СРЕДА, 1А МАЯ 1349 г. № 109 (9849)
	ЦЕЕАДА КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	Весенняя
песня

‚ Весна == наша жизнь, работа, ==
Цвести лишь тебе дано!
	Каждая капля пота —
Будущего зерно,
	Ты — время веселых. ливней
Расщедрившихся небес,
Все солнечней, все обильней
И поле цветет, и лес.

А ветви листву развесят,
Распарится целина,

И будет посев: сам-десять
Из одного зерна!
	Колхозная сила прямо

Идет К коммунизму, в высь:
Ломает` трактор упрямо
Нласты, где цветы сплелись,
Поэты подарят песни
Отчизне своей родной,
День мира — веков чудесней;
Живем мы семьей одной, —
Колхозников, лесоводов,
Степных пастухов овец;

И песню былых походов
Поет им казах-певен!
	За мир во всем мире дрались мы
С врагом. И победа — ясна:
Сегодня — весна коммунизма,

Наша весна!
	Аскар ТОКМАГАМБЕТОВ.
	Перевел с казахского
Павел ПГУБИН.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	гие ма
в релакцию
	Возобновить производство
бесконечных ремней
	До войны заводы Ленинградекого резино-
треста изготовляли бесконечные прорези-
ненные ремни, не имеющие мест ептява_
	Такими ремнями пользовалось большан-
стве электростанций Врасноярской желез-
ной пороги. Опыт показал, что бесконечные
ремни служат в двадцать раз хольше, чем
снивные. Кроме того, исключаются случаи
аварийных простоев из-за ремней, отпадает
необходимость содержать штат шорникав.
Срок службы генераторов и первичных
хвигателей также: увеличивается.
	Бесконечные: ремни чинресо-оряиеняются
He TOIbRO pa элевгроставниях железно-
дорожного транспорта. но и во веех обла-
СТЯх промышаенноети, Tae имеютея локомо-

били, компрессоры “в электромоторы в ре-
виной передачей.
	R сожалению, в Настоящее время пройз-

водетвом бесконечных ремней накто не за-
нимается.
	Некоторые предлагают изготовлять бее-
конечные ремни путем вулканизации ента-
	вов ремня, Но этот 10296 ве дает ошута-
	мего эффекта. Стоимость вулканизации в
местных условиях обхолитея намного доро-
же стоимости самого рехня,

Произволетво бесконечных ремней нужно
во что ‘бы то ни стало возобновить, Это
даст большую экономию государственных

средств.
А. АЛЕКСАНДРЕНКО,
	старший инженер отдела знертетики
Красноярской железной дороги.
	Когда восстановят парк
в Ворошиловграде?
	До войны парк им. Горького в Ворошти-
ловграде был любимым местом отдыха тру-
дащихся.

Сейчас парк заброшен—частично разго-
рожен, никем не охраняется, летом в нем
насется скот. Трамвайное лвижение: к парку
не восстановлено до’сих пор. В речке Луган-
ке купаться теперь нельзя, так как в нее
предприятия спускают отработанную воду и
этим самым загрязняют реку.

Пора бы исполкому Ворошиловградекого
горсовета позаботиться о восстановлении
	парка, чтобы горожанам было гле отлы-
хать летом.
	п. ЗВЕРЯКА.
	г. ВОРОШИЛОВГРАД.
	КРИТИКА И. ВИБЛНОГРАФИЯ:
	цатриотическое пооизведение
	Большой удачей писателя является образ
мололго коммуниста — киргиза Чаргына.
Чаргын не попал вместе со свонин сверст-
никами в армию, был оставлен в тылу.
Это его сильно огорчило, он горячо рвет-
ся на Фронт. Но вот его вызывают в рай-
ком партии, и оттуда он возвращается
будто певзроелевшим: Чаргын понял, что
«труд — тоже фронт».

Колхозники избирают Чаргына ‘предсе-
дателем колхоза вместо ушедшего на
фронт. Шамбета. Рядовой колхозник; он
оказался во главе большого, сложного хо-
	‚зяйетва. Можно было растеряться. упу-
	стить бразды правления и ослабить руковод-
ство. Но Чаргын полон сознания ответствен-
ности за порученное дело, за сульбу хо-
зяйства и люлей, доверивших это хозяйст-
80 ему, комчунисту Чаргыну. «Трудно! Ох,
как трудно будет, — говорпт он бе. —
Но ведь наши люди должны учиться каж-
хому новому делу, расти должны. Так велит
партия... В войну люди делают невозмож-
ное. Слелаю и я!».
	Чаргын весь уходит в работу, Мы ви-
{им его в поле, на животноволческой фет-
ме, в кузнице: за всем надо присмотреть,
всюду распорядиться, проверить, И Чаргын
чувствует, точно у него прибавилось сил.
Колхоз вырастил п передал Советекой Ар-
мин добрых коней, отправлены государст-
ву пшеница и масло, теплые вещи фрон-
товиках. Чаргын предлагает собрать день-
ги на постройку самолета. для летчиков-
	виргизов, и волхозники горячо его поддер-
HABAWT.
	Так руководимый Чаргыном колхоз вно-
вит свою лепту в общенародную борьбу.
	Созлавая образ Чаргына, писатель покз-
зывает процесс духовного роста’ сельских
коммунистов и их руководящее влияние
Ha все стороны колхозной жизни. Чаргын
в руковолетве колхозом стремитея полнее
	использовать все, чему он научилея у
	прежнего председателя  Шамбета, жадно
учитея работе < людьми у более опытных
коммунистов. Учась, он и сам многому
учит жителей кыштака, к его слову внимз-
тельна прислушиваются колхозники. В
вонце романа Чаргын предстает перед чи-
тателями. илейно выросшим коммунистом,
зрелым вожавом колхозников.

Всем ходом повествования писатель
раскрывает огромное значение дружбы на-
родов, как одного из величайших завоеваний
советского народа, движущей силы нашего
развития. Большой теплотой согреты отно-
щения между семьей русского кузнеца
Димитрия и колхозниками-киргизами. Чар-
гын, Димитрий, Акман, Маруся, Акая,
Сергей предстают перед нами, как члены
одной дружной советской семьи, сплочен-
ной единством цели. Естественно поэтому
то радушие, с каким принимают колхоз-
виви-киргизы в свою дружную колхозную
	семью эвакуированную украинку Шюбу ©
	ребенком.

Роман заканчиваетея возвращением
фронтовиков после побелы ‘над врагом в
родной кыштак. Возобновляется прерванное
войной строительство электростанции. Вме-
«18 с Димитрием, Чаргыном, Акией, Ак-
маном на стройку вышли бывшие фронто-
вики — Шамбет, Касеин и приехавший в
отпусв офицер — муж украинки Любы.
Великой победой кончилась военная стра-
да. Вчеращние воины устреяляются к побе-
дам в мирном труле, конечной целью
которого является коммунизм.
	Чутельбай Сыдывбеков написал Bor
нующее, патриотическое произведение.

Присуждение ему Сталинской премии—
Новое свидетельство роета национальных
	С. КИРЬЯНОВ.
	‘литератур народов нашей родины.
	Роман киргизского писателя Тутельбая
Сыдыкбекова «Люди наших дней» *), уло-
стоенный Сталинской премии, посвящен
важнейшей в нашей литературе теме —
теме советского патриотизма. Изображая лю-
дей небольшого киргизского кыштака, раено-
ложенного на берегу Иссык-Вуля, писатель
сумел в жизни маленького — колхоза
отразить величие нашего народа, силу и
мощь социалиетичеекого госухаретва.

Вначале автор рисует картину мирного
созидательного труда. Мы видим группу
колхозников-киргизов, возврашающихея на
автомашине в родной кыштак. Они побыва-
ли в гостях у колхозников Чуйской долины.
Много интересного дала ни ’эта поезлка.
Они увилели колхозы-милляонеры, бесчис-
ленные стала, сочные пастбища, колхоз-
ные электростаниии. .
	Экскурсанты торопятея в колхоз, —
им многое надо сделать. В портфеле пред-
седателя колхоза коммуниста Шамбета
хранатея подарок Фрунзенских друзей —
план здания электростанции, \плотяны, ка-
нала. Елущие вместе с Шамбетом колхоз-
ники — комсорг Akasa, ее муж Элебес,
молодая девушка Зарыл и другие — зна-
ют, что этот план должен стать реально-
СТЬЮ.
	Волхозники  торячо берутся за строи-
тельство электростанции. Работа кипит
	 } Уже He первый лень. Хуютавый Чаргын,
	старый бригадир поливов Акман, русский
кузнеп Димитрий, его сын Сергей и другие.
ловко орудуют кетченями. Женщины во
главе с бойкой. Акией работают лопатами.
	Но вот в далекий каргазекий кыштак
донеелись слова товзраша Молотова о верэ-
ломном нападенни гитлеровцев на нашу ро-
дину. Пиеатель рисует яркую картину про-
водов в армию, вылившихея в общекол-
хозную патриотическую демонстрацию.
Лучшие люли кыштака — колхозный: вожак
Шамбет, неутомимый труженик Сергей,
счетовод Элебее — отправляются на фронт,
Их провожают всем колхозом.
	Война Советского Союза против гитле-
ровекой Германии в романе Сыдыкбекова
раскрыта как война всенаролная. Писатель
показывает единство фронта и тыла, поне-
ствует о том, как в военные голы советекие
	люди — люди наших дней — ковали ору- {
	He победы, как в суровых испытаниях
сами они духовно росли й закалялиеь:
	Оставшиеся в колхозе старики. женщи-
ны, молодежь проявляют такую трудовую
доблесть, какая подстать боевым подвигам
их земляков на фронте. Вузнеп Димитрий
заменяет своего сына у горна. С разевета
10 поздней ночи не выхолит он из кузни,
ремонтируя  сельекохозяйственный инвен-
Tapp, Старый Акман не только руководит
правильным распределением волы по посе-
вам, носи берет на себя заботу о живот-
новодческой . ферме, любовно выращивает
для Советской Армии коней.
	зденщины и девушки стали основной
силой в ‘колхозе. Муж Акии Элебесе погиб
	на фронте. Тяжела утрата, велико горе, i.
	Но Акиа чувствует теплую поллержкх кол-
лектива, и это помогает ей найти в себе
силы и выдержку, стать одной из лучших
тружениц в колхозе. Так же вамоотвержен-
но трудятея в дни войны и красавица За-
рыл, терпеливо ожилающая возвращения
с фронта своего жениха, и трулолюбивая
Маруся, уезжающая после войны на аг-
рокурсы, и молчаливая Batam, ставшая
счетоводом и верной полругой Чаргына. и
	даже шаловливая юная [ульнар, назначен-
Нач Табельцицей колхоза.
		Перед ‘выборами в народные
советы в Болгарии
	тов. действовавших ло выборов. Большая
работа проведена временными’ управами
народных советов. Например, в области
благоустройства населенных пунктов за
четыре года народной власти . сделано
столько, сколько не было сделано за по-
следние полвека буржуазного господства.
Меняется облик болгарских городов и сел.
Нет такого населенного пункта, где не шла
бы стройка культурных, общественных и
медицинских учреждений, где не велась
бы работы но благоустройству.

Во многих околиях до 1944 года не бы-
ло родильных я детских домов, мелипин-
ских пунктов. Ныне они созданы’ не толь-
во в городах, но и в большинстве сел.

Широко развернулась электрификация,
Только в Кюстенхильской околии за по-
следнее время электряфицированы 11 сел.
Здесь в местное строительство за четыре
года вложено средств в десять раз больше,
чем за предшествовавшие девять лет.

Отромны заботы народных советов в
под’еме культуры населения. Новые шко-
лы, клубы, читальни, библиотеки, курсы
по ликвидации неграмотности создаютея по
всей стране, В’ городе Русе народная биб-
пиотека за четыре последних года получи-
ла столько книг. сколько ей удалось ско-
	пить за предшествовавшие 64 года ее су-
	шествования.
Народные советы — эта новая форма
участия трудящихся в управлении свони
государством, рожденная народной хдемо-
кратией,— блестяще доказали свою жиз-
ненность. Выборы народных советников
еще больше укрепят народные советы. К
работе в советах в результате выборов нри-
общатся десятки тысяч предетавителей на-
рода. Программой их деятельности будет
служить избирательная платфоруа Отече-
ственного фронта, в которой перед. совета-
ми поставлены исторические залачи по пе-
реуетройству экономики и культуры Ha-
родной республики Болгарии.
А. СТЕКОЛЬНИКОВ.
	СОФИЯ, 10 мая. (По телеф. от с0б.
керр,). Болгарский народ готовитея к пер-
вым выборам в местные органы roc ylap-
ственной власти. На 15 мая назначены
выборы в околийские. (уездные), городские
и сельские народные советы.
	По всей стране широко развернулась
предвыборная кампания: ‘Сейчас происходит
обсуждение списков канлилатов.  Отече-
ственный фронт илет на выборы с единым
еписком. Вокруг спиеково кандидатов раз:
гораетея классовая борьба. Кулацкие эле-
менты: и другие враги народной власти
пытаются или протащать в списки своих
агентов, или сорвать обсуждение, Комму-
ниетическая партия мобилизует трулящих-
ся на отпор реакции. Руководство партии
земледельцев {b3HC) опубликовало обра-
щение Ко воем -свзим членам, призываю-
шее поддерживать единые списки. «Толь-
ко через единые списки Отечественного
фронта можно обеспечить наиболее благо-
приятные условия для правильного и э$-
фективного проведения выборов, — гово-
рится в обращении. — Только через ean-
ные списки мы еще больше укрепим мо-
рально-политическое единство болгарского
‚народа под знаменем Отечественного фрон-
та, под руководством болгарской коммуни-
стической партии. Только эти спиеки пре-
секут всякие попытки классовых врагов
посеять межпартийное соперничество».
	Берные Отечественному фронту, массы
избирателей сами даюг отпор веяким про-
искам врагов. В одном селе Старо-Загор-
ской околии кулаки пытались протащить
в список своего кандидата. Но... он полу-
чил только gpa голоса, В селе Долго Поле
Пловливской околии, несмотря на атитацию
кулаков — не голосовать за батраков, в
списке остались батраки и бедняки — кан-
дилаты Отечественного фронта.
	. Чучшей агитацией за кандидатов Оте-
чественного фронта, за его политику яв-
	ляются отчеты временных Народных COBE-
	воз

В Большом зале
Консерватории
	Вчера в Болыном зале Консерватории
имени П. И. Чайковского  торжествен-
но открылась декада казахской  лиге-
ратуры. В президиуме собрания маршал
Советекого Союза С. М. Буденный, еекре-
тари ЦВ Вб) Казахстана Ж. Шаяхметов,
Н. Омаров, заместитель Председателя Сове-
та Министров Казахской ССР И. Шарыпов,
писатели М. Ауэзов, К. Симонов, Б. Горба-
тов, С. Муканов, Л. Леонов, В. Вишнев-
ский, 1. Соболев, народные артисты СССР
Е. Байсеитова, Ю. Завадский, народные
акыны Нартай, Шашубай, Кенен, Нурыл-
бек и другие,

Собрание открыл Б. Горбатов. С ловла-
дом о развитии казахской литературы вы-
ступил предселатель Союза советских пи-
сателей Казахской ССР Сабат Муканов.
— Хуложественная литература  Казахста-
-на, — говорит -С.. Муканов, — развивалаеь
под благотворным влиянием великих рус-
ских писателей. Родоначальник казахской
литературы Абай Кунанбаев был обязан
своим идейным творческим ростом Пушкину
и Белинскому, как советские писатели Ка-
захстана -—— великому родоначальнику о-
циалиетической литературы А. М. Горькому.

Цоклалчик говорит о небывалом эконо-
мическом и культурном росте Казахстана.
— Спасибо тебе, родной наш отец, друг и
учитель товарищ Сталин, за все те успехи,
которых достиг казахекий народ под твоим

мудрым. руководством! — воеклинает - д0-
кладчик под бурные аплодисменты веего
зала. :
‚ Свои стихи прочли казахские поэты
Аскар Токнатамбетов, Жузагали Саин, Ха-
лижан Бекхожин, Абхильда Тажибаев, Таир
Жароков и народный акын Нартай, Стихи
казахских поэтов в русском переводе’ пвоч-
	ли Н. Вузнецов, С. Маршак, М. Петро-
	вых, И, Сельвинский Ц. Пубин, а
также народный артист РСФСР Б. Бабоч-
кин, заслуженные артисты РСФСР М. На-
званов и С. Балапюв. р

В заключение соетоялея большой кон-
церт, в котором приняли участие народная
артистка СССР К. Байсеитова, народные и
заслуженные артисты Казахекой CCP и
казахский народный оркестр имени Кур-
мангазы под управлением народного арти-
ста Казахской ССР проф. А. Жубанова.
	За т
	Нраздник книги в Варшаве
	со дня смерти Шопена и Словацкого.

Большим вниманием пользовались вы-
ставленные здесь же под каитанами про-
пзведения хуложника Воварского, скульп-
тора Дуниковекого, образцы польского на-
родного творчества.

Большая радоеть была у самых малень-
ких читателей. Они встретились и весело
провели время е автором своих любимый
книг Евой Шельбург-Зарембиной и други-
ми писателями.

Во второй половине дня в аллеях и
прилегающих к ним’ парках состоялись
выступления артистов эстрады и столич-
ных театров, кружков художественной са-
молеятельноети.
	Ънижный базар вылилея в большое, пол-
ное веселья народное гулянье, какого давно
не было в Варшаве.

— Жить стало лучше,— сказал мне
старый рабочий-металлист, с которым мы
присели ‘отдохнуть в парке на <камееч-

‚.-— Жить стало лучше, вот и веселится
народ... .

А народ веселилея от души. На асфаль-
тированных улицах начались танцы. Ты-
сячи пар кружились в вальсе,  полечке,
отплясывали краковяк, «голембицу», «ку-
ABAR?,

С наступлением темноты варшавяне уст
ремились Е киноэкранам, вывешенным
злесь же в аллеях, чтобы посмотреть ки-
ножурналы о Советском Союзе и о празд-
новании 1 мая в Варшаве.

Поздно вечером огнями фейерверков за-
кончилась нелеля просвешения. книги И
	М. ЯРОВОЙ.
	немыслимо без широкой подготовки кадров.
Нельзя рассчитывать только на старых
мастеров. Ё льноводству необходиме при-
влечь молодежь, наиболее грамотную и
культурную, способную перенять опыт
старшеге поколения и применить на прак-
тике достижения агробиологической пау-
ки. Пример содружества старшего поколе-
ния с молодежью показывает депутат об-
лаетного Совета, старейшая мастерица
льна тов, Андреева. Под ее руководством
молодая - льноводка,  звеньевая колхоза
«Строитель» тов. Яковлева вырастича в
первый год своей работы рекордный уфо-
жай льна, Шо инициативе депутатов вв
многих  культурно-просветительных УчЧ-
режлениях агрономы создали. агротехниче-
ские кружки, знакомят колхозников © 06-
новами травопольной системы земледелия,
помогают им освоить опыт передовиков
льноволетва.
	Слеланы первые шаги. Впереди боль-
шая и напряженная работа. Исключитель-
ная забота партии и правительства о бы-
стрейшем пол’еме сельского хсряйства, все
возрастающая государственная помошь
псковским колхозникам умножают Hania
силы. Недавно Совет Министров Союза ССР
принял спепиальное постановление о мерах
помощи сельскому хозяйству Псковской об-
ласти. Это постановление правительства,
пронивнутое сталинской заботой о нуждах
колхозного крестьянетва. воспринято с боль-
шим воодушевлением всеми трудящинмися
нашей области. Состоялось собрание 06-
ластвого партийного актива, которое опре-
лелило в связи с постановлением правитель-
ства залачи областной партайной. оогани-
	‘заций в быстреншем восстановлении и раз-
	витии льноводства. Велед за этим в районах
были созваны собрания партайного и со-
ветекого актива. Во всех колхозах обла-
сти проведены общие собрания, на когорых
колхозники и колхозницы наметили и все-
сторонне обсудили конкретные мероприятия
по дальнейшему под’ену льноводства, при-
няли на себя новые обязательства повы-
сить урожайность и товарность льна.

С новой силой развергывается социалисти-
ческое соревнование за тонну льноволокна
с гектара, за решительный под’ем льновод-
ства в нашей области.

А. ПЕРЕГУД,
	председатель исполкома LICKOBCKO-
го областного Совета депутатов

трудящихся.

БАРШАВА, 10 мая. (По теле, от соб.
корр.), Воскресный день 8 мая выдался не
по-весеннему холодный и ветрёный. И pce
же десятки тысяч варшавян со всех районов
польской столицы с утра усгремились к
центру города на аллею Сталана, на Уяз-
довские аллеи, на книжный базар, которым
завершалась неделя просвещения, книги и
печати.

Под цветущими капитанами и зелеными
липами в 60 киосках продавались книги,
брошюры, журналы и газеты. Здесь были
произведения классиков польской и миро-
вой литературы, книги писателей-совре-
менников, много книг советских авторов
как на русском языке, так и переведенных
На польский язык.

Особым спросом пользовалась политиче-
ская литература. За классическим трудом
научного коммунизма; книгой товарища
Сталина «0б основах ленинизма». переве-
денной на польский язы и изданной тира-
жом в 100 тысяч экземпляров, у веех ки-
осков наблюдались большие очереди. Мно-
гие варшавяне в эти дни купили также
выпущенные местными издательствами на
польском языке Ёраткий куре истории
ВКП(б) и биографию товарища Сталина.

Много покупателей было у киосков, в
которых можно было не только купить
книги известных в стране авторов, но и тут
же получить их автографы. Среди них
читатели сразу узнавали Илью Эренбур-
га, который проездом из Парижа задержал-
вя в Варшаве,

Людно было также у киосков и стэндов,
посвященных 150-летию со дня рождения
Мицкевича и Пушкина и сотой головпине
	стеретво сельского хозяйства СССР и Вее-
союзный научно-исслеловательский инетн-
тут льна. Вот уже скоро 5 лет, как эта
втанция, разрушенная во время оккуцании,
восстанавливается. Однако до сих пор una
не может широко развернуть свою работу и
стать подлинным научным центром потому,
что не имеет хороших лабораторий и необ-
холимого оборудования для проведения ши-
роких опытов. Крайне недостаточно обесие-
чены лабораторным оборудованием и льно-
семеноводческие` станции. Наши неодно-
кратные обращения по этим вопросам в
Министерство ‘сельского хозяйства пока, к
еожалению, не дали положительных ре-
зУлЬтатов.
	Темпы механизаиии работ по возделы-
ванию льна значительно отстают от тем-
пов роста посевных плошадей. Советы де-
путатов трудящихея и сельскохозяйствен-
ные органы области плохо занимались
внедрением льнообрабатывающих машин,
недооценивали важность электрификания
трудоемких работ на первичной обработке
льна. В этом году решено механизировать
болыше половины труда на севе, уборке и
первичной обработке льна. Решению задачи
механизации  льноводства мы стремимся
подчинить работу предприятий местной
промышленности, которые освойли пройз-

BOACTBO и выпускают в этом году льномял-
ки, станки «Санталова», льномолотилки
«Элди», бельгийские колеса, .
	Серьезные претензии следует прех явать
в Главному управлению льнозаволдов Мини-
стерства легкой промышленности CCCP.
Ho войны  льноваводы — перерабатыва-
ли 10 80 процентов льнотрееты, теперь
6 лействующих льнозаволов перераба гы-
вают только 30 процентов валового сборз
тресты. Из. этих данных совершенно. оче-
видна острота вопрова о строительстве но-
вых льнозаволов. Между тем дело’ это. запу-
щено и недопустимо отстает от роета посев-
ных плошалей и товарного выхода льнотре-
сты. Из гола в Год план стройтельетва
льнозавохов срывается, В 1948 году не
были введены в эксплоатацию три льноза-
вола, строительство которых начато еще в
1945 году. Прошел первый квартал
1949 гола, но положение мало в чем из-
менилось. Главное управление льнозаволов
толжно без промедления принять необходи-
мые меры, чтобы предотвратить невыпол-
нение плана и в этем году.
	Успешное выполнение 34787 по лаль-
	нейшему пол’ ему и развитию льноволегва
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЯ
«ИЗВЕСТИЙ»
	«В отрыве от жизни»
	5 апреля в «Известиях» была опуб-
ликована  корреепонденияя «В отрыве от
жизни». Воалегия Министеретва выешего
	образования СССР признала правильной
	критику работы Архангельского лееотехни-
ческого института и Главного управления

лесотехнических и лесохозяйственных ву-
зав миниетеретва,

Коллегия министерства обязала Главное
управление лесотехнических и лесохозяйст-
венных вузов организовать в Архангель-
ском лесотехническом институте кафедру
механизапии  лесоразработок, увеличить
	вонтингент прием студентов на лесоинже-
нерный факультет,

В институте будет организована подго-
товка аспирантов по механизации лесораз-
работок, расширяется также об’ем научно-
исследовательской работы института.
	шие два года необходимого повышения
урожайности и товарноеги льна. Совеша-
ние превратилось в своеобразную школу
обмена опытом. Выступавшие  льноводы
резко критиковали серьезные недостатки
в руководетве  льноведством со стороны
советских и сельскохозяйственных орга-
HOB, поделились опытом получения высо-
ких и устойчивых урожаев льна, посове-
товали, что нужно сделать для возрожде-

ния и приумножения славы’  пековеких
ABHOBOAOB. -
	Мероприятия по дальнейшему  под’ему
льноводства, разработанные с учетом пред-
ложений, внесенных на всех этих засвда-
ниях и на областном совешании, были рас-
сметревы сессией областного Совега. 05-
ластной Совет указал, что задача пол’ема
льноводетва является главной в развитии
сельского хозяйетва области и должна ре-
шаться в неразрывной связи с повышеняем
вультуры всего сельскохозяйственного про-
изволетра,.
	Сессией был утвержден план введения
и освоения правильных травопольных ее-
вооборогов. Чтобы обеспечить размешение
посевов льна исключительно по плаету
многолетних трав, намечено на 1949 год
отвести в колхозах ееменникя многолет-
них трав на плошади в 15 тысяч гекта-
ров и собрать с этой площади не. менее
1.600 тонн семян клевера и тимофеевки,
Разработаны основные  агротехнячеекие
мероприятия, обеспечивающие хорошую
подготовку почвы. под посевы льна, наи-
более пелесообразное применение  мине-
ральных и местных удобрений. высокое
качество сева и всех работ по уходу за
посевами, а также теребления, замочки,
расстила льна и пот’ема его еб стлин.
	‚Церед Исковекой  зональной — льняной
опытной станцией поставлена задача: уе-
корить выведение новых улучшенных вы-
сокоурожайных сортов  льна-долгунца.
Опытная станция и областное управление
сельского хозяйства должны в этом. году
создать в одном-двух передовых льновод-
ческих колхозах каждого района опытные
участки ‚с таким расчетом, чтобы кваж-
чый колхозник мог поучиться здесь высо-
кой агротехнике возделывания льна.
	Следует отметить, что Пековекая зональ-
ная льняная опытная станция, которая яз-
	ляется единственным и старейшим научно-.
	исслеловательским учреждением, обелужи-
вающим не только Hally область, но и всю
зону моченнового льноводетва, заелуживает
большего внимания, чем ей уделяют Мини-
	*)} Гугельбай Сыдыкбеков. «Люди наших.
дней». Роман, Авторизованный перевод с
киргизского. Изд-во «Советский писатель».
	1948 г. Стр. 360. Тираж 15.000. Ц. 12 р.
	нну льноволокна с гектара
	ных кормов. Многие колхозы на деньги,
полученные за лен, приобрели. рабочих ло-
шадей, пополнили молочно-товарные dep-
мы, построили общественные здания. Уве-
личились нелелимые фонлы колхозов.
	Многие местные Советы нашей области
в прошлом недооценивали всей важности
развития колхозного льноводетва. Не уде-
лял должного внимания  льноводетву и
исполком областного Совета; он ограничи-
валея полумерами, обхохял ‘главные, ре-
шающие вопросы. Именно поэтому было
хопущено отставание в восетановления
укосной площади и семеноводства  много-
летних трав — важнейшего условия по-
вышения урожайности льна-дхолгунца.
	Правительство в своем ‘постановлении
указало на необходимость’ изменить отне-
щение Ко льну и довести до сознания каж-
AOPO колхозника. что интересы государства,
интересы дальнейшего экономического и ор-
ганизапионного укрепления колхозов тре-
буют нового мошного погема льноволетва.
	Иеполком областного Совета борьбу за
п0д ем льноводетва в 1949 голу начал е
Того, что побоветовалея с депутатами —
членами постоянных комиссий  облаетного
Совета по сельскому хозяйству п заготов-
кам, по промышленности и торговле. Эти
комиссии обсудили постановление прави-
тельства на совместном заселании, Затем в
ведуших льноволчееких районах области
востоялись заседания постоянных комисеий
0 сельскому хозяйству и заготовкам е
участием депутатов, агрономов и знатных
льноволов. Постоянная комассия областно-
го Совета по сельскому хозяйству и заго-
товках провела заседание в Островском
районе — одном из ведущих  льноводче-
еких районов области. На этом заседании
при активном участии депутатов районного
и сельских Советов, агрономов, работня-
ков МТС. льнозаволов и переловиков-кол-
хозников были обсуждены важнейшие воп-
росы развития льноволетва и полготовле-
ны ценные предложения Mo повышению
урожайности льна. =~

Областной комигет ВЕП(б) и исполком
областного Совета затем созвали совеша-
ние знатных льноводов области, чтобы 06-
судить с ничи, как добиться в ближай-
	ко полностью обеспечивают все возрастаю-
щие потребности колхозов в сортовых семе-
нах льна, : но  и` отгружают значительное
количество семян в другие области и рес-
публики.

Опираясь на силу колхозного строя и
отромную помощь государства, ° пековекие
льноводы ведут успешную борьбу за под’ем
культуры льноводства. Множатея ряды
маетеров высоких урожаев, овлалевающих
передовой згротехникой возделывания льна
и обогащающих ее своим практическим
опытом. Личный пример самоотверженного
труда показывают депутаты меетных Co-
ветов. Депутат Шиловекого сельского Сове-
та Ашевского района,  звеньевой колхоза
«Верный путь» Л. М. Шиков получил в
1948 году урожай на плошади в три гек-
тара льноволокна по 9.11 центнера я
льносемяя по 6,1 нентнера е гектара. По
почину тов. Шикова в области началась
борьба за получение в этом году тонны
льноволокна с ‘гектара. Выевокий урожай
льна нолучили депутат. Дновекого районно-
го Совета Чилигин и многие другие.

Постановление ‘Совета Министров СССР о
мерах по восетановлению и дальнейшему
	развитию льноводства и улучшению дела
первичной ‘обработки льна-лолгунца, при-
нятое в августе 1948 гола, вызвало новый
под’ем трудовой и политичеекой — актив-
насти тружеников колхозной деревни. До-
полнительные льготы, установленные пра-

вительством для колхозов, возделывающих
лен, предмущества в связи с введением
контрактации льна-лолгуниа. способетвева-
ли досрочному выполнению плана сдачи
IbHONDOLY RUBE,
	Цавышение урожайности льна и его
товарности — могучий источник дальней-
шего умножения общественных = богатств
колхозов, повышения культурного и мате-
риального благосостояния — колхозников.
Волхозы области за льнопродукцию, слан-
ную из урожая прошлого года, получили
одних только денежных доходов более
44 миллионов рублей, в том числе 21,5
миллиона рублей премай-надбавок. Cean-
скохозяйственным артелям продано свыше
800 тысяч пудов пшеницы, более 25 тысяч
пудов сахара, 850 тонн концентрирован-
	Тяжел и неблаголарен был, труд льно-
волов в дореволюционной Нековской губер-
ини. Крестьяне, отдававшие много сил воз-
делыванию льна, подвергались самой хищ-
ническей экоплоатация во стороны поме-
щивов, кулаков и купнцов-прасолов.

«Превращая льноволство в азартную
игру, -—— писал В. И. Денин, — капитал
разорял массы мелких земледельцев, кото-
рые ухудшали качество льна,  истощали
землю, доходили ло сдачи наделов и в кон-
це концов увеличивали число «отхожих»
рабочих».

Только советская власть и победа кол-
хозного строя создали необходимые усло-
вия для всемерного развития льноволетва—
дела родного и близкого псковскому кресть-
янину. В довоенные годы исковекие льно-
Bolt добились серьезных успехов в борь-
бе за превращение льноводства в одну из
основных и самых доходных отраслей
сельского хозяйства, Широко прославились
в нашей стране и за ее пределами доброт-
Hile пековские льны-лолгунцы.
	Немелко-фашистские захватчики нанесли
огромный ущерб льноводётву в нашей 0о5-
ласти. Были. сведены на-нет посевы льна,
нарушены вевообороты, полностью уничто-
жены льнозаводы 0. веем их оборудова-
нием, ‘семенные станнай, льноуборочные i
льнообрабатывающие машины, разрушено

и приведено в негодность мочильное хозяй-
CTES.
	После войны колхозники и волхозняцы
	Псковской области под’ руководством пар-
тийных организацай и Советов депутатов
трудящихся энергично взялиеь за возрож-
ление льноводства. Из гола в год. успешно
выполняется государственный план восета-
новления посевных ‘плошадей льна. Вели
в 1947 году посевные площади возросли п0
сравнению с 1946 годом на 22 процента,
то в 1948 году рост-составил 40 процентов.
В этом голу предусматривается хальнейнтее
расширение посевных площадей ве менее
чем на 22,8 процента по сравненяю с
1948 годом. :

Восстановаен Псковский семенной рас-
сздник высокоурожайных сортов семян
льна-долгунца. Начиная © 1947 года, льно-
семеноволческие колхозы и станции не толь-