На встречу
Х1 сезду ВЛКСМ
	РИГА, 10 февраля. (По телеф. от с06.
корр.).` Комсомолвцы Фатвии встречают
ХТ с’езд комсомола большими производ-
ственными победами. На многих фабриках
й заводах молодежь стала Ha стаханов-
скую вахту. Молодых рабочих-стахановцев
в республике больше 16 тысяч человек.
Около тысячи из них уже выполнили
свой пятилетние задания. Некоторые пре-
высили или близки к. завершению десяти-
летних норм. Среди них — широко изве-
стные в республике новаторы производет-
ва Петр Рогачев, Улдие Рудзит, Илга
Виршфельд.

Сотни стахановских бригад борются за
досрочное завершение плана первого квар-
тала, Повсеместно на предприятиях соз-
даются молодежные хозрабчетные бригады.
	Радиофикация
сибирских сел

На общем собрании Всесоюзного географического общества
	Примерно под 170° в. д. повернули на
восток, обходя антарктический материк, и
9 января старого стиля 1821 г. открыли
остров Петра  .
	16 января 1821 г. под широтой 68243’
и западной xoarotoit 73°10’ экспедиция
открыла гориетую землю, названную Gepe-
гом Александра  . «Я называю, — пишет Бел-
линсгаузен, —обретение сие берегом потому,
что отдаленноеть другого конца к югу ис-
чезала за предел зрения нашего. Сей берег
покрыт снегом, но осыпи на горах и кру-
тые скалы не имеют снега. Внезанная. пе-
ремена пвета на поверхности моря подает
мысль, что берег обширен или по крайней
мере состоит не из той только части, - кото-
рая находилась перед глазами нашими». В
настоящее время после исследований Шар-
ко 1910 г., Уилкинса 1929 г., британской
экспедиции 1936 г. и американской Роние
1936 — 1941 тг. принято считать, что
Земля Александра [ есть большой остров,
отдаленный от материка узким проливом
свыше 500 км длиной. Хотя окончательно
еще не доказано, есть ли Земля Александ-
ра [ часть материка или большой остров,
но во всяком случае даже если это остров,
то он тесно примыкает к материку.
	Через неделю достигли Южно-Шетланд-
ских островов, каковые положены на кар-
ту. Но так как незадолго до Беллинегаузе-
на, в феврале и октябре 1819 г. острова
эти были посешены и кратко описаны ка-
питаном английского купеческого судна
Смитом, то русские имена, данные наши-
ми моряками (о-ва Бородино, Малый Яро-
славец, Тейль, Смоленск, Березине, Полонк,
Лейпциг, Ватерлоо), заменены в настоящее
время английскими. Продвигаясь далее на
северо-восток, открыли три островка, на-
званные Тремя Братьями, затем 0. контр-
адмирала Рожнова. В этих местах стадами
плавали киты. Наконец, открыли. о. адми-
рала Моравинова, о. Михайлова (в честь
капитан-команлора Михайлова) и о. вице-
адмирала Шишиова. Bce перечисленные
острова ныне тоже носят на картах ан-
глийские названия.

Or Южно - Шетландеких островов «Во-
сток» и «Мирный» взяли куре на Рио-де-
Жанейро и 24 июля 1821 г. вернулись в
Вронштадт после 751 дня отсутствия, Вее-
го было пройдено свыше 92 тысяч кило-
метров пути.

Описание этого замечательного плавания
было опубликовано Беллинстаузеном под
заглавием «Двукратные изыскания в Юж-
ном Ледовитом океане и плавание вокруг
света в продолжении 1819 г., 1820 и
1821 годов». Описание составило два тома
с атласом карт и видов.

_ Плавание «Востока» и «Мирного» при-
надлежит к числу замечательнейших в ис-
тории теографических открытий. Редактор
недавно (1945 г.) вышедшего в свет пе-
ревода на английский язык отчета Беллинс-
таузена о его путешествии Ф.. Дебенэм,

сам антарктический исследователь и дирек-
тор Кембрилжекого: полярного института, в
примечаниях к тексту не перестает в03дз-
вать хвалу точности наблюдений Беллинс-
таузена и Дазарева.
	ГУ. Попытки «раздела» Антарктики
и права СССР.
	Мы видим, что мировая наука признает
факт географических заслуг Беллинсгаузена
и Лазарева. Но при этом не надо забы-
вать — п мы это подчеркиваем, — что
исторически за Россией п, по преемству,
	По докладу академика Берга разверну-
тись оживленные прения, в которых при-
няли участие проф. С. В. Калосник, чаен-
корреспондент Академии наук СССР В. Ю.
Визе, ‹ проф. Е. Е. Шведе, председатель
картографической комиссии Всесоюзного
географического общества П. П. Померан-
jes, профессора В. Е. Егорьев и Д. Г.
Панов.

—- В носледнее время, — сказал. проф.
С. В. Калесник, — многие правитель-
ства путем односторонних актов стремят-
ся об’явить своей собственностью Te или
иные участки антарктической суши без
всякой консультации е Советским Союзом,
который тоже имеет в Антарктике свои
интересы,
	  В связи с этим Географическое общест-
BO HW сочло. своевременным поставить на
общем собрания своих ° действительных
членов доклад академика {. С. Берга о
русских открытиях в Антарктике. Тем
самым Географическое общество считает
необходимым еще раз напомнить всему
миру, что подлинными Колумбами Антарк-
тики являются экипажи русских кораблей
«Восток» и «Мирный».
	Если открытие Багамских и Антиль-
ских островов справедливо считается
одновременно и открытием американсного
континента, то тем больше оснований
считать открытие многих островов, вплот-
ную прилегающих к Антарктиде, и, в
частности, Земли Александра Г (если она
таже действительно остров. а He часть
	материка ) открытием антарнтического
континента.

Экспедиция Беллинегаузена  обощла
	вокруг антарктического материка и свои-
ми открытиями и научными наблюдения-
ми раскрыла перед наукой (как бы) но-
вый обширный географический горизонт.
Уже это одно (даже если бы она He
коснулась антарктической земли) соетав-
ляет ее неот’емлемую славу и заслугу
перед культурным человечеством.
	[еотрафическое общество считает так-
me, что представляемая им вся географи-
ческая общественность страны должна не
только поднять голос в защиту -русеких
первооткрытий Антарктики — и, стало
быть, в защиту исторической правды, —
но и обратиться к советскому  прави-
тельству ¢ настоятельной. просьбой зая-
  ВИТЬ иностранным гозударствам о совет-
	ских Правах и интересах в Антарктике.
	на тему «Русские открытия в Антарктике
и современный интерес к ней» выступил
президент общества академик J. С. Берг.
	лось под начальством капитана Беллинс-
гаузена, главы экспедиции, другим шлю-
пом-—«Мирный» командовал лейтенант Ла-
затев.
	Сообщим сначала биографические дан-
ные 06 этих замечательных русских моря-
ках, имена которых вошли в историю ми-
ровых географических открытий и — этим
мы гордимся — в списки членов нашего
Географического общества.
	Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (так
именно он писал свою фамилию по-руе-
ски), впоследствии адмирал, родился
18 августа (старого стиля, как и всюду
ниже) 1779 г. на о. Эзель. Воспитывалея
в морском кадетском корпусе, откуда вы-
пущен в 1797 г. В 1803 г. отправился в
кругосветное плавание с Крузенштерном.
Под руководством этого замечательного мо-
реплавателя и теографа Беллинсгаузен
прошел ту школу морского дела, влияние
которой в полной мере сказалось во время
блестящего антарктического похода Бел-
линсгаузена 1819—1821 г.г. Шо возвра-
шении из кругосветного плавания Бел-
линсгаузен служил в Черноморском фло-
те. В 1819—1821 г.г. совершил круго-
светное плавание на шлюпе «Восток», по-
сетил Антарктику и сделал там замеча-
тельные открытия, о которых будет сказа-
но ниже. , .
	Михаил ЦШетрович Чазарев, впоследствии
адмирал, родился 3 ноября 1788 г., окончил
морской кадетский корпус ив 1803 г. от-
правился волонтером в английский флот для
усовершенствования в морском деле. Пла-
вая в течение пяти лет на английских cy-
дах, посетил Вест-Индию. Вернувшиеь на
родину в 1808 году, участвовал в войне
с Англией и Швенией. В 1813—1816 г.г.
совершил на корабле «Суворов» свое пер-
вое кругосветное плавание, во время кото-
рого посетил российско-американские вла-
дения, где вступил в конфликт с управи-
телем Барановым (в результате Баранов
был смещен). В 1867 г. М. П. Лазареву,
этому замечательному человеку, одному из
славнейших в среде русских моряков и
географов, поставлен памятник в Севасто-
поле. Лазарев был почетным членом Гео-
трафического общества.
	ведигяе русскую
	Таковы были люди,
экспедицию. .
	за СССР встается право приоритета откры-
тия ряда земель Антарктики -— такое же
право, по которому Франция претендует на
Землю Адели, открытую Дюмон-Дюрвилем,
Россия никотда не отказывалась от своих
прав, и советское правительство никогда и
никому не давало согласия распоряжаться

территориями, открытыми русскими моря-
вами.

В ХХ веке, после ‘первой мировой войны,
интерее к Антарктике, единственному еще
не поделенному материку, очень повысился.
Ряд стран — Англия, Франция, Норвегия,
Чили и Аргентина — стал односторонними
актами заявлять претензии на те или иные
пространства антарктического материка.
Этот так называемый «раздел» Антарктики
был начат Англией, которая актами 1908
и 1917 г.г. (окончательный) передала в
управление колонии Фолклендеких островов
часть Антарктики, противолежащую око-
нечности Южной Америки.
	затем в 1923 г. в распоряжение Новой
Зеландии был «передан» Англией сектор,
находящийся против этого британского до-
миниона и называемый на некоторых ино-
странных картах «колония Росса» (обыч-
ное название «зависимая Земля Росса»).
	В 1933 г. Англия поручила Австралии
управление сектором, расположенным про-
тив Тасмании, и далее на занад вплоть до
Земли Эндерби, включая часть Земли коро-
левы Мод.
	В 1924 и 1938 г.г. Франция об’явила
состоящим. под ее суверенитетом небольшой
сектор упомянутой выше Земли Адели,
вклинивающийся в австралийский. Чили и
	Аргентина с 1940 г. заявили претензии на
антарктические территории, противолежа-
щие их материковым владениям и по боль-
шей части совпадающие‘с фолклендеким
(английским) сектором. Англия, Чили и
Аргентина вступили по этому поводу в
спор. Норвегия в 1931 и 1939 г.г. об’явила
своим остров Петра  , открытый русскими
в 1821 г., и «присоединила» пространство
между австралийским и английским (фол-
клентеким) секторами.
	21 января 1939 г. советское прави-
тельство сообщило Норвегии, что оно не
может признать законной эту акцию Нор-
вегин и считает необходимым  резервиро-
валь свою точку зрения о государетвен-
ной принадлежности территории, открытой
русекими мореплавателями. Важно заме-
тить, что в ‘это же время (январь 1939 г.)
СИТА путем заявлений Англии и Франции
также резервировали свою точку зрения на
суверенитет в Антарктике. Вопрое о послед-
ней, таким образом, остался открытым в си-
лу выступления двух великих держав.
	Интерес США к Антарктике после этого
отнюдь не угас. В этой связи полезно на-
помнить о создании в США особой
«службы» исследований Антарктики, а
также об экспедиции Берд в 1946 —
1947 г.г., насчитывавитей до тысячи уча-
стников, и 0б указанном выше  заявле-
нии  тосударственного департамента В
1948 г. Большое внимание уделяется
Антарктике и американскими научными
кругами.

Советская общественность и советская
наука не могли пренебрегать проблемой
Антарктики и забывать о правах и инте-
ресах нашего отечества в этом вопросе.
Этим вопросом, разумеется, не может не
интересоваться и Географическое общество,
	членами которого были 093 великих ис-
	следователя Антарктики — Беллинегаузен и
Тазарев.
	Быетупивший затем член-корреспондент
Академии наук СССР В. Ю. Визе сказал:
	— замечательны географические иселедо-
вания Беллинсгаузена и Лазарева в Антарк-
тике, восстановленные в нашей памяти до-
кладом Л. С. Берга. Советский Союз, за-
нятый защитой и укреплением своего мо-
лолого государства, в первое время своего
существования, естественно, не мог уде-
лаять вопроеам Антарктики должного вни-
	мания. Олнако советские люли никогта пе
	 завывают о великих открытиях, сделанных
русскими в Антарктике, и всегда считалн
необходимым напоминать о Том, что прно-
ритет в деле открытия Южного материка
принадлежит русским.
	Более того, советская научная общест-
венность не раз поднимала вопрос 0б 0т-
правлении в Антарктику советской экепе-
диции, научные работы которой должны
были рассматриваться как продолжение ра-
бот Беллинсгаузена и Лазарева.
	После Великой Отечественной войны
Советский Союз счел необходимым органи-
зовать в Антарктике китобойный промы-
сел. Эти работы стали сопровождаться и
научными исследованиями в антарктиче-
ских водах. Таким образом, длительный пе-
рерыв в русских антарктических экспеди-
ниях пришел к концу.
	Однако большой перерыв в исследовании
русскими Антарктики никоим образом не
может поколебать исторически обоснованное
право русских на Участие в решении во-
просов Антарктики:
	Я уверен, что все мы присоединимся к
высказыванию нашего глубокоуважаемого
президента, что «Россия никогда не отка-
зывалась от своих прав и советское пра-
вительство никогда и никому не давало
согласия распоряжаться территориями, от-
крытыми русскими моряками», и что «со-
ветская общественность и советская наука
не могли прен^брегать проблемой Антарк-
тики и забывать о правах и интересах на-
шего отечества в этом вопросе».
	— Русская антарктическая экспедиция
Беллинстаузена и Лазарева. — заявил в
	  своем выступлении доктор военно-морских
		наук, профессор, контр-адмирал Е. Е. Шве-
де, — примечательна также в том отноше-
нии, что весь личный состав ее состоял
исключительно из русских людей.
	ще Крузенштерн при укомплектования
	личным составом первой русской  круго-
светной экслелиции отдавал предпочтение
русским ин писал по этому поводу: «Мие
советовали принять несколько  пностран-
	Выступления по докладу
	февраля в Ленинграде состоялось
mee собрание членов Всесоюзного геогра-
ического общества, на котором с ловлалом
	‚ Современный интерес к Антарктике
	ва последние тоды в мировой печати не-
редко появлялись сообщения о различных
испедициях в Антарктику и о выстуиле-
WAX политических деятелей некоторых
(тран по вопросу о международном режн-
ae Антарктики или о принадлежности ее
‘идельных частей тем или иным странам.

Показателем интереса, проявляемого в
ношении Антарктики, является опубли-
гованное в августе 1948 тода государ-
ивенным департаментом США сообщение
} том, что им начаты неофициальные пе-
говоры с Англией и ев доминионами,
бранцией, Норвегией, Аргентиной и Чили
‚ возможности установления некоей «фор-
уы интернационализации» Антарктики, не-
зоего международного управления ею. Co-
тласно появившимея в иностранной печати
‘сообщениям, американское предложение
было встречено отрицательно Аргентиной,
ли и Норвегией.
	Borpoc of Антарктике приобретает
ютрый характер.

Причина этого ясна — с Антарктикой
	‘вязаны очень реальные интересы, побу-
	Тшвшие, например, американский журнал
«Сэтердей ивнинг пост» (дек. 1947 г.)
явить, что этот материк, возможно, ока-
щется «гигантской шкатулкой сокровищ».

Антарктический материк,  превосходя-
ций размерами Европу, имеет месторож-
ния очень ценных иекопаемых (уголь,
лото, серебро, евинец, железо). Есть ве-
оятность нахождения урановых руд,

В водах Антарклики рядом стран, в том
исле и Советским Союзом, ведется круп-
ный китобойный и тюлений промыеел.
	На близких к Антарктике группах
тровов успешно практикуются овцевод-
‘TBO Н оленеволетво.
	Через Антарктику пролегают кратчай-
He MYTH воздушных сообщений между
тремя населенными континентами Южного
полушария — Африкой, Австралией п
Южной Америкой.

Антарктика служит, наконец, местом
важных  метеорологических наблюдений.
Таким образом, этот материк приобретает
	“ уеждународное ‘значение. Отеюла. казалось
	бы, следует простой вывод: репать вопрос
@ режиме этого материка надо в междуна-
родном порядке по соглашению всех дейст-
вительно заинтересованных в этом деле го-
сударетв. Так обычно и поступали в ана-
тогичных  случаях.. Так, например, в
1884—1885 г., когда ветал вопрое о раз-
межевании Экваториальной Африки и о су-
хоходстве по р. №онго, этот вонрое был раз-
решен международной конференцией в Бер-
лине, в когорой участвовали не только
страны, имевшие владения в Африке, но и
тугие страны, заинтересованные в разре-
шений этого вопроса, в том числе и Рое-
ИЯ.
	Нельзя не обратить внимания, что упо-
мянутые выше переговоры ведутся за ку-
лисами и пока без участия СССР, хотя
(Советский Союз имеет во всяком случае
не меньше прав на антарктические земли,
открытые русскими, чем, например, Фран-
ция, которая претендует на суверенитет
над Землей Адели на том основании, что
эту землю открыл (и назвал именем своей
жены) в 1840 г. французский мореплава-
тель Дюмон-Дюрвиль. Между тем русекие
мореплаватели Беллинсгаузен и Тазарев 3a
20 лет до Дюмон-Дюрвиля впесвые лока-
али ошибочность господетвовавших тогда
представлений, что за Южным Полярным
кругом нет земли, и отнрыли существева-
ние Антарктики,
	 . Плавание Кука
	Теографы и моряки конца ХУШ и нача-
za Х[Х веков находились под влиянием от-
крытий английского капитана Джемса Бу-
ка. Коснемся здесь его плаваний в Антарк-
тие.

В конце 1773 года Кук от берегов Шо-
	вой Зеландии отправился на юг в поисках,
	кКаь OH говорил, южного материка.
	Ровно через год Кук был на юге Атлан-
тического ‘океана. Он открыл здесь о. Юж-
Ay Георгию‘и Землю Сандвича (Южные
Сандвичевы острова), но желанного «юж-
ного», или антарктического, материка не
нашел. «Я обошел, — товорил он, —
океан Южного полушария в высоких ши-
ротах и отверг возможность сучествования
материка, который если и может быть об-
наружен, то лишь близ полюса в местах,
недоступных для плавания». По словам
Кука, им положен конен дальнейшим поис-
кам южного материка, который на протя-
жении двух столетий служил приманкой
для некоторых морских держав и был у
теографов всех времен излюбленной темой
для рассуждений. Но дальше, противореча
самому себе, Вук нишет: «Если кто обна-
ружит решимость и упорство, чтобы раз-
рептить этот вопрос, и проникнет далее ме-
ня на юг, я не буду завидовать славе его
открытий. Но должен сказать, что миру
ето открытия не’ принесут никакой поль-
Зы». :
	Оптибка Кука, сильно  затормозившая
дальнейшие ‚ исследования, была доказана
русскими мореплавателями. А что касает-
CH ‹нользы», то та же русская экспеди-
ция Беллинсгаузена констатировала в Ант-
арктяке богатейшие возможности промыс-
лов морского apeps. Сейчас «польза» не
подлежит сомнению, иначе чем же 05 яс-
HATCH споры из-за обладания `Анвтаркти-
кой и снаряжения туда экспедиций?
	Ш. Открытия русских
	В 1819 году русское морское миниетер-
ство снарядило «для открытий» две экс-
педиции: одну — к Южному, другую — в
Северному полюсу.

Экспедиция в Антарктику была отпразв-
лена на двух судах. Одно из них — шлюп
«Восток» длиною около 40 м — находи-
	ных матрозов, но я, зная преимуществея-
ные свойства Российских, коих даже анг-
линским предпочитаю, совету сему после-
довать не согласился».
	В составе экспедиции на шлюпе «Вос-
ток» находился в качестве астронома эк-
страординарный ‘профеесор’ Казанского уни-
верситета Иван Симанов, который в из-
данной им брошюре дает следующую
оценку успехам антарктической  экспеди-
ции: «Успехи сей экспедиции тем более
должны быть для Bac приятны, соотече-
ственники, что все офицеры были русские.
Некоторые носили иностранные имена, но
будучи дети российских подданных, ро-
дившись и воспитавшись в России, не мо-
гут быть названы иностранцами».
	успехи эти не ограничиваются лишь
официально известным открытием Земли
Александра 1 и острова Петра Г. На самом
деле экснедиция проходила в неносред-
ственной близости от антарктического ма-
терика. на протяжении сотен. миль и со-
вершенно точно описала его (как это при-
знает автор предисловия к последнему из-
Данию «Путешествия Беллинсгаузена»,
1945 год, английский исследователь Ант.
арктики Либенхэм); однако исключитель-
ная честность и требовательность к вВоп-
росам достоверности открытия не позволи-
ли русеким морякам: утверждать, что это
пизменный материк, а не ледяной береговой
припай. .

Таким образом. русские мореплаватели
на русских кораблях первыми открыли
Антарктиду и тем самым утвердили pyc-
ский приоритет на это открытие.

— Картографические. работы 1-й Рус-
ской антарктической экспедиции сразу же
получили веемирное признание, — говорит
П. П. Померанцев, председатель картогра-
фической комиссии Всесоюзного _ географи-
ческого общества именн Ю. М. Шокальско-
го.—Точность их поражала всех последую-
щих исследователей и поражает нас до сих
пор. Впервые на карте Антарктики появи-
лись русские имена. Экспедиция сделала
впервые опись южного берега острова Юж-
ная Георгия и назвала там целый ряд об`ек-
тов русскими именами. Экспедиция устано-
вила островной характер Сандвичевой земли
Кука, открыла в этом архипелаге новую
труппу островов и установила, что два мы-
са-—Монтагю и Бристоль, открытые Вуком,
оказались островами. Экспелиция великолуи-
но сохранила за ними названия, данные Ву-
ком, и установила также, что берег Юх-
ной Туле оказался группой из трех остро-
вов. Главному из этих островов было .60-
хранено название Вука, а олному из OT-
крытых новых было дано имя в честь са-
мого Кука. Мы должны помнить, что п
само название «Южные Сандвичевы остро-

ва» было также дано Русской anTapRTE-
ческой экспедицией.

В южных широтах Тихого океана Рус-
ская антарктическая экспедиция открыла
и положила Ha карту контуры острова
Петра Г и берега Земли Александра Г, чем
завоевала себе приоритет первого научного
иселелования  иепосрелетвенных земель
	Антарктиды.

Заключительный этап  иселедований,
проведенный вдоль архипелага Южных
Шетландеких островов, дал новые бле-
стящие картографические результаты. На
карту было положено 14 островов, полу-
чивших русские гмена.
	_ КВартографичесвая комиссия имени Ю. \
Шокальского всегда живо интересовалась
‘русскими именами на карте и по мере сво-
‚их сил берегла их законное существование
`или стремилась к их восстановлению. Иэ-
этому совершенно естественным было бы
предложение о детальном изучении карто-
трафического материала по. Южным Шет-
‘ландеким островам, тде, несомненно, могли
бы быть восстановлены названия, данные
Русской антарктической экспедицией.
		Доклад академика Л. С. Берга
	ОМСЬ, 10 февраля. (По телеш. of cod.
копр.). В области развертывается широкое
движение за сплошную радиофикацию кол-
хозных сел. Инициаторами этого дела вы-
ступили комсомольцы Полтавского района,
расположенного в 200 километрах от Омска.
	Силами молодежи и сельской интелли-
генции радиофицировано 2.000 колхозных
домов в 52 селах ПШолтавского района.
Массовая радиофикация потребовала под-
тотовки специалистов радиосвязи. При
всех пяти МТС района были организованы
краткосрочные курсы подготовки радистов.

Более 1.000 радиоприемников уетанов-.
лено в селениях Горьковского района;
300 детекторных приемников действуют в
домах колхозников  Марьяновского района.

По примеру работников московской про-
мышленности, коллективы омских пред-
приятий помогают селу осуществить мас-
совую ’радиофикацию. Коллеклив завода
«Радиоаппаратура». имени Козицкого  0бо-
рулует своими материалами колхозные ра-
лиоузлы в Павлоградском и Кормиловевом
районах, проводит трансляционные линии
К домам колхозников, организует пункты
по ремонту радиоприемников.
	Плодово-ягодный питомник
на Урале
	МОЛОТОВ, 10 февраля. (По телеф. от соб. .
корр.). Сотни колхозов Западного Урала.
приступают в развелению фруктовых еа-
дов и ягодников. В`15 километрах от ro-
рода Молотова, в Верхне-Муллинском рай-`
оне создается крупный совхоз Министер-
ства сельского хозяйства РОФСР. Из 1.100
тектаров земель совхоза 130 гектаров бу-
дут заняты пол питомник яблонь, 24 тек-
тара — под питомник крыжовника, смо-
родины и земляники, а 95 гектаров отво-
дятея под фруктовый сад. В саду предно-
лагается выращивать лучшие мичурин-.
ские сорта яблок.
	Саженцами плодово-ягодных культур,
помимо колхозов, будут снабжаться также
отдельные сзловолы в рабочих поселках.
	Выпуск детских книг
	Вчера. состоялось расширенное заседа-
ние коллегии Министерства просвещения
РСФСР, посвященное работе Государствен-
ного издательства детской литературы. В
заседании приняли участие детские писа-
тели, художники, директора и учителя.

школ, библиотекари, издательские работ-
НИКИ.
	Директор Детгиза В. Ф. Пискунов с000-
щил, что за пятнадцать лет co дня орга-
низации издательства выпущено 4.500
книг общим тиражом свыше 330 миллио-
нов экземпляров. Только за 1948 год
издано 326 книг тиражом свыше 26 мил-
лионов, из них 12 миллионов экземпляров
серии «Школьная библиотека».
	Месячнику советской
культуры в Венгрии
	11 февраля вылетела в Будапешт деле-
гация Всесоюзного общества культурной
связи с заграницей для участия в Месяч-
нике советской культуры в Венгрия.
	БВ. составе делегации: заместитель Ми-
нистра Здравоохранения СССР — член
президиума Медицинской секции BORC
А. Н. Шабанов (руководитель делегации),
член Правления ВОВС Л. Д. Кислова, сек-
ретарь Союза Советских Композиторов
М. И. Чулаки, доктор биологических наук
	профессор И. Е. Глущенко, художник
К. И. Финогенов.

Одновременно вылетела группа совет-
	ских артистов для концертных выступле-.
ний во время месячника в составе: про-
фессор Л. Н. 0Оборин, Г. С. Уланова,
М, М. Габович, Е. Д. Кругликова, Д. А.
Гамрекели, А, К. Власов. В. А. Нечаев
	(ТАСС).
	Продолжаются
СССР по хоккею.
	зстречи на первенство
	На первенство СССР
по хоккею
	‹ Перех отплытием в кругосветное плава-,
	ние Беллинсгаузен получил от морского ми-
нистра инструкцию, согласно которой суда
цолжны были обозреть о. Южную: Георгию,
находящийся пох 55° ю. ив; а оттуда от-
правиться к о-вах Южным Сандвичевым и,
обойдя их .с восточной стороны, спуститься
Е югу и прололжать свои изыскания до от-
	даленнейшей широты, какой только он мо-
жет достигнуть.
	4 июля (старого. стиля) 1819 г. оба
шлюпа-—«Восток» и «Мирный» вышли из
Кронштадта, 2 ноября прибыли в Рио-де-
Жанейро. 15 декабря были в районе
о. Ю. Георгии, открытого Вуком в 1775 г.
Здесь нашими  мореплавателями открыт
о. Анненкова, названный так в честь лей-
тенанта Анненкова, плававшего на шлюпе
«Мирный». На острове Ю. Георгии положе-
ны на карту мысы, названные: мыс Паря-
вина (собственно Порядина, в честь штур-
мана Порядина) и ‘мыс Демидова (в честь
мичмана Демидова), залив Новосильскего (в
честь мичмана Новосильского), мыс Нур-
пиянова (в честь мичмана Вурпиянова). Or
0. Ю. Георгии направились к Южным
Санлвичевым, часть которых была замече-
на Ауком. В этой группе Беллинетаузен
открыл под 56°42” ю. 1. un 28°09 3. 2.
вулканический в. Лескова, пазванный в
честь лейтенанта Лескова, в. Высокий вы-
сотой около 900 м и действующий вулкан
в. Завадовского, названного в честь кати-
тан-лейтенанта Завадовского. Вогла прохо-
дили мимо последнего острова, из кратера
вулкана, как отмечает  Беллинсгаузен,
«беспрерывно поднимались тустые смрад-
ные пары». Высадившись на остров, нашли
здесь множество пингвинов. Все упомяну-
тые три острова названы островами де Тра-
версе в честь тогдашнего морского минист-
ра.
	16 января 1820 г. под 69°21 ю. ш.
оказались вблизи антарктического матери-
ка (в районе Земли принцессы Марты),
замеченного впоследствии (1930) норвеж-
скими судами, Берега эги до сих пор ни-
кем не посещены и не ноложены на кар-
ту. Теперь ясно, что описываемые  Бел-
линегаузеном бугристые льды, простирав-
шиеся с востока на запад, представляли
в0бою именно окраину антарктического ма-
терика. Здесь был крайний южный пункт,
достигнутый русекой экспедицией.
	5 февраля 1820 г. примерно под 69°
ю. ш. и 15° в. д. экспедиция находилась
поблизости антарктического материка (рай-
он Земли принцессы Ранхильды).  Спут-
ник Лазарева, мичман П. М. Новосильский
в анонимном сочинения «Южный полюс»
(СПб., 1853, стр. 30) нишет:

«5 февраля при сильном ветре тиши-
на моря была необыкновенная.  Множество
полярных птиц и снежных петрелей (бу-
ревестников) вьются над шлюпом. Это
значит, что около нас должен быть берег
или неподвижные льды...»

Действительно, как мы теперь знаем,
в этом месте «Восток» и «Мирный» нахо-
дились недалеко от берега антарктическо-
го материка,

Отсюда экспедиция направилась на во-
сток и в марте прибыла в порт Джексон
(ныне Сидней — Австралия). Далее экс-
педиция совершила весьма плодотворное
плавание по Тихому океану, причем от-
крыла много неизвестных островов.

_ После плавания в Тихом океане «Вос-
ток» и «Мирный» весной 1820 г. снова
отправились в плавание по Южному ле-
  довитому морю. Из Сиднея отбыли 31 ок-
`тября. направивиись на юг, к о. Маккуо-
	‚ри, здесь видели множество морских сло- тельству с
	нов (род тихоокеанских тюленей) и пинг-
BRHOB.
	После выступлений проф. В. Е, Егорьева
и прод. Д. Г. Панова общее собрание Геогра-
фического общества СССР единодушно при-
HATO следующую резолюцию:
	Общее собрание Географического обще-
ства СССР, заслушав доклад президента
общества. академика Л, С. Берга «Русские
открытия в Антарктике и современный
интерес к ней» и обменявшись мнениями по
токладу, приходит к следующим выводам:
	Т. Общество считает необходимым кон-
статировать выдающуюся роль русских ис-
следователей-ученых в деле открытия
Антарктики, опровергнувших своими. от-
крытиями утверждение ряда иностранных
исследователей, в том числе известного
английского мореплавателя Джемса Кука,
отрицавших существование Антарктичееко-
го материка. Эта роль русских в открытии
Антарктики видна особенно из результатов
русской экспедиции в Антарктику в нача-
je XIX века.
	Русские мореплаватели Беллинстаузен и
Лазарев в 1819—1821 г.г. обошли вокруг
Антарктического материка, впервые подо-
шли к его берегам и открыли 22 января
1821 г. остров Петра Первого, Землю Алек-
сандра Первого, острова Траверее и др. В
знак признания заслуг русских морепла-
вателей одно из южных полярных морей
было названо морем Беллинегаузена.
	2. Из изложенного в п. 1 вытекает
бесспорное право Советского Союза на уча-
стие в решении вопросов Антарктики. Всякие
попытки решать вопросе о режиме Антарк-
тики без участия Советского Союза не мо-
гут найти никакого оправдания. Вопросы
Антарктики должны решаться прежде всего
теми государствами, которые имеют исто-
рическое право на участие в таком реше-
нии. Между тем, согласно опубликованным
в иностранной печати сообщениям, неко-
торые государства пытаются добиться ре-
шения вопросов Антарктики без участия
Советского Союза, против чего Географиче-
ское общество СССР не может не протесто-
вать самым решительным образом.
	3. Всякое решение вопроса о режиме
Антарктики без участия Советского Сою-
за не может иметь законной силы, и СССР
имеет все основания не признавать любого
такого рентения.
	ЛЕНИНГРАД, 10 февраля. (По телефону
от соб. корр. «Известий»)..
	#},
	Игры последних двух дней вызвали по-
вышенное внимание москвичей, 9 февраля
состоялась встреча «Спартака» с командой
«Крылья Советов». Игра протекала бурно,
с интересными комбинациями, Закончилась
она вничью. Счет 3:3.
	Вчера играли хоккеисты Военно-Воздуш=
ных Сил с московскими динамовцами. На
стадионе присутствовали тысячи зрителей.
Матч изобиловал острыми схватками. В
третьем периоде, перед самым концом игры
команда ВВС находилась в. катастрофиче-
ском положении. На щитках «Динамо» сто-
яла цифра «4», у ВВС — «2». В последние
минуты нападающим ВВС удалось забросить
в ворота противника под ряд две шайбы.
	Бстреча закончилась вничью со счетом 4:4,