БОСНРЕСЕНЬЕ 8 МАЯ 1949 г. № 107
	(9347)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Празднование
Дня радио
	Торжественное заседание
в Колонном зале
Дома Союзов
	Вчера Москва отметила День радио. В
Колонном зале Дома союзов состоялось
торжественное заседание, посвященное это-
му всенародному празднику. Здесь собра-
лись работники радиовещания, связи, ‘ра-
диопромышленноети, представители Совет-
ской Армии и ДОСАРМ, писатели, жур-
налисты, работники науки и искуеств.

Торжественное заседание открыл пред-
седатель Комитета по радиофикации и ра-
диовещанию при Совете Министров СССР
А. А. Пузин. С докладом о Дие радио вы-
ступил министр связи СССР Н. Д. Пеурцев.

Докладчик привел яркие примеры и ци-
фры, показывающие, как радио прочно во-
шло в повседневный быт советского на-
рода.

В результате большой работы, проде-
ланной связистами при активной помо-
ши советской общественности, сейчас в
стране больше радноузлов, чем было их
до войны.

После доклада Н. Д. Пеурцева вице-
президент Академии наук СССР академик
И. П. Бардин сообщил, что президнумом
Академии наук золотая медаль имени А. С.
Попова и почетный диплом за вылающие-
ся работы в области радиотехники в ны-
нешнем году присуждены академику Б. А.
Введенскому. Собравигиеся тепло приветет-
	’вовали академика Бведенского, который в
	краткой речи сердечно благодарил партию,
правительство, товарища Сталина за по-
вседневную заботу о науке.

С отромным воодушевлением участники
торжественного заседания приняли при-
ветствие товарищу Й. В. Сталину.
	(ТАСС).
	Декада казахской
литературы
	№ декаде казахской литературы изда-
тельство «Советский писатель» выпустило
избранные произведения Джамбула, рома-
ны Сабита Муканова «Ботагоз», Габидена
Мустафина «Миллионер» и сборник стихов
Халижана Бекхожина «Под звездами Мо-
сквы».

Тослитиздатом выпущен роман лауреата
Сталинской премии Мухтара Ауэзова
«Абай». В ближайшее время Гослитиздат
выпустит сборник стихов казахских нозэтов.

Вазахское государственное издательство.
выпустило на русском языке ряд произве-
пений писателей и поэтов Казахстана.

Lea 77 DAN ьпые новинки
	С большим успехом вчера в Госулар-
ственном ордена Ленина Академическом
Малом театре прошла премьера пьесы лау-
реата Сталинской премии Н. Вирты «За-
говор обреченных».

Спектакль поставлен лауреатом Сталин-
ской премии, народным артистом РСФСР
В. Зубовым.

В главных ролях выетупили народные
артисты РСФСР Е. Гоголева, Д. Зеркалова,
С. Межинекий, К Зубов, заслуженные ар-
тисты РСФСР ВБ. Бридлиантов, М. Парев,
С. Каюков, С. Фадеева и др.

Художник спектакля — лауреат Cra-
линекой премии В. Ваплуновекий.
		бываемое
	«ИЗВЕСТИЙ»)
	(ОТ СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА
		На Ольшанеком Кладбище, в одном из
районов Нраги, посредине большого уча-
стка земли, окруженный строгами остро-
конечными обелисками из серого камня,
стоит памятник. Фигура советского BOH-
на в гимнастерке, пилотке и с автома-
том в руках возвышается среди майской
сирени. Эмблема нашей родины — пяти-
конечная звезда с серпом и молотом-—высе-
чена на мраморе. Это — могилы советских
воинов, это памятник тем, кто пал смертью
храбрых в мае 1945 тода в боях за оево-

сожление Чехословакии и ее столицы ilparn

подножья памятника, среди множе-
ства нышных цветов, чуть накренившиеь,
стоят несколько чайных стаканов © не-
много номутневшей водой, в которых были
незабудки, степные тюльпаны и ландыши.
Кто принес эти цветы? Мать, которой на-
ши люди спасли сына; антифашист, 0с-
вобожденный советскими воинами из гит-
леровского концлагеря; юноша, вырван-
ный из неволи и ставший ныне студентом?

Чехословацкий народ свято хранит пз-
мять о доблестных советских героях.

Во многих местах установлены мемори-
альные доски, отмечающие исторические
даты освобождения страны Советской Ар-
мией от немецко-фаптистекого господства.
На улице Вальчикова, в Голешовиие на
окраине Праги, на доме, расположенном в
глубине двора, высечена дала первой
встречи маршала бронетанковых войск Co-
ветской Армии Рыбалко © представителями
демократической Праги. Эта встреча co-
стоялась утром 9 мая 1945 года.

Совет военной обороны Праги в те май-
ские дни помещался в старинной каменице
пражской ратуши. В этой ратуше сохрани-
лось подземелье, представляющее собой це-
Abi город, находившийся когда-то значи-
тельно ниже уровня современной Старомест-
кой плошали, с подземными ходами, жи-
	лыми помещениями, средневековыми за-
стенками, долговой ямой, лестницами и пе-
реходами. Штаб пражского восстания в мае
1945 года обосновался в сумрэчном камен-
ном ящике с глубоким, наполненным хо-
nono водой, колоднем в углу. Отсюда и
был послан сигнал о помощи великому дру-
гу чехословацкого народа Генералиссимусу
Й. В. Сталину.

Историю тех дней запечатлел новый че-
хословацкий фильм «Немзя баррикада», co-
зданный по одноименному произведению пи-
сателя Яна Дрлы режиссером Вавра. В филь-
ме правдиво показан восставший народ, ру-
ководимый коммунистами; на пражеких
баррикадах — рабочие, служащие, передо-
вая часть интеллигенции.

Восставшей Праге была обещана помошь
американских войск, находившихея рядом.
Но это было провокационное обещание. По-
мощь от американцев не пришла. Тогда ста-
ли раздаваться голоса трусов и предателей.
Они готовы были с белым флагом капиту-
ляции лизать фашистский сапог. Но силь-
на верз коммунистов и народа в победу, в
братскую помощь Советской Армии и
великого Сталина. Народ выбросил белый
флаг в мутные воды Влтавы. Пражская
радиостанция, героически удерживаемая
восставшими, передает в эфир призыв:
«Ерасная Армия! Красная Армия, внима-
ние! Говорит Прага. Мы окружены. Немец-
кие танки наступают. Пришлите авиацию
и танки...»

Прошло четыре гола. Чехословацкий на-
род, у которого запално-европейские творцы
мюнхенской политики вырвали 250 тысяч
человеческих жизней. не забыл и не забу-
дет, кто его истинный друг. На своем опы-
те он убедилея в том, что верная дружба
познается в беде.

«Когла в субботу в 12 часов 35 минут
по пражекому рахио раздался сигнал Е вос-
станию и обращение к союзникам, — пи-
	сала на-днях газета «емледелеке новиных»,
орган чехословацких земледельцев, — внял
этому призыву один лишь Генералиссимус
Сталин, в тот же день отлавший приказ из
Москвы танковым частям, только-что взяв-
шим Берлин, прорваться к Праге».

По всей Чехословакии трудящнеся отме-
чают четвертую годовщину евоего освобож-
дения новыми достижениями в экономике,
науке, искусстве. в укреплении народно-
демократического строя. 9 мая исполняется
первая годовщина принятия новой конети-
туции Чехословакии. В прах развеяны меч-
ты предателей народа, которые надеялись
Ha восстановление старых капиталистиче-
ских порядков в Чехословакии.

Празднование осзобождения Чехословакии
проходит под знаком нерушимости чехосло-
вапко-советской дружбы.

Недавно мне пришлось побывать на кон-
ференции Общества друзей Советского Сою-
за в Градец-Кралеве, расположенном в
районе наиболее плодородных земель Чехни,
в долине Лабы (Эльбы), в 116 километрах
от Праги.

В городе есть улица Сталина, а кино-
театр, гле происходила конференция друзей
Советского Союза, называется «Москва».

Зал переполнен. Здесь сидят рабочие,
инженеры, земледельцы, священники.
Каждый делегат представляет 100 членов
Общества.

На конференции в Градец-Кралеве вы-
ступали делегаты-—члены  коммунистиче-
ской, народной, социалистической партий и
беспартийные. Профессии ораторов: дирек-
тор школы, учитель, кровелышик, патер,
железнодорожник, крестьянин и т. д. Пред-
ставляя разные партии, они, конечно, при-
держиваются и различных политических
взглядов, но все они страстно сходятся на
одном— дружба, вечная, непоколебимая
дружба c Советским Союзом!

Представитель церкви, например, ска-
зал так:

— Мы должны приложить все силы к
строительству новой жизни, к строитель-
ству социализма. Нам строить легче по-
Тому, что за нами стоит опыт Советского
Союза, — его помощь, его верность догово-
рам о дружбе и помоши малым народам.

В перерыве ко мне подошла пожилая, с
седыми буклями женщина. Она показала
фотографию советского капитана, почти
юноши.

— У нас с мужем нет детей, и я ео
считаю как за родного, —сказала она, ука-
зывая взглядом на фотографию. — Он
устил за страдания нашего народа и по-
мог освободить мою страну. Horta совет-
ские офицеры были у меня в доме; я по-
просила, чтобы юн подписал эту фотогра-
фию на память. Может быть, увидите,
передайте, что я и мой муж помним его п
никогла не забуем о помоши советеких
людей.

После конференции мы осмотрели строй-
ву квартала новых жилых домов, проеха-
ли по проспекту имени Сталина, rie
9 мая пустят троллейбус. Нам показали
памятник, сооружаемый в честь Советской
Армии. Повсюду в Чехословакии, в любом
ее уголке можно ощутить глубокую лю-
бовь и уважение к Стране Советов.
	Но дороге из Градец-Кралеве в Прагу,
среди зеленеющих нив, стоят. как окостенев-
шие, чудовища, подбитые немецкие танки.

— Мы не думаем их убирать, — ска-
зал провожавший нас предетавитель горо-
да. — Пусть напоминают  подрастаюцей
молодежи, а заодно и тем, у кого память
коротка, о помощи нашего друга — Совет-
ского Союза, спасшего мир от чумы 43з-
	Шима.

А. БУЛГАКОВ.
	ПРАГА, май.
	Кадр из Фильма «Сталинградская битва». В роли И. В. Сталина — А. Дикий, в роли генерал-полковника

Василевского — К). Шумский.
	Народы мира снова и снова будут возвра-
щаться к изучению поразительного явле-
ния в области военного искусства и
доблести, проявленной народами первого в
мире сопиалиетического государства, — к
изучению великой битвы на берегах Волги.

Й еля время смособно сохранить He
только на десятилетия, но и на века хруп-
кий слой эмульсии на кинопленке, то 0у-
душие летописцы се тренетом и волнением
будут наблюдать вобытия, воепроизведен-
ные в хуложественно-документальнох филь-
ме «Сталинградская битва».

Мы видим, как в начальных кадрах
фильма ветер истории поднимает страницы
внигя о Великой Отечественной войне.
Словно огнем выжжена в памяти человече-
ства дата: 1942 год.

Сталин <клонилея над картой фронта.
Он видит He только то, что вписано
в карту карандашами генералов, — он ви-
дит советскую землю у Волги, измученную
железом фашистской Германии, видит об`я-
тые пламенем золотые поля, слышит стон
воздуха, раздираемого винтами гитлеров-
ских самолетов.

Сталин внешне снокоен. Лицо его оеве-
meno величием глубокой думы, далекого
предвидения. Задумчиво, но © отблеском
мудрой уемешки в глазах, он товорит:

— А фланги у них растянуты, товарищ
Василевский. Этого не следует забывать.

Злесь завязка всей эпопеи, здесь ге-
нием Сталина найдена была исходная точ-
ка для плана решающего разгрома врага
еше в 10 время, когла бесноватый, дер-
тающийся, как заводная кукла, Гитлер ис-
ступленно вонил: «25 июля мы должны
быть в Сталинграхе.. Мы отрежем Индию
эт Британии и станем обеими ногами на
великом континенте и отсюда бросим пер-
чатку Америке».

В те же дни Франклин Рузвельт, про-
должая разговор о коварной политике Чер-
чилля, как мы видим в картине, говорил:
«Я могу сказать только одно — торе че-
ловечеству, если кто-нибуль посеет враж-
ду между нами и Россией... Я слишком
стар. Я не могу тянуть Черчилля через
Чамани в кандалах».

И мы слышим, как носле известного с0-
вещания с Черчиллем в августе 1942 ro-
да товариш Сталин обращается к Молотову
9 словами:

«Все понятно. Кампания в Африке, в
Италии. Они просто... хотят дать нам ис-
течь кровью, чтобы потом диктовать нам...
Не выйдет!..».

По поручению товарища Сталина в район
Сталинграха прибывают тт. Маленков и Ва-
сидевский. Тяжелое время. 23 августа в
16 часов передовые части армии Паулюса
прорвались к Волге. Сталинград в огяе. В.
трохоте рушащихея камней идет © ребенком.
на руках русская женщина. Великая.
скорбь в ее глазах и великий гнев — она
идет пб камням Сталинграда, Kak мать)
всего человечества.

Уже в те дни битва входила в Topol:
тоннами бомб, снарядов, металла, руша-.
щего все живое, прекрасное, созданное ру-
ками человева-етронтеля. Таких терзаний
не переживал никогда ни-один город в мире. ‚

Телеграмма Сталина диктует запитии-
кам Сталинграда приемы борьбы на этом
этане. Член Военного Совета Фронта т. Хру-
щев поднимает на подвиг обороны комму-
нЕетов и комсомольцев, веех патриотов.
Обожженный. пробатый осколками, зали-
THE кровью” плакат — женщина ‘взывает:
«Отомсти!». Граждане Сталинграда. на с6-
верном участке фронта выдержали натиск
немцев 40 прибытия регулярных частей
Красной Армии.

Но враг уже в трех километрах от. го-

рода. .
Для спасения волжекой твердыни тлав-
ное — выиграть время. В Ёремле, направ-
ляемый Сталиным, Подготовляется послед-
ний удар, решаюнций исход веей войны:

В двух километрах от переднего края,
в блиндаже, содрогзющемея от взрывов
снарятов и б0мб, команлующий 62-й ap-
мпей генерал-лейтенант Чуйков, принимая
донесения от дивизии, в которой осталось
140 штыков, решает: &Еесли будем отби-

*) «Сталинградская битва». Первая се:
рия. Звуковой художественно-документаль-
ный фильм. Сценарий Н. Вирты, постановка
В. Петрова. Главный оператор Ю. Екель-
чик, композитор А. Хачатурян. В главных
ролях артисты: А Дикий, Ю. Шумский,
Н. Симонов, М. Штраух, М. Астангов,
Б. Ливанов и др. Киностудия «Мосфильм»,
1949 г.
	‘ тали
		новые десятки тысяч жертв в Европе па-
дет на головы тех, кто нарушает свон тор-
жественные обещания.

Битва под Сталинградом, — там, где
товариш Сталин избрал решающий пункт
для перелома в ходе войны, епаела милли-
оны простых людей мира от фашиетекого
рабства, спасла человечество от изувер-
ства, духовного вырождения, маразма в
илену гитлеровского безуметва.
	‚..ремль. Кабинет товавинта Сталина.
	Вместе с А. А. Млановым Иосиф Вие-
сарионорич намечает меры для быет-
	рейшей доставки продовольствия и тонлива
огажденному Денингоалу. Ночь на иехоле.
	На столе у И. В. Оталина книги по
военной технике. чертежи. выпиеки. Он
	разбирает толстую пачку писем и первым
вынимает письмо, еложенное треутольнич-
ком, без конверта, — письмо еолдата...
	Встреча Сталина со старым другом еше
по временам обороны Царицына. «Старая
гвардия! — говорит Сталин. — Ты радуешь
меня». Речь илет о проекте производства
нового вооружения. В этой ночной беседе,
когда Сталин приподнимает перед другом
завесу будущей нашей победы, раскрывает-
ся глубина сталинской мысли, обнимающей
весь опыт человечества, свидетельства та-
ких гениальных русских людей, как Лев
Толетой, опыт русского народа в войне про-
тив наполеоновевих полчиш. Вее это полу-
чает у Сталина новое освещение, новое
истолкование, дает новый толчок для дей-
ствий в сегодняшнем ne.
	Необ’ятен круг вопросов, которыми изо
дня в день, из ночи в ночь занимается
Сталин. Вот он передает специалистам свои
поправки к боевому Уставу Врасной Армии,
сделанные на опыте сталинградеких боев...
Перед самым рассветом гаснет свет в рабо-
чем кабинете товарища Сталина.
	Не скоро изгладитея в памяти простой.
и волнующий своей правдой эпизод филь-
ма. В момент затишья бойцы сержанта
Павлова, только-что отбивние штурмом
советский дом в Сталинграде, слушают в
граммофонной пластинке песню «Есть на
Волге утес, диким мохом оброс...» Й дом
Павлова стоит, как утес, в раскаленных
сражением развалинах города. И Сталин
в Иремле слушает эту русскую песню.
Он задумчив. в глазах его —— отблеск ни-
когда не оставляющей его мысли о тяж-.
ких иепытаниях защитников Сталинграда.
Он словно видит каждого из них, чув-
ствует биение их сердец, любит их, гор-
{ITCH WMH, живет с ними одним чувством
свяшенного боя.

И ‚ради них, ради миллионов советских.
людей, во имя спасения Родины, во имя.
Победы, во имя свободы и счастья всего
человечества Сталин в заранее избранный
им час решительной, твердой рукой а
вляет накопленные силы советских войек
на полный разгром врага.
	Уже создан Донской фронт, уже принял
командование новым фронтом генерал Рокос-
совекий. По лестнице Времля поднимаются
соратники Сталина, руководители партии и
Советского государства, полководцы, члены
Государственного Комитета Обороны. Сталин
в немногих словах, н8 © воолушевляющей
всех энергией мысли сообщает о плане
великого контрнаступления. В нем раскры-
вается сталинская наука победы.
	— Мы начнем контрнаступление в рай-
	‘оне Сталинграла в ноябре!
	Этими словами товарища Сталина завер-
паетея первая серия фильма.
	-В этом фильме зритель ‘почувствует и
	‘страшное напряжение боев в Сталинграде.
	и злую волю черчиллей и тех, кто всей чер-
ной душой своей хотел, чтобы в этой Be-
ликой битве советский народ истек кровью,
й маснигаб многих событий, определивший
побехоносный для нас исход войны, и ве-.
личие беесмертного подвига советских лю-
дей, сталинградеких рабочих, солдат, коман-
диров и полководцев, с достоинством и от-
вагой выполнявших дальновидные пред-
начертания товарища Сталина.

Авторы фильма и талантливые его ис-
полнители сумели сочетать в нем эпи-
ческий рассказ’ о всенародном подвиге е
правдивым раскрытием глубины сталин-
ской стратегии, сталинской мысли, сталин-
	ского плана войны. я

Миллионы советских люлей будут бла-
годарны создателям прекрасной картины.
вышедшей Ha экраны страны в славную.
головшину нашей Победы.
		Фильм „Сталинградская
битва  *
		ваться. нае еомнут в два счета. Настунать!
	Обороняться, наступая, — вот наша так-
тика!»

И снова — Кремль. Сталин  прикезы-
вает бросить на помошь защитникам
	Сталянграда гвардейскую дивизию генера-
ла Родимцева. В картине верной рукой
летопиецев-хуложников воспроизведены 9б-
жигающие душу картины переправы гвар-
дейцев. Время не ждет, нельзя ждать ночи
для переправы. Приказ волжекого капитана
в мапгинное отделение. Черные от угля, пот-
ные тела кочегаров. За бортом бувсиров и
барж — вздыбленная снарядами и бомбами
Волга. Зловеше накрененное над карава-
ном сумв крыло фашистского самолета.
Глаза зенитчика, приникшего к пулемету.
Обломки пробитой енарялом баржя тяжело
валятся в воду. СОтоны пара в металличе-
ских трубках гудков. Вопли гудков. Но
караван сквозь страшную завесу огня
приближается к правому берету.

Вот этот берег — песок и крутые хол-
уы. Прямо е барж гвардейцы бросаются в
бой. Все выше поднимаются по склонам
оналенных холмов волны нарастающего с
каждым метром русского «ура». Дивизия
переправилась.
	Веделями, месяцами нло это невиданное
сражение.

И снова—Кремль. Сталинский жест над
картой, вдохновенно определяющий идею
грандиозной операции. Не только 0боро-
няться, нет — подготовить мешок, для двух
германских армий в самом острие послед-
него генерального наступления Гитлера.
«Мы должны ноставить противника перед
лицом катастрофы!» — говорит Сталин, и
это в то время, когда радиостанции за
океаном высчитывали дни «неминуемого»
падения Сталинграда и полной победы
Гитлера нал Россией.
	Снова Сталин склонился нал картой ста-
линградского фронта. В руках его увеличи-
тельное стекло — и, словно в этом стекле,
развертывается перел нами один из самых
волнующих энизодов картины. Сталин ви-
дит: гле-то в пегле волжекого города дер-
mat оборону последние бойцы батальона.
Они крадутея навстречу вражеским танкам
и гранатами сбивают с них гусеницы. Вот
из всего батальона осталось только трое
живых. Они окружены врагами.
	(Со всех сторон надвигаются немцы, их—
десятки, сотни. Пемцы ° ползут, прибли-
жаются, слышны  истошные приказания
офицеров. Какая это по счету атака за
множеетво дней и ночей? Выждав время,
валят врагов яростью своего пулемета один
из наших бойцов. И, залитый кровью, па-
дает навзничь. Он еще борется с холодом
смерти, умирая, он поднимается к пулеме-
ту и гонит врагов нослелними патронами в
ленте.

Немцы подползают вее ближе. Против
них — двое русских. эвонок телефона из
штаба — держаться, помощь близка! Лейте-
нант Калеганов повторяет эти слова своему
товарищу, и тот улыбается — помощь близ-
ка! — и падает, сраженный свинцом. Й тот,
кто остался один, поднимаетея во весь
роет — воплощение гордости и достоинства
советского человека. дн спокоен. В руке у
него граната. Немцы наваливаются на не-
го — и рушатся трупами наземь под взры-
вами последних гранат последнего защитни-
ва батальонной позиции.
	На несколько минут опаздывает помошь!
Немцы ‘отбяты, и торжественный реквием,
возникающий в Музыке фильма, славит
подвиг лейтенанта Валеганова, одного из
героев невиданного сражения.
	Таких было много. Они стояли на-
смерть — и подвигом своим приближали
время разгрома врагов.

Лальновидным замыслом Сталина, стой-
костью советских бойцов. офицеров, гене-
ралов был предрешен поразивший весь
мир разгром гитлеровеких армий. ПШрекло-
няясь перед бесемертным подвигом защит-
ников Сталинграла. мы вепоминаем про-
	звучавшие в начале фильма слова товарища-
	Сталина в ответ на заявление Черчилля
	6 HOBOH ОоТТЯяжке в операциях «второго
фронта»:
— Тосподин премьер-министр. Совет-
	ский Союз и его армия задержат наступ-
леняе немцев. но вся ответственность 38
	Вчера в Ченинградеком Большом драма-
тичееком театре имени А. М. Горького во-
стоялась премьера пьесы лауреата Сталин-
ской премии №. Симонова «Чужая тень».

Спектакль поставлен 3. Аграменко. Ху-
дожник — С. Юнович.

Главные роли исполняли народный ар-
тист РСФСР В. Софронов, заслуженные ар-
тисты РОФСР 0. Казико, В. Полицеймако,

А. Жуков.
		К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина
	По пути в село Михайловское
	Тареных котлет отведай (именно
котлет)
И отправься на легке.
	Бывшая гостиница «Гальяни», в кото-
	рой проездом  останавливалея Пушкин,
ныне — жилой дом. Имя поэта запечат-
лено на мемориальной доске, а улица
	Тальянова переименована в улицу Нуш-
кина. Неподалеку расположен сквер, в ко-
тором высится памятник великому писа-
телю. В гостинице, вернее трактире По-
жарского, прославившегося своими котле-
тами, помещается теперь клуб торжокских
железнодорожников.

На маленьком сельском кладбище —
погосте Прутня, в восьми километрах от
Торжка, находится могила современницы
Пушкина А. П. Керн. На сером налгроб-
ном камне, венчающем могильный холм,
начертана строфа из чудесного пушкин-
ского стихотворения:
	Я помню чудное мгновенье:
Перело мной явилась TH...
	В связи е приближающимся 150-летием
со дня рождения А. С. Пушкина возрос
интерес трудящихся области к пушкин-
ским местам. Организуются экскурсии.
Они помогают оживить в памяти гениаль-
ные произведения поэта. Недавно такая
экскурсия была организована областным
Домом учителя имени А. С. Пушкина.
	Я. КАВСКАЯ,
	В Валннинекой области много мест
связано е именем великого русекого поэта
А. С. Пушкина. Пути-дороги писателя
в Москву. Петербург, в место своего изгна-
ния — село Михайловское пролегали через
Тверь и тверекие селя. Шодолгу гостил поэт
в поместьях Отаринкого уезда.

В письме к C. А. Соболевекому, yaTupo-
ванном 9 ноября 1826 года, Пушвин рас-
сказывает о своем путешествии из Москвы
до Новгорода: «8 дней был в дороге, сло-
мал два колеса и приехал на переклад-
НЫХ...»

От бездорожья, на которое досадовал
поэт, давно не осталось и помина: на
месте ухабистого российского тракта легла
в годы советской власти асфальтированная
трасса  Московско-Денинградского шоссе.
Вдоль Woece раскинулись  необозримые
колхозные поля, усальбы МТО, колхозные
гидростанции, богатые и культурные по-
селки коллективных хозяйств.

«...В локазательства дружбы (сего свя-
щенного чувства), — пишет далее Пуш-
кин в письме к Соболевскому, — посылаю
тебе мой Itinéraire [mapmpyr.—H. K.]...
Это будет лля тебя Инструкция». В шутли-
вых стихах упоминает поэт о путевых го-
стиницах:

У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном маварони

Да яншницу свари.
*

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
	Московекий Государетвенный тезтр име-
ни Ленинского комсомола показал пре-
мьеру пьесы братьев Тур «Особняк
в переулке». Постановка народного арти-
ста СОСР И. Н. Берсенева. Главные роли
исполняли: заслуженный артист РСФСР
А. Шатов, заслуженный артист РОФСР и
УзССР В. Соловьев, лауреаты Сталинекой
премии народные артисты РСФСР С. Гиа-
	 цинтова и С. Бирман, заслуженный ap-
`тист Грузинекой СОР В. Брагин.
	Курортный сезон в Сочи
	Чулесны Сочи в мае. Весь город налпол-
	‘ нен ароматом буйно цветущей зелени. На
	клумбах в парках и скверах высажены
3 миллиона цветов, которые распустили
свои роскошные бутоны. Носажены тысячи.
новых фруктовых, цитрусовых и декоратив-
ных деревьев. В эти дни город заметно
ожил. открылея курортный сезон. Гоете-
приимно распахнули свои двери все 54
здравницы. Ежедневно на самолетах, паро-
ходах, по железной дороге со всех KOHIOB
страны сюда приезжают новые партии oT-
дыхающих. Сейчас в Сочи отдыхает свыше
1 тысяч трудящихея. В нынешнем сезоне
Ha Сочи-Мацестинском курорте побывает
свыше 110 тысяч человек.

Курорт хорошо подготовился в встрече
отдыхающих. Отремонтированы и освежены
все злравницы. В городе заасфальтировано

много новых улиц. оначительно улучшилась
	работа водопровода, электросети, олагоустро-
ены пляжи, водные станции, городской
транепорт пополнился новыми машинами.
	Сочинекое морское пароходство откры-
ло навигацию. Отдыхающие совершают ин-
терееные морские прогулки вдоль Черномор-
ского побережья. Регулярно курсируют ка-
теры, быстроходные морские такси, дейст-
вует пассажирская линия, которая связы-
вает курорт с Крымом, Новороссийеком и
Сухуми.

Первоклассный курорт значительно рас-
ширяетея. Строятся новые здравницы. В
	ближайшее время булет завершено строи-
тельство санаториев Министерства выснтеге.
образования, Министерства пищевой про-
мыпгленноети и Министерства судострои-
тельной птомьинлечноети CCCP и других.
	СОЧИ, 7 мая. (По телеф. от соб. корр.).
	соб. корр. «Известий».
	Заседание Всесоюзного комитета
	Вчера в Москве пох председательством
	Фалеева состоялось заседание пленума
	Всесоюзного комитета по проведению 150-
летия со дня рождения А. С. Нушкина.
C сообщечиями © подготовке к юбилею
	выетупили представители республиканских
пушкинских комитетов Р. Оганнесян (Ат-
мения). ЛД. Асатиани (Грузия), №. Баялинов
(Киргизия), Я. Плаудие (Латвия), И. Шим-
кус (Литва), И. Семпер (Эстония), С. Му-
калюв (Казахстан). А. Тимонен (Rapeao-
Финская ССР). А Ерикеев (Татарекая
	камюв (Казахстан), А. Тимонен (Варело-
Финская CCP), А. Ерикеев (Татарская
ACCP),

Полготовка к юбилею великого русского
	поэта стала всенародным делом. Во всех
союзных республиках созданы юбилейные.
	комитеты. Академии наук и научные уч-
реждения проводят сессии, посвященные
жизни и творчеству А. С. Пушкина. Г9-
сударственные издательства уже выпустили
ряд произведений поэта.

Председатель пушкинской комисени Co-
юза советских композиторов СССР М. В.
Коваль рассказал о том, как готовятся кв
юбилею поэта советские композиторы.

Ответственный секретарь иностранной
комиссии ССП СССР тов. Аплетин с005-
щил о том, что в странах новой демокра-
тии также идет широкая подготовка Е
пушкинскому юбилею. В Болгарии, Чехо-
словакии, Албании, Венгрии и другях стра-
нах созданы юбилейные комитеты.