ПЯТНИЦА, 6 МАЯ 1949 г, № 105 (9945)
	СССР, США,
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Б президиуме

Академии наук СССР’.
	Вчера, 5 мая, под предеедательством
зкадемика С. И. Вавилова состоялось рзс-
щиренное заседание президиума Академий
nays CCCP, посвященное присуждению 30-
‘лотых медалей и премий выдлающимея с9-
BCICKHM ученым.
	Золотая медаль имени А. С. Попова, ко-
торой ежегодно награждаются авторы вы-
дающихея научных работ и изобретений в
области радио, присуждена акалемику Б. А.
Введенскому за совокупность работ в
области радиофизики и радиотехники. Вы-
ступавшие на заседании академики А. H.
	  Берг, М. А. Леонтович и другие ученые
	отмёчали заслуги Б. А. Введенского в раз-
витии советекой радиофизики и радиотех-
ники. С его именем связан рях трудов, в
которых впервые полностью обобщены важ-
	  нейшие современные познания по основ-
	ным разделам раднотехниви,
		КОММЮНИКЕ
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
	О присвоении звания Героя Социалистического Труда передовикам сельского хозяйства
Грузинской ССР
	(Продолжение. Начало см. «Известия» от 5 мая).
	40. Закариадзе Афанасию Георгиевичу — заведую-
щему отделом сельского хозяйства Лагодехского
района, обеспечившему своей работой перевыполне-
ние в целом по району планового сбора урожая таба-
ка на 15,2 процента.

41. Заркуа Лади Тагуевичу — звеньевому колхоза
им. Сталина Гальского района, получившему урожай
кукурузы 100,5 центнера с гектара на площади
10 гектаров.

42. Кадагишвили Иосифу Ивановичу — звеньевому
колхоза им. Тельмана Лагодехского района, полу-
чившему урожай табака сорта «Трапезонд» 31,1
центнера с гектара на площади 3 гектара.

43. Кантария Ироди Ивлоновичу — председателю
колхоза им. газеты «Комунисти» Зугдидского райо-
на, получившему урожай табака сорта «Самсун» 20,1
центнера с гектара на площади 12 гектаров.

44. Карагозяну Андронику Акоповичу — звеньево-
му колхоза им. Сталина Сухумского района, получив-
шему урожай табака сорта «Самсун» № 27 16,3
центнера с гектара на плошади 3,2 гектара.

45. Каспаряну Кареку Ованесовичу — бригадиру
колхоза им. Чарквиани Гульрипшиского района; полу-
чившему урожай табака сорта «Самсун» № 27 23,9
центнера с гектара на площади 6 гектаров.

46. Кебурия Валериану Пухуловичу — бригадиру
колхоза им. Орджоникидзе Хобского района, полу-
чившему урожай кукурузы 88,6 центнера с гектара
на площади 31,5 гектара.

47. Кикилашвили Александру Николаевичу—звенье-
вому колхоза им. Чарквиани Сигнахского района,
получившему урожай табака сорта «Трапезонд» 29,6
центнера с гектара на площади 3 гектара. —

48. Киласония Ираклию Тариеловичу: — звеньево-
му колхоза им. Дзержинского Лагодехского района,
получившему урожай табака сорта «Трапезонд» 28,8
	_ 49. Кирьяку Андрею Васильевичу _ бригадиру
колхоза им. Куйбышева Гагрского района, получив-
	  шему урожай табака сорта «Самсун № 27 19,5

50. Коджаеву Магамеду Гамбар-оглы —= председа-
телю колхоза «Социализм» Марнеульского района,
получившему урожай табака сорта «Трапезонд» 30,2
центнера с гектара на плошади 12 гектаров.
	51. Конно Михаилу Югановичу — звеньевому кол-
хоза им. Сталина Леселидзевского сельсовета Гагр-
ского района, получившему урожай табака сорта
«Самсун» № 27 22,1 центнера с гектара на площади
3 гектара.
	52. Кулуа Мамантию Михайловичу — бригадиру
колхоза им. Чарквиани Хобского района, получивше-
му урожай кукурузы 89,3 центнера с гектара на пло-
шади 31 гектар.
	53. Локк Ильде Иоэловне — звеньевой колхоза
им. Сталина Леселидзевского сельсовета’ Гагрского
района, получившей урожай табака сорта «Самсун»
№ 27 19,9 центнера с гектара на площади 3 гектара.
	54. Ломидзе Антонине Васильевне — звеньевой
колхоза им. Тельмана Лагодехского района, получив-
шей урожай табака сорта «Трапезонд» 33 центнера
с гектара на площади 3 гектара.
	55. Ломидзе Шалве Николаевичу — агроному кол-
	хоза «Шрома» Лагодехского района, получившему
урожай табака сорта «Трапезонд» 30,8 центнера с
гектара на площади 28,3 гектара.
	56. Лорткипанидзе Мамуду  Сулеймановичу —
звеньевому колхоза им. Ворошилова Кедского райо-
на, получившему урожай табака сорта «Трапезонд»
25,6 центнера с гектара на площади 1,4 гектара и
сорта «Самсун» 26,5 центнера с гектара на площади
1,6 гектара. -

57. Мегрелидзе Хусейну Мемедовичу — председа-
телю исполнительного комитета Кедского районного
	Совета депутатов трудящихся, обеспечившему своей
	работой перевыполнение в целом по району планово-
го сбора урожая табака на 26,5 процента.
	(Продолженые следует),
	Правительств
	Великобритании и Франции о
	‚Правительства Союза Советских (оии-
элистяческих Республик, Франции, Соеди-
ненного Королевства и Соединенных Шта-
	тов достигли следующего соглашесвил.
	1. Все ограничения, установленные ©
1 марта 1948 года Правительством СССР
по связи, транспорту и торговле между
Берлином и запалными зонами Германии
п между восточной зоной п западными 30-
нами, булут отменены 12 мая 1949 года.
	2, Все ограничения, установленные ©
1 марта’ 1948 голь правительствами
Франции. Соединенного Королевства и
	Соединенных Штатов или любым из нах
по связи, транопорту и ‘торговле между
Берлином и восточной зоной и межау
западными зонами и восточной зоной Гер-
мании, будут такжа отменены 12 xan
1949 да. —

3. Через одиннадцать дней после отхзны
ограничений, упомянутых в п Ти 2,
а именно 23.мая 1949 года в Hapame
будет созвана сессия Совета Министров
Иностранных Дел для рассмотрения вопро-
сов о Германии и проблем, возникающих
из положения в Берлине, в том числе и
вопроса о валюте в Берлине.
		по вопросам Германии
	Золотая медаль имени В. В. Докучаева
присуждена посмертно профессору С. А.
Захарову за совокупность его научных рэ3-
бот в области почвоведения.
	Премия имени П. 1. Чебышева присуж-
дена профессору Харьковского университе-
та Н. И. Ахиезеру за его математические
исследования и премия имени А. Д. Ар-
хангельского — кандидату геолого-минера-
логических наук Е. Н. Шукиной за вруп-
ную работу по геологии Урала, имеющую
большое теоретическое и народнохозяйст-
венное значение.
	Пушкинские места в Крыму
	СИМФЕРОПОЛЬ, 5. мая. (По телеф. от
06. корр.). В годы южной ссылки А. С.
Пушкин посетил многие зленние места п
воснел их в стихах и поэмах. Приехав из
Керчи в Феодосию, оттуда морем Пушкин
прибыл в Гурзуф. Здесь сохранился домик,
в котором великий русский поэт провел
несколько недель. Затем Нушкин проехал
по южному побережью и направился в
	  Бахчисарай и Симферополь.
	Физкультурное движение
в Гаплине
	Местные Советы Талляна много внима-
ния уделяют массовому развитию физиче-
ской культуры. Городской и районные
неполкомы систематически оказывают по-
мощь Комитету по делам физкультуры и
спорта, добровольным обществам и 01-
дельным физкультурным коллективам пред-
приятий и учреждений, Ежегодно на физ-
культурную работу ассигнуются. большие
средства. В этом году по  городекому
бюджету выделено 405 тысяч рублей на
‘строительство стадионов, водных станций,
площадок, на организацию спортивной
работы.

В Таллине восстановлен и полностью
реконструирован теннис-холл, вмещающий
полторы тысячи зрителей. Он работает
зимой и летом. Прекрасный гимнастиче-
ский зал площадью в 120 квадратных
метров построили себе физкультурники
типографии «Коммунист». Самый крупный
в городе спортивный зал восстановил кол-
лектив фанерно-мебельной фабрики.

На месте развалин физкультурники 06-
щества «Спартак» сооружают большой зал
для занятий боксом, борьбой, штангами.
Спортсмены целлюлозно-бумажного комби-
ната имени Вингисепиа, Таллинского поли-
технического института и другие обору-
дуют и улучшают свои помещения для
спорта.
	Эстонские профсоюзы строят в Талли-
не самый большой в республике стадион.
Ежедневно Ha стройке работают тыся-
чи добровольцев-физкультурников. Осенью
здесь начнутся первые игры-соревнования.
Исполком Таллинекого городекого Совета
разрешил строительство еще ряда новых
спортивных сооружений — стадионов В
Копли и вблизи памятника «Русалка»,
яхт-клуба и. бассейна для плавания на
	реке Нирите, нового теннисного корта в! 14
	центре города.

Вместе с увеличением количества спор-
тивных сооружений растет и число физ-
культурников в столице Советской Эето-
нии. В 1947 году в городе было
8.850 физкультурников, в 1948 — евыше
14.800, a сейчас — уже около 17 тысяч.
Из них около 10 тысяч значкистов ГТО
первей н второй ступени. В этом году
наши физкультурные организации cTpe-
мятся сделать всех своих членов значки-
стами. Мы надеемся, что они этого
добъютея.
	На предприятиях и в учреждениях
действует более 150 физкультурных кол-
лекливов. Среди них немало хороших, мас-
совых, умело выращивающих первокласс-
ных спортсменов.  Физкультурный кол-
лектив Таллинской телефонной станции
награжден Советом Министров республики
премией Советской Эетонии. В этом кол-
лективе 120 человек, и все они сдали
нормы на значок ГТО.
		Активно работают физкультурники пел»
люлозно-бумажного комбината имени Кин:
гисенпа. Более ета молодых рабочих и
служащих об’елинено в секциях гимва-
стики, легкой и тяжелой атлетики, бокса,
футбола, ручного мяча (волейбол и
баскетбол), автомотосекции. В нынешнем
году они провели состязания по боксу со
сборными командами уездного города
Раквере и рабочего поселка Синди, орга-
низовали встречи со штангистами обществ
«Валев» и «Динамо», участвовали 8B
общегородеком состязаний тяжелоатлетов.
В спортивных состязаниях физкультурни-
ки комбината завоевали много дипломов,
призов и премий.

Серьезная физкультурная pasora ведет
ся на Таллинском  машиностроительном
заводе. Здесь созданы секции баскетбола
и волейбола, шахмат и шашек, плавания,
тенниса, лыжная, парусного спорта,
бокса и футбола. В нынешнем году маши-
ностроители решили организовать секции
по игре в городки, мотоспорту и легкой
атлетике.
	Коллектив завода решил в 21 июля —
девятой годовщине установления совет-
ской власти в Эстонии построить свой
стадион, оборудовать в районе жилого
городка волейбольную и баскетбольную
площадки, 400-метровую беговую дорожку,
секторы для прыжков и метания, полосу
препятствий для сдачи норм ГТО, озеле-
нить футбольное поле. Каждый работник
завода обязалея отработать на строитель-
	стве этой спортивной 0азы не  weHee
50 часов.

Развивается  физкультурное движение
	в школах, техникумах и вузах Таллина.
Постепенно растёт количество разрялников
и выдающихся спортоменов., В Таллине

заслуженных мастера спорта — борец
Hoxannec Коткае. гроссмейстер Пауль
Керее, абсолютный чемпион по стрельбе
Энн Меривяли и известный баскетболист
Иван Лысов. Эти имена известны далеко
за пределами республики. Среди 53 масте-
ров спорта много молодежи.
	Это-—отрадные факты. Однако значитель-
ная часть рабочей и учащейся молодежи
Таллина еще не занимается физкультурой п
спортом. Недостаточно развиты такие виды
спорта, как футбол, гимнастика, фехтова-
ние. В Таллине, приморском городе, еще
не получил широкого развития водный
спорт -— парусный, гребля и другие. 3a-
дача городского и районных исполкомов
 Советов, городского комитета по делам
физкультуры и спорта состоит B TOM,
чтобы усилить свое руководство этим
важным участком работы.
	A. ГЕНДРИКСОН,
председатель исполкома Таллинского
городского Совета депутатов трудя-
шихся.
	конструкцией». Это правило стало желез-
ным законом творцов уникальных мапеин.
Почему рабочий Быков офратилея ©
письмом в конетруктору Сатовскому? Ла
потому, что рабочего и конструктора евя-
зывает давняя деловая дружба, потому, что
все конструкторы Уралмаша, создав новую
машину, пристально следят за ез работой,
прислушиваются к замечаниям заказчиков,
доменщиков, прокатчиков, нефтяников, инп-
женеров и рабочих, добывающих уголь, ру-
ду, выплавляющих металл пятилетки.
Здентних конструкторов можно увидеть
на Магнитке, в Кбушве, в Малгобеке, в Бз-
ву, в Туймазе, в Коунраде, в Рустави.
	Когда очередная машина выхолит за пре-
	делы завода в большую жизнь социалисти-
ческой индустрии, конструкторы остаются
ее ревнивыми хозяевами на весь срок 63
службы, — они считают своим долгом
улучшать ее непрестанно, переводить кан-
струкцию в новый, высший класс техники.

Конструкторы Уралмаша мечтают о том,
чтобы был на заводе экспериментальный
цех. Здесь легко было бы на практике, в
действии испытывать ответственные узлы
машин, такой цех етал бы центром но-
ваторекой деятельности  многотысячного
коллектива завода. Директор Уралмаша
тов. Чумичев поддержал инициативу кон-
структоров, но пока что-то медленно осу-
ществляется полезная эта идея.

Бонструктор и новатор - рабочий —
друзья на этом заводе. Хорошее начи-
нание провели в жизнь инженеры:кон-
структоры Уралмаша. Они не только чи-
тают лекции рабочим-стахановцам. В один
из дней недели они установили в каждом це-
хе часы приема рапионализаторских прел-
ложений. Рабочий может обстоятельно побе-
седовать с опытным инженером, тут же по-
лучать совет и приблизить тем самым ерок
осуществления своей aren.
	„Авгодня конструктор Сатовокий сказал
мне:
`— Уезжаю в Петру Быкову. wa ’Kop-
винские угольные разрезы. Посмотрю, как
он работает нашей «большой ложкой». Я
ведь сам Бода-то был машиниетом на

эБскаваторе.., .
Евгений КРИГЕР,
	г. СВЕРДЛОВСК.
	спец. корр. «Известий».
	Во всех этих местах к юбилейным
	  дням будут установлены мемориальные
	доски, открыты выставкй и домики-музеи.
В нескольких комнатах Бахчисарайского
дворца устраивается постоянная пушкин-
ская выставка. В Симферополе и Керчи
	 Тавже организуются выставочные Стэнды.
	На заводах, стройках, ов крымских
	здравницах ив Колхозах-читаютея лекции
	проводятся
	о творчестве А. С. Пушкина,
литературные вечера.
	Творческие командировки
.инженеров-дальневосточников
	ВОМСОМОЛЬСВ-на-АМУРЕ, 5 мая. (По
телеф. эт соб. корр.). Городской Дом: техни-
ки организовал отчеты инженеров, вернув-
шихея из творческих командировок на за-
воды Москвы, Ленинграда, Горького и дру-
тих городов. Советского Союза. о

Мололой инженер Ишуткин побывал на
Ленинградском заводе имени Свердлова и
подробно ознакомилея со скоростными ме-
тодами обработки металла резанием, уснеш-
но применяемыми лауреатом Сталинской
премии Борткэвичем. Инженер Зайко езлил
в ленинградеким трубопрокатчякам, деталь-
но изучал новейшую технику изготовления
трубопроводов.

В Москве побывал мастер Сенюков. He-
СКОЛЬКО дней он посвятил изучению опыта
Николая Российского. Лауреат Сталинской
премии познакомил  дальневосточника со
своим участком, рассказал о технических
новинках. и совершенных методах органи-
зации труда.
	Фототелеграммы
Сочи — Москва
	На сочинском телеграфе начал рабо-
тать новый аппарат для передачи фото-
телеграмм в Москву.
	кранов. Это далеко не те пох’емные кра-
НЫ, ‘что мы видим в пролетах нынешних
цехов. Удивительные эти машины, педчи-
няясь движению руки человека, соверша-
ют тяжелые и сложные операции, пора-
жающие стороннего наблюдателя сочета-
нием колоссальной нагрузки © предельной
точноетью выполнения.
	№ категории металлургических кранов
относитея, скажем,  напольно-посадочная
машина для загрузки мартеновеких печей.
Такой «робот» в течение одной минуты
заваливает в печь 7,5 тонны шихты и на
протяжении суток совершает пятьсот за-
валок. В жарких отблесках расплавленно-
fo металла машина почти без останова
трудится месяцами — скоростная, выное-
ливая, прочная, с оригинальной конструк-
цией мостов и всех механизмов. В своей
отрасли техники подобные краны далеко
превосходят все, что производилось на за-
Воде в довоенные голы.
	Б конструкторских бюро Уралмаша раз-
рабатываются, а затем воплощаются в
жизнь заводскими цехами такие современ-
ные машины, как стрипперные краны для
освобождения изложницы от слитка или ко-
чееопрокатные установки гигантекой произ-
водительности, или новейшие нефтебуровые
установки, или рельсобалочный стан, кото-
рый сам состоит из двухсот больших, умных
машин. Для доставки такого стана заводу-
	заказчику нужно. BOCEMECOT платформ и ва-
тонов!
	Любопытная ^ карта висит в кабинете
тлавного конструзтора Уралмаша лауреата
Сталинской премии А. В. Верника. Ha ней
обозначены города и промышленные райо-
ны Союза, в которых работают крупней-
	Шив из машин и станков; созланных за-
	BOOM после войны. На обширном про-
странстве нетрудно насчитать около ста та-
ких пунктов. Легко вообразить, какой удель-

ный вес имеет завод в народном хозяйстве
страны. — =

- Его конструкторский: отдел представляет
собой далеко не заурядное явление: даже в
условиях высокоразвитой социалистической
индустрии. Одиннахцать- ROHCTPYRTOpCRAX
бюро по различным отраслям тяжелого ма-
шиноетроения! Около пятисот специали-
стов, большой коллектив инженеров, фа-

ры ЗИ ОЕ
	чатически преданных своему делу. Это не
удивительно, — многие из них работают
Таджикской ССР
	(Окончание. Начало см. «Известия» or 5 man).
	18. Насырову Исмаилу — звеньевому колхоза им.
Орджоникидзе Сталинабадского района, получивше-
му урожай хлопка 89 центнеров с гектара на площа-
ди 6 гектаров.

19. Орипову Нусратулло — звеньевому колхоза
«Коммунист Таджикистана» Сталинабадского райо-
	на, получившему урожай хлопка 88,1 центнера с гек-
	тара на площади 6 гектаров.
` 20. Перепелятникову Якову Ивановичу — тракто-
ристу Стахановской МТС Октябрьского района, по-
	лучившему в обслуживаемых колхозах урожай еги- -
	петского хлопка 45,7 центнера с гектара на плошади
107,5 гектара.

21. Рожнову Георгию Арсентьевичу — бригадиру
тракторной бригады Стахановской МТС Октябрьско-
го района, получившему в обслуживаемых колхозах
урожай египетского. хлопка 45,7 центнера с гектара
на площади 107,5 гектара;
	22. Савину Николаю Михайловичу — директору
	Стахановской МТС Октябрьского района, получив-
шему в обслуживаемых колхозах урожай египетско-
го хлопка 41,5 центнера с гектара на плошади
405,9 гектара.
	23. Салимову Нуридину — звеньевому колхоза им.
му урожай хлопка 90 центнеров с гектара на площа-
ди 7 гектаров.
	24. Серпокрылову Павлу Яковлевичу — председа-.
	телю Молотовабадского райисполкома, обёспечивше-
	Москва, Кремль. 3 мая 1949 г.
	ПИСЬМА
_С УРАЛА
	му своей работой перевыполнение в целом по району
планового сбора урожая египетского: хлопка на 27,4
процента.

25. Тахирову Мурзахиру — звеньевому колхоза
им. Ленина Шахринауского ‘района, получившему
урожай хлопка 89,6 центнера с гектара на плошади
6 гектаров.

26. Тошеву Бобомурату — звеньевому колхоза им.
Ленина Шахринауского района, получившему урожай
хлопка 88,6 центнера с гектара на площади 6 гекта-
ров.
	27. Хасанову Акраму — председателю колхоза им.
	Ленина: Шахринауского района, получившему. урожай
	хлопка 90,2 центнера с гектара на площади 42 гек-
тара.

28. Ходжаеву Сырожу — звеньевому колхоза им.
му урожай хлопка 89,7 центнера с гектара на пло-
щади 9 гектаров.   7

29. Шарипову Холмату — звеньевому колхоза им.
Сталина Ленинабадского района, получившему уро-
жай египетского хлопка 64,2 центнера с гектара на
площади б гектаров.

30. Шоеву Исмату — бригадиру колхоза им. Орджо-
никидзе Сталинабадского района, получившему ‘уро-
жай хлопка 88,1 центнера с гектара на площади
21 гектар.

31. Якубову Мирсаиду — агроному колхоза им.
тара.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	ветский конструкто
	рены, что экскаватор «09-3» будет луч-
шим экскаватором в мире»;

Базалось бы, достаточно. Но конструк-
торы Уралмаша —— народ беспокойный и
требовательный в своих исканиях. Завод
устроил специальное совещание заказчи-
ков и потребителей, созвал инженеров и
машинистов со всех концов страны. Кон-
структоры упорно выспрашивали о всех
возможных недостатках своего экскаватора
и остались решительно недовольны резуль-
татами совещания: слишком много похвал,
мало критических замечаний!
	Вонструкторы Уралмаша нетерпеливо
смотрят в будущее. Создавая очередную
машину, они стремятея опередить самое
время и в решении каждой задачи, кажло-
го узла машины, каждого механизма пред-
воехитить неустанное развитие техники.

Что это з& «большая ложка»; о которой
пашет машиниет Петр Быков? Это — эк-
скаватор с ковшом емкостью не в три Ky-
бометра, как прежний, & в пять ByGomer-
ров. Двумя взмахами ковша он способен
загрузить целую железнодорожную плат-
форму. Нов том и заключается сила кон-
структорского предвидения, что эта. маши-
на, рассчитанная, правда, ъне на скальные,
8 на векрышные горные работы, создается
на базе прежнего трехкубового экскавато-
ра. Следовательно, уже в прежней  кон-
струкции, в самой идее машины были за-
ложены возможности, позволивигие теперь
без коренных изменений сразу совершить
скачок вперед и на ходу, не замедляя се-
рийноге производства, перевести машину в
зругой, более высокий класс. Не забудем
при этом, что уральский экскаватор вееит
меныпе, чем америханеяая- уаитина такого
Re Tuna.
	Я привел лишь один из примеров сме-
Лой, талантливой,  творческя-оврыленной
работы конетрукторов Уралмаша. Недавно
групше здешних инженеров во главе с
конструкторами. Е. Бомановым и Л. Ма-
шевским присуждена Сталинская премия
за создание нового типа металлургических
	1еньким, недавно разбитым сквером возле
многоэтажных домов, с цветными панно,
изображающими блуминги, прокатные ста-
ны, рудничные и ‘доменные механизмы,
нефтебуровые установки, чугуновозы и ру-
долробилки,  сооружаемые людьми Урал-
маша. В заводской газете можно прочесть о
бурно развернувшемся соревновании урал-
машевцев с новаторами— рабочими Нижнего

Тагила и Ленинграда. Туг же повстречает-
	ся заметка 6 совещании заводских сало-
водов-мичуринцев, о фруктовых садах во-

круг Уралуаша, 06 уральских яблоках,
вишнях и грушах, о том, что  саловолы
	закладывают новые сады. Весна !..
	Однако вернемся к петории «большой
ложки». Завод успешно освоил серийное
производство машин. Экскаватор № 1 дав-
но работает в Первоуральске, 8 многочис-
ленных его братьев можно встретить на
Магнитке и в Коунраде, в Ангрене и в
Караганде, в Стерлитамаке и в Дашкеса-
не и в Балаклаве.
	Освобождая от ручного труда десятки
тысяч людей, экскаваторы помогают добы-
вать уголь, руду, известняк. Величествен-
ный прибалхашский пейза © гигантеки-
ми искусственными террасами на склонах
гор, с долиной-выемкой в десятки  мил-
лионов кубометров солидно свидетельству-
ет о трудолюбии и а советской
матяны.
	- Предоставим слово специалистам. Ин-
женер Дерюгин из Гороблагодатского рудо-
управления пишет: «Эта машина не усту-
пает, а во многих отношениях стоит Bile-
DCAM машин таких американских фирм, как
«Марион» и «Бюсайрус». Главный меха-
ник Бакальского рудоуправления Бересла-
вец свидетельствует: «Основные детали
машины  обладзют значительно большей
прочностью и вынесливостью в сравнении
с аналогичными деталями экскаваторов,
выпускаемых иностранными фирмами».
Главный механик Коунрадекого рудоуправ-
ления ззявляет: «Горняки Воунрада уве-
	на заводе с первого дня его рождения,
иные еще юношами участвовали в строй-
тельстве Уралиаша, видели в первых его
цехах Серго Орджоникидзе, учились, не
отрываяеь от производства, пережили все
трудное и счастливое, что пришлось на
	долю завода, и судьбу свою связали © ним
навсегта.
	Ночью или в воскресные AHH, BO BHe-
урючное время, конструкторов можно уви-
деть или в бюро, или в цехах, rie они
следят за  претворением в жизнь своих
новых проектов. Руководству завода при-
шлось даже запретить им, во избежание
чрезмерной нагрузки, работать в неполо-
женные часы. Двери бюро ¢ Tex пор при-
казано запирать. в конце рабочего дня, но
трулно подыскать замки, чтобы человек,
влюбленный в работу, оторвался от нее,
если нашло на него вдохновение.

Рядом се такими известными в стране
творцами машин, как Химич, Сатовекий, Ка-
рапетян, Литвинов, Богданов, Машевский,
здесь выдвинулись в последние годы мо-
HOMME, талантливые конструкторы: Коря-
кин, бывший заводской сталевар, Голованов,
Гриншпун, Спирюков, Мамкин, Тумасов.
Большинство из них — уральцы, воспитан-
ники растущей его индустрии.

Партия вдохновляет их к творчеству. В
составе конструкторского отдела — семь-
десят шесть коммунистов. Не узко-про-
фессиональные, a партийные, идейные,
государственные интересы побуждают ин-
женеров ‘к работе увлеченной, страстной,
обращенной в будущее, как все в нашей
стране. 0, как строги, взыскательны, да-
же придирчивы эти Люди к своему собет-
венному труду! В техническом совете каж-
‚двя конструкция подвергается всесторон-
нему обсуждению. Но поводу каждой кон-
струкции выступают докладчик и. его оп-
понент с тем, чтобы илея новой машаны
рождалась в борьбе мнений, чтобы `общи-
мп силами устранялись малейшие потреш-
`Ности в каждом проекте;
>” Мне хочется привести 1084 из приказа
главного конструктора Уралмаша: «Под-
вергать резкой критике проекты, по кото-
рым технические показатели машины толь-
ко достигают задания заказчика, помня,
что это задание является минимумом, ко-
торый должен быть безусловно достигнут
и превзойден перепективной уралмашевекой
	Начальник одного из конструктореких
бюро Уралмашзавола Борис Иванович Са-
товский получил пневмо от машиниста-
эвскаваторщика Коркинских угольных раз-
резов Петра Быкова. «Борис Иванович!—
пишет рабочий известному конструктору,
лаурезту Сталинской премия. — Убеди-
тельно прошу Вае написать по поводу от-
ГрУЗки Нам пятикубовых ковшей... Я уже
провел соответствующую подготовку и го-
тов найти любое время, чтобы поработать
Этой «большой ложкой».

Письмо написано в дружеском тоне, со-
держит несколько  набросанных кафанда-
MOM эскизов и рассказ машиниста 0 до-
стоинствах и недостатках узаов экева-
ватора, а также слова привета семье
вонструктора и его товарищам — инжене-
pam. O60 всем этом стоит упомянуть, потому
что и содержание, и тон письма как нельзя
лучше раскрывают характэр отношений ме-
жду ведущими люльми завода-гиганта и те-
ми, кто работает на созданных ими ма-
шинах.

У «большой ложки» — своя ‚ примеча-
тельная история.

Два гола назад в одном из цехов Урал-
машз родился в вышел в свет первый
экземпляр электрического  трехкубового
экскаватора «С9-3». В гуле четырнадпа-
Тя своих моторов новорожденный великан
училея ходить и работать на заводеком
дворе, ворочал длинной, как у жирафа,
шеей, лязгал стальной челюстью, загла-
тывал и переваливал на платформы сразу
о трн кубометра камней. Конструкторы,
сборщики и технологи ходили за ним по
пятам, как наньки, беспокойно и радост-
но наблюдающие за первыми щагами мла-
senna. В сосетнях цехах другие конструк-
торы © волнением следили за появлением
H3 свет новых и новых, самых разнооб-
разных машин.

И вот прошло два года. Еще больше
возмужал город Уралмашзавода с его про-
сторными улинами,  вереницами деревьев
BIOLb тротуаров, большим парком и моло-