СРЕДА. 8’ ИЮНЯ 1949 г. № 133 (9973)
	нению с сочинениями тругих писателей
все-тахи лишь меньшинство народа знало й
Зитало ero. :
	Великая Октябрьская социалистичесвая
революция решила проблему народности лй-
тературы: она освободила народ, дала ему
образование, дала ему все возможности для
приобщения. к высотам культуры,
	И сейчас мы можем сказать, что велй-
кий Пушкин национален и народен для нас
не только потому, что он выражает в своих
произведениях дух народа, но и потому,
что вось народ, все граждане нашего со-
циалистического отечества читают и знают
Пушкина.

Для того, чтобы оценить все значение
Пушкина для нашей страны и для всего
мира, нужно заглянуть в сегодняшний
день человечества.
	Мир. в наши дни бесповоротно разделил-
ея на два лагеря — на лагерь демократии
и на лагерь реакций, на лагерь сторонни-
ков мира во веем мире и на лагерь поджя-
гателей новой войны, на лагерь людей,
которые яено видят перед собой светлое
будущее человечества и путь к нему, и на
лагерь человеконенавистников, которые хо-
тят столкнуть человечество в бездну оди-
чания и варварства. Эти два лагеря по-раз-
ному емотрят не только на настоящее, не
только на будущее, они по-разному смотрят
и на прошлое.

‚ Й если поджигатели войны и человеко-
ненавистники, те, кто хочет, в -CBOAX
черных целях разбудить в людях самые
низменные, самые  зверские инстинкты,
если этот лагерь ищет себе в прошлом
учителей и единомышленников, то ‘он вспо-
минает знаменитых инквизиторов и знаме-.
витых палачей, знаменитых убийц и зна-
менитых предателей. Из апостолов он вепо-
минает Иуду, из дипломатов — Макиавел-
ти, из философов Ницше. В мировой лите-
ратуре он повеюду, по капле, собирает всю
ложь, весь Мрак, весь яд, Bee разбросан-
ные в истории ее черные страницы. Из
истории русской литературы этот лагерь
взял себе на вооружение только самые
реакционные, самые мрачные, самые кле-
вещущие на Человека страницы Доетоев-
ского. Так поступает с прошлым лагерь
человеконенавиетников. Сера
	А мы, мы — лагерь людей, видящих пе-
ред собой светлое будущее, мы находим в
истории, в великом прошлом всех народов
все радостное, все светлое, вее украшаю-
щее человеческую душу, веё зовущее лю-
дей вперед. И среди этого великого наслед-
ства человечества мы берем себе на во-
оружение Пушкина, его светлый гений, ero
летящую вперед жизнь.

Тем, кто вешает негров, незачем: „вепо-
минать Пушкина! Тем, кто. на глазах у
голодных жжет пшеницу, незачем вспоми-
нать Пушкина! Тем, кто хочет купить: в9-
весть народа за яичный порошок, неза-
чем вспоминать Пушкина! Тем, кто хочет
залить мир кровью, незачем вепоминать
Пушкина,— он их враг, враг каждой их
мысли, каждого их слова, важдого их
гнуеного поступка. :
	Ho тем, кто стоит за мир, тем, кто стойт
за равенство людей и равенство народов,
тем, кто стоит за свободу и против угнетения
Не человеком, тем, кто верит в победу

честных людей мира над человеконенавист-
никами, в победу разума над тьмой, Нуш-
кИН-——друг, и они, как оружие, поднимают
КНИГУ его великих и светлых сочинений.
	Водораздел между людьми и человеконе-
навистниками, между сторонниками демо-
кратии и сторонниками реакции, короче ro-
воря, между народами и врагами своих на-
родов, этот водораздел проходит не только
по государственным границам, он проходит
через многие и многие страны, и поэтому в
каждой из этих стран есть враги ий’ есть.
друзья Пушкина. У него есть друзья. в горо-
дах Америки и на равнинах Австралии, в
деревнях Индии и городках Франции, в го-
pax Греции и на берегах Италии. Его лрузья
брали Берлин и занимали Шанхай, его
друзья строят новую жизнь в Варшаве и
Праге, в Софии и Будапеште, в Бухаресте в
Тиране, Друзья Пушкина сейчае — это все
передовое Человечество. Великие вниги
Пушкина — один из самых драгоценных
алмазов в той сокровищнице мировой куль-
туры, которая по праву принадлежит нгл и
только нам, честным людям всего мира, б0-
рющимся за счастье человечества. И в этом
состоит сила Пушкина, и в этом состоит
его великое мировое значение.
	Мы, патриоты своей родины, гордимся
тем, что Пушкин, этот великий мировой
поэт, родился здесь, в Москве, что он жил
и творил на этой русбкой земле, что он
писал свои ‹произведения на прекрасном и
богатом русском языке.
	Он сам еще молодым человеком проро-
чески заглядывал в будущее своего народа,
связывал литературу с жизнью и револю-
ЦИОННыЙ 0браз мыслей с любовью к роли-
не. Сто с лишним лет тому назад он писал:

«Только революционная голова... может
любить Россию — так, как писатель толь-
ко может любить язык. Вее должно творять
В этой России и в этом русском языке».
	Чем дальше пойдет освобождающееся от
пут капитализма человечество по пути к
воммунизму, чем больше народов и стран
станут на этот великий путь, Тем еще ве-
личественнее и громче будет звучать на
весь мир имя Пушкина — величайшего
поэта, гордости нашей культуры, культуры
того народа, который под руководством ве-
ликой партии Ленина— Сталина ` первым
двинулся к ве. коммунизма.

` Недаром в тяжелую годину Великой 0те-

чественной войны великий Сталин, призы-
вая народ к борьбе, назвал среди имен,
составляющих гордость всего нашего co-
циалистичесвого отечества, великое имя
Пушкина.
	Слава Пушкину — сыну нашего народа,
гордости нашего народа!
	“Слава друзьям ето светлого. тения во
всех уголках земного шара! :

Слава великой сталинской эпохе, впер-
вые в историн человечества сделавшей
литературу достоянием всего народа, сле-
лазней достоянием всег» народа гениаль-

ные творения великого Пушкина!!
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
	ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	18 поэт великог.

Констант
	ства, он нонимал, что ‘противоречие между
стоящим У власти дворянством и порзбо-
щенным крестьянством — это ` основное
противоречие в современной русской жиз-
ни, Его политические взгляды, соответство-
вавшие взглядам передового просвещенного
дворянства, декабристов в современных ему
политических условиях, были глубоко
	прогрессивны,

Ленин писал, что русские ‘могут гордиться
тем, что они выдвинули из своей среды де-
кабристов.

Трудно представить себе что-нибудь 60-
лее неотделимое: от идей декабризма, чем
мятежные стихи Пушкина, повлекшие 38
собой его свылку и изгнание. Пушкин не
был на Сенатевой площади- (хотя. впослед-
ствии он имел мужество в глаза нарю ска-
зать, что, будь он в этот. день в Петер-
бурге, он стал бы в ряды мятежников), но
разве мы можем представить себе декабри-
CTa, не знавшего, не переписавшего стихов
Пушкина, не воодушевленного ими?

В своих сочинениях он высказывал на
русскую ‘историю взгляд гражданина своего
отечества и мерил деятельность. своих исто-
рических героев мерою пользы их деяний
для отбчества.

В своем `«Рославлеве» Пушкин с уничто-
жающей ‘издевкой отзывается © космополи-
тической накипи московских салонов, в ко-`
торых в 1812 году сначала <...говорили 00
всем русском с презрением или равнодушием
и, шутя, предсказывали России участь
Рейнекой конфедерации».
	Когла мы читаем написанное им в 1831
	году етихотворение «Алеветникам России»,
то нам яено, что пафос его уходит своими
корнями не в.`1831 тод, a B 1812 rox.
Весь его пафое направлен не против в06-
ставших поляков, а против западноевроней-
ских, в первую очередь французеких поли-
тиков, которым, разумеется, не было ника-
кого дела до независимости Польши, но ко-
торые стремились. использовать восстание
как удобный повод для реванша за свой
разгром в 1812 `тоду.
	Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельшает вас
Борьбы отчаянной отвага —
Й ненавидите вы нас...
За что ж? ответетвуйте: за TO aM,
Что на развалинах пылающей Москвы
	Мы не признали натлой воли

Тото, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над парствами кумир
	Й нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?—
	пясал Пушкин, прямо адресуя свои сти-
	хи призывавним к новой войне е Россией
европейским политикам.
		Да, Пушкин требовал свободы для поэта,
свободы от кавих бы то ни было -0бяза-
тельств перед самодержавной властью, стре-
мившейся принудить Пушкина служить ее
реакционным целям, как небо от земли, да-
леким от интересов народа. Он требовал для
себя свободы во имя создания «Онегина» и
«Годунова», «Полтавы» и «Медного Веад-
ника», «Повестей Белкина» и «Вапитан-
кой ЛОЧКИ».
	Свобода, 0 которой он товорил, нужна
была ему не для того, чтобы заниматься
«искусством для искусства», а для того,
чтобы создавать великие реалистические
произведения, необходимые отечественной
литературе, показывающие читателю всю
мощь русекого народа и все величие рус-
екой ‘истории.

Vi
	Передовая русская литература в лице
своих лучших представителей никогда He
имела ни малейшей склонности отдать
	Нушкина еторонникам «искусства яля ис-
		кусства» в литературе и реакционерам в
политике. В лице Белинского, Добуолюбо-
ва, Чернышевского, Щедрина, Глеба Ус-
ненского, Вороленко, Горького она законно
и твердо об’явила Пушкина своим и толь-
ко своим, вела от него новое литературное
петоисчиеление и настойчиво подчеркивала
великое odmecTBeHHoe значение творчества
Пушкина.
	«..Шушкин принадлежал к числу тех
творческих тениев, тех великих истори-
ческих. натур, которые, работая для на-
стоящего, приготовляют будущее...» —
говорил Белинский.
	Так понимали роль Пушкина в истории
русской литературы передовые представи-
тели нашей демократической литературы.
	Величайшие представители русской ли-
тературы не только справедливо оценивали
общественное значение Пушкина и ero
несравненный гений, они в своих много-
численных высказываниях подчеркивали
то значение, которое сыграл Пушкин в их
личной литературной судьбе, то громадное
влияние, которое оказал Пушкин na их
творчество.
	«Ничего не предпринимал я 6e3 ero
совета, — писал Гоголь.— Ни одна строка
не писалась без того, чтобы я не вообра-
жал его перед собою».
	«Пистолетный выстрел, убивший Пуш-
кина, разбудил душу Лермонтова», — писал
Герцен.

«..русекая литература в одном челове-
ке выросла на целое столетие. Пушки-
НЫМ.,, восхищаются и умнеют. Наша ли-
тература обязана ему своим умственным
ростом», — писал Островский.

«Это ° памятник — учителю», — товорил
Тургенев на открытии памятняка Пун-
кину.

«Пушкин наш учитель,— говорил Тол-
стой.— Цисателю ‘нало. не ‘переставая изу-
чать это сокровище».

«Читайте почаще Пушкина, это — оено-
воположник поэзии нашей и всем нам
всегла учитель», — писал Горький.
	Так оценивали влияние Пушкина на
собственное творчество величайшие pyc-
ские писатели. И кома мы говорим о
влиянии Пушкина на мировую литературу,
мы должны говорить не только о непосред-
ственном влиянии произведений Пушкина
38 столетие в тысячах пероводов, вышед-
ших на многих десятках языков. Мы дол-
жны вепоминать не только Те слова глу-
бокого уважения и восхищения, которые
говорили о Пушкине такие писатели, как
Мериме, Мицкевич, Золя. Мы должны по-
ножить влияние, ‘оказанное на мировую
литературу непосредственно Пушкиным, нз
то громадное влияние, которое оказали на
нее и Гоголь, и Тургенев, и Толстой, и Че-
хов, и Горький, — вся великая когорта ге-
ниев русской литературы, единолушно счи-
тавшая своим учителем Пушкина и нес-
шая в мир всю силу и красоту передово-
г реализма русской литературы, у исто-
Ков Которого стоял Пушкин,
	Только помня 06 этом, можно реально
	  прелетавить себе все громадное значение
		Пушкина для мировой литературы.
УП
	Минуло 150 лет со дня рождения и 112
с года смерти Пушкина. И мы, в свободной
России, в великой семье’ братеких респуб-
лик, об’единенных в одно социалистическое
отечество, празднуем юбилей величайшего
русского поэта — солнца нашей поазии.
	Но Пушкин беснредельно дорог нам не
только как солнце поэзии, не только как
поэт непревзойденного хуложественного ге-
	ния, не только Kak великий реформатор
	русского литературного языка. Нушкин л0-
рог нам тем, что он был великим оптими-
стом и жизнелюбцем. Он дорог нам TeM, что
его бессмертное радостное ‘творчество, его
влияние победно противостояло тому реакци-
снному и мрачному направлению в’ русской
литературе, которое сильнее всего было
представлено впоследствии Достоевским, на-
правлению, которое ложно об’являло рус-
ского человека загадочным бездеятельным
MHCTHEOM, а русскую душу — потемками,
Пушкин видел, понимал и любил светлую н
сильную дунгу русекого народа, трулолюби-
вый, прямой, деятельный и непримиримый
русский характер. Они вам был именно
таким русским характером и в своем TBOD-
чеетве, и в своей жизни.
	115 лет тому назад он с такой силой и
глубиной обличал литераторов, избравших
предметом своего изображения мрачные,
грязные стороны человеческой жизни, что
этими словами Пушкина можно еще и сего-
дня отхлестать всех нынешних буржуаз-
ных декадентов, не желающих видеть ни-
чего, кроме изнанки существования.

Пушкин дорог нам тем, что он национа-
лен и народен в самом обширном смысле
этого слова. Сто и даже всего тридцать лет
тому назал понятия «национальный поэт»
и «народный поэт» не. совпадали, и рус-
ская критика, начиная с Белинского, пи-
сала 96 этом. Пушкина признавали вели-
		]

Мы празднуем 150-летие co лня рожде-
ния величайшего русского поэта, вели-
ROTO писателя, критика и деятеля pyc-
ской. литературы Алексанлра Сергеевича
Лушкина. Мы не просто ‘отмечаем этот
день, мы именно празднуем ето, потому
что великая Деятельность Пушкина и его
тениальные произведения — это праздник
русской литературы и русекой культуры.

Пупкин совершил работу, небывалую в
истории руеской и в истории мировой ли-
тёратуры, Он одновременно сам блиста-

тельно преобразовал русский литературный
Язык и. сам Же создал На этом преобразо-
ванном им языке самые блистательные
	классические произведения русской m0a-
ЗИИ.
	Стихи Пушкина — это вечный памятник
поэзии, Это — на долгие века вперед по-
стоянное, живое опровержение всех и вся-
ческих формалистических мудретвований,
всей мелкой болтовни мнимых «еверхчело-
веков», якобы не понятых современниками,
50. пиштших «для потометва».
	(тихи Пушкина — величайший образец
поэтического. совершенства и вместе с тем
простоты, величайший образец для всех
художников, желающих елужить народу.

Зеликий тений русского народа, чело-
век, стоящий. У истоков небывалого рае-
цвета русской культуры и литературы,
русекого классического реализма, человек,
наследницей Которого законно считала и
считает себя вся последующая передовая
русская литература, Пушкин в то же вре-
мя сам являлся наследником глубоких на-
циональных Культурных и литературных
традиций, существовавших в России ко
времени его вступления на поэтическое по-
прище, .

Невозможно прелстэвить cede расцвет
пушкинекого гения, не вепомнив 00 эпиче-
ских русских летописях, о могучих рус-
ских былинах, о многовековом песенном
творчестве русского народа, о замечатель-
ных творениях древней рукописной руе-
ской литературы, таких, как «Слово ‘0
полку Игореве».

ХУШ век, в последний „Тод которого ро-
дилея Пушкин, но его собственному опре-
	телению. был «громкий век военных ено-
	ров, евилетель славы россияну.
	_ Это был век, ботатый сильными (‘и :еа-
мобытными руУескими талантами. Это был
век омоносова, который, как сказал Пуш-
БИН, «..был Первым нашим университе-
том»,

Это был век Радищева, про которого
Пушкин говорил: «...Как можно в статье

о. русской словесности забыть Радищева?
Кого. же мы булем помнить?».
	‘Это был век Державина, Фонвизина, мо-
лодого Варамзина, молодого Крылова, Но-
ВИКова,
	`Нущкин вступил на литературное по-
прище, прекрасно понимая не только то,
какие больнгие русские литературные тра-
ZORA стоят за ним, но и’ то, какое вели-
202 историческое прошлое стоит за плеча-
Ми русского народа.
	Незадолго До смерти, в 1836 году, Пуп-
вин писал  Чаадаеву: «Клянусь честью,
HH 3а 4TO На свете я не хотел бы
переменить отечество, ‘или иметь другую
историю, кроме истории. наших предков...».
	. Невозможно тедетавить себе появление
Пушкина без великой истории России. Не-
возможно представить cede его без Tex Be-
тиких событий в истории России, которые
непосредетвенно предшествовали появлению
его как поэта, без событий Отечественной
	войны 1812 года.
	ин СИМОНОВ
		Пушкия считал, что русский человек не
смеет давать в обилу свое отечество, чта
он должен любить его, гордиться им, знать
его прошлое и настоящее.
	Васаясь вопросов литературных, Ilyn-
кин всегла с гордостью упоминал о дости-
жениях русской национальной культуры.
	«hak материал  словесноети,— писал
он,—язык славяно-русский имеет. Небспо-
римое MPEBOCEOXCTEO пред всеми ‘европей-
скими. »
	Пушкин  Носледовательно и упорно,
письменно и устно отстаивал право рус-
ского человека гордиться своей русской
культурой и литературой.

Одновременно с этими. в своих мнениях
0 современной ему западной литературе, с
обычным лоброжелательством высоко опе-
	‚Нивая все, что, но’ его мнению, дейетвитель-
	но заслуживало высокой оценки, он в TO
же время был далек от какого бы те’ ни
было преклонения перед сменявшими друг

друга на Западе модными литературными
течениями.
	Пушкин сурово отзывалея о наиболее
модной тогда Французской романтической
школе.
	Он оценивал ‘современную ему запалную
литературу © позиций великого русского
поэта-реалиста, прокладывавшего новые
пути для отечественной и для всей мировой
	литературы.
	видел и с ROTOPOH BCH жизнь боролся, и
Россия молодая, прогрессивная,— та, 33
которую он всю жизнь боролся E 3a воторую
он отдал свою жизнь.
	Борьба между этими двумя Россиями про-
должалаеь и за гробом Пушкина. Пушкин,
такой, каким он.был на самом деле, вели-
чайший национальный и тем самым вели-
кий, мировой поэт; Нушкин — передовой
общественный деятель, Пушкин — глава и
зачинатель новой реалистической, проник-
нутой народным духом русской литерату-
ры, был враждебен официальной правитель-
ственной России и, естественно, всем тем,
кто находилея в услужении у этой правя-
шей России. Идеологические оруженосцы
реакционного русского дворянства, а впо-
следствии и не менее реакционного русского
капитализма на протяжении многих десяти-
летий сознательно и враждебно пытались
исказить образ Нушкина. И прежде всего
они пытались принизить его. оторвать его
	от. национальных корней, ‚от той народной.
	стихии, которой дышит все его творчество.
	Пушкина, ‘бесконечно любившего pyt-
ский народ и Россию. понимавшего их ве-
	дикое место среди других народов и. стран,
	Пушкина, который так любил и знал исто-
рию и культуру своего народа и именно
поэтому с глубоким вниманием и уваже-
нием относился к культуре и истории дру-
гих народов, они пытались изобразить как
человека, лишенного национальных корней,
как поэта, которого интересовали лишь так
называемые «вечные идеи» безотноситель-
Но К Тому, На какой почве ив какой ието-
рической обстановке эти идеи родились.
	Именно поэтому они с необыкновенным
рвением занимались вопросом о влиянии на
Пушкина различных иностранных автори-
тетов, начиная с Байрона и кончая Шенье.
Этим, как песком, засыпать глаза читателю
Пушкина, помешать ему увидеть то глав-
ное, что было в Пушкине— его нацио-
нальные, народные истоки, его русскую
самобытность, которую он силой своего +е-
ния поднял на вершину мировой литера-

ТУры.
	Было бы неверно отрицать широкий и
пристальный интересе Пупкина в мировой
литературе, к Шекспиру, Байрону или
Вальтер- Скотту, интерес, о котором он сам
без обиняков говорит На страницах своих
статей и заметок. Естественно, что великий
поэт, находившийся на вершине мировой
общеетвенной мысли и культуры своего
времени, использовал из богатства мировой
культуры все то, что казалось ему полез-
ным и нужным для роста и развития oTe-
чественной литературы, для собственного
могучего развития. .
	Но разве Пушкин велик тем, что на него
в то или иное время,-в той или иной сте-
пени повлиял тот или иной писатель?

Он велик тем, что он сам влиял на пе-
редовых читателей современного ему рус-
ского общества, влиял на десятки и сотни
миллионов русских людей на протяжении
многих поколений, вплоть до наших дней,
влиял на великую русскую и на мировую
литературу.
	Он велик тем, что был нервым рвали-
стом в мировой поэзии, давшим высочай-
шие образцы реализма в эпоху, когда в
поэзии господствовал романтизм, когда для
того, чтобы создать и закрепить новые ре-
алистические традиции, ему нужно было

буквально прорваться сквозь дебри роман-
тизма.
	Пушкин на арене литературы, как боец.
	сталкивался с чужими влияниями, как с
противником, и, рано. или поздно, каждый
раз клал этого противника на обе лопатки.
	Так было с Байроном, когда Пушкин не
в подражание, а вопреки романтическому
пессимизму Байрона, создал свой реалиети-
ческий роман «Евгений Онегин»—энцикло-
педию русской жизни.
	Чак было с Вальтер-Скоттом, когда
Пушкин, ценивший его романтические
произведения, вопреки им создалсвою глу-
боко реалистическую «Капитанскую доч-
ку», «Apana Петра Великого», «Историю
Пугачева».

Критики, об’являвние Пушкина подража-
телем западным: образцам, не заблуждалиеь,
они сознательно клеветали на Пушкина.
	Они смотрели Ha русскую литературу я
Ha русский народ иначе, чем Пушкин, счи-
тавший эту литературу литературой е ве-
ликим и собственным будущим и этот на-

род — народом с великой и собственной
судьбой.

Низкопоклонетво и заискивание перед
всем иностранным, повелшееся в некото-
рых кругах старой  Россни со времен
Петра Первого и выгодное кому угодно,
кроме России и русского народа, шедшее
от онемеченной, офранцуженной и энгли-
зированной правящей клики старой Рос-
сии, пренебрежение ко всему русскому, в
том числе и к русекой литературе, пропо-
ведь неполноценности и второсортности
русекой культуры и русского человека —
вот корень всех этих предвзятых и 0екор-
бительных для достоийетва. русекой лите-
ратуры чудовищных Теорий о несамоетоя-
тельности творчества Пушкина, о его_мни-
мой зависимости от запалных образиов.
	Но это была только одна сторона той
реакционной борьбы против Пушкина, ко-
торую. вели идеологические оруженоецы
правящих классов парекой Росени. Вторая
сторона их борьбы против Пушкина за-
включалась в не менее клеветнических по-
пытках об’явить Пушкина своим союзни-
ком и использовать ‘его против той самой
линии демократической русской литерату-
ры, родоначальником которой был Пушкин.

Уже после Великой Октябрьской рево-
Люций, в годы гражданекой о войны,
буржуазный декадент, впоследствии  эмиг-
рант и один из самых злобных врагов Co-
	  ветской России — Ходасевич с ни е чем не
	сравнимой наглостью и ненавиетью и к
русскому народу, и к Пушкину писал, чго
теперь, носле революции, «предстоит зат-
мение пушкинокого солнца», что «прел-
стоит полоса упадка и помрачения и с нею
вместе омрачен будет и образ Пушкийа».
	Пушкин чувствовал свою ответствен-
ность за сульбы современной ему русской
	литературы. Он’ поддерживал вее таланты,
	казавшиеся ему примечательными. Он е
чрезвычайным  доброжелательством ис
заботливым, поистине хозяйским внима-
нием вводил в литературу новых людей.
Он, дал Гоголю еюжеты «Ревизора» и
«Мертвых душ». Он писал Гнедичу, толь-
ко-что окончившему перевод «Илиады»:
«Я жду от вае эпической поэмы. Тень
Святослава скитается невоспетая, писали
вы... А Владимир?” 4 Мстислав? & Дон-
ской? ‘а Ермак? а Пожарский? История
народа принадлежит Поэту».
	По-хозяйски сетовал, что «Муковеко-
	то перевели бы все языки, если бы он сам
менее переводил».
	OH проницательно писал про молодого
	Белинского, что тот «Обличает талант. по-
	дающий большую належду».

Ничто новое в области искусства не вы-
падало из поля зрения Пушкина. Увидев
скульштуру Пименова «Мальчик, играющий
в бабки», он сказал: «Слава богу! Нако-
Hell, и скульптура в России явилась на-
родная».

«Нынешняя наша словесность есть и
должна быть благородно независима», —
писал он Вяземекому.
	Так выступал Пушкин, как тлава со-
временной ему русской литературы, как ее
величайший доброжелатель и самый убеж-
денный провозвестник. ее великого булу-
mero,
	Б зрелые голы жизни он соразмерял свой
литературные и общественные деяния от-
НЮДЬ Н@ ТОЛЬКО С0 своими личными интере-
сами как поэта и человека, но ис интере-
сами всей русской литературы и русекого
общества. .

Юн берег свою славу, ибо знал, что это
слава русской литературы. Недаром в пись-
ме к Плетневу он по поводу «Бориса Году-
нова» писал: «Хочется раздавить `Булгари-
на, но прилично ли мне, Алекеандру Пуш-
кину, являясь перед Россией с «Борисом
Годуновым», заговорить 0 Фадлее Булга-
рине? »

Нельзя без волнения, без чувства пре-
клонения перед мощным русским характе-
ром этого человека читать его слова, ска-
завные им. в 1837 году, незадолго ло ги-
бели, когда он стремился любой пеной
	цресечь направленные к ем унижению
	происки дворах и петербургских ROCMOMO-
литических салонов. Он говорил:

«Мне мало того, что мое имя не запят-
нано в тлззах моих друзей и того круга
знакомых, в которых я вращаюсь, мое
имя принадлежит стране, и я должен сле-
ERTL 32 его‘ неприкосновенностью всюду,
де оно известно»,

Лишь оценив огромную деятельность
Пушкина во всем ee размахе, мы можем
понять все значение его ‘гордых слов,
сказанных в ответ ва Bompoc: Tye aH cay-
жите?
	&Я числюсь по России».
			В исторических взглялах и в направле-
вии исторических интересов Пушкина
особенно ясно проступают две важные
черты.

Во-первых, с чем бы он ни писал —0
12-м годе или о Смутном времени, о Пуга-
чевском восстании или 0б эпохе Цетра Г, —
он всегла далек от госполотвовавшей в его
время дворцовой трактовки истории. Он
великоленно понимает, что история He
делается без народа, что народ является в
Истории главным Действующим лицом.
Пушкин веюду или выводит народ на еце-
ну, или Настойчиво напоминает о его су-
ществовании.

Во-вторых, патриотизм Пина B OT-
ношении Е современной ему России прояв-
лялея прежде всего. в том, что он пони-
мал трагическое противоречие между инте-
ресамн патекого: правительства и интере-
	сами народа.
	Пушкин смотрел на всю. русекую ието-
PHN с точки зрения народа, почувство-
вавшего свеи громадные силы, испытавшего
их в победоноеной борьбе с завоевателями,
поработившими до этого вею Европу.
	- Вороткая жизнь Пушкина, охватившая
собой первую треть ХХ века, жизнь, в
первые голы которой был еще жив Ради-
щев, а в последние годы уже выступил в
литературе Белинский, соответствовала по
времени бурному и богатому событиями пе-
риоду русской и мировой истории.
	В итоге своей деятельности Нушкин с93-
тал нервый в русской и мировой‘ литературе
реалистический роман в стихах — «Epre-
ний Онегин» и первую историческую
реалистическую  повееть «Капитанская
дочка». Он создал ‘классический реалисти-
ческий очерк — «Путешествие в Арзрум»
и первую реалистическую русскую истори-
ческую драму «Борие Годунов»,

Он был 80 всем самобытен и само-
стоятелен, не только как великий художе-
ственный гений, но и как принципиальный

берец за самобытное развитие русской ли-
тературы. В этой самобытности он. видел
залог величия родной литературы. Он ви-
дел залог этого величия в ее национальных
корнях, в питающей ее народной стихии.
	Основоположник новой русской: литерату-
ры, он был создателем реализма нового ти-
па, реализма, Который свое богатейшее раз-
витие нашел в прогрессивной русской ли-
тературе.

Пушкин не писал утопий, но он ¢ ти-
танической силой заглядывал в будущее,
он предугадывал, в какую сторону будут
развиваться передовые характеры русских
людей. Вот почему вся передовая русская
литература Училась у Пушкина. Вот по-
чему ни один из великих русских. писате-
лей, обогативших русскую литературу велед
за Пушкиным, немыслим без него, как без
учителя. Его реализм был реализмом воз-
вышающим душу и именно поэтому дале-
ко заглялывающим вперед.
		“On видел живший в этой Росбии само-
бытный, прежриимчивый, гордый нароя.
Он видел в ней растущую отечественную
интеллигенцию. Он видел в ней развиваю-
щуюся литературу, критику, общественную
МЫСЛЬ.

Тлубина общественных взглядов Пуш-
кина, глубина его изтриотизма заключа-
лась еще и в том, что, недовольный. с0-
временными ему русскими правительствен-
ными порядками и нравами, осуждая их
как «глубоко безнравственные» и мечтая
06 иных порядках, Пушкин в То же вре-
мя, в отличие от многих своих вовремен-
ников, отнюдь не склонен был идеализиро-
вать буржуззный порядок, утвердившийся
в Соелиненных Шлатах, Англии и Фран-
ЦИИ.

Достаточно. вопомнить его беспощадный
анализ американской демократии в статье
о Джоне Теннере или его оценку англий-
ского капитализма в статье «Путешествие
из Москвы в Петербург».
` «Прочтите жалобы английских фабрич-
HEIX работников: —= писал он,— волоса
встанут дыбом от ужаез... Какое холодное
варварство © одной стороны, с другой — ка-
кая страшная бедность! Вы подумаете, что
дело идет 0 строений фараоновых пира-
Мид... Совеем нет; делю идет о сукнах г-на.
Сунлта ‘или 06 иголках т-на Джакеона».
	0 таким же беспощалным сарказмом он
	оценивал деятельность либеральных фран-
	цЦузских буржуа, пришедших в 1830 году
® власти ве Франции.
	«Странный народ! Сегодня у них рево-
‘Люция, 8. завтра все столоначальники уже
На меетах».
	Пушкин, справедливо считавший mope-
ком невежественное презрение к чужому, в
то же время был бесконечно далек от хо-
лонекого преклонения перед этим чужим
и яростно бичевал тех из своих соотечест-
венников, Которые осмеливались забывать
% национальной горлести и © националь-
ных интересах России.

Еще в 1825 году в своем «Воображае-
Мом разговоре с Александром. 1» Пушкин,
в ответ на предполагаемый вопрос Алек-
сандра: «Вак это вы могли ужиться е Ин-
зовым; а не ужилиеь в графом Воронпо-
вым?» отвечает: «Инзов... русский в душе;
OH He предночитает о первого английского
шалопая всем известным и неизвестным
	  CBOHM соотечественника м»,
	И вот, посредине своего великого попри-
ща, в разгаре блатородной и многосторов-
ней деятельности Пушкин пал от руки
наемного убийцы, не умевшего двух слов
связать по-русски, великосветского прощз-
лыги, безродного космополита Дантеса.
	29 января 1837 года в 2 чаез 45 ми-
нут пополудни Пушкина не етало.
	‚ Через квартиру на Мойке, где лежало те-
ло Пушкина, нескончаемой чередой обнз-
женных голов скорбно и гневно проходила
вея читающая Роесия.
	И Кольцов в письме к Враевскому, выра-
жая мыели тысяч и тысяч этих русских
людей, написал всех горше, всех проще и,
быть может, поэтому всех сильней:
	«Александр Сергеевич Пушкин помер; у
нас его уже более нету... Прострелено солн-
це». =

А через несколько дней Краевского, на-
печатавшего в газете некролог о Пушкине,
вызвали к председателю цензурного комите-
та князю Дундукову-Корсакову:

«Я должен вам передать, — сказал он;—
что министр крайне, крайне недоволен ва-
ми. К чему эта публикация о Пушкине? Но
что за выражение: «Солнце поэзии...» Но-
милуйте, за что такая честь? «Пушкин
скончался... в середине своего великого по-
прища». Вакое это такое понрище?.. Писать
стишки не значит еще... проходить великое
поприще!».
	Так над гробом „Пушкина соплись две
Россия: Россия правительственная, нико-
лаевекая,—=та, вотовую он всю жизнь нена-
	Человек большого общественного круго-
s0pa ‚и необыкновенной образованности,
Пушкин был близок по своим взглядам Е
дворянским  Революционерам-декабристам.
Он. не мог еще подняться до  сочуветвия
идеям крестьянской революции, но, будучи
убежденным врагом дикого крепостниче-
	({Сокрашенная стенограмма доклада на
торжественном заседании в Большом театре
Союза ССР 6 июня 1949 года.)
	es we EE НЕВА Ч - RR ER EEE

сала 06 этом. Пушкина признавали вели-   ВХ уголках земного mapa!
чайшим национальным поэтом, как поэта.   Слава великой сталнноко
	выражающего дух народа, но народным
поэтом его называли с оговорками, © горе-
Чью отмечая; что при. всем громадном рас-
пространении сочинений Пушкина по срав-