ПЯТНИЦА, 1 АПРЕЛЯ 1349 г. № 76 (55
		К 150-летию со дня
рождения А. С. Пушкина
	В юбилейном комитете
	Бчера состоялось заседание пленума Все-
союзного комитета по провежению 150-ле-
тия со дня рождения А. С. Пушкина. Пре-
зидент Академии наук СССР С. И. Вавилов
рассказал 0 мероприятиях, проводимых
академией в Москве, Ленинграде, в городе
Пушкин и в Пушкинском заповеднике.
	{ июня в Москве, в Колонном зале Дома
C01030B состоится торжественное заседание
Академии нзук СССР.

В мае отлеление литературы и языка
совместно с отделением истории и филосо-
фни Академии наук в Москве и Ленинграде
проводит научную сессию, посвященную
изучению жизни и творчества А. С. Нуш-
кина. В Ленинграде в апреле будет прохо-
дить всесоюзная конференция нушкинове-
Дов.

9 июня в городе Пушкин в актовом зале
лицея состоится заседание президиума Ака-
демии наук СССР совместно с представите-
лями общественности, В Александровском
дворце в юбилейные дни откроется музей
А. С. Пушкина.

12 пюня состоится юбилейное праздно-
вание в Пушкинском заповеднике в селе
Махайловеком,

Академия наук СССР закончит к юбилею
ряд фундаментальных изданий. В 16 томах
(20 книгах) выйдет в свет полное собра-
ние’ сочинений А. С. Пушкина. Подтотов-
лено массовое издание малого формата пол-
ного собрания сочинений поэта в 10 то-
мах. Три тома уже вышли.
	Сообщение от оргкомитета Союза совет-
ских художников СССР сделал президент
Академпи художеств СССР А, М. Герасимов.
Многие художники сейчас работают над
воспроизведением образа поэта в живописи
и скульптуре.

Комитет заслушал также сообщения
представителей Нековского облисполкома и
Больше-Болдинского райисполкома (Горь-
ковская область) о мероприятиях, намечен-
ных в связи с юбилеем великого русского
поэта.
	Театральная жизнь
	Премьера в Таджикском
театре
	Таджикский ордена Ленина  Государ-
ственный театр оперы и балета в Сталин-
абзде показал новую музыкальную коме-
тию «Ходжа Насреддин» поэта Гафура Гу-
ляма и писателя Витковского. Музыка к
комедии написана композитором Арапо-
вым. Спектакль поставлен режиссером
Санд-Мурадовым. Роль Ходжи Насреддина
исполняет народный артист республики
Анвер Муллоканлов.
	Зрители обсуждают
репертуар театра

В Ивановском областном драматическом
театре состоялась конференция зрителей. В
ней приняли участие Текстильщики, сту-
денты, работники культурного фронта. Они
высказали ряд критических замечаний 0
спектаклях нынаиннего сезона — «Два ка-
питана», «Московский характер», «На бой-
KOM месте», а также обсудили репертуар-
ный ‘план театра.

В ближайшие месяцы театр покажет ива-
новским зрителям «Заговор обреченных»
Н. Вирты, «Цель жизни» братьев Тур, «Ро-
ковое наследство» Шейнина. Русская клас-
сика будет представлена пьесами «Три се-
ры» А. П. Чехова, «Маскарад» Ю. М.
Термонтова. К пушкинскому юбилею подго-
товляется спектакль «Каменный гость»,
	——©®——
«Посланцы молодости»
	Вчера на экранах столицы начал демон-
стрироватьея специальный  киновыпуск
«Посланцы молодости», посвященный Х]
езду ВЛЕСМ. Картина выпущена Цен-
тральной студией документальных фильмов.
Режиссер Н. Соловьев.
	16)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР:
		КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

У 1121 81 {1

=,
	такие же страшные, несправедливые, тои
дело меняющиеся законы, как у амери-
канца Томсона. Это и понятно. Ведь чукчи
знали белых людей только но опыту обще-
ния с Чарли Томеоном и ему подобными.
Но удивительные вещи повествует об этом
таинственном русском охотник и настух Айе:
	«Такое говорил — все перепуталось у
меня в голове. Рассказывал: там, на Боль-
шой земле русской, война была. Помните,
слухи были? Богатые дрались с бедными,
Всех богатых прогнали, и такие вот, как
мы, простые люди, сами начальниками
стали, сами закон делают. На их земле по-
явился великий человек Денин, Этот чело-
век собрал около себя много народа. Все его
слущаются, потому что в своем сердце он
несет большую правду».
	Чукчи воспринимают рассказ Айе, как
сказку. как легенду. Разве бывает такое?
«Чудной человек! Переделывать жизнь!
Ярангу переделать и то трудно».
	Bor внервые в истории чукчей ступает
на их землю большевик Андрей Жуков, ко-
торый «американа хочет прогнать с этого
берега». Его первая встреча и разговор с
Томсоном — резкий, сильный, от которого
мистер Томсон с`еживается и туескнеет:
	«—щ Вам... придется ликвидировать свое
хозяйство и покинуть этот берег. Мы не
находим возможным предоставить вам тор-
говое посредничество». Мы — это больше-
вики. Мы — это советекая власть. И чукчи
понимают, что происходит нечто необыч-
ное. Жуков их назвал «друзьями»! Он по-
жимал им руки! Он заставил мистера Том-
сона покориться себе. Вначале-—— удивление,
затем — восхищение. И вот перед народом,
забитым купцами и кулаками, начинает
открываться перспектива новой жизни.
	Еще продолжают на Чукотской земле
свои гнусные происки «американы» Cc
торговых шхун,. божась и спаивая чукчей,
выманивая у них драгоценные меха в 00-
мен на свои гнилые товары, еще сильна
‘власть Алитета, но уже поднимаются п
зреют новые силы из рядов самого чукот-
ского народа, который под руководством
русеких-большевнков начинает приобщать-
ся в новой жизни, постепенно, с -тру-
дом, но все более глубоко понимая те жиз-
ненные преимущества, которые принесла
ему молодая советская власть. На пароходе
«Север» в Чукотку прибывает «большой
начальник» — тов. Лось, бывший командир
бронепоезда, а ныне уполномоченный Ках-
чатского губревкома на Чукотке, огромной по-
лупустынной стране, площадью больше Ан-
глий, Германии и Франции, вместе взятых.
	Образ Лося — большая улача Т. (e-
мушкина. Этот русобородый богатырь в
красноармейском шлеме — светлый, чи-
стый, рыцарски неподкупный образ чело-
‘века, который несет чукчам новый закон,
  новую мораль, новые обычаи, — наши, со-
‘ветские. Он заставляет по-иному. организо-
вать торговлю с чукчами, на справедливых
`началах, он борется с темным -патриар-
	началах, он оорется с темным  патрниаре
хальным бытом и его уродливыми пережит-
	ками: Он мечтает о школах, о больницах
и В скором времени воплошает свои мечты
в жизнь. Й навстречу ему тянутся простые
люди чукотского народа. Их сердца pac-
крываются перед Лосем, чистые, благород-
ные сердца простых люлей труда,
	Народ, который вымирал под властью
	кунцов, царских чиновников и заезжих
американских хишников, в условиях 60-
ветской власти возрождается к новой,
	счастливой, свободной жизни.

Но силы старого мира еще живучи.
Цепко держатся за старые обычаи кулаки
ий шаманы, пытаясь посеять в чукчах не-
доверие к новым порядкам. Их усилия
тщетны. Новая, справедливая жизнь, ко-
торую утверждают Лось и его помощник
Жуков, настолько ярче, привлекательнее
и лучше старой, что постепенно боль-
шинство народа становится на этот новый
	педагог
	Онз рождалась в борьбе против низко-
поклонства перед привычными педагогиче-
скими канонами.
	Нередовая советская педагогика  ро-
ждалась в беспощадной борьбе против
англо-американского порождения — лже-
науки педологии, которую, не замечая ее
реакиионнейшей сути, — биологического,
генетического фатализма, — пытались нпе-
ресалить в советскую школу не весьма
дальновидные педагогические «деятели».
Как известно, после постановления ЦЕ
ВЁП(б) «0 педологических извращениях в
системе наркомпросов» у педологов была
выбита почва из-под ног. Партия восета-
новила в правах педагогику.
	Выдающимся деятелем передовой педа-
тогической науки, создававшим и воепита-
тельной практикой проверявшим ее прин-
ципы, ee положения, был Антон Семено-
вич Макаренко.

Силу воспитателя А. С. Макаренко ви-
дел прежде всего в целенаправленности его
работы. Каждый хороший, честный учи-
а в своей работе руководетвуется по-
	литикой — жизненной основой советского
строя.
«Мы — сторонники автивной больше-
	виетекой педагогики, педагогики, создаю-
шей личность, создающей тиц нового чело-
века,

Я уверен в совершенно беспредельном
ногуществе воспитательного воздействия. Я
уверен, что если человек плохо воспитан,
то в этом исключительно виноваты воспи-
татели. Если ребенок хорош, то этим он то-
se обязан воспитанию... Никакая пелагоги-
	путь. Нз Чукотку прибывают отряд Красно-
го Креста, новые ревкомовские работники,
учителя, милиционер, геологи, радист. Окон-
чательно  изгоняются с советской земли
змериканские концессионеры. Прочно утвер-
ждается советская власть на этом диком и
заброптенном куске земли. Начинаег рабо-
тать настоящая школа. Приходит новая
техника — моторные вельботы для морже-
вого и тюленьего промысла, и чукчи ви-
AAT, какой колоссальный шаг вперед озна-
YaeT это в жизненно необходимом. для
них деле. Организуется первая зверобойная
артель — первый колхоз на далеком Севере.
	Нельзя без настоящего волнения читать
одну из глав второй книги романа Т. Се-
мушкина, в Которой рассказывается о
первой конференции родовых Советов на
Чукотке. Делегаты этой конференции не-
грамотны. Они-не могут прочесть того, что
	Написано на.алых кумачевых полотнищах,
	висящих в доме заседании. Но происходит
подлинный праздник новой советской куль-.
туры, — это ошущает каждый. Лось про-
износит речь. Он показывает на портреты,
висашие на стене:
	«Вот эти два человека —— Ченин н
Сталин-—боролись за советскую власть. По
их учению, все народы на нашей земле
должны жить в дружбе, уважая друг дру-
га. Это они, вот эти два человека, создали
новый закон. Они создавали этот закон в
борьбе с плохими людьми. Вы сами теперь
	зназте, что и здесь новый закон нелегко
	проводится. Нам с вами мешают проводить
этот закон такие люди, как Алитет, как его
	отец — обманщик шаман Корауге»,
	Товорит на конференции и старый «ве-
ликий ловец» Лк, наивными горячими
словами говорит 06 артели, о советской
власти. А после конференции впервые
в истории Чукотки первый ее родовой
и колхозный председатель Ваамчо встулает
под влиянием разговора с большевиком
Лосем в «артель коммунистов». Вслед за
ним вступает и старик Лёк. Они хотят
вместе с ФТосем «переделывать жизнь».
Айе едет во Владивосток, он воочию видит
могущество и справедливость закона совет-
ских людей. Он приносит его к своим рэ-
дичам — Ha скалистые берега Чукотки,
ге уже утверждается новый строй, новые
отношения. Так происходит возрождение к
жизни, к новому труду чукотского нарота.
Подлинной  поэзией овеяна в. произведении
Тихона Семушкина эта новая жизнь. Ояа
дается не сразу, она утверждается в борь-
бе е врагами, которые хитрят и изворачи-
ваютея. Гибнет бессмысленной смертью —
от своей собственной жадности-—американеи
Чарли Томсон. Теряет свое богатство Али-
тет и в дикой злобе сжигает свою яран-
гу, чтобы уйти в горы, туда, где еше мож-
но некоторое время скрываться от караю-
щей руки справедливого советского закона.
Но читатель ясно видит: дни Алитета соч-
тены, недолго ему придется ходить 0 CO-
ветской земле, на которой хорошо и при-
вольно становится жить трудящемуся лю-
ду, но на которой нет места для кровососов
и экоплоататоров.
	Сурова Чукотекая земля. Суров и тру-
цен быт ее обитателей. Ho Тихон Семуш-
кин с такой любовью изобразил ее подлин-
ных героев, творпев нового, что все в его

романе приобрело какую-то особую, непо-
вторимую красоту.
	В своем ромаяе Т. Семушкин рассказал
0 делах и событиях недавних, но уже ми-
нувших. Ныне чувчи прочно вошли в
дружную семью народов СССР, неизмеримо
культурно и политически выросли, приоб-
щились к знаниям, к современной технике.
Но вечно живы те идеи, которые волнова-
ли ‘писателя, когда он создавал свою та-
лантливую книгу, — идеи сталинской
дружбы народов, идеи торжества социали-
стического уклада, победившего под рук’-
BOICTBOM партии большевиков.
	Ан. ТАРАСЕНКОВ.
		Выступление Тольятти.
	на пленуме ЦН итальянсной компартии
	РИМ, 31 марта. (ТАСС). Вав пишет га-
зета «Унита», генеральный секретарь ком-
партии Италии Тольятти, выступая на
пленуме ЦК партии е докладом на тему
«Компартия в борьбе за мир», сделал ана-
лиз международной обстановки и наметил
задачи нартии в деле защиты мира.

Касаясь последствий присоединения
итальянского правительства к военному
блоку империалистических стран, который
скренлен Атлантическим пактом, Тольят-
ти указал, что участие в этом блоке озна-
чает для Италии возобновление политики
итальянских  имнериалистичееских групи.
Разумеется, что эта итальянская империа-
тистическая политика отнюдь He aBTOHON-
на, а находится в зависимости и подчи-
нении у сильных империалистических
групп США, Англии, Франции и под 1по-
кровительством Ватикана, как это уже не
раз бывало в прошлом.
	Тольятти подчеркнул, что возврат к
империалистической политике предвещает
для Италии немедленное обострение веех
внутренних противоречий, ожесточение
экономической борьбы, обнищание страны,
все более открытое применение репрессий
против народного движения. В более же
отдаленной перспективе, продолжал он, в
случае, если блок империалистических
стран своими действиями приведет к вой-
не, этот курс трозит нашей стране ка-
тастрофачи и переворотами, размах и по-
следствия Которых трудно предвидеть за
ранее.

Указав, что в настоящее время угро-
за возникновения войны является более
острой, чем год наи полгода тому назад,
Тольятти подчеркнул, что на путь войны
мир влекут прежде всего силы экенансии
американского империализма, к которым
присоединяются империалистические груп-
пы Англии. Эти группы, сказал Тольятти,
стремятся, с одной стороны, к установле-
нию своего экономического: и политическо-
го господства над веём миром. С другой
стороны, они чувствуют, что их позиция
находятся под угрозой в результате рево-
люционного процесса, развивающегоея в
колониальных сгранах, и это является вто-
рым обстоятельством, толкающим империа-
листические группы на’путь войны.
	Империалисты оказались перед лином
мощного движения за национальное OCBO-
божление в колониальных странах.
	Третьим фактором, толкающим импери-
алистический мир на путь войны, сказал
далее Тольятти; является серьезная угро-
за экономического ‘кризиса США, первые
признаки которого уже лают себя знать:
рост безработицы, падение цен на товары
некоторых отраслей производства. Мононо-
листические группы стремятся преодолеть
кризис, лелая ставку на вооружение. Дру-
гими элементами, обостряющими угрозу
войны, являются стремление французских
империалистов во что бы то ни стало
укрепить свои позипии, а также ревантист-
ские стремления побитых империалистов
Италии и Германии. в отношении которых
	французекие и английские правители по-
	вторяют собственные роковые ошибки пе-
рнода 1920—33 голов.
	В этой обстановке, заявил Тольятти,
естественно, имеются сдерживающие м0-
менты, и таким моментом являются. в ча-
CTHOCTH, внутренние противоречия между
пмпериалистическими группами. Но самой
великой обуздывающей силой, самым серь-
езным препятствием к’ осуществлению
планов поджигателей войны является стое-
мление народов к миру. Моследняя война
еще слишком памятна, и всякому понятен
ужас перед новым мировым конфликтом.
Народы выступают против войны—в этом
основная слабость  империалиетического
фронта, и на этом участке компартия Ита-
AHH должна сконцентрировать все свое
внимание и все свои силы.

Империалисты понимают это и неустан-
но работают над тем, чтобы преодолеть
свою слабость при помоши пропаганды,
	агитации, политических союзов и маневров.
	гим». Педагогическое наследие Антона (е-
меневича Макаренко’ огромно. Он первый
из` педагогов раскрывает диалектику педа-
гогических явлений, показывает воспита-
ние, как процесс борьбы за нового, совет-
ского человека. Он создает новые разделы
педагогической науки, такие, например,
как педагогическая логика, строение кол-
нектива, теория перспективы, стиль и

тон воспитания.
	В связи с залачами воспитания Макз-
ренко по-новому ставит и решает пробле-
мы коммунистической этики. Он едко вы-
смеивает предрассудок, будто у человека
должны быть и достоинства, и недо-
‘сталки. «Зачем у человека должны быть
недостатки? — спрашивает Макаренко. —
Я должен совершенствовать коллектив до
тех пор, пока не будет недостатков: И что
вы думаете? Получается схема? Нет! По-
лучается прекрасный человек, полный
своеобразия, с яркой личной жизнью».

Анализируя качества советского чело-
века, А. С. Макаренко доказывает, что
такие, например, добродетели, как честность
и мужество, в буржуазном и в советском
обществе различны, более того — проти-
воположны по содержанию. =

Замечательна мысль Макаренко о том,
что подлинно эстетическое в нашей жизни
веегла является в 10. же время глубоко
нравственным, этическим.  Буржуазная
эстетика замыкалась в сфере искусства.
Макаренко разрабатывает вопросы эстетя-
ки поведения, эстетики поступка, эстетики
дисциплины. В его’ утверждениях — «дис-
циплина есть свобода», «дисциплина укра-
шает коллектив» — звучит гражданский
пафос нашей социалистической жизни.

Для школы, для учителя, для родите-
лей, то-есть для самого широкого читате-
дя, педагогическое наследство Макарен-
ко — источник педагогической мудрости,
руковолетво к действию.

Именно поэтому против педагогических
высказываний и замечательных литератур-
ных произведений А. Макаренко с такой
яростью ополчились те, кто хотел подорвать
огромное воспитательное значение советской
	литературы, опирающеися на великие прин-
	нипы сопиалиетического реализма, больше-
	вистской партийности.
	Наша задача заключается в том, чтобы
вести широкую и упорную борьбу против
этих действий и этой пропаганды импери-
алистов, Необходимо прежде всего довести
до сознания наиболее широкого круга раз-
умных людей тот факт, что в настоящее
время ведется подготовка новой войны и
что угроза этой войны серьезна и реаль-
на. Необходимо найти такие формы дея-
тельности и мобилизации масе, которые
позволили бы об’единить в тядах фронта
мира наибольшнее число организованных и
незрганизованных - народных сил. Такова
цель нашей работы.
	® этому следует добавить, что над все-
ми народами нависла общая угроза. По-
этому необходимо, чтобы данная мобили-
зация сил в определенном емыеле преодо-
лела национальные границы и привела к
установлению прочных связей и сотрудни-
чества межлу различными народами.
	Касаясь деятельности партии в области
осуществления стоящих перед ней важных
задач, Тольятти предостерег против 803-
можности онибок и YRAOHOB. Самой боль-
шой онибкой, какая могла бы быть допу-
щена партией в создавшихся условиях,
явилось бы распространение в ез рядах
своего рода фатализма, в силу которого
возникновение войны считалось бы неиз-
бежным. Такая позиция была бы глубоко
оптибочной и опасной, и мы решительно
осуждаем ее. Ее распространение создало
бы пассивность п настроения выжилания
и повлекло бы за собой не тольхо осладле-
ние борьбы против угрозы войны, во и
ослабление всех форм экономической, проф-
союзной и политической борьбы,
	Мы ясно заявили, сказал Тольятти, в
чем состоит долг итальянских трудящихся
в случае агрессивной войны против Совет-
ского Союза, и мы никотда не изменим
этому долгу. Но сегодня дело заключается.
в том, чтобы помешать возникновению вой-
ны, чтобы создать такую обетановку, в ен-.
лу которой империалисты оказались бы не
в состоянии вести войну и вовлечь в нев
Италию. В ‚этом состоит правильная пози-
ция нашей партии. Поэтому мы отвергаем
настроения фатализма, за которыми скры-
ваютея опнортунизм и капитуляция перед
врагом, стремящимся к войне. Мы ориен-
тируем партию на путь широкой деятель-
ности среди всех слоев населения с тем;
чтобы организовать и мобилизовать народ.
на защиту мира дая Италии и всего мира,
	Вак бы ни было сейчас серьезно между-
народное положение, перед нами нериох
борьбы, завоевания подавляющего большин-
ства итальянского народа на сторону делх
зашиты мира. В целях этой борьбы мы вы-
двигаем перед партией в данный момент
две конкретные залачи:
	Первая задача — мобилизация масс во=
круг Парижекого конгресса сторонников ми-
ра, которому мы придаем большое значение
как в национальном, так и международном
плане. В национальном плане, потому что
этот конгреес должен показать итальянеко-
му народу, что он не один в борьбе за мир;
в международном плане, потому что кон-
треее должен продемонстрировать всему ч8-
ловечеству волю итальянского народа в 00-
хранению мира.
	Тольятти призвал коммунистов придать
самый широкий размах делу подготовки На-
рижекого конгресса и затем делу популя-
ризации его результатов.

Второй задачей партии, заявил он, яв-
ляется проведение законных и организован“
ных демонстраций народной воли с требо-
ванием изменения курса внентней политики
	Италии.

Начало действия книгн Тихона Семуш-
кина «Алитет уходит в горы»*) относится к
временам, уже ставшим историческими, от-
даленными от нас давностью в. четверть
века. Быт и социальные условия жизни
чукчей в те времена отличались крайней
отсталостью. Чукчи были неграметны, суе-
верны, они жили в дымных, грязных ярзн-
гах, над их сознанием властвовали изуве-
ры-шаманы, их беспощадно эксплоатиро-
вали местные кулаки-богатеи и американ-
ские хищники. Выразительными штронхами
	рисует Т. Семушкин фигуры этих экепло-
ататоров...
	Алитет — сын шамана. Он пользуется
темнотой и  суевериями соплеменников
для своих низменных торгашеских целей.
Он отнимает у охотника Айе его наречен-
ную красавицу Тыгрену, делая ее сваей
второй женой и беспощадно эксплоатируя
ве. Он крадет пушнину из капканов сво-
их сородичей. Он бросает со своего стола
подачки  беднякам-охотникам, делая вид,
что содержит и кормит их. Он спаивает и
торгует, он раз’езжает на упряжке злых со-
бак по всему побережью Чукотки, уетанав-
ливая свою силу и власть. Зловещая фи-
гура Алитета обрисована Семушкиным pea-
листически точно, писатель не скрывает
своей ненависти к этому торгашу-кровососу.

Пользуясь наивностью чукчей, сохра-
нНивших в своем сознании в те времена
еще множество патриархально-родовых пе-
режитков, Алитет все круче стягивает пу-
ты Ha -cBoem народе. Но главный владыка
Чукотки все-таки не он, а «беспачнорт-
ный» бродяга Чарли Томсон, в молодости
совершивший тяжелое уголовное преступ-
ление у себя на родине, в Норвегии, бе-
жавший под сень американских законов,
а впоследствии осевший на Чукотке в ка-
честве гражданина США, скупщика мехов
и владельца фактории под крышей из го-
фрированного железа. Властен и одновре-
менно ничтожен этот мерзкий колонизатор,
действующий в Чукотке как типичный
«рыцарь первоначального накопления», вы-
манивающий у чукчей ценнейшие меха за
отбросы американской промышленности =—
дешевые бусы, табак, паршивые винчесте-
ры и спирт. Вначале он--незадачливый 30-
лотоискатель, затем агент контрабандистов,
которые снабжают его товарами, необхоли-
	мыми для сделок с чувчами, еще позднее —
	самостоятельный «босс», почетный вклад-
	чик в вашингтонеком Докстер Хоттон, на-
  пиональном банке. Чарли Томеон женат на.
	туземке, но незыблемой стеной. «закона. 06-
лых» отделил он себя от жены и много-
	численного потомства. Он живет в «циви-
лизованном» домике, они, как его покорные
рабы, — в хымной яранге.
	Царское правительство ‘сквозь пальцы
смотрело на деятельность американских
хищников на Чукотской земле, ему недо-
рого было понятие национального сувере-
нитета. Когда в результате Октябрьской
	социалистической революции пал буржуаз-
	но-помещичий строй, советская власть
пришла на далекую Чукотку, отрезанную
от всего мира тундрами и морями. В труд-
ной борьбе с капиталистическими элемента-
ми, с иностранными хищниками, со всеми
этими алитетами и томсонами утвердила
она свое могущество, свою новую культуру,
свое новое, невиданное в истории понятие
пружбы народов, возможное только на осно-
ве ленинско-сталинской национальной по-
ЛИТИКИ.
	Во время торгового с’езда на факторию_
	Томсона охотник Айе рассказывает своим то-
варищам, как на далеком пути через тундру
он встретил первого советского человека, че-
ловека оттуда, из России, с Больтой зем-
ли. Вначале чукчи воспринимают при-
шельца, как «белого человека», у которого
	*) Тихон Семушкин. «Алитет уходит в
горы». Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвар-
	nua», 1949 r.
	Мы еще не можем сказать, какую форму
примет эта инициатива, так как мы хотим
принять соответствующие решения с0-
вместно с руководством социалистической
партии Италии и другимя политическими
силами, разделяющими напгу тревогу о бу-
дущем страны.

В заключение своего доклала Тольятти
	остановился на работе, проделанной пар“
тией за последние месяцы.
	В своей книге «Флаги на башнях» Маз
каренко е огромной художественной силой
рассказал 0 коллективе коммуны имени
Ф. 9. Дзержинского, о счастливых людях,
которых советская система воспитания еде-
лала активными строителями социализма.

Эстетствующий  космополит  «вритик»
Ф. Левин пасквильней рецензией встретил
эту книгу. «Не может быть!», — таков
был смысл этой рецензии, направленной
не только против писателя, но против 60
ветекой действительности, против ее силы
	и Ерасот
BocnnTasawen А. С. Макаренко еще н
1939 тоду в своем ответе на клеветниче=

ское выступление разоблачили космополита:

«Вам, гражданин ©, Девин, кажется
неубедительным в романе «Флаги на баш=
нях» описание организованного комсомоль-
ского коллектива, какой был в коммуне
имени Ф. 9. Дзержинского. Радостные, ве=
личественные будни братского единства
советских людей в труде кажутся вам
слишком пресными. Вам подавай извечные
темы торгашеского мира: «Человек чело<
веку — волк»... Эта книга нравится THI
сячам советских людей, которые читали

. Она нравится нам, мы знаем всю глу-
бину раскрытой в ней правды... А вы;
гражданин ©, Чевин, вышли из фарватера
нашей жизни и поэтому не понимаете, что
вы с вашей «критикой» уже потерпели
	полный крах».
	В условиях социалистического общества
по-новому ставятся и решаются педагоги-
ческие проблемы, возникает качественно
иная педагогика, педагогика иового типа.

Учитель — ученик, — так  представ-
ляется в классовом обществе система вос-
питательного воздействия. Макаренко отвер-
гает эту парную систему. Новый, советекий
человек — не одиночка. В коллективе пред-
стоит ему работать, коллективно решать все
вопросы бытия, отвечать перед коллективом,
руководить коллективом. Опираясь на кол-
лективизм советского общества, Макаренко
разрабатывает принципы воспитания в кол-
лективе, для коллектива, через коллектив.

Это учение могло возникнуть только Ha
почве сопиалистического решения проблемы
личности и общества. «...Только в коллек-
тиве возможна личная свобода», — указы-
вал Маркс. Только в социалистическом об-
ществе каждый человек получает возмож-
ность развивать свои способности и талан-
ты, елеловать своим наклонностям. Важдая
личность утверждает себя, подчиняясь кол-
лективу в целом. Личность расцветает в
колаективе, — так именно ставит вопрос
Макаренко. Его педагогический принцип
«Больше требований к человеку, больше
уважения к нему», великолепно выражаю-
щий суть социалистического гуманизма,
проникнут сталинской верой в силы и в03-
можноети человека.

Непрерывное движение вперед, разви-
тие, прогрессе — вот обязательное условие
существования каждого жизнеспособного
человеческого коллектива. Застой чужд
всему духу социалистического общества.
Не успокаиваться на достигнутом, — это

ыдающийся советский

Величию того, что совершено советским
народом под руководством коммунистиче-
ской партии, красоте нового советского че-
ловека, передовой науке о воспитании по-
священы все научные и литературные тру-
лы Недагога-новатора и талантливого писа-
теля А. С. Макаренко.

Он— плоть от плоти и кровь от крови рос-
сийского пролетариата. Сын рабочего-желев-
нодорожника, он семнадцати лет — в 1905
оду. — начал свою педагогическую рабо-
ту в двухклассном железнодорожном училя-
ще. Его творческие силы и талант могли
развернуться только в условиях Советекого
государства, в борьбе за него, в работе, на-
правленной к усилению его могущества.
«..После Октября передо мной открылись
невиданные перспективы», —— говорил он
о себе.

Имя А. С. Макаренко стало известно
широкому советскому читателю ‘в 1933. го-
ду, после опубликования первой части его
«Педагогической поэмы» на страницах
торьковского альманаха «Тод ХУЦ». Горь-
кий ввел Макаренко в литературу. Горький
с его гениальной прозорливостью первым
оценил значение педагогической деятельно-
сти А. С. Макаренко.

«Прекрасное дело делаете Вы, превосход-
ные плоды должно дать оно... удивитель-
ный Вы человечише и как раз из таких, в
каких Русь нуждается», — писал ему Алек-
сей Максимович еше в двадцатых годах.
	Тогда Макаренко на Украине, близ Нол-
тавы, руководил трудовой колонией мало-
летних правонарушителей. Истории созда-
ния и расцвета коллектива колонии, ис1о-
ряи воспитания сознательных и активных
строителей социалистического общества H0-
священа «Педагогическая поэма». Это п0д-
линно поэтическое произведение г силе вос-
питания, о передовой, советской педаго-
гической науке.
	Нельзя разделить педагогический и ли-
тературный труд А. С. Макаренко. Когда
в 1937 году, после тридцатидвухлетней пе-
дагогической деятельности, он целиком по-
святил себя литературной и общественно-
политической работе, он утверждал: «Я не
	К 10-летию со дня смерти
АД. С. Макаренко
		переменил профессин, я только сменил род
оружия». И это верно. Он был борцом за
коммунистическое воспитание молодежи,
за воспитание нового человека. Именно—
борцом, страстным, непримиримым, реши-
тельным.

В «Педлагогической поэме» выдвигается
тезис о том, что нового человека надо по-
новому воспитывать.
	А. С. Макаренко был высокообразован-
ным педагогом, педагогом - новатором. Ко-
гла в 1920 году педагогу была поруче-
на организация государственного — в0с-
нитательного учреждения, Макаренко, как
он пишет, «не мог найти никаких «науч-
ных» выходов». Традиционная педагогика,
теории, сложившиеся в капиталистическом
обществе, — плохие путеводители, когда
дело идет о воспитании человека нового, со-
нциалистического общеетва.
	И. В, Сталин говорил о деятелях нау-
ки, которые, «понимая силу и значение
установившихея в науке традиций и уме-
ло пепользуя их в интересах науки, все
же не хотят быть рабами этих’ тради»
ций...», которые имеют «емелость, реши-
моеть ломать старые традиции, нормы,
установки, когда они становятся устаре-
лыми, когда они превращаются в тормоз
для лвижения вперед», которые умеют «го-
здавать новые традиции, новые нормы,
новые установки». :

Эти слова вождя в полной мере относят-
ea и к деятельности А. С. Макаренко, но-
ватора в сложнейшей области науки 0
воспитании человека.

Исходя из учения Маркса—Энгельса—
Ленина— Сталина 0 законах развития 0б-
щества, о природе человека и мышления,
педагог Макаренко разрабатывал новую, пе-
резовую педагогическую науку, теорию и
	методику коммунистического воспитавия.
	Десять лет прошло 0 дня смерти вы
дающегося советского педагога. Все эти
годы проводилась работа по изучению и
пропаганде его трудов. И все же сделано
очень мало. я

Жизнь властно требует решения педаго-
тгических проблем. Школьная практика
толкает учителя к изучению педагогической
теории, которая освещала бы путь, помога-
ла бы учителю в его повседневной деятель
ности,

Пропаганла педагогических трудов BbI~
	лающегося советского педагога А. С. Ма*
	каренко, научная разработка ето наслед+
ства —~ 3TO 10, 410 НУЖНО сейчас для
	школы, для государства.

ТТ. ЧУГАЙ.
	ТО В ЭТ9М ИСВЛЮТатолЬно BEBE во условие нормальной жизни каждого коллек-
татели. Если ребенок хоронь, то этим он то- тива, каждого гражданина. Этой путь вос-
же обязан воспитанию... Никакая педагоги-  питания творческой личности нового совет-
ка не может быть столь мощной, как наша   ского человека,
	ВБ отличие ет веех педагогических уче-
ний пронелого, большевиетекой педагогике
	органически свойственны ‘онтимизм, жизне-
	угверждение. «Правильное воспитание —
это организация счастья», — утверждал
Макаренко. — «Несчастье может быть
только продуктом плохой коммунистической
	нравственности, т. ©. неумения, неточво-
	сти, отсутствия уважения в себе и дру-
	воветеЕзя петагогика, потому чт9 у нас нет
	никаких  обстоятельетв, препятетвующих
развитию человека», — утверждал А. С.
Макаренко.
	Горчость патриота, деятеля передовой,
партийной науки, безграничная любовь к
своему социалистическому отечеству осве-
шают творчество, деятельность и BCH
	жизнь Антона Семеновича Макаренко,