ПЯТНИЦА, 3 ИЮНЯ 1949 г. № 129
	(9953)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ` ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СТОН
		ПИСЬМА
С УРАЛА
		государственных
заповедниках
	В Созетском Союзе создано евыше ста
заповедников.

Основные задачи советских государетвен-
Hox заповедников — охрана и увеличение
природных богатств, а также научно-иссле-
	а. ОМА
	и жавотного мира.
	заповедники расположены в различных
ланлиаФтво - географических зонах; с 5з-
рактерными влиматом, природой, фауной в
флорой — в арктической зоне, в пустынях
Туркменяи, ва Камчатке, в Уссурийской
тайге, на Кавказе, в центральной полосе и
других районах страны.

В прошлом году созланы два новых за-
поведника на Сахалине. На Новой Земле,
богатой птичьими базарами и гнезловьяма
ценной своим пухом гаги, организован фя-
лиал заповедника «Семи островов», распо-
ложенного в Баренповом море. В Приокско-
террасном (Московская обл.) заповеднике
организован парк, в который завезено не-
сколько чистокровных беловежеких и кав-
Базсках зубров. Организуется Читинский
горно-лесной заповедник.

В Дарвинском ‘заповеднике, созданном в

1945 году на Рыбинском водохранилище,
ведется научно-исследовательская работа по
изучению влияния искусственных в010-
хранилищ на окружающую природу. Шо
наблюдениям ученых, Рыбинское вохохрани-
лище стало притягательным местом для
уножества птиц, никогда ранее неё водив-
шихся в этих местах.
_ B Кавдалакшеком заповеднике ведутся
большие работы по одомашниванию гаги, в
Печоро-Йлычеком — по одомашниванию
лося, который представляет собой большую
ценность как мясное и ездовое животное.

Заповедники, подвергавшиеся немепко-
фашистской оккупации, —Крымекий, Цент-
рально-лесной, Центрально-черноземный,—
полностью восстановлены; в них широко
вежется научная работа.
	Гастроли Киевского оперного
театра в Сочи
	СОЧИ, 2 июня. (По телефону). Сюла на
тастроли приезжает коллектив Киевекого
Академического орлена Ленина театра опэ-
ры и балета имени Т. Г. Шевченко.

В Сочи театр покажет свои лучшие по-
становки: оперы — «Запорожец за Ду-
наем», «Наталка-Полтавка». «Севильский
цирульник», «Риголетто», «Кармен» и
«Царская невеста»; . балеты — «Лилея»,
«Лебединое озеро», «Золушка», «Доктор
Айболит» и другие.

Гастроли киевской оперы в Сочи про-
YAATCA до середины июля.
	Футбол
	ной и чрезвычайно простой машины, c0-
оруженной. тут же на руднике, высокогор-
цы намереваются внедрить новейшие про-
изволительные способы добычи рулы пол
	землей.

Достойнетво остроумной и. совершенно
оригинальной конструкции еоетоит в том,
что станок весит в пять раз меньше и за-
нимает по об`ему во много раз меньше места,
нежели американское оборудование, рабо-
тавшее по устаревшему для нае пранципу,
В этой простоте, в этом остроумном реше-
НИИ, в ЭТОЙ по-рубеки дерзкой мысля, 0т-
крывающей чашину нового. облегченного
Бласса, и заключается вся сила изобрете-
ния. Маленькая  трудолюбивая машина,
созданная здешними спепизлистамй Баяде-
лем, Пителиным и Шамариной, открывает
богатейшае перспектавы для разработвв
горных пластов в полземвых условиях.
С валу п по своей кинематаке станочев
удивительно прост, в нём нет ви одной ше-
стеревка. но он, может быть, роет дорогу в
завтрашний лень гоонарулной техники.
	Здешние аю1и охвачены пойстяне вы-
соким стремлением & технике совершен-
HOH, к пепользованию самых послелних,
смелых советеких завоеваний науки.
	KAB8 ЛИШЬ ВОЗНЯ 610606 закалки Mee:
	талла токами высокой Частоты, как ива
горе Высокой этот в10боб своями cpes-
ствами ввели в практику. Работника pe-
монтно-механического пеха, узнав oO но-
вейшем методе пентробежного айтья, тут
me вобетвеннымия силами ‘вборулили ста
Вок й успешно применили его: За Tod pe-
монтно-механическай пех -cOROHOMAI на
этом‘ двеналпать товн броазы.
	Человек, сооруливтий вз горе Вызокой
станок для центробежного литья.— Иван
Алексеевич Жемчужников, ‘работает на
рузнике двалнать два гола. До этого он
шестнализть лет работал на Чусовеком за-
воде. В голы первых пятилеток, когла на
руднике было столпотворение машив са-
мых разнообразных марок и машины вы-
ходили из етроя при порче больших и ма-
лых узлов, старый механик, по вобетжен-
HOMY ПОЧиНу, изо аня в день, из гола в
год составлял чертежи леталей десятков й
сотен машин, упрощая совершенствуя
при этом основные узлы механизмов. Те-
перь по каждой из машин Жемчужнико-
	вым составлен точнейший альбом черте-.
	Вышла из строя деталь, и для ее
изготовления достаточно назвать по аль-
бому Жемчужниеовз номер летали, номер
его чертежа,   й ремонтный пех быстро
слелает любую деталь.
	Уральский механик, которого знают все
люди горы Высокой, носит в кармане ра-
бочей тужурки прикзз за подписью мини-
стра И. Т. Тевоеяна. В приказе об’аваены
	уральскому умельну благодарность и пре-
	мия — признание заелуг, опененных всей
страной. Приятно Ивану Алексеевичу, что
альбомы его чертежей порою запрашивают
й Урялгипроруда, и Южгипрорула, и 0т-
делы Министерства металлургической про-
нышаленности. Приятно старожилу горы
Высокой, что &го разумом и Усерлием ста
рые машины стали более выносливыми, Ha-
дежными и простыми. На главных pabo-
тах их лавно сменили советские перво-
классные механизмы. во где-то там. на
	задворках, Elle могут его стараниями 10+
	скрипеть и «бюсайрусы», и «марионы»,
усовершенетвованные советским механиком.
	HOM еще прелетоит рассказать в 6ле-
тующем письуе, как злесь, нз руднике, в
иеполинеких цехах агломерапионного ком-
бината, люли горы Высокой борются 3a
успех своих друзей —- металлургов.
	Евгений КРИГЕР, _
	спец. корр. известий».
	Об уженье рыбы и баранов
	установлено, что рыба любого звания—
и мелкая плотва, и крупный окунь—
клюет только в том случае, когда на бере-
гу (или в лодке) сихит человек с удочкой
	IB pyite.
		В декабре прошло год» Болхознйки
послали жалобу в Смоленск, в облисполком.

В облисполкюме возмутялисвь и начали
весьма сердито «глаголом жечь сердна лю-
jelly,

Было принято решение из четырех гла-
голов в повелительном наклонении:

— Принять. Предложить. Обязать. 06-
ратить. - . .

Принять. к сведению заявление предсе-
дателя Ельнинекого райисполкома т. Маш-
кова, что ушерб, причиненный колхозу Гу-
севым, будет возмещен.

Прэдложить уполномоченному Министер-
ства заготовок по области наложить ди-
спиплинарзое взыскание на Гусева.

Обязать т. Гусева уплатить девьги кол
5089.

Обратить внимание прелеедателя Ельнин-
екото райисполкома на непринятие с ‘его
стороны своевременных мер.

Но эти четыре глагола украсили собой
чистый лист бумаги — и больше ниче.
В конце января 1949 rota колхозники
вновь обратились в ‘облисполком. Гусев,
узнав of этом, послал ‘колхозу пятьсот
рублей, угрожающе заявив. что больше не
даст ни копейки и что вообще «они его
припомнят».

В конпе марта 1949 года Смоленский
облисполком опять разбирал это дело и при-
HA] новое решение, основанное опять на
четырех глаголах:

— Указать. Принять. Рекомендовать.
Просить.

Указать прелзелателю Ельнинского рай-
исполкома т. Машкову на невыполнение
решения облисполкома. .
	Принять к сведению заявление т. Маш-
Бова 0б уплате т. Гусевым gorza3y 500
рублей.

Рекомендовать колхозу «Ирасный па-
харь» взысвать остальную сумму через на.
родный сул.

Просить областного прокурора Ускорить
раселелование этого тела.
	hak видите, Смоленский облисполком не
жалеет бумаги ий уже израсходовал На 01-
ного Гусева восемь хороших глаголов в по-
велительном паклонений.
	Но вее это, что называется. как © Гу-
сева вола. До сих пор дело не сдвинулось
в места. А Иван Сидорович чувствует себя
прекрасно и, вилимо, He намерен сматы-
вать свои волшебные улочки.
	Наоборот, носятся слухи, что он Готовит
свои «Записки об уженье рыбы и бара-
Нов». А в качестве приложения в этому
руководству любители-рыболевы получат
приведенные выше хорошо написанные по-
становления (Смоленского облисполкома, ‘на
писанные в прозё, но гле все же то и дело
попадаются рифмы: обязать — указаль,
предложить — обратить...
	ПЛОТИ
			Не так давно в окрестностях Нижнего   ну... Осторожно. хак бы вазе. не задело
	ковшом! Да, ну, & теперь видите, ваБое
нашествие машин.
	Б дальнем конце искусственной долины
вскрытая толща земной коры пламенеет то
бурыми полобзий, то рыжими B TeMHO-
красными, TO черными и оранжевыми.
В яростных этих красках словно прояви-
лась рулвая мощь горы Высовой. В неяз-
‘памятные времена, в процессе извержения
магмы и горообразованся, пласты земли
B TOM BOND опустились, а Зл4есь, ге мы
теперь стойм с инженером, поднялись,
взлыбились, вышайя наружу. Этим и 00`-
ясняется геологический фокус, поражаю-
щий воображение молодых горняков: врае-
ные, окисленные поролы, когда-то ветре-
чавшнееся ва поверхности с воздухом, Te
перь обнаруживаются на’ глубине в четы-
‘реета метров, а первичные магнетазтовые
`поролы лежат в верхнем елое коры.

— 54665 как буто вет начего зосто-
янного. Горы, как визите, движутся. Же-
лезнолорожные путя движутся. Фронт рз-
бот движется. Все движется, все непре-
станно меняется. Лаже ланииафт меняется
Ha глазах. Но вот рула для доменной шах-
ты должна быть ровного и постознного
свойства. Колебания в составе шихты имо-
гут сорвать напряженную борьбу метал-
лургов за лучший коэфиниент работы
печей. Эту опаснесть сознают все люди
горы Выеокой.
	Главный. инженер сообщает мне это,
	Тагила бурным весенним паводком снесло
Черноисточинскую плотину, возведенную в
прошлом веке еше хемидовекими владель-
Цами горного округа. В обломках разбитой
плотяны рабочие нашли  запаянную ©
обоих концов железную трубу; Пахнуло
демидовекими временами. Уж не клад ли
оставили потомки тульского кузнепа Ники-
ты Демидова, любимна Петра, знаменитого
организатора уральских металлургических
заводов, потомки, поднявшиеся Ha Тагиль-
ской руле до невиланного богатетва, рзз-
врашенные этим богатством. купившие ти-
тул князей Сан-Донато, породнившився
чуть ли нес Наполеоном и кончившае свой
POA наркотического вида хлышом; OpO-
TABIIGM послелние 1Вь В парижском доме
для умаляшенных? .
	Рабочие вскрыла трубу и нашли в ней
вторую, поменьше, в ух в той — третью
трубу, пинковую, столь же бережно 3а-
ПАЯННУЮ.
	Буесто клала в цянковой трубе окзза-
лись написанные от руки документы, зк-
куратные Чертежи на кальке, пожелтевшие
от времени дагерротипы, изображавшие
людей с бородами и пышными усами,
звтографы администраторов й правителей
демиловекого Тагила и, наконеп, — торже-
ственное обращение этих господ к далеким
своим потомкам. Здесь выражалась надежла
на то, что плотина простоит века и, когла
неумолимое время Ree же свалит ее, люли
	И наоборот, — коли нет ни рыболова, ни
улочки, ни крючка, ни приманки. то даже
самый скромный пескарь клевать не
етанет,

Гусев, Иван Сидорович, вихимо, хорошо
азучил эту хитрую повадку обитателей
водоемов. Поэтому прошлой весной он боль-
шую часть своего рабочего времени прово-
KB] на озере, зорко и напряженно следя
38 малейшими  колебзнияхи своих 1п90-
плавков.

-& порою наш герой. виадал в такой
охотничий раж, что отбрасывал в сторону
веверные удочки, хватал сеть, торопливо
CRGIBNBaa © себя легкие олежлы и в пог-
не за сузаками в лешами самоотверженно
погружал свав бренное тело в прохладные
струн.

С. Т. Авеавов в евойх «Записках 0б
уженье рыбы» отмечает, что этот вид 0х0-
ты «бывает и проетою склонностью и даже
сильною страстью».

У нае есть все основания полагать, что
рыболовство И. С. Гусева не’ есть елучай-
ная забава, это не простая склонность, a
позлинная страсть.

В аксаковеких «Записках» говорится о
том, что настоящий охотник лолжен обла-
хать слелуюшими кзчествами: 1) он дол-
	‚Жен быть бодр и деятелен. 2) должен об-
	лалать ловкостью и вниманием и 3) дол-
жен уметь прияекивать удобные места пла
A038,

Вее эта показатели вполне соответству-
ют рыболовецкой натуре И. С. Гусева,
уполномоченного Министерства заготовок по
Вльвиневому району Смоленской области.

Гусев бодр и  цеятелен — недаром он
извлек лично для себя из олного озера
свыше пятнадпати пудов рыбы.

‘Он настолько ловок и внимателен, что
сумел поймать на одну 13 евойх учек
двух баранов (не в переносном, а в бук-
вальном смысле этого елова).

Он сумел найти удобное место для лов
ли лешей и баранов — это колхоз «Ёрас-
ный пахарь», гле в ту пору председатель-
ствовал его друг и приятель Дороченков.

Рыба молчала. И бараны были немы,
Bak рыбы.

Но колхозники «Красного пахаря» нача-
ли Гомо протестовать против этого 8ес-
переменного нарушения Устава селъеко-
хозяйственной артели. Онй потребовали от
Гусева уплаты колхозу 4.700 рублей.

Не бараволов и рыболов считал ниже
своего достоинства вынимать деньги из
своего кармана.

Ельнинскяй райпснолком, кула обрати-

лись колхозники, притворился слепым и
ГЛУХИМ,
	Быступление Ра
	к 22-7 ae oO Oo

чуть ли не в 2500 голу по чертежам, стараясь перекричать рев работающих по-
хокументам и фотографзям смогут сравнить   близости экскаваторов.
	Мы илем в царстве машин.

Reraa-ro из большой котловины рузнива
ползля в конеком ржания и понукающих
воплях погонщиков сотня телег, грабарок,
подвол, а теперь даже людей не видно во-
круг, всюду истово трулятся механизмы,
моторы, двигатели, тягачи, транспортеры,
подчиненные исполинскому, по охвату всех
операпий, ритму рудничного рабочего дня.
	Своя путейская служба, десятки своих
паровозов, десятки километров постоянно
перелвигаемой железнодорожной колеи, де-
сятки пехов, начиная от литейного, меха-
нического, транспортного, электричеекого,
ВПЛОТЬ 40 Нового горного подземного цеха
й обширного аглокомбината! Мошь совре-
менного предприятия опрелеляетея прежде
всего количеством потребляемой электро-
энергий.
	Но ееть энергия более драгоценная и
высокая, нежели электрическая: энергия
человеческой мысли. На пути от рулника
в Цехам агломерационного комбината я
видел множество механизмов, придуманных
и введенных в строй рабочими, механика-
ми, инженерами горы Высокой.
	Вот уже четвертый rox существует
злесь обычай проводить экономический
смотр произволетва об’елиненными силами
партийных и профессиональных организа“
ций. Инженеры многих специзльностей в
начале года обхолят все участви на лемае
й под землей, подолгу беседуют с каждым
рабочим, на месте собирают ценные прел-
ложения, замечания. советы и затем на
заключительной технической конференции
принимают детально разработанный план
повзтореких действий.

На 1949 год принято к осуществлению
двести сорок предложений no Beem пехам
рудника и згломерационвого комбината.
Люди горы Высокой за этот гол пазут го-
сударетву три миллиона рублей эвономил!
	Вот где вилно, что энергия человеческой
мысли поистине способна ворочать горами.

На одном из учаетков горы Высокой мы
набрели на совершенно не известную рань-
ше и потому странную для нового чело-
века машину. Увлеченные испытанием,
	обкружили ев рабочие. механики, инжене-
	уровень своей техники в техникой рудни-
ков и заволов ХХ века.
	Плотина стояла долго, но не выетояла
до 2500 гола, и весенний паводок, вынес-
шяй на свет божий вышеописанную трубу,
дал нам повод лишний раз сравнить «век
нынешний й век минувший».
	..На пути в рулняку горы Высокой
главный инженер Высокогорекого ордена
Ленина рудоуправления Махайл Алексави-
рович Покровский с исключительным лако-
низом инженера определил положение: за
последние лы. после коренной реков-
струкция рулника, советские горняки. взя-
ли от горы Высоклй вдвое больше руды,
чем архимиллионеры, капиталисты Деми-
довы лобылия злесь за все лва с четвертью
века. от основания рудника ло октября
1917 года. Пеле такого сбобщения, в0б-
ственно, отпала всякая налобность пролол-
жать сравнение. Совсем просто говорят та-
гильские рулокопы: «Была гора Высокая,
сталз яма глубокая».
	Вартинную точность народной поговор-
ки полтвержлает фантастически обширный
ландшафт. который открывается взглялу ©
верхней террасы нынешних разработок.
	Там, дальше, горы Высокой уже нет.
	Большая часть ее богатырского массива
раз’ятз ковшами уралматевских экскава-
торов, разобрана тысячами рулничных п0-
езлов и переплавлена на чугун в пламеня
советских доменных печей. Там уже ue
гора, там — глубокая лолина, созданная не
природой, з чемвеком.
	Склоны гигантокой котловины прореза-
ны многоярусными , террасами новых и но-
вых разработок. То вытягивая стальные
шеи, то вбирая их в плечи, грызут 5з-
менную плоть горы экскаваторы, лолбят
землю станки ударного бурения, енуют во
веех направлениях юркие электровозы и
мотовозы, а на широких Cpesax террас,
окутываясь то черным дымом, то клубами
белого пара, звонко и весело переклякаясь
гулками, тянутея по краям пропасти по-
езда рузничной железной дороги.
	— horia двенадцать лет назад я вниер-
вые приехал сюда,— рассказывал мне
главный инженер, — то край горы был
во-он гле, & здесь, где мы е вами стоим.
	Вчера на стадионах страны состоялись
	очередные встречи на первенство СССР по
футболу.

В Москве столичная команда Военно-Воз-
душных Сил со счетом 5:0 выиграла матч
у рижских футболистов общества. «Дауга-
ва»: т ет у

В Ленинграде встреча между командами
московского «Спартака» и «Зенита» закончи-
лась победой ленингралцев с крупным сче-
том 5:0. «Зенит» продолжает возглавлять
турнирную таблицу.

В Харькове футбзлисты ЦДКА выигра-
ли у местной команды «Локомотив» co
счетом 1:0.

В Ереване местная динамовская команда
встретилась со своими тбилисскими олно-
клубниками. В первой половине игры хозяе-
ва поля забили два гола: одив в ворота го-
стей, второй — в свои. В последние минуты
игры нападающим тбилисского «Динамо»
улалось послать единственный мяч в сетку
ворот ереванской команды. Матч закончил-
ся со счетом 2:1 в пользу тбилисцев.
	Боши на пленуме
	Центрального руководства Венгерской
партии трудящихся
	растущую роль женшин и мололежи в этра-
не, и с этой точки зрения парламент в
гораздо большей степени является нарол-
ным предетавительством, чем предызущие
составы парламента. Коснувшиеь далее по-
литика партии по отношению к среднему
крестьянетву. Ракоши указал, что эта по-
JHTHRS былз правильной и эффективной.
	Очень важно, сказал адоклалчик, азоли-
ровать кулачество от среднего крестьянет-
ва. Ракоши отметил, что во многих ме-
стах кулаки демонетративно выступили 3%
демократию. часто пытались голосовать
открыто, требовали себе отлельные урны, и
сейчас уже снова можно слышать Такие ха-
рактериетики, как «хороший кулав», п
утверждение, что кулаки также бывают х0=
ponige и плохие и что хороших нужно ша-
ить. Такое разделение являетея непра-
BHIBHbIM, HYRHO соответствующим 0ойразом
бороться прогив кулаков, не разлеляя их
На «хороших» й «плохих».

Нужно неизменно и во все большей мез
ре заботаться о том. чтобы рабоче-вресть-
янекий союз укревлялея при akTHBHOM
участия среднего крестьянства.  Вевми
способами нужно поллерживать. средее
крестьянство в противоположноеть кула-
вами и помогать ему крепить Cows © проз
мынленным рабочим классом. Для этого
мы будем продолжать увеличивать количе-
ство машинно-тракторных станций. про“
должагь экономическую помошь перевне,
обучение. и мы ни в коем случае не ули-
вляемея тому, что на выборах срёднёе Kpe-
стьянстве голосовало за нас.

Ракоши указал на необхолимость васпи-
тания и укрепления истинного варолного
патриотизма, который тесно связан с пёрё-
довыми идеями ленинско-сталинекого про-
леётарекого пнтернапионализма.
	Далее оратор заявил. что олной из #е-
посрелетвенных ближайших залач сейчас
являегея разработка констатупии народной
республики. которая закрепит завоевания
венгерской демократии и булет содейетво-
вать дальнейшему развитию республики. В
соответетвия с этим булет еозлан прези-
лиум парламента. Эта конетятуция. сказал
эратор. упорядочит отношения межлу го-
гуларетвом и церковью, причем церковь
будет строго отделена ог тосударетва.

Перейдя к экономическим вопросам, Ра-
Коши отметил. что самым важным являет
ся посрочное выполнение трехлетнего плала.

В политической области, прололжал ора=
тор, мы будем продолжать об елинение дез
мократических сал напии в Народноч
Фронте незавиеймости. Эта залача ober
чаетея для нае тем обстоятельством. что
Bec нашей партий в итоге выборов изклю-
чительно возрос. Выборы полняля также п
межлународный вес нашей партий й вен-
геёрской народной демократии. Выборы пв-
казали, что корни венгерской народной we.
мократий глубоки и кренки.

Венгерская партия трудящихся, сказал
Ракоши, и дальше будет итти в авангарде
трудящегося народа и своим трудом, при-
мером, самоотверженноствью будет вести тру»
дящийся народ Венграй к новым успехам
к Новым победам, к социализму.
	БУДАНЕТ, 2 июня. (ТАСС). На co-
стоявшемея 31 мая пленуме центрального
руководства Венгерской партии трудящихся
© доклалом 06 итогах парламентских выбо-
ров. и политическом положении выступил
генеральный  векретарь центрального рубо:
водетва партий Матиае Ракоши. _

Майские выборы, сказал Раколи, яви-
лись олной из вамых блестящих побел вев-
герской чемократий и чашей партия, одёр-
жанных после освобождения страны. Из
внешнеполитических факторов. обеспечив-
ших нашу бобелу, я должен, в первую
очередь, сказать о Совегевом Союзе, огром-
вые успехи. которого в послевоенном эЕо-
номическом восстановлении, так же как и
последовательная мирная политика, в боль-
шой степени епособетвоваля тому, что вен-
гербкие трудящиеся массы сплотялиеь вэ-
круг Венгерекого варолнога фронта незавя-
еимости и нашей партии. Чем глубже пу-
скает корпн венгерская демократия, тем
больше осознают широкие массы нашего
народа бвязь между успехама Советекого
Союза и нашими достижениями.

Касаясь внутренних условий побелы на
выборах, Ракоши указал на неизмерямо
возроетие силы демократия а на пораже-
, Hae реакции. Это - язменание соотношения
вил, сказал он, медленно, но верно прони-
`кает в сознание трудящихся, я выборы не
Только укрепили рабоче-крестьянакай 6003
й руковоляшую роль нашей партий, но
укрепили й руковоляшую роль рабочего
класса внутои рабоче-крестьянекого союза.

Наше пентральное рубоводетво, отметил
лалее Ракоши, последовательно проводило
ленинско-сталинский лозунг: опираться на
бедняцкое крестьянетво, ‘достичь соглаше-
ния со средним врестьянством и ни на
минуту ве прекращать борьбы против ку-
лачества. Большинетво трузящегоея кресть-
янетва поняло эту правильную политаку,
й результат этого понимания проявилея на
выборах. Проявилея и ТОТ заметный для
каждого факт, что во Всех областях rocy-
ларственной власти посты предоставлены
трудящимея, Успешным результатам выйо-
pos солействовало осуществление равно-
правия женшин во всех областях жизни,
укрепление нашей экопомики, успехи трех-
летнего плана, прекрасные перспектявы
пятилетнего плана, & также наши внешне-
политические успехи, последовательная
борьба за мир.

Ракоши сообщил, что в результате
выборов после окончательного  подече-
Та всех голосов по избирательным округам
в парламент оказались избранными 402
1епутата. В числе избранных — 176 рабо:
чих, 115 крестьян, остальные являются
пПрелставителямя интеллигенция. мелках
ремесленников, торговцев п тг. п. Таким
образом, рабочие составляют около 44 про-
центов, & крестьяне около 29 процентов
общего числа депутатов. Это значит, что
рабочие и крестьяне составляют 73 про-
цента всех депутатов нового парламента.

Ракоши подчеркиул, что состав нового
параз#ента отражает воюз рабобах wa Rpe-

стьян и веаущую роль рабочего власса,
	шумел лес, и мы ходили сюда по мали- ‘ры. С помошью этой маленькой вомпавт-‘_ г. НИЖНИЙ ТАГИЛ.
	русской литературе», — сообщает он в
	своих одпографических записках,
	Иван Вазов переводит ряд стихотворений
Пушкина, ецены из «Медного. Всадника»,
«Скупого рыцаря», «Евгения. Онегина». В
своем стихотворении «Пушкин» Вазов вос-
хваляет его «музу»; которая раскрыла ему
новые горизонты:
	Й вдохновленный, в песне
Я вылил AVINY CHOW...
	В статье «Пушкин в Болгарии» ПШенчо
Славейвов указывает на большое влияние
Пушвина на болгарекую литературу. Это
влияние испытывает и сам он как поэт;
«Настроение, мысли и чувства Пушкина
облечены в Такую художественную форму,
содержание и форма настолько гармонично
спаяны, вак это бывает только у первосте-
невных художников».
	Чол влиянием Нушвинз работают поэты
в писателя старшего поколения. Даже
иладшее поколение поэтов после первой

мировой войны учится у Пушкина форме a
солержанию. -
	В перяод  монархо-фашистекого господ-
ства (1923—1944 гг,) реакиия в Болга-
pau делала все для того, чтобы отделить
болгарскую литературу от ‘других славян-
ских литератур, огобенно от великой рус
ской литературы. Чтобы угодить своим не-
хецким хозяевам и притупить елавянекие
чуветва варода, ero любовь в своему
освоболителю — великому русскому наролу,
реакния запрешала, конфисковала книги
влавяпеких авторов, не разрешала перево-
зять их на болгарекий язык. Стихотворе-
ния Пушкина «Вольноеть», «Послание в
Сибирь» в многие другие запрешалиеь фз-
шаястекой цензурой. Однако это насилие
над чувствами народа было обречено на
провал. Болгарская литература, выросшая
под благотворным влиянием лучших рус:
свих писателей и поэтов, не могла расетать-
ся 60 своими благородными тралиниями.

В борьбе за славянское братство и вак вы-
ражение любви болгарекого народа к Be-
ливаму русскому народу значительным со-
бытием явилось столетие со дня смерти
А. С. Пушкина в 1937 году. Чествование
было проведено в полпольных беседах, в
печати (насколько это позволяла цензура),
путем переводов и распространения отдель-
ных стихотворений Пушкина. Был излав
спениальный сборник «А. С. Пушкин», в
котором приняли. участие  прогрессавные
писатели и общественные деятели:
	_ ИНТедлигенияя
	Болгажкая передовая
	К 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина
	Огромно и благотворно ваняние великой
русской литературы на болгарскую лите-
ратуру. Его нельзя измернть только ари-
мерами и фактами, какие находятся в
творчестве почти всех болгарских писате-
лей, но прежде всего обшим гуманиетиче-
ским характером русской литературы, ee
тгаубокам обшечеловечееким содержанием,
народностью и высокой  плейностью.
Именно русской литературе обязана лите-
patypa болгарекая своим быстрым раенве-
том и богатым развитием в эпоху Освобож-
дения. Талантливые болгарские  писате-
ли — Любен Каравелов, ‚Христо  Ботев,
Петко Рачев Славейков, Иван Разов, Алеко
Понстантинов, воснатанные как писателя на
творчестве Пушкина, Лермонтева, Некра-
сова, Шевченко, Гоголя, Льва Толстого,
Салтыкова-Шедрина, Тургенева, составля-
ЮТ елаву и гордость нашу. Русеким писа-
телям обязана болгарская литература сво-.
им свободолюбивым духом, своей близо-
стью Е народу его борьбе за лучтую
Жизнь, за Новое общественное устройство.

Имя Пушкина у нас пользуется подлин-
пой любовью. Описывая болгарина Rapi-
жали (повесть «Вираджали») и его роман-
таческую историю, Пушкин впервые ro-
ворит о болгарской нации еше на заре
болгарского Возрождения, перел утвержде-
нием болгарской литературы. Освобожлен-
ный от пятивекового турепкого ига пеной
тяжелых кровавых жертв великого русеко-
ro народа, благодарный болгарекай народ
нашел в Пушкине одного из самых люби-
мых славянских поэтов, а болгарская ли-
тература — своего полланного учателя и
вдохновителя.

Nendo Славейков, переводчик Пушкина,
пишет; «Роееия вас освободила политаче-
ски. Это и лети знают. Но Россия 06в0б0-
далз и наш ум; мы прежде веего ей 0бя-
заны в той маленькой культурой, которую
мы 6ейчас имеем ий которая является наи-
лучшим залом для культуры дуза в е5
дальнейшей жизни и развития...».

В статье «Пушвкян и Болгария», напи-
саняой в столетию со дня рождения поэта,
П. Славейков говорит: «Пушкина знают

овитель болгарской
литературы
	мпогие, его сочинения читаются у нас не
только в переводе, но п в полланниее, и
его влияние на развигие нашей поэзии

Весьма Велико».
	Вюнечно, это влияние является исклю-
чительным 00 своему значению, и оно воз-
HUKIO elle B TY пору, когла болгарекая
литература стала оформляться и искала бо-
лее совершенных хуложественных образцов.
Не только писатели, но и интеллигенция
пишет Пушкина я читает его с увлечением.
Ятому способствует близость болгарского
языка к русскому, & также и тот факт, что
первые литераторы, ученые, просветители
учились в России п оттуда пранеели с собой
преклонение перел русским художественным
гением й русской передовой мыслью,
	Петко Рачев Слазейков в 60-х и 10-х
годах впервые переводит стихи Пушкина.
Еще в 1854 году он написал стихотворе-
ние Пушкину, в которюм говорится:
	Но музе был он мне родной,
Роднее. может быть, чем брат.
	Яркая поэтическая фигура П. Р. Олавей-
кова рельефно обрисовывается на фоне вре-
мени, чего нельзя сказать о многих его со-
временниках, оставшихся чуждыми этому
благотворному влиянию.

Для Христо Ботева — ярчайшей поли-
тической фигуры эпохи национально-0ево-
болительной борьбы, поэта и революнионе-
ра, пользующегоея 49 сих пор огромной
любозью болгарской интеллигениии, — по-
эаия Пушкина, Лермонтова, Некрасова иг-
рает крупную воспитательную роль. On
увлекается также поэзией лекабриста Ры-
леева, революционно-демократической 10-
эзией Огарева, илеямя великих русских
революционных демократов Белинского,
Герцена, Чернышевского.

Йван Вазов, патриарх болгарекой лит-
ратуры, сообщает о себе; «Пушкан и dep-
WOHTOB открыли мне тайну стихотворства,
давали Мне уроки по музыке слова, 00
красоте формы, по выразительной краткости
мысли». нь
	«Новый вкус развился у меня благодаря
	принимает Пушкина, как своего учителя,
	Rak одного из великих прелетавителей че
	ловечества, с чувством восторга, превлоне-
ния ий признательности к нему, великому
поэту, научившему ее бороться за самые
зозвышенные идеалы челозечества.

Разгром фашизма в нашей етране бла-
голаря борьбе болгарекого нарола и решаю-
щей помоши славной Советекой Apuaa Bep-
нул болгарский народ в семью славянских
наролов и дал болгарской литературе воз-
мажноеть возобновить свои лучшие тради-
ции свободного общения © русской литера-
Турой. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, все
великие русские писатели, классическая
русская и современная советекая зитера-
тура сегодня в Болгарив являютея евоими,
родными источниками знания. мудрости и
совершенства.

Переводы Пушкина начались еще до Оево-
божления и прололжались в обстановке
освобожденной от турецкого ига страны,
когла молодая болгарекая  ячтеллягенния
спешила ознакомиться с бессмертными со-
кровишами русской литературы. Почти все
значительные творения Пушкина — eraxe-
творения, сказки, драмы, рассказы, повес-
ти — переводились многократно в журна-
лах и газетах или излавались отдельными
выпусками, Сейчас многие  переволы до-
етигли большого соверненетва в есмыеле
еходетва с орагиналом, а также в смысле
передачи 06000й. пушкинекой выразитель-
HOCTH, простоты и реализма, пушкинского
остроумия и блеска.

Полная библиография, которая теперь ео-
ставляется, даст картину огрочного влияния
Пупкина на болгарскую литературу.

150-я годовшина со дня рождения А. С.
Пушкина совпалает с культурным и 60-
циальным  пол’емом славянских народов
поеле их освобожления от фашизма. Она
совпалает © огромным культурным под’е-
мом советеких народов после победы нал
фашистской Германией, © нарастающей
мощью и значением Советского Союза в
борьбе против темных резкпионных сйл в
мире.

Болгарекий нарол, болгарекая. интелли-
гения и ‘болгарекая литература полностью
присоединяются в торжеству велакого рус
свого народа и всех советеких наролов. Вак
один из «гордых внуков славян» —болгар-
ский народ отпразднует 150-летнюю годов:
щану рождения любимого поэта самым тор-
жественным образам.

Людмил СТОЯНОВ.
софия.