ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		одская
	ЧЕТВЕРГ, 3 ФЕВРАЛЯ 1949 г. Ne 27 (9867)

Советское строительство
	Облисполком и вопросы
народного образования
	дах и райолах области не ЛиБвидированы
трехеменные занятия.
	В самом начале долгой здешней зимы
некоторые школы уже ошущали острый
недостаток в топливе, Холодно в классах
Краснопартизанской средней школы. В
школах Чкаловского сельского района —
Бердекой, Подгорол-Покровекой — учени-
ки и учителя не снимают пальто. Че-
тыре дня в Благословенской школе He было
занятий: не подвезли дров:

Й е такими фактами мирятся! Мирятся
потому, что исполком областного Совета
не возлагает на райнеполкомы такой же
ответственности за нормальную работу
Школ, как, скажем, за полевые работы.
Пусть бы благословенский колхоз потерял
четыре дня в рабочую пору, как потеряла
Благословенская школа, и 06 этом стало
бы широко известно, как о случае недо-
пустимом. из ряда вон выходящем.
	Й вовсе не случайно, что предееда-
тель Чкаловского райисполкома тов. Ступ-
ников, по общему мнению, очень радеющий
0 хозяйственных успехах колхозов, никак
не может похвалиться такими же успехами
района в деле народного образования.
Тов. Ступникова колхозники часто видят
в поле, на фермах, Но директора школ не
помнят случая, кома бы председатель
райисполкома перешагнул школьный по-
por, поинтересовался успехами и неуда-
‘Чами в обучении и воспитании детей. 0бо
всем этом председатель райисполкома су-
дит по данным районного отдела народно-
го образования. А каковы причины BTO-
рогодничества в Бердсекой школе? Поче-
му в Херсонской начальной школе дети
сидят по три года в одном классе? Таких во-
просов председатель райисполкома не за-
дает отделу народного образования.
	Впрочем, не в одном только Чкаловском
райисполкоме делу народного просвещения
отведено . второстененное место. И на за-
седаниях исполкомов, и на сессиях рай-
онных Советов, где речь идет о школе,
почти всегда все сводится к необходимо-
сти обеспечить ев материально-техниче-
ские нужды. Это крайне важно, конечно.
Но в праве ли Советы обходить вонросы,
связанные с качеством обучения, с воспита-
нием учащихся?

Можно безошибочно сказать, что пример
такого отношения к школе районные Co-
веты заимствуют у исполкома областного
Совета. Прошло много времени с тех пор,
как на заседании облисполкома в последний
раз шел разговор об учебно-вобспитатель-
	Ной работе школ, справедливо получившей
	тогда  неудовлетворительную оценку. ©
тех пор к этому вопросу более не. возвра-
щались. Почему? Поводов было достаточ-
	Но, д необходимость — самая наестоятель-
Has.
	Итоги прошлого учебного гола весьма.
	неутешительны: почти каждый десятый
‘ученик — второголник,
	Предварительные итоги первого полуго-
Nig нынешнего учебного года свилетель-
	ствуют 0 том, что, как и раньше, много.
	ААА Te Ef
	Вотла-то, тридцать лет назад, в дерев-
нях Оренбургского края было но одно-
му, по два грамотных человека. Это бы-
ло и, как говорится, быльем поросло.
Сейчас совсем иное. Чкаловская область
покрыта густой сетью школ, в которых
работает более двенадцати тысяч учите-
лей. В городах и селах открыты школы
рабочей и сельской молодежи. Государство
ежегодно. ассигнует миллионы рублей на
	все растущие нужды просвещения в обла-
	сти. Й если находятся в Соль-Илецком и
некоторых других районах хотя бы один
пли два малограмотных молодых колхоз-
ника, то это — серьезный упрек прежде
всего местным советским` органам, ответ-
CTBCHHEIM 34 осуществление закона о все-
общем обязательном обучении.

Закон этот в некоторых районах Чкалов-
ской. области выполняется плохо. В ны-
нешнем учебном году исполком областного
Совета признал неудовлетворительным вы-
полнение закона о всеобуче. Отмечалось,
что исполкомы многих. районных и сель-
ских Советов не имеют точного учета де-
тей школьного возраста. В Ново-Орском
районе при учете пропустили целые ее-
ления, и главным образом по этой при-
чине в начале октября здесь не ‘обучалось
около 150 детей. Предеедатель  Ново-
Орекого райисполкома тов. КВупин, вы-
званный На заседание облисполкома, был
строго предупрежден о необходимости не-
медленно исправить серьезную ошибку.
Речь шла н о другом районе—Ираено-
XOIMCKOM, B котором много детей осталось
вне школы.

Минуло время, вполне достаточное для
того, чтобы ошибки в обоих районах бы-
ли устранены. И что же? В Ново-Орском
районе количество необучающихся детей
возросло, а в Краснохолмском положение
нисколько не изменилось, как не измени-
лось оно и по всей области.

Решение. облисполкома, касающееся все-
общего обязательного обучения, осталось
невыполненным. И причиной этого являет-
ся главным образом невзыекательность
исполкома областного Совета ко всем тем,
oT кого зависит успех ‘воеобуча. Город-
ские, районные и сельские Советы по-
прежнему перекладывают на плечи дирек-
торов школ и учителей свою прямую обя-
занноеть по Учету н привлечению детей
в школы.

`За решением облисполкома о всеобуче
He последовало организагорской работы по
осуществлению его, не было должного кон-
троля, проверки исполнения.

Тетом Минувшего года в области успешно
провели ремонт школ. Председатели райис-
полкомов не раз отчитывалиеь перед облис-
	полкомом 0 холе ремонта и строительства
	школьных зданий, о подвозе тонлива. Но
забота о нуждах школы прекратилась, как
только началея учебный год; несмотря на
	то, что к этому времени условия лля нор-
	мальной работы были созланы далеко не
	всюду. Поэтому до сих пор в десяти ropo-!
	недостатков в преподаваний русского язы-
ka. Большинство. -неудовлетворительных
оценок именно по этому основному пред-
мету. Из школ Павловского и Тролцкого
районов сообщают, что почти четвертая
часть учащихся имеет в первом полугодии
неудовлетворительные оценки по отдель-
ным предметам.

Пронгло учебное полугодие. За это врё-
мя в 22 районах области ни разу не по-
бывали инспектора областного. отдела на-
родного образования. На селе _ работает
много молодых педагогов, недавно оставив-
ших студенческую скамью, особенно нуж-
дающихея в методическом совете опытно-
го старшего товарища, А инспектора, ко-
торых ждут в школах, большую часть
времени проводят в областном центре, №
тому же не каждое посешение приносит
пользу школе. Многие инспекторские ак-
ты — плохая фотография жизни шко-
лы, перечень собранных фактов, & He
глубокий анализ учебного процесса, кото-
рый один Только и может  сослужить
службу педагогам.
  Не случайно так много пробелов в зна-
ниях десятиклаесников сельских школ. Bo
время приемных испытаний в Чкаловский
педагогический институт осенью минувше-
го года обнаружена низкая грамотность
воспитанников сельских средних школ. Мно-
гим из них по этой причине было отказано
в приеме.

Выпускники сельских семилетних школ
оказались плохо подготовленными Е по-
ступлению в среднее учебное заведение.
Tax, 26 воспитанников седьмых классов
Йлекского,  Сакмарского,  Гавриловекого
районов держали минувшей осенью экза-
мен в педагогическое училище, но сдал
экзамен. только один. .

Из 2.518 школ Чкаловекой области
2.355 — сельские. Советской деревне,
колхозам нужны культурные кадры. На-
чального четырехлетнего обучения стано-
вится явно недостаточно для Того, чтобы
овладевать сложными  сельбкохозяйствен-
ными машинами, агротехинкой, лесораз-
ведением, мелиорацией, электрификацией.
В социалистической деревне с кажлым го-
дом повышаются требования В культуре
колхозника. Но именно в сельских школах
области существует большой разрыв меж-
Ay начальным и семилётним обучением.

В Чкаловской обласби Советы, органы
народного образования не прилагают усилий
K TOMY, чтобы увеличилось количество уча-
щихся пятых и восьмых классов, чтобы
большее число детей колхозников получало
„ вемилетнее и среднее образование.

* Е

‘Если бы исполком Чкаловского облаетно-
го Совета конкретно и оперативно руково-
дил делом народного образования, если бы
он требовал того же и от файднных
  Советов, давно бы в области был обуще-
  етвлен закон о`всеобуче и второгодняяество
уменьшилось бы, а успеваемость в школах

поднялась.
Б. ОЛЬХОВСКАЯ,

соб. корр. «Известий».

ой р а в
	г. ЧКАЛОВ.

Московская [А областная и У

кома ВЫб) тов. Напустин  отлалшает
приветствие Ленинградского областного и
геродекого- комитетов ВВП(б). делегатам. Мо-
	сковской [Х областной и УШ городской 06 -
ААННАННАй вонбопаятяя РЕН(АХ
	Гединенной конференции ВЪИ(5).

Мачальнию комбината  «Москвоуголь»
Герой Социалистического Труда тов. Лебед-
ков отмечает, что горняки бассейна при
активной помощи столичных предприятий и
организаций сумели в короткий срок воз-
родить разрушенный врагом бассейн и 0бес-
печить московекую промьпиленноеть топли-
вом..

Е новому 1949 году комбинат «Москво-
уголь», завершил план добычи но общему
0б’ему, установленному на 1950 год. Тем
самым горняки Мосбасса выполнили пяти-
летку в 3 тода.

Для облегчения труда рабочих и повы-
шения производительности труда на шах-
тах бассейна широко осуществляется ме-
ханизация, внедряется новая техника.
Уровень механизированной зарубки в на-
стоящее время достиг 98 процентов. Пол-
ностью механизированы подземная откатка
и погрузка угля в железнодорожные ваго-
‘ны. Мосбасс стал одним из наиболее меха-
низированных угольных бассейнов страны.

В заключение тов. Лебедков говорит о
задачах, стоящих перед утольщиками B
связи с решением Совета Министров СССР
06 увеличении добычи угля в Подмосков-
ном бассейне в 1953 году в полтора раза
по сравнению е уровнем 1948 года.

На вечернем заседании первой выступа-
ет секретарь М ВКП(б) тов. Нозлова. Она
посвящает свое выступление росту подмос-
ковной деревни, облик которой, в результате
отромной работы партии и правительства,
неузнаваемо изменился. В московской де-
ревне появились новые профессии — трак-
тористов, комбайнеров, электриков, ради-
стов, шоферов и т. д. Партия воспитала за-
мечательные кадры организаторов колхоз-
ного производства — председателей колхо-
зов, бригадиров, звеньевых. Характерно,
что сейчас только в одной Московекой 00-
ласти агрономов больше, чем их было па
государственной и общественной службе во
всей царской Роесии. До революции в Мос-
KOBCKOH губернии не было ни одной элек-
троетанции, a сейчас две трети колхозов
области электрифицированы. Тов. Козлова
отмечает рост численности коммунистов на
Cede, возросшую роль сельских парторгани=
заций в борьбе за под’ем сельского хозяй»
ства,

Большая политическая работа, веду-
шаяся партийными организациями в дерев-
не, поднимает сопиалистическую сознатель-
несть крестьянства, повьишает ответетвен-
ность каждого колхозника He только 3a
свою работу, но и за деятельность всего
колхоза. Значительны успехи культурного
строительства в подмоековной деревне, pac-
полагающей сейчас широкой сетью клубов,
изб-читален и красных уголков, 720 лек-
ториями, сотнями библиотек, .
	Огромные задачи, стоящие перед } Москов-
ской парторганизацией, ‚ требуют дальней-
шего улучшения партийной работы на селе,
усиления политической работы в районах.
	В заключение тов. Возльва останавли-
вается на вопросах дальнейшего культур-
ного строительства, радиофикации деревни,
работы школ.
	Секретарь Туховицкото райкома ВЁП(б)
тов. Жерохорин отмечает, что Московская
партийная организация проделала значи-
тельную работу по реализации решений
февральского Пленума ЦВ ВЕПСб). Подмо-
сковная деревня выросла экономически и
культурно, поднялась политическая и про-
изводотвенная активность колхозников, ра-
бочих совхозов и MTC. Ha примере Лухо-
вицЕого района тов. Хорохорин показывает,
	- 410 919 —— результат двятельности паь-
	тийных организаций, улучшивших руко-
BOACTBO сельским хозяйством, возглавивших
соревнование за под’ем животноводства,

Тов. Хорохорин останавливается на 3а-
дачах дальнейшего развития животновод-
ства. Отмечая успехи района — увеличе-
ние поголовья скота, рост надоя молока,
он ставит вопрос об укреплений базы жи-
вотноводетва, о помощи научных органи-
заций в дальнейшем под’еме этой orpacan
сельского хозяйства. ее

Тов. Хорохорин в заключение говорит о
необходимости улучшения системы подго-
товки председателей колхозов,

Секретарь МГЬ ВИН(б) тов. Фирюбин г0-
ворит, что 3a последнее время наша про-
мьинленность начала переходить в более
высокий класс работы, решительно повы-
шая все качественные показатели произ-
водства. Многие отрасли промьипленности
Москвы не только выполнили государет-
венные планы, но и значительно улучши-
ли Ве6 стороны хозяйственной деятельности,

В завоевании этих успехов исключитель-
ную роль сыграло развернувшеёся социали-
стическое соревнование. Советские люди,
воспитанные партией, поднялись Ao BHICO-
KOTO понимания общенародных государет-
венных интересов. Тов. Фирюбин приводит
имена выдающихся стахановнев столицы,
многие из которых являются делегатами
конференции, — Василия Матробова, Ни-
колая Российского, кузнеца автозавода им.
Сталина тов. Ушкалова, знатного камен-
щика  Федоса Шавлюгина и других. Эти
люди и их многочисленные послёлователи
в стахановских делах вопаошают советский
патриотизм. Для стахановцев характерна
высокая вультура работы. Они время счи-
тают уже не Часами, а секундами. Олна из
важнейних задач партийных ортанизаний
состоит в TOM, чтобы и впредь заботливо по-
могать стахановцам в их росте, создать им
все условия для плодотворной работы.

Москвичи явились инициаторами движе-
ния 34а рентабельную работу предприятий.
Они начали также первыми борьбу за ‘полу-
чение, свеохплановых накоплений, сэконо-
мив госуларетву в прошедшем году 2 мил-
лиарда рублей. Но все это — только пер-
вый вклад в дело улучшения экономиче-
ской деятельности промьиленности. Начало
четвертого года пятилетки, как известно,
ознаменовано новым починсм —- обязатель-
ством руководителей 103 предприятий 0б
ускорения _ оборачиваемости — оборотных
средетв. В течение нескольвих дней в avo
лвижение уже включились воллевтивы BAD
	‚ предуриатий столяны, взявише обязатель-
	об’единенная кон

‚ февраля, в Колонном зале кома ВЕ) тов.
р TINA AT nafnry Е Тенинро
	Вчера, 2 февраля, в Волонном зале
Дома союзов продолжала работу Москов-
ская ГХ областная и УШ городская об’еди-
ненная конференция ВЁШ(б). В работе кон-
	ференции принял участие os. Н. М.
Шверник.

Утреннее заседание открылось “отчетом
	ревизионных комиссий МЫ и МА БЫШ6).
С докладом выступил тов. И. М. Скачков. _

Затем конференция перешла к обеужде-
нию отчетного доклада секретаря МВ я
МГК ВЕП(б) тов. Г. М. Попова и отчетов
ревизионных Бомиссий, .

Делегаты конференции в своих выступле-
ниях отмечают большие успехи, достигну-
тые Московской партийной организацией,
останавливаются на важнейших вопросах
хозяйственного строительетва,  партийно-
политической и идеологической работы,
по-большевистски критикуют недостатки.

Секретарь Советского райкома ВЕП(б)
тов. Мовикев отмечает, что Московская
партийная организация за отчетный пе-
риод выраетила и воспигала многочиелен-
НЫе кадры партийных, советеквих и хозяй-
ственных работников. Большевики столи-
ПЫ многое сделали для веснитания кадров
интеллигенции в духе советского патрио-
тизма, гордости за свою социалистическую
отчизну. Это особенно заметно на примере
Советского района Моеквы, в котором на-
ходитея ряд министерств, высших учебных
заведений, театров, научно-исследователь-
ских учреждений.

Партийные организации. министерств и
других центральных учреждений за пос-
леднее время стали лучше заниматься вос-
питанием ‘интеллигенции, энергичнее бо-
рются за улучшение работы. государствен-
ного аппарата. Однако ряд партийных 5о-
митетов крупных советских учреждений
еще неё вникает глубоко в содержание ра-
боты аннарата, не вскрывает сёрьезных
недостатков в его деятельности, не 60-
рется по-настоящему с проявлениями во-
локиты и бюрократизма. В частности, это
относится вк партийной организации Мини-
стерства тяжелого машиностроения, орга-
низационная и политическая работа кото-
рой не находится на уровне задач, постав-
‚ленных перед министерством партией и
правительством.

В связи с грандиозной работой по с0-
ставлению и осуществлению нового гене-
рального плана’ реконструкции Москвы
большое значение приобретает идеологиче-
ская работа среди архитекторов. Реши-
тельное улучшение работы среди этой
труппы советской интеллигенции Tem 60-
лее необходимо, что Комитет по делам ар-
хитектуры и Союз советских архитекторов
допускали серьезные ошибки, не занимали
последовательной, принципиальной  пози-
ции в борьбе за социалистический pea-
лизм в творчестве зодчих, в борьбе против
чуждых нам направлений в архитектуре.

Тов. Новиков отмечает также серьезные
идеолотические ошибки, допущенные ра-
_ ботниками Комитета мер и измерительных
приборов. :

Секретарь  Jenaurpagekoro _—paiikoma
BRH(6) тов. Pymanues ropopur 06 yéenexax
передовых заводов и фабрик района.

План минувшего года промышленные
предприятия района завершили досрочно, к
23` октября, и дали свыше 100 млн.
рублей сверхплановых накоплений вместо
80 млн. по обязательству. Промыныенность
района в 1948 году достигла уровня про-
изводетва, запланированного на 1950 год.

Включившиеь в сониалистическое 0-
ревнование в честь конференции москов-
ских большевиков, трудящиеся района до-
стигли новых успехов —= досрочно вынол-
нили январскую программу.

Эти достижения являются результатом

того, что партийные” организации стали

глубже вникать. в производственную
жизнь, улучшили контроль над хозайет-
венной деятельностью ‘администрации,

Трулящиеся района с болыним вооду=
шевлением встретили призыв передовых
московских преднриятий 06 ускорении 0бо-
рачиваемости оборотных средств и взяли
‘обязательство: за счет ускорения оборачи-
ваемости средств высвободить для государ»
ства в течение этого года не менве 45
млн. 090.

Секретарь Тушинского горкома ВВШб)

тов. Медведев’ в своем Выступления  рас-
сказал о росте молодого подмосковного го-
рода Тушино и его промышленноети, кото-
рая за последнее время сделала заметный
шаг вперед в области расширения пройзвод-
’ ства и увеличения выпуска продукции.
_ — Воммуниеты, — говорит тов. Медве-
дев, — занимают ведущую роль на произ-
водстве, являются организаторами социали-
стического соревнования, борцами за тех-
нический прогресс. При помощи Моековеко-
го комитета партии партийная организания
троллейбусного завода, мобилизовав внут-
ренние резервы, в короткий срок вдвое
увеличила выпуск троллейбусов. В чро-
шлом году предприятия гор. Тушино за
счет снижения себестоимости дали 25 ман.
рублей сверхплАновых накоплений. Досроч-
но выполнив программу января 1949 го-
да, трудящиеся Тушино увеличили выпуск
продукции, по сравнению е январем 1945
года, на 75 процентов.

Директор Московского автомобильного 34-
вода имени Сталина тов. Лихачев равска-
зал 0 том, как коллектив предприятия рс-
Wad сложные задачи освоения й органиая-
ций пронзводетва новых, более совершен-
ных маров автомашин, предусмотренных
послевовнным пятилетним планом.

завод достиг 80 процентов мощноети,
запланированной на последний год пятя-
‚ летки. Переход в течение года на выпуск
2-х новых марок машин — четырехтонно-
то грузовика 3ИО-150 и грузовика ЗИС-151

был осуществлен без остановки основного
екущего производства, :

—~ Осуществление такой задачи на на-
шем заводе, — говорит тов. Лихачев, —
оказалось возможным благодаря высокой
социалистической сознательности рабочих и
возросшей квалификации инженерно-техни-
ческих работников, благодаря усилиям пар-
тийной организации, возглававшей °коллек-
тив в борьбе за перестройку производства.

° Тенло ветречают делегаты конференции
появление за столом президиума делегация

больигевиков города Ленина. Руководитель
	делегации=—секретарь азнингралсвого г0)-
	ство выевоболить в 1949  тоду. за счет
ускорения оборачиваемости средств 600
миллионов рублей.

Улучшение экономических показатедей
деятельности предприятий требует от на-
ших партийных и хозяйственных кадров,
говорит тов. Фирюбин, систематического
повышения своих экономических. знаний.
Требуется, чтобы партийные организации
глубже вникали в экономику предприятий.
. Заместитель председателя Исполкома
Московского. Совета депутатов трудящихея
тов. Селиванов на конкретных. примерах
показывает огромную помощь партий, пра-
вительства и лично товарища Сталина
делу реконструкции и ‘благоустройства
Москвы.

За последние годы партийные организа-
ции столицы и руководители предприятий
лучше стали заниматься вопросами город-
ского хозяйства, жилищным  строитель-
ством, работой предприятий общественного
питания, торговой сети. В настоящее вре-
мя все основные отрасли большого город-
ского хозяйства Москвы я довоен-
‚ный уровень.

Нет сомнения в TOM, что Москвичи BO-
плотят в жизнь новый генеральный план
реконструкции столицы, к составлению ко-
торого мы приступаем в соответетвии -е
последним решением партии и правитель-
ства. Через 25 лет перед нами предстанет
во всем величии коммунистическая Москва,

Секретарь М& ВЕП(б) тов. Соловьев го-
ворит, что перед сельским хозяйством Мо-
сковекой области поставлена исключитель-
но ответственная задача — в ближайшие
годы добиться высоких и устойчивых.
урожаев. Мы должны снимать не менее-
25 центнеров зерна, 25 тонн картофеля,
30 тонн овощей с одного гектара и значи-
тельно поднять продуктивность  животно-
водства. В борьбе за достижение высоких

урожаев и поднятие животноводства боль-
шую роль должна сыграть сельская элект-
рифивация и на базе ее. механизация кол-
хозного производства,

За послевоенный период была проделана
большая работа по строительетву электро-
станций и электрификации колхозов. Мос-
ковский комитет партии организовал ши-
рокое шефство преднриятий Москвы и про-
мышленных городов области над сельски-
ми районами. Особенно большое участие в
электрификации колхозов приняли Виров-
ский, Октябрьский, . Шербаковский, Бау-
манский, Сталинский, ЗАдановский районы
Москвы и многие города области.

В этом году предстоит построить 125
электростанций, электрифицировать 1.709
колхозов, довести уровень электрификации
в области не менее ‘чем. до 90 процентов.

Тов. Соловьев затем останавливается на во-
просах дорожного строительства в области.

Начальник. Центрального округа желез-
ных дорог тов. Багаев заявляет, что же-
лезнодорожники округа добились серьезных
успехов, перевыполнив обязательства, дан-
ные товаришу Сталину. Железнодорожники
поставили перед собой новую боевую зала-

Чу —= во второй половине 1949. года до-
	стичь уровня погрузки, занланированного
на 1950 гол.

Тов. Багаев считает, что Министерство
путей сообщения должно ускорить ретение
вопросов о реконструкции Московского
узла, о развитии железнодорожного транс-
порта в Подмосковном бассейне и дальней-
шей электрификации линий, примыкающих
в Московскому узлу.
	  Секретарь Пролетарского райкома
BRII(6) тов. Левыкин отмечает, что толь-
  KO за три года послевоенной  патилетки.
	машиностроительные заводы района пре-
высили довоенный уровень на 21 проц,
освоили новые виды продукции. Среди пе-
редовых предприятий автозавод имени
Сталина, завод «Динамо» имени Кирова и
ВА

Заметно повысилась роль первичных
партийных организаций, которые стали
глубже вникать в экономику производства,
луне руководить соревнованием за до-
ерочное выполнение плана пятилетки.
	Министр речного флота СССР тов. Шаш-
ков посвящает свое выступление вопросам
дальнейшего развития речного транспорта,
роли парторганизаций в борьбе за выполне-
ние пятилетки. — Е .

Ректор Московского Государственного
университета тов. Несмеянов говорит о
развитии этого старейшего высшего учеб-
ного заведения страны, готовящего науч-
ные кадры. Из 3.000 студентов-вышуск-
ников за последние три года 45 процентов
ушли в научные институты, _ аспиран-
туру. В дни последних выборов Акаде-
мия наук ОССР избрала 37 академиков и
членов-корреспондентов из числа профес-
соров Московского университета.

Ярчайшим примером ‘огромной помощи
Московекому университету со стороны пар-
тии; правительства, вождя народов това-
рищша Сталина, говорит тов. Несмеянов, яв-
ляется решение о строительстве нового
‘здания университета на Ленинеких горах.

Секретарь МЬ и МГК ВЛКСМ тов. Нра-
савченко приводит в евоем выетунлении
ряд фактов, свидетельствующих о натрио-
тической доблести молодежи, о ее самоот-
верженном труде на благо Родины. № 30-
летию комсомола десятки тысяч молодых
рабочих Москвы и Московекой облаети до-
срочно выполнили свои годовые пройзвод-
ственные задания; Ночти 10 тысяч моло-
дежных бригад участвуют в борьбе за эко-
номию. 2.700 мололежных звеньев высо-
вого урожая добились в истекшем году уро-
жая, превышающего в полтора —= два раза
средний урожай но облаети.

Тов: Красавченко ставит ряд вопросов,
связанных © дальнейшим улучшением
идейно-политического воспитания молодежи.
Важнейшим и решающим условием улуч-
шения всей работы комсомола является
укренление партийного руководства.

конце вечернего заседания конферен-
цию пришла привететвовать делегация ма-
стеров высокого урожая, колхозников-—Ге-
розв Сопиалиетичеекого Труда Московской
`облаети. От имени делегации конференцию
‘приветствовал тепло ветреченный собрав-
‘шимиея председатель колхоза «Победа»,
Дмитровского района, депутат Верховного
Совета СССР. Герой Социалистического Тоу-
1a тов. Егеров.

Сегодня конферзнция продолжает ©3000
	работу: tos -. > + » {TACC.
	Годичное собрание Академии наук СССР
	Вчера в Москве в Доме ученых состоя-
1065 традиционное годичное собрание Ака-
демии наук CCCP, посвященное ито-
	гам научной деятельности Академия 3a
1948 гот.
	На заседании присутствовали академи-
ки, члены-корреспонденты Академии наук,
ученые-гости. На сцене —= скульттура
В. И. Денина и огромный портрет
И. В. Сталина. На транспаранте начертано:
«Слава партии Ленина — Сталина!»

Вступительное слово произнее прези-
	дент Академии наув CCCP академик С: И.
Вавилов.
	— Оегодня Академия наув CCCP, —
сказал президент, — отмечает 225-летие
сео дня Указа 06 учреждении Ака-
демии. Деятельность Академии наук с
важдым годом развивается вместе со веей
советской наукой, Советским государетвом
й его культурой. 225-й год жизни Авале-
мии оставит глубокий след в ее истории.

Co времени Великой Октябрьской еоци-
алистической революции наука нашей
страны была определенно и решительно
поставлена на службу государству, на
службу народу. Наука стала важнейшим
государственным делом,
	В основе советской, подлинно народной
и партийной науки ‘находится великое
учение Маркса — Энгельса — Ленина —
Сталина. Задача нышей науки = scemep-
ная помощь народу в грандиозном сопиа-
листическом строительетве.

Широкое научно-общественное  движб-
ние, возникшее в прошлом году в связи с
обсуждением положения в биологической
науке и всколыхнувшее всю страну — от
академиков до рабочих и колхозников, бы-
ло началом нового этана в развитии совет-
ской науки. Специалисты всех отраслей
знаний в Академий наук приступили Е
серьезному, пристальному пересмотру идео-
логического фундамента ‘своей работы.
Применяя острое оружие критики и вамо-
вритики, наши ученые начали решитель-
ную борьбу в ошибками и извращениями.
Эта борьба должна продолжаться. Плоды ве
благотворно скажутся на улучшении нашей
работы. .

1948 год в жизни нашей ‘Академии
принес немало замечательных научных ре-
зультатов, которые бесспорно войдут в CO0-

кровищницу знаний и еше больше подни-
МУТ авторитет и значёние нашей отечеет-
	венной культуры. Этот авторитет увеличи-
вается с каждым голом,
	Мы научилиеь ценить достижения и 40-
стоинства нашей науки, Но мы не завры-
ваем глаза на то, что далеко ele He BCE
сделано. Народ, давший миру Ленина и
Сталина, народ, создавший влервые в ис-
	‚тории мира социалистическое общество, —
этот народ требует, чтобы его наука была
лучшей наукой в мире.
	Пусть новый. 226-й гол жизни Акаде-
	мии наук ССОР станет важным звеном на.
пути в достижению этой благородной цели,
	С докладом «Основные итоги научной
деятельности Академии наук СССР за 1943
год» выступил и. о. академика-секретаря
Академии наук академик В. П. Никитин,

— 3a прошлый год, —= говорит он, —
блатодаря вниманию и заботе партий и
правительства Академия наук обогатилась
‘новыми институтами: химии силикатов.
высокомолекулярных соединений; точной
механики и вычислительной техники, Мор-
ским гидрофизическим, Институтом нефти,
8 также лабораторией по разработке науч
ных проблем проводной связи и Минерало-
тическим музеем,
	План Академии наув в 1948 году вклю-
чал больное число научных проблем и
экспедиций.  Выполняя 610, члены Акаде-
мии наук и коллективы институтов Акаде-
мии добилиеь значительных успехов в раз-
личных отраслях снаний и техники. Ака-
демия наук закончила разработку и пере-
дала на внедрение в народное хозяйство-
многие научные работы.
	Б: И. Никитин подробно характеризует
деятельность всех научных учреждений,
входящих в систему Академии наук. В за-
включение своего доклада он 06060 оста-
навливается на вопросах подготовкй й ис-
пользования кадров ученых. За истекший
год аспирантура Академии наук СССР дала
новое пополнение кадров советеких уче-
ных. Выпущены 54 довтора и 125 канди-
датов наук. В кандидатекую аспирантуру
было принято 324 молодых специалиста.
Издательство Авадемии наук СССР в прош-
лом году перевыполнило тодбвой план вы-
пуска книг и журналов. В сравненни с
1947 тодом выпуск книг возрос на 43
процента. Г
	Собрание заслушало доклад «Новое в ис-
следованиях явления адсорбции», сделан-
ный академиком М. М, Дубининым,
	Б своем докладе академик М. М, Дуби-
‘вин рассказал о проведенной им ga moc-
`ледние два года вместе с группой сотруд-
  ников работе.в области изучения явлений
адборбция. Адборбция — это процеес по-
тлощения газов, паров и растворенных ве-
ществ на поверхности твердых и обычно
пористых тел. Нрименение алебрбции в
‘технике расширяется © каждым годом.

‚ При помощи активного угля улавливают
И обратно возвращают на производство ис=
наряющиеся в воздух ценные растворите-
au. Адеорбцаонными методами выделяют
бензин из природных газов, причем соврё-

_менные Масштабы нроизводбетва в отдель-
ных бтранах выражаются цифрами ao 15

тысяч тонн бензина в сутки. В последние
годы бурно развивается техника разделе
ния газовых смесей, основанная на `при-
менений адсорбции, Алсорбенты также ши-
DOKO применяются для очистки жидкостей
и растворов от примесей в разаичных `0б-
ластях промышленноети. Не меньшее зна-
чение приобретает адеорбнионное разделе-
ние растворов на отдельные составные ча-
ети, Пионером в этой области был русский
ученый М. С. Цвет, положивший начало
так называемому  хроматографическому
` алеорбдионному анализу, получившему в
настоящее время самое разнообразное при-
менениь в науке п технике. Мы. никогда
не забудем того вклада, который сделал в
период первой ямперналистической войны
академик Зелинский; создавший первый
утольный противогаз.

Общеизвестны большие  экоперимен-
тальные теоретические исследования ад-
сорбции школ Зейннекого, Шилова, Ильина,
Семенченко, Баландана и других.
	Основное значение в изучении  а1сорб-
ции имеют точные методы иеслелования,
	--- 9 нас в лабораторий, — говорит
академик. Дубинин, — создан новый метод,
открывающий недоступные ранёе возмож-
ности точного измерения адсорбции паров
Не только на пористых адсорбентах, но A HA
измельченных непористых вристалличасвих
порошках, а также теплот ‘адсорбция.

Ученые заслушали сообщение о ripacyzt-
	дении золотой медали и именных премий
Академии наук СССР за 1948 for:
	Премия имени А. А. Борисяка присуж-
дена доктору бпологических наук Ю. А.
Орлову, премии имени К. А, Тимирязева
доктору биологических паук П. А. Генкелю
й кандидату биологических наук ИП. С.
Ерыгину. Премия имени А. П. Варпин-
ского присуждена  члену-корреспонденту
Академии наук СССР Н. Н. Яковлеву;
нремни имени В. В. Довучавва — автор-
скому коллективу в составе кандидата
сельскохозяйственных наук Е. В. Лобовой и
кандидата географических наук Н. Н. Ро-
зова и авторскому воллективу в составе
профессора Н. А. Качинского, доцента
А. Ф. Вадюняной п ассистента — геолого-
	почвенного факультета МГУ 3. А. Ворча-
Гяной. 2
	Всем им президент Академии наук СССР
С. И. Вавилов вручил дипломы: _

Доктору библогическах наув Н. Я. Буз-
нецову посмертно присуждена премия нме-
ни Н. А. Холодковского,

Золотая медаль в честь ‘великого ученого,
изобретателя радио А. С. Нопова присужде-
	IRE OE NEE SAE SE EE

ратио члену-корреспонденту Акаде
СССР В. П. Волотдину. + еек