ПЯТНИЦА, 14 ЯНВАРЯ 1949 г. № 11 (9851)
	Лекции стахановцев
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	_ В Международном суде
B Taare -
	ГААРА, 13 января. (ТАСС). По сообще-
нию секретариата Межлунаролного суда
	мак =

‘бОН в Гааге, 17 января cocroutes откры-
	Т0е заседание Межтународного суда, на ко-
тором „будет продолжено обсуждение инци-
тента в проливе Корфу в октябре 1946 г.
На заседании выступят. представители ал-
банского и английского правительств © за-
мечаниями по повоту различных овидетель-
ских показаний и доволов эвепартов.
	К положению в Индонезии
	`ТААГА, 13 января. (ТАСС). По поелед-
ням сообщениям из Индонезии, на Яве п
Суматре продолжаются военные `лействия.
Соглаено индонезийским источникам, нап-
более интенсивные бои происходят в рай-
онах Маланга, Сурабайи, Семаранга, Падан-
та и Мелана. Шо тем же ясточникам. 55
	та и Меана. Ш тем же ясточникам. 55.
полландеких ‘самолетов  бомбартатюваля ce-
	ление в южной части Суматры.
ГААГА 13 янватя. (ТАСС). Как cood-
	  на Яве и Суматре.
	Одиннадцатый том
„Архива Маркса и Энгельса“
	зультат CTOUT ‘усилай», — товорил он.

Извлечения Маркса из «Писем без ад-
реса» Чернышевского состоят из двух ру-
коптсей. Первая из них содержит выписки,
сделанные непосредственно ‘из рукописи
Чернышевского. Первое письмо Марке пере-
вел целиком, выполнив перевод с необык-
новенной тщательностью, е глубоким. про-
никновением в хол мыслей Чернышевского.
Последующие четыре письма даны в виде
цитат, чередуемых с самостоятельным крат-
ким изложением содержания работы. Вторая
рукопись Марксом озаглавлена: «В вопро-
су 0б отмене крепостного права в России»:

В архиве ИМЭЛ также хранитея принал-
	лежавший Маркеу печатный экземпляр
«Писем без адреса», весь. испешренный
	его подчеркиваниями. Текст этой книги ©
воспроизведенными отметками и подчеркл-
ваниями Маркса приводится в приложения
в Х! тому «Архива»,

Конспект, выписки, замечания и. под-
черкивания дают яркое представление о
том, какое впечатление произвело на. Марк-
ез изучение произведения великого оус-
	ского демократа-революционера. (ТАСС).
	Но
	Институт Маркса — Эвтельса -—Тенина
при ЦК ВЁШ(б) продолжает издание «Ар-
хива Маркса и Энгельса». Вышел из ие-
чати выпущенный Госполитиздатом. Х] том,
который содержит конспекты и выциеки
Е. Маркса из русских книг и рукопнсь
Ф. Энгельса (конспект одной статьи). Пуб-
ликуемые переводы рукописей — только
небольшая часть рукописных матерналов
Маркса о социально-экономическом разви-
тии России во второй половине XIX века.
Общей темой, об’единяющей рукописи, во-
шедигне в Х! том «Архива», является ха-
рактеристнка реформ 60-х годов и поре-
форменного развития России.

Енига открывается извлечениямн Маркса
из «Писем без адреса» Н. Г. Чернышев-
ского. Марке, назвавший Чернышевского
«великим русским ученым и критиком», $
особым вниманием изучал его труды, ечп-
тая, что они «делают хействительную честь
Росени». Он оказал содействие напечата-
нию в Швейцарии «Писем без адреса».
предварительно изучив их ещё в рукопя-
сн. Перегруженность таботой и труд
ности языка не остановили Маркса. «Ре-
	Немецкие трудящиеся протестуют
`` против рурского диктата
	превратить Pypexyw область в 0б’ех
эксплоатации и в арсенал новой войны.

Газета «Нейес Дейчланд» публикует ce-
годня высказывания председателя постоян-
ного комитета немецкого народного контрес-
са профессора Бругита. Неменкий ученый
пишет; «Геруании для ее демократическо-
го преобразования нужен мир. Мирный
статут западных держав еще не есть мир,
это как бы замаскированиее состояние вой-
ны. Во всяком случае, это не мир. Рурекий
диктат означает лишение нас средств про-
изводетва, что равносильно  принудитель-
ному обнищанию Германии. Вееми фибрами
души мы желаем единства Германии».

Вчера в ландтаге земли Северный Рейн
—=Вестфалия обсуждалось предложение ком-
мунистической фракции относительно рур-
ского статутз. После долгой дискусени пра-
вые фракции ланлтага отклонили предло-
жение коммунистов о непризнании руреко-
го статута. Оратор т коммунистической
фракции  заклеймил поведение правых
фракций, которые, несмотря на их лице-
мерную критику, в действительности 0до-
бряют рурский статут,
	БЕРЛИВ, 12 января, (1800). На cocto-
явшемся ‘вчера в городе Виттенберге (Сак-
вония-—Ангальт) митинге выступил пред-
седатель христианеко-демократического сою-_
за советской зоны оккупации Германии и
председатель президиума Народного совета
Отто Нушке. В своей речи он резко про-
тестовал против проводимой западными дер-
жавами политики расчленения Германии,
нашедшей наиболее яркое выражение в
отторжении Рура от Германии. Нушке под-
черкнул, что вину за. превращение Запад-
ной Германии в колонию несут те запално-
германские политики, которые видят ренге-
ние немецкой проблемы только в новой.
войне. Империалистической ° политике за-
падных держав оратор противопоставил по-
следовательную политику Советского Сою-
за, направленную на мирное восстановле-
ние Германии.

В Хемнице (Сажеония) на митинге при-
сутетвовало 25 тысяч трудящихея города.
Участники митинга протестовали против
отделения Рурской области от Германии п

прютив попыток запалных империалистов
	Неуклюжая попытка замаскировать
	»э черную
	гвардию“
	ИВАВОВО, 13 января. (По телеф. от
сб. корр.). Знатная ватерщица прадильно-
ткацкой фабрики имени Дзержинском Ан-
товина Сивкова, -выполнившая годовую
норму за восемь месяцев, сделала доклаа о
_методах своей работы студентам и прело-
давателям технологического факультета
Ивановского текотильного института. Буду-
щие инженеры с большим интересом слу-
шали рассказ Сивковой.
	Перед студентами выступила также ис-
кусная мастерица ткачества фабрики имени
Балашова депутат городекого Совета Екате-:
пина Кузнецова.
	Дирекдия института наметила организо-
вать в текущем учебном году еще: несколь-
ко лекций переловых люлей текстильной
	вромышыенности.
А. КОЗЛОВ.
	Школы для детей горняков
	REMEPOBO, 13 января. (По телеф. от
соб. корр.). В городах Кузбасса разверты-
вается строительство пгкол для детей гор-
няков, НЗ Которое только из местного бют-
Бета отпущено восемь миллионов рублей.
	№ предстоящему учебному голу должны
ветупить в строй десять: новых средних
школ в городах Прокопьевске, Лениноке-
Кузнецком, Киселевске, Анжеро-Судженске,
кинниках.

В шахтеревих поселках будет построено
несколько средних и начальных школ.
	м. РОШИН.
	Всеобщий женский союз в Роттердаме
заявил протест против отправки новых
войск в Индонезию п обратился к грузчи-
кам и морякам порта Роттердам © прэсь-
бой не допускать отправки парохода в
Индонезию. Сообщается, что нрофсоюзное
об’единение «Энхейд вак Централе» в Рот-
тердаме: также заявило протест, требуя от
властей приостановки отправки. войск и
	  оружия в: Индонезию. .
	Донцерт польскоео певца
	НА ПЕРВЕНСТВО СССР ПО ХОККЕЮ
	Новая победа команды ЦДНА
		восхолном темпе балладе Нелюско из опе-
ры Мейербера «Африканка», требующей
от исполнителя виотуозной техники и без-
	укоризненного влаления тыханием. Rpaceso
	прозвучали куплеты тореадора из  Закончилась зимняя. путина в Южном
Приморье. Около 70 процентов рыболовец-
ких команд выполнили по полтора-дза
годовых плана. -
	Сегодня советская общественность. отме-
чает 125 лет со дня рождения выдающе-
тося деятеля русской культуры, художест-
венного критика, историка искусств Вла-
димира Васильевича Стасова.
	Более полустолетия продолжалась вкипу-
чая общественная деятельность Стасова,
оказавшая большое влияние не на одно
поколение передовых русских художников
и. музыкантов.

Современник Белинского, Герцена, Чер-
нышевского, он был другом“ и почитателем
Льва Тозетого, Модеста Мусоргокого, Ильн
Репина. Олним из первых он приветство-
вал Горького, как великого прохолжателя
великих традиций передовой русской ли-
тературы.

B rox, когда молодой Стасов налеча-
тал в «Отечественных записках» свою
первую статью, Белинский с гневным про-
тестом обрушился в знаменитом письме
Гоголю на самодержавие п крепостнический
строй. Вместе с передовой Россией этот
революционный призыв услышал ‘и Стасов.
Несколько позже Стасов установил лич-
ные отношения е Герценом и Чернышев-
_ским — властителем дум передовой демо-
`° кратической интеллигенции. Знаменитая
‹ диссертация Чернышевского 06 эстетиче-
еких отношениях искусства к действитель-
ности, «Что делать?» Чернышевекого ока-
зали глубокое идейное воздействие на Ста-
сова.

Со всей страстью Стасов ненавидел са-
модержавие, высокопоставленных мракобе-
сов, презиравших русский народ, третиро-
завших отечественное искусство, низко-
поклонничавших перед иностранщиной, Он
писал о них с пренебрежением, как о лю-
AX, «преданных всему иностранному»,
поклонявигихся «всему модному ий ничтож-
ному». «Со веем этим приходилось бее-
престанно бороться и препираться», —
	ТААГА, 13 января. (ТАСС). Вчера в
Амстердаме  состоялея  многолюдный ми-
тинг трулящихея, организованный комите-
том «Помогайте Индонезип».

Участники митинга послали правитель»
etsy Дрейса телеграмму, в которой тре:
буют прекращения военных действий про-
тнв индонезийского народа, возвращения
голлаплоких войск из Индонезии и 96в80-
бождения всех индонезийцев из голланд-
<ких концентрационных лагерей,
	Голландские зверетва
в Индонезии
	PAATA, 13 ampana. (TACC). Tasera «Je
	  Ваархейд» публикует серию писем солдат,
	находящихся на Лве, из которых видно,
Что: голландские войска соверитают чуловищ-
ные преступления по отношению Е индо-
незийскому населению.
	Б одном из боллатеких писем рассказы-
	BASTCA 0 нНовелении голланлеких войек в.
	западной части Явы, где пнсходит Tak
называемое «прочесывание».

и: Тасикмалаи, говорится в
письме, невозможно проехать по дорогам,
так как вдоль них валяется множество
разлатающихея трупов индонезийцев, рак
стрелянных голлантцами. .
	- Голландцы сожгли вее селения, раеполо-   _
женные вокруг Сумеданга. и расстреляли  .
	население. «Я сам участвовал в операняях
по прочесыванию горной местности, — пл’
mer этот солдат. — Мы там не нашли
	  так называемые банды, но зато дотла со-
	жгли 0 сэлений... Нам Удалось все же
взять в плен двух инлонезийцев. Они бы-
ли подвергнуты страшным мучениям с
помощью новейпих электромашин. Ирово-
лока привязывается к ушам и руке, а з4-
тем пролускается ток высокого напряже-
ния. Страшно смотреть на это зрелище».

Голландекие солдаты расстреливают ин-
донезийеких военнопленных под предлогом
«попытки к бегству».
	«Из этих писем видно, — инитет газета
«До Ваархейд», — какие чудовищные фа-
шистские методы применяются к янтоне-
зийскому населению голландеким команло-
званием. Правительство Дрейса — прави-
тельство католиков и социалистов — дол-
HHO полностью ответить за кажлое пре-
	ступление, совелмненное в Инлонезий».
	музыку Е «Воролю Лиру». Ем же он Ha
толкнул на мысль создать увертюру «1000
лет», идея которой возникла после про
тения обоими друзьями статьи Герцена

«Исполин просыпается!». Стасов был глав-
ным помощником и «толкателем» Бороди-
на, когда он наниеал оперу «Ёнязь Игорь».
	Из композиторов «Могучей кучки» Cra-
сов особенно любил и ценил Мусоргского, с
которым его многие годы соелиняла нежная
и горячая дружба. Стасов был поверенным
всех творческих замыюлов Мусоргского, в
нем он справедливо видел величайшего
музыкального драматурга — реалиста и но-
ватора.
	Идею оперы «Аованщина» Стасов дал
Мусоргокому в 1872 тоду. Приступая Е
работе, Мусоргекий написал:  «Посвящат
В. В. Стасову мой посильный труд, его. лю-
бовью навеянный». Ему же Мусоргский
поевятил «Картинки с выставки», «Раек»
	ит. д Даря ко дню рождения Стасова ав-
	тограф своей «Менитьбы», Мусоргский co-
проводил ето «Здравиней и прославлени-
ем»: «Haro жарче вас не грел меня во
веех отношениях: никто проще и, еледова-
тельно, глубже не заглядывал в мое `нут-
00: НИКТО яснее не указывал мне путь-до-
	ПЮзмеНЫКУ ».
	Требования английских промышленников
	Арипие и промышленнякя смотрят сквозь
пальцы на тот факт, что у прелиринямате-
лей сейчас остается больше прибылей пос-
ле уплаты налога, чем в первом голу су-
ществования лейбористского правительст-
ва».
	Газета указывает, что ‘удовлетворение
требований федерации  британскях  про-
мыпненников. привело бы к сокращению
расходов на социальное обеспечение или Е
	повышению косвенного налотообложения.
	которое ляжет на плечи рабочих.
	работу HO TeX пор, пока их требованел
не будут удовлетворены.
	сабастовали также 250 горняков max-
	ДОНЛОН, 13 янватя. - (ТАСС). Федера-
ция британскях промышленников прелета-
вила министру финансов Криппеу второй
меморандум за последние несколько дней,
требующий отмены налога на прибыли.
Предыдущий меморанлум призывал Е сни-
жению существующих ставок подоходного
налога.
< Газета «Дейли усркер» пишет по-этому
поволу, что Вриппе не может отвергнуть
притязания федерации британских mpo-
мышленников, «ибо ой проявил себя луч-
шим пропагандистом этой федерации. И
	Забастовки английских горняков.
	ЛОНлОН, 13 января. (ТАСС). Горняки  работу до rex пор,
шахты Вулли в районе Барнели (графство! не будут удовлетвог
	Иоркшир), где работает около 2.400 че-
	  ловек, 11 января об’явили забастовку в  ты Додуорт (графство Йоркшир). Горняки
  связи © конфликтом 13-22  заоаботной   этой шахты требуют тополнительной опла-
	этой шахты требуют хлополнительной опла-
ты енпециальных работ,
	платы. Оня решили не возвращаться Ha
	Провал антикоммунистической кампании БК
	ческой партии Дартфорда Стивено едино-
душно избран председателем дартфордекого
совета профсоюзов. Стивене избирается на
этот пост третий год подряд.
Дартфордекий совет профсоюзов откло-
нил антикоммунистическое  циркулярное
письмо БАТ после того, как его расемотре-
ли все‘ входящие в совет организации.
Предселателем районного комитета, 0б’-
единенного союза машиностроителей Олде-
ма (Ланкашир) избран коммунист Хэг,
	теперь, покуда, обзывают «тенленциоз-
НЫМ...».

(Стасов видел признаки загнивания бур-
жуазной культуры, видел признаки упалка
современного ‘ему буржуазного некусетва.

„В годы разгула «декадентства». Стасов
не уставал выступать в печати со статья-
ми, в которых громил антинародные тече-
‚ния. Рецензии Стасова о выставках ху-
дожников-модерниетов носили красноречи-
вые названия: «Нищие духом», «Под-
ворье прокаженных» и т. п. «Только то
искусство великое, нужное и священное,
` которое не лжет и не фантазирует, кото-
р0е не старинными игрушками тепится,
& во всё глаза смотрит на т0, Что везде
вокруг нае совершается, и... пылающей
грудью прижимается ко всему тому, где
есть поэзия, мыель п жизнь».

Он разоблачал декадентв — «чужаков
России», ополчалея против упазочного
буржуазного лекадептского вскусетва 32-
пада. Он выступал против современных
ему безродных космополитов, для которых
последний крик парижской моды или
мюнхенского‘ модерна были дороже своето
‘родного, национального.

Отмечая сегодня 125-aeTHe co ana
рождения Стабова — горячего патриота
родины, искусствоведа, критика и публи-
циста, мы отмечаем ero большие и
важные заслуги перед русским искусством.
Стасов серьезно опгибалея в вопросах проис-
хождения русского народного эпоса, за что
его резко и справедливо критиковал Салты-
ков - Щедрин. Нередко он сводил понятие
реализма к бытовому жанру в живопиен,
к речитативу в опере. Он не оценил Чай-
Ковского, как национального гения, и не
понял в полной мере величия историческо-
ro эпоса Сурикова.

Но эти ошибки Стасова, ослаблявитие его
идейные позиции в борьбе, которую он
вел, не`могут заслонить главного дела его
жизни, которое заключалось в страстной,
талантливой защите и пропаганде  основ-
ных традиций русской школы искусства—
реализма и народности. Этим близок и до-
por нам Стасов и сегодня.

Н. СОКОЛОВА,
	М. СОКО

ЬСКИИ.
	ЛОНДОН, 13 января. (ТАСС). Подаваяю-
щим большинством толосов генеральный
совет ассоциации киномехаников (насчн-
тывает 8.000 человек) ‘отказался поддер-
жать антикоммуниетический  пиркуляр
	Британского конгресса тред-юнионов (БЫТ).

ЗВ Лондон продолжают поступать сообще-
ния 06 избрании коммунистов на руко-
вводящие посты в профсоюзах и советах
профсоюзов в провинции.
	Председатель организации коммунисти-
	метил в них горячее участие AYAQA HERA
‚ Е отраданьям народа, задавленного англий-
	  г a ee a
‘скими колонизаторами, к стране, которую.
	«рыжий европейский а. подиял
под себя и задавил..

Идейные а «передвижниче-
ства» — Крамской и Стасов первыми оце-
нили Репина н предсказали ему великое
будущее. Cracug приветствовал молодого
автора «Бурлаков» за то, что тот смело
окунулся с головою во всю глубину на-
родной жизни, народных интересов, тяжкой
народной действительности в условиях са-
модержавного` гнета: Стасов ‘восторгался ре-
пинекими «Рурлаками» потому, что худож-
ник не только запечатлел горе народное,
но и обрисовал яркие, сильные характеры
и показал зреющий в народе протест против
«безответной покорности».

Bea деятельность  Стасова-публициста
определялась его глубоким убеждением, что
критика «есть воспитание». Свои статьи он
писал не только и не столько для узкой
среды профессионалов, сколько для широ-
кой аудитории, стремясь раз’яснять наро-
AY художественные произведения, раекры-
вать их общественный смысл, развивать
эстетический вкус народа, прививать лю-
бовь к высокоидейному искусству.

«Теперь нужно, — писал он, — кро-
ме красок и изящных линий, что-то та-
кое, что поглубже бы хватало, и что. про-
водило бы по душе царапину посильнее
прежнего».

Со всей присущей ему  страстностью
публициста Стасов  обруптивалея на то
«старое, затхлое», что тормозило побед-
ный хор русского реализма, п готов был
драться за каждый росток нового демо-
кратического искусства, в котором он чув-
ствовал «дыхание жизни, бнение молодого
горячего сердца».

В борьбе в апологетами «чистого ис-
кусетва» Стасов защитал принцип «тен-
денциозного». искусства. Он товорил, что.
только то художественное произведение.
хорошо, в вотором «есть сила негодования.
н обвинения, где дышит протест и страст-
ное желание гибели тому, что тяготит и.
давит свет». Он провидел, что в булущем
	KOTEDOS
	«останется одно TO искусство,
	схватками у обоих ворот. К концу игры
армейцы забили ‘четвертый гол. Матч за-
кончился победой. ЦДКА со счетом 4:2.
Команда ЦДКА идет без поражений н
является лидером первенства.
Вчера же в Риге местные динамовцы
	встретились со своими ленинградскими од-
	ноклубниками. Игра закончилась со счетом
5:3 в пользу рижан.
	12 января в Москве играли московская
команда «Спартак» и ленинградский «Дзер-
жинец». Матч прошел при явном преимуще-
стве москвичей и закончился их победой со

счетом 7: 1.
		Стасов говорил, что эта неиссякаемая
народная музыкальная культура обусловя-
Ла особый склад и физиономию русской
музыки и призвала ее к своим особенным
задачам. В этом он видел основу, почву,
на которой расцвел национальный гений
Глинки. Великий Глинка, «заключая в се-
бе совокупность, словно экстракт, сил на-
родных, встал и пошел творить чудеса —
то, что ему было внушаемо духом народ-
ным», — писал он.

Говоря о русской музыкальной школе,
о связи музыкальной культуры России с
народными национальными истоками, Ста-
сов пивал: ^^

«Дело идет о способности выражать
истинный народный дух, способности
опускаться в ето глубины правды и кра-
соты, способности рисовать истинные, под-
линные его черты. Такая способность, и
вместе непреодолимая потребность выюказа-
лись раныше’ всего на нашем веку у на-
пиональностей славянских; русских и по-
ляков. У первых вырос Глинка, у вто-
рых — Шопен»,
`В композиторах «Могучей кучки» 01а-
сов видел истинных преемников Глинки.
Для Стасова это была «действительно’ рус-
ская школа музыки», знаменовавшая со-
бой расцвет напионального демократиче-
ского реалистического музыкального искус-
ства России, искусства, проникнутого чув-
ством современности, отвечавшего ее зада-
чам и требованиям.

Прогреесивным и передовым в «Могучей
кучке» для Стасова был преобладающий
интерес композиторов «новой русской шко-
лы» к опере, развитие в творчестве «бала-
киревцев» программной музыки, как одного
из важнейших демократических жанров
музыкального искусства,

«Вспомните, — говорил товариш «Вда-
нов, обращаясь к советским музыкантам, —
как относились к запросам народа Класси-
ки... в каких ярких выражениях говорили
	камнозиторы «Могучей кучки» и примы-
	кавший к ним большой музыковед Отаеов
0 народности музыки».

Стасов был вдохновителем и инициато-
ром многих произведений русских компози-
торов. Балакиреву он подал илею написать
	К 125-летию со дня рождения
	Враг компромиссов в идейной борьбе,
Стаков указывал «путь-дороженьку» круп-
нейшим художникам эпохи-—Перову, Вере-
Mar yyy, Ярошенко, Репину. Ратуя за прав-
иное, идейное искусство, он боролся co
всякими отклонениями в сторону от ©тол-
бовой лотоги реализма.
	«Судья теперь мужик, а потому надо
воспроизводить его интересы», — писал
Репин Стасову и находил у своего друга
п критика горячую поддержку. Этот демо-
KDATH3M русского искусства и отстаивал
Стасов. Он писал, что у русской живописи
«веть та сила, есть 10 желание и
уменье итти до самых корней народной
жизни, какие не часто увидишь у фран-
цузов, англичан и немцев». Высоко ценя
Верещагина, как художника-реалиста, он
отмечал прежде всего его глубокое проник-
нозение в жизчь. Й. в частности, говоэя
	с его работах, посвященных Индии, 0т-