ВОСНРЕСЕНЬЕ, 3 АПРЕЛЯ 1949 г. №
	М. Горький
	78 (9318)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ции... Но, если я пришел к вам, все равно.
Начатое — нужно кончать. Может быть, вы
сумеете что-нибудь сделать для меня... Я
буду краток... ,

Он снова полузакрыл глаза и начал го-
ворить внушительным тоном:

— Мораль необходима для вас = это
нужно помнить! Почему она необходима?
Потому что она ограждает ваш личный по-
кой, ваши права и ваше имущество-—ина-
че сказать, она защищает интересы «ближ-
него». «Ближний» — это всегда вы и более
никто, понимаете? Ели у вас есть краси-
вая жена, вы говорите всем окружающим
вас: «не пожелай жены ближнего твоего».
Если у человека есть деньги, волы, рабы,
ослы, и вам он не идиот-— он моралиет.
Мораль выгодна для вас, когда вы имеете
все, что вам нужно, и желаете сохранить
эго лля себя одного: она невыгодна. если
	У вас нет ничего лишнего, кроме волос на
голове.
	Он погладил рукой свой голый черён и
продолжал:

— Мораль — это страж ваших интере-
сов, вы стараетесь поставить его в души
людей, окружающих вас. На улицах ‘вы
ставите полицейских и сышиков, внутрь
человека вы всовываете целый ряд прин-
пипов, которые должны врасти в его мозг
й связать в нем, задушить, уничтожить все
враждебные вам мысли, вее угрожающие
вашим правам желания. Мораль веего стро-
же там, где экономические противоречия
нагляднее. Чем больше у меня денег; тем
более я строгий моралист, Вот почему в
Америке, где так много богатых — ими
исповедуется мораль во CTO лошадиных
сил. Понятно?
	— Да, — сказал я, — но зачем же бюро?

— Подождите! — возразил он, внуши-
тельно подняв руку.— Итак, мораль имеет
целью внушить всем людям, чтобы они
оставили вас в покое, Но если у вас много
NeHer—-y вас множество желаний и пол-
ная возможность осуществить их. -— так?
Однако, большинство желаний ваших нель-
зя осуществить, не нарушая  принцинов
морали... Как же быть? Нельзя пропове-
дывать людям то, что отрицаешь сам: это
и неловко, да и люди могут не поверить.
Ведь они не все глупы... Например: вы
сидите в ресторане, пьете шампанское и
целуете очень ‘красивую женщину. хотя
она не жена вам,.. С той точки зрения,
которую вы считаете обязательной хля
всех — подобные занятия являются без-

дить,—типнотизируйте! Это всегда удает-
eg...
	Он утвердительно кивнул головой п,
подмигнув мне, повторил:

—= Невозможно убедить, =— тиннотизи-
руйте!

Затем он положил свою PyRy Ha коле-
HO ‘мне, заглянул в лицо мое и, понизив
POA0C, продолжал:

— Дальнейшее—между нами, хорошо?

Я кивнул головой.

— Бюро; в котором я служу, занимает-
ся’ гипнозом общественного мнения. Это
Дно ‘изо оригинальнейших учреждений
Америки — прошу заметить! — в гордо-
стью сказал он.

Я еще ‘раз наклонил голову;

— Вы знаете, что наша страна, —го-
ворил он,—живет только одним стремле-
нием — делать деньги. Здесь все хотят
быть богатыми, и человек для человека—
только материал; из которого всегда мож-
Но выжать несколько крупинок золота..Й
вся жизнь есть процесе вынимания золота
Из мяса и крови человека. Народ в этой
стране — как и везде, я елышал—руда,
из которой добывают желтый металл, про-
греве-—это коннентрания физической энер-
Tin Macc, TO 6@ть кристаллизация мяса,
костей и нервов человека в золото. Жизнь
построена очень просто...

— 910 ваш личный взгляд? — спросил я.

— 310? Конечно, нет, — сказал он с
гордостью. — Это пробто чья-то фантазия...
Я не помню, как она попала в мою голо-
ву... Я пользуюсь ею, только когда говорю
© людьми... ненормальными... Продолжаю.
Народу здесь некогда заниматься порока-
миля этого не остается свободного вре-
мени. Часы напряженной работы так исто-
щают человека, что он уже не имее? ни
сил, ни желания согрешить в час отдыха.
ЧТюдям некогда думать, у них нет силы же-
лать, они живут только работой, для рабо-
ты, и это делает их жизнь очень нравствен-
ной. Разве иногда, в праздник, несколько
ребят повесят пару негров, но это — не
против морали, потому что негр — не Ge-
лый, к TOMY же их здесь много, этих нег-
ров. Веё ведут себя более или менее при-
лично, и на общем сером фоне этой непо-
движной жизни, забитой в тесные рамки
старой пуританской морали, всякое нару-
шение ее принцинов выступает резко, как
пятно сажи. Это — хорошо, но это — дур-
но. Высшие классы общества могут гор-
диться поведением низнтих, но в 10 же вре-
MA такое поведение стесняет свободу дей-
‘crea богатых. Они имеют деньгя—значит,
они имеют право жить как хотят, не счи-
таясь в моралью. Богатые — жадны, сы-
тые — чувственны,  праздные — порочны.
Буръян растет на жирной почве, разврат—
на почве пресыщения. Что же хелать? 0т-
рицать мораль’. Это — невозможно, ибо
это — глупо. Если тебе выгодно, чтобы
люди были нравственны, — умей скрывать
свои пороки... Вот и всё! В этом немного
нового...

’Он оглянулся и еще понизил голос. :

— Й вот предетавители высшего обтие-
	ства в Нью-Йорке напали на олну утиви-
	тельно счастливую мысль. Они ‘решили
учредить в стране тайное общество для яв-
ного нарушения законов морали. Был co-
бран, путем вкладов, солидный капитал, и
в разных городах страны открыты =— не-
гласно, разумеется — бюро для типноза
общественного мнения. Наняли разных лю-
дей, вроде вашего покорного слуги, и воз-
ложили на них обязанность совершать пре-
ступления против нраветвенности. Во гла-
ве каждого бюро стоит надежный и опыт-
ный человек, руководящий действиями слу-
жащих и распределяющий занятия... обык-
новенно он редактор какой-нибудь газеты...

— Я неё понимаю целей ‚бюро! —тоскли-
в0 сказал я.

— Очень просто! — отозвалея он. И
вдруг его лицо приняло выражение тревоги
и нервозного ожидания чего-то. Он встал и,
заложив руки з® спину, начал медленно.
Ходить по комнате. -
‚ — Очень просто! — повторил он. — Я
уже сказал вам, что низшие классы, по не-
достатку времени, мало грешат. А ведь не-
обходимо, чтобы нравственноеть наруша-
лась — нельзя же оставлять ее бесплодной
старой девой. Нужно, чтобы всегда кричали
о нраветвенности, это оглушает общество,
не позволяя ему слышать правду. Если в
реку набросать маесу мелких щен, среди
них может незаметно для вашего клаза иро-
плыть большое бревно. Или, еели вы He-
‘осторожно вытащили бумажник из кармана.
вашего соседа, но своевременно обратите.
внимание публики на мальчишку, который
украл гореть орехов, — это может спасти
вас от скандала. Только кричите громче —
вор! Наше бюро занимается тем, чтобы
создавать массу мелких скандалов для при-
вкрытия крупных преступлений.

Он вздохнул, остановился среди комнаты
й помолчал.

— Например, в городе разноситея слух
0 том, что олво узажаемое и почтенное
лицо бьет свою жену. Бюро немедленно п0-
ручает мне и нескольким товарищам побить
наших жен. Мы бъем. Жены, конечно, по-
свяшены в дело и кричат очень громко. 06
этом‘ пишут все газеты, и шум, поднятый
ями, заставляет забыть о слухах по поводу
отношений почтенного лица к его жене.
Вакос значение имеют елухи; котла налицо
факты? Или начинают говорить о подкупе
сенаторов. Бюро немедленно организует ряд

полкупов полицейских чинов и разоблачает
	Британский Конгресс.
тред-юнионов отказался принять
приглашение ВЦСПС.
© посылке двух делегатов
на Х с‘езд профсоюзов
	Веесоюзный Центральный Совет Нроо-
	..Он пришел во мне поздно вечером и,
подозрительно оглянув мою комнату, не-
громко спросил:

— Могу я поговорить с вами полчаса
наедине?

В ‚тоне его голоса п во всей сутуловатой
худой фигуре было что-то таинетвенное .a
тревожное. Он сел на стул так осторожно,
точно боялся, что мебель не сдержит его
линных и острых костей. .

— Вы можете опустить  штору — Ha
окне? — тихо спросил он.

— Ножалуйста! —- сказал я и тотчае
ясполнил его желание.

Благодарно кивнув мне головой, он под-
мигнул в сторону окна и еще тише заме-
THA:

— Всегда. следят.

— Ато?

— Репортеры, разумеется.

Я внимательно посмотрел на него. Оде-
тый очень прилично, даже щеголевато, он,
все-таки, производил впечатление бедняка.
Его лысый, угловатый черел блестел скром-
но и корректно. Чисто выбритое, очень
худое лицо, серые, виновато улыбающиеся
глаза, полуприкрытые светлыми ресницами,
Когла он полнимал ресницы и смотрел пря-
мо в лицо мне, я чувствовал себя перед
какой-то туманной, не глубокой пустотой.
Сидел ‘он, подогнув ноги под стул, положив
ладонь правой руки на колено, а левую, ©
вотелком в ней, опустиа к. полу. Длинные
пальцы рук немного дрожали, углы плотно
сжатых губ были устало опущены == при-
знак, что этот человек дорого заплатил за
свой костюм. :

— Позвольте вам представиться, —
вздохнув и покосившись на окно, начал
он, — я, так сказать, профессиональный
грешник...

Я сделал вил, что He расельшшал его
«лов, и наружно спокойно спросил:

— ак?

— Я — профессиональный грешник, —
повторил он буква в букву и добавил: —
моя специальность — преступления про-
тив общественной. морали...

В тоне этой фразы звучала только
скромность, я не уловил даже тени рас-
каяния в еловах и на лице.

— Вы... не хотите ли стакан воды? —
предложил я ему.

— Her, благодарю вас! — отказался он,
и виноватые глаза его с улыбкой остано-
вились на моей фигуре.

—— Вы, кажется, не вполне яено пони-
маете меня? `

—- Нет, почему же?—воаразил я, скры-
вая, по примеру европейских журналистов,
невежество под маской развязности. Но он
мне, очевидно, не поверил. Покачивая ко-
телком в воздухе и скромно улыбаясь, он
заговорил:

— Я приведу вам несколько фактов из
моей деятельности, чтобы вам было понят-
но, кто я...

Здесь он вздохнул и опустил голову. И
снова я был удивлен тем, что в этом вздо-
хе было только утомление.

— Помните, — начал он, тихо покачи-
вая шляпой, —— в газетах писали о челове-
ке... то веть 6 пьянице? Скандал в театре?

— Это господин из первого ряда, кото-
рый во время патетической сцены встал,
надел шляпу и начал кричать извозчика? —
спросил я.

— Да! — подтвердил он и любезно до-
бавил; — это — я. Заметка под заголовком
«Зверь, истязатель детей» — тоже мною
вызвана, как и другая -—— «Муж, продаю-
щий свою жену»... Человек, преследовав-
ший на улице даму нескромными предло-
жениями, — это тоже я... Вообще, обо мне
пишут не менее одного раза в неделю и вся-
кий раз, когда требуется доказать испор-
ченность нравов...

Все это он сказал негромко, очень внят-
но, но без хвастовства. Я ничего не пони-
мал, но мне не хотелось показать ‘ему ‘это.
Пак все писатели, я тоже делаю веегда вид,
будто знаю жазнь и людей, точно евои
пять пальцев.

— [м — сказал я тоном философа. —
Что же, вём доставляет ‘удовольствие этот
род занятий?

— Кома я был молох — это забавляло
- меня, на скрою, — ответил он. — Но теперь`
мне уже сорок пять лет, я женат, имею
двух дочерей... В таком положении очень
неулобно, когла вас раза два-три. в неде-
лю изображают в газетах, как источпик
порока и разврата. Постоянно следят за
вами репортеры, чтобы вы точно и во-вре-
мя выполняли евои обязанности...

Я закашлялся, чтобы скрыть недоуме-
ние. Потом тоном сострадания спросил:
	 — Это У вас болезнь!
	острое любоцытетво, Howoxaas, я поставил
ему вопрос:

— Сидели в ро

— Три раза. А вообще я действую в
размерах штрафа. Но штрафы платят, Ro
нечно, бюро... — об’яснил он.

— Рюро? — невольно повторил я.

— 0, да! Согласитесь, что мне самому
невозможно платить штрафы!— е улыбкой
сказал он. -— Пятьдесят долларов B Hexe-
лю — это очень немного для семви в ч6-
тыре человека.

— Дайте мне подумать об этом, — ка.
зал я, встав со стула,

— Пожалуйста! — согласился он.

Я начал ходить по комнате взад и впе-
ред мимо него. напряженно вепоминая все
	  формы психических заболеваний. Маё хоте-
	лось определить характер его болезни, но я
не мог. Было ясно одно — это не мания ве-
личия. Он следил за мной в любезной улыб-
ROH Ha XYAOM, истощенном лице и терпели-
во ждал.

— Итак бюр0? — спросил я, останав-
ливаясь против него,

— Да, — сказал он.

— Много служащих?

— В stom городе — 125 мужчин и
95 женщин...

— В этом городе? Значит... и в других
городах — тоже бюро?

— Во всей стране, конечно! — сказал
он, покровительственно улыбаясь:

Мне стало жалко себя.

— Но... что же они... — нерешительно
спросил я, — чем же они занимаются, эти
бюро?

— Нарушают законы нраветвенности!-—
скромно ответил он, встал ео стула, сел в
кресло, потянулся и с откровенным любо-
пытетвом стал рассматривать мое лицо.
Очевидно, я казался ему\дикарем, и он пе-
реставал стесняться.

— Чорт побери! — подумалось мне. —
Не надо показывать, что я ничего не пони-
маю... — И, потирая руки, я оживленно
сказал: `

— Это интересно! Очень интересно!..
Только... зачем это?

— Ure? — улыбаясь спросил он.

— Да эти бюро для нарушения законов
морали?

Он засмеялся добродущным смехом взрос-
лого над глупостью ребенка. Я посмотрел
на него и подумал, что, действительно,
источником всех неприятностей в жизни
является невежество.
	их продажноств перед публикой. Снова слу- Фессиональных Союзов направил телеграм-
	му Генеральному Секретарю Конгресса
Британских  тред-юнионов В.  Тьюсону
с приглашением послать двух о делегатов
от Конгресса Британеках тред-юнионов на
Х Всесоюзный с’езл профсоюзов.

Ha это приглашение ВЦСПС Британ-
скай Вонгресе тред-юнионов ответил отка-
зом следующего содержания:
	«В. Кузнецову, ВЫСНС
Москва 4
Jonson, 314 марта 1949 г.
‚ божалеем, что не можем принять Ваше
приглашение послать двух братских деле-
гатов от БЕТ на Ваш Х с’6зл профсоюзов.
	‚ Джордж БУДВОВ,
заместитель Генерального Секретаря
Конгресса тред-юняонов».
	———`о—_— .
В городе Медногорске
	ЧКАЛОВ, 2 апреля. (По телеф, от с55.
корр.). В голы сталинских  пятилетов
в южных отрогах Урала возник новый
город — Медногорск. 8 апреля нынешнего
года общественность молодого города отме-
тит его десятилетие. Медногорск известен
крупным заволом, который возник на базе
богатого Блявинского месторождения, от-
крытого советскими геологами. Завод свя-
зан со многими предприятиями страны.

Медногорск растет. Пятилетним планом
предусмотрено вложить в промышленное,
жилищное и культурное строительство го-
рода около ста миллионов рублей.

. BL OABXOBCKAG.
	Совещание народных вудей
Украины
	ВИЕВ, 2 апреля. (ТАСС). Сегодня после
двух лней работы закончилось республи-
канекое совещание народных судей Украи-
ны. Участники совещания обсудили доклад
министра юстиции УССР тов, Д. Х. На-
насюка of укреплении социалистической
законности и работе народных судов УК-
раинекой ССР.

На совещании выступили министр юсти-
naa CCCP ros. К. П. Горшений я Предсе-
датель Президиума Верховного Совета УССР
тов. М, С.. Гречуха.

_В работе совещания приняли участие
тт, Н. С. Хрущев и 3. Т. Сердюк.

С большим воодушевлением участники

совещания приняли приветствие товарищу
И. В. Сталину.
	160-летие со дня смерти
польского поэта >
`Юлия Словацкого _

pee
	Сегодня исполняется 100 лет со дня
смерти польского поэта Юлия Словацкого.
Юлий Словацкий является после Адама
Мицкевича одним из крупнейших польских
поэтов ХХ века. Поэт-натриот, он вошел
в историю польской литературы как не-
	2 превзойденный мастер слова. Юлий Сло-
	вацкий в своих стихах бичевал польскую
аристократию, предававшую интересы на-
рода, выстунал против шляхты. Именно
в народе польский поэт видел ту силу,
которая способна была осуществить мечту
9 свободе.

Эти произведения Юлия Словацкого за-
нимают почетное место в сокровящнице
славянской литературы.

4 апреля Cows советских писателей
СССР, Славянский комитет CCCP un Bee-
союзное общество культурной связи; с за-
границей созывают в Центральном доме
работников искусств торжественное 3ace-
дание, посвященное 100-летию co дня
смерти Юлия Словацкого. (ТАСС).
	Пьеса, «Поздняя любовь»
в филиале МХАТ
	Вчера в филиале Московского Художе-
ственного академического театра еостоя-
лась премьера пьесы А. Н. Оетровекого
«Поздняя любовь» (снены из жизни захо-
лустья в ‚4 дейетвиях). Эта пьеса вели-
кого русского драматурга идет на сцене
МХАТ внервые.

Новая постановка осуществлена заслу-
женным деятелем искусств РСФСР Н. М.
Горчаковым. Художник спектакля — за-
служенный деятель искусств РСФСР И. С.
Федотов.

Главные роли исполняли: наролный
артист РСФСР’ М. М. Яншин, народная
‘артистка РСФСР А. 0. Степанова, народ
‘ный артист РСФСР П. В. Массальский,
народная артистка СССР 0. Н. Андровская,
заслуженный артист РСФСР В. В. Грибков.

Чахматный матч-турнир
Москва — Будапешт
	Вчера в Центральном доме ^ культуры
железнодорожников в торжественной ‘обста-
новке состоялось открытие московской по-
ловины шахматного матч-турнира Москва—
Будапешт, после чего начался девятый тур.

Быстро окончилась ничьей партия Фюш-
тер—Флор. Барца, игравший черными про-
тив Авербаха, попал под опасную атаку и,
потеряв все пешки королевского фланга,
под угрозой неизбежного мата сдался на
31-м ходу.

На остальных досках до конца тура шла
напряженная борьба. Котов тонкими фигур-
ными маневрами добился победы над Фло*
рианом, Лилиенталь выиграл У Геребена,
	  Смыслов, игравший черными против Типа-
	ри, создал атаку на ферзевом фланге, обра-
зовал опасные проходные пешки и отложил
партию с шансами на выигрыш.

Брокштейн, игравший белыми против
Бенко, применил редко встречающийся ва-
риант, связанный с жертвой пешки за ини“
циативу. Чемпион Венгрии оригинально рае
зыграл дебют и, добиваясь упрощения иг*
ры, вскоре вернул пешку. В ладейном энд*
ипиле Бронштейну удалось ‘добиться нее
большого материального преимущества, но
на: доске осталось мало фигур, и.у Бенко
сохраняются шансы на. ничью,

В обоюдоострых осложнениях Рагозин пез
реиграл венгерского гроссмейстера Сабо и
в отложенной позиции имеет три лишние
пешки. Партия Сили — Симагин отложена в
приблизительно равном слоновом эндшпиле,

. Мастер В. ПАНОВ.
	хи исчезают перед фактами. Некто из выс-
шего общества оскорбил женщину. Тогчас
же в ресторанах, на улицах — создается
ряд оскорблений женщин. Поступок предста-
вителя выешего света совершенно исчезает
в раду однородных постуиков. И так вее-
гда, во всем, Крупная кража засыпается
кучей мелких краж. и вообще все крупные
преступления подавляютея грудами мело-
чей. Вот — деятельность бюро. 7

Он подотел к окну, осторожно взглянул
на улицу и снова сел на стул, продолжая
тихим голосом:

— Бюро ограждает высший класс аме-
пиканского общества от суда народа и, вто
же время, поетоявными. краками о наруше-
нии законов морали забивает народу голову
мелкими скандалами, оргапизованными для
прикрытия порочностя богатых. Народ на-
ходится всегда в состоянии гипноза, ему
нет времени думать самостоятельно, и он
только слушает газеты. Газеты приналле-
жат миллионерам, бюро организовано имя
же... Вы понимаете? Это очень -ориги-
нально... .

Он замолчал, задумалея, низко наклонив
голову. ‘

— Благодарю вас! — еказал я ему—
Вы сообщили мне очень много интерееного.

Он поднял голову и уныло взглянул на
меня. -

— Д-да, это интересно, конечно! —мед-
ленно ий задумчиво произнее он.-—Но меня
это уже утомляет. Я семейный человек,
три года тому назад я построил себе дом...
мне хочется нёмного отдохнуть. Это трудное
дело — моя служба. Поддерживать в 0б-
ществе уважение к законам морали — о!
это, право, нелегко! Вы подумайте; мне
вреден алкоголь, но я должен напиваться,
я люблю жену и тихую жизнь в семье—
и должен ходить по ресторанам, сканда-
ЛИТЬ... И ПОСТОЯННО вихеть себя в газетах...
хотя под чужим именем, конечно, но все-
таки... однажды откроется мое собетвенное
имя, и тогла., придется уехать из города...
Я нуждаюсь в совете... Я пришел к вам
узнать ваше мнение по моему делу... очень
запутанное дело!

— Говорите! — предложил я.

— Видите ли что, — начал он, — за
последнее время среди представителей выг-
ших классов общества в южных штатах
заводят любовниц — негритянских eBy-
шек... По две и по три сразу. 06 этом на-
чали говорить. Жены недовольны поведе-
нием мужей. В некоторых газетах получе-
ны письма женшин © разоблачением дея-
тельности их мужей. Возможен громкий
скандал. Бюро немедленно же принялось
за организацию ряда «контр-фактов», как
это у нас называется. Тринадпать атентов
— ив их числе я — немедленно должны
завести любовнин-негритянок. По две или
даже по три сразу...

Он нервно: вскочил со стула и, приложив
руку к карману сюртука, заявил:

— Я не могу сделать это! Я люблю же-
ну... и она мне не позволит, вот что глав-
ное! Наконец =—= вели бы одна!

— Откажитесь! — посоветовал я.

Он посмотрел на меня е сожалением,

— А кто же мне уплатит 50 долларов
за неделю? И награду в случае успеха?
Нет, этот совет вы оставьте для себя...
Американец не отказывается от денег да-
же на другой день после своей смерти.
Посоветуйте что-нибудь другое.

— Мне трудно!-—свазал я.
`— [м! Почему трудно? Вы, европейцы,
очень  легкомысленны в вопросах нрав-
ственности... ваша  развращенноеть нам
известна.

Он сказал это с твердой уверенностью
в правде евоих слов. ~

— Bor ч10,—продолжал он, наклонясь
ко мне;— вероятно, у вас есть знакомые
европейцы? Я уверен, что есть!

— Зачем вам7—просил я.

— Зачем?—0Он ‘отступил от меня на
шаг и встал в драматическую позу. —Я
положительно не могу взять на себя лело
	е Ннегритянками. Судите сами: жена мне
	He позволит, и я ее люблю, Нет, a He
MOPY...

Он энергично потряс  толовой, провел
рукой по своей лысине и вкрадчиво. про-
должал:

— Может быть, вы могли бы мне ре-
вомендовать на это дело европейца? (ни
отрицают нравственность, им все равно!
Вого-нибудь из бедных эмиграптов, а? Я
цлачу десять долларов в неделю, хорошо?
Я буду сам ходить по улицам с негритян-
ками... вообще я все сделаю сам, —он дол-
жен позаботиться только 0 том, чтобы
родились дети... Вопрос нужно решить се-
годня же вечером... Вы подумайте, какой
скандал может разгореться, если это дело
в Южных штатах не завалить своевремен-
Ho разным хламом! В интересах торже-
етва нравственности — твои Topo-
ПИТЬСЯ..

ы ..Когда он убежал из комнаты, я по-
дошел к окну и приложил ушибленную
о его черен руку к стеклу, чтобы охла-
дить ее.

Он стоял под ORHOM делал мне какие-
то знаки.

— Ur вам угодно?—епросил я, от-
врывая раму.

— Я забыл взять шляпу!-—еказал он
скромно.

`Подняв с полу котелок, я выбросил его
на улицу. И, закрывая окно, услыхал де-
ловой вопрос:
	— А если я дам пятнадцать долларов
	в Неделю? Это хорошая плата!
	—— ИВав вы полагаете, надо жить, 2? —   нравственными. Но лично для вас —= та-
	Кая трата времени необходима: это ваша
милая привычка, она дает вам масеу на-
слаждений. Й перед вами встает вопрос:
как примирить проповедь. воздержания от
сладких пороков с вашей любовью к ним?
Другой пример: вы говорите всем— не. ук-
ради. Ибо вам крайне будет нёприятно,
если вас начнут обкрадывать, — не так
ли? Но в то же время, хотя У вас и есть
деньги — вам нестерпимо хочется ук-
расть еще немного. Третий: вы строго ис-
поведуете принципи — не убий. Потому что
	  жизнь вам дорога, она приятна, полна на-
	слаждений. Вдруг в ваших угольных Ео-
пях рабочие требуют . увеличения платы.
Вы невольно вызываете солдат, и —
трах!— несколько десятков рабочих убито.
Или: вам некуда сбывать товар. Вы ука-
зываете на этот факт вашему правитель-
ству и убеждаете его открыть для вас но-
вый рынок. Правительстве любезно по-
сылает небольшую армию куда-нибудь в
Азию, Африку и исполняет ваше желание,
перебив несколько сотен или тысяч тузем-
ex... Bee ato плохо гармонирует с вашей
проповедью человеколюбия. воздержания и
целомудрия. Но, избивая рабочих или ту-
земпев. вы можете оправдать себя указа-
нием на интересы государства, которое не
может существовать, если люди не станут
подчиняться вашим интересам. Государст-
BO—3TO BEI, вели вы богатый человек,
разумеется. Вам тораздо труднее в мело-
чах,—в разврате, воровстве и прочем. Во-
обще, позиция богатого человека-—траги-
ческая нозиция. Ему положительно необ-
ходимо, чтобы вее любили ето, все воздер-
живалиеь от покушений Ha целость’ его
имущества, чтобы никто не нарушал его
привычек и все относилиеь целомудренно
KR ero жене, сестре, дочерям. В то же вре-
	  МЯ для него не только нет необходимости
	любить людей, воздерживаться от воровет-
Ba, пеломудренно относиться к женшинам
ий так далее— напротив! Все это только
стесняет его ‘личную деятельность и 6ез-
‘условно вредно для успеха ero работы.
Обычно-вея его жизнь сплошное воровст-
BO, он грабит тысячи людей, целую стра-
ну, — это необходимо для роста, капита-
ла, то есть прогресса страны — вы пони:
маете? Он разврашает женщин десятками, —
это очень приятное развлечение Aaa
праздного человека. И кого ему любить?
Bee люди делятся для него на две. груп-
пы — одну он обворовывает, другая кон-
курирует. с ним в этом занятии,

Довольный своим знанием вопроса, ора-
Тор улыбнулея и, бросив окурок сигары в
угол комнаты, нродолжал:

— Итак: мораль полезна богатому и
вредна всем людям, но, вт же время, она
не пужна ему и необходима для всех. Вот
почему моралисты стараются вколотить
принципы морали внутрь людей, а сами
	всегда носят их снаружи, как галетуки и
	перчатки. Далее: как убедить людей в не-
обходимости для них подчинения законам
морали? Никому не выгодно быть честным
среди жуликов. Ho если ибвозможно yie-
	спросил он.

— Конечно!

— И надо жить приятно?

— 0, разумеется!

Этот человек встал, подошел ко мне и
хлопнул меня по плечу.

— А разве можно наслаждаться жизнью,
не нарушая закона морали, а?

Он отступил от меня, подмигнул мне,
снова развалился в кресле, как вареная
рыба на блюде, вынул сигару и закурил
ее, не спросив моего разрешения. Потом
продолжал:

—- Кому приятно кушать ЗемляниЕу С
карболовой кислотой?

И он бросил горящую спичку на пол,

Уж это всегда так, —— сознав свое upe-
	имущество над ближним, человек сразу.
становится свиньей по отношению к нему.

— Мне трудно понять вас! — сознался.
я, глядя в его лицо.

Он улыбнулся и сказал:

— Я был лучшего мнения о ваших епо-
собностях...

Становясь все свободнее в своих манерах,
он сбросил пепел сигары прямо на пол, по-
лузакрыл глаза и, следя сквозь ресницы
3& струями дыма своей сигары, заговорил
тоном знатока дела:

— Вы мало знакомы © моралью —— вот
что я вижу...

— Нет, я иногда сталкивался с нею, —
скромно возразил я.

Он вынул сигару изо рта, посмотрел на
конеп ее и философски заметил:

— Улдариться лбом об стену — это еще
не значит изучить стену. ‘

— Да, я согласен 6 этим. Но почему-то
я всегда отекакиваю от морали, как мяч от
стены...

— Здесь виден недостаток воспита-
вия! — сказал он резонерски. =

— Очень может быть, —вогласилея я,—
Самым отчаянным моралистом, которого я
видел, был мой дед. Он знал все пути в рай
H постоянно толкал на них каждого, кто
попадался ему под руку. Истина была пз-
вестна только ему одному, и он усерлво
вколачивал ее чем попало в головы членов
своёго семейства. Он прекрасно знал все,
чего хочет бог от человека, и даже. собак и
кошек учил, как надо вести себя, чтобы
достигнуть вечного блаженства. При всем
этом он был жаден, зол, постоянно лгал,
занимался ростовщичеством и, обладая же-
етокостью труса, — особенность души всех
моралистов и каждого, — в свободное и
удобное время бил свойх домашних, чем мог
й как хотел... Я пробовал влиять на деда,
желая сделать его’ мягче, — однажды вы-
бросил старика из окна,  другой раз ударил
его зеркалом. Окно и зеркало разбились, но
дед не стал от этого лучше. Он такий умер
моралистом. А мне с той поры мораль ка-
жется несколько противной... Может быть,
вы скажете что-нибудь такое, что может
помирить меня с нею? — предложил я ему.

Он вынул часы, посмотрел на них и
		Он отрицательно качнул толовой, пома-

хал себе в лицо шляпой, как веером, и от-
ветил:
— Нет, профессия. Я уже сказало вам,
что моя епецизльность-—мелкие скандалы
на улицах и в публичных местах... Другие
товарищи в налием бюро занимаются более
ответственными и крупными делами, напри-
мер: оскорбление религиозного чувства, CO-
вращение женщин и девиц, кражи на сум-
му нё выше тысячи ‘долларов...=Он вздох-
нул, оглянулея вокруг и пояснил:—Й нро-
чие поступки против нравственноети.., & я
делаю только мелкие скандалы...

Он говорил, как ремесленник о своем ре-

месле. Это меня начинало раздражать, и я
саркастически спросил:

—: Вас не удовлетворяет это?
— Нет! — просто ответил он.
	Его простота обезоруживала и возбуждала
	За достойную
	ТАЛЛИН, 2 апреля. (По телеф. ст cob.
корр.). На фабриках и заводах. Эстонии
все шире развертывается предмайское со-
циалистическое ‘соревнование.

Трудящиеся Калининского района Тал-
лина решили ознаменовать праздник 1 мая
новой производственной победой — выпол-
нить апрельский план по району на
120 процентов не только по валовой про-
дукции, но и по’ номенклатуре и аесорти-
менту. Они обязались также добятьея
максимального вовлечения рабочих в 00-
	— У мёня вет времени читать вам лек-
	а ООО nna
	Открылась. навигация
на Немане
	ВАУНАС, 2 апреля. (По телеф. от 556.
норр.). Речники Неманского пароходства
начали навигацию. Открылось пассажир-
	1 ское сообщение на линии Ваунае — Юр-
	баркас. Первым из Ваунаса выпгел пароход
«Вейстутис». В Валининградеком речном
порту Флаг навигации подняла комсомоль-
ская команда парохода «Тимирязев». Па-
роход повел две баржи леса.

Речники Пемана взяли обязательство
выполнить навигационный план в 32-Й го-
ловшине Октябрьской революций.
	встречу 1 мая
	ревнование Ha звание бригад отличного
качества продукдий.

В течение апреля. будет проведен месяч-
ник сбора и внедрения рационализаторских
п. изобретательских. -предлежений,

Ускорив оборачиваемость › оборотных
средств, калининцы решили высвободить
государству к 1 мая пять миллионов рублей.

Коллективы предприятий района стали
на стахановскую вахту в честь 1 мая и
обратились к рабочим всех предприятий
Эстонии с письмом, в котором предлагают

последовать их примеру.
	Юбилей первого таджикского колхоза
	лабораторией, школа-семилетка,  электро-
станция, баня. Колхоз имеет прекрасный
парк культуры с домом отдыха для колхоз-
ников. Вишлак электрифицирован и радио-
фапирован.

На протяжении многих лет колхозом. бес-
сменно руководит мастер хлопка, Герой Со-
пиалистического Труда депутат Верховного
Совета СССР Пулат Бобокалонов. Около
двухсот колхозников артели отмечены вы-
сокими правительственными наградами, а
шесть человек удостоены звания Героя Со-
	циалиестического Труда.
	СТАЛИНАБАЛ, 2 апреля. (Пе телегр. от
cob. корр.). Общественность Таджикистана
широко отметила юбилей первого в респуб-
ликб колхоза имени Сталина, организован-
ного двадцать. лет назад в кишлаке Гозион
Ленинабадекого района.

За двадцать, лет колхоз вырос в круп-
ное, всесторонне развитое хозяйство, стал
миллионером.

Ежегодно артель вкладывает громадные
средетва в ‘вое общественное хозяйство и
благоустройство кишлака. Здесь построены
большой Лом культуры © агрономической