ВОСКРЕСЕНЬЕ 5 ИЮНЯ 1949 г. № 131 (3971)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СС
	ушкин

Пленительную пушкинскую речь,

Он с нами каждой каплею живою
`Своей души, волнений и страстей.

До нас дошел он каждою строкою,
	Дождался нас, наследников, друзей.
	Наш день сияньем солнечным
пронизан,
	Грядущего мы видим торжество,

И мы берем с собою в коммунизм
	Его стихи, бессмертие его.

Михаил ЛЬВОВ.
	Пушкин явился создателем национально-
го литературного русского языка, неотрыв-
ного от живой русской речи. Сближать язык
КНИГИ © языком жизни начал уже великий
Ломоносов. Но в силу исторических условий
он еще не смог достаточно далеко продви-
нуться по правильно выбранному им пути,
В своих трудах по образованию языка Ломо-
носов был движим убеждением в огромных
возможностях, заключенных в русском
языке, величайшей любовью Е присущим
ему, как никакому друтому языку в мире,
силе, богатетву и красоте. Широкой и ro-
payed любовью любил русский язык и
Пушкин. «Вав материал словесности, язык
славяно-русекий имеет неоспоримое пре-
восходетво пред всеми европейскими», —
замечал Пушкин. Он полностью осуществил
т0, к чему только приступал Ломоносов.
Он образовал «материал словесности» —
создал тот язык, на котором заговорила вся
послеловавитая за ним русская литература.
	Пушкин придал русскому литературному
языку огромную силу художественной вы-
разительности.  «Веякая поэзия,— пишет
Белинский, — должна быть выражением
жизни... Но чтоб быть выражением жиз-
ни, поэзия прежде, всего должна быть поэ-
зиею». Пушкин в величайшей степени
обладал этими качествами. Блистательная
художественность сочетается в пушкинеком
творчестве с величайшей  естественно-
стью, непринужденностью и простотой.
А. М. Горький так веноминал свои- первые
впечатления от чтения стихов Пушкина:
«Пушкин до TOPO удивил меня прозто-
той и музыкой стиха, что долгое время
ироза казалась мне неестественной, и чи-
тать ее было неловко».
	ВБраткостью, точностью, ясностью отли-
чаечея и проза Пушкина, И именно это и
делает пушкинекое творчество таким обще-
нонятным, доходчивым, всем доступных.
Создав величайшие в мире поэтические

красоты, Пушкин, действительно, отдал их
всему народу.
	Но Пушкин не только Умел сочетать
высочайцтее мастерство е простотой и до-
ступностью, он умел достигать единства
блестящей художественной формы и глубо-
кого содержания. Поэзию, по Пушкину, 0-
ставляют не «гладкие стишки», а «глубо-
кие чуветва» и «поэтические мысли».
Пушкин с первых же своих литературных
шагов ратует за создание литературы, на-
сыщенной большим общественным солержа-
нием. «Не мешало бы нашим поэтам иметь
	Ham Il

Он славен и в Москве, и на Урале,
Его шаги не позабыл Кавказ,

В каком бы мы краю ни побывали,
Его бессмертье всюду встретит нас.
Он жив в названьях улиц и районов,
	Библиотек, колхозов и садов,
	В мильонах книг, в сознаньи
МИЛЛИОНОВ,
	В живом звучаньи собственных стихов.
Мы это имя с детства полюбили,
	И нам дано в сердцах своих сберечь
		Немеркиущая слава
	«Нетерпение доехать до Тифлиса исклю-
чительно овладевало мною», — писал Пуш-
кин в «Путешествий в Арзрум».

Проезжая Дарьъяльским ущельем, вели-
кий поэт еше не знал, что творческий
отонь его поэзии давно воспламенил серд-
ца тогдашней нередовой грузинской интел-
лигонции. В Грузии уже тлубоко любили
национального русского гения, родоначаль-
ника новой русской литературы, певца сво-
бодолюбивых стремлений народа, поэта де-
кабристов. :

Герои восстания 14 декабря 1825 тода
пользовались широкой популярностью среди
передовых людей Грузии, любивших Россию
и ненавидевитих крепостнический режим
Николая Г.

Восстание декабристов пробудило к но-
вым, демократическим устремлениям целое
молодое поколение, на знамени которого бы-
ли начертаны свободолюбивые стихи Пуш-
кина. Чередовая грузинская интеллигенция
составляла один из славных отрядов этого
молодого поколения. В борьбе с царизмом
ее воолушевляли гневные строки поэта:
	Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле,
	В Грузии поэт выл встречен как вели-
кий друг, как духовный и политический
собрат грузинского народа.

Девятнадцатый век был Веком распвета
грузинской литературы и искусства. В
этом огромном процессе развития большую
и основонолагающую роль сыграли великие
русские просветители.

Тений Пушкина оставил большой и не-
изгладимый след в трузинокой художест-
венной литературе. Его поэтическая мысль
оплодотворила творчество таких корифеев
трузинской литературы, как Григорий Op-
белиани, Александр Чавчавадзе, Николоз
Бараталвили, Илья Чавчавадзе и Акакий
Церетели.

Гений Пушкина сыграл огромную роль
в укреплении дружбы трузинского, и рус-
ского народов.

«Здесь начинается Грузия. а до-
лины, орошаемые веселой Арагвою, смени-
ли мрачные ущелия и грозный Терек. Вме-
сто голых утесов я увидел около себя зе-
леные горы и плодоноеные деревья», — так
описывает Пушкин свое вступление на
землю Грузии.

Не только теплые слезы радости, кото-
рые вызвали У Пушкина дружеские пир-
	шества, устрозняые в честь его приезда В.
	кудрявых, зеленых садах Тбилиси, под зву-
ки зурны, не только его личное знакомство
с такими выдающимнея поэтами Грузии,
как Григорий Орбелиани и Александр Чав-
чавадзе (тесть А. С. Грибоедова), ноклон-
никами творчества Пушкина и его перевод-
чиками на грузинский язык, сделали сына
русского народа любимым поэтом Грузии.

Не только его бессмертные стихи, посвя-
щенные Грузии, и тренетные слова его вос-
поминаний 06 этой солнечной стране были
причиной ‘ето необычайной популярности
среди грузинского народа, который и те-
перь, в дни торжеств и веселья, распевает
стихи Пушкина, как песни, идущие от
сердца народа.

Bea ero неиссякаемая, величественная,
	Жизнеутверждающая, боевая поэзия стала
	сумму идей гораздо позначительнее, чем у
них обыкновенно водится. С воспоминания-
ми 0 протекией юноети, литература наша
далеко вперед не полвинется», —замечал он
B OAHOM из своих критических набросков на-
чала 20-х годов. Несколько позже, в Ми-
хайловском, он пишет эпиграмму «Соловей
и кукушка»:
	В лесах, во мраке ночи праздной,
Весны певец разнообразный
Урчит и свищет, и гремит;
Но бестолковая кукушка,
Оамолюбивая болтушка,

Охно Куку свое твердит,

И эхо велед за нею то же, —
Навуковали нам тоску!

Хоть убежать. Избавь нае, боже,
Or злегичёееких кувх
	Малым камерным темам, узко-личным
«кукушечьим» чувствам и мотивам Пуш-
кин противопоставляет разработку писа-
телем новых художественне-общественных
задач, постановку им вопросов, имеющих
большое национально-народное значение.
«Hl B aTOM-T0,— по справедливым словам
Добролюбова, — заключаетея великое зна-
чение поэзии Пушкина: она обратила
мысль народа на те предметы, которые
именно должны занимать его, и отвлекла
от всего туманного, призрачного, болезнен-
Но-мечтательного, в чем прежде поэты на-
ходили идеал красоты и всякого совершен-
ства».

Первое большое произведение Пушкина—
поэма «Руслан и Людмила» носила еще
сказочный хараклер. Но она впитала в
себя образы и мотивы русских. народных
сказок. Это было первым высоко поэтиче-
еким прояваением народности в литера-
	туре. Недаром реакционная критика во2-
	мущенно сравнивала ее с мужиком, во-
рвавнгимея «в Московское благородное с00-
рание». В пору религиозно-мистических
«кривляний» Hapa Алекхандра Ги в
приспешников, душивших просвещение,
тромивших университеты, позма Пушкина
прозвучала смелым вызовом, голосом жи-
вой жизни, естественных человеческих
чувств. Bea она наеквозь жизнерадостна,
оптимистична и перекликается в этом с
оптимизмом народных сказок, © их торже-
ствуюшими в конечном счете героями, ¢
побелой лобра над злом.
	Но Пушкин недолго оставался в мире
светлой сказки, Уже в слемющей своей
	поэме «Вавказсвий пленник» он обращает-
	родной поэзией грузинского народа. Стязй
Путикина переводились лучшими грузин-
схими поэтами и вошли в народ, как сокро=
више его родной литературы; каждый юно-
ша-грузин знает Нушкина, как своего лю-
бимого поэта. «Каждый из нас воспитан
на русской литературе, каждый из нас по-
строил свои убеждения на результатах ее
исканий, каждый из нас определил пред-
мет своего общественного служения на 05-
нове результатов исканий этой же литера-
туры», — писал тений грузинской литера-
туры, позт-демократ и мыслитель Илья Чав-
чавадзе,

Илья Чавчавадзе сам в переводе пу-
шкинекого «Пророка» ‹оздал блестящий
образец звучания великолепного пушкин-
ского стиха на грузинском языке и горячо
рекомендовал всем писателям переводы про-
изведений русской литературы на грузин-
ский язык начинать е Пушкина.
	Еще одна черта роднит творчество А. С.
Пушкина с грузинской литературой, — это
сго народные истоки. Пушкин, как писал
Горький, «великий русский народный по-
ЭТ... поэт до сего дня никем не превзой-
денный ни в красоте стиха, ни в силе вы-
ражения чуветва и мыели».:
	Общеизвестно громадное значение народ-
ного творчества, месен, сказок и фолькло-.
ра в творчестве А С. Пушкина. С боль-
шим интересом он относился и к грузин-
ской народной песне, «Голос песен грузин-
ских приятен», — отметил Пушкин в «Пу-
тетествии в Арзрум», а одну из них—
«Весениюю песнь» Димитрия Туманипвили,
которая была исполнена на празднике в
честь поэта, он перевел.
	Царское правительство всячески пыта-
лось сорвать сближение трузинекого наро-
ла © демократической русской культурой.
Но великие имена Пушкина, Белинского,
Чернышевского сыграла огромную роль в
становлении и укреплении дружбы трузин-
ского народа со своим старшим братом —
великим русским народом, В этом созвез-
дии имен ярче всего блистает простое и
родное для каждого грузина имя Пушкина.

Еще более птирокое признание получила
поэзия Пушкина в Советской Грузии: все’
выдающиеся творения его поэтического ге-
ния переведены на грузинский язык, пере-
издавались десятки раз и поныне являют-
ся любимыми произведениями грузинского
народа.
	Слух 060 мне пройдет по всей Руси
великой,
И назовет меня всяк сущий в ней
ЯЗЫК... =
пророчески писал Пушкин.
	Чучшие современные писатели Трузии
посвящали свои стихи великому русскому.
поэту. В центре столицы Грузинской СОР
Тбилиси стоит памятник Пушкину; его
именем называется одна из главных улиц
города, где он жил в 1829 году.

150-летие со дня рождения А; С Пу-
шкина — больной праздник всех советских.
народов, Вместе с великим русским наро-
Дом его отмечает и свободный. благодаря
советской власти трузинский народ.

Велика роль Пушкина в развитии гру>
зинской литературы, в приобщении ее к
вершинам передовой литературы русского
народа. Велика и неизбывна любовь грузив-
ского народа к русскому народу и его гё-
ниальному сыну, немеркнущей славе pye-
ской и мировой поэзии — Пупкину,
	Георгий МДИВАНИ. —
	одном ряду с нами
	равтеристика Мазепы, данная в поэме, про-
тивоположна идеализированному, фальсифи-
цированному ‘образу гетмана, созданному
украинскими националистами, зато она
вполне совпадает с мнением украинского
народа, сделавшего слово «мазепа» нари-
цательным для изменняков и предателей и
неизменно сопровождающего в своих песнях
имя Мазепы эпитетом — проилятый, — она,
эта характеристика, вполне соответствует
об’ективной исторической правде.

Пушкин знал Украину и— мы можем
это смело сказать — любил ее. Горячей
взаимностью отвечали Пушкину лучшие
люди Украины, начиная с Боровиковекого,
давитего еще при жизни великого поэта
перевод баллады «Два ворона», а впослед-
ствии-—перевод-перенев «Зимнего вечера»,
и Евгения Гребенки, который перевел и опуб-
пиковал в 1836 году «Полтаву», посвятив
свою работу Пушкину. Украинские доре-
волюционные поэты ‘охотно обращались к
творчеству величайшего гения русской и
мировой поэзии. Особенно трогателен при-
мер самого большого после Шевченко поэта
Украины — Ивана Франко. В последние
тоды своей жизни, мучимый тяжелым, не-
излечимым недугом, он, преодолевая невы-
носимые страдания, переводил «Бориса Го-
дунова» и «маленькие трагедии».

Шевченко прекрасно знал и глубоко
любил Пушкина. Он не раз вепоминает и
цитирует его в своих повестях, в своем
«Дневнике».

Велико и благотворно было влияние
Пушкина на украинскую литературу, На
закрепощенную паризмом украинскую куль-
туру. Пушкин общался с Вотляревеким, ав-
тором знаменитой «Энеиды» и «Наталки-
Нолтавки». Его влияние испытывали И
Леся Украинка, и Ольга Кобылянская. Вид-
нейшие деятели украинской литературы я
культуры неизменно свидетельствуют о том,
что Пушкин был для них неиссякаемым
идейным и художественным источником.

Мечта поэта о временах, когда «народы,
распри позабыв, в великую семью 69-
единятея», у Hac, в (Советском (Союзе,
сбылась. Й если творчество Пузикина, как
и творчество Шевченко, было в старой
России мало доступно народным массам, то
теперь оно — поистине всенародное достоя-
ние. Коллективным, дружным трудом совет-
ских украинских писателей переведены 10-
чти вое законченные произведения Пушки-
на. Нет ни одного хоть сколько-нибудь зна-
чительного современного украинского поэта,
который не принял бы участия в этой бее-
конечно ответотвенной и бесконечно почет-
ной работе.

150-летие со дня рождения Пушкина—
	наш всснаролный праздник, торжество спра- !
	ведливости, мужества, гуманности совет-
ских людей, праздник исполнения возвы-
шенной мечты Пушкина о свободе и счастье
нашей родины.

Пушкин —— жив! Он стоит в одном ряду
в нами, людьми великой эпохи Сталина. Он
слава и гордость нашей нации, благород-
ный пример всему передовому человечеству,
его голос зовет мир Е победе света и
разума!
		Александра Г Пушкин аттестовал «кочу-
юким леспотом», впоследетвии— ‹плешивым
щеголем, врагом труда». Это он хотел отира-
вить молодого вольнодумца сначала в Си-
бирь или на Соловки, и Только ходатайство
друзей спасло поэта от этой участи. В 1820
году Пушкин был сослан на Украину.

Пушкин, сосланный из Петербурга, не
только не отрекся от свободолюбивых своих
стремлений, а, наоборот, в ссылках он углу-
бил свою ненависть к рабству, свою любовь
Е свободе и народу.

Пребывание на Украине дало богатую

пищу для укренления свободолюбивой мы-
сли Пушкина. Он увидел здесь одну из
отвратительнейших форм рабства — арак-
чеевские военные поселения. Поэт глубоко
возненавидел не только «всей России при-
жеснителя», как одного из гнуснейших лю-
дей того времени, но и аракчеевщину, как
одно из гнусчейших явлений в человеческой
историй.

И он, конечно, знал, что Аракчеев-—толь-
хо мрачная тень, отбрасываемая на землю
фигурой «благословенного» царя, что арак-
чеевщина — родное дитя самодержавия.

Пушкин много ездил по Украине, много
видел, о многом слышал. Он был свидете-
лем того, как «барство дикое» топчет чело-
веческое достоинство, измывается над чело-
веком. До него доходили и непосредственные
известия о народных восстаниях, о народ-
ных метителях — таких, как Устин Варме-
люк, как убявшие своего жестокого пана
«Саливона» крестьяне села Дорогинка Чер-
ниговской губернии. Эти «бунты» утверж-
тали поэта в мысли, что в народе неуга-
CHNO горит пламя любви к свободе.
	Над живописной рекой Тясмином, в селе
Каменке, где и поныне живет среди народа
множество преданий о пребывании там поэ-
та, Пушкин участвует в вольнолюбивых 0е-
селах будущих декабристов. Здесь поэт слы-
тит имя Пестеля — имя человека, которого
назовет впоследствии одним из оригиналь-
нейших умов, какие только он ветречал, _
	Ноэт всем сердцем, всей душой любил
Россию, русский народ и родной язык: «Все
толжно творить в этой России и’в этом рус-
ском языке» — говорил он. Пушкину была
тлубоко ненавистна Россия царя, Россия
грубого солдафона Аракчеева и изысканно
поллого «европейца» Воронцова, но Poc-
сия Козьмы Минина, Пугачева и Степана
Разина, Россия Радищева и Грибоедова,
Россия, где жил и творил, изнывая под
игом рабства, великий народ,— эта Россия
была самой заветной святыней в душе
позта_
	Eme 1821 голу Пушкин побывал в
	Виеве, слава которого гремела во вдох-
новенных строках величайшего  памят-
ника древнерусской литературы, состав
	ляющего гордость трех братских народов —
русского, украинского и белорусского, —
«Слово о полку Игореве». Вестати, именяо
Пушкин был одним из тончайнеих крити-
ков и племеннейших почитателей этого
памятника.

B Киеве вотречалея Пушкин е будущи-
ми участниками декабрьского восстания.

Пребывание на Украине усилило интё-
pee поэта к этому краю. Его «Полта-
ва» — не только тениальный взлет по-
этического воображения, но и плод серьез-
	ного изучения прошлого нашей родины. Ха-
	м. РЫЛЬСКИЙ.   В первоначальной свежести и силе
	развитии их движения, в революпионизи-
рованийи передовых кругов русского обще-
ства.

Поэт громил «еамовластительных  310-
Деев» на троне, негодующе клеймил «бар-
етво дикое», присвоившее себе «насиль-
ственной лозой и труд, и собственность,
и время земледельца». Пушкин страстно
призывал очистительную революционнуо
грозу:

Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот, —

Гле ты, гроза — символ свободы?.
Промчиеь поверх невольных вод.
	Но Пушкин был не только автором за-
мечательных вольных стихов и политиче-
ских эпиграмм. Вее, что он ни писал, про-
никнуто передовыми  освободительными
идеями того времени, поднятыми им на
исключительную художественную высоту.
Певец свободы, он противопоставлял ско-
вывающему феодально-крепостняческому
мировоззрению реакционных кругов 0б-
щества независимость мысли — «бесемерт-
ное солнце ума», высокую человечность
чувств, подлинно демократическое уваже-
ние к достоинству человека, как человека,
на какой бы ступени общественной лест-
ницы он ни стоял, горячую любовь к 0т-
чизне, сочетавигуюся с ненавистью к ее
утнетателям, со страстным порывом послу-
жить своим литературным делом пробуж-
дению всех сил великого народа. Всем
этим Пушкин и создал передовую русскую
художественную литературу, величайшую
из литератур мира.

Толчок, «данный литературе декабриста-
ми и Пушкиным», — как указывал Ога-
рев,— был так силен, что с тех пор руе-
ская литература не могла уже итти иным
путем развития.
	Пушкин был верен лучшим заветам де-
кабризма. В своих социально-политических
воззрениях он стоял на позициях проеве-
щенного дворянства. Но в то же время са-
мыми ценными и значительными сторона-
ми своего художественного творчества он
сумел во многом выйти за пределы узкого
круга дворянских революционеров, сумел
преодолеть страшную далекость их от на-
	рода, сумел Создать произведения, достун-
He широчайшим народным массам.
	ся к реальной действительности, к современ-
ности, ставит очень актуальную в ту поз
ру проблему отношений между личностью
И обществом, столкновения вольнолюбиво-
го героя с неудовлетворяющим его, им
презираемым «светом» — реакционным об-
щественно-политическим укладом. Проблема
эта разрабатывается Пушкиным еще в ро-
мантическом плане, но в образе самого
Пленника поэту уже удалось дать широкое
типическое обобщение «тероя того вре-
мени», что делало, по словам Белинского,
романтическую поэму Пушкина, вместе <
тем «поэмой исторической», т.-е. художе-
ственно отразившей определенный -— пред-
декабристекий момент в жизни русского
общества.

С еше неизмеримо большим правом мо-
жет быть названо историческим централь-
Hoe произведение Пушкина-—<«Евтений Оне-
гин». к работе над которым Пушкин при-
ступил вскоре -после окончания «Вавказ-
ского пленника». 9 мая 1823 т.— дала,
которая должна быть вписана. золотьгии
буквами. в летописи не только русской. но
и мировой литературы. В «Евгения 0не-
гине» Пушкин предстает нам, как вели-
чайший поэт действительности, совершив-
ший, по слову Добролюбова, открытие
действительности в литературе, научив-
ший давать глубоко и подлинно реалисти-
ческое отражение жизни в произведениях
словесного искусства. В то же’ время ши-
рочайшая и глубоко правливая картина рус-
ского общества развернута в «Евтении
Онегине» не с позиций бесстрастного най-
людателя. Поэт кровно заинтересован во
всем том, о чем он пишет; с позипии
«друга, брата, товарища» декабристов он
вершит в своем романе строгий суд и вы-
носит суровый приговор над косными и
реакциояными сторонами жизни дворян-
ского обнтеетва.

Как великий хуложник-реалиет он лает
В романе и глубокий анализ образа Онегипа.
Энергично защищая ero oT пошлого и
реакционно-тенденциозного суда  «евет-
ской черни», Гушкин в то же время су-
дит и осуждает его высшим судом, судом
Татьяны. Этот суд в основном совпадает
в судом самото Пушкина, как хуложника-
реалиста, который показывает, что при
всем превосходетве Онегина над окружаю-
щим его светским обществом, оторванный
т народно-национальной жизни, он явля-
ется человеком общественно-бесполезным,
TOROPA горькими словами Герцена, умной
ненужностью.

не было сил, способных противостоять
этому. Дворянская революционность была
разгромлена, революционность нового поко-
ления — разночинцев, революционных де-
мократов — в эту пору только еще начи-
нала складываться,

Но эти неописуемо тяжкие политические
условия не сломили Пушкина, и с невидан-
ной стремительностью и блеском разверну-
лось его гигантское поэтическое дарование.

Терцен точно и хороню сказал о Пушви-
не; <У него была вера в будущее, которой
человек Запада уже лингилоя».
	Источником этой веры был русский на-
род, народ, «к величию и славе рожден-
ный», как писал о нем еще Радищев. В
	1812 году, когда враг вторгея в страну,
	русский народ показал сеоя во BCI
с ®
свою богатырекую мощь. «ЛШвеналцатый
	евою богатырекую мощь. «двенадцатый
TOX был  великою  эпохою в жизни
России», — писал Белинский.  «Напря-
женная борьба насмерть © Наполеоном
пробудила  дремавшие силы России и
заставила ©6 увидеть в себе силы и
средства, которых она дотоле сама В
себе не подозревала». Прямым следствием
этого могучего  народно-патриотического
под’ема явилось начало русского революци-
онного движения -—— движения декабристов.
Пушкин вошел в литературу на гребне по-
дымающейся  декабристской волны. Он
творчески впитал в себя все наиболее зе-
редовое, что было в предшествовавией ему
русской литературе; замечательные тради-
ции автора «Недороеля», «емелого власте-
длина» сатиры, «друга свободы» Фонвизи-
на, народный ум и народный юмор басен
Крылова, ненавиеть Радищева к рабетву.
Уже в самом конце жизни, в своем заве-
щании потомству — стихотворении «Я па-
MHTHAR 6666 возлвиг  нерукотворный»,
	Пушкин одну из своих основных заслуг
	перед народом видел в том, что он воссла-
вил свободу в свой «жестокий век», BOC-
славил «велел Ралишеву».
	В vo ae время Пушкин замечательно
развил все воспринятое им у своих пред-
шественников, сообщил всему этому небы-
валую дотоле поэтическую силу.

Вольнолюбивая литерату ‘рная пропаганда
вдохновенного певца декабристов _Пушви-
На.— МЫ Знаем 9т0 из показаний самих
	текаористов, — сыграла громадную роль В
	_ «Их одна из литератур Запада не возника-
18 в жизни с такой силой и быстротой;
В таком мощном, ослепительном блеске та-
ланта. Никто в Европе не создавал столь
крупных, всем миром признанных книг,
HERTO не творил столь дивных красот, при
таких неописуемо тяжких условиях», —
© гордостью и восхищением писал А. М.
Горький о русской литературе.

Слова Горького полностью относятся и в
тениальному родоначальнику новой русской
литературы, началу всех начал ев — ве-
лякому Пушкину.

Солнцем — ярким, сверкающим — B30-
шел Пушкин над нашей родиной, но она
была скована реакционнейшим самодержав-
но-крепостническим строем.

Жизнь Пушкина — цепь непрерывных
преследований его царским правительством,
Первым из всех своих «друзей, братьев,
товарищей» — декабристов двадцатилетний
поэт уже понее тяжелую политическую ка-
ру: он был сослан за две тысячи BepeT от
столицы, на далекую южную окрамну.
«Давно без крова я ношусь, куда подует
самовластье», — горько  жаловалея сам
поэт. И, действительно, вскоре самовластье
опять перебросило поэта через вею стра-
HY —~ ¢ юга на север, в глухое деревенекое
‚заточение; в`Михайловское. После того, как
восстание декабристов было разгромлено,
„Николай [  сдал поэта под «опеку» шефа
жандармов Бенкендорфа и тайный надзор
полиции, следившей за каждым его словом,
движением. Против него возбуждалось одно
политическое дело за другим. Ето травили
продажные Журналисты вроде парского
шииона Булгарина. Николай {  лично под-
вергал цензуре каждое произведение поэта,
поставив его фактически под двойную цен-
зуру. «Не один из русских писателей не
притеснен более моего»,— писал Пушкин
незалолго до гибели.
	Удушающая  общественно-политичесвая
атмосфера, установившаяся после разгрома
декабристов, крайне тяготлла Пушкина.
Малейшие проявления политической оппо-
зиционности беспощадно подавлялись. Был
‘навсегда слан в солдаты талантливый поэт
студент Полежаев, были отправлены в
ссылку молодые Герцен и Огарев. Над стра-
ной все плотнее сгушалась черная ночь
парско-жанлармской реакции, и, казалось,