СОСНРЕСЕНЬЕ, 193 АПРЕЛЯ 1349 г. № 84 (9924)
	Созатекая литература обогатилась новым.
	большим. отряжом лауреатов Сталинских
премий. Наша литература, развивающаяся
на основе сопиазлиесгического реализма, под
руководством большевиетекой партии, веля-
кого вождя советского народа товариша
Сталина, находится на новом под’еме.
Лучшие произведения советской литерату-
ры 1948 rola — это волнующая худо-
жественная летопись блестящих уепехав
нашего народа, осуществляющего гранди-
озную задачу построения коммунистическо-
го общества.

Великий Сталин в своем историческом

выступлении перел избирателями 9 февра-
ля 1946 года, характеризуя послевоенный
этап жизни Советского Союза, дал глубо-
кий анализ того нового, что внесла в
жизнь нашей страны победа. одержанная
над немецким фашизмом. <...Советский 06-
щественный строй, — говорил товарищ
Сталин, — оказалея более жизнеспособным
и устойчивым, чем несоветский обществен-
ный строй, что советский общественный
строй является лучшей формой организации
общества, чем любой несоветский обще-
ственный строй».
“ Этим определяется главная задача ©о-
ветской литературы, призванной создавать
идейно полноценные  высокохудожествен-
ные произведения.
	Повышение идейности и политической
сознательности советских людей, воспита-
ние их в духе советского патриотизма и
советской национальной гордости является
важнейшим условием успешного продвиже-
ния нашей страны к коммунизму. Вот по-
чему постановка и решение этой благодар-
ной темы приобрели первостепенное значе-
ние для советской литературы.

На первом Всесоюзном с’езде колхозни-
ков-ударников  товарин: Сталин говорил:
«Рабочие и крестьяне, без шума и треска
строящие заводы и фабрики, шахты и же-
лезные дороги, колхозы и совхозы, с0з-
`дающие все блага жизни, кормящие и
‚ сдевающие весь мир, — вот кто наетоя-
шие герои и творпы новой жизни».
	Образ передового советского. человека,
носителя высоких моральных качеств и
благоролных идей, должен быть и являет-
я центральным образом в произведениях
советской литературы. Лучшие произведе-
ния 1948 года по прозе, поэзии и драма-
тургии посвящены раскрытию этого обра-
34, раекрытию новых явлений современ-
Hoh жизни  социалистического общества.
Таковы произведения В. Ажаева, С. Ба-
баевского, А. Софронова, К. Федина, Н. Вир-
ты, Т. Семушкина, Б. Полевого, В. Попова,
А. Сурова, Н. Грибачева, В. Лациса, А. Сак-
се, А.  Первеннева, М. Луконина, Е. Маль-
цева, И. Рябокляча, В. Добровольского,
Ф. Панферова и многих других.

Наша многонациональная советская со-
циалистическая литература неразрывно
связана с народом, с лучшими традициями
великой русской литературы. Сила совет-
ской литературы — самой передовой, са-
мой илейной литературы мира — в боль-
шевистской партийности. Идя по этому пу-
ти, советская литература одерживзет все
новые и новые творческие успехи.

Высокого звания лауреата Сталинской
премии удостоены те писатели, драматур-
ги, поэты, чьи произведения завоевали
любовь и признание светского читателя.

Премия первой степени присуждена мо-
лодому писателю В. Ажаеву за роман «Да-
‚леко от Москвы». В характерах и действи-
ях героев романа — начальника строи-
тельства нефтепровода Батманова, главно-
го инженера Беридзе, его заместителя Ков-
Шова и других — ярко раскрывается но-
	новые
	ИЗВЕСТИЯ: СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУЛЯШИХСЯ СССР
	Оти
	и национальной независимости Латвии,
роман Анны Сакее «В гору», повествую-
щий о жизни латвийского крестьянства
после освобождения республики от. фапиет-
ских захватчиков, ‘осуществлении совет-
ских законов б земле, организации первых
колхозов, роман Т. Сыдыкбекова «Люди
наших дней» — 0 жизни  отдаленного
киргизского колхоза, роман украинского
писателя А. Гончара «Злата Прага», яв-
ляюшийся заключительной частью трило-
гии «Знаменоецы». повести и рассказы
украинских писателей Ю. Яновекоге и
И. Рябокляча, абхазекого писателя Г. Гу-
Ama, эстонского писателя Г. Леберехта,
стихи и поэмы М. Бажана, А. Кулешова,
Я. Коласа. М. Рагима.
	Верушимая сталинская зружба народов
Советского Союза находит свое яркое во-
площение в произведениях советской по-
эзии, удостоенных Сталинекях премий.

Н. Тяхонов опубликовал в истекшем го-
ду цикл стихов «Грузинская весна», в
котором затрагивается широкий круг тем из
жизни современной Грузии. В стихах
Н. Тихонова поэтизируются ‘героические
подвиги советских воинов в голы Отечест-
	венной войны, самоотверженный труд
женщин в тылу, грандиозные `послевоен-
ные стройки.  пообславляетея братская
	дружба советеких народов.

Азербайджанский поэт Мамед Рагим -в
своей поэме «Над Ленинградом» воспевает
героизм советских летчиков в битве за го-
рол-герей. В поэме показывается боевая
дружба двух летчиков — русского Алек-
сея и азербайлжаниа Гуссейна. Этой поз-
мой М. Рагим прославляет нерушимую
дружбу советеких народов.

Наши поэты, как и советекая литера-
тура в целом, все более смело начина-
ют обращаться в своем творчестве к теме
непримиримой враждебности двух миров—
мира социализма и мира капитализма, к
теме  превосходетва  социалистического
«троя над капиталистическим. Опыт вели-
кого поэта революции Маяковского помо-
raeT советским поэтам создавать произве-
дения, проникнутые пафосом борьбы ©
врагами страны социализма и всего про-
гресеивного человечества, © реакционной
фапиствующей буржуазией современной
Америки и Англии и их идейными лакея-
ми — социал-предателями.

Преемственность поэтичееких традиций
	Маяковского ясно видна в новой книге
стихов Е. Симонова «Друзья и враги»,
удостоенной Сталинской премии первой
	степени. Нристальное внимание поэта обра-
тцено к политическим событиям и явлениям.
Стихи В. Симонова, обращенные против
современных «дикарей», отражают борьбу
передовых демократических сил во главе
с Советеких Союзом против англо-амери-
канеких поджигателей новой войны.

Нолитической остротой и сатирической
направленностью отличается и цикл ¢CTH-
х0в М. Бажана «Английские впечатле-
ния», в которых поэт поднимает свой го-
лос против политики нынешнего лейборист-
ского правительства Ангайи, подчиняющей
национальные интересы английского наро-
да американскому доллару.

Стихи К. Симонова и М. Бажана, про-
должающие традиции Маяковского, свиде-
тельствуют о том; что наши поэты все бо-
лее проникаютея духом большевистской
партийности и советекого патриотизма.
	Улостоены Сталинских премий поэти-
ческие произведения М. Исаковского, Я. В9-
ласа, Н. Грибачева, А. Кулешова, М. Лу-
конина. С. Щипачева. Общим для этих
поэтов является взволнованное, партий-
ное отношение к событиям, людям, фак-
там современной жизни, умение создавать
	Указ Президиума Верховного (Совета CCCP
	О присвоении звания Героя Социалистического Труда
пезедовикам сельского хозяйства Горьковской области
	В соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от
18 и 17 сентября 1947 года за получение высоких урожаев волокиа н
семян льна-долгунца, волокна южной конопли и картофеля при вы-
полнении колхозами обязательных поставок и контрактации по всем
видам сельскохозяйственной продукции, натуроплаты за работу МТС
в 1948 году и обеспеченности семенами всех культур в размере пол-
ной потребности для весеннего сева 1949 года присвоить звание Героя
Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали
	«Серп и Молот»:

Boe отношение к трулу, свойственное ©0-
ветскому человеку. Пафосом победоносной
борьбы за новое наполнены страницы рома-
на «Далеко от Москвы», являющегося вы-
дающимея произведеняем советской лите-
ратуры.

Талантливая разработка темы инду-
стриального труда является заслугой и
другого молодого писателя В. Попова, на-
писавшего первый свой роман «Сталь и
шлак». Автор ярко и глубоко рисует
жизнь завода в военное н послевоенное
время, трудовые подвиги донецких метал-
лургов на Урале, показывает творческое
содружество донецких и ‘уральских рабо-
чих,  руковоляшую роль большевистской
партин в организации борьбы советекого
народа на военном и труловом фронтах.

{ современной еоветекой деревне, кал-
хозной жизни повествуют С. Бабаевекий в
романе «Кавалер Золотой Звезды», Е. Маль-
цев в романе «От всего сердна», Г. Гулиа
в повести «Весна в Сакене», Ю. Лаптев в
повести «Заря».

Теме становления Нового человека, бо-
рющегося за светлый мир новых общеет-
венных отношений, посвящены многие
произведения советской литературы.

В минувшем году советекими писателя-
ми создан ряд произведений, ‘отражающих
грандиозный процесе формирования новой
личности в условиях борьбы за социали-
стическое отечество. К ним етносятея ро-
маны К. Федина «Необыкновенное лето»,
А. Первенцева «Честь смолоду», В. Сая-
нова «Небо и земля», рассказы Б. Поле-
вого «Мы — советские люли», В. Добро-
Вольского «Трое в серых шинелях».

В романе К. Федина «Необыкновенное
лето», бесспорно лучшем из веего напи-
санного ‘писателем, описываются события
1919 года. Главные герои романа — пе-
редовые советские люли, большевики Петр
Рагозин и Кирилл Извеков, Автор убеди-
тельно показал внутренний мир и дея-
тельность этих героев, неразрывно связан-
ную со всем ходом исторической борьбы
нашего народа за победу социалистическо-
го строя.
	А. Первенцев, посвятивший свой новый
роман советской молодежи, комсомолу, пре-
восходно показал, как получает больше-
вистскую закалку, как воспитывается в
духе революционных традиций советская
молодежь. Центральный герой этого рома-
на Сергей Лагунов — типичный предста-
витель нашего юношества.

Сборник рассказов Б. Полевого «Мы-—
советские люди» показывает духовный
облик советских людей, патриотов и 3а-
щитников нашей родины, совершавших во
имя победы над врагом героические по-
двиги. Героями Б. Полевого являются про-
стые советские люди, колхозники и кол-
хозницы, солдаты и партизаны. Б. Полевой
показывает, как советские люди, даже за-
брошенные в отдаленные углы чужой
страны, становятся вожаками и руководи-
телями в освободительной борьбе против
фапгизма. - .

Улостоены Сталинской премии также
произведения В. Сзянова «Небо и земля»,
Ф. Панферова «В стране поверженных» и
В. Сафонова «Земля в цвету».
	Срели произведений писателей братских
народов Сталинской премии удостоены
пьесы А. Корнейчука «Макар Дубрава»,
С. Шаниииашвили «Арсен», «Герой ЁВриз-
ниси» и «Имеретинские ночи», фоман
казахекого писателя М. Ауэзова «Абай»,
посвященный великому  казахекому про-
светителю  Абаю  Кунанбаеву, роман
	В. Даписа «Буря» -—— о судьбе латышеко-
го народа, о великой освободительной ро-
ли русского народа в бсмасении культуры
	образы большой идейной и художествен-
HoH силы, показать в них ‘лучитие каче-
ства советского человека.
	Боевым, наступагельным пафосом про-
никыуто творчество драматургов, удостоен-
Ных Сталинеких премий. Их пьесы пока-
зывают читателю героев боев и труда,
лющей заводов и колхозов. Советекая дра-
матургия, несмотря на потуги критиков-
космополитов затормозить развитие совет-
екого драматического искусства, вместе ©о
всей литературой переживает сейчае пе-
риот нового пол’ема. Наши драматурги 06-
рцаютея в своем творчестве к реалисти-
ческому, всестороннему изображению яв-
лений современной жизни, к показу ©0-
ветекого человека — сгроителя коммунизма,
его деяний, грула ий борьбы.
	В лучших советевих пьесах повазы-
ваются борьба нового со старым, торже-
ство в эгой борьбе нового над косностью и
равнолушием. нал буржуазными пережитка-
ми Вопреки  эстетеко-формалиетической
критике в советской драматургии сложилось
и успешно развиваетея наиболее плодотвор-
ное направление, представлелное в 1948
году upecama  «Московекий характер»
А. Софронова, «Заговор обреченных» («В
одной стране») Н. Вирты, «Макар Дубрава»
А. Корнейчука. «Зеленая улица» A. Cy-
	рова.

Успех этих пьес означает успех боево-
го патриотического направления — глав-
	ного в советской драматургии.
	Сталинской премни первой степени удо-
стоен драматург Н. Вирта за пьесу «3a-
говор обреченных», показывающую борьбу
народа против реакционной клики в одной
из стран новой демократии.

Советская литература окружена внима-
нием миллионов строителей коммунизма.
Ее успехи у нас законно сравниваются с
выигранными сражениями или крупными
победами на хозяйственном фронте. Цент-
ральный Комитет нашей партий, лично
товарищ Сталин изо дня в день направ-
ляют развитие литературы в искусства. В
нашей стране литература и искусство яв-
ляются предметом законной национальной
горлости советских людей.

Исторические задачи нашего времени
требуют от советских писателей разверну-
Того наступления против вал межлунарот-
ной реакинв. Советская литература должна
еще более активно разоблачать и бичевать
капиталистические порядки и буржуазную
культуру, находящуюся в состоянии ма-
разма и раестления. В этому призывают
писателей исторические постановления ЦЕ
BRII(6) oo идеологическим вопросам.

Перед советскими писателями стоит во
весь рост задача создания положительного
героя, борца и строителя, преобразующего
мир, возвеличивающего нашу великую 60-
ветскую родину. Руководствуясь методом
социалистического реализма, наша литера-
тура призвана показывать новые высокие
качества советских людей. Раскрывая эти
качества в художественных произведениях,
цисатель в то же время должен бичевать
пережитки, мешающие советским людям
итти внерел.

Великие успехи строительства комму-
низма являются актуальнейшей темой и
источником вдохновения для советских пи-

сателей. «В нашей стране коммунизм во-
олушевляет к влохновенному труду, к ге-
	роической борьбе за Ролину, к высокому
пдейному творчеству» (В. М. Молотов).
	Виодушевленные заботой партии’а варола,
советские писатели создадут новые пройз-
ведения, в которых будет. запечатлен
побелный путь советекой державы к ком-
	Nee Н МАСЛИН
	1. Ворониной Алексакдре Ивановне—звеньевой колхоза им. Карла
Маркса Чкаловского района, получившей урожай волокна льна-долгун-
ца 10,3 центнера и семян 5,8 центнера с гектара на площади 2,6 гектара.
	2. Емельянову Ивану Абрамовичу—председателю семеноводческого
колхоза им. Тимирязева Городецкого района, получившему урожай во-
	локна льна-долгунца 0,4 центнера
плошади 10 гектаров:
	и семян Г центнеров с гектара на
	3. Захаровой Наталье Ивановне — звеньевой колхоза им. Карла
ца 10,1 центнера и семян 5,5 центнера с гектара на площади 2,6 гектара.
	4. Каюшкиной Марине Ивановне—звеньевой колхоза «Путь Ленина»
Чкаловского района, получившей урожай волокна льна-долгунца` 10,7
центнера и семян 5,3 центнера с гектара на плошади 3,5 гектара,
	о. Кондратьевой Анне Ивановне — бригадиру колхоза им. С.
Кирова Кстовского района, получившей урожай картофеля 512 цёнт-
неров с гектара на площади 6 гектаров.
	6. Коныгиной Екатерине Кузьминичне—звеньевой семеноводческого
колхоза им. Тимирязева Городецкого района, получившей урожай во-
локна льна-долгунца 6,5 центнера и семян 7,4 центнера с гектара. на
	площади 4 гектара.
	7. Маркиной Марфе Петровне—звеньевой колхоза «Путь к соци-
ализму» Лукояновского района, получившей урожай волокна южной
конопли на зеленец 15,6 центнера с гектара на площади 2 тектара.
	8. Потапову Ивану Авивовичу—бригадиру колхоза им. С. М. Кирова
Кстовского района, получившему урожай картофеля 502,7 центнера
	с гектара на площади 6 гектаров.
	9. Семеновой Прасковье Семеновне — звеньевой колхоза «Путь
к социализму»  Лукояновского района, получившей урожай ‘волокна
	южной конопли на зеленеи 18,8
	2,4 гектара.
	центнера с гектара Ha площади
	10. Сорокиной Прасковье Михайловне—звеньевой семеноводческого
колхоза им. Тимирязева Городецкого района, получившей урожай волок-
на льна-долгунца 6,34 центнера и семян 6,78 центнера с гектара. на пло-
	щади 6 гектаров.
	Александровне — звеньевой ‘колхоза
	им. Карла Маркса Чкаловского района, получившей урожай волокна
льна-долгунца 10 центнеров и семян 5,5 центнера с гектара на площади
	2,6 гектара.
	11. Шувалдиной Анастасии
	12. Шипановой Валентине Федоровне—звеньевой колхоза им. С. М.
Кирова Кстовского района, получившей урожай картофеля 518,7 цент-
нера с гектара на площади 3 гектара.
	Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 9 апреля 1949 г.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	пе 11 ETT ETE
	Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	К пребыванию в Москве Албанской
Правительственной `Делегации
	` Паходящаяся в Москве Албанская Ира-
вительственная Делегация во главе с Пред-
седателем Совета Миниегров Народной Рес-
публики Албании  тгенерал-полковником
Энвер Ходжа прололжает ознакомление с
предприятиями и культурными учрежде-
ниами столины ий Подмосковья.
	Вчера члены делегации выезжали в
Гжель Московской области, славящуюся
высокохудожеетвенными изделиями из фар-
фора и керамики. Гости ознакомились ©
процессом производства и образцами изде-
	лий, выполненными с тонким художест-
	военным вкусом и большим мастерством.
	Албанские гости посетили  московевие
театры. В филиале Государственного Ака-
хемического Большого театра они слуша-
ли оперу «Фауст», в филнале Государет-
венного Малого театра смотрели спектакль
«Prog Baas».

Албанскую Правительственную Делега-
цию сопровождали Посланник СССР в Ал-
баний Д. С. Чувахин, Заместитель Заве-
лующего Протокольным Отделом. МИЛ СССР
П. А. Бушуев, Посланник Народной Рес-
публика Албании в СССР г-н М. Прифти.
	(ТАСС

}.

свой опыт, а также опыт других советских
исследователей по селекции картофеля и
позвергли критическому анализу зарубеж-
ную селекционную практику. Ими ©03дз-
вы сорта картофеля, не поражаемые кар-
тофельным раком и фитофторой.
	Профессору А. М. Дмитриеву Сталин-
ская премия присуждена посмертно за
труд «Луговодство с основами луговеде-
ния», в котором получили дальнейшее
развитие идеи, заложенные в работах ака-
демика В. Р. Вильямса. Профессор В. П.
Тимофеев удостоен премии за книги «Лист-
венница в культуре» и «Выращивание
лиственницы». Его исследования по биоло-
гии лиственницы имеют очень серьезное
значение для работ по ани полеза-
щитных лесных п0л0с.

Профессор В. А. Мовчан удостоен пре-
мии за труд «Экологические основы ин-
тенеификации роста карпа». На основа-
ний изучения биологии карпа 9н разрабо-
тал методы повышения  продуктивноети
прузов в 10—20 раз.

Профессор М. В. Федоров удостоен
Сталинской премин за исследование явле-
ния биологической фиксации азота атмос-
феры бактериями почвы. М. В. Федорову
удалось вскрыть новые важные черты в
химизме фиксации азота, этом’ важнейшем
для сельского хозяйства процесее удобре-
ния почвы за счет воздуха, и показать,
при каких условиях азотная бактерия м-
жет усваивать вдвое больше атмосферного
азота.

Сталинская премия второй степени при-
суждена действительному члену Академии
наук Грузинской ССР Л. Ш. Давиташвили
за работу «История эволюционной палеон-
тологии от Дарвина 10 наших дней», яв-
ляющуюся ценным вкладом в нашу нау-
ку истории естествознания.

Замечательны достижения советских
ученых-медиков.

Действительный член Академии меди-
цинских наук СССР Т. П. Краснобаев удо-
стоен Сталинской премии первой степени
за трух «Костно-суставной туберкулез у
детей». В этом труде Т. П. Ёраснобаев
на оснований длительного изучения кост-
	превосходящие   но-суставного туберкулеза дает исчерпы-
	обходимый порядок. Советский ученый
дал стройную картину реакций образова-
ния микромолекул, которые являются ос-
новой синтетического волокна, и разработал
метолы его получения посредством поли-
	ROH ACH CHIME,
Долголетние работы действительного
члена Академии  сельскохозяйственных
	наук имени В. И. Ленина С. ©. Перо-
ва посвяшены исследованиям белковых
веществ. Простейшими приемами С. С. Пе-
ров показал, что из многих видов белка
можно выделить общую всем им сущест-
венную часть, сохраняющую белковые
свойства и являющуюся кислотой, которая
выступает в природных белках в <очета-
нии ¢ той или иной специфической для
каждого белка составной чаетью.

Основываясь на своих исследованиях,
С. С. Перов достиг интересных практиче-
ских результатов в переработке природных
белковых веществ. Он показал, что плохо
усвояемые человеком белки (бобов, горо-
ха) можно превращать в полноценные пи-
щевые белки, что из растительных бел-
ков можно получить волокно, подобное
шеретяному, и т. д.

В области биологических наук Сталин-
ская премия первой степени присуждена
академику Т. Д. Лысенко за его труд «Аг-
робнология». Этот труд известен ныне
каждому образованному человеку. Он сы-
грал огромную роль в развитии отечест-
венной биологии и агрономии.

Академик Т. Д. Лысенко наносит в ево-
их трудах сокрушительный удар идеали-
стических направлениям в биологии, под-
нимает на щит материалистическую био-
логию, тесно евязанную с практикой co-
циалистического сельского хозяйства.

Разгром реакционного вейсманизма-мор-
	ганизма и побела  мичуринекой биология.
	открыли широкую дорогу для ваучвыл
трудов ученых-мичуринцев, смелых преоб-
разователей природы на пользу социали-
етического сельского хозяйства.

Веения Ермолаевна Бахтадзе разработа-
ла метод выведения сортов чая, построен-
ный на обнове мйчуринского учения о се-
лекций. К. Е. Бахтадзе создала два новых
сорта чая. значительно превосходящие
	Советские историки дали стране-в 1948
году крупнейшие работы, подводящие итог
‘многолетним исследованиям их авторов:

Профессор С. П, Толстов в результате
проведенных под его. руководством раеко-
пок и длительных, тщательных археоло-
гических иселедований открыл погробен-
ную в пустыне древнюю культуру Хорез-
ма. С. П. Толетов в своей работе дал очерк
истории древнего Хорезма, начиная © до-
письменного периода, и теперь нам стала
известной древняя цивилизация, игравшая
большую роль в истории Средней Азии.

Старший научный сотрудник Института
историй материальной культуры ‘имени
Mappa B..A. Рыбаков создал труд, носвя-
шенный истории русской ремесленной про-
мышленности © древнейших времен ло
ХУ века. Его книга убедительно свидетель-
ствует, что древняя Русь была одной нз са-
мых культурных стран своего времени. Йз-
делия русских мастеров широко экспорти-
ровались в Западную Европу. Русь оказы-
	‘вала кульгурное влияние на Нольшу, Че-
	хию и другие страны.
	ранее разволимые в Грузии сорта по своей вающие данные о клинике, патолого-ана-

ae = ee
	томии, прогнозе течения и лечении этой
болезни.
_ Действительный член Академии меди-
	урожайности и хозяйственно-ценным при-
	‘знакам.
	С, М, Букасов и А. Я. Камераз открыли

обеды советской
		рые имеют строго определенные сворости,
и 06 яснить это явление.

В первые десятилетия ХХ века иссле-
дование тонкой структуры оптических
спектров заложило основы наших зна-
ний о строении периферии атома. Эти ис-
еледования привели Е пониманию оптиче-
ских и химических свойств атома, создали
квантовую физику и квантовую химию и
имели, таким образом, необозримо важные
следствия. Изучение тонкой структуры
гамма-лучей, испускаемых недрами атома,
сыграет не менее важную роль в постиже-
нии тайн строения материи.

Член-корреспондент Академии наук СССР
Г. А. Гринберг удостоен премии за тру-
ды по математической физике, содержащие
разработку новых приемов решения гро-
мадного числа задач, возникающих в элек-
тротехнике сильных и слабых токов.

Профессор Л. В. Ванторович получает
премию за работы по функциональному ана-
лизу, посвященные систематической разра-
ботке научных методов приближенного ре-
шения определенных групи математических
задач, важных для техники и физики.

Тесная связь теории ¢ практикой, ха-
раклерная для советской науки, ярко про-
явилась в работах советских химиков.

Академик Б. А. Казанский открыл и
подробно исследовал реакции каталитиче-
ского превращения основных типов угле-
водородов, показав, какими методами мож-
но коренным образом менять строение и
химический характер этих веществ, 0с0-
ставляющих нефть и ее погоны. Б. А. Ва-
занский добился выдающегося успеха в
созлании новых с10собов исключительно
быстрого анализа. Благодаря исследованиям
ученого недоступная ранее паспортизация
нефти может быть теперь осуществлена.

Профеесор В. В. Коршак завершил в
1948 голу важные работы в облаети вы-
сокомолекулярных соединений.

лним из главнейних метолов получения
	‚ мателиалов. служаших для изготовления
	искусственного волокна (типа нейлона,
вапрона и т. д.), служат реакции так ва-
зываемой поликонденсации. До иселедова-
ний В. В. Коршака они была мало изуче-
ны © пранципаальной стороны. Работы
В. В. Коршака устанавливают в этом важ-
нейшем лая практяки разделе химии не-
	С каждым годом все больше развивает-
ся советская наука, прочно стоящая на
незыблемой методологической основе дид-
	лектического материализма, вооруженная
могучими средствами исследования, при-
меняющая все более и более тонкие,
совершенные и остроумные методы работы
и аппараты. С каждым годом на соиска-
ние Сталинских премий научными учреж-
дениями и обществами нашей - страны
_ представляется все возрастающее количе-
„ство научных работ и изобретений.

В списке новых лауреатов Сталинских
пземий в области науки наряду со многими
работниками нашего научного штаба —
Акатлемии наук СССР мы видим работни-
	ков академий отраслевых наук — Акаде-
мии  ‹ельекохозяйственных Наук имени
В И Ленина. Акалемии медицинских
	наук СССР, Академий наук национальных
республик: Украины, Узбекистана, Грузии,
многочисленных высших учебных заведе-
ний во главе с Московским и Ченинград-
ским университетами. Это свидетельствует
0 росте советской науки.

Ча выдающиеся работы по исследова-
нию и приведению в стройную науч-
ную систему явлений, происходящих при
термической обработке сталей и других
сплавов, Сталинская премия первой степе-
ни присуждена члену-корреслонденту Ara-
демии наук СССР Г. В: Курдюмову. ©
незапамятных времен использует челове-
чество приемы термической обработки ме-
талла для придания излелиям ценных фи-
зических- свойств — прочности и пластич-
ности. Теперь искусство обработки метал-
ла — это собрание эмпирических правил,
традиций и счастливых находок — пре-
врашено трудами Г. В. Курдюмова в стро-
Tyo научную дисциплину.

Профессор Е. П. Попов удостоен Сталив-
ской премли за трузы, открывающие но-
вую главу в механике. Е. П. Потовым ре-
щена задача теоретического расчета тако-
то рода гибких упругих деталей машин, в
которых изменение формы велико, но пре-
дел упругости не превзойден. Такими де-
талями являюя, например, всевозможные
пружаны, упругие гибкие стержни и т. п.,
широко применяемые в приборостроения.
Работа Е. П. Попова дает возможность не
подбирать Такие детали эмпирячески, 8
	Акалемик А. НЕСМЕЯНОВ,
	председатель Комитета
по Сталинским премиям
в области науки и изобретательства
		рассчитывать. Она представляет собой
крупный шаг в деле отечественного при-
боростроения.

Действительный член Академии наук
Узбекской ССР Х. А. Рахматулин удостоен
Сталинской премии за работы, в которых он
открыл ряд новых. механических явлений.
	Советские ученых и изобретатели яв-
ляются создателями рекордных образцов
турбин, не имеющих себе равных в евро-
пейской технике. Закономерно, что в HO-
вом отряже лауреатов Сталинеких премий
находятся ученые — авторы замечатель-
ных научных трудов по турбинам.

М И Яновский, член-корреспонденг
Академии наук СССР, создал труд «Rou-
струирование и расчет на прочность дета-
лей паровых турбин». В этой работе М. И.
Яновский излагает свой исключительно 00-
гатый опыт в области теорий и практики
расчета движущих механизмов кораблей и

их деталей.

Проеклированию и теорин расчета ак-
тавных и реактивных турбин, их регули-
рующих устройств посвящена работа про-
фессора-И. И. Кириллова и С. А. Кантора.
	Профессор С. Н. Вернов осуществил ис-
следования космических лучей в верхних
слоях атмосферы. Ученому удалось обога-
тить наши знания о природе и преобра-
зований в атмосфере космических лучей —
этого самого мощного по концентрации
энергии явления природы.

Исслелованию верхних слоев атмосферы
новым методом посвящен и труд доктора
физико-математических наук И. А. Хвости-
КОВ.

Член-корреспондент Академий наук УССР
Г. Л. Латышев осуществил Фупдамен-
тальные открытия в области физики атом-
ного ядра. Г. Д. Латышев установил
наличие тонкой спектральной. структуры
гамма-лучей в радиозктивных элементах.
Ему удалось открыть в сплешных спек-
трах познтронов такие позитроны, кото-
	В области экономических наук премия
имени Сталина первой степени присуждена
действительному члену Авалемии науЕ
УССР П. И. Ляшенко за труд «История на-
родного хозяйства СССР», в которем виер-
вые с марксистеко-ленянских позиций си-
стематически освещена история народного
хозяйства в Нашей стране от древнейшего
времени ло Октябрьекой революции,

По юридическим наукам Сталинской
премии второй степени удостоен профессор
А. В. Венедиктов. В труде «Госузарствен-
ная социалистическая собственность»
А. В. Венедиктов исследует юридическую
природу государственной социалистической
собственности и органов управления ею.

Характерной чертой является живая
связь исследований ученых ¢ практикой,
их направленность на решение крупных
народнохозяйственных задач, стоящих пе-
ред строителями коммунизма. Наша нау-
ка — это передовая наука, которая «не от-
гораживается от народа, не’держит себя
вдали от народа, а готова служить народу,
готова передать народу все завоевания нау-
ки, которая обслуживает народ He по
принуждению, & добровольно, с. охотой»
	(И. Сталин).
Праздник науки присуждение. Е
ских премий — вдохновляет советских
	ученых на новые научные подвиги во
славу нашего социалистического отечества,
	на благо нашего народа.
	2} новых культурных вилов картофеля и   иинеких наук П. Ф. Эародовекий получает
	  У a =. т -
`Изучили и описали 50 ДИКИХ Видов этого   премию за исследования микробиологии И
	растения. В своем труде они обобщили эпидемиологии бруцеллеза.