ВТОРНИК 40 МАЯ 1949 г. № 108 (9848)
	ИЗВЕСТИЯ. СОВЕТОВ ЛЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	На полях
страны
	ВРАСНОДАР, 9 мая. (По. телеф. от соб.
корр.). На полях края развернулась про-
полка посевов. На. борьбу е сорняками
в кубанских колхозах вышло свыше
	25 000 ‘звеньев. Организация p Kamion   -
	зртели детеких яслей позволила дополни-
тельно десяткам тысяч колхозниц выйти
на прополочные работы,

Артель имени Калинина Павловского
района прополола озимые посевы на пло-
щади в 1.172 гектара. Хорошо организо-
вали прополку колхозы Фенингралекого,
Абинского и Кагановичекого районов. В
колхозах края пронолоты сотни тысяч
тектаров посевов.
	ФРУНЗЕ, 9 мая. (ТАСС). Волхозы Вир-
гизии завершили план сева хлопчатника
По сравнению с прошлым годом сельхозарте-
ли значительно улучшили агротехнику. По-
явились лружные вохолы. ©
	ARYTCR, 9 мая. (По телеф. or cob.
корр.). Установявшиеся в южных palionat
республики теплые дни дали возможность
приступить к весенним полевым работам.
Первыми вышли в Поле колхозники сель-
хозартелей «Искра» Олекминского райо-
на, «Третья пятилетка», «Красное зна-
мя», «Красный пахарь» — Нюрбинского
района. имени Буденного — Сунтарекого.
	Закрылась сессия Всесоюзной
академии сельскохозяйственных
наук имени В. И. Ленина
	Вчера в Москве закрылась сессия Вее-
союзной академии  сельскохозяйственных
наук имени В. И. Ленина, посвященная
выполнению постановления Совета Мини-
етров. СССР и ЦЕ ВВИ(б ) о трехлетнем
плане развития общественного колхозного
	И совхозного продутивного животновод-
ства.

Доклад. президента академии академика
Т. Д. Лысенко, посвященный задачам на-
учно- исследовательских сельскохозяйствен-
ных учреждений, вызвал оживленные пре-
ния. Академики, директора и научные со-
трудники сельскохозяйетвенных институтов
и опытных станций, лауреаты Сталинской
премии, животноводы — Герои Социали-
стического Труда поделились опытом рабо-
ты в разнообразных отраслях сельскохо-
зяйственной науки, внесли много ценных
предложений, направленных в успешному
осуществлению трехлетнего плана.

На сессии © речью выступил министр
сельского хозяйства СССР тов. И. А. Бе-
недивтов.

Академик Т. Д. Лысенко в завлючитель-
ной речи осветил новые методы работы в
области животноводства на основах совет-
ской агробиологичеекой науки.

Сессия академии приняла постановле-
ние, намечающее конкретные задачи нзу-
ки в выполнении исторического решения
партии и правительства.

Участники сессии единодушно’ приняли
приветствие великому Сталину.
	Сессия Верховного Совета
Туркменекой ССР
	АШХАБАД, 9 мая. (ТАСС). `бегодня здесь
открылась третья сессия Верховного Сэве-
та Туркменской ССР. Единоглаено приняты
к раесмотрению два вопроса: утверждение
государственного бюджета республики на
1949 тод-и отчета об исполнении бюджета
за 1947—48 гг. и утверждение Указов
Президиума Верховного Совета ее
ской ССР.

По первому вопробу е локладом выету-
пил министр финансов республики тов.
В. И. Накитин.

С огромным воодушевлением участника
сессии приняли приветствие товарищу
	И. В. Сталину.
	Выдающийся деятель.
большевистской партии’
и Советского государства
	К 4-й тодовщине сб дня смерти А. С. Щербакова
Uernipe rola назёхо смерть оборвала   коммунизма в нашей стране 3 условиях
		жизнь выдающегося большевистского руко-
водителя, виднейшего государственного де-
ятеля — Александра Сергеевича  Шерба-
Кова.

А. С. Щербакова, верного ученика и ©5-
ратника великого Сталина, зналя й торячо
любили Миллионы трудящихся KAR HeyTo-
мимого борца ленинско-сталинской гвардии,
	  посвятивттето всю свою ярвую жизнь 063-
	заветному служению советскому народу.

Семнахпатилетнии Rome  ветупил
А. С. Шербаков в 1918 году в ряды пар-
тий “Ленина — Сталина и до последних
дней жизни самоотверженно боролся за
победу социализма, за славу и могущество
нашей родины. В годы гражданской войны
А. С. Щербаков ¢ оружием в руках защи-
щал от врагов молодую Советскую респуб-
лику. Затем тов. Щербаков вел руковоля-
щую работу в комсомольских и партийных
организациях.

Пламенный большевистекай борец, А. С.
Щербаков веюду, Где протекала его map-
тийная Деятельность,— в Горьковской 06-
ласти, в Восточной Сибири, в Донбассе,
Ленинграде, Москве, — являл вдохновляю-
щий пример самоотверженното служения
социалистической отчизне. В активной
борьбе 3a проведение в жизнь ленинско-
сталинской политики нашей партии все
шире развертывались его выдающиеся ор-
танизаторекие и пропагандистские енособ-
HOCTH.

Особенно ярко проявилея ero могучий
	талант большевистского организатора И
пропагандиета в Москве, на посту руково-
дителя передовой и крупнейшей организа-
ции нашей партии. (Семь лет товарищ
Щербаков бессменно работал секретарем
Московского областного и городского коми-
тетов ВВП). В столице советской роди-
ны под непосредственным  руководетвом
великого Сталина А. С. Шербаков вырос
в крупнейшего деятеля большевистской
партия и Советского государства.

_ Многогранной была деятельность А. С.
Щербакова на посту руководителя москов-
ceux большевиков. С его’ именем нераз-
рывно связаны выдающиеея успехи трудя-
щихся столицы в хозяйственном и квуль-
TYPHOM строительстве, в выполнении ста-
линской программы генеральной рекон-
струкции Москвы, в превращении Москвы
во всесоюзную лабораторию новой техники
й передовых методов организации производ-
ства, в лабораторию партийно-политической
работы. Вся деятельность А. 6. Щербакова
служила» и служит для партийных, совет-
ских, хозайственных, профсоюзных работ-
ников боевой школой большевистского дер-
зания, постоянного устремления вперед во
всех областях сопиалистического  строи-
тельства. _

«Советский строй, — говорил А; С. Щер-
баков, — знает только одну закономер-
ность — движение вперед и вперед».

Острое чувство нового было характерной
чертой А. С. Щербакова; Он решительно
боролся с проявлениями консерватизма и
рутинерства в отдельных звеньях народно-
то хозяйства, бережно и ‘заботляво воепи-
тывал стахановцев столицы, передовых но-
ваторов производства, поотряя и направ-
ляя их деятельность.

«Не быть рутинерами, — говерил он, —
ломать старые нормы и. традиции, если
они устарели, заменять ‘их новыми — та-
вов долг каждого ленинца-сталинца.

Всему этому у нае веть у вого учиться,
кому подражать.
	Во всем следовать Ленину! Во всем сле-

довать Сталину! Во всём быть Такими, Rak
Ленин, как Сталин!» ._
	А. 0. Шербаков неоднократно подчерки-
вал, что важнейшим условиём построения
	го плана. В числе таких книг прежде все-
го следует отметить повесть Габидена Му-
стафина «Миллионер», роман Сабита Му-
канова «Сыр-Дарья», произведения Аби-
шева, Аманжолова, Сланова и.многих дру-
гих писателей, поэтов, драматургов респуб-
ликл. В успехе романа «Абай», в успехах
всех жанров казахской литературы сказы-
ваются прежде всего руководетво больше-
BUCTCROH партии, результаты исторических
	решений ЦВ ВЬЦ(б) по идеологическим во-
mpocan. .
	Следует отметить большую работу, про-
деланную казахскими пиеателями по. озна-
комлению своего народа с лучшими образ-
цами русской и мировой классической ли-
тературы, а также с выдающимися произ-
ведениями современных русеких писателей,
Только за последние годы переведены и из-
даны на казахском языке избранные стихи
и поэмы Цушкина, произведения Белинско-
го, Островского, Некрасова, Маяковско-
го, А. Толстого, «Молодая гвардия» Фадеева,
«Радуга» В. Василевской, поэма «Василий
Теркин» Твардовского, «бын полка» Ка-
таева, «Непокоренные» Торбатова, «Дни и
ночи» Симонова, пьеса Cyposa «Далеко от
Сталинграда» и многие другие.
	Проводимая сейчас в Москве ‘декада ка-
захекой литературы еще прочнее укрепит
творческие связи писателей Казахетана с
деятелями ведущего отряда советской ли-
тературы — русекими писателями, поможет
дальнейшему под’ему литературы Советско-
го Базахстана. Вот почему подготовка к де-
Bale привлекла внимание всей литератур
	ной, партийной и советской общественности
республики.
	- № декаде казахской литературы Казах-
ское государственное издательство выну-
стило свыше 40 книг прозы п стихов на
казахском и русском языках. Общий об’ем
изланий превышает 350 печатных листов.
Ероме произведений писателей республики,
ВБИИЛИ в свет переведенные на казахский
язык антология поэзии 15 братских совете
ских республик «Песни дружбы», однотом-
нив произведений А. С. Пушкина, «Маска-
рад» М. Ю. Лермонтова, «В окопах Ста-
линграда» В, Некрасова и другие, >
	дазахский народ внес свою долю ив
развитие театральной и музыкальной куль:
туры нашей страны. В ряду вылающихея
	спектаклей советских театров, удостоенных
	ЗЕ, НЕС

Сталинских премий, находится опера мо-
	капиталистического окружения  ABIACTCA
могущество Советского  говударства, и
неустанно боролся за укрепление его э50-
номичеекой и оборонной мощи;

«Весь исторический опыт. строительства
социализма в нашей стране показывает, —
говорил он, -— что переход в коммунизму
в условиях капиталистического окружения
нельзя ‘осуществить без того, чтобы п0сто-
янно неё вкрепить мощь Советского государ=
ства». ,

Идлейно-теоретическая закалка RaXpos,
коммунистическое воспитание трудящихся
были предметом 060б0го внимания и
неустанной заботы А. С. Шербакова.
	Огромное внимание уделял А. С. Шерба-
ков вопросам развития советской литерату-
ры и искусства, как важнейшегм оружия,
идеологического воспитания трудящихся
масс. Он горячо поддерживал каждое новое
выеокоидейное худджественное  произведе-
ние, резко и гневно критиковал пережитки
формализма и декаданса в советской лите-
ратуре.

Создавать произведения, правдиво рас-
крывающие богатый духовный мир совет-
ского человека, красоту его благородных
нраветвенных порывов, величие его подви-
гов. в борьбе за строительство коммунизма, —
к этому страетно призывал А. С. Щербаков
деятелей Культуры.
	В тюды Великой Отечественной войны
А. C. Шербаков, будучи секретарем ЦВ
BRI(6), MR «w МГЕ ВЕНСб), одновременно.
возглавлял Главное политическое управле-
une Советской ‘Армии и Советское Информ-
юро.

В легендарные дни, когда Москва ста-_
ла мощным прифронтовым арсеналоме (0+
ветекой Армии, центром гениального стА-
JHHCKOTO руководства всенародной борь“
бой против немецко-фапистеких захватчи-
ков, А. С. Щербаков был одним из ближай-
ших помощников великого вождя и полко-
водна товариша Сталина в организации
победы советекого народа над смертельным
врагом нашей родины.

Под рувоводетвом товарища Сталина,
при деятельном участии А. С. Щербакова
Москва была превращена в `трозную и
неприступную крепость. В тяжелые для
столицы, для всей страны дни звучали
вдохновенные речи А. С. Щербакова, во-
одушевлявшие защитников родины Ha
беспримерные подвиги в боях и в тру.
	Нламенные выступления А. С. Щерба-
ков» укрепляли волю советоких людей,
сражавшихся за свободу и независимость
своей родины, их глубокую убежденность
в правоте и непобедимости великого дела
партии Ленина— Сталина,

«Товарищ Щербаков; —— говорнися в тра-
урном сообщения Центрального Комитета.
BRI(6) и Совета Народных Комиссаров
СССР, — умер на боевом посту, отдав вее
силы и всю свою кипучую энергаю делу
социалистического строительства и делу по-
беды над немецко-фапеистекими захватчи-
ками.

Жизнь товарища Александра Cepreesaia
Шербакова — одного из виднейших рук0з0-
дителей партии Ленина-—Сталина н Крас-
ной Армии будет служить примером для
трудящихея нашей страны в их борьбе за
дальнейший расцвет Союза Советских Co-
пиалистических Республяк».
	Светлый образ пламенного патриота на-
шей родины А. С. Шербакова живёт в серд-
цах советских людей, в замечательных де-
лах москвичей. идущих в авангарле 6bops-
	1 бы за досрочное выполнение послевоенной
	сталинской пятилетки, за построение ком-
мунистического общества в нашей страже.
	модого казахского композитора Мукана Ту-
лебаева «Биржан и Сара» в постановке.
Казахекого Академического театра оперы и
балета имени Абзя. Композитору М. Туле-
баеву, постановщику №. Джандарбекову,
артистам В. Байсеитовой, А. Умбетбаеву,
Ш. Бейсековой, Б. Досымжанову, художни-
ву А. `Ненашеву, создавшим это талант-
ливое произведение оперного искусства,
присвоено почётное званяе лауреатов Ста-
линской премии.

Работники казахекого искусства для со-
провождения вечеров казахской литератуз
ры в Москве подготовили новые яркие му-
зыкальные произведения, которые отража-
ют дальнейший рост театральной культу-
ры Казахстана. :

Перед казахской советской литературой
стоят большие и благородные задачи — во-
плотить в художественных произведениях
исторические завоевания казахского Hapo-
да, осуществленные под руководством пар-
тии Ленина — Сталина в области экономи-
ки, науки и культуры, дать яркие образы
новаторов-мичуринцев, передовых людей
колхозной деревни, выдающихся Сталеваров
H шахтеров, нефтяников и строителей рес-
публики, показать казахский рабочий
&ЛаС6, ВОЗНИЕЯЙ в годы советской власти.

Товарищ Жданов в своем докладе о жуо-
налах «Звезда» и «Ленинград» говорил:

«Большевики высоко ценят литературу,
отчетливо видят 6в великую. историческую
миссию и роль в укреплении морального и
политяческого @линетва народа, в сплоче-
нии и воспитании народа. Центральный
Комитет партии хочет, чтобы у нае было
изобилие духовной культуры, ибо в этом
богатстве культуры он видит одну из глав-
ных задач социализма». р

Писатели Советского Казахстана, удосто-
енные большой чести показать достижения
казахской советской литературы в Москве,
приложат все силы к тому, чтобы созлать
новые вывокоидейные и подлинно художе-
ственные произведения, достойные нате.
героической сталинской эпохи.
	Нет сомнения, что казахскиа писатели,
вдохновленные постоянной заботой и внима-
нием нашей славной большевистской пар-
тии И нашего великого вождя п учателя
товарища Сталина, при взаимной братской
помощи русских писателей и писателей
всех советских республик создадут произ-
ведения литературы, которыми смогут гоп=

a
	диться народы нашей великой социалисти-
ческой родины,
	От рабочих, инженерно-технических работников и служащих
речного транспорта восточных районов Союза ССР
	МОСКВА. КРЕМЛЬ
	Председателю. Совета Министров Союза СОР
		mosapuiyy   с

(@кончание. Начало на 1-й стр.).
	план, нревыеив уровень 1950 гола Ha
	50 миллионов тонно-километров. . ..
	2. Б целях ускорения оборачиваемости
оборотных средств в народном хозяйстве
обеспечить повышение скоростей движения
не менее чем -на 5 процентов против
плана. -
	3. Вебмерно новышать культуру в тех-
нической эксплоатации флота и путем рас-
пространения ° опыта знатного  речника
лауреата Сталинской премии механика
Бурлакова на судах, в портах и приста-
нях обеспечить в течение двух навигаций
1949—50 годов работу без зимнего ре-
монта не менее 120 самоходных сулов 0б-
щей мощностью 40 тысяч лошадиных еил,
100 несамоходных судов общей грузонол’-
вмностью 90 тысяч тонн, 150 механизи-
рованных установок и O6’eRTOB TOpTOBO-
пристанского хозяйства.
	Путем пеирокого охвата  русланов-
сЕйм движением коллективов судов, пор-
TOs. и пристаней, организацией безаварий-
ной буксировки большегрузных караванов
и спаренных плотов, обеспечением без-
остановочного движения и скоростной 0-
работки судов в 1949 году перевышолнить
плановые измерители работы флота по
Tare ¢ сухогрузами на 5 шроцентов, ‘пб
Tare в плотами на 8 процентов и по 6у:
хогрузному тоннажу наз 6 процентов.

°5: Для усиления механизации norpy30-
‚ разгрузочных работ ввести в экеплоата-

*
	ЦИЮ. в 1949 голу 14 новых кланов и пот-
	НЯТЬ механизированную переработку гру-
	№.

Зиссарноновичу

зов ло 63 ооо» от общей грузопере-
работки.

За счет улучшения использования по-
грузо-разгрузочных механизмов нерерабо-.
тать сверх плана 100 тысяч тонн. .

6. Лать в 1949 голу  сверхплановых
	  накоплений 28 миллиенов рублей, в TOM
	числе mo Верхив-Иртышнекому пароходству
i 11 тысяч рублей, по Нижне-ИЙртышеко-

у 4.360 тысяч рублей, по Запално-Си-
ме 4.500 тысяч рублей, по Енисей-
скому 2 580 тыюяч рублей, по Восточно-
Сибярскому 2.849 тысяч ‘рублей, по
Амурскому 3.274 тысячи рублей, по Лен-
екому 2.080 тысяч рублей, по бассейно-
вым Управлениям путя 2.600 тысяч руб-
лей, п Сибирскому  судостроительному
тресту 1.910 тысяч рублей, по промыш-
тенным прехириятиям Главвостока 1.264
	тысячи рублей.
	9. Решительно повысить темпы жилит-
ного строительства, обеспечив ввод в
экоплоатацию в течение 1949 тода 19 ты-
сяч квадратных метров новой жилой пло-
	  Щади.
	1$. Подготовить путем обучения вновь
и швышения кваляфикаций массовых,
внженерно-технических. й вомандных кад-
ров в количестве 15 тысяч человек.

На всех наших предприятиях разрабо-
таны конкретные планы по выполнению
взятых нами ‘обязательств.

По Вашей, товарищ Сталин, инициати-
ве Совет Министров СССР в 1949 году
принял ряд важных решений по дальней-
шему развитию речного транспорта Сибири
и Дальнего Востока.

Вак и весь советский народ, работники
речного транспорта восточных районов пол-
ны глубокой благодарности Вам, товарищ
	Сталин, за Ваше внимание речному тран-
спорту; за Вашу отечеекую заботу о реч-
никах нашей страны.

В ответ на эту забогу мы обещаем Вам,
товарит Сталин, что приложим все наши
силы и энергию для досрочного выполне-
ния плана послевоенной сталинской пяти-
летки, для ускорения построения коммуни-
етического общества в нашей стране.

От веего сердиа желаем. Вам, наш доро-
гой учитель и вождь, долгих лет жизни и
доброго здоровья на благо и счастье совет-
ского народа и веего ии чело-
вечества.
	HATO па собраниях работников заводов,
	oa счет ускорения оборачиваемости 069-
ротных ередств высвободить в. 1949 году
8.800’ тысяч рублей.

7. Досрочно выполнить навигационный
план путевых работ. и извлечь сверх пла-
на 200 тысяч. кубометров грунта. СОйизить
себестоимость. землечерпательных работ на.
3 процента против’ установленной планом.

8. Перевыполнить план затфтовки леса,
	‘обеспечив потребность веех. предприятий
	Главвостока в деловом и судостроительном
лесе от соботвенных заготовов ‘на. 60-про-
центов.
	Настоящее письмо обсуждено и при
	портов, пристаней, судостроительных верфей, бассейновых ‘управлений пути,
	управлений пароходств м Главного
районов.
	управления речного транспорта восточных
	1 оржественно и радостно отметила страна
	°Меаква
	пра
	одни 1100
Ленинград
Прокатчики и кузнецы трижды орлено-
	носного Кировского завода в честь mpasz-
		нива выдали сверх плана сотни тонн ка-
чественното проката и поковок. По оконча-
нии трудового дня состоялея многолюдный
митинг рабочих, инженеров, техников и
служащих завода, посвященный празднику.
и открытию мемориальной доски бойцам
МПВО, погибшим на боевом посту при з8-
	щите завода в годы войны и блокады.
	Митинги и торжественные собрания тру-
дящихея состоялись также на других пред-
приятиях, в учреждениях, выеших учеб-
ных заведениях, домах культуры и клубах.

Вечером десятки тысяч ленинградцев 3a-
полнили набережные Невы, любуясь зрели-
шем праздничного салюта,
	_ Киев

Празднично” был на улицах. столицы
Украины.
	На предприятиях, в учреждениях в 0бе-
ленные ‘церерывы: и после работы про-
	  ходили беседы, посвященные исторической
	фантистекой
	победе советокого народа над
Германией.
	ков демонстрировалея новый фильм «Стз-
	  линтрадекая битва».
	С ‘тромалным под’емом  ветретила Мо-
cena праздник Победы. Десятки тысяч ра-
бочих несли стахановскую вахту в честь
праздника и отметили. его новыми. трудо-
выми достижениями. Стахановцы Сталин-
ского, Пролетарекого, Краснопресненского и
других районов юзнаменовали 9 мая вы-
полнением своих социалистических обяза-
тельств. Около. трехсот бригад комбината
«Трехгорная мануфактура» сдали продук-
цию Только отличного качества.
	В. честь праздника Победы в столице
состоялись массовые народвые гулянья.
Москвичи побывали в воскресенье в пар-
ках имени Горького, Сокольническом, Из-
майловском ‘и других. Перед ‘трудящие
мйся выступили ¢ рассказами о `героиче-
ских подвигах советских воинов Герои Со-
ветского Союза, бывшие фронтовики —
ныне стахановпы столичных предприятий.
	9 мая тысячи москвичей вечером запол-
нили Красную площадь, мосты и набе-
режные Москвы-реки, улицу Горького.
В 10 часов вечера раздались залпы
праздничного салюта. Вепыхнули прожек-
торы, взвилиеь многонветные ракеты.
	Миллионы москвичей любовались салю-
том ©. площадей и улиц Моеквы, востор-
женно приветствуя Вооруженные Силы
советекого народа и славя великого
Сталина. °
		Ъюотда над Киевом спустились сумерки,
зажглись многочисленные прожевлоры, в03-
дух потрясли 30 мощных артиллерийских
залпов, и на вечернем небе засияли разно-
цветные огни празлничного салюта.
	По городам и селам
	Четвертую годовщину славной победы
над фапгистской Германией отметила вся
Советская страна.
	В городах и селах проводились торже-
ственные. заседания, довлады, беседы, п0-
священные празднику Победы.
	Юле десятки тысяч трудящих-
ся собрались на торжественное собрание на
‘Сапун-горе, у памятника воинам, павиим
смертью храбрых при освобождении города-
героя. oO ,

Радостно отметили праздник Победы тру-
дящиеся Баку, Тбилиси, Таллина, Сталин-
града, Одессы, Свердловска, Петрозаводска,
Владивостока, Омска, Чкалова, Ростова-на-
Дену и других городов и сел Советского
‘Сююза -
	Бечером во веех столицах союзных рес-
публик, в горолах-героях, а Также p Ka-
лининграде и Львове прозвучали праздния-
ные салюты в честь Победы. Повсюлу со-
	стоялись массовые народные гулянья.
	В восьми кинотеатрах города, в дворцах
	культуры «Большевика» и железнодорожни-
	К декаде казахской литературы
	_ Литература. возрожденного
_ Казахского народа’
		Crago. славной традицией устраивать
в. столице нашей родины — Моевве смотры
титературы ‘и искусства братских совет-
ских наролов. Эти емотры являютея ярким
	свидетельством могучего раецвета много —
	национальной советской культуры, торже-
етвом  ленинско-сталинской национальной
политики, обеспечившей небывалый рост
национального но форме, социалистического
по содержанию искусства.

Вак и тринадцать лет‘ назад, нынеш-
няя декада всесоюзного смотра казахской.
литературы явится яркой демонстрацией
невиданного расцвета культуры казахского
народа, достигнутого в республике за годы
советской власти. До. Великой Октябрьской
социалистической революции Казахстан
был одной ‘из самых отсталых, порабощен-
ных окраин царской России. Казахский
народ веками мечтал о своей свободе и на-
циональной незавиеимости. Эта мечта обу-
ществилась лишь в результате победы
Октябрьской социалиетической революции,
свергнувшей власть помещиков и капита-
FHCTOB и установившей советекую власть:
Великая партия Ленина-——Сталинз, герои-
ческий русский народ помогли казахекому
народу обрести свою государственность,
создать свою советокую сопиалибтяческую
республику и за короткий исторяческий
срок; в великом советском содружестве
стать страной с крунцной промышленно-.
стью, высокоразвитым  социзлистическим
сельским хозяйством, высоким уровнем
ВУЛЬТуры; Науки и искусства.

Советская власть и большевистекая
партия вывели казахский народ на ши-
рокий путь политического, экономического
и культурного развития. В Советском Ка-
захетане, где до революции Ha CTO жите-
лей приходилось менее двух грамотных,
совершена. подлинная культурная револа-
ция. Благодаря. повседневным заботам и
вниманию большевистской партии, совет-
ского правительства у нае в республике
	буржуазными националистами,  контрре-
волюционныйи алалпординцами, защищав-
ими интересы господетвовавшего до ре-
ВОЛЮЦИИ Класса экеплоататоров. В -казах-
скую литературу пришли талантливые
поэты и писатели, воепитанные партией
большевиков, способные правдиво показы-
вать в своих художественных проязведе-
ниях величие коммунистических идей,

создавать образы передовых ‘людей нашей
эпохи.
	Сейчас в республике насчитывается 119
писателей, професенонально занимающихся
литературным трудом. В их числе 84 каза-
ха. Ареме-того; на. литературном пенрище
пробуют свои силы более 200‘ начинаю-
щих авторов: Они учились и учатся. литера-

гурному мастерству у русских классиков и
передовых советских писателей и прежде

всего у основоположника сониалистичеео=
	уе

го реализма =: № Торвкого.
	Нод благотворным ‘влиянием классиче-
ской и современной русской советской ли-
тературы казахские писатели создали сот-
ни произведений, отображающих большой и
трудный путь, пройденный казахеким на-
родом от экономической отеталости и бее-
правия к подлинному расцвету социали-
стического хозяйства и культуры. Великий
процесс социалистического ‘преобразования
республики, осуществленного под руковод-
ством партии Ленина — Сталина, при по-
мощи братского русского народа, нашел яр-
кое отражение во вдохновенных неснях
великана народной поэзии Джамбула, в про-
изведениях Н. Байганина, С. Муканова,
М. Ауэзова, Г. Мусрепова, Г. Мустафина,
А. Абишева, Т. Жарокова и других пиез-
телей и. поэтов.
	Слово казахских писателей и поэтов

особенно полно прозвучало в годы Великой
Отечественной войны, призывая народ

& стойкости и мужеству, к самоотвержен-
ному труду во имя защиты социалистиче-
ского отечества, вдохновляя BOHHOB-Ka-
	захов на героическую борьбу с немецко-фа-
шистскими захватчиками и японскими им-
периалистами. Великий акын Джамбул
своими военными неснями и стихами вдох-
новлял сынов и дочерей нашего- народа на
ратные подвиги на полях сражений и на
героический труд в тылу. Взволнованные,
от глубины души идущие слова обращения
«Ленинградцы, дети мои!» служили благо-
родным задачам моральной поддержки ге-
роических защитников города Ленина. Сти-
хи №. Саина, боровшегося за евободу своей
отчизны в рядах украинских партизан,
А. Сарсенбаева, В. Амзнжолова, Х. Бекхо-
жина и других поэтов, непосредственно уча-
ствевавших в Отечественной войне, вселяли
в душу казахского народа ‘неукротимую,
беспощадную ненависть в врагу, неугася-
мую любовь к своей родине. В период Отече-
ственной войны писатели Казахстана внес-
ли большой вклад в дело победы над врагом.
	B послевоенном развитии казахекой ли-
тературы, как и всей советской литерату-
ры, огромную мобилизующую роль. сыграли
постановления Центрального Комитета
BRI(6) To идеологическим вопросам и при-
нятые на их основе решения ЦЕ КП(б) Ка-
захстана. Они помогли казахской литера-
туре в значительной мере преодолеть прояв-
ления буржуазного национализма в творче-
стве отдельных писателей, поднять идейно-
художественный уровень произведений, сдё-
лать крутой поворот к современной тема-
TIRE

Большим радостным событием в культур-
ной жизни казахского народа явилось при-
суждение Сталинской премии первой сте-
пени казахскому писателю Мухтару Ауэзо-
ву за роман «Абай». Это выдающееся про-
изведение не только казахекой литературы,
HO н всей советекой литературы за послед-
ние годы. В нем автор правильно поднял
и разрелтил вопросы исторической дружбы
казахского и русского народов и классовой
борьбы в дореволюционном ауле. В. лице
Мухтара Ауэзова выдающуюся оценку по-
лучила вся советская литература Казах-
стана, ставшая, по определению А. А. Фа-
деева, «большой, профессиональной, все-
союзного и, благодаря этому, мирового зна-
чения литературой».
	Отрадно отметить факт появления та-
лантливых литературных произведений,

отображающих борьбу трудящихея Казах-
стана за выполнение великих предначерта-
	Hi Посаевоенного сталинского патилетне-
	. J. KEPHMBAEB,
Председатель . Президиума Верховного
Совета Казахской ССР
		созданы могучие очаги культуры. В В3-
захстане ныне существуют Академия наук,
0б°единяющая 48 научных учреждений,
филиалы Всесоюзной академии сельскохо-
зяйственных наук имени В. И. Ленина
й Института Маркеа— Энтельеа— Ленина
при ЦВ ВЁН(б). До революции в Казах-
стане ‘36 было ни одного высшего учеб-
ного заведения, а ныне в 23 вузах обу-
чаютсн более шестнадцати тысяч стулен-
	‚тов, работают 84: профессора и доктора
	наук, 296 доцентов и кандидатов наук.
17 докторов наук и 82 кандидата наук —
казахи. В числе докторов и кандидатов нау
13 женшин-казашек,
	Вместе с социалистическим преобразовз-
нием в экономике и культуре республики
за годы ебветекой власти были созданы
и упрочились казахекий национальный
театр, кинематография, изобразительное
искусство, литература. Современная ка-
захокая литература, как и вея вультура
казахекого народа, является детищем Ве-
ликого Октября. Только в советское время
она получила веестороннее развитие Bo
	всех жанрах и стала ортанической частью
	многонациональной советской литературы,
	Зазахекая советская литература, как и
литературы лругих братских  советоких
	республик, направляемая большевистской
	партией, превратилась в высовоидейную
национальную литературу и вышла на
всесоюзную арену, заняв почетное место
в. передовых рядах  многонациональной
литературы Советского Союза.

Наша литература, как и в6е казахекое
советское искусство, складывалась и росла
в ожесточенной б0рьбе с врагами sapota-—