ВТОРНИК, 8 МАРТА 1949 г. № 55 (9895)
	Выставка работ
женщин-художников
	Сегодня в Центральном доме работников
искусств открывается выставка работ мос-
ковеких женшин-хуложников.
	замечательную скульптурную фигуру
«30я Космодемьянская» прелетавила на
	выставку Е. Белашова. Интересны работы:
Е. Блиновой «Женшины-снайперы», 3. Ра-
KaTaHoh — проект детекого фонтана, фар-
фор на детекие темы — М. Холодной,
скульлтурный портрет лауреата Сталинской
премии Е. БРарышноковой, выполненный
Е. Коварской.

На выставке много жанровых работ,
пейзажей, полотен, отображающих боевые
подвиги советеких воинов и мирный созн-
дательный труд Нашего народа.  Запоми-
наютея картаны Е. Зерновой «В освобож-
ленном Севастополе». К. Козловой «Дорогие
тости». 0. Светличной <В разведке».
	Декоративные ткани и всевозможные
панно украшают стены одного из зал
выставки. Злесь внимание привлекают
строчевой занавес «30 лет Октября»
художника Е. Савковой, панно С. Ильйн-
ской на тему «Враги не пройдут в Мэ-
скве», декоративная ткань Р. Васильевой
«Партизаны», панно 3. Кашкаровой
«Победа».
	_ Постановка новой узбенсзаи
лъесы
	ТАШЬЕНТ, 7 марта. (По телеф. от cob.
корр.). Узбекский государственный драма-
тический театр имения Хамза поставил но-
вую пьесу «Навбахор», напасанную узбек-
склм лраматургом Уйгуном. Пьеса «Навба-
хор», что в переводе значит «Новая вес-
на». рассказывает о воспитании высоких
моральных качеств в советских людях и о
борьбе е пережитками прошлого. Действие
нронеходит в хлопковом колхозе Узбеки-
стана.

Роли главных действующих лиц испол-
пяют наподные артисты УзССР А. Джаля-
лов, Л. Назруллаев, М. Миракилов, заеслу-
женные артисты песпублаки Н. Рахич08,
Т. Султавева, М. Якубова. С. Табибуллаев.
	зрители тепло отзываются о новом спек-
	тавае, А. КАНАЕБ.
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ
‹ИЗВЕСТИЙ»
	«О письмах в министерство»
	+ марта. с, г. в «Известиях» была опуб-
лякована статья «0 письмах в министев-
ство».  Маниетр зтравоохранения CCCP
тов. В. И. Смарнов сообщил релакнии, что
коллегня министерства обсудила Эту
статью п признала, что она правильно
освещает состояние работы в министеретве
с письмами и жалобами трудящихся.
	эа бюрократическое отношение к пись-
мам трузящихея и залержку  ответоз на
письма на начальника управления лечед-
но-профилактической  помоши. сельскому
	населению т, Г. Ф. Понстантянова и на
старшего  иненектора этого управления
т. М. И. Рахматуалину наложены взы-
Скания.
	Всему начальникам управлений предло-
жено обсудить на производственных сове-
шаниях статью «0 письмах в министер-
6180» и принять . конкретные меры по
предупреждению случаев бюрократизма ий
задержки ответов на письма.
	Воллегия сочла необходимым издать
специальный приказ о состояний работы
По письмам, жалобам и заявлениям тру-
днщихея, в котором будет указано на
необхолимость применения самых строгих
мер взыскания, вналоть до CHATHA се долж-
ностей руководителей органов и учрежде-
ний здравоохранения, допускающих бюро-
кратизм и волокиту по письмам и заявле-
ниям трудящихся.

Отновременно предложено один раз в
квартал всеми начальникам управлений и
отделов подвергать тщательному анализу
причины, порождающие жалобы и заявле-
ния трудящихся, и принамать реальные
Уеры к их устранение,
	ИЗВЕСТИЯ. СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ая забота
	номных республик награждены орденом
«Материнская слава» п «Мелалью мат-
рянетва» 1 миллион 797 тысяч многодэт-
ных матерей. Изо чня в день заботайво и
самоотверженно воспитывают они 39806
ноколенне, призванное продолжить вели-

кое дело построения воммунизма в нашей
crane,
	С чуветвом горячей благодарности m1D-
	‘тяи. правительству п тозаришу Сталякух.:
	Tak высоко оценившиз материнский трут,
получают многодетные матери. правотезь-
етвенные награды. Анна Ивановна Соколь-
ская, родившая и ‘воспитавшая” 10 детей,
при вручении ей орлева «Мать-героини»
заявила: «Я не нахожу елов, чтобы выра=
зить то счастье п ралоеть, ‘которые вла-
	 APLOT мной в наестоаший момент. Я 43a10-
	дарю партию, правительство ий дорогого
товараща Сталина 3a их заботу о нае,
матерях, и за эту драгоценную награду».

Советские женщины, рождая и воспи-
тывая детей, являются вместе с тем з5-
тивными строителями  сопиалистичезкого
общества. Нет сейчае в нашей стране т3-
кой профессий, которой ‘не’ овладела бы
женщина.

Миллионы женщин работают на фабри-
ках и заводах, водят тракторы на необ ят-
ных полях нашей родины, ставят рекор-
ды пройзводительности труда в промыш-
ленности и сельском хозяйстве, руковолят
трудными и ответсгвенными участками
государственного, хозяйственного и куль-
турного строительства.

«:..Мы должны приветствовать растущую
общественную активность  трудящихея
женшин, — говорил товариш Сталин, —
и их выдвижение на руководящие посты,
как несомненный признак роста нашей
культурноети».

В нашей стране участие женщин в уп-
равлений государством —= обычное явле-
ние.. Только по одной Российской Федера-
ции в состав Верховного Совета PCOCP
й Верховных Советов автономных респуб-
лик избрано 586 женшин. В составе де-
путатов местных Советов — свыше 266
тысяч женщин. Свыше 7 тысяч женщин
работают председателями и заместителями
председателей исполнительных комитетов
местных Советов.

Президиумом Верховного Совета РСФСР
826 женщинам-учителям, 06060 отличив-
шимея в деле коммунистического вослита-
ния и обучения детей. присвоено почетное
	звавие заслуженного учителя Школы
РСФСР. 418 женщивам-врачам присвоено
почетное звание заслуженного врача
РСФСР.
	В суровые дни Великой Отечественной
войны  советекие женщины показали ceda
славными защитнипами родины, HeyTo-
мимыми  труженицами в  промышлен-
ности, на транспорте, в сельском хозяйст-
ве. Товариш Сталин высоко оценил: их. ге-
роические дела’ как на’ фронте, Tak WB
тылу. тару

Сейчас, в период мирного строительст-
ва, вместе со веем советским народом жен-
щины нашей страны самоотверженно 6б0-
plored за досрочное выполнение сталян-
ского пятилетнего плана восстановления и
развития народного хозяйства.

Отмечая Международный женский лень,
советские женщины под руководством
партин Ленина—Сталина и  советекого
правительства еще выше поднимут знамя
борьбы за укрепление моши нашей социа-
лиетической родины. за дело построения
	Е. ОСТОВСКАЯ.

Коммунистического общества.
	Ветречи советеких спортеменов
с польскими хоккеистами
	3a последние дни в Москве состоялись
1ва межлунаролных хоккейчых матча.
	Б воскресенье сборная команда Польши
встретилась с хоккеистами общества «Ди-
намо». Игра закончилаеь co счетом 13:3
в пользу советеких спортеменов.
	Игра динамовцев отличалась  темпера-
ментностью атак, искусством маневра, от-
личной сыгранностью, стойкостью защиты.
Именно поэтому игроки «Динамо» сумели
забить 13 шайб в ворота поляков. В пер-
вом периоде динамовпами было вброшено
три, во втором — пять и в третьем —
еще пять шайб. Такой счет правел бы мно-
гие команды в замешательство. Но польские
спортсмены не только мужественно заши-
щались, но и сами часто переходили в ва-
ступление. Использовав ошибки защигы
советской команды, они в последние мину-
ты игры забили два гола в ворота «Ди-
HamMoy. , . ~
	Вчера польские спортемены играли со
сборной командой Москвы. Победили
москвичи го счетом 7-3. Е
	Б сборной команде Москвы участвовали
хоккеисты различных столичных спортив-
ных обществ.” :
	Игра проходила напряженно, Bo взаим-
ных атаках. Польские хоккеисты оказали
стойкое сопротивление московской комав-
де, но все же не избежали поражения, про-
нустив в свои ворота семь шайб.
	Советские команды в соревновании с
польекими мастерами хоккея, имеющими
значительный опыт международных
ветреч, выиграли с весьма веским счетом.
Советские хоккейсты еще раз продемов-
стрировали свое высокое мастеретво.
	Итог трех международных товарищеских
	матчей между советскими и польскими
хоккеистами 25:6 в пользу  советеких
спортеменов.
	Шахматный матч-турнир
Москва — Будапешт
	БУДАНЕШТ, 1 марта. (ТАСС); 6 марта
состоялся второй тур. Вничью закончились
встречи Сили с Рагозиным, Сабо е Флором
й Чилиенталя © Флорианом. В партин Сн-
магин — Типари победил венгерский ма-
стер. Остальные партии были отложены.
	Сегодня  доигрывалясь ‘незаконченные
партии первых двух туров.

Партии первого тура Флориан — Котов,
Симагин — Сили закончились победой 0-
ветских шахматистов. В партиях Варца —
Авербах и Рагозин — Сабо победу одержа-
ли венгерские мастера. Партия Бенко —
Бронштейн вновь отложена с лишней пеш-
кой у Бронштейна.
	Не доигрывая партий второго тура, со-
гласились на ничью Котов — Бенко и Авер-
бах — Геребен. Партия Вайда — Смыслов
после остпой борьбы также закончилась
	вничью. Нартия Бронштейн -—= Барда бу-!
	дет доигрывалться.
Завтра’ состоится трегий тур матча, в

котором встретятся Бариа — Котов, Бен-
ко —— Лилиенталь, Флориан — Авербах,
Геребен — Бронштейн, Рагозин — Тина-

ри. Симагин — Вайла, Смыелов — Сабо.
	 Флор — били.
	Хроника искусств
	* Коллективные просмотры спектаклей
Молотовского театра оперы и балета орга-
низуют колхозники и работники МТС Верх-
не-Муллинского района. Перед `началом
каждого спектакля устраиваются лекции о
жизни‘ и творчестве русских композиторов.
	% Радиотеатр создан в Улан-Удэ при pa-
диокомитете Буряг- Монгольской ACCP.
Коллектив его готовит первую постаноь-
ку — пьесу А. Сурова «Большая судьба».
	яж Учебные кинокартины для школ вы-
пустила Тбилисская киностудия. Полномет-
ражный фильм «География Грузии» отобрз-
жает богатство, ‹ красоту и разнообразие
природы республики. Корсткометражная
картина «В горах» рассказывает о жизни
и быте населения высокогорных районов
Грузии. Третий фильм посвящен альпинизму.
	Тероям нартекого эпоса, как и всему ва-
роду нартов, присущи высокие духовные
качества — горячая любовь к родине, отва-
га, свободолюбие, стремление к подвигам,
презрение к смерти, щедрость, гостеприим-
ство, ненависть к врагам, любовь к труду.

В книге приведено немало сказаний, в
которых прославляется трудовая деятель-
ность людей. В позднейших из них нашла
свое отражение социальная борьба между
богатыми и бедными, между трудовым лю-
дом и феодальной знатью.

Нартекие сказания проникнуты опти-
мизмом и глубокой верой в светлое. буду-
щее. Выражая думы народа, безвестные
авторы эпоса как бы заглядывают в зав-
трашний день:
	«Настанет  тзкое время, когда самые
дальние народы станут друг для друга
родными братьями и будут они в беде по-
могать друг другу. И враждевавшие семьи
забудут вражду свою и станут друг другу
ближе, чем родичи».

«Придет время, и а люди возьмут
верх над знатью».

Нартский эпос преимущественно герои-
ческий, но в нем заметное место занимает
и народный юмор. Эпос пронизан реализмом,
духом демократизма, ему присущи прогрес-
сивные мотивы, ателзм. Это тем более нри-
мечательно, что сказания создавались в
отдаленные от нае времена.
	Сборнику «Осетинские нартские сказа-
ния» предпослана вступительная статья
К. Д. Кулова, знакомящая читателя с раз-
витием эпоса.
	Переводчик Юрий Либединский с боль-
шим мастерством воспроизводит меткую,
образную речь народных сказаний. дает
почувствовать в. переводе их гибкий, вы
разительный ритм.
	В№нига богато иллюстрирована’ Удачны
оригинальные работы народного художника
Северо-Осетинекой АССР М. Туганова. Эти
иллюстрации — итог многолетнего труда
хуложника над изучением нартских сказа-
НИЙ.
	Л. СЕМЕНОВ,
профессор Северо-Осетинского госу-
дарственного педагогического  ин-
ститута,
		Междунаролный женский
	рубежом
	ИТАЛИЯ
	день з@

ФРАНЦИЯ
	„талинск
	Одним из замечательнейнгих завоеваний
Великой Октябрьской социалистической
революции является полное раскрепощение
женщин. С первых дней своего сушество-
вания советская власть не только предо-
ставила женшинам равные права с мужчи-
Holi, HO и создала все условия для их
осушествления.
	Сталинская Конституция обеспечивает
женшине равные с мужчиной права на
труд и на равную оплату труда, на отдых,
на образование, на материальное обеспече-.
ние, ‘государственную охрану интересов
матери и ребенка, развитие широкой сети
ролильных домов. детских яслей и садов.
	В заботах о воспитании подрастающего.
поколения женщине-матера воетоянно помо-
гают советское правительство и больше--
вистская партия. Мать, работающая ‘на
заводе, фабрике, в колхозе, учреждении,
спокойна за своих детей. В детских садах
й яслях за детьми установлен новееднев-
ный медицинский Надзор, им сбеснечено.
нормальное. развитие.

Только в Российской Федерации в лет-
ских яслях и детских садах воспитываетея
865 тысяч детей дошкольного возраста, а
в ломах ребенка — свыше 32 тысяч де-
тей. Большое значение имеет широкая
сеть сезонных яслей в деревнях. 06
этом женщина-крестьянка в дореволюцион-
ной России не могла и мечтать. На содер-
жание детских дошкольных учреждений
РСФСР в 1948 году было ассигновачо
3 миллиарда 45 миллионов рублей.

Выдающееся место среди мероприятий
Советского государства, направленных к
охране матери и ребенка, занимает Указ
Президиума Верховного Совета CCCP от
8 июля 1944 гола «(0б увеличении , госу-
дарственной помощи беременным женши-
нам, многодетным и одиноким матерям,
усилении охраны матерянства и детства,
06 установлении почетного звания «Мать-
героиня» и учреждении ордена «Материн-
ская слава» в мезали «Медаль материн-
ства». С тех пор только в РСФСР выпаа-
чено матерям пособий на содержание. детей
7 миллиардов 786,9 миллиона рублей. В
1949 году на эти цели будет израсходовано
2» миллиарда 191,7 миллиона рублей. С
каждым тодом возрастают государственные
расхолы на охрану материнства и детства.
	Советский закон поошряет не только
многодетность. При выдаче пособия по мно-
годетности учитываются и усыновленные
дети; Усыновление детей-сирот является
олним из замечательных проявлений гуза-
низма советеких людей.

Вырастить ин воспитать десять и более
зетей —= это лействительно героический
	‚ потвиг. Матерям это известно лучше, чем
	кому-либо. Сколько труда и забот нужно от-
дать, чтобы вырастить детей честными, тру-
долюбивыми советскими патриотами, предан-
ными родине; делу партии Ленина— Сталина!
	hap не назвать героиней  ивановокую
ткачиху Любовь Павловну Иванову, po-
дившую и воспитавшую 10 летей. Четыре
сына Ивановой в дня Великой  Отечест-
венной войны грудью защищали свою ро-
дину! Как не назвать героиней колхозия-.
цу Ярославской облаети Евлокию Фелоров-
ну Соколову, мать 10 детей! И ее четыре
вына защищали родину в дни Великой
Отечественной войны.

И таких женщин у Нас тысячи, де-
сятки тысяч. На 1 февраля 1949 тода
только по одной Российской  Федерачии
19.632 женщины удостоены высокого зва-
ния «Мать-геройня».
и Презилиумами Верховных Советов авто-
	о женшине-матери
	ПАРИЖ, 7 марта. (ТАСС): Несмотря на
запрещения и полицейские провокации,
вчера по всей Франции состоялись собра-
ния и демонстрация в связи с Международ-
ным женеким днем.
	В собраниях -и лемонстрациях участво-
вало: в Да Рошели — 20 тысяч человек, в

Ницие—15 тысяч, в Марселе — 15 тысят,
в Лионе — 12 тысяч, в Тулузе: — 10 ты-
сяч, в Гренобле — 7 тысяч, в Наме —
7 тысяч, по 3 тысячи — в Страсбурге,

Клермон-Ферране, Бресте; Бордо, Сент-
Этьенне и лв. : :
	В Гавре охранники из так называемых
«республиканских отрядов безопасности»
были брошены против хемонстрантов, кото-
рые сопровождали делеганию Союза фрап-
цузских женщин, направлявигуюся в супре-
фектуру. Во время столкновения несколько
человек, в том чиеле депутат Наппональ-
ного собрания коммуниет Рене Кане, были
арестованы. Однако в результате знергич-

ного протеста населения outa. были выпу-
шены на свободу.
	Перпиньяне на демонстрантов напаля
полицейские, пустиентие в ход’ дубинки.

В Фонтенбло, тде, как известно, нахо-
дитея об’единенный штаб етран, полписав-
щих Брюссельскай пакт, состоялась Macco-
вая демонстрация женшиан. Демонстранты
	выкрикивали: «уходите к себе, господин
Монтгомери».

Полицейские провокации имели место
	также и в Париже. В пригороде Бобиньи
полицейские напали на женщин, направ-
лявшихся на: митинг на стадионе Бюфбало.
Кроме того, активистки Вотрен Арбелени
Себилло были арестованы. Заместитель на-
чальника муниципальной полиция признал,
что они были арестованы без каких-либо
MOTHBOB.
	США
	РИМ, 7 марта. (ТАСС). Вчера состоялся
ряд митингов, посвященных Международ
ному женскому дню.

На 8 марта сбзываютея митинги в Мн
лане, Болонье, Флоренции, Венеции, Неаз
поле, Бари, Брешия, Павии, Бергамо, Крез
моне,- Мантуе, Комо, Турине, Савоне, Слез
ции, Ливорно, Удине, Пескаре, Бриндизи;
Таранто и других городах Италин.

Председатель «Союза итальянских жен-
щин» Мария Маддалена Россй заявила, что
Международный женский день в этом году
проходит в Италии пол знаком борьбы про-
тив поджигателей войны во всем мире и
против. политики итальянского правитель-
ства, которое идет на поводу у англо-аме-
риванских империалистов. .
		БЕИРУТ, 7 марта. (ТАСС). «Общество
защиты прав женшин» обратилось к ли
ванскому правительству с просьбой раз-
решить провести торжественное собрание
в честь Международного женского Дия.
Правительство отказало в этой просьбе и
запретило проводить собрания.

Несмотря на запрет, общество провело
собрание, ва котором присутствовало бо-
лее 500 ливанских женщин. Собрание
прошло 6 большим под’емом под знаком
борьбы за мир и свободу против поджига-
телей войны, против англо-американского
империализма, против казней и ссылок
демократических деятелей в Праке, против
политических преследований в Ливане.

По окончании собрания женщины выз
шли на демонстрацию, неся эмблему Меж-
дународной демократической федерации
женшин и лозунги: «Да здравствует cows
	женщин всего мира в борьбе за мир и
свободу!», «Долой военные договоры, до-
лой поджигателей войны. долой англо-
	американский империализм!»
Бейрутекие власти выслали около 100

вооруженных полицейских для разгона ле-
монстрации.
	ФИНЛЯНДИЯ
	ХЕЛЬСИНЕЙ, 7 марта. (ТАСС). —Хель-
синкская городская организация Демокра-
тического союза женщин Финляндии
(ДСЖФ) организовала массовый митинг,
посвященный Международному женскому
дню. Митинг проходил под лозунгом «За
мир, против войны». С речами выступили
	председатель ДОЛ депутат сейма Anna
Невалайнен и председатель общества
«Финляндия — Советский Союз» депутат
	сейма Сюльви-Ёюллики Вильпи.
	НЬЮ-ИОРК, 7 марта. (ТАСС). Женский
комитет «Национального Совета американо-
советской дружбы» направил «от имени
всех американских женщин, об‘единивигих-
ся в своей решимости найти мирные сред-
ства урегулирования разногласий между
странами, приветствие храбрым женшинам
Советского Союза по случаю празднования
Международного женского ana. В этот

неждунаролный женский день мы должны.
	0б’единиться вместе с демократическими
женщинами всех стран, чтобы приостачо-
вить движение к войне и продолжать бо-
роться за такой мир, в котором мы сможем
совместно мирно трудиться и жить».
	„› В: борьбе за мир женщины Франции
	СВОИХ СИЛ”
	не пощадят
	30 тысяч человек`на митинге в пригороде Парижа
	ПАРИЖ, 6 марта. (TACC). Решением
французекого правительства намеченная
	на сегодня в Нариже женская демонетра-
ция в связи с предстоящим Международ-
вым женским днем была ‘запрешена. Не-

смотря на протесты женских организаций
_й ходатайство их делегаций перед прези:

дентом республики 0б отмене этого реше-

‚ния, запрещение демонстрации осталось в

силе. Женские организации, однако, при-
звали женшин Парижа собраться на ми-

тинг на пригородном стадионе Бюффало и
выразить свою волю к борьбе за мир и ле-

мократию, волю Е единству в борьбе про-
тив поджигателей новой’ войны и их ©-
общников ве Франции.

Несмотря на отдаленность расстояния
ий eTyxy (в Париже за последние дни рез-
ко упала температура и выпал снег), во
второй половине AHA в стадиону Бюффало
устремились десятки тысяч парижан и па-
рижанок. Поезда метро были переполнены.
Демонстранты © плакатами и знаменами
прибывали на конечную станцию метро.
Здесь на улицах, ведущих к сТади-
ону, были ‘сконцентрированы  значитель-
ные полицейские силы. Потоки людей,
прибывавших к конечной станции метро е
разных направлений, несмотря на поли-
цейские приготовления, сливались в еди-
ную колонну и с развернутыми плаката-
ми и знаменами устремлялись к месту ми-
THHTA.

Трибуны и поле стадиона были пере-
полнены. Всюду плакаты, трехцветные и
красные знамена. На огромных полотни-
Wax надписи; «Никогда матери Франции
не отдадут свойх сыновей для того, чтобы
их послали на войну прогив Советского
Союза», «Единение в защиту мира»,
«Мир с Вьетнамом», «Разоблачайте  под-
жигателей войны», «Никогда француз:
ский народ не будет воевать против Co-
ветекого Союза», «Долой поджигателей но-
вой ВОЙНЫ» ИТ. д.

Открывая митинг, Матильда Пери («Ае-
социация семей расстрелянных»), каки
другие ораторы, осудила действия миниет-
ра внутренних дел Жюля Мока, запретив-
шего женскую демонстрапию в Париже в
связи с Межлународным женским днем.

— Тот факт, что вы собрались здесь, —
сказала она, — говорит о том, что произ-
вольные мероприятия правительства, за-
претившего демонстрацию в центре горо-
да, не сломили вашей боеспособности. За-
прещение демонстрации в пользу мира
подтверждает, что те, кто собирается под-
писать Атлантический пакт, действитель-
но готовят новую войну.

От имени 80 млн. членов Международ-
ной демократической федерации женшиан
выступила Эжени Korres.

— Каждый год, — заявила она, — в
Международный женский день женщины
выступают. в зашиту своих требований. В
	этом голу одна задача преобладает над
всеми другими, так как от нее зависит
все остальное. Эта задача — запита
мира.
	Бели все женщины выступят против
полжигателей войны, войны He будет.
Война не является неизбежной. =
	— Мы собрались зл1есь,-——сказала Вло-
	дин Шома («Cows  Францухких  жен-
	щин»), — чтобы сказать «нет» войне,
которая готовится против Советёкого Сбою- _
за и нротив народа Франции. Hama 3a-
дача-—помешать подготовке этой войны,
выгодной лишь одним капиталистам.

Влодин Шома призвала женщин в ак-
тивной ‘борьбе против полжигателей вой-
ны, за прекращение войны с Вьетнамом.
Мы хотим, воскликнула она, сохранить
дружбу с Советеким Союзом!

Ольга Турнад (профсоюзная федерация
металлистов), касаясь перестройки Ha
военный лад заводов. выпускающих мир-
ную продукцию, сказала: Мы, рабочие п
работницы, хотим выпускать тракторы,
швейные машины, вагоны для наших же-
лезных дорог. Одним словом, мы хотим
работать для жизни, а не для смерти,

Мы сохраняем чувство признательности
Советскому Союзу, остаемся верными
франко-советскому союзу и никогда не бу-
дем воевать против Советекого Союза. Мы
преградим дорогу поджигателям войны и
сделаем жизнь счастливой.

— Te, кто хочет войны, — сказала
секретарь организации прогрессивных хри-
стиан Ноэль де Шамбрен, — готовят ее в
идеологическом и моральном плане. Они
изображают войну как крестовый поход в
защиту веры. На самом же деле этот Kpe-
стовый поход не имеет ничего общего ©
религией. От него выиграют лишь межту-
народные капиталисты. Мы не хотим вое-
вать за капитализм, против социализма.
Мы примыкаем к лагерю мира.

Ив Фарж (председатель организации
«Борцы за свободу и мир»), разоблачив
маневры поджигателей войны, заявил: Мы
собрались для того, чтобы подтвердить
нашу волю к миру. Мы должны вооружить
66бя для отпора клеветнической кампании,
проводимой против сторонников мира. Со-
годня мы сильнее, чем когда бы то ни
было. Франция неё хочет войны. Мы лотж-
ны действовать и приложить все усилия,
чтобы выиграть битву за миф.

Выступившая затем Элиан Бро (cexpe-
тарь унитарной социалистической партии)
	заклеймила предательство руководящих
правых социалистов, ставших  лакеями
империалистов.

Жаннетт Вермерш в своей речи под-
черкнула решающую роль Советекато
	Союза в деле разгрома гитлеровской Гер-
мании и освобождении народов Европы от
фаптистского ига, а также традиционную
политику мира, проводимую Советским
Союзом.

Никогда, сказала она, матери Франции
не отдадут своих сыновей для того, чтобы
их послали на войну против Советского
Союза.

Вермерт обратилась с пламенным при-
зывом к женщинам Франции об’единиться
для борьбы в защиту мира. В борьбе за
мир, заявила она, женщины Франции не
знают страха и не пощадят своих сил!

По окончании митинга были исполнены
«Мареельеза» и «Интернационал». Затем
по стадиону прошли колонны демонстран-
тов. }

В митинге парижских женщин в связи
с Международным женским лнем приняло
	участие более 30 тысяч человек.
	Открылся весенне-летний сезон на курорте «Долинск»
	Москвы, Вуйбышева, Горького, Нетрозавод-
ска. Молотова, Астрахани, Краснодара и
других городов.

В санаториях и домах отдыха «Долин-
ска» побывает более 10 тысяч трудящихся,
	настоящему народом, когда гордо держит
он голову и ни перед кем её не клонит».
Нартский народ —= главный герой эпо-
са. Его борьба е врагами красной нитью
проходит через все сказания. В битвах и
походах нарты: непримиримы в своим при-
теснителям, они побеждают их не только
	силой. но и хитростью, смекалкой. В сказа-
	ниях герои-нарты наделены яркими инди-
вилуальными чертами.
	Могучая сила, благородство и богатыр-
ская отвага, честность и скромность на-
шли свое олицетворение в образе Батрадза,
сына Хамыца. С юношеских лет ведет он
борьбу с иноземными завоевателями, разо-
ряющими родную землю. В яростной схват-
ке Батрадз побеждает пестробородого вели-
кана, не позволявшего нартам выгонять
скот на пастбища. Вогда Тыхыфырт, ноль-
зуясь отсутствием виднейших нартских вой-
	нов. нападает на страну нартов и силой
	уводит в плен красивейших девушек,
Батрадз, точно ветер, летит в погоню за
врагом в, разбив его, возвращает невольни-
пам свободу, мир и покой родной стране.
	Столь же храбрыми и мужественными
	героями —— Нартами представлены в э19-
	св «иирокоплечие, искроглазые» близне-
цы Ахсар и Axcaprar, которых в народе
так и называли: отважный и отважней-
mat, Бесстрашным бойцом представлен в
сказаниях Сослан. Он обладал  необык-
новенной силой и смелостью и со0вер-
шил немало подвигов во славу своего
народа. Даром замечательного певиа и му-
зыканта наделен удалой Ацамаз, чья игра
ла золотой свирели зачаровывает не толь-
Ro людей, но н диких зверей, оживляет
природу. Воплошением народного юмора
является Сырдон, ‚острое слово и находчи-
воеть которого нередко спасали нартов в
походах и битвах.
	Большим уважением и любовью поль-
зуетея у нартов женшина. Умная и про-
зорливая Бедоха, красавицы Дзерасса и
Агунда, своевольная Акола — яркие об-
вазы осетинского эпоса. Но самым поэти-
ческим женским образом является Шата-
на. Фларенная проницательным умом, образ-
OBA жена и мать. она Не раз выручала
	Народ. нартов из тяжелых Ge.
	НАЛЬЧИК, 7 марта. (По телефону). Ha
курорте «Долинек», расположенном в жи-
вописной окрестности Нальчика, открылея
	весенне-летний сезон.
Прибыла первая партия отдыхающих из
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Осетинские нартские
сказания”
	Героический HapTcRal эпос-—бессмертное
творение осетинского народа, его родное,
аюбимое детище. Сказания любят и поют во
всех уголках Осетии. Меткие изречения из
них вошли в народную речь. «Лучше погиб-
нуть со славою, чем бесславно прозябать»,—
этот возвышенный лозунг нартов был на
устах стариков, когда они давали наказы
кололым хжигитам, посылая их в дни Ве-
ликой Отечественной войны на борьбу c
врагом.
	Нартские сказания являются у осетин
такни же драмценным памятником, как
пылины у русского народа или «Давид
Сасунский» — у арчян.
	Древнейшие мотивы эпоса зародились еще
в УШ--УП веках до нашей эры, оформле-
ние же’ всего эпоса завершилось’ около
МУ века, в эпоху татаро-монгольских на-
тествий.
	Осетинский народ бережно хранил в
своей памяти эти сказания, ибо нарты-—это
легендарный мир благородства, поэтической
красоты, мир народной мечты о светлой,
свободной жизни. Ими восхищался и часто
вдохновлялея осетинский народный поэт
Еоста  Хетагуров. Он писал о нартских
сказаниях: «Они мноточисленны, разнооб-
тазны и художествейны... Эта отрасль на-
родного творчества особенно любима и пол-
на прелести».
	До Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции нартекие сказания были
мало известны за пределами Осетии. Толь-
ко при советской влаети были созданы все
необходимые уеловия лля изучения и широ-
	*) «Осетинские нартские сказания». Пе-
ревод с осетинского Юрия Либединского.
Вступительная статья К. Д. Кулова. Лите-
ратурная редакция Петра Скосырева. Госу-
дарственное излательство Северо-Осетин-
ской АССР: Дзауджикау, 1948 г.
	кой популяризации этого ценнейшего па-
мятника народного творчества,

В начале 1940 года в Северо-Оее-
тинской АССР был создан правительетвен-.
ный Нартекий комитет, к работе которого
были привлечены виднейшие культурные
силы республаки. В 1946 году в Дзауджи-
кау вышел полный сводный текст «Сказа-
ний» на осетинском языке под редакцией
А. И. Газзаева. —

Й вот перед нами превосходно изланный

том «Сказаний» на русском языке, вы-
пущенный Государственным издательством
Северо - Осетинской АССР. Выход в свет
русского перевода «Осетинеких нартоких
сказаний» является важным  бвобыти-
ем советской литературы. Впервые широ-
киё массы советских читателей имеют в93-
можность ознакомиться с выдающимся ли-
тературным памятником.

В представлении обетин нарты — не.
отдельные герои, а целый народ. В ска-
заниях нашли свое яркое отображение его.
суровая, героическая жизнь, его быт, его
устремления. Нарты живут дружно, е00б-
ща решают все важные вопросы. Они пре-
восходно знают различные ремесла: изго-
товляют оружие, воздвигают здания, выде-
лывают ткани, всевозможную утварь п
украшения. Нарты-—искусные охотники, от-
важные войны, лихие наездники. Они 30
бят труд и усердно обрабатывают землю.
	Но превыше всего ценятся у нартов от-
вата и воинская доблесть в битве с вра-
гом, честность и правдивость перед наро-
дом. 06 этих духовных качествах народа
образно говорится в одном из сказаний,
вошедших в книгу:

«Нарты тогла были настоящими о нар-
тами, когла из ‘уст нартского челове-
ка выхолила олна лишь правда. Наш ча-
	род Только тогда может называтьея 0-