ПЯТНИЦА, 6 МАЯ 1349 г. № 105 (9945) _
	ЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР _

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Ченинская оценка культурном наследл-
ства вообще и наследства велаких клабсй-
ков русской литературы, в частности, име-
ет основополагающее, руководящее значе-
ние для советского литературоведения.
Сложный п многообразный процесс разви-
тия литературы нельзя  расематривать
иначе, как в теснейшей, неразрывной свя-
Зи ©0 всем ходом псторического развития,
иначе, как с позиций большевистской пар-
тийности. А это обязывает каждого д00р0=
совестного исследователя по-ленинеки оце-
	ШИТЬ в наследстве влаесиков то, что сле-
	лало русскую литературу самой перэдовой
литературой мира, что в ней близко и дорого
советскому народу, что роднит ее творцов в
нами. Конечно, при этом исследователь не
может замалчивать и слабых сторон в
творчестве того или иного’ писателя.

Ё сожалению, в рядах советских лите-
ратуроведов есть еще люди, которые, при-
крываясь ширмой «бвспристрастного», «на-
учного» исследования и академического
«0б’ективизма». стараются выискать в жиз-
ни и творчестве художника и выдвинуть на
первый план отрицательное, т0, что «урав-
нивает» его с пошлой мещанекой средой,
что ставит его в один ряд с ограниченными
персонажами его произведений. Примером
такого недобросовестного отношения к руб-
скому литературному наследетву может
служить книга А. Дермана «Москва в жиз=
ни н творчестве А. П. Чехова» *).

Жонглируя односторонне подобранными
цитатами яз писам, рассказов и повестей,
приписывая Чехову мысли и настроения
героев его произведений, подменяя сониаль-
ное национальным или географическим,
	Дерман в своей работе настойчиво повто-
	ряет либерально-народнические измышле-
ния 06 аполитичности, холодности, легко-
мыслий,  пессимизме Чехова. «Первона-
чально,— утверждает Дерман, — его непри-
EDITOR целью было именно рассмешить,
позабавить (здесь и дальше подчеркнуто
нами. — А. Л.), что, кстати сказать, впол-
не соответетвовало и склонности  само-
го писателя веёсело посмеяться, обозна-
чившейся у него еще в раннем детстве.
Порою. правда, и в эти забавные непритя-
зательные сценки проникают нотки иного
тембра, но очень редко, лишь в виде ис-
ключениях». Не останавливаясь на этом на
	столь ориринальном «открытий», Дерман
	В ©в0ем стремлении извратить социальный
счыел творчества Чехова ядет еще дальше
и с присущей ему диллетантекой безапел-
ляционностью заявляет: «И в допублици-
стический периол мы изредка встречаем у
Чехова вещи вроде «Смерти чиновника»,
проникнутой @лким сарказмом, как, с дру-
гой стороны, в произведениях послеую-
щей поры, например в 1885 гу. —
	классические образцы беззаботного и чи-
	“) А. Дерман. Москва в жизни и твор-
честве А. П. Чехова. Московский рабочий,
1948 г., стр. 200. Ц. 8 p. 50 x.
	10 мая в Москве открывается’ декада
казахской советекой литературы. Казахские
писатели тостигли значительных тТво0рче-
	ских успехов, Высшей наградой Советекой
a а >
страны — Сталинской премией были отме-
		День большевистской печати
	В Волонном зале Дома союзов вчера,
5 мая, состоялось общемосковское собрание
работников газет, журналов, изхательств,
полиграфических предприятий и корреепон-
дентского актива московеких газет и жур-
налов, посвященное Дню большевистской
печати, На собрании присутствовало ‹ около
9 тысяч челозек.
	‚ В президиуме собрания: т.т. И. А. Пар-
фенов, С. А. Жолния, П. Н. Поспелов,
Д. Т. Шепилов, Н. 0. Фирюбин, 0. В. Коз-
лова, А. Я. Секачев, Н. Н. Данилов, Ф. Ф.
Кузнецов, 1. П. Грачев, К. А. Губин, Н. Г.
Пальгунов, И. Я. Фомиченьо, П. А. Сатю-
ков, И. В. Саутин, П. Н. Федосеев, А, Я.
Блатин, Н. А. Куликов, А. А. Сурков,
М. Н. Еззанцева, Г. А. Мещеряков, А. М.
Сиротин, П. И. Мусьяков, Б. И. Павлов,
А. А. Пузин, В. В. Ермилов, С. Б. Су-
Фоцкий и другие.
	С огромным пох’емом собрание избирает
почетный президнум в составе Политбюро
ЦЕ ВКП(б) во главе с великим вождем со-
ветского народа товарищем И. В. Сталиным.
_ С докладом о Дне большевистской печа-
ти выступил заместитель заведующего от-
делом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)
тов. д. Ф. Ильичев. г
	Докладчик отмечает огромную роль боль-
шевистекой печати в жизни нашей страны.
В огне революцианной борьбы родилась и

закалялась большевистекая печать. Ее 60-
_здавали и любовно растили Ленин и Сталин.
С первых лет своего существования боль-
шевистекая печать выступила как колаек-
тивный пропагандист, агитатор и органи-
затор трудащихея.
	Создавая свою печать, наша партия ви-
дела в ней мощное орудие революционного
воспитания Масс, незаменимое средство

: идейной и организационной связи партии
с рабочим классом. Советская печать все-
а верно выполняла волю партии

‚ Ленина — Сталина. В годы гражданской

войны; в мирный период строительства, в

тоды военных бурь наша печать всегда
находилась на вооружении советского на-
рода, вселяла в советеких людей непоколе-.
бимую веру в торжество дела коммунизма.

В нашя дни, когда  советекий народ,
успешно выполняя послевоенный сталин-
ский пятилетний план, уверенно илет к
коммунизму, еоветская печать попрежнему
верно служит своему народу, находясь на
своем боевом и славном посту.

Тов. Ильичев говорит о глубоком разли-
чин самой природы советской и буржуаз-
HOH печати, с различных принципах, ле-
жащих в их основе. Советская печать — пё-
чать нового типа — является выражением
социалистической демократии, подлинной.
свободы слова. Вуржуазная печать язляет-
ся служанкой империализма, рупором его
хищнических, грабительских планов. Она
несет читателю ненависть к жизни, к че-
ловеку, духовное опустошение и оличание,
отравляет сознание люлей ялом космэполи-
	TH3Ma, Буржуазная печать -— враг лемо-
	——————— и
	кратии и прогресса. Нз ее страницах ве-
дется безудержная пропаганла новой вой-
ны,  рабового  изуверства и человеко-
ненавристничества.

Беспощадно разоблачать происки между-
народной реакции, срывать маски © 1по1-
жигателей войны, раз’яснять народу внеш-
нюю полнтаку Советского Союза и между-
народноз положение —= одна из важней-
ших залач нашей печати.

Тов. Ильичев отмечает возросшую роль
печати в развертывания соревнования,
ставшего теперь всенародным, в распро-
странении инициативы передовиков про-
мышленности и Фельского хозяйства. Пе-
чать должна на лучших образцах учить,
воспитывать, подтягивать отстающих.

«...Побольше внимания, —указывал В. И.
Тенин;/—самых простым, но живым, из
жизни взятым, жизнью проверенным фак-
там коммунистического строительства —
этот лозунг надо неустанно повторять всем
нам, наших писателям, агитаторам, пропа-
гандистам, организаторам и так далее».

Богатый опыт большевистской печати
показывает, что ее организующая роль не-
измеримо повышается, если печать крепко
связана с массами трудящихся. Товарищ
Сталин назвал рабочих и сельских Koppec-
пондентов командирами общественного мнё-
НИЯ.
‚ Перед нашим народом, говорит далее тов.
Ильичев, стоит историческая задача —
обеспечить постепенный переход нашей
страны от социализма к коммунизму.
	Почетной обязанностью большевистской
печати является систематическая пропаган-
Aa идей ленинизма. Печать призвана быть
глашатаем великих идей коммунизма, зорко
стоять на страже духовных интересов со-
ветского народа, оберегать советскую куль-
туру от влияния враждебной идеологии.
Наряду с широким всесторонним показом
жизни страны сегодня наша печать лолж-
на рассказывать о завтрашнем дне нашего
народа, вселяя в сердца советских людей
бодрость, уверенность в победе коммунизма.
‚ — Велика честь быть журналистом
воветесой печати, — говорит в заключе-
ние доклада тов. 1. Ф. Ильичев. — Совет-
ский журналист — слуга народа. Он жи-
вет его интересами, находит творческое
вдохновение в его борьбе и труде.

В руви советских журналистов дано
самое сильное оружие нашей партии —
печать. Быть на высоте советской жур-
налистики, верно служить делу комму-
низма — значит неустанно итти вперед,
изучать жизнь, быть взыскательным
к себе, все Goxee повышать свой идейный и
деловой уровень, быть до конца предан-
ным великому делу партии Ленина—
Сталина.

С огромным воодушевлением участники
собрания приняли приветствие товарищу
И. В. Сталину.

В заключение вечера востоялся большой
концерт с участием лучших артистических-
сил столицы. = (АКА.

Общемосковское собрание работников печати
	[Tl ucbomMa
в редакцию
	Нужны новые каталоги
заводского оборудования
	Наши заводы оснащаются в основяом
отечественными станками, машинами и пря.
борами. А каталогов этого оборудования
нет. Каталоги содержат в большийствё 84-
именования импортного оборудования И
давно устарели.

Эт приводит в досадным ошибкам при
заказах оборудования, & поиски предирияе
тий, изготовляющих его, отнимают иного
времени.

Изданные в прошлом году министерства
ми прейскуранты оптовых цен на 060ру1о=
вание неполны и очень неудобны для польз
зования. Они слишком кратки, не иллюбт-
рированы, не содержат всех технических и
экономических данных станка, машины али
прибора.

Выпуском каталогов оборудования cae-
довало бы заняться Институту технической
информации при Совете Министров СССР,
а не отдельным министерствам. Подразде-
лять каталоги нужно по номенклатуре обо-
рудования, как, например: металлорежущее,
вузнечно-прессовое, метизное, деревеобраба-
тывающее, энергетическое, лабораторное,
дорожно-строительное и т. д.

Необходимо, чтобы в каталогах были фо-
тографии (общий вил) станков, машин или
приборов, дана их исчерпывающая тёхни-
ческая характеристика, указаны фирмы й
их адреса, стоимость оборудования по ви.
ным ценам 1949 года,

Такие каталоги надо выпустить вах мож.
HO скорее, потому что отсутствие их ли-
шает возможности приобретать нанболев
шрюизволительные совершенные станка Я
	машины. А. ТАРАСОВ,
инженер по оборудованию завода
«Автоприбор».
г. ВЛАДИМИР. я
	Использовать эльдарскую сосну
	для полезащитных насаждений
	Для полезашитных полос в засушливых
районах ‘особенно ценной древесной породой
является эльдарская сосна.

Эльдарская сосна — невысокое херёво &
двухвойными пучками, 6 яркбзеленой
хвоей. Эльдарская сосна — исключительно
засухоустойчивое дереве. В далеком прош-
лом она произраетала на берегах Каспия &
на границе Азербайджана и Грузии. Сохра-
нилась она только кое-где в Эльдарской
степи Закавказья.

В 1927 году организован заповедняЕ
эльдарской сосны, находящийся в ведении
Грузинского управления  заповедниками.
Трудами работников заповедника эльдарская
сосна освоена для посадки в полезащитных
полосах засушливых районов:

Эльдарская сосна может произрастать 8
самых жестких условиях: при нёдостаточ-
ных ‘обалках (250 мм в год), при высоЕой
летней температуре.

Ставропольский край, как известно, от-
носится к засушливым районам.

Я обращался в районные и краевые DY-
ководящие организации с предложением
использовать эльдарскую сосну для наваж-
дения полезащитных полое. Однако мне 0т-
ветили, что ее использовать для этой цели
невозможно из-за высокой пены семян.
Высокая цена на семена эльдарской сосны
сдерживает ее широкое распространение и
наносит ущерб народному хозяйству. Цена
на семена должна быть пересмотрена ий кАЕ
	можно скорее. Е
Н. ГАСТВВ,
доцент Пятигорского фармацевтиче-
ского института.
	прошлом простой рабочий, ныне севший за
стол примаря (городского головы) Бухаре-
ста.

Он с увлечением рассказывает о проклад=
ке шоссе в направлении Джурджу я Олте-
ницы, 0 Том, чо в ЭТом сезонё будет за-
мощено 50 окраинных улиц, о строитель-
стве 7 школ и 6 интернатов й 0 многом
другом.

У городских властей и министерства
просвещения появилась новая забота: как
удовлетворить всех желающих учиться.

В районе Вотрочень министр просвешеё
ния Георге Василики осмотрел служебные
помещения, принадлежавшие некогха коро-
левской фамилии. Это были обширные &0-
нюшни, напоминающие выставочные залы,
& также различные здания, где размеща=
лась придворная челядь.

Короля вовее не интересовала жизнь
тех, кто ютился в «Яме Флоряску», зато
его лошади жили по-королевеки.
	Министр остался доволен осмотром. Це-
лый городок! В этих зданиях, если их ив»
реоборудовать, могут быть устроены вполне
приличные учебные аудитории.
	И вот решено, что осенью здесь будут
заниматься 4.000 студевтов медицинского
института.

— Что поделаешь, нам так иного нуж-
но строить и создавать, — говорит Георге
Василики, — что средств на вое пока, &
сожалению, нехватает.

И он, отвечая своям мыслям, повторил
фразу, сказанную рабочим с завода «Сет»:
«Ничего. теперь лело пойлет...»
		живая книга о Чехов

стейшего юмора, вроде знаменитой «Лоша-
диной фамилии». 910 почтя дословное по-
вторение тот, что неоднократно пясал о
Чехове лидер либеральною  народничест-
83а — Н. В. Михайловевий.

Обвиняя Чехова в безидейности, Дерман с
циничной откровенностью солидаризируется
ве только с милым его сердцу суб`ектив-
ным социологом  Михайловеким. нон с
беспринципнейшим политическим  хаме-
леоном, реакционером — издателем газеты
«Новое время» А. Сувориным.

В 1889 году Чехов опубликовал повесть
«Скучная история». Герой этой повести—
известный профессор медицины, подво-
дя итоги  виденному и пережитому за
62 гола, большая полозина из которых
была отдана «бескорыстному» служению
«Чистой» науке, чуветвует себя банкротом,
с опозданием осознает бесполезность про-
Raton ИМ ЖИЗНИ.

Об’екливный смысл повести, как и
смыел самого образа старого профессора,
совершенно ясен. Он сводится к тому, что
Чехов не разделял, & рэшительно и безого-
ворочно осуждал анолитичность своего не-
задачливого героя. заставив его пережить
трагедию, осознать совершенную и уже ни-
чем Непоправимую ошибку молодости и
воспитания, писатель тем самым сурово
осуждал и тех, кто в самой действитель-
ности придерживалея подобной позипии.
Он мог бы начать или закончить свою
грустную Повесть словами, написанными
им в 1888 году в одном из писем: «Осмыс-
ленная жизнь без определенного мировоз-
зрения — не жизнь, а тягота, ужас».

Прочитав «Скучную историю», опытный
п хитрый политикан Суворин сразу pac-
кусил ее идейное содержание, понял на-
правление наносимою  Чеховым удара.
Чтобы ослабить общественно-политическое
значение повести, сбить с толку ее автора,
Суворин подхватывает заблуждения про-
фессора, его аполитичность и адресует их
самому Чехову, обвиняя его в чрезмерном
0б’ективизме, безидейноети. Отводя эти уп-
реки, парируя Шаткие аргументы Сузори-
на, Чехов писал ему 17 октября 1889 го-
да: «Если вам подают кофе, то не. старай-
тесь искать в нем пива. Если я преподно-
шу вам профессорские мысли, то верьте
Уне и не ищите в них чеховских мыслей»,
Советский литературовед А. Дерман неё
	тольёо He разоблачает лживость из-
мышлений Михайловского и Суворина,
а. Наоборот, целиком становится на HX
	позицию. Нроцитировав te место из за-
писок профессора, гле он хвастается своей
непричастностью к политике, говоря: «Ни-
когда я не совал` своего носа в. литературу
и политику» (эти слова в книге выделе-
ны курсивом. — А. Л.), — Дерман завлю-
чает: «Смысл этих елов (особенно же
подчеркнутых нами) достаточно ясен...
Огромный интересе  предетазляет фигура
старого профессора. На близость ето взгля-
	A0B по некоторым вопросам © взглядами
	_—— UL
	автора люди, хорошо знавшие Чехова, #2-
пример Суворин, указали ему тотчас, как
«Скучная история» появилась в печати.
Антон Павлович энергично протестовал
против такого сближения. В какой-то ме-
ре оно, однако, неоспоримо и может быть
обосновано (?!— А. Л.) прямыми выека-
зываниями Чехова в письмах и статьях».

В 1896 году А. П. Чехов напечатал по-
весть «Моя жизнь». В ней он с огромной
силой художественного воздействия опол-
чилея против общественной лжи и He-
справедливости существующего сопиально-
го порядка. Устами  тлавного мроя —
Мисаила Полознева — он обличает туск-
лую, роевую жизнь мещанства провин-
циального города, бесправие крестьянеких
масс парской России. Но сочувствуя По-
лозневу в обличения затхлой атмосферы
нудного обывательского существования, ие
освещенного никаким возвышенным ч6ло-
веческим идеалом, Чехов неё милует и са-
мого героя, вода он под влиянием тол-
стовских илей о непротивлении злу Ha-
силием посбеляещя в деревне и пытаетея
«опроститьея», жить строго «по-мужиций».
Устами Маши, жены  Полознева, Чехов раз-
венчивает ero и обисняет причины
его недовольства самим с060ю и жизнью
RpecTban.

Опустив преднамеренно это и другие
аналогичные места повести, а цитируя
TOILED TO, Что невыгодно характеризует
Чехова, Дерман извращает его произведе-
НИ,

Дерман выхолащивает глубокое социаль-
ное содержание даже таких остро сатири-
ческях произведений Чехова, какими яве
ляются «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев».
Для него они == не обобщающее и прав-
дивое отражение уродства и мерзостей co-
временной Чехову действительности, а все-
го-навсего занимательные курьезы, анев-
дотические редкости.

Общейзвестна исключительная роль
драматургии Чехова в Творческой деятель
ности Московского Художественного тват-
ра. Дерман, однако, пытается опровергнуть
и 910. «Довольно широко раепространенное
мнение, — пишет Дерман, — что рефор-
маторокая деятельность Московского Худо-
жественного театра началась с репгитель-
ного обновления и освежения репертуара
и что в основу этого репертуара © самого
начала были положены пьесы Чехова, —
мнение это в корне неверно». На каком же
репертуаре, в таком случае, вырос Худо-
жественный театр? На репертуаре запад-
ной драматургии, отвечает Дерман, на
пьесах Гауптмана, Шекспира, Мариэтта,
Гольдони. .

Книга Дермана о Чехове представляет
собой вредную эклевтическую мешанину,
автор которой выступает в ‘роли эпигона
давно осужденных и разоблаченных либе-
рально-наролнических взглядов на твофче-
	ство А. П. Чехова,
.А. ЛУКИН:
	ада казахской литературы
	фин, Габит Мусренов, Абдильда Тажибаев,
Ackap Токмагамбелов, Таир Жароков, Гали
Орманов, Альжаббар Абишев, Жумагалий
Саин. КВасым Аманжолов. Калижан Бекхо-
	Декада откроется в Большом зале Вон-
верватории. Вечера казахской литературы
состоятся в клубах и дворцах культуры
московских заводов и высших учебных за-
ведений. в ИДКА. Заключительный вечер
состоится в Колонном зале Дома союзов.

В дни декады в Центральном Доме лите-
  раторов. будет открыта выставка казахской
‘вниги На русском и казахском языках.

_ В комиссиях и секциях Союза советеких
писателей СССР будут проведены обсуж-
дения творчества казахских поэтов, про-
Sakon, драматургов и лелевих писателей.
	Участники декады посетят московские му-
зей, выставки ий театры.
	Свыше 80 тысяч крестьянских бедняц-
ких и середняцких хозяйств, добровольно
0б’единившихея в тозы (товарищества по
совместной обработке земли), коллективно
обрабатывают землю в нынешнем голу,
		Сессия Всесоюзной академии
сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина
	учно-исследовательских сельскохозяйствен-
ных учреждений по вышюлнению решения
партии и правительства, выступил прези-
дент академии академик Т. Д, Лысенко.

После доклала начались прения. Baxe-
ститель министра  сваьского хозяйства.
СССР Ф. Н. Голубничай рассказал 0б ис-.
ключительном значении трехлетнего плана
развития общественного животноводства в
деле дальнейшем укрепления могущества
страны и роста благосостояния наебвления.

В конце заседания выступил замести-
тель министра совхозов СССР Ф. М. Мартья-
		В Москве в клубе Министерства сель-
ского хозяйства СССР вчера, 5 мая, от-
крылась сессия Всесоюзной академии сель-
скохозяйственных наук имени В. И. Ле-
нина, посвященная выполнению постанов-
дения Совета Министров СССР и ЦЕ ВКП(б)
© трехлетнем плане развития общественно-
го колхозного и совхозного продуктивного
животноводетва (1949—1951 гг.). В ев
работе принимают участие около тысячи
человек. ..

Cecentio открыл вице-президент акалемии
академик В. П. Мосолов.

С докладом, посвященным задачам на-

страны —— Оталинской премией были отуе-, жин, Габдулла Сланов. И. Шухов, Д. Сне-
WHET в 6в0е время песни великого казах-  гин, Абу Сарсенбаев и др.. народная арти-
	ского акына Джамбула Джабаева. Сталин-
ской премии первой степени удостоен роман
Мухтара Ауззова «Абай».

Для участия в декале приезжают из
Алма-Ата и других городов Казахской ССР
писатели и видные деятели казахского ис-
кусетва: среди них: лауреат Сталинской
премии Мухтар Ауэзов. председатель Сою-
за советеких писателей Казахской ССР Са-
бит Муканов, писатели — Габилен Муста-
	мии Вуляш Байсейтова;, народные артисты:
	Вазахской   ССР — Шакен Айманов, лауреат
Сталинской премии Анварбек Умбетбаев,
композитор А. Жубанов. Жамал Омарова,
Шара Жандарбекова, заслуженные артисты
Казахской ССР -— лауреат Сталинской нре-
`мин Шабал Бейсекова, лауреат Сталинской
‘премии Байгали Досымжанов, Хадиша Бу-

кеова. Каукен Кенжетаев и ло.
	Снег еще лежал на улицах, а на заводе
«Сет» рабочие заканчивали изготовление
первой партии молотилок. Надо сказать,
` Что ло недавних пор эти не бог вееть ка-
	Бухарест сезодня
	Вухарёст на сильно побтрадал от войны.   мынии еше не отменена полностью карточ-! нии освобождение, такие же, как она, мо-  Кие хитрые машины Румыния  ввозила
	лодые, ищущие,  жизнедеятельные ее TO-
варищи векочили © мест, и вспыхнули ли-
кующие овации.
	— Ста-лин, — скандировала тысяча
Юных голоеов.
Несколько позже на ту же трибуну
	поднялся один из представителей румын-
ского конгресса деятелей культуры B
борьбе за мир Михаил Садовяну, делегат
Ввеемирного конгресса сторонников мира в
Париже. В здании «Атенеул Ромын», что
находится на бывшей Королевской плоша-
ди, в круглом куполообразном зале витало
короткое, но такое благородное и величе-
ственное слово — «мир», А ведь это до-
рогое народам слово еше совсем недавно,
каких-нибудь пять-шесть лет назад, не
могло быть произнесено с этой трибу-
ны, на которую в ту пору попеременно
входили лишь политические спекулянты и
торговцы свободой народа тина Антоне-
вку, Маниу. ‘Оно не могло прозвучать и
на этой площади, увенчанной фешенебель-
ным дворцом короля.

Голос Садовяну звучал молодо и силь-
но. Это говорил один Из лидеров румын-
ской интеллигенции, обознавшей, что слу-
жение народу — самое большое благо на
земле,

— Мир запоздал, как запоздала вес-
Ha, — товорил старый писатель. — Но
весна пришла, наконец, и неизбежно при-
дет мир, потому что этого хочет большая
	Часть человечества.
*
	Ная система, но наряду с государственным
распределением с каждым днем ширится
свободная государственная торговля 6¢3
карточек. Успех выполнения первого годо-
вого плана республики и хорошие перспек-
тивы на урожай сулят новое улучшение
жизни трудового народа.

Яркие рекламы кино, без которых
трудно представить себе бухарестский пей-
заж, —— они сохранили прежнюю форму,
но стали новыми по содержанию. Больше
не ветретишь в Бухаресте рекламных пан-
HO с изображениями американских ганг-
стеров. В большинстве кинотеатров идут
советские фильмы, а также кинокартины,
созданные в соседних демократических
странах. Произведения советского киноис-
кусства демонстрируются всегда в перепол-
ненных залах.

Но главное в сегодняшнем Бухаресте
Bce Me не перемены во внешнем облике
города, а новые качества его людей, их
чаяния и дела.

*

..С Аурике Кымпяну мы познакомились
в торжественных залах румынекого парла-
мента. В тот день в Числе других женщин,
отличившихся в труде, председатель Ве-
ликого национального собрания доктор
Е. Пархон вручил Аурике орден. Несколь-
ко позже я увидел ее непринужденно бе-
седующей с Анной Паукер. Аурике впер-
вые была в парламенте и впервые гово-
рила © одним из руководителей. демократи-
ческого правительства. Но по тому, как
свободно она себя держала, чувствовалось,
что она знает свое право присутствовать
здесь. Глаза Аурике светились от того,
что жизнь ее складывается так красиво.

Потом я поветречалея с Аурике Кым-
пяну на фабрике «Филатура Ромыняска де
бумбак», где она работает банкаброшни-
цей, обслуживая две машины. Можно бы-
л0 наблюдать, как ловко снуют ве умелые
руки, и удивляться ее растущим стаханов-
ским успехам.

В ‘третий раз я увидел Аурике Кымпя-
ну` на трибуне молодежного об’единитель-
ного с’езда, образовавшего единый союз
рабочей молодежи Румынии. Она говорила
о радости жить и трудиться, о счастье
служить своему народу. И когда Аурике
произносила слова благодарности велико-
	Разрушения были: небольшие, и их следы.
Почти Не ВИДНЫ. Jams Ha YROpOveHHOE
американской бомбой здание университета.
с укором в окаменелых глазах взирает с!
пьедестала памятника Георгий Чазарь, с-
новоположние гражданского образования
в Румынии.

_ Парадные улицы центра, заетроенные
массивными домами присутственных мест
й торговых учреждений, валлы и особняки
бывших буржуазных и аристократических
кварталов, кривые улицы предместий: е
маленькими домиками и непомерно боль-
ими вывесками, — вее это выглядит по-
чти так же, как и раньше.

Й краски реклам кинотеатров на буль-
варе имени 6 марта (быв. бульвар Елиза-
бет); и многочисленные памятники на
больших и малых площадях; и зеленые
лужкя парка Чашмиджину, по которому
привольно разгуливают’ экзотические пав-
лины, поражая детяшек своим пышным
оперением; и своеобразные «уличные са-
лоны» в подворотнях, где продаются по-
дешевке наспех нарисованные пейзажи,
натюрморты и портреты цыганов, закутан-
ных в яркие шали; и фотографы на буль-
варах, обстреливающие лейками, 8: затем
вручаюшщие вам визитную карточву в рас-
4816 на 10, Что вы зайдете веё же за ево-
им изображением, оставив взамен какую-
то сумму лей, — все это традиционно бу-
‘харестекое.

Но стоит внимательнее вглядеться В
уличную жизнь, как бросится в глаза но-
poe. Хотя многие учреждения, министер-
ства, департаменты занимают прежние по-
мешения, но на фронтонах их зданий ря-
лом с национальными флагами можно про-
честь лозунг «Тряска Република Попу-
лара Ромына!» — «Да здравствует Румын-
ская народная республика!». 9т0 — лозунг
нового государства, молодой .народно-демо-
кратической респубаики, отмечающей BTO-
рую свою весну. Люди в этих учрежде-
ниях, помешающихся в старых зданиях,
служат новой жизни. ,

Среди торговых заведений все чаще и
чаще попадаются магазины «де Стат»,
что означает «государственные». Дворцы
торговаи «Бухарест» и бывший «Лафайет»
вхотят в число таких магазинов. В них —
	обилие товаров и заботливое обслуживание

Из-за границы. Когда-то на соседнем с «Се-

`Том» заводе «Василе Ройта» пробовали oc-

BOHTL производство молотилок. «Осваивали»
20 лет и выпустили за это время... двад-
цать штук! Поэтому молотилки «Сет» —
это не проето агрегаты на колесах, как
назвал их сопровождавший нае инженер; &
нечто гораздо большее.

Теодор Никулеску — молодой сварщик в
чуть опаленным, еловно загорелым лицом,
как выяснилось, учился евоей профессии на
заводе имени Сталина в Москве. Там Теб-
дор вевьма преуспел в освоении профессии,
получил седьмой разряд и зарабатывал до
двух тысяч рублей,

—Вы понимаете, = говорил он, горде-
ливо оглядывая готовую молотилку, — по-
сле ваших автомобилей «ЗИС» эта маши-
на, конечно, не может казаться чулом тех-
ники. № тому же и конструкция ее не-
сколько устарелая, и работать она будет не
на помпипниках, а на баббите. Но радост-
Но то, что мы теперь сами делаем моло-
тиаки. И тракторы свои научимся изго-
товлять
	— Бы, наверно, слышали, что их выпу-
скает уже завод в Брашове. И автомобили
будем производить. Теперь дело пойдет!
Обратите внимание, —= продолжал Никулес-
ку, — молотилки-то тракторные. Одному
царанину (крестьянину) такая машина не
под силу, значит, надо на ней работать со-
обща, кооперативом.

Так рассуждал этот простой рабочий,
рядовой житель Бухареста, один из тех, ко-
го молодчя румынская демократия пробу-
дила к сознательному творчеству, — рабо-
чий, понявший, что от увилий таких, как
он, простых людей зависят расцвет госу-
даретва и его личное счастье.
	Бухарест послал крестьянам не только
машины, которых он никогда Jo этого
раньше не производил; удобрения, в коих
всегла ощущал большую нужду румынский
престьянин; поток различных товаров —
от гвоздей и подков до обуви и тканей, Он
послал в деревню своих агрономов и вра-
чей, бригады ремонтеров в машинно-трак-
торные станции и сельские кузни, а глав-
ное, рабочих и партийных организаторов,
которые помогают организовать крестьян-
cual труд на новых, кооперативных нача-
дах,

..С наступлением теплых дней в румын-
ской столице появилось множестно самых
неотложных дел. Бывший токарь, а ныне
директор одного из крупнейших в Румы-
нии заводов — завода имени «28 августа»
(бывший Малакса) Эмиль Онига поведал о
строительстве, ведущемеся вблизи его пред-
приятия: of завода прокладывалась в
сторону города трехкилометровая линия.
трамвая.

На улице, прилегающей к заводу, строи-
тели разбирали ветхие глинобитные до-
мишки рабочей окраины Бухареста. Улицу
нужно было расширить, чтобы пролежить
рельсы. Строителям в непривычной для них
работе разрушения © удовольствием помо-.
гали бывшие обитатели этих лачуг. Hx
лица были радостными. Еще бы! Теперь
эти люди будут жить в домах центра, где
раньше жила буржуазия.

Председатель Временного Комитета На-
родного Совета Бухареста Николай Вакуле-
ску рассказывает, что из «Ямы Флоряску»
(так называется одна из окраин), из Ра-
хола, Теи и других нредместий столицы
уже переселилось в благоустроенные дома
центральных районов более одной тысячи
человек.

Работница Мария Фотолеску с завода
«Дымбовица» жила © семьей из четырех
дути в крохотной комнатке, где помещалась
одна кровать. День 1 мая ее дети и муж—
	железнодорожник встретили в просторной и
уютной новой квартире.
	Ткачиха с фабрики «Текеаком» Флория
Дякону переселилась из старой, полутемной
комнаты, где жило шесть человек, в квар-
тиру из трех комнат.
	Председатель Временного Вомитета сто-
лицы показал нам фотографию. На ней изо-
бражен вроеший в землю домик, на крышу
которого, вероятно, для того, чтобы ее не
енес ветер, положены камни. Рядом стоит
семейство Иона Някшу — тринадцать че-
ловек. Головы взрослых — на уровне кры-
ши. Теперь Някшу живет. в большой и
благоустроенной квартире, где всем хва-
тает мёста.

— Хорошая эта весна для рабочих,
она несет плоды наших первых ycite-
	  хов, — говорит Вавулеску, в недавнем
	Сегодняшний Бухарест, его весна — это
не только залитые солнцем улицы. 910 #
забота города о деревне, и строительство
шЕол. дорог и трамвайных линий, и разру-
шение лачуг «Ямы Флоряску», и пересе-
ление рабочих в буржуазные обобняки, и
изучение русского языка министрами й
рабочими, и вечера, посвященные Пушки-
ну, и государственные магазины. и Новые
фильмы на экранах, и впервые раскрытый
взрослым румыном букварь. и горячие ре-
чи людей. таких, как юная Аурике Кым-
пяну и умудренный жизнью Михаил Ca-
ховяну.

И еще: это благодарная память бухарест-
цев, приносящих живые цветы на могилы
советских воинов, павших в боях за осво-

бождение Румынии.
Н. ВНУК,
	соб. корр. «Известий».
БУХАРЕСТ. Апрель—май.
	..Встати, BeCH& в этом году в РУумы-
нии действительно  запоздала. Последние
снега выпали тогда, когда по здешнему
календарю должно было быть первому цве-
тению. Газеты сообщили, что дотоле бес-
снежные степи Молдавии, поля Олтении,
Мунтении и других провинций находятся
под надежным покровом, что запасы влаги
в почве значительно увеличились, & зна-
чит, улучшились и перспективы будущего
урожая. ;

Современный Бухарест, живущий инте-
ресами народа, весьма далек от прежнего
буржуазного Бухареста, который мало Gec-
покоили судьбы кормивших его земленаш-
нев. Сегодня румынская столица тесно
связана с насущными интересами всей
страны и в первую очередь румынской де-
ревни.
	массового покупателя. Как известно, в Ру-  му Советскому Союзу, принесшему Румы-