СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 1949 г. .№ 77
	М. Горький
	(9917)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ры живому Телу. зачем же гордость? 3з-
Чем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть без-
умство своих желаний и скрыть за ними
свою негодность для: дела жизни?’ Смеш-
ные птнцы!.. Но: не обманут теперь уж
больше меня их речи! Я сам все знаю!
Я— видел небо... Взлетел в него я, его из-
мерил, познал паденье, но не разбился, а
только крепче в 66бя я верю. Пус®» те,
Что землю любить. не могут. живут: обма-
Hom, Д знаю правлу. И их призывам я не
поверю. Земли творенье-землей живу я.

«И он свернулея в клубок на камне.
Гордяеь 6060:

«Блестело море вее в ярком свете, и
грозно волны о берег бились. .
° «B HX ABBHHOM реве гремела песня 0
гордой птице. дрожали екалы от их уда-
ров, дрожало небо от грозной песни:

«Безуметву храбрых поем мы славу!

«Безумство храбрых— вот мудрость жиз-
ни! `0, смелый Сокол! В б0ю с врагами
истек ты кровью... Но будет время—и вап-
ли крови твоей горячей, как искры, вепых-
HYT BO мраке жизии, и много смелых сер-
дец зажгут безумной жаждой свободы,
света! та

«Пускай ты умер!.. Нов песне смелых
й CHABHEIX духом всегда ты будешь жи-
вым примером, призывом гордым к св0б0-
де, к свету! SO
	«Безумству храбрых поем мы песню!..
	1395 год.
		К 8 Tea годовщине со дня рождения А. М. Горького
	Г, @ ()

‚ “Так Уж ответил свободной птице и yc-
мехнулся в душе над нею за эти буёлий.
	«И так подумал: «летай иль ползай, ко-
нец известен; все в землю лягут, всё пра-
хем будет...»
	«Но Сокол смелый вдруг встрененулся,
привстал немного и по ущелью повел 0ча-
МИ:

«Сквозь серый камень вода сочилась, и
	было душно в ущелье темном и пахло
rant.
	«И крикнул Сокол ¢ тоской и болью.
собрав все силы: —
	Е — 0, если 6 в небо хоть раз поднять-

. Врага прижал бы я... к ранам груди

. захлебнулея 6 моей OH кровью!.. 0,
частье битвы!
	«А Уж подумал: «должно быть, в 1606
Я в самом деле’ пожить приятно, коль’ он
так стене! >
	«И ‘предложил’ он свободной птице: —
«А ты подвинься на край ущелья и вниз
бросайся.
	«Быть может, крылья тебя поднимут в
поживешь еше немного в твоей отяхии».
	«И дрогнул Сокол и, гордо крикнув,
пошел к обрыву, скользя когтями по сли-
зи камня. :
	равил  ВРыЫлЬЯ,
сверкнул очами
	«Й подошел он, расправил
вздохнул всей. грудью.  сверк
	И — BHAG скатился.
	_В польском сейме“
	начале 1947 года 00% правительства бы-
ли согласны приснособить старый  польеко-
французский с00з к новым изменивитимся
уеловиям. Для польского правительства ис-
хедным пунктом были союзы, заключенные
Советским (б0030м и странами народной
демократии, Франция имела договор подоб-
ного типа с Советеким Союзом. Поэтому в
начальной стадии переговоров казалось не-
трудным разренить этот вопрое. Однако
позиция Франции ‘изменилась. Изменение
произонло. непосредетвенно ‘после `конфе-
ренцин министров иностранных дел в Mo-
скве в апреле 1947 гола. Французская
	сторона выдвинула именно тогда тезие 0
	том, что ставит договор в зависимость OT
согласия миниетров иноетранных дел, бак-
тически от согласия Соединенных ПЕтатов
Америки.

Смыел этого предложения стал совер-
шенно понятным только позднее, в перисх
реализании так называемого плача Map-
шалла, н стаповится ясным сегодня, в пе-
риод нашумевшей кампания о Cepepo-
атлантическом пакте- и об участии в нем
правительства Французекой республики.

«Договор, — продолжал Модзелевекий, —
должен был гарантировать безопасноеть
обеих стран перед возможностью возобнов-
ления агрессии германского империализма
ий других нахолящихея с niu в 60036
агрессоров. В настоящее время правитель-
ство Французской республики все более
примиряется, несмотря на сопротивление
общественного мнения, с восстановлением
германского империализма и все более под-
Чиняется змериканеким исполнителям этой
конценнии». =

«hax известно, — продолжал Модзелев-
ский, — польское правительство в коммю-
пике о кенференции наших послов в скан-
динавевих етранах, состоявитейся в Варша-
ве, определило свое отношение к Северо-ат=
лантичеекому пакту, как к пакту arpec-
еивного характера, противоречашему духу
и букве Устава ии 05’слиненных
наний.
	_ Недавно опубликованный текст  Северо-
атлантического накта полностью подтверж=
дает правильность нашей позиции. Я не
задалея сегодня нелью дать подробный ана-
HHS оТельных пунктов этого пакта. Я хо-
чу только отметить явные противоречия,
содержащиеея в заявлениях к этому пакту,
сделанных министрами иностранных дел
Англии, Соединенных Штатов и Франции.
Авторы этих заявлений пытаются доказать,
что STOP пакт отнюдь не противеречит
Уставу Об’еличенных наций. Но мнению
миниетров иностранных лел этих етран, он
укрепляет организацию  Об’елиненных Ha-
ций. В 10 же время, однако, они семи го-
ворят, что пелинсывают нокт потому, что
организация 06б`единенных наций якобы
обманула возлагавшиеся на нее надежды,
что якобы не оправдал еебя Совет безопас-
ности, будто бы веледетвие недостатков в
его работе и т. п. Иначе говоря, они сами
признают, что разработанный ими пакт
должен заменить ООН.

А разве стремление заменить ООН нак-
том не бъет как-но авторитету, так и HO
самым основам супествования. 001?
	Разве создание суррогата Созета 0е30-
	паеноети вмеете е собетвепным комитетом
	генеральных штабов в рамках пакта, сурре-
гата в стиле немецких возиных эрзацев He
является  непосредетвенным и резким по-
кушением на самое существование Совета
безопаеностя ООН? Пе является ли это но-
пыткой выхолостить  сачую конценцию
ООН? Не являетея-ли это поныткой ликви-
дации принципа коллективной безопасное
CTH, принципа, которым руководетвоваляеь
свободные варолы в’борьбе за победу над
фаптизмом и после победы над ним?
Организаторы Северо-атлантичесвого
пакта, подменяя этот принции содержа-
‘нием, ликвилирующим коллективную 0е30-
пасность и вводящим вместо нее плохо за-
маскированное, ибо его нельзя замаекиро-
вать, острие агрессии. против Советекого
Союза й стран народной демократии, хотят.
стать могильщиками этого принципа. Этим
можно хвастать, как это делают некоторые,
но вельзя этого екрыть пикакими сеылка-
ми на Устав. Этого не скроют повторением
хотя бы тысячи раз, как это имеет место,
фразы о иирных тенденциях пакта. :
	Как известно, Франпузекое правитель-
ство как один из инициаторов намерено
подписать этот пакт. Новилимому, в связи
е этим оно пе обнаруживает еклопности к
положительному разрешению вопросов, вы=
текающих из нормальных польско-фран-
цузеких отношений, хотя бы их разреше-
ние было связано © несомненной пользой
как для этих отношений, так и для обоих
	народов».
	ВАРШАВА, 1 апреля. (ТАСС). Миниетр
иностранных ел Шольши Модзелевский
выступил Ha заседании сейма с ответом
на интерпелляции денуталов.

Модзелевекий указал, что нежелание
французского правительства возобновить с
Польшей договор о репатриации польских
рабочих из Франции или заключить новый
договор, учитывающий пыненитие условия,
вызвало обоснованную тревогу польской 0б-
щеетвенности. Модзелевский подчеркнул,
что позиция французского правительетва в
этом вопросе противоречит как польско-
французской конвенции от 1919 г. па
основе которой во Францию выехали сотни
тысяч польеких рабочих. тав и договорам
9 репатриации, заключенным в 1947 и
1948 гг.

«Мы делали много попыток разфешения
упомянутого вопроса, — сказал Модзелев-
ский, — и еще недавно в Париже в по-
исках выхола пронеходнли переговоры по
вопросу о репатриации. До eax пор пере-
говоры разбивалиеь о нежелание француз-
ского правительства разретить этот вопрос
в положительном емыеле. Однако польское
правительство не может  вогласйтьея на
прекращение ‘репатриация. 0 язобходимо-
сти репатриацай говорят также различные
цекларания Об’единенных наций, причём
говорят 0б этом в довольно торжественной
форме. Чем же об’ясняется эта ничем не
обоснованная позиция правительства Фран-
ций. по вопросу о репатриации, чем 06’
ACHHWTCA одновременно отказы допуетить
существование многих польеких родитель
ских советов или запрещение таких поль-
ских организаций, как например, coi
	  осадников (поселенцев) я сельскохозяйет-
		венных рабочих? Чем об’яеняютея арееты,
избиения, преследование и. высылка в
Германию поляков, имеющих высокие 0т-
личия за героическое участие во фравцуз-
ском движении сопротивления, и чем 00’-
ясняетея в то же время факт, что на тер-
ритория’ Франции находят себе покрови-
тельство люди ‘из бандитекой бригады Бо-
гуна, выступающего там под именем Скар-
бека, люли, совершившие сотня убийетв
по приказу гестапо.

Повидимому, тем, что’ соответствующие
французекие власти ведут бспрелеленную
полатику уже не только по отношению к
эмигрантам, но и общую политику, за ко-
торой етоят поджигатели войны,  веегла
готовые пользоваться услугами самых тем-
ных элементов».

«Большую тревогу, — сказал далее Мод-
зелевский, — вызывает. значительный рост
смертных случаев, а также увечий среди
польеких. шахтер во Франции. В одном
только ‚угольном Пайоне на вевере Фран-
ции в Течение небкольких месяцев имело
место около 220 смертных случаев. и тя-
желых увечий среди польских шахтеров,
что свидетельствует о резком снижении
безопасности труда во франнузекях шах-
тах.

Польское правительство ожидает ответа
французского правительства, которому оно
выразило евою глубокую тревогу и про-
сило сообщить, какие будут претириняты
меры: для: изменения такого положения
вещей».

Упомянув 0б отказе французского пра=
вительства в выдаче виз польским уче-
ным —: профеесорам Вурыловичу и Сте-
фанскому, а также ряду сотрудников поль-
ского’ ноеольства и консульств, Молзелев-
ский указал, что торговые отношения меж
Ay двумя странами развивалиев Gofee или
менее нормально,

Однако, продолжал Moxsenesenad, «на
прошлой неделе в эту область вмешалась
непосредственно администрация так назы-
ваемого плана Маршалла. Положительным
явлением нредетавляеля, несомненно, TOT
факт, что французское общественное MHE-
ние почти единодушно ответило на это
вмешательство вполне понятных возмуще-
нием. Мы внимательно следим за тем, ка-
ковы будут дальнейшие судьбы этого вме-
шательства, столь характерном для тех
пронеесов, которые происходят в наетоя-
щее время в странах Западной Европы.

Возникает вопрос: какова причина этих,
по меньшей мере, я сказал бы, диссонан-
вов в отношениях Франции к Польше?

Источником этого является все более
сильное изменение франпузеким правитель-
ством в последний период политических
позиций Франции, которые она занимала
в период борьбы за освобождение и непо-
средственно пбеле освобождения. Эти изме-
нения коснулись, в частности, германекого
вопроса». .

Эволюция В этом вопросе, сказал Модае-
левский. стала причиной того, что возоб-
	новления договора 0. союзе Нольия с Фран-
	цией не состоялось. Вак известно. еще в
	Польско - французские отношения
	L

` «Высоко в: горы вполз Уж п лег там в
сыром ущелье, свернувшись в узел и
глядя в море. —

«Высоко в небе сияло солнце. а Trop
	зноем дышали в Небо, и бались волны
ВНИЗУ о ‘камень...
	«А по ущелью, во тьме и брызгах по-
	TOR стремился навстречу морю, гремя
КАамнями. ..
	«Bech в белой пене, седой и сильный,
он резал гору и падал в море, сердито воя.
	«Вдруг в то ущелье, где Ух; свернулся,
пал с неба Сокол с разбатой грудью, в
крови на перьях...
	«С коротким краком он пал на землю
и бился грудью в бессильном гневе 0
твердый камень...

«Уж испугалея, отполз проворно, но
скоро понял, что жизни птице две-три ми-
WYTH...

‚ «Подполз он ближе к разбитой птице
и ярошипел он ей прямо в очи:

-« — Что, учираещь?

` «— Да, умираю! ответил Сокол, вздох:
нув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю
счастье!...Я храбро билея!.. Я видел небо...
	ты не увидишь его так близко!.. Эх, ты.
бехняга!
	< — Ну, 970 же — небо? — пуетое
место... ав мне там ползать? Мие здесь
прекрасно... тепло и сыро!
		М. Горький
	«И сам, как камень, скользя по ска-
Лам, он быстро падал, ломая крылья, те-
рая перья...

’ «Волна потока его схватила и, кровь
омывши, одела в пену, умчала в море.

«А волны моря с печальным ревом о
камень бились... И трупа птицы не вино
было в морском пространстве...
	«В ущелье лежа, Уж долго думая о
смерти птицы, о страсти к небу.

«И вот взглянул он в ту даль, чм веч-
но ласкает. очи мечтой о счастье.
	«— А что он’ вилел, умерший. Сокол, в
	ЕЕ К о Е: 4

пустыне  этой: без дна и края?” Зачем та-
	кие, как он, умерши, смущают душу сво-
ей любовью к полетам в небо? Что им
там яено? А я вельь мог бы узнать ве
910. взяетевши в небо хоть не Hatosre.
	«Сказал. и = еделал. В: кольцо свер-
нувшись, он прянул в воздух и узкой
лентой блеснул на солнце. :

«Рожденный ползать — летать не мо-
жет!.. Забыв 06 этом, он пал на камди,
но не убилея, а рассмеялся...
	«— Так вот в-чем прелесть. полетов в
небо! Она — в паденьй!.. Смешные птицы!
Земли не зная, на ней тоскуя, они cTpe-
МЯтся высоко в небо и ищут жизни в пу-
	стыне знойной, Там только пусто, Там
	иного света, не нет там пищи и нет OD0-

с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая
в пыль и брызги изумрулные громады,
	Буревестник с криком реет, черной мол-
нии подобный, как стрела пронзает тучи,
пену волн крылом срывает.

Вот он. носится, как демон; — гордый,
черный демон бури, — и смеется, и ры-
дает... Он над тучами смеется, он от радо-
сти рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он
давно усталость слышит, он уверен, что не
скроют туча солнца, — нет, не екроют!
			И гагары тоже стонут, —= им, тагарам,
недоступно ‹ васлажденье битвой жизни:
гром ударов их пугает. :

Глупый пингвин робко прячет. тело жир-
ное В утесах... Только тордый Буревестник
реет смело ий свободно над седым от пены
Морем! -
` Веё мрачней и ниже тучи опускаются
над морем, и поют, и рвутся волны к высо-
те навстречу грому. - :

Гром грохочет. В пене гнева стонут вол-
ны, с ветром споря. Вот охватывает ветер
стаи’ волн объятьем ‘крепким и бросает их
		Над седой равниной моря ветер тучи со-
бирает. Между тучами и морем гордо. реет
Буревестник, черной молнии полобный.
	То крылем волны касаясь, то стрелой
взмывая Е тучам, он кричит, и — тучи
слышат радоеть в смелом крике птицы.

В этом крике —~ жажда бури! Силу гнб-

ва, пламя страсти и уверенность в победе
слышат Тучи в этом крике.
	Чайки стонут перед бурей, — стонут,
мечутся . над морем и на лно его тотозы
спрятать ужас свой пред бурей.
		ХХУ.
	Бетер воет... Гром грохочет...

Синим пламенем пылают стан туч над
бездной моря. Море ловит стрелы молний
и в своей пучине гасит. Точно огненные
змей вьются в море, исчезая, отраженья
этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет меж-
ду молний над ревущим гневно морем; то
кричит пророк победы: -

— Пусть сильнее грянет буря!..
	‚ Т99Т год.
	ать

старшина глядел на свой живот и Улы-
Gants.

Но судей речь его, видимо, не обрадоваз
ла, они не шевелились.

_ Слово, — заговорил старичок, под-

нося к своему лину какую-то бумажку, —
защитнику Фелосеева, Маркова и Загарова.
	Бетал адвокат, которого мать видела у
Николая. Лицо у него ‚было: добродушное,
широкое, его маленькие глазки лучието
улыбались, — казалось, из-под рыжева-
тых бровей. высовываютея два оетрая и,
сдано ножницы... етригут что-то в возду-
56. Baropopaa он неторопливо, звучно п
явно, но ‘мать не могла вслушиваться В
61) речь — ‘Сизов шептал ей на ухо:
	`— Поняла, ^ что он ‘говориа? Поняла?
Люди,  товори?, расстроенные, безумные.
	Это — Федор?’
	другой стороны в то же время ему говорил
в ухо больной бсулья. Качаяеь в крееле
вправо и влево, старичок что-то сказал
Павлу, но голос его утонул в ровном и ши-
роком потоке речи Власова.

— Мы — социалисты. Это значит, что
мы враги частной собственности, которая
раз’единяет людей, вооружает их. друг вро-
тив друга, создает непримиримую враж-
ду интересов, лжет, стараясь скрыть или
оправдать’ эту вражду, п развращает всех
ложью, лицемерием и, злобой. Мы говорим:
общество, которое рассматривает человека
только, как орудие своего обогащения —
противочеловечно. оно враждебно нам, мы
ив -можем примириться е ‘его моралью, дву-
Личной и лживой; цинизм и жестокость
его отношения к личности противны вам,
мы хотим _и будем. бороться против всех
форм Физического и морального порабоше-

ния человека таким обществом. против всех

приемов дробления человека в угоду коры-
столюбаю. Мы, рабочие —= люди, трудом
которых создается все — от гигантеклх
машин до детеких игрушек, мы — люди,
лишенные права бороться за свое человече-
свое достоинство, нас каждый старается и
может обратить в орудие дяя достижения
своих целей, мы хотим теперь иметь столь=
KO свободы, чтобы она дала нам возмож-
ность современем завоевать вю влаеть.
Наши лозунги просты —= долой частную
собственность, всё средства производетва—
народу, вся власть — народу, труд —
обязателен для всех. Вы видите — хы
не. бунтовшики!

Павел усмехнулея, медленно провел ру-
кой по волосам, огонь его голубых глаз
веныхнул светлее,

— Прошу вас, — ближе к делу! —
вказал предеедатель внятно и громко. Он
повернулея в Павлу грудью, смотрел на
Hero, и матери Казалось, ‘Что его левый
тусклый глаз: разгорается нехорошим, жад=
ным огнем. И все судьи смотрели на ее
сына так, что, казалось, ‘их глаза прили=
пают к его лацу, присасываютея к телу,
жаждут его крови, чтобы оживить ею свои
изношенные тела, А он, прямой, высокий,
стоя твердо и крепко, протягивал к ним
руку и негромко, четко говорял: -

— Мы — революционеры и будем тако-
выми до норы, нока одни — Только коман=
дуют, другие — только работают. Мы
стоим против общества, интересы которо-
го вам приказано защищать, как ненрими-
римые враги его и ваши, и примирение
между нами невозможно до поры, пока мы
не победим. Победим ны, рабочие! Ваши
1оверители совсем не так сильны, ‘как им
кажется. Та же собственность, Накопляя и
сохраняя которую оня жертвуют миллио-
нами порабошенных ими людей, та же
сила, которая дает им власть над нами,
возбуждает среди пих враждебные трения,
разрушает их физически и морально. (С00-
ственность требует слишком много напря-
жения для своей защиты, и, в сущности,
все вы, наши владыки, более рабы, чем
Уы-—вы пораббшены духовно; ‘мы-—толь-
ко физически. Вы не можете отказаться OT
гнета предубеждений и привычек, гнета,
Который духовно умертвил вас, == нам
Ничто не мешает быть внутренно свобод-
ныхи-—яды, которыми вы оТравляете нас,
слабее тех противоялий, которые вы — не
желая — вливаее в наше сознание.
Оно растет, оно развивается безостановоч-
но, все быстрее оно разгорается и увлё-
‘`кает за собой вее лучшее, Boe духовно
здоровое даже ‘из вашей среды, Побмотри-

те — у вас уже нет людей, которые могли
бы идейно бороться за вашу власть, Вы
уже израесходовали весе аргументы, ©10с0б-
ные оградить вас. от напора исторической.
справедливости, вы не можете создать’ ни-
чего нового в области идей, вы духовно
бесилодны. Наши идеи растут, они все
ярче разгораются, они охватывают народ-
ные масеы, организуя их для борьбы за
свободу. Сознание великой роли рабочего
сливает всех рабочих мира В одну душу —
вы ‘ничем He можете задержать этот про-
цесс обновления жизни, кроме жестокости
и цинизма. Ho цинизм -х- очевиден, жес-
TOKOCTh — раздражает. Й руки, которые
сегодня нас душат, скоро будут товарище-
ски пожимать. наши руки. Ваша энергия
— механическая энергия роста золота,
она об’единяет вае в группы. призванные
пожрать друг друга, наша энергия — жи-
вая сила все растущего сознания солидар-
ности всех рабочих. Все. -что делаете вы
— преступно, ибо направлено в порабо-
щению людей, наша работа освобождает
мир от призраков и чуловиш, рожденных
вашею ложью, зл0бой, жадностью, чудо=
вищ, запугавниях народ. Вы оторвали че-
ловека от жизни и разрушили его; соци=
ализм соединяет разрушенный вами мир
во единое. великое целое и это — будет!

`Павел остановилея на секунду й повто-
рил тише, сильнее;

— 9% — будет!

- Судьи перешептывалиеь, странно гри-
масничая, и все не отрывали жадных глаз
от Павла, а мать чувствовала, что они
р на его гибкое, крепко тело своими

лядами, завидуя здоровью, силе, свеже-
сти. Подсулимые внимательно слушали речь
товарища, лица их побледнели, глаза ввер-
кали ралостно. Мать глотала слова сына,
й они врезывались в памятя ёе стройными
рядами. Старичок несколько раз останаваи-
вал Павла, что-то раз’яснял ему, олнажлы
даже печально улыбнулея — Павел молча
выслушивал его и снова начинал говорить
сурово, но спокойно, заставляя слушать
себя, подчиняя своей воле — волю судей.
Но наконец старик закричал, протягивая
руку к Павлу; в ответ ему, немного на-
смешлиео, лился Голос Павла:

— Я кончаю. Обидеть лично вае я не
хотел, напротив —= присутетвуя невольно
при этой комедии, которую вы называете
судом, я чувствую ‘почти сострадание к
вам. Все-таки — вы люди, & нам всегда
обидно ‘ видеть людей, хотя и враждебных
нашей цели, но так позорно приниженных
служением насилию, до такой степени утра-
тявших сознание своего человеческого до-
стоинетва... у

Qu cea, не глядя на та мать, едер-
живая дыхание, пристально смотрела на
судей, жлала.

Андрей, весь сияющий, крепко стиснул
руку Павла, Самойлов, Мазин и все ожив-
ленно потянулись в нему, он улыбался,
немного смущейный порывами товарищей,
встлянул Туда, где сидела мать, и кивнул

‚ей головой, как бы спрашивая:

— Так?

Она ответила ему глубоким вздохом ра-
дости, вся облитая горячей волной любви.

— Во  -=началея суд!-—прошентал Си-
	зов. — Ка-ак он их, — а!
Она молча кивала головой, довольная тем,
что сын так емело говорил — быть может.
	еще болзе довольная тем, что он кончил.
В голове ее трепетно бился вопрос:
— Ну? Как же вы тенерь?-
	1907 FOR.
	Усаживаясь на скамью, Сизов что-то
ворчал.
	Kro-To papsyo-
	— Ты ч0? — сиросила мать.
— Так! Дурак народ.

Позвонил ROAOROABTOR. Rro-
душно об’явил:

— (ул ищет...
	Снова веб ветали и снова, в том же по-
рядке, вошли судьи, уселись. Ввели под-
CVAMMEIX.
	`— Держись! —очиеннух  Сизов. — В-
KypOp говорить будет.
	Мать вытянула шею, всем” телом пода-
лась вперед й замерла в новом ожидании
странного. -..

Стоя „боком к судьям, поверйув К НИМ

голову, `бпираясь ловтем на конторку, про-
курор вздохнули, отрывисто взмахивая в
воздухе правой рукой, заговорил. Первых
слов. мать -не разобрала, голос у. прокуро-
ра бы плавный, густой и Тек не ровно,
то — медленно, то’— быстрее. Слова одно-
образно вытягивались в длинный pad,
точно стежки нитки, и влруг вылетали TO-
ропливо, кружились, как стая черных
мух над куском сахара. Но она не’ нахо-
дила в них ничего страшного, ничего
угрожающего. Холодные, как снег, й .ce-
рые, точно пепел, они сыпались, сыпа-
лись, Наполняя зал ‘чем-то досадно на-
хоедающим, KAR тонкая, сухая пыль. Эта
речь, скупая чувствами; обильная слова-
Ma, должно быть, He добтигала до Навла
и его товарищей — видимо, никак не. 3a-
девала их. —= все сидели снокойно #, 10-
	прежнему беззвучно беседуя, порою улы-
бались, порою XMYDRANCS, чтобы скрыть
улыбку.

- — Bper! — шептал бары,

Она не могла бы этого сказать, ‘ea влы-
aha слова прокурора, понимала, что он
обвяняет всех, никого не выделяя; прого-
ворив-о Павае, он начинал Говорить 0
Феде, а поставив его рядом с Павлом, на-
стойчиво походвигал к ним Букина — ка
залось, он упаковывает, зашивает всёх в
один мешок, плотно. уклалывая друг к дру-
гу. Но внешний смыел его слов не удов-
летворял, не трогал и не пугал ее, она,
Вс6-таки, ждала страшного и упорне иска-
ла его за словами — В лице, в глазах, В
голосе прокурора, в его белой руке, нето-
ропливо мелькавшей по воздуху. Ч10-то
страшное было, она это чувствовала, но-—
неуловимое — оно не поддавалось опреде-
лению, Вновь покрывая ее сердце сухим и
едким налетом, —

о смотрела на судей — им, несомнев-

‘было скучно слушать эту речь. Не-
та желтые и серые липа ничего He
выражали. Слова прокурора разливали в
воздухе незаметный глазу туман, он Bte
рос и сгущалея вокруг судей, плотнее оку-
тывая их облаком равнодушия и утомлен-
	ного ожидания. Старший судья не двигал-
ся, засох в своей прямой позе, серые пят-
нышки 34 стеклами его очков порою исче-
зали, раенлываясь по липу.
	И, видя это мертвое безучастие, это 0ез-
злобное равнодушие, мать недоумении
спрашивала 666я: oo

— Cygat? -

-. Вопрос стискивал ей сердие и, постепен-
но выжимая из него ожидание страшного,
шлпал горло обтрым ощущением обиды.
	` Речь прокурора порвалась как-то неожи-
данно — он сделал несколько быстрых,
мелких стежков, поклонился судьям и сел,
потирая руки; Прелволитель дворянства за-
кивал ему головой, выкатывая свой гад-
	3a, городской голова протянул руку, а
	Она не отвечала, подавленная тягост-
ным разочарованием. Обида росла, угнетая
дупеу. Тенерь Власовой стало ясно, почему
бна ждала справедливости, думала увидать
строгую, честную тяжбу правды вына
‹ правдой судей его. Ей представлялось,
что судьи будут спрашивать Павла долго,
внимательно и подробно о всей жизни его
	сердца. они рассмотрят зоркими глазами
	все’ думы и дела сына ее, все дни его.
И, когда увидят они правоту его, то спра-
ведливо, громко скажут:

= Человёк Этот прав! `

Но ничего подобного не было — каза-
лось, что подсудимые невидимо далеко от
судей, а сульй — лишние для них. Утом-
ленная, мать потеряла интерес к суду и,
fie слушая слов, обиженно ‘думала:
	— Разве так судят’

— Так их! -— одобрительно прошептал
Сизов.

Уже говорил другой адвокат, малень*
вий, с острым, бледным и насменлтивым
лицом, а судьи мешали ему. $

Вскочил прокурор, быетро и сердито
сказал что-то о протоколе, потом, увеще-
вая. заговорил старичок, — защитник, по-
чтительно наклонив голову, послушал их
и снова продолжал речь.

— Ковыряй! —= заметил Сизов. — Pac-
вовыривай..,

В зале зарождаялось оживление, сверкал
боевой задор, адвокат раздражал ‘острыми
словами. старую кожу судей. Судьи как
будто сдвинулись плотнее, надулись и pac-
пухли, чтобы отражать колкие и резкие
шелчки слов.

Но вот поднялея Павел, и вдруг. стало
неожиданно тихо. Мать качнулась всем те-
лем внеред. Павел заговорил спокойно:
`-—_ Человек партий, я признаю только
буд моей партии и буду говорить ие в 3a-
щиту свою. а —= по желанию моих 10ва-
ришей, тоже отказавшихся of защиты —
нопробую об`яснить вам то, чего вы HE
поняли. Прокурор назвал наше выетуние-
ние под знаменем социал-демократий —
бунтом против верховной власти и все. вре-
мя рассматривал пае, как бунтовщиков нро-
тив царя. Я. должен, заявить, что для нас
самодержавие не является единственной
цепью; оковавшей тело страны, оно только
первая и ближайшая цель, которую мы обя-
заны сорвать с народа...

`Тинина углублялась под звуками твер-
ого голоса. он как бы расширял стены за-
	ла. Павел точно отодвигалея от людей да-
леко в сторону. становясь выпуклее.
	Судьи зашевелились тяжело и беспокой-
Ho. Предводитель дворянства что-то. про-
шептал. сулье с аевивым. лином; тот. кИв-
	НУЛ головой и обратился K старичку, а с
	Незаконные действия западных держав по вопросу
о демонтаже немецких предприятий
	европенского восстановления» некоторых
немецких предприятий из числа подлежа-
щих демоптажу. Снустя несколько месяцев
этот. комитет, возглавляемый известным
американским промышленником Хэмфри,
прелетавил доклад, в котором настаивал на
оставлении нетронутыми предприятий За-
падной Германии в интересах успешного
осуществления «плана Марналла». В этом
же докладе было указано, что для этой пе-
ли должно быть сохранено 167 заводов, 0-
стоявших в уже сильно урезанном ениске
300 предприятий, выделенных для. удовле-
творепия репарапионных претензий;
	Pemenne комитета Хэмфри, целиком Wore
держанное СПА, было затем принято Анг=
лией и Францией, капитулировавигими нод
нажимом США. Только несколько заводов
из числа 167, очевидно, в силу того, что
они Не представляли собой никакой ценно-
сти для США, были оставлены в списке Ae
монтируемых.

Такам образом, нод флагом «воестановле-
ния Квроны» американские монополисты
добились фактической отмены фепарацион-
ных поставок, что является грубейшим на-
рушением потедамеких соглашений и по-
служит серьезным тормозом в деле дейетви-
тельного восстановления европейских стран,
пострадавших от гитлеровекой агрессии,
Вместе с тем эта отмена означает возрожде-
ние таких отраслей немецкой промышален-
	ности, восстановление которых означает вос-
	становление военного потенпиала Терманий.
	БЕРЛИН, 31 марта. (ТАСС). Вак стало
известно в местных журналистских крутах,
вчера в Лондоне был окончательно решен
вопрое 0 судьбе предназначенных к де=
монтажу немецких промышленных пред-
приятий, расположенных на территории
западных зон оккупации Германии. В ¢o-
ответствии в заключенным по этому поводу
соглашением между США. Англией и
Францией более 150 заводов, предназна-
чавшихея к демонтажу и последующих
поставок в счет репараций, останутся ие
только в нетронутом виде, но даже, в слу-
чае необходимости, будут расширены:

Хотя перечень этих предприятий пока
еще не об’явлен, согласно полученным
здесь достоверным данным, вохранение из
этого перечня лишь предприятий стале-
плавильной промьшилениости увеличит ее
произволетвенную мощность более нем на
1 ман. тонн в rel, Jor факт говоря
0 том, что в данном случае речь идет
о крупных заводах, составляющих основу
промьтиленного нотёнцнала Западной Гер-
мании.

В этой евязи в тех же кругах напомина-
ют, что вопрое о демонтаже немецких про-
мыныенных предприятий обеуждается уже
весьма длительное время. Еще осенью про-
шлого. года но настоянию американских мо-
нополиетов. администратор по осущеетвяе=
иию «плана Маршалла» Гофман-создал епе-
пизльный комитет для расследования воп-
	roca of исключении якобы «в интересах