее
ПХЕНЬЯН. 8 января. (ТАСС). Южно-ко.   для сбора зерна, В результате сопротивае-
	веего лишь
) кг) зерна
	ния крестьян заготовлено = BCCTO
3.750 тысяч сек (сек ==180 кг)
	чан, в 25 милях севернее города Ввандзю
в провинции Южная Чолла. Нод давлением
превосходящих сил полиции и солдат nap
тизаны ототупили затем в горы Ибамеан.
	каждой кровати, до перламутровых пена+
лов, подаренных шефами ко дню рож-
денья, пеналов, на каждом из которых
золотой вязью написаны имя и фамплия
ребенка.

Я не знаю, кто первый придумал празд-
новать в детском доме день рождения, но
это был человек е настоящим сердцем.
Сейчас такие торжества стали традицией.
Каждый месяц празднуют день рождения
всех ребят, родившихся в этом месяце. Им
приносят подарки. Для них пекут пироги.
3% круглым столом в зале сидят румяные,
счастливые, окруженные дарами герои тор-
жества.

Эти дети идут в жизнь, распрямив пле-
чи. Советские люди,  заменивиие пу
семью, воспитали в них благодарную лю-
бовь к ролине, чувство долга, уверенность
в счастливом будущем. Выйдя из детского
дома, став взрослыми, они будут строить
это булущее своичи руками. Но связь с
люльми,  воспитавшими и вырастчвитилия
их, не порвется и тогда, когда ребята
переступят порог большой жизни, ибо не
может порватьея связь е родной семьей.
	Близость и дружба, родивигиеся здесь, по-
настоящему прочны.
	Никто из этих подростков. когда они
войдут в жизнь, не отутит внезанного
одиночества. Никто не испытает того трул-
ного чувства, когла слышишь, как знако-
мые двери захлопываются за тобой в по-
слелний раз.
	Каждый воспитанник  летского дома
знает, что двери дома всегда для него от-
крыты. И это не пассивное, доброжелатель-
ное гостеприимство. Это — активная за-
интересованноеть в сульбе выросшего элезь
подростка, любовь в нему, забота о нем,
уменье помочь, поддержать, пока он п50ч-
но станет на ноги. Тому свидетельетво —
письма ребят, их посещения, их’ стремле-
ние посоветоваться, полелиться своими
мыслями и планами с руководителями до-
ма, как делятся с близкими, заботливыми
ЛЮЛЬМИ.
	‚ Маленьких детей принимает в теплые
свои стены детский дом. Они выходят от-
туда настоящими юными гражданами,
строителями коммунизма, благоларными и
	нежными сынами матери нашен-Родиг
Татьяна ТЭЗСС.
	рейское марионеточное «правительство» du
	кий) 500 метров прошел 3a 46,7 секунды.
Бег на 3.000 метров выиграл ленинграден
Павлов; его время — 5 минут 35,6 секун-
ды.
В беге на 500 метров среди женшин
победа досталась 3. Холщевниковой; ее
результат — 55 секунд. В беге на 3.000
метров первое место заняла Мария Исако-
Ba, прошедшая дистанцию за 5 минут
49,6 секунды.
	мужчин бег на 500 метров выиграл
	москвич IT]. Benes; ero время — 45,4 се-
кунды,
	НЗ мелкие клочки, чтобы никогда не коену-
лась несправедливость обвинений этой
юной души, чтобы не Упала тень на ев
Жизнь.
	— H pas... И два... — вдохновенно
восжлицает белокурый режиссер, ударяя
по клавишам, и опять из боковых дверей
вылетают танцующие пары. А вокруг в
доме идет своим чередом обычная жизнь.
Одни ребята учат уроки, другие заканчи-
вают ужин в столовой, рисуют, читают...
Вокруг пионервожатой силит группа детей,
оживленно беседуя: Клавдия Ивановна гля-
Дит на них, догадываясь, о чем идет разго-
вор. Она видит в этой группе Иру и Мишу,
сегодня вернувшихся из Артека. Они про-
были там два месяца, отдыхая и зани-
маясь; пахнет от них кедрвыми шишка-
MH, морем, словно в самую ROMY HX
впитался пушистый воздух Крыма. Ира
рассказывает ребята 06 Артеке. Влавлия
Ивановна внимательно глядит на нее.
У Иры между круглых твердых щек тор-
чит курносый ное, цвет лица у нее такой,
какой бывает только у кукол и очень 3810-
рювых детей, она жмурится от улволь-
ствия и таралюрит, как пулемет... Это 0б-
щая любимица, веселая, прилежная, ласко-
вая девочка... Она — круглая сирота. Ho
как не вяжется с кей представление о
сипотетве!
	Подумав 06 этом, я влруг осознала по-
настоящему то, что смутно почувствовала,
переступив порог дома. Сама мысль 0
сиротетве чужда этому дому, не применима
к нему. Во многих странах есть так назые
вавмые сиротекие приюты. Чо в советских
детских помах нет сирот, пет сиротства,
хотя дети, живущие там, потеряли матерей
п отлов. Чуветво уверенности, настоящего
внутреннего достоинства. онтущение своето
права на счастье понсуще каждому из
воспитанников дома. Смиренное слово
«абеплоленность» звучало бы здесь оскоро-
лением.
	У нас есть детские дома более нарядные,
более богатые, чем этат скрамный домик в
Поопалимозеком . переулке. Злесь живут
тесновато. Злесь нет 669бого внентнего лоска,
Чапорлого убранства; приля вечером, вы
увилите все то. что бывает В больпюй,
абжитой квартире, полной детей. Шо вы
почувствуете злесь веселый Уют и каКУЮ-
19 блэгословенную легкость, Которой наз
	полнена сама атмосфер» лома. И, посилев
	Сын Мана попользует полицию и войска! — 50 процентов плана.
	НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). Бак пе-
редает сеульский корреспондент агентства
Ассошиэйтед пресс, представители южно-
	корейской полиции сообщили, что 3 янва-
ря 100 повстанцев вахватили деревню Нам-
	вместе < руководителями в комнате, полной
детей, вы безотибочню почувствуете нити
взаимного доверия, дружбы, подлинной ду-
шевной близости.

Почти у каждого из этих детей была в
жизни трагедия. Поговорите < Верочкой,
рослой, белокурой девочкой co ввонким,
глубоким голосом. Она хоропю читает
стихи, выетупает на смотрах детской само-
деятельности, Верочка мечтает учиться в
театральном институте, быть актрисой.
Поговорите с ней о литературе, о театре,
КИНО, — она отвечает живо, увлеченно,
заинтересованно. Эта девочка пережила
ленинградекую блокаду. Ee мать была
Убита во время обстрела. Е6 маленький
брат погиб.

Поговорите с Витей, пою прозвяшу
«контрабас», учеником  первото класса,
серьезным и оботоятельным мужчиной.
	— Я уже умею считать! — говорит
он неожиданным басом, сразу оправлывая
свое прозвище. — Посчитать вам? До
CROABRUX?

— До миллиона! — говорю я, ий он,
оторопев, глядит на Меня круглыми глаза-
ун. Пока он мужественно начинает первый
десяток. я думаю о том, что маленький
этот «контрабас» потерял отца, мать, был
спасен нашими людьми, и вот нашел ‹сей-
чае и семью, и дом, и очастье беспечного
лететва.
	5аботу о детях, оставитихся 0ез родите-
лей, приняло на себя Советское государетво.
Но с ним делит эту заботу и народ. У
детекого дома. о котором идет речь, есть
много своих шефов. Это люди, связанные
в летьми не казенным участием или сенти-
	ментальной, поверхностной  «олаготвори-
тельностью». Это —= подлинные друзья
летей. :
	Шефы различны по своему составу. Нал
домом шефствует, в прямеру,  комсомоль-
ская организация 29-й школы. Ёомсо-
мольцы дружат © пионерами, как © млал-
шими братьями, готовя AX к перехолу в
ряды комсомола, — большому и серьезному
акту В ИХ ЖИЗНИ.
	Нал детеким домом  шефетвуют заводы

в Фабоикя, люди, различные по возрасту,
па профессий. Следы их постоянной 3260-
	ты, их Подарки . можно увидеть всюду.
Злесь Многое: от. вышитых конвертов для
	ночных рубашек, висящих в изголовье
	Партизанское длвижение в Южной Корее
		щающиеся тени. этот дом совеем не по-
хож на дворец, более всем он напоминал
уютную квартиру, расочитанную на очень
большую семью. Я открыла дверь. Внизу
хозяйничали ребята, дежурные по дому;
они прибирали, подметали, — так бывает
в семьях, где мать сызмальства приучает
детей к хозяйству. Теплая лестница вела
наверх, оттуда доносились звуки музыки.

— И раз, и два... — слышалось евер-
ху. — Фегче, воздушной! И раз...

В большой комнате танцевали дети.
Белокурый юноша, =— студент театраль-
ного института, — сидел за роялем. В
порядке шефства он подготовлял выступ-
ления ребят на елке. Со всей страстью
юного режиссера он трудился над буду-
шим спектаклем, лицо его было серьезно,
глаза блестели...

— После репетиции будем работать над
пьесой, — сказал он скороговоркой. —
Начали опять! И раз...

В углу, на диване, сидела Клавдия
Ивановна Софронова, директор дома. Она
глядела на танцующих детей, как добро-
душная мать огромного ‹емейства. Как
мать, она знала характер каждого ребен-
ка, ею успехи, огорчения, историю ero
Жизня.
	Она знала, в примеру, что эта тонень-
кая девочка, которая танповала © лег
костью, с упоелием. носясь по компате,
словно на крыльях, — эта девочка при-
шла в детский лом хмурой, нервной, похо-
жей на загнанного зверька. Родители ее
умерли, девочка попала к дальней ролетвен-
нипе, женщине черствой и несправедливой.
Она ожесточила серлне ребенка, совместная
жиань их была полна ссор, обил и взапу-
ного педоверия. Нажонеп., женщина отдала
девочку в детский лом, сопрюволив пиеъ-
хетной характеристикой. Это было полдроб-
ное перечисление тяжелых  иоступков и
пелостатков. Ho Клавлия Ивановна не
поверила хафактериетике. Чутье ий опыт
педагога говорили ей о других качествах.
заложенных в ребенке. Девочка осталась в
доме; все доброе, все светлое п талавтли-
в0е, что было в ее думе, распветало с
кажтым тнем_ И Кларлия Ивановна порвала
	характеристику. Опа разорвала бумажку
	Люли в Советской стране вами строят  них долгое время скрывались в лесах, на
	свое счастье. Невелика цена легкому ©чз-
стью, и уходит оно © той же легкостью, ©
какой ваглянуло. Очастье надо уметь за-
воевать, надо строить его прочно Bw YRC
ренно, как строят дом для большой и дол-
гой жизни.
	Но для детей завоевываем счастье мы,
взрослые. В государстве нашем дети рож-
даются с правом на счастливое  хететво.
Советские люди отвечают за вчастье любого
ребенка в нашей стране, даже если это чу-
ое дитя. Они отвечают за него перед своим
сердцем и совестью, перед святым чувством

тружбы и заботы.
	Мне довелось видеть много детских до-
нов. Я была в детеком доме в Таганроге
вскорости после освобождения города от
фапгистских захватчиков. Здание это окку-
панты превратили в офицерский клуб. Оно
было оборудовано с чванливой претензией.
Веудобные кресла упирались в пол львины-
ми лапами, стояли тяжелые темные столы,
напоминающие нары, в стены были вбиты

EPIORM CO стрельчатыми фонарями.
	В соседних комнатах слышались голоса,
беготня, — сюда уже переехали истинные
владельцы дома. Вдруг двери широко pac-
пахнулись, и в большой зал, полный зл08е-
шей тяжеловесности. вошли дети.
	Они шли цепочкой, взявшись за руки,
и громко пели: «Каравай, каравай, кого
хочешь выбирай!» Это были малыши лет
четырех-пяти отроду. «Вот такой выши-
ны, вот такой толщины...» старательно
пели они и вели свой хоровод, не замечая
всех этих льваных лап и люстр, похожих
на леревянные колеса, которые застряли
влесь, подобно чертям из «Вая», вастряв-
шим в окпах после пения петуха. Лети
легко двягалиеь в хороводе, освещенные
солнцем, п пели все громче, все звончей,
радуясь солнцу. свету, свободе. Нежные,
нестройные голоса напоминали пение птиц,
ветречающих начало нового лня. Само сча-
сть освобождения шумело и пело в этом
доме. кута снова пришла его хозяева.
	Я помню летекий лом в Минске. В ту
	пору туда только-что привезли детей из
торевень, очищенных от врага. Многие из
	болотах, иные были в фашистских лагерях;
былая здесь дети, матери которых погибли
в пути, когла враги гнали их на чужби-
ну. Я ‘пришла в час отлыха, дети спали
после обеда. Доле время я смотрела HS
них. Я видела тревожные складки на дет-
ских лбах, крепко сжатые рты, тени бес-
покойства, смятенья, которые бродили по
их лицам, ибо иным детям еще виделись
страшные сны. Но я видела и детей, кото-
рые спали крепко, сладко, обхватив  по-
душку, словно боялись, что их разлучат
во сновиленьями. Липа их разрумянилихь,
маленькие рты приоткрылись, оная пили
сон 10 каплям, приникнув к нему, kak
приникают в ручью, несущену прохладу,
свежесть и утоление. Они спали так ‹ча-
стливо, как можно спать Только в мате-
DHHCROM доме, зная, что мать етойт у из-
	головья м пробужденье принесет одну
лишь радость.

Помнится мне и олян 13 мМосковсЕИХ
	детских домов. Это дом нарядный, © бело-
снежным мрамором лестниц, е веселой
детской мебелью, плюшевыми медвежата-
ми и аквариумами, где вспыхивают, как
огоньки, золотые рыбки. Он показалея мне
похожим на детский дворец. Дом населен
детьми погибитих фронтовиков. Я увидела
там женщину, которая пришла, чтобы
взять на усыновление ребенка. Она сиде-
ла взволнованная, крепко сжав руки, и
вглялывалась в лица детей. И варуг по-
тошла маленькая девочка, курчосая, cepo-
глазая, на толстых ножках, стеленно по-
ложила ей па колени свои куклы и креп-
ко ухватила ее за руку. Девочка cava
выбрала ее, сама увидела в ней мать.
На глазах женшины показались слезы, она
потянула девочку к себе, и такое волнение
было на ее лице, такая глубокая серьез-
ность человека, понимающего, что в эту
минуту он берет на себя ответственность
за сульбу ребенка, за его будущую жизнь,
его счастье...

Вев это припомнилось Мне, когда я не-
сколько дней назад подходила к детекому
дому в тихом Неопалимовском переулке.
Был вечер; за освешенными окнами
сквозь тюль зававесоЕк виднелись переме-