ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СеСр
	ВТОРНИК, 10 МАЯ 1949 г. № 108 (9948)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ
		Большой успех фильма
„Сталинградская битва“
	Подвиги советских людей
будут жить в веках
	Эта волнующая кинокартяна правливо
	показываег подвиги советских люй в
	борьбе за Сталинград, гениальные предна-
чертания великого Сталина в действии.
Она призывает нас еще лучше работать в
дни послевоенной пятилетки, беззаветно
служить делу коммунизма.
	Василий МАТРОСОВ,
лауреат Сталинской премии.
	oO

Знамя нашей победы.
	Co всёх концов необ`ятной Советской
страны — из Риги, Таллина, Петрозавод-
ска, Днепропетровска, Одессы и многих
других городов поступают сообщения 05 ис-
ключительном уснехе нового художествен-
но-локументального фильма «Сталинград-
ская битва». ;

Советские люди в напряженным внима-
ннем смотрят этот глубоко правдивый фильм,
ярко воспроизводящий героическую Сталин-
градскую эпопею, говорящий о пламенном
патриотизме советского народа, мастерстве
советских солдат и офицеров, их бесстра-
шии и доблести в борьбе е врагом,
	ЮФ
	Вчера около 200 тысяч москвичей
просмотрело фильм
	Бчера на экранах кинотеатров столицы,
50 хворцах культуры и клубах началась
демонстрация нового замечательного доку-
ментально-художественного фильма «Ста-
хинтрадекая битва» (первая серия). Кар-
тина вызвала огромный интерее трудящих-
ся столицы. Фильм, посвященный славной
Сталинградской эпопее, ‘показывает не-
превзойленное мужество и героизм совет-
СЕИЕ людей, гениальную стратегию вели-
гого полководца И. В. Сталина, привед-
Wy кв разгрому гитлеровских полчищ, под
легенларной крепостью на Волге — Сталин-
	Paso’.
	боевые листки, фронтовые газеты, пись-
ма солдат и команлиров.

В кинотеатрах «Центральный», «Удар-
ник» и других зрители встретились с твор-
ческим коллективом. создавшим фильм
«Сталинградекая битва».

Московские металлурги — работники за-
вола «Серп и молот» — провлушали вчера
В св0ем клубе лекцию «Сталяянгралекая
битва» и просмотрели только что вышед-
ший на экраны фильм, посвященный это-
му историческому событию.

В кинотеатрах Москвы, в клубах и ло-
мах культуры за вчерашний день фильм
«Сталинтрадекая битва» просмотрело около
200 тысяч человек.
	a

Геронческая кинолетопись
	Недавно закончилея Всемирный конгресе
сторонников мира. Я еще нахожусь под
свежим впечатлением этого конгресса. Мне
хочется сказать: когда кинокартину «Ста-
линградекая битва» будут смотреть про-
етые люди за пределами нашей стравы, тэ
они проникнутся еще большей симпатией
5 советскому народу, в мужеству его вои-
нов, сумевших отстоять свою родину и
спасти человечество от ужасов фашизма,
	А. МАРЕСЬЕВ,
Герой Советского Союза.
	НАДВОЕ НАТАН

риказ генерала а

06 отмене ограничений по связи, транспорту и торговле между Берлином
	и западными зонами и между восточной зоной и западными зонами 1 ермании
	в советекую зону оккупации Германии и
в Берлин и вывоза товаров из советской
зоны и из Берлина в западные зоны Гер-
мании на основе торговых соглашений и
сделок по установленным пропускам.

Воинские грузы, принадлежащие анг-
лийской, французокой и американской
военным администрациям или оккупаци-
онным войскам, а также багаж и личные
вещи военнослужащих и гражданских
сотрудников ‘указанных администраций и
оккупационных войск пропускать в Бер-
лин и из Берлина, без проверки и досмотра
на КПИ Мариенборн.
	Пропуск лиц и грузов через демар-
кационную линию советской зоны окку-
пации Германии производить ‘через сле-

ие контрольно-пронуекные пункты
(ВПП):
	a) железнодорожные и шоссейные: Херрн-
бург, ст. Шванхейде (8 км сев. Бойцен-
бург), Берген (10 км зап. Зальцведель),
Эбисфельде, Мариенборн, Эльрих, Аренс-
хаузен (Вирхгандерн), Варта, Фаха, Зоннен-
берг, Пробетнелла,: Гутенфюрст;

6) водные ВП: Виттенберге (р: Эльба),
Вол. Буххорст (канал Эмс —Везер-— Эльба).

1. Впредь до решения вопроса о валюте
в Берлине сохранить существующий поря-
док провоза через демаркационную линию
марок Немецкого ‘эмиссионного банка, за-
падных марок я иностранной валюты, &
также других платежных средств,

8. В районе Большого Берлина — снять
межеекторную полицейскую охрану.

9. Возобновить почтовые. перевозки меж-
ду Берлином и советокой зоной с запад-
ными зонами по железным дорогам Бер-
лин — Гельмигтедт — Ганновер. Берлин —
	дейпциг -—— Хоф и Шверян — Любек. Одно-
	временно возобновить нересылку всех ви-
дов почтовых отправлений, установленных
Контрольным Советом, между Берлином и
	Бессмертие
	Открытие памятника советским воинам, павшим при штурме Берлина.
		ъизнь в сражениях за независимость CBOE-
го социалистического отечества и за сча-
стье народов Изропы и Азии. Сотни вен-
	BOB ~~ KH важется, что перед глазами кз
	дого Из тех, RTO их несет, в эту минуту
проносятся видения: недавнего прошлого.
Солдат вепомнил своих боевых товарищей,
которых нет более рядом е ним, но их рат-
НЫЙ подвиг-—в славе полка: Бывший y3HHK
концентрационного лагеря оживил в памя-
ти своей те дни, когда гул канонады © во
стока возвестил ему освобождение.
	После траурного митинга, который от-
крыл советский военный комендант Берли-
на генерал-майор Вотиков, траурная mpo-
цессия направилась в братским могилам.
Она растянулась по всей отромной террито-
рии памятника-кладбища. Первые венки
были возложены на могилу четырех Героев
Советского Союза. Вскоре венки лежали по-
всюду. Их возложили боевые генералы и
безусые солдаты, советские люди и пред-
ставители немецких рабочих.
	«.910 — памятник павшим, но в нем
оптимизм самой жизни. Вот гранитная фи-
гура женщины, олицетворяющей мать-ро-
дину, скорбящую о свойх павших сынах.
Но вглядитесь в ее лицо. В. нем не только
скорбь, но и гордость за тех, кло свершил
великое и справедливое дело освобождения
народов. Вот два исполинских склоненных
знамени из красного гранита, и под сенью
каждого из них—бронзовая скульптура сол-
дата, припазнего на одно колено. Один из
воинов — пожилой ветеран, медали на его
груди товорят нам, что он сражался и в
Сталинграде, и в Берлине; другой —— еще
молод. Они держат в руках свой стальные
Каски, и головы их наклонены. Скорбь пх
	Но-соллатеки сурова.
	БЕРЛИН, 9 мая, (ТАСС). Сегодня в Бер-
лине издан следующий приказ №56 Глав-
ноначальствующего Советской военной ад-
министрации — Главнокомандующего груп-

пой советских оккупационных войск в Гер-
мании
	Бо исполнение указаний Правительства
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик 00 отмене ограничений, установленных
е 1 марта 1948 года по связи, транепорту
и торговле между Берлином и западными
зонами и между восточной и западными 30-
нами Германии. приназываю:
	1. Востановить существовавший 30
1 нарта 1948 тода порядок по связи, тране-
порту *и. торговле между Берлином и 3за-
падными зонами и между восточной и за-
палными зонами Германии.
	2. Для. снабжения населения западных
секторов Берлина, а также оккупационных
войск США, Англии и Франции, находя-
	щихея в Берлине. восстановить лвижение
	по железной дороге Берлин, Магдебург;
Гельмштедт © пропуском 16 поездов, в co-
ответствии с решением  Контрольного (Сюве-
та бт 10151945 rosa.
	Для осуществления связи англий-
ских, американских и французских оввупа-
Ционных войск, находящихея в Берлине,
с западными зонами Германии возобновить
движение ‹ автотранспорта по’ автостраде
Верлин, Мюхендорф, Магдебург (мост 8 вм
сев. Малдебург), Гельмтителт.

4. Восстановить существовавший 20
1 марта 1948 тода порядок пропуска на
демаркационной линии военных и граждан-
ских служащих английских, амбриканских
и французских оккупационных войск через
RU Марненборн и Новавес без пропусков,
а Через другие БПИ — по пропускам пгта-
fa CBAT.
	5. Восстановить существовавший #0
	1 марта 1948 гола порялок ввоза товаров
	БЕРЛИН, 9 мая, (По телеф, от cob.
корр.). Нройдут десятилетия, мать приве-
дет сюда, под тень столетних платанов,
своего сына, и он склонит толову перед
прахом павших тероев — освободителей ми-
ра. Великие дни и дела нашего времени
навечно останутея в памяти людей буду-
щего. здесь, в центре Европы, на берегах
Ширее, где начинала некогда свой пре-
ступный путь фашистекая банда и где она
нашла свой бесславный конец, они вепом-
нят человека в серой шинели или-в плащ
палатке, вопомнят его борьбу, подвиге и
победу. Они увидят его, советского солда-
та, таким, каким видеди миллионы людей,
когда он шел от Волги до Эльбы трудной
дорогой славы. Bot ero образ, воплошен-
ный в бронзе: молодое русское лицо, в од-
ной руке—меч, в другой—спасенный ребе-
нок, доверчиво прижавшийся в груди евое-
го спасителя. А под ногой — разрубленная
свастика. Таким предетанет перед. гряду-
щим поколением советский солдат, — раз-
громивитим врага народов и снасшим их бу-
дущее. Таков он и сегодня.

Вогда осматриваешь этот” памятник, ду-
маешь о бессмертии. Не потому,» что время
бессильно перед гранитом; & потому, что
вечен подвиг народа, который открыл до-
рогу новому миру: потому. что наша побе-
	да в Великой Отечественной войне будет.
	вечно. жить в делах миллионов.
	..В воскресенье, 8 мая, в день капиту-
ляции гитлеровской Германии, этот памят-
ник-кладбнше воинам Советской Армии,
павшим в 1945 году при штурме Берлина,
был торжественно открыт. В берлинский
Трептов-парк пришли представители воин-
ских частей, учреждений советской воен-
ной администрации в Германии и немец-
ких демократических организаций, чтобы
почтить память героев, отдавших свою
	западными зонами и между cone ROM
зоной и западными зонами и прием 19-
сылок, пакетяков H почты, отправляемых
из Бертина в западные зоны, на почтам-
тах и вокзалах веех секторов Берлина. ^

10. Начальнику Транспортного Управ»
ления СВАГ усилить пункты технической
помощи и бензозаправочные пункты B&
автостраде Берлин — Гельмштедт.

11. Начальникам управлений — связи,
транспортного, внешней торговли, финане
сов и военному коменданту советского
сектора гор. Берлина:

a) до 12 мая 1949 года, в соответетвии
с настоящим приказом, издать технические
инструкции, обеспечивающие выполнение
указаний Правительства Союза ССР об
отмене ограничений по связи, транспорту
ий торговле между Берлином и западными
зонами и между восточной зоной и запад-
ными зонами Германии;

6) установить контроль за практическим
осуществлением отмены ограничений по
связи, транспорту и торговле между Бер-
лином и западными зонами и между во-
сточной и запалными зонами Германии, &
также контроль за отменой всех ограниче-
ний, установленных с 1 марта 1948. года
оккупационными властями Франция, Анг-
лии и Соелиненных Штатов Америки или
любым из них по связи, транспорту и тор-
говле между Берлином и восточной зоной и
между заналными зонами и восточной 30-
ной Германии,

12. Настоящий приказ ввебти в дей-
ствие в 0 часов 01 минута 12.У.49 гола.
	{ лавноначальствующий Советской вв-
енной администрации — Главнокоман-
дующий группой советских оккупаци-
онных войск в Германии

Генерал Армии В. ЧУЙКОВ.
	Начальник штаба Советской военной
администрации в Германии
Генерал-лейтенант Г, ЛУКБЬЯНЧЕНКО.
	Ми —— 16 барельефов, которые, словно #4-
менные страницы историй, повествуют 6
жизни и борьбе советского народа. На каж-
дой из этих страниц — слова И, В. Сталина
из его выступлений и приказов от первых
дней войны до часа окончательной капиту-
ляций гитлеровских войек.

Еще дальше—апофеоз-——монумент воина-
освободителя в 30 метров высоты. Он —
торжествующая жизнь, он — олицетворе-
ние победы советского человека над темные:
ми силами разрушения. Четыре года назад
советский воин завершил освобождение
Европы от гитлеровской тирания. Сзгодня
он стоит на страже мира и_ „безопасности:
всего человечества.

В пьедестале монумента находятся мав-
золей. В центре его на черном полирован-
ном камне стоит золотой ларещ с перга»
ментной книгой в красном сафьяновом пе-
реплете. Она сообщает потомкам имена ге-
роев, погребенных на этом кладбище. (те-
ны мавзолея украшены мозанкой из емаль-
ты. На зеленом фоне изображены символи-
ческие фигуры народов, несущих лавры и
склоняющих знамена перед памятью героев.
Хрустальный орден «Победа» увенчивает
купол. Под орденом — слова И. В. Сталина,
приведенные на русском п немецком языках:
«Ныне все признают, что советский народ
своей самоотверженной борьбой слае цивя-
лизапию Европы от фаптистеких погромтщи-
Ков. В этом великая заслуга советского на-
pola перед историей человечества».
	Памятник создан по проекту и пол ру-
ководством скульшора лауреата Сталинской
премии Е. В. Вучетича, архитектора-худож-
ника Я. Б. Белопольского и инженера
С. С. Валериуе. Он реалистичен в лучшем
смысле этого слова, в нем запечатлен исто-
рический подвиг советского народа. .
	Н. ПОЛЯПОВ.
	Вчера в0 многих кинотеатрах столицы
сбстоялись встречи зрителей е участняка-
ми сталинтрадеких боев. Все они едано-

NyMiHO отмечают высокие достоинства
фильма:
	‚В ряде кинотеатров организованы BEI-
ставки, посвященные Сталингралской битве.
	Большая выставка открылась в читаль-
Ном зале кинотеатра «Ударник». Здесь
представлены макеты игтаба обороны Cra-
лияграда, переправы, картины, напиеан-
ные участниками Сталинградской битвы.
В вятринах собраны подлинные документы
Великой Отечественной войны — приказы,

Художник Крамской в конце семидеся-
тых годов создал свой знаменитый порт-
per Салтыкова-едрина. Из-под сурово
навиеших бровей глядят строгие и пе-
чальные глаза. Мы видим длинные, тон-
кие пальцы,  сплетенные в нервном
\вижении. Портрет — яркий документ то-
го времени, котла лучшие. люли Poe-
	сви. мучительно переживали сознание
своего одиночества в 00050 с реак-
цией самодержавия,  когла положение
	вещей в. стране определялось крылатым
словом поэта: «Бывали хуже времена, но
не было подлей». Полицейские репрессии
падали из Шедрина, взявшего в свои ру-
BH B связи со смертельной болезнью Не-
врасова ‘редактирование «Отечественных
записок». Свирепая цензура хотела BBI-
бить перо из рук писателя. В 1884 году пе-
редовой журнал был закрыт и его редактор
оказалея в трагическом положения челове-
ка, приговоренного к молчанию, равносиль-
ному для него смерти. И все-таки в невыно-
симых, казалось бы, условиях он продол-
жал свою художественную и публицистиче-
скую деятельность. Смерть настигла его на
боевом посту, с пером в руках умер он.

To, что было сделано этим великим сы-
ном великого русского народа, дает ему.
полное право на бессмертие. Чернышев-
ский писал: «Губернскими _ очерками»
гордится и долго будет гордиться наша
литература. В каждом порядочном челове-
ке русской земли Шелрин имеет глубокого
почитателя. Честное имя его между луч-
шими, и полезнейшими, и даровитейтими
детьми нашей родины. Он найдет cede

многих панегиристов, и всех панегириков-

gz

достоин он». Так сказано 00 одной книге

писателя. Но ведь такими же словами
можно сказать о многих книгах Салтыкова-
Шедрина. Это им написаны «История од-
ого города», «Господа Головлевы», «Пом-
падуры и помпадурши», «Господа таш-
Renton», «За рубежом», «Блатонамеренные
речи», «Пошехонская старина», «Сказки».

Эти книги входят в золотой фонд етече-
ственной литературы. Они были любимы
Лениным. Их автора назвал товарищ
(талин великим русеким писателем.

Зло, с которым боролся Щедрин, против
ROTOPOTO он направлял удары своей сати-
ры, было крепостничество, была власть
врепостников в России. Ненависть в рабо-
владельцу водила могучим пером писате-
ля: Ему принадлежат правдивые и яркие
картины помещичьей России. В этих кар-
тинах креностниви предстают перед чита-
телем во всей их наготе, а крепостное пра-
во, как «чудище обло, озорно, огромно, сто-
зевно, и лаяй». Для Щедрина нет помещи-
ков дурных и хороших, злых и добрых —
самая система крепостничества, его природа
подлежали суровому и безотоворочному его
осуждению.

Ленин высоко оценивал роль Щедрина в
борьбе са злом дореволюционной русской
жизни. Ленин видел в писателе одного из
тех великанов русской революционной мыс-
ли, которые боролись за осуществление ре-
волюционной программы. Эта программа
имела своей целью <...поднять крестьян-
ство на социалистическую революцию про-
тив основ современного общества». В своей
борьбе писатель не допускал никаких уету-
пок, не шел на компромиссы. Все его сим-
патии были на стороне крестьян, задавлен-
ных барщиной, обреченных их хозяевами на
вопиющую нищету, на физические и нраз-
ственные страдания...

Та называемые «великие реформы», на
ROTOPHe в начале шестидесятых годов
пошло царское правительство, ни в коей
мере ие. ослабили силу революционного
протеста Шедряна против свинщювых мер-
зостей русской жизни. «Освобождение кре-
стьян» напыю в его произведениях смелое,
тневное и убедительное ‚разоблачение. Ta-
сатель увидел, что в судьбах деревни не
произотшсто перемен к лучшему, что на сме-
ну помещичьему леснотизму пришел произ-.
вол буржуазии. Русская буржуазия стано-
вится об’евктом беспощалхной щедринской
сатиры: Сатарик разоблачает новых поме-
щиков и капиталистов Леруновых, Roay-
паевых, Разувзевых. В замечательных
«Письмах из провинции» писатель дает
реалистические картины пореформенной
деревни, отданной BO власть новых хишни-
ков, деревни, которая «обязываетея знать
тверхо свой окладной лист—- и ничего
больше». В «Современной идиллиях, в
«Бязтонамеренных речах» писатель pac-
сказывает 0 семидесятых и восьмидесятых
тодах, отмеченных разгулом реакции в

стране, засильем чумазых, торжеством ме-
	роломства, продажности, измены; Jena
заклеймил кличкой Иудушки ренегата Ва-
утского и предателя Троцкого.
	Образ Головлева, как и многие другие
образы, свидетельствует об огромной силе
изображения, присущей Салтыкову-Щед-
рину. Как художник он CTOUT рядом в
Гоголем и Толетым. Шо силе же сатири-
ческого изображения, по силе сатириче-
ского разоблачения он, пожалуй, не имеет
себе равных. Никто не выступал с такой еме-
лостью, силой и последовательностью против
героев темного царства старой России, как
Щедрин. Он срывал маски е либералов и
	прогрессиетов, разоблачал нустозвонетво и
	краснобайство их, учил видеть за припома-
женной и припудренной физиономией харю
креностника. `Изумительная проницатель-
ность была обнаружена им в подходе к
явлениям и фактам зарубежной действи-
тельности. Его книга «За рубежом» водер-
жит убийственную критику международной
буржуазии, буржуазной демократии. Это
разоблачение ^ делает шедринскую книгу
выдающимся произведением мировой. лите-
ратуры. И «За рубежом», и «Влатонаме-
ренные речи» сохраняют свое политиче-
ское звучание ло наших дней.
	«Несмотря на несколько революций, во
Франции, кав и в других странах Европы,
стоят лицом к лицу два класса людей,
совершенно отличных друг от друга и по
внешнему образу жизни. и по понятиям,
и по темпераментам». Tax писал Шедрин
о классовой структуре общества. Он кри-
тиковал господетвующий класс е точки зре-
ния и с позиций «массы управляемых». Он
со всей силой говорил, что примирения меж-
ду господами и рабами, между буржуазией
и трудящимися, между эксплоататорами и
эксплоатируемыми не может и не должно
быть. Он разоблачал сотлашатеаей, либера-
лов, оппортунистов, как буржуазную аген-
туру.

Салтыков-Щедрин был передовым челове-
ком в России его времени. Он не был сво-
боден от ошибок — он не видел той ре-
шающей силы, которая была способна на
революционное преобразование страны, на
коренную ломку старого уклада жизни.
Русский рабочий не находилея в поле по-
литического и художественного зрения пи-
сателя. Но в то: же время интуицией худож-
ника чувствовал Щедрин, что на арену 00-
ественной жизни выходит новая сила. В
1886 году он в своем введении к книге
«Мелочи жизни» писал: «Яено, что идет
какая-то знаменательная внутренняя ра-
бота, что народилиеь новые подземные
ключи, которые кипят и клокочут с оче-
вилной решимостью пробиться наружу.
Исконное течение жизни все больше и
больше заглушается этим подземным гуде-
нием; трудная пора еше не наступила, но
близость ее признается уже всеми».
	Рабочий класс пошел и повел за собою
трудовое крестьянство дорогой революцион-
ной борьбы. В России победила социали-
стическая революция. Революция принесла
осуществление заветных идеалов Шедрина.
Его отечество стало свободным, его народ—
счастливым. С революцией настала и новая
пора для Щедрина. Появился тот друг-
читатель, ‘0 котором тосковал и меч-
тал он. Никогда так любовно не изда-
вался Шедрин, как в наше время. Он пред-
стал перед нами во вбем богатстве его идей.
Мы имеем дело с новым Шедриным, не
урезанным, не искаженным нарскими цен-
зорами. Мы обладаем полным наследством
гениального русского писателя, революци-
онного хемократа. великого поосветителя:
	Исполнилось шестьдесят лет со дня емер-
ти Михаила Евграфовича Салтыкова-Шедри-
на. Много воды утекло с тех пор, когда жил
и творил он. Все переменилось на русской
земле, иными стали люди этой земли. Ве-
личаво и славно настоящее нашей родины.
Прекрасное будущее принадлежит ей. Ру-
коволимый партией Ленина -—— Сталина, ве-
	ликий советский народ уверенно идет к
	ROMMYHHIMY.

Двигаясь Виеред, советские люди видят
в своих рядах великих людей прошло-
го века. С нами идут вместе и Белинский,
и Герцен, и Добролюбов, и Чернышевский.
С нами идет и Салтыков-Шедрин. Смерть
не властна над такими людьми, как он.
Бессмертие -—— счастливый удел их. Как
	  живой е живыми говоря, предстает перед
	нами сегодня великий писатель земли рус-
ской. Его книги служат нашему делу, его
гениальная сатира’ является боевым оружи-
ем в нашей борьбе, в борьбе нового мира с
миром старым, в борьбе коммунистического
века с веком рапитализма.
	И. РЯБОБ
	К 60-летию со дня смерти
М. Е. Салтыкова-Щедрина

са
	щанства < 109
идеалами.
	низменными,  Хлевными
	Силу, способную изменить ход русской
жизни, вывести страну на новый, светлый
путь, Шедрин видел в трудовом народе. ©
крестьянством связывал он свои мечты ий
надежды на революционное нреобразование
страны. Но Шедрин по самому существу
своему был резко враждебен позднейнтим
либеральным народникам с их идеализацией
крестьянства и крестьянской общины. Неда-
ром Фенин называет Шедрина представи-
телем «етарой» народнической демократии,
отделяя его от так называемых друзей на-
рода, носителей мешанекого радикализма.
	Щедрин был далек от любования му-
жиком, он видел недостатки это мужи-
ка, он выступал против идиотизма дере-
венской жизни. Горьким смехом своим 09-
ролся он © мужицкой ограниченностью.
Его глубоко огорчал медленный ход исто-
рического и культурного развития дерев-
ни, черты пассивности, присущие кресть-
янину, чепротивление злу и тому нодоб-
ное. Ему было тяжело видеть пережитки
крепостничества в сознании деревенского
обитателя, мешавиие деревне осознать
свои силы, подняться во весь свой рост,
смело пойти внеред и выше. «Ато живет
без печали 7 тнева, тот не любит отчиз-

ны своей..». Эти некрасовекие слова ха-
ара `й личность, и творчество
Шедрина. i :

Да, он был великим печальником зем-
ли русской. Гражданский гнев звучит в
его голосе, обличавшем недостатки и по-
роки. Горячая и страстная любовь к ро-
дине и своему народу проходит красной
нитью по страницам  щшедринских книг.
Вера в историческое предначертание Рос-
сии, в счастливое будущее великого pyc-
ского народа согревает эти страницы. «Я
люблю Россию до боли сердечной, — писал
Щедрин, —и даже не могу помыелить Ce-
бя где-либо, кроме Россий...».
	Как настоящий патриот своего народа
выступает перед нами Щедрин. Он восхи-
щается героизмом” русских людей в борь-
бе < иноземными захватчиками. Он назы-
вает 1812 тод народной эпонеей. Он го-
ворит, что память об этой эпонее пефей-
дет в века и не умрет, покуда будет жить
русский народ. Он видит благородство и
красоту русской души, проявляющиеся и
в торжественные исторические моменты,
и в будничной действительности. В очерке
«Сон в летнюю ночь» прославляются кре-
стьянин-труженик и женщина-крествянка.
Народ является носителем илеи патриотиз-
ма, простым и честным людям присуще
прекрасное чувство любви в родине; В
звании патриот» отказывает сатирик
эксплоататорам и тунеядиам. Ёнига «3a
	рубежом» содержит замечательные выска-
зывания Шехрина на этот счет,
	«Никло так страстно не любит своей
родины, как русский человек...». С пре-
зрением отзывается писатель 0 людях
без роду и племени, не чувствующих
своей Кровной связи с породившей их
землей, отказывающихся от своего оте-
чества. <Желудочно-половые  коемополи-
ты» — так называет он русских бар,
прожигавших жиань на постоялых дворах
Парижа и Берлина, пренебрегавиих свя-
зями CO своим  отечеством, зараженных
мелким чувством фаболепия перед всем
заграничньйи.
	Щедрин создал целую галлерею литера-
турных типов. Герои ео сатиры широко
известны. Писатель брал их из современ-
ной ему жизни. И Угрюм-Бурчеевы, и
Балалайкины, и Головлевы, —= ими ‚изоби-
ловала  помещичье - буржуазная Россия.
Шелринские терои являютея HO только
	портретами тех уродов, тех свиных рыл,
	которые обступали писателя. Нерелх, нами
большие художественные образы, нодлин-
но личературные типы. Сила художника
и заключается в том, что он сумел под-
няться в своем творчестве ло больших
обобщений, сумел создать характеры обще-
человеческие. Достаточно в этом плане
вспомнить хотя бы такого щедринекого
героя, как Иудушка Головлев. В мировой
литературе нет образа, который можне
было бы поставить в олин psd © этим
образом ханжи и лицемера, двурушника и
предателя. Иудушка недаром стал нарица-
	тельным именем человеческой подлости, ве-
	Дальше, за широкими лестницами гра-
нитной террасы, рядом с братекими мотила-
	Иностранная печать о Дне Победы

НРАГА, 8 мая. (ТАСС). Вея чехосло-
вацкая печать широко отмечает 4-ю го-
довщину победы над гитлеровской Герма-
нией и освобождение Советской Армией
Праги, восставшей против  фалютских
захватчиков. Печать подчеркивает  все-
мирно-историческую роль Советского бою-
за, руководимого Генералиссимусом И. В.
Сталиным, в освобождении. народов и в
созлании им условий для свободного и
самостоятельного развития.

Победа Советского Союза в войне про-
тив агрессора, пишет газета «Руде пра-
во», вееляет в рабочий класс и трудя-
щихея всех стран уверенность в своих
собственных силах. Ныне вокруг Совет-
ского Союза 0б’единяется подавляющее
большинство всего человечества. Это. и яв-
ляется главным препятствием для осуше-
ствления планов англо-американеких  им-
периалистов по развязыванию новой вой-
  ны. Ныне в день 4-й тодовщины победы
нал агрессорами всему миру ясно, что си-
лы мира и демократии превосходят силы
поджигателей войны. Победа над немецко-
итальянско-японской коалицией во второй
мировой войне создала предпосылки пля
победы лагеря демократии, во главе кото-
рого стойт Советекяй Союз, в борьбе за мир.
		перечеркивают планы черчиллей, Уоля-
стрита. Миролюбивые силы мощнее сил
ха068 и ВОЙНЫ.
	Тазета «Трибуна люду» напоминает, что
англо-американские империалясты раесчи-
тывали на ослабление Согетекого Союза в
войне против гитлеровской Германии. Одна-
ко, пишет газета, «в игре, направленной к
ослаблению Советского Союза, карты импе-
риалиетов были биты. Советский Союз, сы-
гравший решающую роль в разгроме гитле-
ровской военной машины и освободивиий
Еврону от гитлеровской неволи, послё вой-
ны оказался еще более могучим и сплочен-
ным. Вокруг Советеного Союза об’едини-
лись молодые народные демократия Средней
й Юго-Восточной Европы, освобожденные
Советской Армией от фашистекого рабства
й вотурившие на путь строительства с0-
пиализма».

ВЕНГРИЯ

БУДАПЕШТ, 9 мая. (ТАСС). Венгер-
ские газеты широко отмечают 4-ю годов-
щину победы над гитлеровской Германией.

Газета «Сабат нёп» опубликовала ста-
тью тенерал-лейтенанта ПМалфи, озатлав-
ленную «Годовщина веемирно-исторической
победы Советского Союза», в которой от-
мёчает, что основная тяжесть войны fo
самого конца лежала на Советском Союзе,
что советская военная система, советекая
военная идеология, сталинская стратегия,
советская политическая и моральная
системы, структура и вооружение Co-
ветской Армии доказали cBde неоспори-
мое превосходство неё Только над неменкой
военной системой, но и над другими им-
перизлистическими системами.

Советскую Армию, пишет газета «Мадьяр
нап», привела к победе самая передовая,
самая совершенная сталинская вобнная
наука. День Победы, отмечает газета, го-
ворит неё только ® прошлом, но и. является
напоминанием для тех, кто пытается сде-
лать то. что. не улалось сделать Гитлеру.
	СОФИЯ, 9 мая. (ТАСС). Болгарекая пе-
чать широёо отмечает День Победы над
гитлеровской Германией. На первых поло-
сах многих газет помещены портреты Ге-
нералиссимуса И. В. Сталина, организатора и
вдохновителя веемирно-исторических побед.

Победа над фашистской Германией, пи-
шет газета «Отечествен фронт», вошла в
историю человечества,, как одна нз самых
светлых побед прогресса над темными си-
лами реакции и человеконенавистническо-
го фашизма. Решающая роль в этой победе
принадлежит великому Советскому Союзу й
его могучей армии, Ha Которую народы
всего мира смотрят, как на армию-0с50бо-
дительницу.
РУМЫНИЯ
	- БУХАРЕСТ, 8 мая. (TACU), День. Нобе-
ды отмечается всей румынской печатью. В
газетах помешены статьи о стратегай и
тактике советских войск, выдержки из
дневников советских воинов, занявших
Берлин, очерки и стихи.

Победа Советской Армии 9 мая 1945 го-
да, пишет газета «бкынтейя», продемонст-
рировала, что нет такой силы в мире, кото-
рая могла бы противостоять непобедимому
Советскому Союзу, нет такой силы в мире,
воторая могла бы воснрепятствовать созда-
нию единого фронта народов, ведущих в9
главе с Советским Союзом борьбу против
империализма за победу сил мира й демо-
	Братии.

MHP
	ВАРШАВА, 8 мая. (ТАСС). Польские га-
зеты помешают многочисленные статьи,
посвященные Лию Победы.
	По истечении четырех лет со Дня Нобе-
ды над гитлеризмом, пишет газета «Rue
Варшавы», мы яснее, чем когда-либо, ви-
дим те огромные изменения в международ
ных отношениях, которые внесла победа
Советского Союза. Силы войны, силы имйе-
риализма стремятся в настоящее время вы-
звать новую катастрофу. В то же время
силы мира, силы социализма, силы мил-
лионных масс во главе с Советским Союзом
	УЛАН-БАТОР, 9 мая. (ТАСС). Газета
«Унэн» в передовой статье, озаглавленной
«Четвертая годовщина вёликой победы»,
пишет:

«Человечество никогда не забудет вели-
ких заслуг советекого народа и Советской
Армии. Человечество вечно будет благо-
дарно великой партии Ленина — Сталина,
величайшему полководцу Гебераляесимусу
Сталину, организбвавшим всемирно-истори-
ческую победу советского народа над фа-
шистской Германией».