СУББОТА, 15 ЯНВАРЯ 1949 г. № 12 (9852)
	Новые книги
	Избранные экономические
произведения Н. Г. Чернышевского
	Вышел из печати выпущенный locno-
литиздатом Ш том (часть 1) «Избранных
экономических произведений» Н. Г. Черны-
шевского. (Все издание состоит из трех то-
мов. редакция — профессора И. Д. Удаль-
цова). .

В этот TOM вошли сделанный Чернышев-
скпи перевод первой книги Джона Стюарта
Милля «Основания политической экономин»
и комментарии к переводу, широко извэет-
ные пол названием «Примечания к Миллю».
Замечания Черньнтевского к ‘переводу кни-
ти Миаля проникнуты хухох непримаримой
борьбы © реакцией вообще и © реакциюн-
ной политической экономией в 0обенна-
сти. Это— наиболее полная из всех эконо-
мичееких ‘работ Чернышевекого, в которых
он кратикует буржуазный строй и буржу-
азную политическую экономию. Излагая п
кратикуя взгляды английского буржуазно-
го экономиста. Чернышевский лелает по-
пытку дать в 10 же время экономическое
обоснование сопиалистического строя. При
тлубоко теоретическом характере «Приме-
чаний» от этой книги, как и от других
произведений Н. Г. Чернышевского, «...веет
хухом классовой борьбы» (Ленин).

Глубокий интерес к этой; работе проявол
Е. Марке. чнтавшай «Примечания» Черны-
шевокого к Маллю в русском подлиннике
и стелавший на полях свои замечания.
	Сборник. статей о В. Г. Белинском
	~ Государственное . излательство - нолитиче-
ской литературы выпустило в свет ©бор-
ник статей «Велакий русский мыслитель
В. Г. Белинский», подготовленный Инсти-
тутом философии Акалемни наук CCCP a
Московским государственным универеите-
том имени М. В. Ломоносова.

Статья М. Иовчука отображает большой
и сложный путь идейно-полатического и
философского развития Белинского.

В одной из статей 3. Смирновой (редак-
тора сборника) рассматривается развитие
философских взглядов Белинского в 30-х
тодах, в другой — mpodsema реалазма в
его эстетике.

Статья И. Шипанова посвящена мале-
риалистическим и атейстическим воззренн-
яуи Белинского.  —
	Чествование А. Н. Руполевза
	Исполнилось 40 лет творческой деятель-
ности глазного конструктора взиапаонной
промышаенности, члена - корреспондента
Академпи наук СССР, Героя Сонпалистиче-
ского Труда. генерал-лейтенанта А. Н. Ту-
полева. : Е

Вчера в Краснознаменном зале ЦДКА с9-
стоялось чествование юбиляра. В зале з3-
седания собрались вилнейшяе конструкто-
ры и летчики, рабочие, инженеры и тех-
Ники авиационных заводов, представители
Вооруженных Сил Советской Армии.

С докладом о роли А. Н. Туполева в
развития отечественной авиации выступил
заслуженный дезтель науки. а техника
А. А. Архантельский.

Доклад об основных чертах творческой
деятельности юбиляра сделал. член-Коррес-
понлент Академии наук CCCP профессор
Б. С. Стечкин.

Генерал-полковник авиации, Герой Co-
велекого Союза М. М. Громов выступал с
докладом «Участие самолетов Туполева в
защите нашей родины».

Было оглашено приветствие юбиляру от
иннистра Вооруженных Сил СССР Маршала
Советского Союза Н. А. Булганина.

В адрес А. -Н. Туполева поступию мно-
то приветствий, в том числе от Министер-
ства. авиапионной промышленности СССР,
президиума Академии наук СССР, команло-
вания Военно-Возлушных. Сил и других.

С ответным словом выступил А. Н. Ту-
полев. -
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	сия Великого
	закрылась. сес
	Травопольную систему земледелия— всем колхозам м совхозам

Конец бурунной степи
	Сорго-гумаевый гибрид — многолетнее
растение. В районах с мягкими зимами OF
может произрастать ча одном и том же ме-
сте 8-—10 лет пох ряд. -
	Мы подробно рассказали о `сорго-гумае-
вом гибриле кормового типа. Но Державин
вывел также гибриды других линий, имею-
щие большое хозяйственное ° значение.
910 — гибриды зернового и сахарного ти-
пов, гибрилы длЯ кулис.
	Сорго-гумаевые гибриды, выведенные со-
ветским селекционером, депутатом Верхов-
ного Совета РОФСР профессором А. И. Дер-
жавиным, растут и плодоносят. Цол ах на-
тиском отступает бурунная степь. Совет-
ские люди на месте гибельных песков со-
здалут обширные пастбиша н сенокосы.
		родителя, к тому же в значительной сте-
пени они были бесплодны. Но это не
обескуражило  селекционера: от первого
поколения гибридов ожидать лучшего было
трудпо. Державин понимал, что прелстоит
еше много поработать, чтобы  лобиться
решающего успеха. Вель он поставил перед
собой трулную залачу — воздать расте-
ние, еп0собное не просто закрепить пески,
во и полезное для хозяйства.

Маленький научный коллектив во главе
¢ Пержавиных вступил в новый этап ра-
баты нал гибридами. Требовалось прежде
всём поеолюлеть расшенление ‘гибрила ий
осыпание семян, развить его плодовитость,
засухоустойчивость, зимостойкость и мно-
голетность. Hato было, кроме Tore, при-
лать новому растению хозяйствевно-полез-
ные качества. Мичуринские метолы гибри-
дизаини и з4есь оказались единственно
правильными.
	B 1939 голу опыты были перенесены
в сыпучие пески за Моздоком. Это понадо-
билось для того, чтобы развить и укрепить
в гибрилах наибольшую  засухоустойчи-
вость, приспособить их к суровым уело-
BHA жизни в полупуетыне. Под руковод-
ством Державина злесь вели работу науч-
ный сотрулние И. А. Драненко, лаборантка,
3. Я. Мечотная, рабочий Я. П. Шевцов.

Самоотверженный труд советских люлей
увенчалея выдлающимея успехом. Родина
получила н080е, в выешей степени по-
лезное растение.

Сорм-гумаевый гибрил лаже в условиях
бурунов — сыпучих песков — соверщен-
но нормально развивается, растет и пло-
доносит.

0 высокой засухоустойчивости  сорго-
гумаевого гибрида говорит такой факт.
Нынче весенние посевы его оказались в
чрезвычайно тяжелых условиях, Так как
за все лето не выпала HO OHOTO ложля,
стояла жаркая и ветреная погола. В or-
рестностях опытного поля погибли посевы
почти всех культурных растений, + copro-
гумаевый гибрил. несмотря на жестокую
засуху, рос и развивался. Ем сочные в
толетые стебли достигали  лвухметровой
высоты. Кажтый гектар посева’ дал от
	20 до 30 центнеров превосходного сена и
много семян.
	В заботах об урожае
	BRU(6) от 20 октября в десятидворках,
привлекая к этой работе актив села.

На следующий день после сесойи собра-
лось правление колхоза. Колхоз выделил
участок для лесопитомника плошалью в че-
тыре гектара. Отвели его в очень улобном
месте. Питомник будет заложен недалеко
от озера и колхозного сада, который укроет
его от сухих летних ветров. Специальное
звено пю ухолу за лесопитомником уже ве-
дет на этом участке работы по снегозадер-
жанию. Агроном райсельхозотлела тов. Ива-
`нова провела со звеном первое злнятие по

агролесомелиорации. Заготовлено и вывезе-
но 40 кубометров лесоматериалов для ог-
раждения лесопитомника,

В поле вывезено 300 возов навоза, с9-
 брано 19 центнеров золы.
  В целях более широкой популяризании
решений сессии исполком сельского Совета
созвал сельекий сход, на котором рассказал
жителям села о намеченном плане работ и
внимательно выслушал новые замечания и
  советы граждан.

Внося свои предложения, участники сх9-
за критаковали руководство колх03з за TO,
что оно затягивает подготовку к весенней
посевной кампалия. не велет снегозалержа-

ния Ha полях. не начинает сбора, семян
	сосны. Говорили выступающие также о
	Не встречая никаких заелонов, пески мед-
ленно, столетиями, но с неудержимой си-
ой двигались из Казахстана, перешагнули
через Волгу, заполонили всю Прикаспий-
скую низменность... Они вторглись в
астраханские степи и вплотную нридви-
пулась к Дону.

Как остановить пески? Вопрос. этот
встал во весь рост в тот период, когда
большевистская партия повернула страну
на путь индустриализации и коллектави-
зации. Алексанлр Ивавович Державин тог-
да работал на полях Азербайджана. Злесь
OH вилотную столкнулся с губительным
влиянием песков. Молодой агроном видел,
как плодоролнейшие земли превращалнсь в
пустыню, тле уже ве могли проазрастать
культурные растения.

Спедиальная литература указывала
различные метолы закрепления песков, но
они почти не имели практического значе-
ния. Нало было решать эту задачу само-
стоятельно.

— Мне помог генвальный  Мачурин,
неустанно призывавший переделывать
природу. Я перечитал все его труды, по-
бывал у нем самою, — рассказывает
Александр Иванович, — и мне стало
ясно, что остановить пески можно. Для
этого надо создать многолетнее растение с
сильно развитой корневой ‘системой, епо-
собное находить пишу и влагу в сыпучих
песках. Мощные корневища растения
сыграли бы роль дренажа, а его наземная
масса явилась бы зеленым заслоном про-
тив нередвигающихея песков.

Державин  етал тшательно изучать
растительность прикаспийской полупусты-
ни. Его внимание привлекло многолетнее
дикое сор ‘или гумай. Этот сорняк был
поразительно жизнелеятелен. Он прекрас-
но р0е на сильно засоленных почвах и в
таких засушливых условиях, где всякое
друтое растение погибало.

Державин решил поролнить  гумай с
культурой олнолетнею сахарного сорго.
Это лолжно было пать многолетние сорго-
гумаевые гибрилы. Впервые их удалось
получать в 1935 голу, когла Лержавин
был руковолителем Ставропольского опыт-
Horo поля. Шо внешнему виду  гибрилы
мало чем отличались от своего — дикото
	Постановление партии и правительства о
плане полезащитных лесонасаждений, внед-
рения травопольных севооборотов, строи-
тельства прудов и водоемов вызвало огром-
ную трудовую активность колхозников
сельскохозяйственной артели «Красный па-
харь» Сердобского района Пензенской обла-
сти. Этот под’ем колхозников всячески под-
терживает и возглавляет. Сокольский сель-
ский Совете его многочисленным ‘активом.

Вопросы борьбы с засухой регулярно 06-
суждаются на заседаниях исполкома, сес-
сиях Совета, на сельских сходах.

_ На сессию, обсуждавшую постановление
партии и правительства, был приглашен
весь сельский актив — учителя, медацин-
ские работники, бригадиры, -звевъевые.
Вдумчиво: намечали они конкретный план
борьбы с засухой на полях. Заботой об
урожае, желанием быстрее и лучше вылол-
нить великий сталинский план преобразо-
вания приролы были проникнуты выстуи-
ления ораторов. Совет обязал правление
колхоза «Красный пахарь» ввести с буду-
щей весны правильные травопольный и
кормовой севооборюты, рационально псмоль-
зовать земельные уголья. Он предложил де-
путатам вести широкую пропаганду поста-
	повления Совета Министров СССР и Ith
	Национального собрания Румынии
	БУХАРЕСТ, 14 января. (ТАСС). Вчера
поздно вечером закрылась очередная сес-
сия Великого Национального собрания.

На утреннем заседании продолжалось
	обсуждение законопроекта о создании ва-
родных советов. Выступившие депутаты—
представители рабочего класса, трудящего-
ся крестьянства и прогрессивной  интел-
лигенции подчеркнули огромное значение
народных советов для дальнейшего раззв-
тия режима народной демократии и 10-
строения социализма в Румынии.
	«Создание народных советов, — заявил
депутат Петреску, — свилетельствует 0
спле режима народной демократии, указы:
вает на то, что этот представляющий ин-
тересы трудящихся режим теено связан ©
широкими народными массами и поль-
зуется их безграничной поддержкой».
	Бечернее заседание сессий открылось
выступлением иредседателя совета минист-
ров доктора Петру Гроза. Встреченный ова-
пней  присутетвовавтших, Петру Гроза
сказал: .
	CHa этой сессии мы утвердили зако-
ны 0б экономическом плане, о бюджете на
1949 год и рассматриваем закон о созлании
народных советов-—органов, через которые
народ будет осуществлять свою власть. Мы
вступили в период напраженного труда @
борьбы трудящегося народа и тех, кто яв-
ляется выразителями его волн. Вместе с
тем мы вступили в период агонии веего,
что осталось .от феодалов, от. крупных Фи-
нансистов, от ихущих классов, ведущих
отчаянную борьбу за возвращение хотя
бы ‘части потерянных ими позиций. Мы
ни на минуту пе должны забывать 06
ужасах войны, мы не должны забывать 0
погибтях жизнях и богатствах народа,
	  разрушенных
	руками преступников. Мы
	должны поступать так, чтобы никто и н8
в какой форме не смог посягнуть на за-
воевания народа, чтобы мы могли спокой-
но приступить в выполнению стоящих по-
pel нами величественных залач — вы-
полнению экономического плана, государ-
ственного бюджета и осуществлению воли
народа во всех областях нашей обществен-
ной жизни».

Петру Гроза сообщил, что правительство
одобрило представленный министром юсти-
ции законопроект, согласно которому вво-
дится высшая мера наказания, как закон-
ное средство в руках представителей Ra-
родной власти для организации мощной 38-
щиты режима от любых внутренних и
внешних врагов.
	Выступление доктора Нетру роза с0-
провождалось бурными аплодисментами де-
путатов Великого Национального собрания.
	После обсуждения законопроекта о Ввс-
дении смертной казни он был принят 381
голосом, 4 депутата голосовали против.
Бурными аплодисментами депутаты выра-
Зили Е результатами голосо-
вания.

В заключение сессия: 365 голосами 38
	против 2 голосов приняла законопроект 0
создании народных советов.

Закрывая сессию, председательствовав-
ший на ней К. Парвулеску сказал: «При-
нятые сессией законопроекты, являющиеся
плодом работы нашей партии и правитель-
ства, способствуют укреплению политиче-
ской власти трулящегося народа, укренле-
нию и развитию напиональной. экономики
Румынской народной республики. Любовь
и признательность по отношению к стране
социализма — Советскому Союзу красной
нитью пронизывали всю работу настоящей
		Великий сталинскай план борьбы c 3a-
сухой прелусматривает провеление работ по
закреплению и облесению песков на огреч-
ной площади. Как указано в опубликован-
ном недавно сообщении Совета Министров
CCCP и ЦК ВЕП(б). разрабатываются меро-
приятия по широкому применению на
песках посевов. сорго-гумаевого гийбрила.
Ставропольским опытным полем заготовле-
ны семена этого гибрида в количестве, 19-
статочном для посева 400’ гектаров. Сбор
семян продолжается.
	Уже в 1949 году в бурунах булет зало-
жена первая тысяча гектаров семенных
участков сорго-гумаевоге гибрида. Это 69-
лее чем в три раза превысят залание, оп-
резеленное постановлением правительства
	и партии о преобразований природы степей.
Через два гола будут превращены в сено-
косы п пастбища не 100 тысяч. гектаров
песков, как указано в постановлении, а
значительно большая площадь.

Пройдет немного’ времени, и вся прикас-
пийская полупустыня изменит свой суро-
вый, безжизненный облик. На песчаных
бурунах, покрытых тучными травами, бу-
дут пастись колхозные стада. Здесь будет
созлана крупная 0азз. сопиалистического
	HABOTHOBOICTBd.
Л. ШИБАКОВ,

соб. корр. «Известий».
	г. СТАВРОПОЛЬ. (По. телефону).
	TOM, что в клубе нет книг по -травополь-
ной системе земледелия.
	Сход вокрыл новые возможности борьбы
за урожай. В частности, он. указал на необ-
холимость облесения 13 гектаров пэеков,
строительства двух прудов, кроме заплани-
рованных.

Последним на сходе попросил слова заве-
дующий гончарным производством Кирей
Семенович Сидоров. =

vw Сейчае хворостэлля плотин нало за-
готавливать, — сказал он, — внолгу пред-
ложение организоваль-воскресники.

Предложение Сидорова встретило ‘вееоб-
шее одобрение. Первый воскресник был
проведен 26 декабря. Руководили райотами
денутат сельского -Совета Петр Павлович
Демидов и заведующий хозяйством колхоза
Василий: Алексеевич Малыгин.

В воскреенике участвовало около 200
человек. Они заготовили 149 возов хвороста.
Следующий воскресник по заготовке хво-
роста н строительству пруда состоится в
январе 1949 года.

Так Сокольекий селвекий Совет и кол-
хозники артели «Красный пахарь» претво-
ряют в жизнь исторический план борьбы
с засухой.
	В ВИНОГРАДОВ,
	соб. корр. «Известий».
	План развития народного хозяиства
Болгарии на 1949 год
	ление получит растительного масла на 39
процентов больше, чем в минувшем году,
животных жиров — на 88 процентов, са-
хара — на 105 процентов, тканей — на
17 процентов больше и т. д. Государет-
венный и ‘кобперативный секторы охватят
75 процентов всей внутренней. торговли.
Значительно будет активизирована и внеш-
няя торговля страны. ^
	Планом намечено дальнейшее- развития?
железнодорожного, водного, автомобильного

BH BOSAYIHOTO транспорта:
	06’ем нового строительства в текушеч
году будет больше прошлогоднего ` на 55
процентов. г

Капиталовложения нынешнего года пой-
дут главным образом в промышленность,
сельское хозяйство и транспорт. Большие
средства вкладываются также в RY-IBTYD-
ное строительство.
	В этом году будут начаты стройки но-
вых крупных ° об’ектов; предусмотренных
пятилетним планом развития народного х9-
зяйства. Среди них маптиностроительные,
металлообрабатывающие; ‘металлургические
ий химические заводы, электростанции, В0-
дохранилище, фуражный и деревообделоч-
ный комбинаты ит. т =
	  Развитие народного хозяйства приведет

LR полной ликвидации безработицы.

План предусматривает рост произвоти-

тельности труда в промышленности из
15 процентов, а в строительстве — на 25
  процентов по сравнению с минувшим гэ-
дом. :

Выполнение плана текущего года явитея
  Крупвым шагом по пути индустриализации
Волгарии и ‘увеличит национальный доход
ia 23 процента но сравнению с 1948 го-
том.
	литературной теории, основ социалистиче-
ской эстетики и т. д.

Мы остановились только на самом
главном. характерном. Это главное cocTo-
ит в бесспорнох росте художественного сло-
ва народа, в рое.® белорусских писателей.
Присвоение звания лауреатов Сталинской
премии Янке Купале, Якубу  Воласу,
Кондрату Крапиве, Аркадию Кулепюву,
Петрусю Бровке, Максиму Тавку убеди-
тельно говорит о высоком под’еме и росте
литературы Советской Белоруссии.
	Но, говоря 6 бесспорных достижениях
белорусской литературы, о ее несомнен-
ных заслугах перед партией и народом,
мы должны сказать и о ее существенных
недостатках. Они сводятся в основном
к следующему: не изжито внолне еще
отставание литературы от жизни, нет
още в ней ярких, развернутых образов
коммунистов, мало произведений о рабо-
чем классе Белоруссии, нет еще ‚монумен-
тальных произведений о` создании‘ бело-
русской советской  государственности, о
героической борьбе белорусского народа в
дни Великой Отечественной войны. Имеет
еще место в отдельных произведениях по-
верхностный, а иногла и неправильный,
извращенный показ нашей действительно-
сти, порой лакировка этой действитель-
HOCTH.

Отображая высокий пафос социалисти-
ческого строительства,. советская литера-
тура и советское искусство находятся на
выюоком творческом под’еме. Этот полем
переживает сейчас и белорусская  совет-
ская литература.

Исторические постановления ЦЕ ВКП(б)
по вопросам идеологии, решения  Цент-
	рального Комитета партии большевиков
Белоруссии но конкретным недостаткам
белорусской художественной литературы
	мобилизовали писательскую общественность
на устранение этих недостатков, на реши-
тельное приближение литературы к жиз-
ни народа, на претворение ee в могучее
средство коммунистического — воспитания
трудящихся.

Руководствуяеь указаниями партии,
следуя методу социалистического реализма,
советские писатели Белоруссии приложат
все силы к тому, чтобы создать произвете-
ния, достойные высокого хозерия партии,
славных деяний и духовного величия ‹9`
ветокого человека.
	Михась ЛЫНЬКОВ.
	‘СОФИЯ, 14 января. (ТАСС). бювет ми-
нистров утвердил план развития народно-
го хозяйства на 1949.год, разработанный
на основе пятилетнего плана Болгарии.

В области промышленности план преду-
сматривает общее увеличение производства
на 22 процента по сравнению © минув-
man годом. Мо отдельным отраслям про-
мышленности этот рост будет еще более
значительным. Так, например, в электро-
проиышленноети он достигнет 82 процен-
тов, в металлургии — 64 процентов, на
металлообрабатывающих предприятиях —
51 процента и в машиностроении — 41
пропента. a
	Общий об’ем сельскохозяйственного про-
изводства к концу Года согласно плану
будет увеличен нь 16’ процентов по срав-
нению с минувшим годом. Увеличится по-
головье скота.
	1949 год будет годом дальнейшего ко-
личественног и качественного роста тру-
довых ‘кооперативных земледельческих `х0=
зяйств. План предусматривает увеличение
земельной площади, обрабатываемой кооне-
ративными зэмледельческими хозяйствами,
на 132 процента.

Дальнейшее разватие. получат в Болга-
рии государственные земледельческие X0-
зяйства.

Кроме существующих 71  машинно-
тракторной станции, в текущем году соз-
дается еще 15 станций.
	Носевы сортовыми семенами, своевремав-.
	ная и правильная обработка земли, даль-
нейшая механизация сельского хозяйства
значительно повысят урожай.

План предусматривает увеличение. това-
рооборота в нынешнем году на 16 про-
‘центов по сравнению с. 1948 годом. Насе-
	Наш каждый день и каждый час
Трулись, как Сталин учит нас.
Пой песью о народе!
	За последние годы пришли в 1п093ит0
новые имена: поэты `Киреенко, Велюгин;
Шаховепн и многие другие,
	В области белорусской детской литера-
туры наиболее известно имя писателя
Янки Мавра, создавшего немало полезных
и интересных книг для маленького чи-
тателя. В этой же области специализи-
руетея Алесь Якимович.
	Из писателей, работающих главным 90-
разом в драматургии, известны _ имена
Климковича, Вольского, Гурского, Романо-
вича. Климкович разрабатывает историче-
скую тематику в нашей драматургии.
Вольский - умеле использует богатые
фольклорные мотивы. Молодой драматург
Мовзон написал пьесу © легендарном ге-
poe белорусского народа —= Константине
Заелонове.

Из более молодых писателей - проза-
HKOB, вотупивших в литературу незадолго
дэ войны, следует отметить’ Последовича,
Кравченко, Стаховича, Грамовича, Кова-
лева, Более крупными произведениями, е9-
зданными ими в послевоенные годы, яв-
ляются повести «Теплое дыхание», «Ста-
новление» и роман «Под мирным небом».
	hak весьма положительное явление в
белорусской художественной прозе следует
отметить приход в литературу послевоен-
ных лет молодых способных писателей
Мележа, Кулаковского, Брыля. Шемякина.
Хадкевича. Опубликованные ими сборники
новелл и рассказов, талантливые повести
«Глубокое течение» и «Веснянка» гово-
DAT 0 поллинном росте молодой белорус-
ской прозы.

Следует отметить некоторое улучшение
на белорусском критическом и литерату-
роведческом фронте. Критические выступ-
ления стали более принципиальными, б9-
евыми, проникнутыми духом подлинной
борьбы за партийность литературы, за ев
социалистическую народность. ‘За послед-
нее время критика активно стала вести
борьбу е проявлением буржуазного нацио-
нализма в художественной литературе, про-
тив плейных недостатков ‘в преподавании
литературы в школе. Написаны первые
учебники по историй белорусской литерл-
туры для средней школы, делаются первые
шага в разработке ряда актуальных проблем
	Литература белорусского народа
	ВБ олном из`чудесных своих стихотворе-
ний ‘белорувекяй  поэт-лемократ Максим
Боглановиз писал в 1911 голу:
	Разбуженный однажлы дух наролный—
Я верю — беспробулно не заснет,

Но ринется вперед, струей гремучей
Сквозь все прегралы путь себе пробьет
И вдаль-рекою потечет: могучей.
	Великая Октябрьская . социалистическая
революция принесла белоруескому народу
осуществление всех его лучших чаяпий,
она расковала сдавленные ранее ‘цариз-
MOM силы народа; она преобразила стра-
ну, сделала ее неузнаваемой. Народ, кото-
рый раньше считалея одним из самых за-
битых и отсталых, вышел теперь на ши®-
кую дорогу активной государственной, по-
литической и культурной жизни и. вместе
сю всеми ‘братскими народами Советекого
‘Союза участвует в творении новой. исто-
уни человечества.
	Всеми своими успехами и достижениями
белорусский народ обязан партии Ленина
— Сталина и братской помощи великого
русского ‘народа. Ленин и Сталин были
инициаторами создания Белорусской бовет-
ской Социалистической ‘республики. П9-
вседневное руководство большевистской
партии, союзного правительства, личное
внимание и заботы товарища Сталина
о насущных нуждах народа, неуклонное
проведение ленинско-сталинской националь-
ной политики обеспечили преврашение от-
сталой в прошлом окраины царской империя
в одну из передовых индустриально-колхоз-
ных республик Союза.
	Неузнаваемой стала. и литература. 6ело-
русского народа. Она выросла, везмужала,
изменилась по своему характеру, дазно
вышла из узких рамок этнографической
ограниченности и замкнутости, однообра-
sd своей сельской тематики. Великой
партии большевиков и советскому прави-
тельству -обязана белорусская литература
тем, что она стала ‘верным и належны
оружием народа в борьбе за сопиалистиче-
кое государство, могучим средством ком-
мунистического воспитания трудящихся.

Под руководством партии, белорусские
писатели разоблачиля и плейно разгроми-
ли в литературе белорусских национали-
CTOB, стремившихся к реставрации капп-
	партии крепить  морально-политическое
елинство народа. В послевоенные годы
Якуб Колас закончил большую поэму
	«Рыбакова хата» 00 историческом в0се0е-
динении белорусского народа в едином Co-
ветском государстве. :
	Талантливым писателем был эмитрок
Бядуля, автор многих стихотворений. рас-
сказов и повестей из дореволюционной п
советекой жизни белорусских трудящихея.
	Много внес в сокровищницу  белорус-
ской. советекой литературы ‘яркий само-
бытный талант Кондрата Крапивы-—Ш-
заика, драматурга, баснописпа на темы на-
шей действительности и международной
жизни. Всякие черчилли и прочие под-
жигатели ‘войны могут найти свое по-
лобие в одном из почтенных персонажей
крапивинской басни, вознамерившемся бы-
л0-—ни много, ни мало—заслонить своими
ослиными ушами волне. Пьесы Враливы
«Кто смеется последним», «Партизаны»,
«Конец дружбы», «С народом» принесли
широкую известность и драматургу, и 6е-
лорусской драматургии.

Крупными белорусскими  прозаиками
Кузьмой Чорным и Эдуардом Самуйленком
созданы произведения, страстно  утвер-
дающие советскую ‘действительность.
	Рано оборвавшаяся творческая жизнь
талантливого поэта Павлюка Труса была
взволнованной и жаркой песнью новому
дню Белорусени. Петрусь Бровка, Петро
Глебка, Аркадий Кулешов, Максим Танк,
Пимен Панченко — это яркая плеяда бе-
лорусских поэтов.

Поэзии ‘Бровки свойственны глубокое
чувство нового, искренняя, страстная лю-
бовь к родине, к советскому человеку. Пе-
тре Глебка — поэт с широким философским
кругозором, автор. значительных произведе-
ний о жизни белорусского назода.
	а послелние годы особенно вырос по-
	этический талант Аркалия Кулешова,
ставшего одним из известных поэтов (4-
sercroro Союза. Это — подлинный певеп
того прекрасного. 910 мы справедливо
	называем нашей советской жизнью. Пре-
красной действительности, поэтичноети На-
шей жизни — советскому дню, социалисти-
ческой ролине, грядущему коммунизму —
	тализма, к закабалению белоруссках трудзя-
щихся чужеземными захватчиками.
	Белорусская советекая литература орга-
нически связана с неисчерпаемыми богат-
ствами AYXOBHOH культуры своего народа,
с великими традициями русской литературы.

Исключительное влияние на белорус-
скую литературу, оказал основоположник CO-
пиалистической литературы А. М. Горький.
	Горького учились белорусекие ниса-
тели высокому служению своему народу,
любви к своей родине, преданности нар-
тии, пламенной ненависти к врагам, к
темным силам мировой реакдии.

Крупнейшими представителями белорус-
ской советской литературы явяяютея Ha-
родные поэты Янка’ Купала и Якуб
Колас. Их творчество в советские годы
достигает своего полного расцвета.
	Своими произведениями Янка Купала и
Якуб Колас воспели братскую дружбу на-
родов, освещенную великим гением Сталина,
призвали молодое поколение зорко етоять
на страже завоеваний Октября, всегда стре-
миться вперед, к лучшему будущему, Е
коммунистическому завтра.

..Поля золотые
Как море шумят,

И люди в грядущее
Смело глялят.
	Так охарактеризовал нашу действитель-
ность Янка Вупала в стихотворении, . по-
священном Иосифу Виссарионовачу Сталину.

В произведениях Янка Купалы и Якуба
Коласа нашли яркое и: достойное отобра-
жение героическая жизнь белорусского
народа, его трудовые подвиги, блестящие
побёды сталинских. пятилеток, —= все то,
что изменило и облик белорусской земли,
и облик белорусса: рабочего, колхозника,
ивтеллигента.

В лни суровых испытаний Отечествен-
ной войны поэтическое и публипистиче-
ское слово Янки Купалы и’ Якуба Коласа
было боевым оружием народа в борьбе с
гитлеровскими захватчиками. Оно раекры-
вало перед наролом звериную сущность
фалтизуа, вселяло ‘в советского человека
уверенность в близкой победе над врага-
ми, призывало его на беспощадную борь-
бу с фашистскими захватчиками, помогало
	и отдает поэт лучшие свой чувства, свою
любовь. Из лучших произведений поэта,
написанных за военные и послевоенные
голы, следует назвать чудесную поэму «Зна-
мя бригады», поэмы «Дом № 24», «Цим-
балы», «Новое русло» и ряд замечатель-
ных стихотворений, как «Письмо из пле-
на», «Над братской могилой», «Колос»,
«Коммунисты».
	Иного свежего и оригинального внео в
белорусскую поэзию талантливый поэт
Максим Танк. Широкий тематический ди-
апазон, глубокое поэтическое прониЕнове-
ние в жизнь, партийная страстность в ху-
ложественном раскрытии жизни и утвер-
	ждении нашей действительности, —— все это
неог’емлемые качества поэтического слова
	Макоима Тавка,
	Вырос и окреп за последние моды по-
этический голос Пимена Панченко, напи-
савшего за годы войны немало задушев-
ных,  прочувствованных произведений,
отображающих высокие патриотические
Чувства советского ‘человека, носителя
передовой морали, подлинного боевого ©5-
ветского гуманизма.

Этими именами не исчерпывается яр-
кое созвездие ‘белорусской поэзии. Ус-
пешно и плодотворно работают известные
поэты ФЛужанин, Буйло, Белевич, Огне-
цвет, Астрейка, Витка, Зарицкий, Пест-
рак. Мапгара.

Влохновенно и призывно говорит М. Лу-
жанин о своей родине, о советских людях,
0 великом вожде в стихотворении «Совет-
скому народу».

„..Нал пепелищами войны,
Где трубы черные вилвы,

Мы вновь дома возводим.
Нё пожалеют люли сил,
	Чтоб край опять застроен был.
Пой песню. о народе!
	Кто трудится — тому поклон,
И хлеб, и соль, ‘и крепкий сон.
Пусть в счастье дни проводит.
Пусть проживет он много лет
Под солнцем сталинских побед.
Пой песню о народе!.:
	Боец, прославленный в 60ю,
Отчизну бережет свою,

С границы глаз не сводит.
И не заржавели штыки,
Не иступилися клинки.
Пой песню о народе!
	Пускай идет за годом год,
скай наш мудрый вожль живет,
В легенды. в песни входит.