ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 МАЯ 1949 г. № 413 (9953)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	миня стезств
	состоит в том, Что эта работа He увязы-
вается е практической деятельностью ле-
чебных учреждений.

На примере Министерства здравоохране-
ния особенно ясно видны те принципи-
ально новые задачи, которые стоят перед
советским государственным аппаратом.
	Правительство буржуазной Иатвии мень-
ше воето лумало об охране труда рабочих.
	1 Иное лело при советской власти — она не
	жалеет средств Ha улучшение техники
	  безопасноетя. Осуществлять и Бонтроляро-
	вать 970 дело обязаны здравпункты на
предприятиях. В буржуазной Латвии сов-
сем не было детских яелей, садов и пло-
щадок. Теперь их количество непрерывно
увеличивается. Необходимо организовать
образцовый врачебный надзор. за детьми
доткольного возраста, который поставлен
пока недостаточно. Массовой, научно от-
танизованной профилактики заболеваний
буржуазная Латвия не знала. Ныне Эта
работа все время расширяется.
	Нолобных примеров можно привести
много. Они показывают, Kanne большие
задачи ‘стоят перед Министерством здраво-
охранения Латвийской CCP.
	Недавно ИВ RIG) Латвии обсуждал
деятельность этого министерства. Разрабо-
таны мероприятия по улучшению здраво-
охранения трудящихся. Для этого прежде
всего необходимо приблизить работу мини-
стерства к массам, руководить лечебными
организациями конкретно, © глубоким
знанием дела. повседневно воспитывать
медицинских работников и добиваться по-
рынения их квалибикзций.
	Министерство здравоохранения и \Ми-
нистеретво местной промышленности за-
нимаются совершенно разными вопросами.
Но в их деятельности имеются общие не-
цостатки: плохая связь с уездами, поверх-
ностное руководство, отсутотвие контроля
исполнения, отставание от требований,
которые пред’являет к ним советский на-
	Род. .
Министеретвам даны большие полнохо-
чия. Они отвечают за состояние определен-
ной отрасли народного хозяйства. Успех
зависит от предприимчивости и инициати-
вы работников министерства, от их умв-
ния оперативно и правильно разрешать
выдвигаемые жизнью вопросы.
Министерство должно показывать 06-
разец четкости руководства, служить при-
мером для подведомственных ему ортани-
запий. Работникам министерства следует
разговаривать с низовыми организациями
He только языком приказов и распоряже-
ний, а установить с ними творческое со-
дружество, выискивая все полезное, новое
	в заботе, тшательно собирать, изучать и  .
		распространять ценный опыт.
	Пятая сессия Верховного
Совета Украинской CCP
	КИЕВ, 14 мая. (По телеф, от сб. корр,).
Сетолня состоялось заключительное заседа-
ние пятой сессии Верховного Совета Ук-
раинекой ССР.

° Три дня Верховный Совет с исключи-
тельным елинодущием обсуждал тосударет-
венный бюджет республики низ 1949 год и
отчет of исполнении бюджета за 1947 и
1948 rr.

В прениях по докладу министра финан-
сов выступило 28 человек. После завлючи-
тельного слова министра финансов УССР.
депутата Г. Л. Сахновского Верховный Co-
вет елиногласно утвердил государственный
бюджет Украинской СОР. на 1949 тли
отчёт 06 исполнении бюджета за 1947 и
1948 гг. Государетвенный бюджет Украин-
ской ССР на 1949 тол утвержден по дохо-
дам в сумме 16.689.275 тысяч рублей и
по расходам в сумме 16:502.934 тысячи
рублей.

По второму пункту повестки дня сес-
сии — об утверждении Указов Президиума
Верховного Совета УССР с докладом BEI-
ступил секретарь Президиума Верховного
Совета УССР депутат В. Е. Нижник. Ука-
зы Президиума Верховного Совета УССР
утверждаются единогласно.
	Норялок дня сессии исчерпан. Председа-
тель Верховного Совета УССР депутат
А. Е. Ворнейчук об’являет нятую сезсию
Рерхозното Совета закрытой.
	Широкий размах
озеленения столицы
					тское строительст ое

EOBOre B
		Советские министеретва — это государ-
свенные учреждения нового типа, He
имеющие ничего общего с дореволюцион-
ными министерствами в царской  России
и с бюрократической машиной госуларет-
венного аппарата капиталистических.
стран. Советские министерства тесно связ
заны с народом и вею свою деятельность
направляют на улучшение жизни трудя-
шихся. на защиту WX интересов.
	Большие, благородные задачи, стоящие
перед министерствами, требуют от каж-
лого работника государственного аппарата
_ постоянно повышать культуру труда, чут-
ко прислунгиватьея RO всему новому, ис-
кать лучшие формы и укреплять: связи е
массами. Только гибкий, епособный   епе-
ративно и безошибочно решать вопросы
аппарат может успешно справиться ео
все возрастающими задачами. Вто не учи-
тывает быстрого движения нашей страны
вперел, тот неизбежно отстает.
	Умения нрислушиватьея к голосу на-
рода, во-время применять Новое в своей
работе недостает некоторым министеретвам
Hamel молодой Латвийской Советской Рес-
публяки. .

Вот, например, Министерство местной
промыпленности оеспублики. В послево-
енный периол значение его в хозяйстве
республике значительно возросло. Burer-
роены десятки новых предприятий мест-
ной промышленности, оснашенных  пер-
воклассной отечественной техникой. Boc-
становлены сотни фабрик п заводов.
Улучтены технолотия и организация про-
изволства, население полнее обеспечивает-
ся изделиями Широкого потребления. Из
‚ода в год местная промынтленность пере-
выполняет илая.
	Однако, если посмотреть на деятель-
ность министерства глубже, оценить ев ©
учетом возроептих требований населения,
— она лалеко не удовлетворительна.
	Работа миниетеретва идет по-старому,
До сих пор не планируется сортность про-
дукция, выпускаемой  промкомбинатами.
Мало внимания уделяется ассортименту и
качеству продукции. Достаточно сказать,
что в прошлом году лишь олин рижекий
уездный промкомбинат (из 41 в респуб-
лике) выполнил план в ассортименте. Йз-
за низкого качества многие товары He
пользуются CHPOCOM у паселения.

Планируя выпуск пролувции и ее ас-
сортимент, министерство не учитывает из-
менений. происхолящих в жизни реепуб-
лики, BOZPOCINEX запросов населения.
	3& голы советской власти преобрази-
лось, например, лицо латышюкой деревни.
Создано более 3.800 колхозов — коллек-
тивизировано около 80 прошентов кресть-
янеких хозяйств. Колхозам нужны строий-
тельные материалы, измерительные при-
боры, посуда для ферм, сбруя. веревки и
т. д. За всем этим артельное хозяйство
обращается в местный промкомбинат, но
‘большинства нужных товаров не находит.

Отчего происходят. такяе проралы в
работе республиканской местной промын-.
ленности? Прежде всего потому, что ми-
иистерство плохо связано е жизнью и
слабо знает запросы населения. За прош-
an тол в трети уездов республики ни
разу не был никто из работников мини-
стерства. Повседневная связь полменяется
ханцеляреко-бюроктатическими методами
руководства. В прошлом году и в начале
текущего изданы тысячи приказов, не
считая решений коллегии. Большую часть
времени аппарат тратит на подготовку
приказов и решений. Контроль же за их
выполнением поставлен  неудовлетвори-
тельно, Поэтому значительная часть при-
Казов и решений остается невыполненной.

ф. ТИТОВ,
секретавь ЦК КП(б) Латвин
		Руководителям министерства нехватает
чувства перспективы в’ работе, необхохи-
MOH лля государственного деятеля.
	Поеле огромных разрушений. причи-
нпенных немецко-фаптистскими варварами,
в Латвии развернулось жилининю-граждан-
ское строительство. Восстановлено много
зданий, но окончательная отделка их не-
редко задерживалаеь из-за отеутствия Ca-
нитарно-технического оборудования. Его
должны были выпускать предприятия ме-
стной промышленности. Министерство же
не толькз не учло в своих планах выцу-
	ска этого оборудования, He ABE этетра-
	нилось от выполнения заказов. Потребова-
лось вмешательство Совета Министров и
ЦК КП(б) Латвии, чтобы Министерство
местной промышленности принялось за ор-
ганизацию производства этих изделий.

`  Совет Министров Фатвийской CCP чз-
сто обсуждает вопросы дальнейшего раз-
вития местной промышленности. Но вно-
CATCH они. к сожалению, не по инициати-
ве министерства.

Совет Маннотров и ЦЕ КП(б) Латвии
большое внимание также уделяют народ-
ному здравоохранению. Это понятно. Бур-
жуазное  профантистекое правительство
Латвии He заботилоеь о здоровье трудя-
щихся. Медицинская помошь находилась
в руках частных предпринимателей. Лишь
при советской власти здравоохранение на-
рола стало важнейшим государственным
делом. на которое ежегодно отпускаются
огромные средства.

B Советской Латвии появилиеь научно-
исследовательские институты, консульта-
ции, лиспаневры, здравнункты на нред-
приятиях. Много делается для профилак-
тики заболеваний. Медицинская помощь
стала лостунна всем трудящимся. Между
тем многие врачи в Чатвии еще недоста-
точно подготовлены для выполнения боль-
пой и ответственной работы но народному
здравоохранению. До сих пор среди неко-
терых мелицинеких. работников не изжито
преклонение перед иностранлииной, перед
всем заграничным. Нередко они He знают
достижений советской медицины. Такие
работники, естественно, отстают. ибо в
медицине. как и во всех других науках,
специалист не зожет считать себя вполне
образованным человеком, если он не зна-
ет достижений советских ученых.

Совет Министров и ЦЕ ВП (6) Латвия
провели глубокую, всестороннюю проверку
работы органов здравоохранения. Выясни-
лось, что уездные партийные и советские
органы еще мало занимаются вопросами
охраны здоровья трудянихся.
	За голы советекой власти открыты и
	расширены десятки больниц. Во коек для
туберкулезных и’ некоторых других боль-
ных еще нехватает. Не справляются е
работой › зубоврачебные кабинеты поли-
клиник. Мало заботы проявляется об участ-
ковой врачебной сети. Она полностью не
укомплектована. За последнее время мини-
стеретве несколько улучшило таботу по
подготовке кадров, повышению их квали-
фикации. Но сделаны лишь первые шати.
Далеко не во всех лечебных учреждениях
проводятся конференции и совещания по
обмену опытом. Ёрайне редко в уезде
можно услышать доклад о достижениях
советской медицинской науки.

Мало уделяется внимания воспитанию

медипинекого персонала. Большой. нело-
статок идейно-политического воспитания
	ЗАНЕСЕН
	Купавинская тонкосуконная фабрика Московской области. На снимке: инициаторы

Е м Зы ще 2.
	Dg ИР. ПАН

соревнования за экономию хлопка, шерсти и шелка ткачиха Лидия Кононенко
	Фото А, Нэозикова.
	(слева) и прядильщица Мария Рожнева.
	 Экономить сырье
на каждом предприятии!
	тильшШиков
	Слово текс
	ИВАНОВО, 14 мая. (По Tene, ot cod.
корр.). Текстильщики Иванова, Бинешмы,
Вичугя, Шуи и других городов оживленно
обсуждают и приветствуют почин работ-
ниц Купавинской фабрави Марии Рожие-
вой и Лидии Кононенко.

Ивановцы в прошлом году перевышюлни-
ли взятые на себя в письме к товарищу
Сталину социалистические обязательства
по экономии сырья. В этом году они до-
биваютея новых успехов.

В беседе с корреспондентом «Известий»
начальник 1-то Главного управления хлоп-
чатобумажной промышленности Иванов-
ской области, ‘депутат Верховного Совета
РСФСР И. П. Морокян сообщил:

— В минувшем году предприятия напгего
главка выработали из ебереженного сырья
оволо 9 с половиной миллионов метров
тканей. В этом году выход готовой продук-
ции из каждого килограмма сытья увели-
чялея еше больше. 3a четыре’ месяца
	Московский Совет приступил в прошлом
году Е осуществлению большого плана 03е-
	ленения города. Многолетние липы укра-
	сили ряд площадей и улиц столицы. Де-
ревья отлично принялись и сейчас радуют
глаз москвичей своим зеленым нарядом.

Нынептней весной работы по озеленению
приняли особенво широкий размах. Завер-
wena начатая в прошлом году посадка
многолетних лип’ на улице Горького от
Охотного ‘ряда ло площади Белорусского
вокзала. Более 700 пятнадцатилетних то-
полей высажено вдоль Ярославекого moc-
се. Посадки мнотолетних деревьев сделаны
на Старой плошади, на площади перед
Миннетерством иностранных дели в дру-
гих местах. .

Идут работы по расширению столичных
салов. На Пушкинекой площади и площа-
ди Сверллова разбиваются новые скверы.
Много деревьев дополнительно высаживает-
ся в салу на Болотной площади.
	В курлеких селах
	ЕРЕВАН, 14 мая. (По телей. от cod.
корр.). Курды, населяющие высокогорные
районы Советской Армении, до революции
вели кочевой образ жизни и были на гра-
ни вымирания. Советская власть дала курд-
скому народу путевку в жизнь. Наряду с
другими завоеваниями революции курды
впервые обрели свою письменность. Сейчас
курлекие дети учатся на родном языке, на
вурлевий язык переведены многие произве-
дения Толстого и Чехова, Маяковского и
Фалеева.
	№ 150-летию со дня рождения А. С. Пуш-
кина в Ереване выйдет в свет нервая ЕнИ-
та произведений великого русското поэта в
переводе на курлекий язык. В сборник во-
шли «Сказка о паре Салтане», отрывки из
повести «Дубровский», стихотворения «Ча-
адаеву» и «Зимняя дорога». Перевод сделан
молодыми курлекими писателями.
	В курдеких селах, расположенных на
выеоких склонах Арагаца, устраиваются
пушвинские вечера. Местные учителя де-
лают доклалы о жизни и творчестве поэта.
Филолог Аджие Джинди подготовил моногоа-
фию о Пушкине, гле использует высказы-
вания А. С. Пушкина o курдах-езидах
в ето произведении «Путешествие в Ар-
ЗУМ», 7
	Бузнецов пришел на комбинат простым
слесарем. Завод был для него школой, уни-
верситетом. Слеезрь Кузнецов стал ин-
структором по применению твердых епла-
вов, ездил по всей стране. Понав на яю-
бой завод. он тут. же начинал что-то! изо-
бретать, придумывать, предлатать и везде
оставлял за собой след, память о «кузне-
цовекой марке»:

Время шло, Кузнецов елелалея механи-
ком, начальником отделения. Попрежнему
изобретательство было любимым делом в
его жизни.

Как-то на охоте он ветретилея с одним
инженером. Может быть, это быле на тя-
ге. когда они стояли в лесу, пахнущем та-
лой водой и прелью, а может быть, это
было близ шалална. где сидел с ружьем
	ОДИН ИЗ НИХ, а нодеадная утка крякала и1 Яковлев
	крутила глупой головкой, в то время ‘как
сетезень, словно крейсер, несся к ней по
светлой тихой воде, подставив грудь вы-
стрелу.

Не знаю, где это было, но по охотничьей
дружбе они познакомились, разговорились.
Инженер рассказал о своей заботе. Уни-
кальный режущий инструмент на одном
английском станке пришел в негодность, и
станок остановился. Кузнецов познакомил-
ся с инструментом. На лице Кузнецова не
было ни удивления, ни восхищения. — ¢
таким лицом врач осматривает здоровяка, у
которого он вдруг обнаружил порок cepana.
Изобретатель увидел в инетрумевие техни-
ческое несовершенство, ряд дефектов. И он
коренным образом изменил конструкцию,
которую считали непогрепимой, еделал ин-
струмент более производительным и етой-
БИМ.

Вузнецов обладает творческой  дально-
зоркостью, поразительным умением уви-
	деть в машине новый ее образ, отвечающий.
	более высоким требованиям. 10 на наших
заводах много хороших изобретателей. В
чем же все-таки особенность его работы?
Представьте себе человека в ясной,
сложившейся индивилуальноетью. человека
в расцвете творческой зрелости. И этот че-
ловек прихолит к решению ‘отказаться от
	работы В одиночку, н00 он понял, что 00-
	здание изобретательской бригады, творче-
	Ивановской области
		сэкономлено 367 тонн хлопва и 419,6 тон-
ны пряжи. Это дало возможность вырабо-
тать дополнительно без малого 5 миллио-
нов метров добротной ткани.

На всех предприятиях приведено в по-
рядов оборудование угарных ‘отделов, улуч-
шена организация транспортировки полу-
фабрикатов.

Больших успехов добились колледливы
Ивановского меланжевого комбината, фа-
брик «Красный Профинтерн», «Приволж-
ская коммуна», Красноволжекого комбина-
та, родниковското комбината «Большевик».

То, что сделано на фабриках, — это
только начало. Важдое предприятие распо-
лагает возможностями хальнейшего под’емз
производства. По примеру работниц Ry-
павинской тонкосуконной фабрики, тек-
стильцики Ивановской области еще ‘энер-.
тичнее будут бороться за выпуск доброт-
ных тканей сверх плана благодаря эконо-
мии CHIDBA.
	Обязательства коллектива комбината
имени Тельмана
		ЛЕНИНГРАД, 14 мая. (По теле, от с98,
норр,). Тевстильшики города Ленина горячо
полдерживают патриотический почин. стаха-
новцев Вупавинской тонкосуконной фаб-
тики. Сегодня. на комбинате тонких и: тех-
паческих сукон имени Тельмана состоялось
совещание, посвященное инициативе. купа-
винпез. Решено 8 oTBeT на почин тек-
	стильщиков Купавинской фабрики сзконо-
мить в нынешнем году 50 тонн шерсти и
60 тонн пряжи. Из этого сырья можно
булет выпустить дополнительно около 100
тысяч метров шерстяных тканей,

Hosoe социалистическое обязательство
	обсуждено и одобрено на сменных рабочих
собраниях.
	Жизнь пред являет все новые, повышен-
ные требования к работе советеких opra-
нов. Руководители и работники любого
министерства должны жить не только се-
годняттними интересами, но пметь боль-
шевистекое чувство перспективы, загля-
дывать вперед.

Bot почему руководящие советекяе и
нартийные органы республики, оценивая
работу министерств, особое внимание 06-
рашают на качество руководства, на изу-
чение дела, существа работы. Это предпо-
лагает систематическое повышение  зна-
ний руководящего  советекомо аппарата.
Для обучения наших кадров в республике
созланы необходимые условия.

Совет Министров Латвийской CCP a
ПВ КП(б) Латвии постоянно занимаются
вопросами улучшения работы министерств
республики. Нет сомнения, что имеющие-
ся нелостатки нами булут устранены,
	С большим под’емом участники [У сес-
can Верховного Совета  Варело-Финской
ССР приняли  привететвие великому
	Сталину.
	Профоранизации поддержали почин
	CIHAIXAHOBCK
	AVHAGUHCKEX
	Вчера состоялось расширенное заседание
президиума Центрального комитета проф-
союза рабочих текстильной промышленно-
сти с участием председателей фабричных
комитетов шелкоткацкого комбината имени
Щербакова,  прядильно-ткацкой фабрики
‘имени Фрунзе, Шелковекого хлопчатобу-
мажного‘ комбината и других предириятий.
Обсуждалось ценное начинание стахановок
Вупавинской тонкосуконной фабрики Мо-
сковекой области прялильмины Марии
	Рожневой и ткачихи Лилии Кононенко —
и
	ская работа в коллективе могут принести
неизмеримо большую пользу. Пользу не
ему; а советской индустрии, Советскому го-
сударетву.

С этой мыслью Кузнецов пришел в на-
чальнику  изобретательского бюро А. Я.
Луганекому. В отличие от спокойного,
хладновровного Кузнецова, Лутанский —
человек, легко загорающийся, экснансив-
ный; он веныхнул, как ракета, услышав
предложение Кузнецова. Лутанский знал
наперечет всех изобретателей ка заводе,
знал не только работу каждого, но его ха-
равтер, повадки, склад души. Вместе ¢
Луганским Кузнецов продумал состав бу-
дущей изобретательской бригады, метод
коллективной таботы. В бригаду Кузнецо-
ва вошли два конструктора — Дмитриев и
Яковлев и двз  токаря- универсала —
Чернозубов и Кочетков.

Это — люди, различные по техническому
образованию, по рабочей манере, по кладу
ума. И вместе с тем они обладали чудес:
ным свойством дополнять друг друга.
Образовалея некий сплав характеров и
способностей, уменья и знаний. .

Они отказалиеь от елова «я», но никто
из них He потерял своей  индивилуаль-
ности. Личные снособности каждого углуб-
лялись, обогащались. Создалея новый твор-
ческий ортанизм, и свойства его уже от-
личались от свойств, присущих каждому
члену бригады.

Тут-то, знакомяеь © бригадой, невольно
припомнила я определение, встретавшееся
ине однажды в энциклопедическом словаре:

«Свойства сплавов могут значительно
отличаться от свойств еплавлаемых тел».
	Сам факт коллективной работы над.
проектом или изобретением не нов. И все
Же в самой природе бригады есть нечто
принципиально новое. Внутри бригады
осуществляется весь творческий цикл: от
рождения самой идеи изобретения до изто-
товления образца, испытания его, внелре-
ния в производство. Бригала работает в
определенном ритме. Элесь нег случайных
вспышек, встреч и расставаний, это — по-
	стоянно действующий организм се длитель-
ной, интенсивной творческой зарядкой.
	инициаторов соревнования за всемерную
экономию сырья.
	Президиум ЦЬ профсоюза одобрил почин
тт. Рожневой и Кононенко. Профорганиза-
циям предложено проводить сбор рациона-
лизатореких предложений по Экономии
сырья, а также передавать опыт передо-
вых коллективов предприятий, цехов и
участков, добившихея лучших показателей
в экономном расходовании сырья. В стаха-
новеких школах организуется обучение pa-
бочих методам экономии сырья и выработ-
ке тканей высокого качества.
	Бригада Tak же включена в будначную
жизнь завода, как и любая произволетвен-
ная единица.

Комплексная изобретательская бригада
была создана год назад. Уже через неделю
на комбинате возникло семь бригад такого
же типа. Сейчас их девятнадцать.
	Поглядите на чугунную отливку. Она
упряма, она не хочет поддаваться скоро-
стной обработке. Она покрыта коркой
почти алмазной твердости, неторопливые
резцы терпеливо срезают корку, но при
скоростных режимах резцы не выдержи-
вают. Пробовал ли какой-нибудь отдель-
ный изобретатель найти новый сплав для
таких резцов? Возможно. Но этот сплав
создала и ввела в жизнь изобретательекая
бригада. Во главе ее стоит инженер Гон-
чарова; в бригаду входят рабочий-токарь
Цветков, инженер Гахнохи, лаборантка
Семенова.
	Бот новый тип кирпича для изоляции
электропечей. Он легок; прочен; он обла-
дает свойствами особой проводимости. Но-
вый тии кирнича создан в бригаде тех-
ника Сухонкего, в которую входят рабо-
чий-керамик Забелин, техник Сухерман.

Сила этих бригад не только в их част-
ных успехах, как бы велики они ни были.
Сила в том, что живительные токи, зало-
женные в них, вызвали ответную исЕру
на других заводах во всех концах страны.
	Инженеры работают в этих бригадах
вместе с рабочими, практический опыт
обогашается культурой и знаниями, твор-
ческий сплав обретает особую прочность.
Комплексные изобретательские бригады —
это особая, новая форма социалистического
труда, новая форма социалистического со-
ревнования, еше один шаг к уничтожению
грани между умственным и физическим
трулом,

..Вот, наш новый сплав. Мы не делаем
из него ескрета, не облекаем его тайной,
Мы показываем его и нашим друзьям. и
нашим недругам. Это — сплав творчества,
сплав, созданный советскими люльми,
которые сплочены любовью к родине,
стремлением быть ей полезными, спаяны
единством великих и благородных целей,
	Сессия Верховного Совета Карело-Финской CCP
		отчет of исполнении государетвенного бюд-
	ПЕТРОЗАВОЛСВ, 14 мая. (По телеф. от
соб. корр.). Сегодня закончила работу
ГУ сессия Верховного Совета Варело-Фин-
ской ССР. Сессия утвердила государствен-
ный бюлжет республики на 1949 год и
	Потория твердых сплавов в нашей стра-
не может увести нас во времена сравни-
тельно далекие. Но в самой природе тако-
го материала, как твердый сплав, заклю-
чена живая жилка современности, нечте
органически близкое запросам сегодняшие-
те дня, растущее, изменяющееся, перенек-
тивное. —

Котла смотришь на резец, срезающий
стружЕт с твердого тела металла так сво-
болдно, с такой небрежной легкостью, слов-
но это нежная тлыба масла; когда гля-
дииь На огромную металлическую тушу,
уврепленную на платформе строгального
етанка, и видишь холодноватый блеск рез-
1B, ритмично обдирающих шершавую ee
поверхность, — производство этих вее пре-
отолезающих инструментов прехетавляетея
облеченным чуть ли не тайной. На самом
деле это совсем не так.

Мне привелось побывать на комбинате
твердых сплавов несколько лет назад. В
большом зале за длинными столами стоя-
ли работницы, перед ними покачивались
весы вроде зптекареких. Работницы разве-
шивали тончайший  поронток. Это’ была
смесь специальных металлов.

Отвесив поропюх, девушки высыпали
его в прессформы. Они работали с фарма-
цевтической точностью. Й все же чем-то
несовершенным веяло от быстрых движе-
кий их рук. Эти операции требовали того
автоматизма и скрупулезной непогренгимо-
сти, которые человек должен передоверить
точной машине, оставив за собою лишь
верховное командование механизмом.

Bee это припомнилось мине, когда я по-
пала недавно на тот же комбинат твердых
сплавов.

В цехе работал пресс. Он был неве-
лик, — примерно раза в два больше нохж-
yok шзейной малиивны. Hea бункера в
	10еес поступала металлическая пыль, He
	жета за 1948 год, а также Указы, при- сии Верховного ‘Совета
	нятые Президиумом Верховного Совета Ва-
рело-Финской ССР в период между cec-
CHAME.
	Татьяна ТЭСС
		Если пройти дальше но комбинату, мож-
но увидеть мельницы, выложенные пла-
стинками победита, разгрызающие метал-
лические смеси для твердых сплавов и не-
ремалывающие их в поронюк. Еще не так
давно вокруг них вилась тонкая металли-
ческая пыль, управление ими требовало
от человека большюто мускульного усилия,
Сейчас перед нами послушные, чистые, ра-
чительные автоматы. Нет ни потерь, ни
зря затраченной мускульной энергии, все
стало на свои места, обрело умную гармо-
нию. И опять слынеитея в ответ имя Куз-
ненова.
	_ Его именем названы реконетруированные
им электрические печи. Еели нутешествие
ваше по цехам будет долгим, вы услышите
это имя еще много раз. И всегда е именем
Вузнецова будет связана новая, прекраеная
в. своей разумной целеустремленности кон-
струкция, облегчающая труд человека,
улучшающая качество, повышающая про-
изводительность.

Rro же такой Василий Сергеевич Вузне-
Tro?

Еще до знакомства с ним, можно соста-
вать о нем представление по стилю его ра-
боты. Это натура волевая, — многие его
конструкции являются плодом упорного
труда; ен делал одну 3a другой рабочие
модели и сам отказывалея от них, чувствуя
их несовершенство, и снова конетруиро-
вал, тратя месяцы, годы, пока не находил
верного решения. Это человек е жадной
пытливостью, умеющий разбираться в ма-
шине с проницательностью новатора. Ему
присуще предельное изобретательское бее-
поБойСтво, для него нет «евоих» или «чу-
жих» учаетков работы, он стремится вме-
цтаться в любой рабочий процесс, если ви-
дит возможность его улучшить, Й вместе
в Тем он обладает последовательностью,
даже своего рода педантизмом: он плано-
мерно переходит от’ одного узкого места
производства к другому, и везде видны сле-
ды его труда, «кузнецовекая марка».
	было ни весовщиц, ни весов. Перед прес-
сом сидела одна работница, курносенькая
девупка с независимым выражением лица.
Она нажимала кнопку. Нресе начинал ра-
ботать. Он один выполнял те 26 операций,
которые ранее делали работницы. Он отме-
рял порошок, засыпал его в пресеформу,
спреесовывал, выталкивал, даже помогал
укладывать, продвигая изделия по жоло-
бу... Это были резновые пластинки. Onn
еще не обладали необходимой твердостью, —
приложив усилие, их можно было разре-
зать ножом.

*
	Пластинки поступают в электропечи,
спекаются, обретают высокую твердость и
стойкость. Рождается твердый сплав.
	— Вто создатель этото прасса?
И я слышу ответ:

— Бригада Кузнецова.

..В этом же цехе работает маленький
прессовальный станок. Он тараторит, кан
пулемет, выталкивая мелкие изделия. Возь-
мите в руки одно из них. Вы увидите кро-
шечный цилинлрикю, внутри него, но вер-
тикали, сделано отверстие, вероятно, не тол-
ше волоса; вверху цилиндрик имеет He-
большую распушку. Этот  цилиндрив —
фильера для протяжки тончайших метал-
лических нитей. Величиной вся фильера
примерно в сщичечную головку. Теперь
препомните весовщин, качающиеся таре-
лочки вебоз, руки, насыпающие отмерен-
ную дозу в крошечные отверстия преес-
формы... Пока вы припоминаете это, ста-
нок перед вами тараторит без умолку, от-
меривает, проссует, выталкивает, и филье-
ры еынлютея, как бисер...
	—щ Вто изобрел этот станов!
И опать етышитея в ответ.
	— Бригада Кузнецова.