СУБЪОТА, 7 МАЯ 1949 г. № 106 (3945)
	В великом сталинском плане преобразо-
вания природы степей важное ‘место пря-
надлежит травопольным севооборотам. По-
левые и кормовые травопольные сев00боро-
ты являются необходимым условием повы-
шения урожайности сельскохозяйственных
Бультур и создания прочной кормовой базы
	AAA развития _ OOMLECTBEHHOTO HHBOTHOBOL-
СТВа.-
	Б колхозах  Куйбыпевекой области ши-
ровое внедрение травопольных  севооборотов
началоеь после’ постановления правятель-
ства и партии от 26 октября 1938 года о
мерах обеспечения устойчивого урожая в
засушливых районах юго-востока СССР.
Эта работа не прекращалась и в военное
время, хотя темпы ев замедлились. Нако-
нец, в 1947 году нарезка полей севоэбо-
	ротов была завершена во веех колхозах об-
ЛАСТИ. -
	При введении севооборотов, как правило,
учитызалиеь природные ‘и экономические
условия. того пли иного колхоза. В резуль-
тате‘в 137 колхозах введено по одному
севообороту, в 713 — по два, в 501 — по
три и в остальных колхозах — по четыре
и более севооборотов.
	Освоение введенных травопольных сево-
оборотов, однако, задержалось: облаеть не
располагала необходимым количеством се-
мян многолетних трав. Чтобы наладить про-
H2BOACTBO еемян многолетних трав в таком
количестве, которое бы позволило в крат-
чайший срок осуществить освоение траво-
польных севооборотов, в прошлом году в
области организовано дополнительно пят-
° надцать специальных хозяйств. Нод семен-
_ Ники трав в колхозах отведены значитель-
ные плошади. Наконен, в нынешнем году
5 выращиванию семян многолетних трав
_ приступают еще 56 колхозов. Уже к 5 мая

на полях области произведено беепокров-
_ ных посевов трав в девять раз больше, чем
_В 10 же время прошлого года, а поднокров-

ных посевов. — в четыре раза больше.
	В колхозах области развертывается борь-
ба за высокие урожаи семенников трав, за
получение наибольшего количества семян с
калждого гектара. В проньюм году, неблаго-
приятном в_ метеорологическом отношении
для Поволжья, отдельные, колхозы получи-
ли немалые урожаи семян люнерны. Так,
например, колхоз имени Челюскинцев Kop-
ского района с каждого тектара собрал
_2,5 центнера. Почти по два центнера семян
востра в среднем на гектаре вырастили кол-
хозы Молотовского района. Этим, впрочем,
далеко не исчерпываются наши возможно-

сти. [о данным нашей Безенчукской опыт-
‚ ной станции, урожай семян трав при vpo-
шении может быть доведен до. 10 и более
‚ центнеров с гектара. Поэтому. колхозы на-
шей области, имеющие поливные земли
(это прежде всего колхозы, расположенные
в районе Кутулукской  оробительной си-
стемы), широко вводят в практику выра-
щивание семян люцерны на искусственно
орошаемых площадях. Это значительно со-
Братит период освоения травопольных се-
вооборотов. Намечено также широкое пс-
	Севоо
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.
			При введении вновь или при расшире-
HEH существующих кормовых севооборотов
в них будут в первую очерель включены
природные кормовые угодья (выгоны, пает-
Зища), & при недостатке этих. угодий, в
необходимых случаях, расширение ковмо-
вых  севооборотов будет произведено. за
счет полевых земель. Е
	На основе постановления Совета Мини-
стров СССР ‘и Центрального Комитета
ВКП(б) о плане полезащитных лесонасаж-
дений, внедрения травопольных севооборо--
тов, строительства прудов и водоемов
разработан план освоения севооборотов в
колхозах Куйбышевской области. Многие
колхозы нашей области имеют возиожность
		  значительно ‘сократить установленные сро-
	ки освоения севооборотов. Так, например,
колхозники Кинельского, Резенчукского и
Борского районов взяли на себя обязатель-
ство закончить освоение правильных сево-
оборотов не в 1955 году, как это преду-
смотрено планом, а на два года раньше,
к 1953 году.
	В колхозах Куйбышевекого, Молотовско-
го, Петровского и Хворостянского районов
предусмотрено закончить севоение вебх се-
вооборотов в 1954 году. В 250 колхозах
области введенные севообороты лолжны
быть освоены в 1951 году.
	Б области насчитывается около ста кол-
XO30B, успешно освзивающих  травополь-
ные севообороты. Их опыт . Красноречиво
свидетельствует об огромном значении это-
то мероприятия.
	Исполком областного Совета созвал сипе-
циальное совещание председателей колхо-
зов, которые полностью осваивают траво-
польные севообороты в течение 1949—
1950 голов. В центре внимания участни-
ков совещания был вопрое о производстве
семян многолетних трав. Так как большин-
ство колхозов достаточным наличием с0б-
ственных семян трав не ‘располагало, обл-
исполком оказал им помощь. По решенаю
исполкома за всеми колхозами, в первую
очередь осваивающими травопольные CéBO-
обороты, закреплены агрономы.

Наука еще теснее. связывается с прак-
тикой социалистического земледелия. Сель-
скохозяйственные научные. учреждения на-
шей области — Кинельская государствен-
ная селекционная станния, Куйбышевский
сельскохозяйственный институт и Безен-
чукская селекинонно-опытная станция —
включились в работу по освоению колхоза-
ми травопольных севооборотов. Научные
работники и специалисты закреплены по
колхозам для оказания им непосредствен-
ной помощи.
	  Освоение травопольных севеоборотов, на-
саждение  полезащитных лесных полос,
осуществление веего’ комплекса ‘мероприя-
Ta сталинского плана’ наступления на 32-
‘суху обеспечит получение на полях нашей
области высоких, устойчивых урожаев, еще
больше организационно-хозяйственно укре-
Пит колхозы.
	Шестнадцать хозяйств освоили полевые и
		 уть к высоким урожаям
		в совбхозах
	Источник
плодородия
	Б колхозе «Искра» на полях трех сезо-
оборотов — полевого, овощного и кормового
— травы занимали 162 гевлара. Нынеш-
ней весной колхозники подезяли еще
88 тектаров, и травяной клин в общей
сложности составил тоеть всей посевной
площади.

Старейший бригадир колхоза Никандр
Михайлович Шубин справедливо считает
скромную люцерну и клевер великой цен-
ностью. Вспоминая прошлое, этот опыт“
ный хлебороб рассказывает:

— Были у нас в прежние времена
«вытные полосы», расположенные около
дворов. Обычно крестьяне сюда весь навоз
вывозили и в лучшие годы с десятины
снимали пятьдесят нудов ржи. Осталеные
поля назывались «пустовыми»: злесь не-
редко собирали очень низкий урожай—три
сотни тощих енопов с десятины...
	Брягалир рассказал и о том. как ныне
	  бывшие «пустовые» поля благодаря траво-
	ПОЛЬНЫмМ 6650000ротам стали плодоролдными.
Многолетние тразы, улучшив структуру
почвы и обогатив ее азотом, дали возмож-
ность келхозникам удвоить урожайность
зерновых культур, а погектарный 600
картофеля повыеить с 40 до 240 центне-
рюз. Даже в прошлом, неблагоприятном для
Поволжья году артель «Искра» собрала в
среднем 15.3 центнера зерна с тектара.
	— А вт какую пользу приносит тра-
вопольный  севооборот животноводству, —
продолжал Никандр Михайлович. — У нас
всего 90 гектаров заливных лугов. Если
считать по сто пудов сена © гектара, то
запаса кормов хватило бы едва для сотни
коров. А на наших фермах благодаря тра-
восеянию и корнеплодам всегла кормов в
избытке и мы ими обеспечиваем более пя-
тисот голов племенного скота. Средний на-
дой молока от кажлой фуражной коровы
составляет 3.400 литров.
	Н колхозный бригадир тов. Шубин, да-
вая общую оценку хозяйственной полезно-
сти многолетних трав, убежденно заклю-
чает:

— Травы — источник плодородия поч-
вы и богатства колхоза. В прошлом голу
мы ‘получили от артельного хозяйства мил-
лион четыреста тысяч рублей дохода.
Каждый гектар дал почти две тысячи руб-
лей. Вот какой стала благодаря травотоль-
	  HOMY севообороту «пустовая» земля!
	‚ Многолетние травы здесь прочно вошли
в правильные севообороты и стали основой
под’ема культуры земледелия. Колхозникя
	  заботливо и умело обрабатывают травяные
‚поля, ухаживают за ними так же тша-
	ноля, ухамивают 54а ними Tank же тща-
тельно, как за посевами хлебов.

Лучшим звеньевым — Марии и Алек-
сандре Шубиным, 30е Березовой и Нине
Турковой доверены семенные участки
трав. Они выращивают первоклассные се-
мена, полностью обеспечивая ими свою
артель и соседние колхозы. Передовые
звенья собирают высокие урожаи семян
зюцерны — до десяти центнеров © тек-
тара.

_ Колхоз «Искра» Богородского района
Горьковекой области — один 43 многих,
где ценят и умело возделывают многолет-
ние травы, успешно осваивают травополь-
	НЫЙ сев00борот. : .
A. O3EPCKHH,
соб. корр. «Известий».
	г. ГОРЬКИИ. (По телефону).
	и т. д. Это было только первой стадией
освоения севооборота.

В 1942 году не только структура по-
севов, но и размещение культур ‘по пред-
шественникам соответствовало введенному
севообороту. Это ‘вторая стадия  освое-
ния севооборота, И, наконец, в 1948 тоду
через вее поля проходят черные пары и
многолетние травы по числу лет, установ-
ленному в’ принятом севообороте, и освое-
ние травопольного  севооборота ‘заканчи-
вается. Это третья стадия, или полное ос-
воение травопольного  севооборота, когда
впервые нд каждом поле получен эффект
от черных паров (очистка полей от сорня-
ков) и от многолетних трав (восетановле-
ние структуры почвы и накопление орга-
нического вещества).

Различия между вышеуказанными стадия-
ми освоения травопольного севооборота на Та-
HOBCKOM сортоучастке характеризуются сле-
дующими данными 06 урожаях разных сортов
яровой пшеницы (в центнерах с гектаоз):
	Травопольный B Tom unene
	севосоорот
(1938—1946 гг.) ‘тстадия 2 стадия 3 стадия

20,7 18,4 20,3 25.5
19,9 17,2 19,0 27,0
20,5 . 18,4 19,3 27,2
	Министерство сельского хозяйства СССР,
Министерство совхозов CCCP; руководящие
советские и партийные органы рэепублик,
краев и областей обязаны проверять два
раза в год (после весеннего сева и осенью,
по окончании полевых работ) ход освоения
травопольных полевых и кормовых сево-
оборотов:

Особенно важное значение для быстуей-
шего освоения травопольных севооборотов
имеет всемерное развитие. семеноводства бо-
бовых и злаковых многолетнах трав с тем,
чтобы обеспечить потребность колхозов и
совхозов в семенах трав за счёт. производ-
ства их внутри области, края; республики.

Освоение тразопольных севообиротов да-
ет особенно большой эффект, коза одно-
временно © установлением правильного ч2-
редозания культур осваивается аравиль-
ная система обработки почв, правильная
система органических и минезальных
удобрений и другие звенья травопольной
системы земледелия.

Поэтому необходимо одновременно шаро-
ким фронтом осваввать травопольную св-
стему земледелия, ЯВЛЯЮЩУЮСЯ ОДНИМ 23
выдающихся достижений нашей arpoHowa-
ческой науки,
	Г. МАЛЕХОНЬКОВ,
	председатель исполкома Куйбышевского
областного Совета депутатов
трудящихся
		HOIbSOBaHNe для семенных посевов люпер-
ны пойменных и лимаяных земель.
	Однако большинство колхозов, особенно
из Тех, что расположены в степной части,
будет выращивать семена трав на неэро-
шаемых землях. Для них огромное значе:
HHe нмеет рекомендованный  акатемнком
	Т. Д. Дыеенко летний посев люцерны по
чистым парам.
	Посев люцерны еовместно с просом, ре-
комендованный акалемиком Т. Д. Лысенко.
также имеет весьма благоприятные пер-
спективы. Этот 610600, испытанный на
Безенчукской опытной ‘Станции ив hyi-
бышевском сельскохозяйственном ‘инетиту-
те, полностью бебя оправдал. Урожай ce-
мян составил около 2 центнеров с гектара.
	Имеющиеся в колхозах семенники, при
выполнении неубходимых. агротехничееких
мероприятий,  обеслечивают  возможнаеть
собрать в 1949 году не менее 28 тыеяч
центнеров семян многолетних трав, а в
1950 году, по нашим расчетам, мы уже по-
лучям около 34 тысяч центнеров . семяй
трав — в несколько раз больше того, что
было получено в колхозах области в 1948
году. 2

Одних из решающих условий сохранения
урожая семян многолетних трав является
своевременная уборка семенников. Поэто-
му машинно-тракторные станиии включи-
ли в свои производственные планы уборку
80 процентов семенников комбайнами,
	При введении тразопольных е6вооберо-
тов кое-где были допущены  верьезные
	ошибки. 6 некоторых колхозах были вве-
	дены травопольные севоосороты с посевами
многолетних трав на: половине поля. - Это,
разумеется, не отвечает требованиям. поед”-
являемым к правильным травопольным ее-
вооборотам. В отдельных” колхозах введен-
ные кормовые севообороты не обеспечи-
вают прочной кормовой базы для развития
зивотноводетва, для роста поголовья екота
и его продуктивности, а в 206 колхозах
кормовые севообороты вообще не введены.
	С огромным удовлетворением работнеки
сельского хозяйства нашей области встрети-
ли принятый Советом Министров СССР и
ЦЕ ВКП(б) трехлетний план развития 06-
щественного колхозного ий совхозного про-
дуктивного животноводства. В нем е исчер-
пывающей полнотой определены возможно-
сти дальнейшего организационно. - хозяй-
ственного укрепления колхозов, в частно-
сти указаны пути более эффективного ис-
пользования закренленной за ними земель-
ной территории ло отраслям хозяйства. А
это имеет огромное значение для правиль-
ного формирования размеров полевых и кор-
мовых серооборотов. Этот план. является для
нас конкретной программой работы.
	бороты
	В колхозе «Заветы Ильича» Гатчинского района Ленинградской области введен
травопольный севооборот. Освоение его позволит значительно повысить урожайность
	<< вупьтур и втрое расширить кормовую базу общественного животноводства.
а снимке: агроном Т. Вячеславова (в центре) знакомит членов правления колхоза
	Фото А. Бродского.
	с размещением посевов яровых культур в полях травопольного севооборота.
	степных
	Нынче травопольные севообороты долж-
ны быть освоены в 116 колхозах. Они
в основном обеспечены семенами многолет-
них трав. Районные Советы прикрёнили
к этим колхозам згрономов для руководства
работами по освознию севооборотов.
	Серьезным препятствием на пути внел-
рения травопольной системы земледелия
являемя  нелостатак семян многолетних
трав. Чтобы быстрее ето преодолеть, в 05-
ласти организовано 42 специальных рай-
семхоза. Наряду с этим в pale колхозов
	намечено ускоренное размножение семян
	многолетних трав 10 способу, рекоменло-
ванному Научно-Исслеловательским инсти-
тутом земледелия пентрально-черноземной
полосы имени В; В. Докучаева.
	САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
	Севообороты введены в 1.613 колхозах.
Для остальных 239 артелей подготовляются
агрообоснования; к началу вепашки паров
и `346сь поля еевооборотов будут нарезаны
в натуре.

Чтобы обеспечить успешное введение и
эсвоение севооборотов, саратовские колхо-
зы, выполняя государственное задание,
нынче должны посеять 51 тысячу текта-
	ров трав: ‘Для этого нужно 6.120 центне-  Т
‘ров‘сёмян;: а их имеетея’ только лве тыся-!т
	‘чи центнеров. С 58 тысяч гектаров семен-
ников, заложенных в прошлом году, пред-
полагается собрать не менее 40 тысяч цент-
неров. семян трав. Таким образом, количе-
ство семян, недостающее для весеннего е6-
ва, будет с избытком восполнено за счет
осеннего подсева трав свежеубранными ce-
менами пох озимые культуры. Е
	Прошлой осенью колхозы вепахали HA
	зябъ более четырех тысяч гектаров opolta-
	емых и пойменных земель. Сейчас злесь
	‘закладываются семенники люцерны.
	На полях
	УКРАИНСКАЯ ССР
	Е началу нынешнего года ‘из 26.449
колхозов восточных областей Укранны пра-
вильные севообороты ввели и восстанови-
ли 19.245 колхозов — 72.8 процента. В
нынешнем году на травопольные сев00бо-
роты перейлут еще 5.500 колхозов. В Би-
евской, Житомирской, Винницкой, Каменен-
Поволестой, Полтавской, Харьковской, Дне-
пропетровской, Запорожекой п Херсонской
областях работы по введению севооборотов
будут закончены.   : ;

Более 6.000 колхозов республики осва-
ивают полевые севообороты. В 528 колхо-
зах уже освоены такие севообороты с посе-
вами многолетних трав.

На полях колхозов Украины к 1 мая по-
свяно 590 тысяч тектаров многолетних
трав — в три с лишним раза больше нро-
шлогоднего. Государетво оттустило 36,5 ты-
сячи центнеров семян грав, выдает колхо-
зам крелит.

Нынешней весной широко применяется
посев многолетних трав отновременно ©
посевом покровных ‹ зерновых культур.
Прежде в ряде южных областей  свяли
травы через 10—15 дней после ранних
колосовых. Теперь многие колхозы Херсон-
щины, Запорожья и Дненропетровщины по-
сеяли многолетние травы B Te He arporex- -
нические сроки, что и ранние зерновые.

Но плану в этом году надо ввести тра-
вопольные еевообороты в 800`колхозах. Эти
хозяйства определены, для них составлены
карты земленользования и агротехнические
обоснования переноса севооборотов в натуру.

В прошлом тоду задание по введению
севооборотов было перевыполнено. В насто-
ящему времени они имеются в2.969 кол-
хозах.
	вых культур при плодопеременном и тра-
вопольном севооборотах (в центнерах с гек-
тара):
	Сзл Эт6т—9$6т)

“0890 YIGH
-зкопозеахт,
	we 62 Dw Pw if) Pe Oo) ©

РАЕН SO eS
		(“11 LE61—9Z61)
Lodogooa

-93 ичннои
=-эЧэногоки
					uM 4
					Озимая рожь
Озимая пшеница
Яровая пшеница
Овес

Ячмень

Горох

Чечевица

Чина

Просо
	и лесостепных районов
	` устройство, нарезаны полевые и кормовые
травопольные — сезообороты. В этом гоу
	В лесостепной и степной зоне. европей-
ской части нашей страны насчитывается
976 хозяйств Министерства совхозов СССР:
	На полях 754 совхозов проведено’ земле-  202 совхозах.
	травопольные  севообороты. В этом году   кормовые  севообороты. План предусматри-
правильные севообороты. будут введены в ваёт освоение севооборотов всеми совхозами
	к 1955 году.
	Выдающееся дос
	Среди мероприятий, обеспечивающих не-
уБлонное повышение урожайности и улуч-
щение земли как основного средетва про-
изводетва в сельском хозяйстве, исключи-
тельно велика роль правильного севооборо-
та. Естественно поэтому, что партия и
правительство уделяют огромиое внимание
делу введения и освеения правильных
севооборотов.

L.
	Значение правильных севооборотов. как
широко доступного и эффективного средства
повышения урожайности было известно дав-
но. И уже давно было установлено, что од-
ним из важнейших принпинов правильного
севооборота является чередование однолет-
них и многолетних растений. Многолетние
травы (смесь клевера с тимофеевкой или
люперны с житняком) считаются непремен-
ным и важнейшим звеном правильного сево-
оборота. В самом начале ХХ столетия изве-
стным ‘деятелем Московского общества сель-
ских хозяев Д. М. Полторацким в его име-
нии АВЧУрИНО Калужской губернии был
волен правильный севооборот Ha нлощади
в 600 десятин. О значении этого опыта
известный  русскай агроном проф. А. В.
Советов писал: «Чтобы оценить достойно та-
кой решительный шаг Полторацкого, надобно
знать время, когда он принялся за новое
земледелие и прежнее положение его имения
	АВЧУрИНО.
	Освоение травопольного севооборота на !ит. т Это было
		Таловском сортоучастке шло так.

Уже в 1940 году два поля было занято
многолетними травами, одно поле — чер-
ным паром, и структура посевных плошадей
полностью соответствовала введенному се-
вообороту. В этом смысле освоение севообо-
рота можно было считать законченным, ибо
в последующем никакие изменения в с00т-
	ношении посевных плошадей севооборотом
	не вызываются.
Тем не менее процесс освоения траво-
	польного еевооборота в указанный период
	нельзя было считать законченным, ибо не
только не все еще поля подвергались воз-
действию черного пара и многолетних
трав, но и культуры не были размещены
по предшественникам, как это предусмот-
рено севооборотом. Яровая пшеница еше не
получила полноценного пласта’ злакобо-
бовой травосмеси двухлетнего пользования,
	& mpoco He получило оборота пласта

Плодопеременный
севооборот
(1926—1938 гг.)
Яютесценс 62 8,6
Горденформе 10 8,7

. Мелянопуе 69 7.6
	Особенно значительно повысились ype-
жаи наиболее ценных сортов твердой яро-
вой пшеницы,

: IV.
	о Постановлением Совета Министров СССР
и ЦК ВЕП(6) от 20 октября 1948 года
поедложено колхозам и совхозам степных
и лесостепных районов CCCP закончить
переход к травопольным полевым и кормо-
вым севооборотам в 1949—1955 годах. В
каждом колхозе и совхозе этих районов в
1955 году дояжны быть обеспечены пло-
шади посева многолетних трав, черных ‘и
занятых наров, а также посевов зерновых
и других культур в соответствии с приня-
тыми севооборотами. В 1949 году переход
к травопольным севооборотам должен быть
закончен в 2.125 колхозах.

Совет Министров СССР и ПЕ ВКП)
предложили покончать е ‘неправильной и
вредной практикой, когда вместо оказания
помощи отстающим колхозам в выполнения
нлана сева и повышения урожайности dQ-
пускается перекладывание заданий по посе-
ву зерновых в других культур с отстающих
колх030в на передовые. Подобная практика
тормозит развитие общественного хозяйства,
й в тех, и В других колхозах.
	иисенио
	агрономам, HO й важдому волхознику из-
вестны отрицательные стороны так назы-
ваемого трехполья. Однако у нае еше есть
такие агрономы, которые считают приемле-
мыми так называемые плодопеременные
севообороты, являющиеся одним из высших
достижений буржуазной агрономии Запада
в период ее наибольшего расивета.
	Между тем еще И. А. Отебут обосновал
неприменимость в южных районах СССР
занятого пара ‘и, следовательно, выступил
против требования плодосмена о ликвида-
ции чистых паров. Против этого требова-
ния плодосмена выступил также известный
русский агроном — первый доктор земле-
лелия в России А. В. Советов.
	А. В. Советов и Й. А. Отебут выступили
‘также с обоснованием‘ необходимости при-
‘менения травосеяния в виде смесей бобовых
многолетних трав со злаковыми: При этом
они опирались на всю историю земледелия.
А. В. Советов в своем классическом труде
«0 разведении кормовых трав на полях» ее
в 1859 году указывал, что именно сов-
местный посев бобовых многолетних трав
CO злаковыми является наиболее желатель-
ным и целесообразным как с точки зрения
повышения урожайности, так и для созда-
ния прочной кормовой базы животновод-
ства.

Трудами П. А. Востычева и В. Р. Виль-
ямса было дано научное об’яснение этим
положениям и, таким образом, было созда-
но Учение о травопольных  севооборотах,
учитывающее новые выводы агрономиче-
ской науки и особенности условий сель-
ского хозяйства налней страны. Учение о
травопольных  севооборотах разработано
русской и особенно советской агрономиче-
ской наукой и стоит на голову выше уче-
ния о плодосмене. Важно при этом под-
черкнуть, что огромные преимущества тра-
вопольных севойборотов перед” плодопере-
менными. особенно в черноземных степных
районах, доказаны теперь практическим
опытом освоения севооборотов. в передовых
колхозах,  совхозах и научных учрежде-
ниях. Особенно интересны в этом отноше-
нии следующие данные Таловского сорто-
испытательного участка 06 урожаях зерно-
	совотской ирономиц
		В. ЛМИТРИЕВ
		Необходимые условия для массового
введения ‘ий освоения правильных севообо-
ротов созданы в нашей стране лишь с побе-
дой колхозного строя при плановом веде-
нии земледелия.

_ В 1930 году в докладе на ХУГ с’езде
партии товариш И. В. Сталин ` поставил
задачу правильного размещения основных
отраслей сельского хозяйства по СССР,
специализации наших областей по сель-
скохозяйственным культурам и отраслям.
Осуществление этих указаний товарища
Сталина обеспечило ‘устранение свойствен-
ной дореволюционному земледелию’ одно-
сторонности, когда девять десятых BCEX
посевов было занято зерновыми культура-
	ми. а урожаи были крайне низкими й не-
	устойчивыми.

На основе победы колхозного строя не
только увеличились посевные площади, но
и резко изменилась их структура за счет
повышения удельного веса кормовых, тех-
нических и огородно-бахчевых  культур. В
1938 году, по сравнению ec 1913 годом,
вся посевная  площаль увеличилась на
30,4 пропента, в том числе по зерновым
культурам — на 8,5 процента, по техни-
ческим культурам — в 2,4 раза, по ого-
родно-бахчевым культурам — в 2,5 раза,
8 по кормовым культурам — в 6,7 раза.
«Это значит,—говорил товарищ Сталин, —
Чт“ наше земледелие становится более
квалифицированным и продуктявным, а
внедрение правильного  севооборота полу-
чает пол собою реальную почву».
		Эти данные убедительно говорят о том,
какие могучие резервы повышения уро-
жайности в черноземных степных районах
могут быть пущены в ход при повсемест-
ном введении и освоении травопольных се-
вооборотов.

Tl.
	Важнейшее значение для правильного ре-
шения вопросов введения и освоения
травопольных  севооборетов имеет по-
	становление Совета Министров и IER BRII(6)  :
	от 20 октября 1948 года. В этом
постановлении подчеркивается, что вве-
дение и освоение системы полевых и
кормовых  травопольных севооборотов яв-
	ляется одним из важнейших средств повы-
	шения урожайности сельскохозяйственных  -
	культур, создания прочной. кормовой базы
для животноводства и увеличения произ-
волительности труда в колхозах и совхозах.
	В. настоящее время, когда большая часть
колхозов и совхозов ввела правильные се-
вообороты с применением ‚ травосеяния ‘и
черных паров, исключительное значение
приобрели вопросы освозния взеданных се-
вооборотов.

Удачный пример освоения травопольного
севооборота показал Таловский государст-
венный сортоиспытательный ‘участок. С
1928 по 1938 год на этом сортоучастке су-
ществовал так называемый паронропатной
севооборот, в котором в последние годы
имелись посевы люнерны. С 1938 года под
влиянием выдающихся успехов в освоении
травопольной системы земледелия, достиг-
нутых Каменно-Степной опытной станцией
(теперь Институт земледелия центрально-
черноземной полосы имени Докучаева), на
сортоучастке началось освоение травополь-
ного севооборота.
	На такой подвиг Нолторанкий решился,
когда не только в России, но и на Западе
еще очень шаткие имели понятия 0 траво-
веячия и плолосменности».
	Однако прекрасный почин Полторапкого
в Калуге, Самарина — в Ярославле и
других He получил и не мог получить
сколько-нибудь широкого’ распространения.
П через сто лет после почина Полторац-
кого, вплоть до Великой Октябрьской co-
циалистической революций, почти букваль-
HO по пальцам можно было пересчитать
помещичьи и капяталистические хозяйст-
ва, в которых был введен  севооборот. И
эт0 понятно, ибо при капиталистическом
строе невозможно в течение длительного
времени вести хозяйство по определенному
	ПЛаНУ.
	значение правильного  севооборота для
землелелия исключательно велико и разно-
	CTOPOHHE.
Наибольшее повышение урожаев дают

правильные травопольные севообороты, раз-
работанные русской агрономической наукой
и прежле всего такими ее виднейтими
	представителями, как Il. A. ВБостычев и
В Р. Рильямс. В наше время не только