ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУ ТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Благоустройство
нового города
	ТАШЕЕНТ, 10 января. (По телефону
от 605. корр.). В социалистическом сорев-
новании городов Узбекистана первое место
по благоустройству еанял город о Чирчик.
Исполкому Чирчикского городского Совета
присуждена первая премия и вручено пе-
реходящее Арасное знамя Совета Миниот-
ров Узбекской ССР,

ЧЦирчик -—— один из самых молодых го-
родов СССР. Двенадцать лет назад это
был крохотный кишлак у реки Чирчик.

За годы сталинских Пятилеток и в
годы Отечественной войны на этой ре-
ке создано несколько гидроэлектростанций.
Они дали дешевую электроэнергию многим
промышленным предприятиям. Вокруг заво-
дов строились поселки, Вскоре они слились
в большой город.

Строительство жилых домов здесь идет
быстрыми темпами. За последние два года
в городе было воздвягнуто несколько сот
больших зданий. В Чирчике много школ,
клубов, несколько лечебных. учреждений,
театр, два парка культуры и отдыха. =~

Улицы гороха вымощены. Вдоль троту-
аров тянутся ряды тополей, кленов, ака-
ций. Ночти при каждом ‘доме имеется
фруктовый сад.
			ВТОРНИК, 11 ЯНВАРЯ 1949 г. № 8 (9348)
	Коломениы
	Гагантокой лабораторией о русекого па-
ровозоетроения ‘является Боломенский завод
имени Куйбышева. Отонт сказать, что из
стз сорока типов паровозов, выпущенных
в нашей стране, сто тридцать пять типов
сконструированы и впервые построены
коломенцами. На различных этапах пд-
ровозостроения первое слово в новой тех-
нике всегда принадлежало коллективу
этого завода, Первые послевоенные ycile-
хи коломенцев отмечены в календаре со-
бытий нашей страны следующей записью:
«14 сентября 1945 года наз Коломенском
заводе выпущен паровоз серии «И».

Эта скупая запиеь не раскрывает всей
важности событий, происшедших в Колом-
не в связи с выпуском нового паровоза.

Пока конструкторы работали над чер-
тежами нового локомотива, возникла
мысль перевести производетво на поток,
Это был смелый эксперимент — ведь нигде
в мире не было поточного  производетва
паровозов, Весь завод пришел в движе-
ние. В механическом цехе началось м№3000-
в09 «переселение» станков, Они выетраи-
вались теперь правильными линиями, е00б-
	  разно техкологической последовательности
	обработки деталей...

И вот уже два года первый в мире поток
паровозостроения в действии! На одном и
том же оборудовании, на тех же производ-
ственных площадях коломенцы выпускают
вдвое болыне машин, чем в лучшее до-
военное время.

Что значит за два года удвоить выпуск
паровозов? Кроме потока, потребовалось
применить все то новое, что известно в
современной технике, подготовить людей,
поднять их культуру, научить работать
передовыми методами.

Многое уже сдедано. Котлы паровоза
«пропгиваются» при помощи алпаратов ав-
	томатической сварки, в  оталелитейном

цехе освоено центробежное литье, Т0-
ками высокой частоты осуществляется
	закалка деталей, В механических цехах
игироко применяются скоростные режимы
точения и фрезерования.

*
	Первый послевоенный паровоз серии
«Л» назван по имени главного  конет-
руктора завола — Льва Сергеевича Je-
бедянского. Советское правительство вы-
CORO оценило зослуги конструкторского
коллектива в создании первокласеного па-
ровоза — Лебедянекому и пяти его по-
мощникам присвоено звание лауреатов
(Сталинской премии.
	— Шровоз серии «Л» для Hat, кон-
структоров, уже пройденный эта; Мы
создаем новый, вон тот, что на чертеже, —
указал Лебедянский на синьку, прикрен-
ленную кнопками к стене.
	Главный конструктор рассказал нам
любопытную историю идеи нового паро-
воза. Русские инженеры давно уже pas-
работали принцин локомотива с двумя
сопряженными двигателями. Такой паровоз
опособен тянуть тяжеловесные составы.
В новой конетрукции паровоза в совер-
	шенстве резлизован принцип сопряжения
	ABYX машин.
	когда завод перешел на массовое преизвод-
ство, оснастилея машинами, заменивигями
ручной труд, эти кадры превосходно pa~
ботают в новых условиях,

Много хорошего можно ‘услышать на
заводе о фрезеровшике Алексее Юсове, то-
карях Сабурове и Кротове, кузнеце Евеёеве,
слесаре Чесалкине или о формовщияе На-
стасине, инициаторе лицевых счетов по
сдаче сверхилановой продукции,

Недаром ценят здесь и самое молодое
поколение коломенцев. Отличную’ славу
завоевала себе бригадир станочников комсо-
	молка Шура Рожкова. Шура не так давно,»
работала в восьмом пролете паровозо-меха- /
	нического цеха. эдесь обрабатываются сотни
деталей различных наименований. Тем не
менее никто на сборке не жаловался на 10,
что станочники тормозят выпуск паровозов.
Летом в цех пришли новички, восатитан-
ники ремесленных училин. Шура Рож-
кова позаботилась, чтобы каждого новичка
прикренили к опытному рабочему. Вместе
с цеховым технологом тов. Земековым она
принялась терпеливо и настойчиво учить
ребят чтению чертежей, озвоению техноло-
тии. Теперь весь пролет по праву име-
нуется стахановским.

Но, пожалуй, за последнее время самый
большой трудовой подвиг совернили a
заводе сталевары и литейщики. В стало-
литейном цехе были очень ограниченные
возможности увеличения выпуска продук“
ции, многие процессы выполнялись вруч-
ную, И здесь произведена коренная пере-
стройка. Сталелитейный цех дал в прошлом
году миалион двести тридцать тысяч сверх-
плановых накоплений.
			етское ст
	роительство
	Сельский Coeem—opianuzamop
поб отовки к весеннему севу
	Сила соревнования
	В колхозах Веселовского сельского. Сове-
та Глушковского района уже заканчивают
подготовку Е севу. Полностью засыпаны и
очищены семена. Инвентарь отремонтиро-
ван. Успешно выполняется план и других
зимних атгротехнических мероприятий.

— Главная причина уснеха наших код-
хозов, — сказал участник совещания пред-
седатель Совета тов. Шербаченно, — в мас-
совости  боциалистического соревнования,
Rorja колхозы приступили & ремонту ма-
итин и инвентаря, исполком Совета пригла-
сил на совещание всех кузнецов и плотни-
ков. Они тщательно обсулали план ремонта
ий обязались выполнить его досрочно к
‘25 декабря. Мы каждодневно следили за
соревнованием, В конце декабря проверили
‚выполнение: обязательств: кузнецы и плот-
ники сдержали свое слово.

У нас соревнуются между собой все
бригады и звенья, широко развито инди-
видуальное соревнование. Хол соревнования
подробно освещается в стенных газетах,
воторые выходят в колхозах и сельском
Совете. Имена передовиков и-их показате-
ли исполком заносит на сельскую доску
почета.

Во многом способетвует развертыванию
соревнования  культурно-просветительная
работа. В сельском клубе и избе-читальче
выступают передовики, расеказывающне о
своем опыте, читаются лекции, проводятся:
бесеты. Организована, агротехническая уче-
ба. Перед кикосеансами демонстрируется
световая газета.
	С помошью актива
	Председатель Кулевского сельского Сове-
та Ясеновекого района Герой Советского
Союза тов. Проскурин говорит:

— На территерий нашего сельсовета
сем колхозов, и все они во всеоружии
встретят сев.

Мы взели в практику нытрокое ознакол-
ление колхозников с решениями исполкома
и сессий сельского Совета. 0 них депутаты
рассказывают на бригалных собраниях.
При этом всегда вносятся ценные предло-
жения. Ноступило, например, предложение
отобрать семена для семенных участков
вручную. Иенолком одобрил это предложе-
ние. и обязал правление колхозов провести
	его в жизнь. Сейчас эта важная работа
закончена.
	Бельшую помошь оказывает нам актив в.
	проверке выполнения решений, контроле з3
всей многеобразной работой по подготовке
& севу. Особенно энергично этим занимает-
ся актив постоянной сельскохозяйственной
компосии. Стал обычным, что предееда-

ль лает активистам конкретные поруче-
ния, которые записываются в особый жур-
нал, в котором потом делаются отметки о
выполнении. Около 100 таких поручений
было выполнено в срок, и 970 заметно ока-
	Зыборы
	залось на холе потротовки колхозов к весе.
	Смотр готовности к севу
	— Мы тоже держам связь с колхозными
бригадами, -—— заявила выступившая затем
председатель Вазанского сельского Совета
Корочанского района тов. Тютерева. — На-
ши депутаты — частые гости в ©воих ок-
ругах, они тесно связаны с’ избиралелями.
	На сессию сельского Совета, посвящен-
ную подготовке к весне, явились не толь-
ко руководители колхозов, но и все звенье-
ВЫ?.

По инициативе Совета былн проведены
колхозные собрания о сопиалистическом со-
ревновании на лучшую подготовку к севу.
Колхозники горячо поддержали решение Co-
вета 06 окончании подготовки к 1 февраля,
Работа выполнена раныпе стока. 15 янва-
	  DS взазначен ©мотр готовности в COBY,
	Сталинский план
претворяется в жизнь
	Участники совещания горячо говорили о
великом сталинском плане преобразования
природы, о роли В этом важнейшем деле
сельских Советов.

Тов. Проскурин заявил:

— Историческое постановление  пра-
вительства и партии обсуждалось У нас
на сельском сходе и на колхозных собрани-
ях. Были организованы курсы звеньевых
и агротехнические кружки по лесопосалкам.
План осенних посадок по сельсовету пере-
выполнен. Под весенние посаяки полготов-
лено гораздо больше почвы, чем преду-
емотрено заданием. В двух колхозах по-
строены пруды в насосными станциями;
весной вода отсюда пойдет на поля, В пя-
ти артелях начато сооружение прудов, ко-
торые к весне булут готовы.
	Мало-Михайловекий сельский Совет, до-
бившийся перевыполнения колхозами пла-
на лесопосадок, организовал, Кром» того,
посадку 8.000 деревьев на территории села
и 6.000 саженцев — в сельском парке. В
селе построили пруд и гидростанцию. Те-
перь сельский Совет ставит вопрос © ре-
конструкции плотины, которая образует во-
доем в миллион кубометров воды.
	Беседовский сельский Совет организовал
массовый сбор семян липы, клена, дуба,
акации. Этим обеспечивается выполнение
решения Совета о закладке весной колхоз-
ных лесопитомников.
	06 огромном энтузиазме, с которым кол-
хозники осуществляют сталинокий план
борьбы с засухой, свидетельствовали вы-
ступления всех участников совешания.
		Бурские колхозники в письме
товарищу И. В. Сталину обяза-
лись ‹развернуть во всех колхозах
деятельное соревнование за высо-
кую культуру земледелия, за
быстрейшее осуществление  зада-
ний партии и правительства»,

В этом патриотическом движе-
нии болыную роль призваны
` сыграть сельские Советы. На-днях
‘редакция «Известий» и Курский
облисполком провели совещание
` передовых сельских Советов, но-
священное подготовке к весенне-
			é Нубликуем материалы этого со-
  вещания.
	Контроль за качеством
	О хорошо налаженном контроле за каче-
CTROM подготовки к севу рассказал предее-
Датель Двулученского сельского Совета
Уразовекого района тов. Литвинов:

— У нас на вое заседания по проверке
готовности к севу приглашаются специали-
сты и опытные колхозники. Они отлично
знают дело. С их помощью организован на-
дежный контроль за качеством. Колхоз
«Победа», например, сообщил об окончании
очистки семян. Когда же сельскохозяйствен-
ная комиссия с помощью этого актива 33-
нялась проверкой, то оказалось, что ячмень
плохо очищен. Исполком предложил правле-
нию колхоза еще раз обработать семена. Тэк
же тщательно контролируются качество ре-
монта инвентаря, снегозадержание, хране-
ние удобрений,
	Докладчики — бригадиры
и звеньевые
	С большим интересом было выслушано
выступление председателя Свинецкого . сель-
ского Совета Мантуровекого района тов.
Бурцева.

— На заседаниях исполкома, — `600б-
щим он, — обсуждаются доклады не толь-
ко председателей правлений колхозов, но A
бригадиров, и звеньевых. Это позволяет
глубже вникаль в колхозные дела,

Недавно слушался доклад бригадира Бур-
цева из колхоза имени Калинина, Расека-
зав о подготовке семян, инвентаря, успеш-
ном  снегозадержании; заготовке местных
удобрений, он обратил внимание исполкома
Ha тревожное положение е тяглом. Волы
изнурены, а правление колхоза поззоляет
использовать их для личных нужд. Брига-
дир поставил также вопрос о необхолимости
укрепления трузовой дисциплины. Иепол-
Ком указал правлению колхоза на необхо-
	JUMOCTR немедленно поставить волов на 90т-
	дых. Члену исполкома тов. Волобуеву по-
ручено провести в артели собрание по во-
	просам трудовой лисниплины.
	Свежие овощи для столицы
	Исполнительный комитет Московского
областного Совета депутатов трудящихся
обсудил план закладки парников и теплиц
в колхозах и совхозах для выращивания
  ранних овошей. :

Сельхозартели столичной области в ны-
ненгнем году значительно расширяют пло-
_Щаль закрытого грунта под ранние овощи.
` Количество парниковых рам увеличивает-
‘ся более чем в полтора раза. Не менее
25 тысяч квадратных метров займут тен-
лицы колхозов Подмосковья — «Завет
Ильича», «12-я годовщина Октября»,
имени Сталина, «Красный путь», «Ёол-
лективный труд», «Смычка» и других.

Начали снабжать трудящихся столицы
свежими овощами и подмосковные совхо-
зы: «Марфино», имени Горького, имена
1 Мая, «Люберецкие поля орошения»,
«Алешино» и «Бодрое». Из 57 тыеяч
квадратных метров зимних теплиц уже
действуют 45 тысяч квадратных метров.

Утвержденный исполкомом областного
Совета план ремонта, восстановления и
строительства парников и теплиц позволит
значительно улучиить снабжение столицы
и промылеленных центров области свежими
овощами, а также поможет удовлетворить
полностью потребности колхозов и совхо-
зов в’ рассаде томатов, огурцов и других
КУЛЬТУ.
		рост ду
	Теперь уже можно наглядно убелиться
в том, как плодотворно повлиял поточный
метод на рост производственной культуры,
на успехи коллектива в целом.
	Поток дал большие экономические вы-
годы заводу. Трудоемкость паровоза серии
«Л» уменьшилаеь в 4—5 раз.

На заводе все учатся! Любому коломен-
цу предоставлена возможность Повысить
свое образование без отрыва от производ-
ства, В филиале заочного Инетитута ме-
таллопромышленности учатся ‘73 челове-
ка-—молодые специалисты со средним тех-
ническим образованнем и мастера-практи-
ки, Сто человек посещают вечерний тех-
никум маниностроения. Тут учатся, глаз-
ным образом, рабочие, недавно окончив-
шие вечернюю среднюю школу при заво-
де, и Мастера. Только за ‘десять месяцев
прошлого тода на заводо подготовлено
девятьсот молодых токарей, фрезеровщи-
ков, формовщиков, слесарей. Тысячи ра-
бочих повышают свою квалификацию на
курсах технического минимума и в стз-
хановских шкодзх, Этот мощный пюд’ем
культуры на заводе в значительной сте-
пени об’ясняет тот вылающийся факт, что
более двухсот коломенцев уже выполнили
свои пятитетние нормы.
	Вице ‘одним событием знаменателен для
` коломенцев 1948 rox, По призыву пефедо-
‚вых московоких предприятий коллехтив
`завода отказался от государственной дота-
ции и решил по сверхплановым накопле-
НИЯМ СЭКОНОМИТЬ за ГОД восемь миллионов
рублей,
	Через некоторое время это обязательство
было увеличено до десяти миллидяов руб-
лей. На собрании актива Москововюй пар-
тийной организации коломенцы заявили,
что сэкономят сверх плана 12—13 миллио-
нов рублей. И это обязательство перекрыто.

Такие цифры и факты лучше всего ха-
рактеризуют сплоченный и в полном емы-
сле слова высококультурный коллектив
коломенеких патовозостроителей,
		Е. ЧЕРНЫХ,
спец. корр. «Известий».
	Совещание показало, какую большую
роль могут сыграть сельские Советы в под-
готовхе к весенне-посевной камааний.

Участники совещания выразили пожела-
ние, чтобы облисполком и райнеполкомы
наладили широкий обмен опытом сельских
	`Советов в предпосевной. период.

*х Заочная средняя школа открылась в
столице Белоруссии. В ней учатся 600
юношей! и. девушек, работающих на пред-
приятиях города и в колхозах. Заочные
средние школы работают также в Гродно,
Молодечно и Могилеве.

* Закончена телефокизация всех сельсо-
ветов, совхозов и МТС Латвийской ССР.
За последний год оборудовано 62 новых
телефонных станции в. волостных центрах
и хоуиных колхозах.

оологический музей открыт в Ере-
ванском Доме культуры. В нем широко
представлена местная фауна.

*Ж Центральная научко-медицинская биб-
лиотека создана в Вильнюсе. Она насчи-
тывает сто тысяч томов литературы на ли-
‘товском, русском и других языках. В Кау-
насе открылся филиал Центральной биб-
лиотеки, Готовятся к открытию филиалы
в Паневежисе, Клайпеде и Шауляе.

* Болыная выставка живописи, графики
и скульптуры открыта в Харькове в те-
атре имени Шевченко. Она отображаег
жизнь советских детей — учебу, отдых,
	спорт, художественную самодеятельность,
	трудах иностранных ученых. БАБ отклони-
1а предложение о присвоении Д. Л. Рубин-
штейну звания профессора. ВАК отказала
в евании профессора доктору физико-ма-
тематических наук В. Л. Гинзбургу, кото-
рый в своих даже популярных работах об-
ходит достижения отечественной науки и
проявляет раболепное преклонение перед
достижениями” иностранных ученых,
	В Первом Московском медицинском ин-
ституте была присуждена ученая степень
кандидата медицинских наук врачу Г. Л,
Лемперт за работу на тему «Демографи-
ческий анализ последствий немецкой окку-
пации в 1941—1945 г.г. по Литовской
ССР». В диссертации клеветнически ха-
рактеризуется история развития и борьбы
литовокого народа. Официальные оппонен-
TH 10 этой диссертации профессора А. М.
Мерков и А, Я. Боярский — проявтли не-
допустимую аполитичность и об’ективизм,
оценив работу. как достойную присужие-
ния ученой степени. ВА отменила реше-
ние о присуждении Лемперту звания кан-
дидата намк,
	В некоторых институтах имеют место
факты недостаточной  требовательноста к
соискателям ученых степеней и званий.
Представляютея лица без достаточного
производетвениого стажа, не проявившие
себя на производотве как крупные творче-
crue работники. За последний год Высшая
аттестационная комиссия He ‘утвердила
почти 20 процентов представленных ин-
ститутами к ученому званию профессоров
‚И доцентов,
	Цекоторые советы допускают грубые на-
рушения процедурных правит, установлен-
ных правительством. Так, Академия ар-
хитектуры приеудила ученое звание erap-
шего научного сотрудника 40 лицам без
наличия ‘у них ученой степени кандидата
Наук, з затем эти старшие научные с5-
трудники без сдачи казмидатеких экзаме-
нов защищали диссертации на получение
степени канцидата наук. В Академии ме-
дицинеких наук и в ряю  инетитутов
Академии наук CCCP — Энергетическом,
Горючих ископаемых, Автоматики й Теле-
механики, Институте чеории и истории
педагогики Академии педагогических наук
РСФСР — присуждалась степень доктора
наук в присутствии половины состава
ученого совета. В Московском институте
цветных металлов, Московском текствль-
ном институте, Куйбышевском  мелипин-
ском институте и других защита  иногла
	Над созданием паровоза работала боль-.
	Wat группа RKORCTPYRTOPOB, B том чи-
сле старейший из них Василий Дмит-
раевич Уткин. Этот конструктор-саморо»
док пришел на завод пятьдесят лет тому
назад. Многие  инженеры-конструкторы,
приобщивитиеся здесь к практической ра-
боте, считают Уткина своим учителем.
В конструкторской работе раскрылись
способности молодых инженеров; Сулин-
цева и Потапова, Шарковского и Евенко.

На заводе выросли сотни кадровых ра-
бочих, продолжающих из года в год елав-
ные трудовые традиции коломенцев. Ста-
рый завод с индивидуальным и мелкоео-
рийным произволетвом детжкалея на этих
	людях © золотыми руками. Но и теперь, !
	официальных
	проводилась в отсутствие
оппонентов.
	народных судов
	сообщают ших и выполнивших свой. гражланский   судьями и заседателями все выставленные
	йлоком коммунистов и беопартийных кан-
THIATHI.
	hak большой праздник, прошел этот
	Долг.
В Литовской ССР участие в голосова-’
нии приняло 99,8 процента избирателей)
	A 2-Е . УВ! <

краях, областях и Башкирской автоном- городов Вильнюса, Каунаса, Клайпеды, а день в городах, рабочих поселках и сель-
	Ной распубликюо Российской
	ской местности Брянской области. По
претразительным  танчным, к 6 часам ва-
	черь проголосовало 98 процентов избира-
телей,

С большим под’емом прошли выборы на-
родных судов в Астраханской, Смоленской
н Курской областях,
	Федерации,   также Шауляйского, Алитусского. Варен- ской местности
	_& также в ряде городов и уездов Литов- ском и ряда других уездов.

Е
	ской СОР.
_ Весь день на улицах городов и сел
	В обстановке исключительной органи-
зованности и политической активности
проходили выборы в Туле и Тульской‘
области. В голосовании приняло участие.
100 процентов избирателей.  Избраны.
	Башкирия царило праздничное оживление.   проходили выборы
	Б выборах приняли участие 99,92 про-.
цента избирателей. ложно протолосовав-
	Повысить т!
	он «05 ученых степенях и званиях»,
принятый правительством почти 15 лет на-
зад, придал аттестации кадров советской
науки государственный характер.

Введение ученых степеней и званий сы-
грало выдающуюся роль в развитии совет-
ской науки, в формировании ее кадров. За
один 1948 год диссертации нз степень док-
тора нзук защитили 557 человек, диссер-
тации на степень кандидата наук — 4.000
человек. Нигде в мире молодые силы не
вливаются в науку в таком больнюм коли-
честве, как в Советоком Союзе.

Правительство установил строгий поря-
д05 и шоцедуру присуждения ученых сте-
пеней и званий,

Право присуждения степени кандидата
наук предоставлено ученым советам огра-
ниченного числа учреждений. В настоящее
время это право имеют 463 института и
научных учреждения. Право представлять
к ученой степени доктора наук имеют
лить 278 институтов и научных учрежде-
ний.

Присуждение степени доклора наук и
присвоение ученых званий профессора, до-
пента и старшего научного сотрудника пре-
доставлено только Высшей аттестационной
комнесии (ВАК).

Закон «0б ученых степенях и званиях»
способствовал созданию советскими учены-
‚ми больного количества научных трудов,
оботативших отечественную науку новыми
открытиями и изобретениями, фактами и
обобщениями во всех областях человеческо-
го знания. Многие диссертационные труды
удостоены  Сталинекой премия, служат
учебниками и в высшей, и средней школе,
являются настольными пособиями практи-
ROB социалиетического строительства.
	Достаточно назвать хотя бы слелующие
диссертации, защищенные в последнее вре-
Mit.

Пенный вклад в передовую мичуринскую

биологическую науку BHOCET локторокая
диссертация И. Е. Глущенко, защищенная
в совете Института тенетики Акалемии
наук СССР, на тему: «Вететативная гибри-
дизация каз метод управления формообра-
	Корреспонденты «Известий» сообщают
о большой политической активности тру-
хящихся, под знаком которй 9 января.
	проходили выборы народных судов. в семи.
	ебования при аттестации
	Бедосталочная разработка некоторых
зесьма важных вопросов советской науки и
социалистическом строительства,  отсут-
ствие практической направленности в ряде
диссертаций являются самыми серьезными
недосталками некоторых научных работни-
ков, претендующих на получение ученых
бтепеней и званий. Среди диссертаций по
педагогическим диецинлинам крайне мало
работ по вопросам современных проблем
воспитания, школьного строительства, раз-
	работке воззрений основоположников и лея-
	телей коммунистического воспитания детей,
В т0 же время большое место занимают
работы, касающиеся реформ прошлых ©1о-
летий, изучения взглядов буржуазных дея-
телей просвещения. То же самое можно
оказать о диссертациях по юридическим,
историческим и экономическим наукам. В
диссертациях по естественным наукам не-
редко главное внимание обращается на ва-
учно-познавательные вопросы, а научно-
практические выводы разрабатываются
слабо.

Ученые степени иногда присваиваются за
малозначительные работы, а в ‘отдельных
случаях и за антинаучные труды, харак-
теризующие авторов как недостойных вы-
сокого звания советского ученого.

° Центральный аэро-гидродинамический ин-
ститут представил в утверждению в степе»
ни доктора технических наук тов. Майка-
пара В. И., защитивиего диссертацию на
тему: «Е вихревой теории крыла и винта».
Работа соискателя представляет небрежный
п неточный пересказ некоторых общих тео-
рем, бессвязный набор громоздких формул,
из которых нельзя получить никаких но-
вых результатов. Высшая аттестационная
комисеня не утвердила тов. Майкапара в
степени доктора наук.
	Академия медицинеких наук прелетави-
18 доктора биологических наук Д. 1. Ру-
бинштейна к утверждению в звании про-
фессора. В последней своей работе «Общая
физиология» (1947 год), напиюанной с ан-
тимичуринских позиций, автор, игнорируя
достижения отечественной науки, построил
свои вагляды и выводы исключительно на
	кадров советской науки
		для кандидатских, так и для доктореких
диссертаций и заблаговременно рассы-
лать авторефераты заинтересованным орта-
низациям и лицам. Это мероприятие 0бес-
печит более широкую гласность присужде-
ния ученых степеней научным работникам
и повысит их ответственность за представ-
ляемые научные. труды.
	Изменен порядок назначения официаль-
ных оппонентов, на которых возлагается
особенное большая государственная ответ-
ственность в оценке диссертационных работ.
	защита диссертации должна проходить
как научный диспут. Высшая элтестаци-
онная комиссия обязала директоров инети-
тутов серьезно  ваниматься подготовкой
заседаний ученых советов по защите дих-
сертапий, привлекать к обсуждению дих-
сертаций широкий круг работников ка-
федр, лабораторий институтов н практиков
8 произволетва.
` Шиберальное отношение к оценке диссер-
тационных работ вредно отражается Ha
развитии: советской науки и выращивании
ее кадров. Высшая аттестационная комис-
CHA предложила своему секротариату п
экепертным комиссиям контролировать все
кавумиатекие диссертации. Постановлением
ВАК предусмотрено лишение  пнетитутов
прав присуждения ученых степеней и зва-
ний за либеральное отношение к диссер-
тантам и за нарушение ‘установленных
процелурных правил и’ порядков, Сокра-
щены сроки рабомотрения аттестационных
дел в Высшей аттестационной колпиюели.
	В целях облегчения защиты днссерта-
ций практикам с производетва  мдлинен
срок сдачи кандидатеких экзаменов © од-
ного года до ивух лет.

Присуждение ученых степеней п opa-
ний—дело не новое. Узкому крупу иауч-
ных работников  приюуждалиеь ученые
степени и ранее, в дореводюнионное вре-
мя; присуждаются ученые степени п в
капиталисотических странах. Но там про-
Цедура присуждения ‘ученых стопечей и
званий обставлена так, чтобы ограничить
доступ к научной работе молодым и про-
грессивным деятелям науки.

Порядок и процедура присуждения уче-
ных степеней и званий в Советской стра-
не установлены таким образом, чтобы не
допуетить в ряды борпов за передовую
советскую науку лжеученых и неспособ-
ных людей и широко открыть двери в
	советскую науку молодым талантливым
ученым и новаторам проззволетва.
	Врупные недосталки имеются и в рабо-
те Высшей аттестационной комиссии. Сро-
хи расомотрения дел Высшей аттеелапиюн-
ной комиссией достигают иногда года.
Экспертные комиссии ВАК не всегда дают
развернутые и ‘убедительные заключения
по диссертациям; отсутетвует четкая ор-
танизационная работа ¢ референтами; ре-
ференты ВАК незажонно задерживают от-
зывы на поступающие к ним работы.

Советская печать правильно указывала
На многие недостатки, существующие в
практике присуждения ‘ученых степенюй
и званий в нашей стране. Эта кратика
имеет огромное положительное значение
мя улучшения дела аттестации кадров
советской науки.

Нельзя, однако, согласиться с некото-
рыми предложениями, высказанныме на
страницах печати, в которых фекоменло-
валось присуждать ученую степень без
пред’явления диссертации и без ее публич-
ной защиты. Предложение о создании
специальных  квалифицированных жюри
устраняет от участия в этом важном го-
сударственном деле научную  обществен-
ность ш государственные учреждения, спо-
собствует кастовым, нелемократическим
решениям вопросов о присуждении степе-
ней и званий, — такая практика нанесла
	бы только вред выдвижению молодых
Кадров науки.
	Пятнадцатилетняя практика аттестации
научных фаботников, проводимая на осно-
ве решения правительства «0б ученых
степенях и званиях», вполне себя отрав-
хала. Последние решения Выешей аттеста-
TUONHOH комисени направлены на повы-
шение требований к соискателям ученых
степеней  и звакий в соответствии с ро-
стом всей советекой науки.
	Бысшая аттестационная комиосия будет
утверждать в учаных эванлях лишь тех
лиц, которые уже, помимо диссертаций,
имеют опубликованные научные работы
пли изобретения, или крупные рапиона-
тизаторекае предложения, т. е. людей,
которые иззествы своими трудами в нашей
стране, которые внесли реальный вклад в
развитие советской науки и сопиалистиче-
ского хозяйства.

Высшая аттестационная компесця ввела
новый порядок, обязав институты раз-
Уновать авторефераты диссертаций в ко-
	чичестре Бе MOHCe CTE экземпляров како
	С. КАФТАНОВ,
	министр высшего образования СССР,
председатель Высшей аттестационной
комиссии
		зовательными процессами у раслений». Ав-
тору удалось получить значительное коли-
чество вегетативных гибридов и показать,
что вновь возникающие признаки стойко
передаются по наследству.

Доцент Ленинградекого государственного
университета А. П. Отрадников защитил
диссертацию на стелень доктора наук на
тему: «Очерки историн Якутии о палеолита
до присоединения к русскому государству».
Работа является выдаюшимея и почти
единственным опытом монографического ис-
следования отдаленного прошлого северных
племен как в советокой, так и в мировой
литературе,

С. Д. Отупников из Московекого химико-
технологического института имени Менде-
Леева в качестве кандидатекой диссертации
представил работу «Вомплеконая интенеи-
фикация башенного процесса серной кисло-
ты». Исследования С. Д. Ступникова дают
возможность увеличить производительноеть
башенной системы  произволетва серной
кислоты в два раза. Совет института при-
судил С. Д. Отунникову ученую степень
доктора технических наук, а Высшая ат-
тестационная комиссия утвердила это ре-
шение совета,

Подобных примеров можно было бы при-
вести немало.

Олнако среди солокателей ученых сте-
пеней иногда попадаются люди, труды ко-
торых не соответствуют высоким требова-
ниям, през’являемым к диссертационным
работам.

За 1947/48 учебный год Высшая аттес-
тационная комиссия не утвердила зв ученой
степени доктора наук 70 научных работ-
ников, заЩиТивших диссертации на ученых
советах, и признала незаконными 78 ре-
шений советов институтов о присуждении
ученой степени кавлилата нахк,