ЧЕТВЕРГ. 14 АПРЕЛЯ 1949 г. № 87 (9927)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Сибирское масло
	OMCR, 13 апреля. (По телеф. от соб.
корр.). За два последних года после фев-
ральского Пленума ЦЕ ВВП(б), указавшего
‘на необходимость возрождения славы ©и-
бирсвого масла, в Омской ‘области  поетрое-
но девятнадцать новых маслодельных заво-
дов и около трехсот сепараторных ‘отделений.
‚ Маслодельные заводы Омской области
добились значительных производственных
успехов. В Нижне-Омском, Дзержинском,
Муромцевском районах сейчас выпускается
масла вдвое больше, чем в прошлом году.
Перевыполняют план и маслодельные за-
воды Большереченекого, Колосовекого рай-
онов, Воллеклив Лагушинского завода обя-
зался в этом году выработать сверх плана
4.500° пудов масла и сдать тосударетву
120. тысяч рублей. сверхплановых нако-
пледяй. .
	`В области вновь организовано 816 м0-
лочных лабораторий, в том числе 135` раз’-
ездных. В нынешнем году ‘начнется строи-
	тельство ещв десяти маслодельных заводов.
	М. ВБУДАРИН.
	Выдающийся рейс
советских моряков

Новые перспективы
хлопкосеющих колхозов.
	Труженики полей Узбекистана в письме
товарищу И. В. Сталину, обязалиь сдать
в ‘нынешнем году государству хлопка-
сырца на пятьсот тысяч тони больше,
чём в 1948 году. Это обязательство яв-
ляется патриотическим ответом узбекских
колхозников на’ постановление Совета Ми=
нистров СССР о мерах дальнейшего разви-
тия хлопководетва в колхозах и совхозах.
Чтобы. сдержать свое. елово, хлопкоробам
Узбекистана предстоит повысить урожай-
ность хлопчатника на пять центнеров
се каждого гектара.
	После курултая хлопкоробов, на котором
было принято письмо товарищу Сталину,
колхозы, МТС и совхозы начали еще энер-
гичнее изыскивать резервы увеличения
урожая хлопка. ‘Повсеместно проведена
всесторонняя проверка готовноети к севу,
намечены планы, предусматривающие 0-

кращение сроков и повышение качеегва
полевых работ.
	Твердо ‘уверены в успехе предстоящей
борьбы за хлопок в артелях Янги-Юль-
ского района. Весенний сев 1949 года
колхозы района встречают организационно
H хозяйственно окрзпшими. Из 49 артелей
района сорок — миллионеры. Даже колхо-
зы, считавшиеся год или два тому назад
маломощными, теперь располагают значи-
тельными средствами. Еще недавно колхоз
«Авангард» был должен разным учрежде-
ниям и колхозникам сотни тысяч рублей.
В прошлом году артель перевыполнила
план сдачи хлопка государству и получила
два с лишним миллиона рублей дохода.
	Постановление правительства было встре-
чено колхозниками «Авангарда» с огром-
ным воодушевлением. Перспективы даль-
нейшего неограниченного роста хлопковод-
ства наглядно выразились в тех цифровых
подечетах, которые огласил на общем собра-
нии председатель артели тов. Мусаев.
	— Если колхоз соберет и сдаст по
36 центнеров хлопка-сырца е гектара, —
сказал он, — мы получим пять се лишним
	миллионов рублей. Вак указано в поста-
новлении правительства, колхозы, начиная
в этого года, освобождаются от обязатель-
ных поставок государетву продуктов жи-
вотноводства с хлопковых полей. Это зна-
чит, что наша артель сможет выделить
для колхозной торговли разных продуктов
на 150—160 тысяч рублей. А если к то-
MY же мы будем и впредь развивать садо-
водство, шелководство и другие отрасли
хозяйства, то общий доход колхоза соета-
вит примерно семь миллионов рублей. На
каждый трудодень мы сумеем вылать поч-
	ти 30 рублей деньгами.
	ми,  сельскохозяйственными машинами,
удобрениями и т, д. В нынешиём году
МТС района получили много тракторов и
сельскохозяйственных орудий и машин.
На полях ‘района работают 24 новых
трактора «НАТИ». В колхозах «Комму-
нист», «Авангард», имени Свердлова виер-
вые в Узбекистане организована электро-
пахота. Осенью на уборке хлопчатника
будут применены хлонкоуборочные агре-
гаты отечественной конструкции.
Минеральных удобрений колхозы полу-
	UIE BiIBOe больше, чем в прошлом году.
	Суперфоефата хватит на всю площаль,
предназначенную под хлопчатник. Для
летних подкормок хлопчатника заготовлена
аммиачная селитра. Колхозники внесли в
почву много местных удобрений.

С помошью  тосударетва  хлопкоробы
Янги-Юля своевременно расигирили и очи-
стили ирригационную сеть, удлинили Ce-
веро-Ташкентский и `Верхне-Ташкентекий
ороеительные каналы, расчистили мелио-
ративную сеть. Осушены сотни. гектаров
заболоченной земли, отведена угроза :засо-
лонения хлопковых плантапий. Улучшены
условия полива хлопчатника. Артель имени
Горького увеличивает хлопковый клин на
10 гектаров, колхозы Кошагачекого сельсо-
вета — на 175. Общий прирост носевных
площадей на поливных землях от мелиора-
ций и нового ирригационного строитель-
ства составляет тысячи гектаров.

Борьбу за урожай янги-юльцы связыва-
ют с планом борьбы за освоение хлопко-
люнцерновых севооборотов. ‘Сев люцерны
повсеместно закончен. 25 артелей. имеют
по два-три поля люцерны в полях сэво-
оборота, 17 — по одному. Для остальных
семи колхозов составлены схемы перехода
на севообороты.

Повышение культуры земледелия замет-
но во всех полевых работах, прежде всез
то на пахоте. Впервые за все время вуще-
ствования МТС трактористы пашут кол-
хозные земли только плугами с предплуж-
никами, на глубину 27—28 сантиметров.
Во Второй Янги-Юльской МТС все два-
дцать две тракторные бригады в полном
составе, вместе с возчиками горючего и
воды, включились в соревнование за от-
личное качество полевых работ. Они так-
же репили добиться экономии горючего,
уменыпить расходы на ремонт, снизить
себестоимость обработки почвы.

В колхозах Янги-Юльского района в
разгаре сев хлопчатника.  Хлопкоробы
рассчитывают провести сев в сжатые
	сроки, K 1 мая на всех хлопковых
плантациях иметь полноценные всходы
хлопчатника, ак 10 мая закончить их
	прореживание. Й на этот раз расчеты их
обоснованы. В районе по сравнению с
прошлыми годами стало больше тракторов,
сельскохозяйственных машин, лошадей,
волов. В результате сокращения админи-
	стратавного и управленческого персонала
и укрепления состава бригад и звеньев на
хлопковые поля выйдет на 4.000 колхоз-
ников больше, чем весной 1948 года.
Самое же решающее влияние на’ сокра-
щение сроков сева ий улучшение качества
всех полевых работ окажет, несомненно,
тот трудовой полем, которым охвачены
хлопкоробы, воодушевленные новым ипро-
явлением сталинской заботы о колхозном
	врестьянстве.
` A. KAHAEB,
		соб. корр. «Известий».
г. ТАШКЕНТ. (По телефону).
	Новаторы производес теа

Ритм в труде играет не меньшую роль,
нежели в поэзии или в музыке. Он-— в
самой природе труда. Труд, лишенный фит-
ма, как правило, мало нроизводителен.
Наоборот, четкий ритм в труде каждо-
го рабочего, бригады, завода рождает
единство и слаженность общих усилий,
дисцинлинирует внимание, управляет рас-
холованием времени и сил.
	эти простые и важные истины долгое
время занимали внимание молодой мастери-
‚Цы цеха радиолами, бритадира комеомоль-
‚око-молодежной бригады Московского элек-
тролампового завода Валентины Викторов-
ны Хрисановой. Не’удовлетворяяеь высо-
ими результатами труда отдельных мон-
тажниц-стахановок, Молодая  мастерица-
бригадир настойчиво стремилась добиться
стахановского ритма в работе всей бригады.
	Так более года назад возникла и посте-
‚ пенно укрепилась в бригаде В. Хрисановой
идея работы по часовому графику.
	© необыкновенной последовательностью,
энергией, замечательным организационным
умением взялась В. Хрисанова за осуще-
ствление этой идеи. На стене цеха появил-
ся злектрифицированный щит. В скреще-
ниях вертикальных и горизонтальных ли-
ний, показывающих расход рабочего вре-
мени и количество изготовленной продук-
ции, были вставлены электрические лам-
почки. Каждый час на щите должна была
всныхиваль новая лампочка — сигнал, что
программа выполнена. (Он мог появиться
раньше срока и радовать каждого члена
бригады. Мог не вепыхнуть  во-время и
тогла порождлал тревогу 3a выполнение
	плана, заставлял тотчас искать причину!
	Ценинградский токарь Генрих Станиела-
вович Борткевич, удостоенный в числе дру-
тих новаторов-скоростников высокого зва-
ния лауреата Сталинской премии, — самый
молодой из замечательной плеяды рабочих-
новаторов, поднявших знамя скоростных
` методов обработки металлов резанием. Па
его долю выпало счастье вместе с Марко-
вым, Угольковым и другими лучшими тока-
рями и фрезеровщиками страны открыть
новую славную страницу в технологии ео-
ветекого ‘машиностроения, освоить и широ-
ко распространить новые, невиданные ско-
- рости. .
	... На Менинтградекий  станкостроитель-
ный завод имени Свердлова из научно-ис-
следовательского института прислали спра-
BOWHER с рекомендациями высоких режи-
‘мов резания. В нем утверждалось, что
сталь можно обрабатывать го’ скоростью

220 метров в минуту. Заманчивая это бы-
ла перспектива, но талекая!
	Тогда же, весной 1946 года, главный
инженер передал книжку в ‘механаческий
_. цех. Она пошла по рукам. Читали инжене-
_ ры, мастера, рабочие. Больше всех залер-
_ жал ее токарь Борткевич. В начале 1948

` тода справочник вновь возвратился к глав-
ному инженеру. Но за два года он сильно
устарел. Стахановская практика намного
его опередила.
	Теперь. токарь тов. Борткевич режет
сталь во скоростью 700 метров в минуту.
В производственной жизни - завода имени
Свердлова за это время произошли громал-
ные изменения. Новую, более совершенную
технологию, новые передовые методы труда
создали ленинградцы, москвичи, уральцы,
волжане; украинцы в социалистическом
	исапора
	пала с докладом Валентина Хрисанова. Она
рассказывала об опыте работы своей
бригады. Это совещание показало, как го-
рячо заинтересовались опытом Валентины
Хрисановой другие предприятия. Многие
бригады, а то и цехи в Сталинеком рай-
оне уже работают по часовому графику.

Всерьез заинтересовались инициативой
В. Хрисановой ленингралцы. \ честе с на-
чальницей своего цеха 3. Н., Кондрашовой
и стахановкой Влавой Харитоновой В. Хри-
санова посетила  ленингралевай  завол
	«Светлана». И ‘там широко вволитея рабо-
	та по методу В. Хрисановой! —

Бригада Валентины Хрисановой обгоняет
время — работает уже в счет плана 1950
года. Она выполняет апрельский план бу-
дущего года, она уже живет в будущей
necHe!
	за год работы по часовому графику
бригада В. Хрисановой увеличила выпуск
пролукции на 22 процента, снизила брак
в полтора раза, уменынила себестоимость
продукции на 15 процентов. За год брига-
да сэкономила 31.650 рублей. Иницнатива
талантливого бригадира привела к повыше-
нию производительности труда в два с по-
ловиной раза.

На многих предприятиях страны зато-
раютея сейчас контрольные огоньки часо-
вых графиков. Впервые зажженные в слзв-
ной комсомольско-молодежной бригаде Ва-
лентины Хрисановой, они замечены тыся-
чами. других новаторов. Эти огоньки горят
уже на многих предприятиях Москвы и
Ленинграда, Урала и Кузбасса и других
районов нашей родины.
	Ник. ЖДАНОВ.
	затора, напразлял внимание На «у3498»
MeCTO,

Новый метод работы как нельзя лучше
отвечал патриотическому характеру совет-
ских тружеников, всему духу советского
производетва. И в этом молодой  техник-
новатор справедливо почувствовала силу
своего нововведения. : :

Дочь московского рабочего-кожевника,
она в годы войны перешла из конторы на
работу в цех и с тех пор страстно полюби-
ла свою профессию и свой замечательный
молодежный коллектив — «нех семналца-
тилетних», как называли 6го в годы войны.
Весь свой организационный талант, все
знания, полученные ею тут же на заводе, в
заводском техникуме, который она окончи-
ла, не переставая работать в цехе, весь
молодой комсомольский задор вложила она
в осуществление идеи часового графика.
Она сумела наладить работу бригады по
графику и показать на практике значение
этого новото метода труда.
	Имя Валентины Хрисановой мы читаем
сейчас в списке прославленных людей на-
шей родины, удостоенных звания лауреата
Сталинской премии. Это—заслуженная на-
града. Дело, начатое В. Хрисановой, оцени-
ли десятки и сотни патриотов нашей замеча-
тельной родины. Шо часовому графику ра-
ботают сейчас во многих цехах и на мно-
гих заводах. Весь электроламповый завод
полностью перешел на работу по часовому
графику. Недавно. Сталинский райком пар-
тии в Москве собрал широкий производ-
ственный актив, на котором присутетвова-
ли директора, главные инженеры, началь-
	вики цехов целого ряда ое
предприятий района. На совещании выету-
	ПОРТ KOPCAROB (Сахалинская 00-
ласть), 13 апреля. (ТАСС). Здесь бросил
яворь` пароход  «Комеомолец». 7 ноября
прошлого года он вышел из Мурманска,
взяв курс на Дальний Восток через Атлан-
тику, Средиземное море и Инлийский
океан. Судно побывало в Порт-Саиде, Адз-
не, Коломбо и Сингапуре.

— Всюду мы наблюдали, — рассказы-
вают советские моряки, — потрясающую
нищету и бесправие туземного населения.
Нас атаковали десятки лодок с полуразде-
тыми людьми. Это были нищие, которые
просили милостыню.

В Средиземном mope судно в течение
трех суток боролось с жестоким штормом.
В Врасном море экипаж самоотверженно
нес вахту при 50-градусной жаре.
	Благоустройство Лкутска
	ЯБУТОВ, 13 апреля. (По телеф, от соб,
корр.). Гозод Якутск в Последние годы
	украсился кварталами новых деревянных
	домов. Теперь будет развернуто строитель-
ство многоквартирных каменных эжилых
домов и общественных зданий. Строителя
Якутии разработали новые методы, которые
обеспечивают долговечность каменных со-
оружений и сохранение ими тепла.
	Намечено строительство второй очереди
водопровода, для чего будет пробита вторая
артезианская скважина.
	С весны весе улицы города будут гуето
озеленены. Создается специальный горэд-
ской лесопитомник. . А. ИВАНОВ,
	-- Сельские лектории_
	АРХАНГЕЛЬСЬВ, 13 апреля. (По телеф, от
соб. корр.). Год назад в приполярном селе
Дорогорском открылся сельский лекторий.
Влуб, в котором работает лекторий, поль-
зуется большой популярностью среди насе-
ления. Силами местной интеллигенции и
работниками мезенских районных организа-
ций в нём прочитано 35 лекций на разно-
образные темы. .
	Широко развернул свою деятельность
сельский лекторий при избе-читальне Ра-
куло-Вокшинского сельсовета. Лекторием
руководит заведующая — избой-читальней
тов. Шевченко. Составлен кзлендарный
план  лекционной работы. Прочитано
88 лекций на естественно-научные, сель-
скохозяйственные и общественно-политиче-
	ские темы.
	Мастер скоростного
резания металла
	выполнение
	соревновании за досрочное
послевоенной пятилетки.
	постичь самый глупый человек за два дня»,
что для них «наказанием является необхо-
димость думать...»
	Рабочий-токарь Генрих Борткевич свои-
ми трудовыми подвигами лишний раз под-
твердил принципиальное различие между
капиталистичееким предприятием и нашим
советским, где труд: стал источником боль-
шой человеческой ралости.
	В тот день, когда родилась  производет-
венная слава Борткевича, он обрабатывал
детали для специального расточного станка
с оптическим устройством, стоящего по
своим экеплоатационным качествам намно-
го выше всех подобного типа станков в ми-
pe. Примечательно, что своего рекорда он
добился, создавая технически прогрессивное
оборудование; - характерное для нынешнего
профиля ленинградской. промышленности.
	— Нои 790 метров — не предел! —
уверенно сказал Борткевич.
	Он и его товарищи подали сигнал к но-
вой битве за технический прогресс. И сиг-
нал этот был услышан. Не успел остыть
резец. Борткевича, как нашлись мастера, до-
стигшие еще больших скоростей реза-
ния. Ни в одной стране, ни на одном прел-
приятии еще не видели таких режимов ре-
зания. Сейчас так работают десятки тысяч
стахановцев, занятых в металлообрабаты-
вающей промышленности. ‘Теперь с каж-
дым днем растет армия машиностроителей,
работающих на высоких скоростях. Это —
скорости послевоенной сталинской пятилет-
ки, величественной, побелоносной.
	г. (ЕНИНГРАД.
	Б, ЧЕРТКОВ,
соб. корр. «Известий»,
	Болна этого. соревнования подняла и н0-
ватора производства Tos.  Борткевича.
Несложна биография этого молодого совет-
ского. человека. Из школы Борткевич при-
шел на завод, где занял место своего от-
ца, потомственного токаря Выборгской. сто-
роны. №огда грянула война, Борткевич. как
все ленинградцы, сражался у стен родного
города. На завод с фронта он возвратилея
с одиннадцатью наградами и с благородной
мыелью советского патриота славить свою
	родину трудовыми: подвигами на фронте
	мирного строительства. му поручили бы-
строходный станок. Вместо винтовки быв-
шему фронтовику дали в руки резцы, ар-
мированные твердыми сплавами.

Борткевич искал,  экснериментировал,
иногда терпел в своих поисках неудачи, но
не отчаивался. Страстной его мечтой было
работать на больших скоростях,  быетрее,
производительнее. Но новые скорости легко
не давались. На помощь пришли спенциали-
сты, советские инженеры.
	Пытливая мысль новатора не могла при-
	мириться с многими выкладками,. сущест.
	вующими в учебниках и справочниках.
Борткевич сам чертил эскизы, производил
расчеты, строил доказательства, искал им
подтверждения и в итоге нашел то, чего
так упорно искал. Он создал новую геомет-
рию резца, раскрыл резервы, заложенные
в его режущей кромке. Его пытливый ум
победил.

Капиталистический хищник Генри Форд
утверждал, что «рабочие должны научиться
только одному движению, которое может
	Эти подсчеты были встречены колхоз-
никами с болыним удовлетворением. Ония
	  горячо благодарили товарища Сталина, по
	инициативе которого принято постановле-
ние о развитии хлопковолства. обещали
	своевременно и отлично провести все поле-
вые работы.
	эначительно увеличатся доходы от еда-
чи хлонка государству и во веех других
колхозах района. Им уже сейчас причи-
тается в счет первого аванса: за хлопок

на семь миллионов рублей больше, чем
весной прошлого года. :
	Уверенность янги-юльцев в успешном
исходе борьбы за высокие урожай хлопка
основана также и на той постоянной и
щедрой помощи, которую государство ока-
зывает хлопкосеющим колхозам трактора-
		Межколхозная
	гидростанция
	КИРОВ, 13 апреля. (По телеф. от с0б.
корр.). Более двадцати колхозов  Подоси-
новского района совместно строят на реке
Пушие  межколхозную  гидростанцию на
400 киловатт. Созданы постоянные етрои-
тельные бригады. Пущена временная теп-
	удостоилось поистине народного признания.
Стихи Исаковского удостоены Сталинской
премии. Поучительный пример! Пусть он
послужит наглядным предметным уроком
для всех тех, кто евой камерный лири-
ческий мирок и формалистические фокусы
ставит превыше жизненной правды социа-
листического искусства.
	Исаковский — не «крестьянский», а 00-
щенародный поэт. В его творчестве нет ни-
чего ограничивающего широкий и вольный
поэтический кругозор, кругозор мыели,
большой философской мысли литератора-
большевика. Как последовательный проле-
тарекий интернационалиет, выступает Ива-
вовский в своем большом стихотворении
«Песня о Родине». Эпиграфом к этому про-
изведению Исаковский взял строки из руе-
ской народной песни: «Траневааль, Транс-
вазль — страна моя, ты вея горишь в
огне». Эти строки русский народ сложил в
начале нынешнего. столетия, когда свободо-
любивые буры вели неравную героическую
борьбу против своих поработителей — анг-
лийских империалистов. В этой песне ска-
зались тот дух сочуветвия к малым народам,
То чувство братства и справедливости, кото-
рые-были всегда, искони присущи простому
русскому человеку. Но Исаковский вложил
	в строки старой песни новый, современный
CMRICH.
	...Граневааль, Траневааль!.. — Я много
: знал
Других прекрасных слов.
Но эту песню вспоминал,
`Вав первую любовь;
- Вак свет, как отблеск той зари;
Что в юности взошла,
Вак голос матери-земли,
Что крылья мне дала..
. eo = . . « ¢€  @ ¢
И остров Ява, и Витай,
`И Грепаи сыны = —
Идут за свой родимый край,
За’ честь евоей-страны:
93а тех, что в лютой кзбале,-
- В неволе тяжкой мрут,
За справедливость на земле
Й за свободный труд.

Утверждая безграничную любовь к своей
родине — советекой отчизне, Игаковскай
выступает здесь как последовательный бо-
рец за мир, за демократию, за националь-
ный суверенитет больших п малых народов,
против Насильников-Болонизаторов. Рго го-
	19с звучит грозно и гневно, когда он обли-
	лоэаектростанция, работают пилорама, на-
сосы, копер для забивки свай, устанавли-
ваются транспортеры. К концу года стан-
ция будет пущена. Она осветит шестьдесят
деревень, районный центр, позволит меха-
низировать сельскохозяйственные работы.
	чает новоявленных расистов, стремящихся
к мировому господству. Это стихотворение
Исаковского — поэтически воплощенная во-
ля советских людей к социальной справел-
JHBOCTH, K светлому будущему веех народов
мира. .
	В книге стихов и пееен Исаковского веть
стихи, носвященные старой, дореволюцион-
ной жизни. К их числу отновитея веболъ-
шая поэма «Четыре желания», написанная
поэтом в 1928—35 гг. и повествующая в
жизни батрака Степана Тимофеевича, у ко-
торого были четыре желания — жениться
на девушке Наташе, которую он любил,
купить сапоги с подковками, выучиться
грамоте и прокатиться ло железной дороге.
Но в условиях страшной, каторжной жизни
при царизме ни одно из этих желаний Сте-
пана ие осуществилось. Беспросветна была
жизнь пПод’яремного батрака, и до самей
смерти своей он не испытал ни крупицы
счастья, о котором так скромно и так, наив-
но мечтал. Кончается поэма Исаковского
торжественно приподнятой речью, обращен-
ной к Степану Тимофеевичу советским позэ-
том, современником счастливой и изобиль-
ной колхозной жизни. Поэт рассказывает
6 новой советской жизни, которая пришла
на смену царской каторге, о «высоком солн-
Це», которо «сняет во всех уголках», о ве-
ликой книге сталинской правды, которую
отыскал и прочел народ, — -
	В её золотые страницы —
заложена сила могучая,
И слово ев непреклонное
В на свете не знает границ.
Пред ним расступаются горы,
ломаются сосны дремучие,
Пред ним короли-ииператоры
в сматении палают нии.
	OT строки написаны Исаковских при-
мерно два десятилетия назал. Но они не
устарели и сейчае, как не устарели, а, на-
оборот, наполнились новым смыелом многие,
даже ранние стяхи Исаковского, включен-
ные в его сборник. ий
	Стихи Исаковского — это творения поэта
& щедрым сердцем, человека, который свя-
зан с кровными, коренными интересами
своего народа, со всей глубиной его чувств
й переживаний. Потому-то так долговечна
певучая и мелодичная поэтическая речь,
обращенная Исаковским к своим совремев-

никам, борцам и строителям коммунистиче-
ского общества. =
	Ан. ТАРАСЕНКОВ._

Е
В
H

атриотическая лирика
	ные и простые, вак сама жизнь, их поро-
дившая, песни, без которых просто невоз-
можно представить ни советских радионе-
редач, ни заводского клубного вечера, ни
краснофлотекого похода, ни деревенских
посиделок. Они не могли не быть напиез-
ны, потому что в них выразилась душа
русского народа наших дней, народа, сози-
дающего под руководетвом партии больше-
виков новую, коммунистическую явь. Стихи
п песни Исаковского ответили на живую
органическую потребность нашего народа в
певучем слове, ответили так шедро и та-
лантливо, что это слово на долгие годы
останется в памяти ряда поколений людей
нашего государетва.
	В число новых стихотворений Исаков-
ского, включенных в рецензируемый ебор-
ник, вошла «Москва» — широко задуман-
ная политическая оратория об историиги 50-
временности, произведение высокого паг-
риотического накала:
	Она стоит под ясным небосводом,

Под знаменем, взнесенным над Еремлем, —
Оплот бессмертной _ правды и свободы,
Надежда всех народов и племен.

‚Она стоит — могучий город русский,

И никогда не склонит головы..

Вся жизнь была б безрадостной и тусклой,
Когда б на свете не было Москвы.
	А рядом — «Слово о России» — горячая
и взволнованиая поэтическая речь о любви
в своему народу, к своей родине, которая
«заслонила от гибели весь мир», рядом —
стихотворение «Русской женщине», полное
безграничного уважения. к -матери, подруге,
жене, которая вынесла в дни войны подвиг
великого труда. Тут же—«Первый тост», в
котором заключена глубокая вера в вели-
кого Сталина, в партию; «Bee, что
Сталин предеказал, сбылося, соверши-
106», =—— кавиё искренние, проникновен-
ные строки!

В этих стихах Исаковский говорит, как
гражданин, как патриот, как верный вын
	евоега нарола. Но в том-10 ий заключается
	пеэтическая сила Неаковекого, что полити-
ческие темы он берет не оголенно, не изо-
лированно от общих чувств и переживаний
советского человека. Когда-то Маяковский
произнес крылатую фразу: «сердце с прав-
дой вдвоем». Это определение можно цели-
	Советский читатель получил хороший
подарок — книгу песен и стихов Михаила
Исаковского, чудесного народного поэта *).
Наряду с широко известными произвеле-
ниями этого автора в сборник вошел ряд
новых стихотворений, еще ни разу не пе-
чатавшихся в его книгах. Сборник не 060-
бенно велик но об’ему, — в нем собраны
лишь наиболее сильные и зрелые вещи’
поэта, — и тем не менее он полно и веряо
отражает творчество одного из самых заме-
чательных мастеров поэтического слова,
подлинно русского и подлинно советекого,
задушевного лирика и горячего патриота.
	Естественно поднять голову и увидеть!
над собой голубое небо, в котором гордо’
-pewT могучие советские самолеты. Есте-!
‘ственно приехать на большую народную
стройку и увидеть самоотверженный герой-
ческий труд’ советеких людей. Естественно
притти в мичуринский сад и увидеть в нем
новые, небывалые сорта плодов. Мы не уди-
вляемея всему этому в жизни советского
общества потому, что это новое, небывалое
стало законом его развития. °Творчество
Исаковского сродни и чистому толубому
небу, и социалистическому труду, и. дости-
жениям великой мичуринекой науки. В нем
есть та удивительная естественность“и про-
_стота, которые ероднили его творчество с
думами и чаяниями народных масс. Ееге-
ственность-и органичность его стихов давно
понял и оценил советский читатель, он при-
нял их в свой повседневный духовный обн-
хол, сделал частью своей культуры. Строки
«Катюши» обошли весь мир, их знает етар
и млад. Нет такого глухого уголка, где
нельзя было бы усльшшать строк о комео-
мольцах, которые «уходили на граждан-
скую войну», или о том, что «хороша стра-
‘на Болгария, а Россия лучше всех». И кто
из нае не пел вместе с друзьями и товари-
щами «0 самом большом человеке, о самом
родном и любимом» — великом Сталине?

-Бероятно, очень многие слушатели и ис-
`познители песен Исаковского даже не подо-
зрезвают; что все 3To вапиесано им. что
	Исаковскому принадлежат эти чудесные
песни, величавые и трогательные, задущев-
		KOM отнести к творчеству Исаковекого, —
лирика у него непринужденно и естествен-
но сплетается с политикой, они нераздели-
мы, подобно тому, как неразделимы созна-
тельные помыелы и интимные чувства ce-
ветского человека. Потому-то лирические
стихи Исаковского так же дороги и близкя
нам, как и его возвышенная гражданская
речь.

„Среди стихов Исаковского последних лет
веть одна небольшая вещь, в шестнадцать
строк, которую я привожу здесь целиком.
Вот она:

Снова замерло все до рассвета —

Дверь не скрипнет, не вепыхнет огонь.

Только слышно — на улице где-то

Одинокая бродит гармонь...

То пойдет на поля, за ворота,

То обратно вернется опять,

Словно ищет в потемках кого-то

И не может никак отыскать.

Beet с поля ночная прохлада,

С яблонь цвет облетает густой...

Ты признайся — кого тебе надо,

Ты скажи, гармониет молодой.

Может статься, она — недалеко,

Да не знает — ее ли ты ждешь...

Что ж ты бродишь вею ночь одиноко,

Чтож ты девушкам спать не даешь?!

Казалось бы; все предельно проето —
ночью- по деревонской улице гуляет одино-
вий  гармониет. Но, отправляясь от этого
чисто внешнего и случайного факта, Иса-
ковский создал совершенно замечательную
лирическую миниатюру, залушевную, ми-
лую, исполненную тонкого, лукавого юмора.
В сушности говоря, в стихотворении нет ни
одной Точной’ приметы времени, и тем не
менее каждый читатель и слушатель ощу-
щает, что речь’ идет о нашем советекем
парне, о его молодой любви — чистой, роб-
вой, хорошей... И потому это замечательное
стихотворение-песня столь же органично и
необходимо в творчестве Исаковского, как
и его стихи на большие политические темы.
_ Исаковский нередко обращается к любев-
ной лирике. Злёсь и шутливое стахотворе-
	вне «По роснетой луговой. по изватиетой
	тропинве», и восторженная; ливующая пвс-
ня «Услышь меня, хорошая», и нежная
самозабвенная песня, написанная от имени
девушки, — «Лучше нету того цвета; когда
Яблоня цветет». :

Мы бредем по тем дорожкам,

Тле не кошена трава,

Tae из сердца сами рвутся 7
Незабвенные copa.
		В этих и во всех других лирических
стихах Исаковского раскрывается чистая,
глубокая, благородная мораль советского
человека. Личные чувства не вступают
здесь в противоречие с общим ходом жизни
нашего общества, а делают эту жизнь еще
ярче, красочней, еще дороже для ее хо-
зяев — простых людей труда. В лиричёеких
стихах Исаковский утверждает молодость,
силу, красоту наших советеких юношей и
девушек. Он раскрывает их внутренний
облик щедро, с полным сердцем. Потому-то
его стихи так любимы молодежью, так близ-
ки и’дороги ей.

Свыше двадцати одного- года тому назад
в «Известиях» (№ 23 0т 27 января
1928 года) была помещена рецензия
М. Горького на первый стихотворный сбэр-
ник тогда еще молодого поэта Исаковекого
«Провода в соломе». Горький говорил:
«Стихи у него простые, хорошие. очень
	волнуют своей искренностью» и добавлял:
	«Страдаю пристрастием к стихам, простая
форма которых насыщена ценным содержа-
нием».

Эти слова великого Горького полностью
сохранили свое значение и сегодня. Просто-
та формы п ценное содержание, которые от-
метил Алексей Максимович у молодого поэ-
та, развились за эти тоды в творчестве
Исаковского в главные, решающие каче-
ства его поэзии. Исаковский продолжает и
развивает в нашей литературе лучшие тра-
диции классической русской поэзии — тра-
диции Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Ясность реалистического стиха, непринуж-
денность разговорной интонации, мелодич-
ность поэтического языка и ритма роднят
творчество Исаковского в тем главным на-
правлением в нашем национальном искус-
стве, которое составляет его вечную неума-
рающую ценность.

Творчество Исаковского всей логикой
своего внутреннего развития противостоит
	писаниям декадентов разных мастей и их
последышей и ‘приверженцев. На протяже-
ний долгих лет своей поэтической работы!
	Нсзковский вел. прямую. й послелователь-
НУЮ. ЛИНИЮ — линию ° вдпиалиестачеевого
	реализма в поэзии, Те. ЕТО был склонен
	упрекать его в упрощенстве и «крёстьян-
ской ограниченности» (& такив снобы и
буржуазные эстеты, к сожалению, находи-
лись в писательской среде), остались в ето-
роне от могучего патриотического движения
советской литературы. А творчество Исз-
ROBCKOIO, год от года крепчая и мужая,
	*) М. Исаковский. «Стихи и песни». Гос.
изд. художественной литературы, М. 1948.