ЧЕЛВЕРГ, 13 ЯНВАРЯ 1349 г. № 10 (9850)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

В Комитете по Сталинским
премиям в области искусства
и литературы
	15 января заканчивается прием пред-
ставлений на Сталинские премии за произ-
ведения искусства и литературы, опубал-
кованные или исполненные в коне 1947
года ив 1948 may.

17 января в Москве открывается пленум
Комитета по Сталинским премиям в обла-
CTH искусства и литературы.

Будут рассмотрены все. поступившие
предложения. На первом заседании состоит-
ся торжественное вручение дипломов и
почетных знаков писателям, деятелям
театра, кино и изобразительных искусств,
удостоенным Сталинских премий за произ-
ведения, созданные в 1947 году.

. (TACS).
	Музей А, С. Пушкина
в Литве
	ВИЛЬНЮС, 12 января. (По телеф. от
256. норр.). На окраине Вильнюса в дубо-
вой роше стоит старинный деревянный
дом. Кютда-то он принаплежал сыну ве-
тикого русского поэта Григорию Алексан-
провичу Пушкину, умершему в 1905 голу,
Недавно этот дом превращен в музей А. С,
Пушкина.

В четырех комнатах мезонина оборудо-
вана выставка фотоматерналов, отражаю-
щая жизнь и творчество А. С. Пушкина,
В числе других — стенды; «Мушкин в
СССР», «Произведения Пушкина в Литве».

Юбилейный комитет, созданный по ре-
шению Совета Министров республяки, на-
Waa TOLMTOBRY к празднованию в Литве
150-летия со дия рождения А. С. Пупкина.

Намечено излать на литовском языке
несколько новых книг избранных произве-
дений Пушкина и его биографию.

-Теалры подготовляют юбилейные по-
станювки  праматичееких произведений
Пушкина. В Пушкинском салу будет co-
оружен новый памятник великому поэту,
		Новые постановки
удмуртского театра
	HEBCR, 12 января. (По телеф. от саб.
норр.). Государственный `Улмуртекай дра-
матический театр осуществил постановку
пьесы «Даниил Майоров», рассказыватю-
щей о жизни и героической смерти осво-
воположника удмуртекой литературы, по-
эта-коммуниста Даниила  Афиногеновича
Майорова. Цьеса написана удмуртеким дра-
матургом И. Гавриловым совместно © ра-
ботником театра, заслуженным артистом
Улууртекой ACCP J. Перевошижовым.
Спектакль горячо встречен обществен-
ностью Йжерска.
	Нелавно в театре состоялась премьера
Новой пьесы местното драматурга В. С2-
	ховникова, написавной по мотивам уд-
муртекой народной сказки «Волиебная
борола».
	Хроника искусств-
	_* Тбилисская Академия художеств ше?ф-

ствует нал колхозами Ахалкалакского и
Душетского районов. В колхозе имени
Карла Маркса Дущетского района шефы
организовали самодеятельный кружок изо-
бразительного. искусства. Преподаватели И
студенты академии часто выезжают в под-
шефные колхозы. С помощью местной мо-
лодежи.они изготовили плакаты, лозунги,
диаграммы, показывающие о достижения
сельского хозяйства района..

* Археологические музеи организованы
при архитектурных памятниках Армении —
Гарни, Гегашт, Севан. В них собраны пред-
меты материальной культуры, археологиче-
ские карты. Составлена хронология каждо-
го памятника-
	* Исполнилось 30 лет со времени осфо-
вания Саратовской детской музыкальной
	школы. За эти годы ее окончило 925 де-
тей. Сейчас в школе 600 учеников.
	Вооруженный знанием жизни, идейно 0д9-
ташенный, композитор не будет тогда or-
раничиваться поверхностным следованием
сюжетной схеме литературного произведе-
ния, а станет настоящим музыкальным
драматургом, подлинным хозяином изобра-
жаемых образов и событий современности.

Ё сожалению, некоторые композиторы
используют литературные произведения
формально и поверхностно.

Здесь уместно вспомнить исполненную
на’ пленуме ораторию 0. Чишко «Флаг над
сельсоветом», по своей драматургии при-
ближающуюся к типу концертной оперы.
Из всего богатого образами и чувствами
содержания поэмы А. Недогонова компози-
тор использовал только одну побочную ли-
нию ее сюжета. Незамыкловатая история
женитьбы героя поэмы на любимой де-
вушке отвлекла внимание композитора от
лучших и основных для произведения Не-
догонова поэтических. етранин, посвяшен-
	ных теме труда, образам нашей прекраенои
	Не заметил композитор  ложности и
фальши созданных им музыкальных Xa-
рактериетик сорременных советеких. лю-
лей, обрисованных средетвами, пассивно
заимствованными из оперного арсенала ли-
рико-сентиментальной оперы и бытового
романса ХХ века. Не зная подлинной жиз-
ни новой колхозной деревни, композитор ве
услышал ‘и новых музыкальных интона-
ций, рожденных советской массовой и лири-
ческой песней, частуикой и другими мно-
гообразными формами советекой музыки.

Непонимание новых жизненных конф-
ликтов приводит к тому, что. композиторы
сплошь и рядом, обращаясь к передовым
произведенлям советской литературы или
драматургин, отбирают, выдвигают на пер-
вый план наименее существенные для них
побочные эпизоды, образы, отношения.
Так, в опере В. Энке «Любовь Яровая»
композитор подменяет ее большую панораму
социальных событий любовной мелолрамой
и сценами, рисующими «разложение» бело-
гвардейской банды. .
	Многие оперы последнего времени, в
том числе и оперы на военную тему, стра-
дают схематизмом сюжета и характеристик
тействующих лиц. Музыка этих опер, при
отдельных улачах. ие отличалась глубиной

раскрытия характеров новых советсвих лю-

Сессия Академии наук СССР
	Совершенно очевидно, сказал в заклю-
чение академик Опарын, что письмо” про-
фессора Дэйл продиктовано отнюдь не за-
ботой о развития передовой науки, 3 9-
ображениямин  н мотивами. ничего общего
	с наукой не имеющими. Нрофеееор Дэйл
	стал пэворным оруднем в руках И -
вратических сил.
	В связи с тем, что действия професео-“
ра Дэйл направлены во вред интересам Со-
	ветекого государства, академик Опарин от
имени президиума Академии наук CCCP
предлежил исключить его из соетаза по-
четных членов Академии наук СООР.
`Выступивший затем академик J. A, Op-
	бели обратил внамание на то. что профес-
cop Лайл под флагом аполитичности Hay-
	ки в действительности запиицает интере-
	сы опроеленных пелитичесвих групниро-
BOR, действующих во вред подлинной на-
уке я демократии. -
	Исполняющий  обязанноети академика-
секретаря Академни налк СССР’ академик
В. П. Никлетин оглаюил проект постановле-
ния общего собрания, в заключительной
части которого говорится’
	«На основании параграфа 24 устава
	Академии наук СОСР Тенри Дэйл за дея-
тельность, направленную во вред Союзу
ССР, лишить звания почетного члена Ака-
демии наук СССР».
	С. И. Вавилов ставит это предложение
голосование. Оно принимается едино-
	PHECHO под анлодисмонты всех участников
собрания.

Затем общее собрание приступило к 0б-
сужлению вопроса о лишении звания чле-
на-корреепондента советской Академии аме-
риканского генетика Германа Дж. Меллера.

С сообщением о решении президиума
Академии натк СССР по этому вопросу
	также выступил академик А. И. Опарин.
	GH доложил, что в октябре прошлого года
в Акалемию поступило пяеьмо аметикан-
	‘ского генетика [Германа Дж. Меллера. m-
	бранного в 1933 голу в члены-корреепон-
1eHTH ковотекой Академии. Это письмо
свидетельствует, что при определении ево-
	их пПозаций в научных вопросах Меллер
	HG рувоволетвуется интересами науки. ин-
	тересами иетины. Борясь против мячурин-
свой бнологии, проф. Меллер сомкнулоя ©
откровенными расистами и реакдионерамя
	В ВЗУВЮ.

Выступивший затем и. 9. академика-
секретаря Академии наук СССР В. П. Ники-
тин огласил проект постановления общего
	собрания. заканчивающийея словами:
	«На основании параграфа’ 24 Устава
Академии наук ОССР Германа Дж. Мелле-
ра за деятельность, направленную во вред
Союзу (СР, лашить звания члена-воррес-
пондента Академии наук СССР»,

Это предложение также было принято
атиногласно.
	После этого общее собрание перешло к
	третьему пункту повестки дня- вопросу о
лишенин звания  члена-корреспондента
Академии нзук СССР норвежского фило-
лога Олафа Брок.
	Слово для сообщения по этому вопросу
	‚Нолучил  академик-секретарь отделения
„литературы и языка Академии наук CCCP
акалемик И. И. Метанинов.
	Академик Мещанинов ‘доложил coedpa-
нию, что после окончания второй мировой
войны Олаф Брок систематически выету-
пал на страницах реакционной газеты
«Моргенбладет» с различными  измышгле-
ниями и клеветой на Советский Cows x
страны народной демократии.

Член-корреспондент Академии наук
СССР А. М. Етолин в своем выступлении
		публикует лингвистических работ и давно
отошел от науки. Тов. Еголин характеря-
зует Брока как формалиста в языкознании,
работы которого устарели и могут рае-
	сматриваться лишь Rak тормоз в развитии
  Науки 6 языке. Профессор Еголин  пол-
‚ностью поддержал предложение о лишении

Брока звания члена-корреспондента Ака-
	JEM

Hav
	ЛЕНИНГРАД, 10 января. (ТАСС). Утрен-
Hes пленарное заседание Академин Hayk
CCCP было посвящено организапионным
	вопросам. - дагедание открыл президент
Академии наук СССР академик С. И. Ва-
BILTOR.

— Президиум Академии наук. =— ска-
	зал он, — в соответетвии с уставом Ака-
хемни; ставит перед общим собранием во-
прое 9б исключении из состава Академин
некоторых иностранных ученых в связи в
их деятельностью, направленной во врет!
	науке и демократии, во врет Советекому
	Cosy.

Академик. Взвилов констатировал, что
эта деятельность является частью полити-
ческой кампалии клеветы против всей де-
	мобратни, в ‘том числе и против СССР.
	Нрезилен“ с удовлетворением сообщил
общему собранию, что многие иностранные
ученые He сочуветвуют полбным вы-
	 ступленеям. Он говорит о PATE ззявлений,
	получениых от зарубежных ученых, Wa-
пример, от почетного члена Академии наук
CCCP ‘Макса Борн, от известного англий-
ского зака Бэрнал, в которых выра-
мается полная поддержка советской Ака-
демин в ее борьбе за передовую науку.
С. И. Вавилов сказал, что на повестке
Дия сегодняшнего заседания сесени стз-
витея вопрос о лишении звания почетногя
члена Акалемин наук СССР Генри Дэйл
	и о лишении званий членов-корреспонлен-
	тев Германа Дж. Меллера и Олафа Брок.

Презнлент предоставил слово иеполняю-
щему обязанности секретаря отделения
Зчелогических наук Академии nays COCP
	академику А. И, Опарину,

— Теперь, когла советский народ, —
заявил А. И. Опарин, — ценою крови сво-
их сынов спас человечество от коричневой
чумы фашизма, реакционные круги капи-
талистических стран, прежде всего в США
и Англин, перенли к новым формам борь-
	_бы против сил демократия ин прогресса.
	Она стремятея вытравить из сознания
MILLTQOHOB простых людей во всем мире их
симпатии к нашему народу, ‘к нашей
стране — оплоту инра и демократии. Они
подчиняют нзучные исследования  свопу
интересам, интересам наживы, утпнетения
трулящихся масс, милитаризации науки.

Акалемнк А. И. Опарин отметия, что,
верные себе. империалиетические крути
США’ в Англии кампанией клеветы вотре-
чают кажлый шаг нашего поступательного
движения в области  хозяйслвенного и
KYIbTypHOTO прогресеа. Победа малериали-
стической мнчуринской биологии нал реак-
пионным ‘учением  Менделя—Моргана ио-
служила поводом для новых выступлений,
на этот раз во стороны ‘отдельных зарубеж-
ных ученых, предавших интересы подтян-
ной ‘науки и перешедших в лагерь врагов
прогресса, мира и демократии. _

В этом свете, — продолжает академик
A. И. Опарин; — ‘следует расоматривать
	письмо английского физиолога Генри Дэйл
	На имя президента нашей Академии, ROTO-
20е еше. залолг 20 ло Постунления в Акале-
	NETO широко распрюстравялось в реакдион-
	Ной зарубежной печати и по ратио.
Академик Опарин напоминает,
	авадемнь Уэнарин напоминает, Ч В
1942 году Академия чаук СССР избрала
своим почетным членом Генри Дэйл, быв-
шего в то время президентом Английско-
го королевского общества. Сейчас Генри
Дэйл заявил о своем выхоле из состава
	соглаенем с решениями президиума Aka-
	демни по вопросам биологии.
	затем единогласно принимается поета-
новление, в котором говорится:

«На основании параграфа 24: Устава
Академии наук СССР, Олафа Брок за дея-
тальнасть, направленную во вред (С9ю3у
ССР, лишить звания члена-корреспондента
Академии наук СССР»,

На этом утреннее пленатуное заседание
	CECCHH закончилось. +
	Американская „помощь“ Греции.
	передано 3.590 -орудий и минометов, 99-
лее 127 тысяч винтовок и автоматов,
5 миллионов снарядов и мин, 384 миллиона
патронов, 1.320 тысяч ручных гранат, 140
самолетов, более 47 тысяч авиабомб, 4
также стальное оборудование для валетных
площадок на аэродромах. Кроме того, ‘было
поставлено 5.300 раций и другие средства
связи, автотранепорт и 12,600 мулов, py-
раж, более миллиона пар обуви, обмунди-
рование, продовольствия почти на 2 мил-
лиарда дневных солдатоких фационов, C4-
нитарные материалы, горючее, а также
для морского флот» 6 канонерок по 850
тонн водоизмещением каждая. Е
	АФИНЫ, 11 января. (ТАСС). Тазета
«Кери» публикует дапные of американ-
CRHX военных поставках Греции, предо-
оставленные газете руководителем амери-
канекой военной миссии Ван Флитом. Из
этих данных явствует, что военный отдел
американекой миесии по оказанию «помо-
щи» израсходовал до ЗЕ декабря 1948 г.
на военные материалы и на «восстанов-
ление порядка», т.-в. на ведение граждан-
ской войны в Греции, 296 млн. долларов.
В греческие порты Пирей, Волос, Салони-
ки, Патрае было доставлено на 379 паро-
холах более 797. тысяч тонн военных
грузов, Афинскому . правительству было
	ЧЕНИНГРАЛ, 11 янваюя. (ТАСО). Сето-
тня на пленарном заседании сессии Акаде-
мин наук СССР, посвященной истораи оте-
чественной науки, проломжалиеь прения
	#8 докладам.
	В прениях выступили ажадемики А. Ф.
Иоффе, Е. Н. Павловекий, Б. А. Казан-
ский, член-корреспондент Академни наук
СОСР В. А. Амбарцумиан, а также акаде-
микн В. И. Смирнов, И. А. Орбели a
В. В. Струве, профессор _С. Л. Соболь:
	член-корреспондент Академии наук CCCP
	1. Ц. Вравец, академик Г. Ф. Александров,
члены-корреспонденты Академии — наук
СССР И. И. Жуков и Н. М. Друживин,
доктор философеких наук _Б. М. Кедров
н другие.

Затем было принято постановление о
развитии научно-исследовательских работ
в области истории отечественного естеет-
вознания и техники.

С заключительным словом об ‘итогах ра-
боты Ленинградской сессии Академии наук
СССР выступил президент Академии С. И.
Вавилов. .

— В большом ряду широких и специ-
зьных докладов, заслушанных на общах
собраниях и в отделениях, —сказал он,—
© особенным разнообразием и доказатель-
ностью перед нами предстала громада и
значение итогов нашей отечественной нау-
ки в прошлом. С конкретной убедитель-
ностью была показана оптибочноеть основ-
ных выводов ряда прежних историков нзу-
Ки, многого не знавших, недооценивавтих
п иногда упускавших из виду важнейшие
по своему принципиальному значению ре-
зультаты нашей научной и технической
хыели. Перед нами предстала великая на-
ука, столь же самобытная и значительная,
как наша литература и искусство.

— Вместе ‹ тем, — продолжал прези-

дент, — из работ сесени становитея яс-
ным, что мы находимся еше только в на-
чальной стадии создания поллянной исто-
рии отечественной вауки. Планы наших
работ на ближайшие годы должны быть
дополнены исследованиями по истории
отечественной науки, на обонове которых
должен быть написан фундаментальный
трул, достойный ее елавного пропслого.
‚ На сессии много раз, евавал палее ака-
Лемик С. И. Вавилов, произносилось имя
великого русского энпиклопелиета М. В.
Ломоносова. Ему одному в его. личной `ра-
Gove приходилось  об’единять различные
отрасли знания. В советской огромной Ака-
демин наук, а тем паче во всей еоветской
науке есть все возможности для широкого
применения коллективных принципов.

Воавратясь после хесопи к обычкой
ежедневной работе в нацких институтах и
лабораториях, мы встретим” перел собой
большой план научно-исслеловательских
работ на 1949 год, охватывающий многие
первоочеречные и важнейшие › проблемы
современной науки и техники, Правильное
решение поставленных 82134 должно во
многих случаях облегчить развитие совет-
ской промышленности, сельского хозяйст-
ва и медицины и способствовать  под’ему
советской культуры,

— Наш план на 1949 под — это name
обязательство перед советским правитель-
ством, перед всем народом, которое мы
Должны выполнить в срок и ыы
образом,

С. И. Вавилов. провозглашает здравицу
в Честь великого вождя, гениального уче-
ного и учителя товарища И. В. Сталина.
	Участники сессии устраивают бурную
овацию. .
Jenuurpaienag ececena Amatewnn HayK
	СОСР вакончила евою работу.
	Агентство  Телепресс 06 экономическом-
положении Греции
	ПРАГА, 12 января. (ТАСС). Бак пере-
тает агентотво Terenpecc, в экономическом
положении Греции наблюдаются дальней-
гие признаки упалка, Бюджет зфинского
правительства имеет дефицит 1.709 млрд,
драхм (170 млн. долларов). Для Покрытия
	Финансовые аферы греч
	БУХАРЕСТ, 12 января. (ТАСС). Радио-
станция «Свободная Греция» сообщает о
взяточничестЕее и аферах, раскрытых в
Афинах. Недавно депутат от города Серры
Парадопулое предетал перед судом по 06:
	этого дефицита афинское правительство на-
мерено использовать сумму в 1.000 млрл.
драхм, предназначенную по бюджету лля
«восстановления» страны, и булет старать-
ся получить американские доллары для
покрытия остальной части тэфицита,.
	еских правящих кругоБВ
	винению в воупной опекуляции. Б. вфи-
нах была векрыта афера морского офицера
Бакопулеса, в которую были замешаны
некоторые афинские министры. Бакопулос
присвоил 3,5 миллнарда драки и бежал 2a
границу.
	Провал вербовки в английскую территориальную армию.
	Вампания по вербовке. в территориаль-
ную армию, заявил Шинуэлл, была по-
разному воспринята в. Англии. Нацо-
мер, в графстве Ист-Лютнан плановая циф-
ра вербовки выполнена» на 97 проп., в
графстве Gal — на 82 процента и в
графстве Инвернесс — на 70 проц, (все
т В Шотзаниии), тотда как в графствах

естершир, Ратленипир м Уэст-Лотиан. —
только на 28 проц. в каждом, в Бакин-
гемпитре — на 32 проц. и в Сомерсет-
шире — на 35,8 проп.
	Взв указывает атентетво Нресе Acco-
пгиэйнгн, Шинуелл согласился © тем, что
	Нарол не хочет слышаль Oo BOE,
	о докладе Гофмана
	Тофман считает, что  государствонный
‘департамент должен потребовать от фран-
цузского правительетва, несущего вею от-
ветственность за этот дефицит, принятия
срочных мер для его покрытия.

Кроме того, Гофман предложил тосудар-
ственному департаменту обязать франиуз-
ское правительство ограничить вметатель-
ство французекой адуинистрации в фуко-
волетво экономикой своей зоны.
` В докладе Гофмана указывается, что в
дальнейшем управление «экономического
сотрудничества» будет действовать в ©00т-
ветствии с новыми директивами, предусма-
тривающими поставку по «илану Map-
шалла» французской зоне овкупашяи Гер-
мании через посредетво немецких властей, в
`0бхол французской админиестрацея;

Как указывают, государственный депар-
тамент благоприятно отнесся к предложе-
наям Гофмана.

ответствующих данных 0 безработице.
Только за последнюю неделю декабря
1948 года, заявил Хярмя, число безра-
ботных увеличилось примерно на 5 тысяч
человек.

Газета «Вапаа сана» отмечает в. связи
G Этим. что в действительности в Фин-
	ляндии имеются десятки тысяч безработ-
НЫХ.
	участники пленума © радостью отметили
крупный ‘успех молодого композитора
А. Арутюняна, написавшего «Кантату о
Родине» — талантливое, яркое’ произведе-
ние, проникнутое духом. советского патрио-
тизма. Образы кантаты глубоко современ-
ны. Это образы советских людей, выросших
в атмосфере вдохновенного созидательного
труда, в героике и пафосе борьбы за ком-
МУНИЗМ. у
	Положительно были оценены пленумом
«Кантата о Сталине» эстонского композито-
ра 9. Вырка, симфониэтта М. Вайнберга,
скрипичные концерты Б. Дварионаса и
Д. Кабалевекого, «Монолог о Тане» К. Дань-
кевича и ло.
	Идейная содержательность этих произве-
дений, увлекательно воспевающих темы ео-
временноети, способствовала созданию 06-
разного, выразительного и мелолически бо-
татого музыкального языка, основанного на
реализме, творческом использовании народ-
ных и класоичееких традиций в музы-
кальном творчестве.
	Опера — вершина музыкального искхс-
ства, наиболее любимый и доступный Ha-
роду жанр — не может „развиваться без ши-
рокой, роспевной музыкальной речи, спо-
собной. реалистически обобщенно, глубоко
и органично отобразить нашу совоеменноеть.
	Для того, чтобы обеспечить появление
оперных произведений, советские компози-
торы в6е свои усилия должны направить на
утверждение и закрепление резлистичееко-
о искусства, HA непрамиримую борьбу ¢
проявлениями формализма EO всех видах
музыкального творчества.
	Советские композиторы только тогда вы-
полнят задачи, поставленные перед ними
партией и советским народом, когда они
создадут идейно и художественее полноцен-
ные оперные произведения, правтиго и
проникновенно раскрывающие обрагы и
идеи нашей современности. ° :
	Тлубоко изучая жизнь советского народа,
борясь за социалистический реализм, на-
родноеть евонх произведений. опираясь на
лучшие традиции музыкальной культуры,
композиторы должны выполнить свой TOAI—
создать прекрасные линия “COBETCRA-
го оперного искусства.
	Бае. КУХАРСКИР..
	ИОНДоОН, 12 января. (ТАСС). Агентетво
Пресс Ассошиэйши сообщает, что англий-
ский военный министр Шинуэлл провел в
Бристоле закрытое совещание с прелотави-
телями Глостерширской ‘и Унатширской
ассоциаций но вербовке в территориальную
армию. Шо окончании заседания Шинуэлл
заявил корреспондентам, что его беспокоит
отноление некоторых советов профсоюзов
& кампании вербовки в территориальную
армию.

Шинуэлл заявил: «Некоторые из них
оказывают хорошие белуги, некоторые из
	НИХ == враждебных.
	Газета „Република“
	  РИМ, 12 января. (ТАСС). Газета «Pe-
публика» сообтает из РВатингтона, что,
по сведениям из диплематичеевото источня-
ка, руководитель управления «экономяче-
‘кото сотрудничества» Гофман представил
госулазетвенному лепартаменту и 0б`ев-
	  ненной комиесан контреоеа по осуществле-
	нию «плана Маршалла» доклад, обвиняю-
щий французское правительство в незакон-
ком присвоении сырья, дазлачных товаров
и продовольствия, предназначенных 10
«плану Маршалла» фравцузской зоне ORRY-
папия Германии.

Бак явствует из данных, имеющихся в
	  распоряжении управления «экономического
	сотрудничества», дефицит французской 30-
ны продолжает расти, лишая тем самым
всякой эффективности экономическую «по-
мощь», предоставленную этой зоне по

«плану Малмналла»,
	АВЛБСИНЕЙ, 12 января. (ТАСС). Как
сообщают газеты, министр путей сообще-
ния и общественных работ Хярмя в своей
речи по радио привел некоторые данные
о безработяце в Финляндии. № началу го-
да в стране насчитывалось около 12,5
тысячи безработных. Хярмя указал, одна-
KO, 479 эта цифра не дает  правильното
	представления © числе безработных, так
как многие общины не прелетавляют со-
	дей, страдала отсутствием большой и кра-
вивой музыкальной формы.

‚ Последняя  оперз И. Дзержинского
«Князь-0зеро», написанная 10 материалам
книг 9 партизанском движении, посвящена
событиям Великой Отечественной войны.
Неглубокое знание темы, к которой обра-
тился композитор, и здесь послужило при-
чиной многих недостатков произведения.

Там, где композитор выражает общие па-
строения ни чувства советского народа, он
находит хорошие эмоциональные музы-
кальные образы, способные  взволновать
своей искренностью. Проследить же судь-
бы главных тероев, раскрыть их пре-
красный духовный мир и величие характе-
ров, словом, показать типичное для них в
конкретных, художественно полноценных
образах композитор не смог, так как знает
он этих герэев в лучшем случае по лите-
ратурным источникам, на основе которых
создавалесь либретто юперы.

Отсюда и другой недостаток ипроизведе-
ния — смещение ее основной идеи: страла-
ния народа Дзержинский отобразил значи-
тельно глубже и правдивее, чем образ побе-
дившего народа в финале оперы.

Эти же недостатки в еше большей мере
характерны для опер «Гвардейны» 1. Степа-
нова, «Честь» Г. Жуковского,  «Единим жит-
тям» Д. Клебанова и 0. Санхлера.

Опера не терпит прозаического, натура-
листического подражания действительности.
Взволнованность чувств, эмоционально-ро-
мантическая приподнятость, основанная на
правдивых, сильных жизвенных конфлик-
тах, всегда отличали оперный жанр.

Сколько неограниченных, небывалых

озможностей представляет наша замеча-
и действительность с ее революцион-
ным отношением к переустройству мира, с
ве пафосом героического труда, светлы-
ми гуманистическими идеалами, глубиной
чувств, мыслей и переживаний советских
люлей!

Познание этого в подлинной жизни, в
реальной действительности должно положи-
тельно решить исхол борьбы за советскую
оперу. Первые успехи советской музыки да
время, прошелшее после постановления ЦК
ВКП(б), выразились в появлении произве-
дений, созданных на основе социалистиче-
ского реализма, идейной ясности и народно-
сти музыкального творчества.
	Рост безработицы в Финляндии
	Академик Опарин говорит, что Генри
	Дэйл, нанерекор фактам, утверждает, буд-
Та победа мичуринского направления в #6-
ветеной биологической науке не явилась
результатом честного и открытого столк-
новения научных мнений, Академик Опа-
рин пюказал, что подобное утверждение
английского физиолога находитея в пол-
ном противоречии с истиной и овидетель-
ствует о том, что профессор Дэйл не дал
себе трула ознакомиться в научной сторо-
ней вопроса и сознательно игнорировал
данные истории биологии,
	Прошедитий недавно пленум. правления
Союза, советских композиторов ”ОССР, нод-
ведя итоги развития музыки за период
после исторического постановления ЦВ
BEI(6) «O06 опере «Великая дружба» В. Му-
радели», отметил первые. успехи компози-
	`’Тервов в леле утверждения реалистического
	направления, за это время появился ряд та-
лантливых произведений, тесно евязанных
е образами нашей современности. В 10
же время пленмм peako подчеркнул по-
	олжающееся ‘отетавание COBETCKOH опер-
	ной драматургии. .

В этой областя музыкального творче-
ства разрушительные . последствия ° форма-
лизма обнаружились © 060бой остротой.
Игнорируя реалистические ш лемократиче-
ские основы оперного искусства, формали-
стическое течение пранарандировало в 0пе-
ре, так же, как и в инструментальной
музыке, аботрактно-суб’ ективные настрое-
ния, грубый натурализм, антимелодиче-
ский, речитативный стиль, Композиторы-
формалисты отказались от служения на-
роду, @т нравдивого воплощения образов
новых людей, рожденных  воциалистиче-
ской действительностью новых жизненных
процессов. Мало делают попыток полно-
ценно отразить в опере нашу современность
	и композиторы реалистического направле-
	ния. Это — основной и важнеиший недо-
статок советского оперного творчества,
главная поичина его отставания.

Умение глубоко отображать «дух нашей
эпохи, дух нашего народа» (А. А. Жданов),
знание подлинной жизни, чуветве нового
особенно должны быть свойственны опер-
ному композитору.

Оперная драматургия, как и другие про-
изведения для театра или кино, построена
на конфликтах. Основной конфликт нашего
сегодня вызываетея столкновением побе-
ждающего нового со етарым: Это старое, от-
живающее неумолимо вытесняется из жиз-
ни новыми общественными отношениями,
но ‘уходит оно, боряеь, сопротивляясь,
цепляясь за пережитки прошлого в созна-
	нии людей. Поэтому драматург не. мо-
	жет быть правдивым, если он будет
придумывать конфликты. Он должен пости-
тать их неносредетвенно в жизни, в реаль-
ной действительности. 06 этом говорил А. А.
Фадеев в своем выступлении на с’езде пиеа-
телей Украины, подчеркивая, что, «если
художник лишен подлинноро чувства но-
вого и знания явлений этого нового, он не
может быть хозяином конфликта в пьесе,
он становится его рабом. Только писатель,
хорошо знающий нашего советекого чело-
века н понимающий, как проходит в жиз-
ни борьба нового со старым, может, с по-
зиций нового, рельефно, смело, сильно,
прямодушно разрешать вое конфликты».

Неудачи, постигавшие некоторых  совет-
ских композиторов в их работе над оперны-
ми пронзФедениями, находятся в прямой
связи с отсутствием у музыкальных драма-
тургов подлинного контакта @ соврехен-
ностью, неумением разглядеть и понять ее
внутренние движущие силы, рождение но-
вого характера человека социалистичее кой
эпохи. «Наблюдая» жизнь в основном из GK-
на евоего кабинета, иные авторы опер
тянутся в хвосте налней лействительноети,
живут еще в привычном, узком мирке
старых прелетавленай о жизни, говорят
неживым, замшелым языком о новых, выео-
ких плеях и чувствах советского человека.

Наглядным примером отрыва художника
от жизни, кабинетной снетемы сочинения
является опера С. Прокофъева «Повесть о
настоящем человеке».

Подлинный художник нашей современ-
насти нашел бы в повести Б. Полевого
прекраеный матеряал для создания глубо-
Еа правдивых и прекрасных музыкальных
образов замечательных воветеких людей.
Однако С. Прокофьев прочел «Повесть о
настоящем человеке» © порочных позипяй
западного модернизма, PTO поставило его
музыву в вониюее противоречие во веем
плейно-художественных строем книги Б. По-
левого.

Проявив преувеличенный интерес & бы-
	TOBLIM, натуралистическим  подробностям,
композитор проглядел прекраеный  духов-
ный мир Алексея Мересьева — его несги-
баемую волю к жизни, к активной, сози-
	зательной деятельности. ето глубочайыияй
	советекий патриотизм. Вместо живых лю-
тей в опере действуют театральные маски,
	духовно опустешенные перюонажи с край.
не приммтивныма мыслями и чувствами.
	Не жизнь, & порочные эстетские, м0-
дерниотокие взгляды (С. Прокофьева на
оперу руководили им три <оздании оперы
«Повесть о настоящем человеке»: Музы-
кальный язык оперы ‘чрезвычайно беден,
антимелодичен, построен ‘на сухом; невы-
разительном речитативе, нудно плетущем-
вся велех за прозаическим текотом плохого
либретто.

Известно, что классическая опера я
особенно русская опера развивалась в тее-
ной связи с передовой литературой евоего
времени. Демократическяе, прогрессивные
илеи русской литературы обогашали  на-
ших классиков музыкального искусства,
углубляля их познание лействительноети.

Советская опера также не может пройти
мамю лучших образцов нашей передовой
литературы. Композиторы должны  10-
учитьея у советских литералоров, ставших
активной силой в козогунистическом вос-
питании народа, умению отображать то
новое, что принесла эпоха социализма в
сознание наших людей. Передовые идеи,
глубоко правдивые образы советского че-
ловека, отображенные в таких произвеле-
ниях, как «Молодая гвардия» Фадеева,
«Счастье» Павленко. «Белая береза» By-
	`беннова. «Кавалер Золотой звезды» Бабаев-
	ского, упомянутая уже книга Полевого, и
многих других, должны вдохновлять компа-
зиторов на создавие оперных образов,
прониюнутых правдой жизни. верой в х9-
	зилательный, творческий труд совете кого.
	Человека,

Однако за, литературными образами KOM-
позитор должен Ендоть подлинные, Жавые
процессы ‘формирования нового человека,