СУББОТА. 7 МАЯ 1948 г. Ne 106 (99465)
	писатель,
	В. М. Саянов, _ .

премия присуждена за роман
«Небо и земляь.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ЛЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ CCCP
	А, У ибетбаев,
	Л. М, Поляков,
	С. Н. Кучеров,
инженер, премия присуждена за участие
в разработке конструкции и внедрение в
иромьипленность маслобойных шнековых
прессов непрерывного действия,
	п. Г. Петров,
	_A. Д. Филипненко,
композитор, премия присуждена за струн-
ный квартет № %
	архитектор, премия присуждена за уза-

стие в создании проекта 17-этажного зда-

ния гостиницы в Москве на Каланчевской
улице,
	техники -— радио изобретено в Нашей
‚стране. История ‘технических открытий
красноречиво свидетельствует о могучих
творческих силах русского народа, неустан-

Олно из важнейпгих завоеваний науки и
	HO  двигавших  внеред науку и Tex-
нику. Русский ученый Петров открыл
электрическую дугу, русскому ученому
	Павлу Львовичу Шиллингу принадлежит
приоритет в изобретении электрического
телеграфа, русевий ученый академик Яко-
би создал гальванонлаетику, предложил
первый в мире буквопечатающий  теле-
графный аппарат и построил первые элек-
трические самоходные лодки, инженер
Яблочков был изобретателем транеформа-
тора и дуговой лампы, а Додыгин-—лам-
почки накаливания. Русскому гению при-
надлежит и ‘ряд других важнейших откры-
тий в электротехнике.
	Б этот снлошной фронт открытий огром-
ного значения входят гениальные работы
Александра Степановича Попова, изобрета-
теля радио.

Со времени изобретения радио русские
ученые сохранили за собой первенетво в
работах по радиотехнике и веегда шаи
впереди иностранцев. Так, например, еще
в 1907 году русский ученый профессор
Резинг разработал схему элевтроннолуче-
	вого телевизионного приемника, а в 19111
	году создал его действующую модель. Он
первый в мире получил простейнтее телез
	визионное изображение. Розинг опередил
	ученых Америки, Англии и Германии на
10—15 лет.
	В условиях паревого  самодержавного
режима работы русеких ученых и изобре-
тателей редко выхолили из стен скромных
лабораторий и мастерских. Только с побе-
лей Великой Октябрьской  социалиетиче-
ской революции в нашей стране началось
развитие радиопромьтиленноети и радио
получило широкое применение.
	История развития радио в Советском
Союзе неразрывно связана © именами
В. И. Ленина и И. В. Сталина. Они пер-.
	выми обратили внимание на радио, как на
одно из важнейших средетв не только свя-
зи, но и агитации, пропаганды, культуры,
воспитательной работы. В. И. Ленин и
В. В. Сталин были авторами первых пря-
зывов к народу, переданных  советекями
радиостанниями. 7 ноября 1917 г. в
10 часов, радиостанция крейсера «Аврора»
передала натисанное В. Й. Лениным ието-
рическое обращение «В гражданам Poc-
сии!», в котором сообщалось, что времен-
ное правительство низложено и государ-
ственная власть перешла в руки проле-
тариата,
	В конце 1919 года, когда за границей
шли еще споры о технической возможно-
ети осуществить радиовещание, Нижегород-
ская радиолаборатория, созданная но ука-
занию В. И. Ленина, начала впёрвые в
мире широко проводить опытные ралиопе-
редачи. Ознакомившись с результатами
опытов лаборатории, В. И. Ленин 5 фев-

раля 1920 г. писал техническому руково-
дителю лабораторий проф. М. А. Бонч-

Вруевичу: «Газета без бумаги и «без рас-
стояний», которую Вы создаете, будет ве-
UHRUM делом».
	Уже в начале 1920 года по указаниям
В. И. Ленина разрабатываетея программа
строительства радиостанций. В условиях
еше непреодоленной хозяйственной разрухи,
в августе 1922 г. было закончено соору-
жение 12-киловалтной радиовещательной
станции, самой мощной в те время в мире.
С тех ‘пор советекая радлопромышленноеть
прочно удерживает мировое первенство по
мощности вводимых в действие ралиостан-
ций. Ралиовещательные передачи за грани-
	пей начались позже, чем в Советоком Сою-
	Станция Вотельнич-1 Горьковской же-
лезной дороги — один из основных перева-
лочных пунктов в Кировской  облаети.
Станция отгружает и принимает сотни п
Тысячи тонн грузов, транепоргируемых по
реке Вятке.

_ Работа железнодорожной  станцин и
‘речной пристани в значительной мерё ре-

`шает успех хозяйственной  заятальноети
	УНОГИХ глубинных районов, обобевно в пе-.
	рнод весеннего сева. Отеюла должно сей-
Час срочно отправляться большее количе-
ств® семян, удобрений и ‘других посевных
грузов.

Чтобы усйбрить nepepactity грузов. на
станции Котельнич, здесь, по решению Ми-
нистеретва путей Фообщения. должны быть
	проведены большие работы по механизации
	инженер. премия присуждена за. участие

з разработке метода перевода поточного

прбизводетва на выпуск новой модели

автомашины без прекращения выпуска
продукции,
	артист, премия присуждена за участие в

спектакле «Биржан и Сараъ в Казахском

Академическом театре оперы и балета
им. Абая,
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
	С присвоении звания Героя Социалистического Труда передовикам сельского хозяйства
Грузинской ССР
	(Продолжение. Начало см. «Известия» от 5 и 6 мая).
	98. Мелконяну Соломону Акоповичу — агронбму
колхоза им. Микояна Очемчирского района, получив-
шему урожай табака сорта «Самсун» № 27 16,8 цент-
нера с гектара на площади 24,  гектара.

59. Минасяну Оганесу Геворговичу — бригадиру
колхоза им. Шаумяна Очемчирского района, полу-
чившему урожай табака сорта «Самсун» № 27 16,5
центнера с гектара на площади 6 гектаров.

60. Минасяну Паравону Георковичу — бригадиру
шему урожай табака сорта «Самсун» № 27 16,2 цент-
нера с гектара на плошади 6,3 гектара.

61. Мчедлишвили Пипо Сосиевичу — звеньевому
колхоза им. Сталина Сигнахского района, получивше-
му урожай табака сорта «Трапезонд» 30,3 центнера
с гектара на площади 3 гектара. т.

62. Надарая Михаилу Исидоровичу — председате-
лю колхоза им. Орджоникидзе Хобского района, по-

лучившему урожай кукурузы 88,4 центнера с гектара
на площади 72 гектара.
	63. Натрошвили Илье Бессарионовичу — бригади-
	_ ру колхоза «Шрома» Лагодехского района, получив-
шему урожай табака сорта «Трапезонд» 29,1 центне-
ра с гектара на площади 6,5 гектара.

64. Начкебия Георгию Поликарповичу — звеньево-
му колхоза им. Гегечкори Зугдидского района, полу-
чившему урожай кукурузы 89,3. центнера с гектара
на площади 10 гектаров.

65: Нубаряну Грачу Капреловичу — звеньевому,
колхоза им. Куйбышева Гагрского района, получив-
	wemy урожай табака сорта «Самсун» № 27 19,4 цент-
	нера с гектара на площади 3,5 гектара.

66. Нуцубидзе Шалве Дмитриевичу — секретарю
Лагодехского районного комитета партии, обеспечив-
шему своей работой перевыполнение в целом по рай-
‚ону планового сбора урожая табака на 15,2 процента.

67. Оганяну Енофу; Сааковичу — бригадиру колхо-
за им. Берия Гагрского района; получившему урожай
табака сорта «Самсун» № 27 19,5 центнера с rekTapa
Ha площади 6 гектаров. 3

68. Оганяну Мисаку Сааковичу — звеньевому кол-
хоза им. Берия Гагрского района, получившему уро-
жай табака сорта «Самсун» № 27 18 центнеров с гек-
“тара на плошади 3 гектара.
	69. Палавандишвили Бежану Ильичу — главному
	_агроному отдела сельского хозяйства Хулойского
района, обеспечившему своей работой перевыполне-
ние в целом по району планового сбора урожая таба-

ка на 22,6 процента.
	70. Палагину Ивану Архиповичу — звеньевому
колхоза им. Калинина Лагодехского района, получив-
°шему урожай табака сорта «Трапезонд» 29,2 центне-
_ ра с гектара на площади 3 гектара.
`71. Ромму Вольдемару Магнусовичу — бригадиру
колхоза им. Сталина Леселилзевского сельсовета
	Гагрского района, получившему урожай табака сорта
«Самсун» № 27 18,5 центнера с гектара на площади
6 гектаров.

72. Сабиашвили Захару Георгиевичу — звеньевому
колхоза «Ленинис андердзи» Лагодехского района,
получившему урожай табака сорта «Трапезонд» 28,6
центнера с гектара на площади 6,4 гектара.

73. Садыкову Самеду Курбан оглы — звеньевому
колхоза «Сопиализм» Марнеульского района,: полу-
чившему урожай табака сорта <Трапезонд» 29,6
центнера с гектара на площади 3 гектара.

74. Санаридзе Али Кедемовичу — звеньевому кол-
хоза им. Ворошилова Кедского района, получившему
урожай табака сорта. «Трапезонд» 27,5 центнера с
гектара на площади 0,4 гектара и сорта «Самсун»
21,5 центнера с гектара на плошади 2,6 гектара.

75. Сафар Махмуд оглы — звеньевому колхоза
«Социализм» ны района, получившему
урожай табака сорта «Трапезонд» 29,9 центнера с
гектара на площади 3 гектара.

76. Северину Гансу Михайловичу — прёдседателю
колхоза им. Сталина Леселидзевского сельсовета
«Самсун» № 27 18,6 центнера с гектара на площади
15 гектаров.

77. Силогава Николаю Алексеевичу — звенье-
вому колхоза им. Сталина Гальского района, полу-
чившему урожай кукурузы 97,5 центнера с гектара на
плошади 10 гектаров.
	78. Симонян Ноемзар Сетраковне — звеньевой кол-
	хоза им. Сталина Гантиадского сельсовета   агрекого
района, получившей урожай табака сорта «Самсун»
№ 27 23,1 центнера с гектара на площади 4,1 гектара.
	_ 79. Сихарулидзе Тамаре Михаиловне — главному
агроному отдела. сельского хозяйства Кедского райо-
	на, обеспечившей своей работой перевыполнение в це-
	лом по району планового сбора урожая табака на
26,5 процента.

80. Союн Гюлли кызы — звеньевой колхоза им.
Жданова Болнисского района, получившей урожай
табака сорта «Трапезонд» 28,1 центнера с гектара на
площади 3 гектара.
	81. Сурманидзе Хасану Маировичу — звеньевому
	колхоза им. Стаханова Хулойского района, получив-
шему урожай ‘табака сорта «Трапезонд» 25,1 центне:
ра с гектара на площади 3 гектара.

82. Тания Касею Кясовичу — бригадиру колхоза
им. Берия Гудаутского района, получившему урожай
кукурузы 94, центнера с гектара на площади 30 гек-
таров.

83. Татаришвили Михаилу Владимировичу — пред-
седателю колхоза им. Чарквиани Хобского района,
получившему урожай кукурузы 89,2 центнера с гек-
тара на плошади 71 гектар.
	(Продолжение следует).
	ской

Успехи совеп

„Широкое применение радиосвязь находит
	теперь также и на железнодорожном транс-
	порте. Для нужд транепортников разрабо-
тана и освоена в серийном производстве
радиостанция, которой вооружен целый ряд
крупных железнодорожных узлов. Примене-
ние ралиоевязи на транснорте позволило
повысить интенсивность работы маневро-
ых паровозов, сократить простои маневро-
	вых и горочных паровозов и новысить 6e3-
	опасность работы.
	Г. АЛЕКСЕНКО,
	министр промышленности
средств связи СССР
		82. В Англии, например, в ноябре 1922 г.,
во Франнии в декабре 1922 г., в Германии
в октябре 1923 г. ив Италии в 1924 году.
	Виднейшие ученые нашей родины М. В.
Мулейкин, М. А. Бонч-Бруевич, А. А.
Чернынев, ЛД. И. Манлелынтам. Н. Д.
	OB NR OE NEA  ыые

Палалекси. В. A. Введенский. ВИ. Boxor-
	дин, А. Л. Мины и другие, развивая идеи
своего великого ` соотечественника А. С.
Попова, продвинулись далеко внеред в раз-
работке теории радиотехники и обеепечи-
ли. решение ряда важнейших и трудных
залач, стоявших на пути ее. развития.

За ды  сталинеких  пятилэток 1101
непосредетвенным руководством И; В.
Сталина в нашей стране была создана
радиопромышленность, вооружившая народ-
ное хозяйство передовыми средствами
радиосвязи и радиовещания. Мощное тех-
ническое оснащение передающих. радио-
станций CCCP дает возможность миллио-
нам советских людей во всех концах на-
шей -необ’ятной страны слушать голое сто-
лицы — родной Москвы.

Носле. Великой Отечественной войны
советекая  радиопромышленность.  продол-
Ждет быстро развиваться. К концу, 1948
гала 00”ем производетва валовой продук-
ции промышленности › средств связи более
чем вдвое превысил довоенный. уровень.

В прошлом году радиопромышленность
освоила большое количество новых типов
изделий, в У числе новые модели радиу-
приемников и новые типы радиоизмеритель-
ной аппаратуры, телевизионные приемники
для приема телевизнонного вещания е повы-
шенной четкостью изображенля, аппара-
туру пожарной сигнализации» шахтные
диспетчерекие телефонные станции и мно-
гое другое. Созданы также звукозаписываю-
щая и звукопроизводящая аппаратура и
оборудование радиоетулий, повышающие
эффективность и качество радиовещания,

С развитием радиотехники п примене-
нием радио в народном хозяйстве, особенно
в сельском хозяйстве и на траненорте, к ра-
диопромышленности пред’являютея все бо-
лее высокие требования. Коллективы науч-
ных учреждений и производственных пред-
приятий ралипопромышиленноети стремятся
к тому, чтобы эти требования удовлетво-
рить В кратчайнтие сроки. Советское прави-
тельство, присуждая Сталинские премии за
выдающиеся работы в области науки и изо-
бретательства в 1948 году, высоко оценило
достижения работников промышленности
средств связи. Сталинские премии присуж-
лены 37 ученым, конструкторам, стаханов-
пам, проложившим новые пути в радио-
технике.

В послевоенные тоды по указаниям това.
рища И. В. Сталина широко внедряется
радиосвязь в нашем. сельском  хозайстве.
	Серьезное значение в дальнейшем развития
	ее будет иметь освоенная ныне в серийном
	производстве  радиотелефонная станция
  тина «Урожай».

Эта. станция портативна, yiodua в
	эксилоатации и обеспечивает телефонную
радиосвязь между  машинно-тракторной
станцией и тракторными бригадами, связь
с районным центром ит. д.

В’ настоящее врёмя на. полях нашей ро:
хины работает уже немало таких радиостан-
ций. Применение радиобвязи мозволит зна-
чительно, улучишть руководство ‘Трактор
ными бригадами, сократить простой тозк-
	TOPHEIX Opnrax,: уменьшить” расход торючёго
н увеличить выработку Ha TpakrTop.
	СВИНИНА АМОНА
	Перех радиопромышленностью стоит’ за-
дача резко улучшить качество радиовеща-
тельных приемников как по электрическим

параметрам, так и по внешнему оформле-
НИЮ.
	Организуется массовое производетво де-
шевых, малоламповых приемников типов
«АРЗ-49», «Москвич-В», «Отонек» и «Пек-
ра-49».
	‚ Черевод. производства радиоприемников
На поток, внедрение автоматизации, но-
вых деталей и материалов, в том числе
пластмассовых футляров, & также пра-
вильная кооперация позволяют обеспечить
не только рентабельную работу предирия-
тий. радиопромышленноети, но и созлают
все возможности для дальнейщего ениже-
ния цен на радиоаниаратуру.
	До недавнего времени большинство
приемных радиоточек было сосредоточено в
	‚Городах и промышленных районах, Рост
Культуры  <оветекой деревни требует
‘теперь внедрения радио во воех колхозах,
	ралиофикации всех домов колхозников.
	Успелено развивается движение 3a
сплошную радиофикацию колхозов, начатое
весной 1948 года по инициативе москов-
ских колхозников,  поддержанное и воз-
главленное Московской партийной оргаки-
зацией. Замечательный почин москвичей
нашел горячий отклик во всей стране.
Массовая электрификация сел создает бла-
гоприятные условия aga радиофикации
колхозов, совхозов и МТС. Особенно боль-
ное. значение для сельской радиофикации
имеют транеляционные узлы, с помошью
которых эта важнейшая залоча может
быть решена в кратчайшие сроки, Учиты-
вая это, наша радиопромышалевность раз-
работала и организовала серийный выпуск
различной усилительной  транеляционной
зипаратуры для сельской радиофикации.

Для районов, не имеющих источников

электроэнергии, промышленность выпуска-
ет оборудование для транеляционных узлов
	тина ВТУ-20 в комплекте, с автономным
питанием от ветродвигателей.
	В бляжайшее время будет организовано
производетво детекторных радиоприемников
© усилителями, батарейных приемников
«91-4» с фиксированной настройкой, бата-
рейных передвижек, новых маломощных
транеляционных узлов с универсальным
питанием, а также всего ассортимента ра-
лиодеталей ‘И новых типов экономичных,
батарейных Лами.
	Работники промышленности средствевя-
зи; претворяя в жизнь свои обязательст-
ва, данные товарищу Сталину, выполнили
план   квартала текущего года по валово-
му выпуску на 103 пооцента:
	В работе нашей радиопромышленности
имеется еше немало существенных нело-
	статков. № нам пред’является ряд законных
претензий по чаети технического обеспоче-
	HAA ‚ радиофикации деревни, развития Me-
	стной радиопромышленности, — развертыва-
ния массового радиолюбительства.
	‚ Понадобится самоотверженный трул ра-
@очих, ученых, инженеров п служащих в
раднопромьниленности, ‘чтабы обеспечить
непрерывно растущие потовбности воего
	Сбт со хозяйства, науки, культуры и
быта советеких людей.

ые грузы

-   простаивают суда и вагоны, срываются
	планы перэвозкн. Зерно из сблала насы-
пается в мешки, затем взвениваетея на
мелких, двухтонных recax и переносятся
вручную в вагоны. И это при наличии
складской механизации произгодительно-
стью 100 тонн в час, при налачии весов,
на которых можно сразу взвесить груже-
НЫЙ вагон! .
	Управление Горьковской железной доро-
ги допускает вопиющее нарущение recy-
	дарственной дисциплины; игнорируя yka-
зания своего министерства и решеняе Ки-
	Н. ПОВАРЕНКИН,
	‚ровекого облиеполкома.
	0 присвоении звания Героя Социалистического Труда работникам совхозов Министерства
совхозов СССР по Харьковской области
	получившей урожай пшеницы 32,4 центнера с гек-
тара на площади 48,8 гектара.

4. Лебедь Матрене Михайловне — звеньевой мо-
лочного совхоза «Червоный», получившей урожай
пшеницы 32,2 центнера с гектара на площади 20 гек-
таров.

‚5. Онищенко Марии Евгеньевне — звеньевой свино-
водческого совхоза им. Парижской Коммуны, полу-
чившей урожай пшеницы 32,9 центнера с гектара на
	плошади 02.5 гектара.
	В соответствии с Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 24: апреля 1948 года за получение
высоких урожаев пшеницы и ржи при выполнении
совхозами плана сдачи государству сельскохозяй-
ствечных продуктов в 1948 году и обеспеченности
семенами всех культур в размере полной потребности
для весеннего сева 1949 года присвоить звание Героя
Социалистического Труда с вручением ордена Ленина
`и золотой’ медали «Серн и Молот»:

1. Данелюк Елизавете Давидовне — звеньевой сви-
новодческого совхоза им. 20-летия Октября, полу-
чившей урожай пшеницы 33,3 центнера с гектара на
плошади 20 гектаров.

2. Забегайло Ксении Лукьяновне — звеньевой сви-
новодческого совхоза’ им. 20-летия Октября, получив-
шей урожай пшеницы 31,4 центнера с гектара на
площади 20 тектаров.

3. Запорожец ’Валентине Акимовне — звеньевой
свиноводческого совхоза им. Парижской Коммуны,
	Москва, Кремль. 5 мая 1949 г _
	6. Панасенко Екатерине Ильиничне—звеньевой сви-
чившей урожай пшеницы 33,5 центнера с гектара на
плошади 90 гектаров.
	7. Шилиной Ольге Захаровне — звеньевой свино-
дческого совхоза им. 20-летия Октября, получив-
	+ =. 52 к
Акимовнё — звеньевой   шей урожай ржи 31,1 центнера с гектара на плоша-
	ди 20 гектаров.
	Председатель Президиума Верховного Совета CLCP И. ШВЕРНИК.
	Сенретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	задерживаются посевные грузы
	погрузочно-разтрузочных работ. В частно-
сти, еще в 1947 rory в Котельнич было
доставлено оборудование для мошных ва-
онных весов грузопод’емностью в 100 тонн.
До сих пор весы не установлены. Из-за
отеутетвия их флот Вятского речного паро-
холетва простоял в 1948 году в ожнаная
перегрузки зерна 131 тысячу тонно-суток:
четыре баржи грузопол’емностью по 1.100
тонн каждая простояли целый месяц в 6е3-
действии.

То же повторяется и в нынешнем году.
Последний срок монтажа весов — 20 ап-:
реля.— миновал, а между управлением
Горьковской железной дороги и Вятеким
речным пароходством ведется нескончаемая
переписка. Теряются сотни рабочих часов,

“0 присвоении звания Героя Социалистического Труда бригадиру тракторной бригады
‚Вурнарской МТС Чувашской АССР Пронькину И. Т.
	В. соответствии с Указом Президиума Верховного.
	Совета СССР от. 24 апреля 1948 года за получение
	высоких урожаев пшеницы и ржи при ‘выполнении о
	колхозами обязательных поставок и контрактации по
	всем видам сельскохозяйственной продукции, натур-_
	оплаты за работы МТС в 1948 году и обеспеченно-
сти семенами всех культур в размере полной потреб--
	Москва, Кремль. 5 мая 1949 г.
	ности для весеннего сева 1949 года присвоить зва-
	‘ние Героя Социалистического Труда с вручением
	ордена Ленина и золотой медали «Серн и Молот».
бригадиру тракторной бригады Вурнарской MTC)
Пронькину Ивану Тимофеевичу, получившему в об-

служиваемых колхозах урожай пшеницы 973’ цент-
	‚нера с гектара на площади 96,7 гектара и ржи 22,3

центнера с гектара на площади 141,5` гектара.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	с90. корр. «Известий»
г. КИРОВ. `