ВОСНРЕСЕНЬЕ, 12 ИЮНЯ 1949 r. Nx
	137 (9377)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШШИХСЯ СССР
		150-летие CO JHA рождения А. C. Пулкина
	КОбилейные празднества в  скове
	oO.
	говорит 0 том определяющем значении, ко-
торбе имели в жизни Пушкаяна Москва,
Царекое Село, Петербург и Псковская об-
ласть © ее селами Михайловским, Тригор-
ским и Святоторьем.
	Русских людей, русских крестьян Пуш-
кин особенно глубоко узнал и полюбил под
`Поковом. Эдесь основные народные источ-
‘няки «Евгения Онегана», «Повестей Бел-
кана», сказок. Вот почему пушкинские ме-
ета Псковской области стали святыми, вот
почему они об’явлены заповедником.
	Академик С. И. Вавилов восклицает:
«Слава Пековщине, на котерой окреп на-
родный дух Нушкина!»

Взволнованную  приветственную речь
произнес председатель Союза писателей
Венгерской Народной демократической р8с-
публики Гергель Шандор.

— Я прибыл сюда-—товорит ов,—=где
Bee напоминает поэта, чтобы в великом
благоговении преклонить колени у могилы
того, ‘чей лозунг: «Да злраветвует солнце,
да скроется тьма!» стал лозунгом нанего
народа, лозунгом всех тех, кто вместе с
Советским Союзом боретея за дело мира,
за своболу и независимоеть,
	Итальянский писатель Билжнаретти Ти-
беро говорит 0 том; что в Италии любят
Пушкина, его знают не только по «Борису
Годунову» и «Никовой даме», которые вхо-
дят в репертуар итальянеких театров, но и
по мнбгим другим его произведениям, KOTO-
рые неоднократно издавались в Италии.

— Пушкин, — заканчивает итальянский
писатель, — служит великому делу сближе-
ния итальянского народа с народами Coner-
exorg Союза.
	С привететвенными речами выступили
председатель Союза советских писателей
Seronckoli бСР тов. И. Семпер, писатель
	Полевой, секретарь Нековского горкома
И тов. В. Ф. Михайлов.
	Участники заседания. принимают при-
ветствие великому вождю народов товарищу
И. В. Сталину.
	После заседания Псковский областной
театр показал премьеру «Александр Шуш-
КИН» Д. Дэля-ДЛюбашевекого.

Из Пекова. участники юбилейных празд-
неств выехали в Пушкинский заповедник,
ге завтра состоится торжественное в03л9-
жение венков на могилу поэта, открытие
	лома-музея А. С. Пушкина в селе Михай-
IOBCKON.
	TICROB, 11 июня. (По теле. от cob.
корр.). Сегодня утром в этот древний рус-
скин город специальным поёздом прибыли
из Москвы, Ленинграда, Кпева, Минска,
Риги, Таллина п других городов Советского
Союза участники торжеств в честь 150-ле-
тия 60 дня рождения А. С. Нуикина.
	Бокзал украшен флагами, портретами
великого поэта. Советских ученых, писате-
лей, представителей союзных ‘республик,
зарубежных гоетей встречали трудящиеся
Пскова и представители общественных 9р-
ганизаний города:
	Днем участники юбилейных торжеств
осмотрели памятники древности, побывали
в Нсковеком Кремле, в местном краеведче-
ском музее, где открыта выетавка, посвя-
щелная. А. С. Пушкину.

- Вечером в городском театре, носящем
имя поэта, состоялось торжественное засе-
дание.

В зале можно видеть, помимо приехав-

ших на празднества гостей, стахановцев
осковских предприятий, знатных колхозЗ-
ников Исковщины, представителей общест-
венных организаций города и области.
` Торжественное заседанне открыл заме-
ститель председателя Всесоюзного Нушкин-
ского юбилейного комитета писатель Н. С.
Тихонов. Он говорит:
› — Особенное чувство овладевает все-
ми нами здесь, в древнем Некове, на древ-
них русских землях, где Пушкин провел
плодотворные годы своего творчеетва.

Сегодняшний наш праздник — праздник
русской культуры, русекого национально-
то тения — стал праздником не только со-
ветских людей, но и людей всего мира,
стремящихся к тому счастливому будущему,
которое мы называем — коммунизм!
	‚ заключительные слова речи тов. Тихоно-

ва: «Слава великому гению русекой куль-
туры», ° «Слава великому Сталину!»
тонут в бурных аплодиементах. В едином
порыве все присутствующие `ветают и
устраивают овацию в честь вождя. совет-
ского. народа, ведущего страну к новым
высотам культуры.

Участники торжественного заседания с
болылим воодушевлением избирают в по-
четный президиум членов Политбюро ЦЕ
ВЕП(5) во главе с товарищем Сталиным.
	Доклад «Мизнь и творчество А. С. Цуш-
вина» сделал профессор Д. Д. Благой.
. Собравшиеся тепло приветствуют появ-
ление на трибуне президента Академии
наук СССР академика С. И. Вавилова. Он
	Совешание партийных и советских
	в Харькове теперь. имеется свыше 14 ты-
сяч стахановцев, выполнивших 5—7 го19-
вых норм, 1.300 скоростников-— новаторов
производства, 1.600 многостаночников. На
предприятиях работают 1.350 боигал. обя-
	завигихся выпускать продукцию .тольво. от-
личного качества.
	Секретарь. Винниикого говкома ВП(а)У
tos. И. А. Елокоцкий рассказал в поучи-
тельном опыте Винницкой партийной op-
	  ганизации. который нахолит широкое рае-
		пространение в республике. (Для прюведе-
ния организационно - массовой работы тор-
ком партии выделил. 2.492  агитаторэв;
большинство из них имеет высшее и среднее
образование. Агитаторам оказывается боль:
тая’ помощь консультациями, ^ инструкта-
дем, литературой. Докладчиками являются
все. работники горкома, начиная с секре-
тарей.
	(0 братской помощи передовиков нро-
мыииленности Москвы трудящимея Львова
рассказал председатель, пеполкома Шевчен-
KoBcxoro райсовета тов. В. Г. Садовый. «В
пронелом году,— говорил он,— на обувной
фабрике. создалось напряженное положение
в закройном цехе. Это тбрмозило и другие
участки работы. Рабочие снарядили °деле-
гацию на московскую фабрику имени’ Па-
рижекой Коммуны для’ изучения: ‘перело-
вых методов труда. В знреле бригада мб?
сквичёй во главе с лауреатом Сталинской
премии тов. Матросовым приехала во Львов
и на протяжении двух месяцев передавала
обувщикам города богатый ‘опыт ‘коллекти-
ва «Нарижекой Коммуны». ^
	`Серъезной критике на совещании была

подвергнута работа организаций, занимаю-
щихея жилищным етроителеством. Миниетр
коммунального хозяйства УССР тов. А. И.
Селиванов отметил отставание по введу в
эксплоатапию жилой площади:
	На задачах дальнейшего. развертывания
товарооборота, обеспечения трудящихся
картофелем, овошами и фоуктами остано-
вилея в своем выступленни заместитель
председателя Совета Министров УССР тов.
Н. В. Рулниикий.
	Б заключение выступил секретарь Hk

RE(O) Украины тов. Н. 6: Хрущев.
	С огромным воодушевлением участники
а приняли привотствие товарищу
. В. Сталину,
	В уральском совхозе
„Исток“
	СВЕРДЛОВСЕ, 11 июня. (flo rene. of
cof. норр.). Широкой известностью поль-
зуется в области орлена Ленина совхоз
	  «Исток», расположенный Eeiaaeso oT ropo-
	да Свердловска. Он является образцом уме-
лого сочетания и комплексного разви-
тия различных отраслей сельского хозяй-
ства.
	Crala породистого крупного. poraToro
скота — горлость хозяйства. В прошлом
году средний надой молока на фуражную
корову составил злесь 3.920 литров. ИЕяро-
ко разриваютея овцеводство, свиноводство,
	KPOTHKOBCRETBO A NTHMEROICTRO (Бары, гуси.
	утки). В. водоемах разводитея зеркальный
карп. Имеется собственная пасека.

(Совхоз занимается также  овощевод-
ством.

Постановление правительства ий ‘партии

о трехлетнем плане развития животновод-
ства открыло перед совхозом новые пер-
спекливы роста. Коллектив хозяйства ста-
вит перед вобой задачу превратить совхоз

в базу племенного животноволства на Урале
и обеспечить хальнейнее всестороннее раз-
	витие хозяйства.
	ВИЕВ, 11 июня. (ТАСС). Здесь состоя-
лось, созванное ЦЕ ВП(б)У и Советом Ми-
нистров УССР, республиканское совешаняе
секретарей горкомов и городских райкомов
партий, прелеедателей ‘исполкомов тород-
ских и районных в тородах Советов лену-
татов трудящихея. В работе совещания
приняло участие евыше 609 человек. ©
	С локлалом «05 улучшении организацион-
но-партийной и массово-политической ра-
боты и задачах партортанизаций по ебес-
печению выполнения  промьтиленныйги
предиряятиями, транспортом и комчуналь-
ным хозяйством производственных уланов
1989 года» выступил секретарь ИЕ КП(б)
Украины тов. 1. Г. Мельников.

Докладчик и выетупившие в прениях
отметили серьезные усиехи, достигнутые в
промышленности и на транспорте Украи-
ны, Значительно возросли производетвен-
ные мощности предприятий, оснанающих-
ся первокласеной техникой, широко внел-
ряетея в производство новейшая техною-
тия, осваиваются новые виды посдуЕции.
Увеличилась численность рабочего клаеса
и интеллигенции. Укренились кадры, улуч-
шили работу партийные организации. Нро-
мышленность республики, выполнив пяти-
месячный план, неуклонно наращивает
темпы производства и мощности, увеличи-
вает выпуск продукции. Большевики Дон-
басса обеспечили неуклонный рост добычи
угля и устранили тот сезонный спад, ко-
торый был свойственен угольной промьи-
ленноети в довоенное время. Хорошо рабо-
тает Харьковский тракторный завод. Серь-
взных успехов в руководстве промьинлен-
ностью добились парторганизации Сталин-
ского района Киева, Орлжоникилзевекого
района Харькова, коммунисты Кривого Ро-
га, Октябрьского района Ворошиловграда,
Кировского района Сталино и многие дру-
гие,

На примере Ждановского завода имени
Ильича тов. Мельников показал, какие не-
исчерпаемые резервы таит в себе промыш-
ленность Украины. Когла возникла необ-
ходимость срочно дать газопроволу Дашта-
ва—Киев тысячи тонн труб, коллектив
этого завода изыскал дополнительные воз-
можности и одновременно со своим оенов-
ным заданием вьиюлнил этот заказ.

Наращивая мощности, изыскивая лопод-
нительные резервы, дает еверхплановую
	У текстильциков
Эстонии
	ТАЛЛИН, 11 пювя. (По телзф. or cob.
корр.). Патриотический почин  работнии:
Купавинской тонкосуконной фабрикя Ма-
pan Рожневой и Лидии Вононенко Hames
горячий отклик на текстильных предпряя-
тиях эстонии. Сотни рабочих и работнии
включились в. соревнование за экономию
и. выпуск сверхнлановой продукции из:
сбзрежениого вырья.

Ирялильщики Балтийской мануфактуры
в текущем голу уже сэкономили 3.527 ки-
лограммов хлонка, з ткачи изготовили из
этого сырья дополнительно 22 тысячи
метров ткани. Ha крупнейшем техетиль-
ном предприятии Эстонии — Вренгольм-
ской мануфактуре с начала года сэконом-
лено 3.600 килограммов хлонка и 1.400
килограммов пряжи.

В честь ГХ годовщины советской власти
в Эстонии, которая отмечается 21 июля,
текетильщики республики взяли на себя
новые, повышенные обязательства. Коллек-
тив Балтийской мануфактуры решил сэко-
номить к этому дню 7 тонн хлопка и
изготовить из этого сырья 44 тысячи мет-

ров тканей.
	работников зородов Украины
	продукцию Аарьковский тракторный завод.
Сотни тракторов, выпущенных сверх пла-
Ha, пошли для ‘нужд сельского хозайства
У кразны.

Большое внимание совещание уделило
дальнейшему наращиванию мощностей,
увеличеняю выпуска продукции легкой,
местной, пищевой и лаеной промьиилен-
ности, промкооперации, вопросам бытового
обслуживания трудящихся,

Выполняя решения ЦЕ ВКП(б) и указз-
ния товарища И. В. Сталина, партийные
организации Украины улучшили органи-
зационно-партийную и маесово-политиче-
скую работу. Это обеспечило выполнение
и перевьиюлнение государственных планов
промышленностью, транспортом,  комму-
нальным хозяйством. Многие  торкомы и
райкомы партии стали лучше руководить
партийными организациями. В качестве по-
ложительного примера на совещании назы-
валея Вирозекий райком КП(0)У города
Сталино. Большое внимание райком уделя-
ет укреплению грунн Ha участках. На
32 эксплоатационных участках из 34 с03-
даны партийные группы. Лучише коммуни-
сты работают. партгруппоргами. . Периоди-.
чески проводятся семинары и совещания,
на которых партгрупноерги обмениваются
опытом. Такая работа обеспечила перевы-
полнение обязательств шахтеров. За 4 ме-
сяца шахты райена’ выдали сверх плана
тысячи тонн. угля.

Выступавшие на совещании приводили
немало примеров’ хоронюо организованной
массово-политической работы в тородах:
делились опытом по коммунистическому
воспитанию трудящихся.

Большое внимание уделяет Харьковская
партийная организация популяризации
опыта передовиков промышленности; ‘Сек-
ретарь горкома №1(б)У тов. В. Н: Титов
рассказал, как по примеру коллектива
Харьковского тракторного завода на пред
приятиях ‘города развернулось патриотиче-
ское движение за изыскание новых донол-
нительных резервов для сверхпланового
выпуска продукции. Оныг ХТЗ был оббу-
жден на тородекой партийно-стахановской
конференции, научно - технической конфе-
ренции работников заводов, научно-иссле-
довательских институтов и высших учеб-
ных заведений. Улучшение маееово-поли:
тической работы способствовало Tey, wo
		ОНИ ETE

НАТАН

На Байкале
	УЛАН-УЛЭ, 11 июня. (По телем, ст eof,
керр.}. В середине июня устает бушевать
селой Байкал—глубочайшее озеро мира.
Утихают петормовые ветры. Начинается лет-
няя путина — самый производительный на
Байкале период лова.
	В нынешнем году оживление здесь на-
ступило на несколько дней раньше обыч-
ного. Озеро еще не совсем утихло, а рыба-
ки уже вышли на Промысел.

— Шетнюю путину мы ветретили нынче
Значительно организованнее, чем в пролом
	году, — говорит управляющий Балкальским
рыботоомьниленным трестом С. №. Ropane.
	Пополнилея промысловый флот. Байкать-
ские судостроители подготовили к лету и
передали рыбакам много судов различного
тоннажа. Вроме того, рыболовецкие колхо-
зы получили в аренду opyanit~ лова на
400 тысяч рублей.

В пернол летней путины ловится в 05-
новном омуль. Весь улов перерабатывает-
ся на местных заводах. В магазинах Си-
бири покупатель может получить эту рыбу
в копченом, вяленом, охлажденном или
соленом виде. Лва конбервных завода вы-
	пускают вонбсервы нескольких видов.
	бригадира, и трактористу Юрию Ефремову,
он родом из соседнего села Константинова,
родины Сергея Есенина: Просгая красота
этих исконно русских мест делает здешне-
го человека любящим и тонко’ чувствую-
шим природу. Здесь ценят меткое слово,
межно найти много любителей живописи и
еще больше — людей, вкладывающих вею
дунгу в коллективный, осмысленный и сла-
женный, поэтичный и веселый труд. И по-
тому разтовор наш невольно перешел на
сравнения всенинских описаний с тем, что.
мы видим сейчас‘ вокруг преображенным,
что обещает человеку с каждым годом все
новые и большие радости.

— 3a нашими нонешними комсомольца-
ми ему бы, Сергею Есенину, не угнаться! -—
смеясь, сказал монтер.— Ему тогда трудно
было понять что-либо, а теперь и подавно!..

— А у вас кто-нибудь пишет. стихи?
Или, может, песени поют о том, что произо-
110? — спросил я.

— У нас — не знаю. Я, как сев наА-
чалея, так в Константинове и не был. А
вот один колхозник из Истобников написал
стихи про нашу гидростанцию очень верно.-
Й я слышал, что их девчата на песню пере-
ложили. Только я петь не могу, лучше про-
читаю так...

Он некоторое время молчал, глядя куда-
то. в даль, заволоченную сиреневой дымкой
испарений земли, потом глуховатым бас-
Ком, нараспев, пролекламировал:

С ревом падает, пенясь, вода,
И гудят и рокочут турбины,
И бегут, и бегут провода

Через села, ноля и долины...
	Носмотри на Кузьминекую [TIC —
Все воздвиг ты своими руками.
Полюбуйся на версты окрест,

Как сверкает твой трут огоньками...
	Ты прислушайся к песням моторов,
Что гудят на колхозных полях,
Полюбуйся, как, радуя взоры,
Огоньки засверкали в домах. —
	Полюбуйся, и скажешь тогда:
Вот народа могучая сила,
Обгоняя и дни и года,
Коммунизма зарю забветила...
	Ь вагончику приближался электротрак-
тор. По крутому металлическому трапу с
Hero сбежала на землю и поспешила в нах
тевушка в комбинезоне. Еще издали она
крикнула монтеру;
	— Ну, как ведет себя кабель?
	Концерт Поля Робсона
в Зеленом театре.
	С огромным успехом проходят в Москве
кониерты известного HEDHTABCRONG ‘овиа
Ноля Робеона:

“Свыше 10 тысяч человек пришай ‘вчера,
11 пюня, в Зеленый театр Центрального
парка культуры и отдыха имени Горького?
Многотысячная аудитория, состоящая из
зюлей различных професенй, была про-
нивнута единым чувством восхищения пв-
ред высоким мастерством и ярким дароваг
нием выдающегося артиста; видного про-
грессивного деятеля.

В Поле Робеоне подкупает прежде Bee-
го выразительная простота иснолнения, от-
	 личаюнея ‘большото и еряганального ху-
	дожника, редкий темор низкого голоса, -
рым мастереки владеет невен.

Органичьски связаны © исполняемыми
произведениями выразительные ‘коммента-
рии, которыми еопровождает Поль Робсон
каждую посню. Скупыми словами й #6-
сте! он полеказыюает: слутателю основной
емыел произведения.

Он товорит и поет о Тероё рабочего дви-
жения Соединенных Натов Джо’ Хилле,
и аудитория ярко представляет себе образ
этого мужественного борца. Русские песни
Поль Робеон поет на русском языке. Его
толос замечательно оттеняет мажорные ин-
тонации популярной «Песни о Родине»
И. Aynaencxoro “«Ивтрока страна моя род-
ная..

Tox Робсон иснолних песню H. Boro-
словского «Любимый: город» и песню из
оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» — «От
	  Брая И до края».
	Редко на долю артиста выпадает. такой
уетех, каким сопровождалея концерт: Поля
Робеона. В ответ на настоятельные требо-
вания публики Поль Робсон: охотно -повто<
рял нанболее полюбивитиеся аудитории про-
изведения своего репертуара.

В концерте приняли участие Tocyaape
ственный русский ‚народный оркестр им.
Н. Осипова и заслуженный артист. РОФСР.
В. Н. Аксенов. Чартию фортепиано. иепол+
нял Александр Ерохин. ^‹ ;
	Ароника искусств `
	я В Киргизском государственном драма
тическом театре в гор. Фрунзе поставлена
пъёса «Современники» молодого драматур-
га Т. Аблумомунова. Это первая в киргизз
CHOH праматургии пьеса, посвященная жиз-
	  ны рабочих республики. Очередной поста=
	нОвкой театра явится пьеса Р. Шукурбеко-+
ва «Что посеень—то пожнешь» о трудоз
вых буднях колхозников, борющихся. за
высокие урожаи.

* Смотр спектаклей на современные те-
мы закончился в столице Кара-Калпакии--
Нукусе. Высокую’ оценку общественности
получили пьесы «Айгул-Абад» Жолмурзы
Аймурзаева и «Зияда» Сапара Ходжиниязо-
ва, поставленные Кара-Калпакским государ=
ственным театром имени Станиславского:

* Драматический коллектив Нижне-Та-
гильского металлургического завода поста=
вил пьесу свердловского драматурга Всево-
лода Семенова «Там, где не было затем»
нения».

хв Порильском театре (Таймырский на-
циональный округ) с большим успехом
идет пьеса А. Корнейчука «Макар Дубра:
	ва». Сейчас театр готовит пьесу Н. Вирты

«Заговор обреченных».
Я Пятнадцатилетие хореографического
	училища и музыкальной школы отметила
общественность столицы Казахстана — Ал-
ма-Ата. В Театре оперы и ‘балета имени
Абая состоялся юбилейный концерт. Сила-
	  ми. артистов — бывших воспитанников . учи-
лишща и учащихся — был поставлен Ganet
	«гщетная предосторожность».

*& Межобластная художественная выстав-
ка открылась в Туле. На выставке пред-
ставлены работы живописцев, графиков и
	скульпторов. Тулы и Калуги. Основное
внимание художники уделили темам совре-
менности, показу героев о послевоенной
	сталинской пятилетки.
	Пушкинские дни в Белоруссии
		Витебске, Гродно, Гомеле и других горолах
проведены конкурсы Ha лучиего arena
произведений Пушкина.

Торжественно отмечают юбилей поэта в
Бреетском учительском институте, Минском
библиотечном. техникуме, Пинском педаго-
гическом училище, Полесской облаетной
библиотеке, Гомельской ‘средней школе
№ 10, Озерщинском доме культуры, Грод-
ненской детской библиотеке и Рясненском
тетеком ломе, которым присвоено имя
	А. С.. Пушкина.
	МИНСВ, 11 июня. (По телеф. от ced.
корр.). В городах и селах Белоруссии про-
холжаются торжества, посвященные 150-
летию со дня рождения А. С. Пушкина.

В Могилеве, где 125 лет назад нобывал
A. C. ‚Пудукин,   состоялось торжественное
открытие мемориальной доски на здании
винотеатра «Червоная зорка». Надпись на
доске напоминает о том. что на месте зда-
ния театра стоял домик, гостеприймно
принявший в августовский вечер 1824 ro-
ja поэта, направлявтегося из Одессы в
ссылку в cero Михайловское. В Бресте,
	На берегу Пнестровского лимана
	Поэт прожил в городе несколько дней.
Он побывал’ в старинной Аккерманской
крепости, любовался оттуда лиманом, 0с-
	матривал скифокую могилу.
В эти лни в пушкинском домике особен-
	но оъивленно. -
По решению исполкома городского `Сове-
та на домике устанавливается мемориальная
		БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСЕИИ, 11 июня.
(По телеф. от с0б. корр.). У самого берега

Днестровского лимана на углу Александ-
ровской и Бульварной улиц стоит, утопая
в зелени акаций, одноэтажный домик. Во
время своего путешествия по Бессарабии
в 1821 тоду в этом домике останавливался

А. С. Пушкин.
	а полях электротракторы...
	получали низкие урожаи. И вот отсюда и
начали свою работу электротракторы. В
колхозе имени Ленина их два. Они пере-
шли уже на обработку второй еотни текта-
ров, возле них, любуясь их работой, пере-
бывало все село, а налюбоватьея вдосталь,
видимо, не сможее еше долго. Один из
кузьминеких старожилов, секретарь сельео-
вета Дмитрий Егорович Рожков сказал мне:

— В наше индубтриальное время вряд
ли кого удивишь машиной. Мы их видели
мвого. И электротрактор был для нае, кол-
хозников, удивителен не тем, что он могуч
й красив. Они в мечтах наших представ-
лялея таким лалным и сильным. И меня
лично также поразил не внешний его вид.
А вот когла он дошел до края поля, где я
стоял, да развернулся, да ‘я глянул велед
плуту... Батюшки! Прет, а за ним жесткая
нана земля вот так бурлит... как волна за
BUHTOBLIM CYAHOM. Некоторых даже страх
взял: «Не слишком ли глубоко выворачи-
вает?!» В земле он вот уж именно настоя-
шую революцию делает!..
	Электротракторы коренным образом из-
менили установившиеся понятия о возмож-
ностях культурной обработки почвы, уско-
рили и улучшили качество посевных работ.
Трактористы в восторге от новых машин,

Константин Павлович Харитонов, брига-
дир электротракторной бригады в Кузьмин-
ском, механик, проработавший в Рыбнов-
ской МТС пятнадцать лет, отозвался 0 них
так:

— Тут один старик сказал, что электро-
тракторы «очень хороши». И он вряд
ли сознавал, насколько это верные слова.
Каждый тракторист бережет свою машину.
И притом экономит горючее. Лишний сан-
тиметр глубины пахоты для‘ тенлового
трактора означает и лишние килограммы
горючего, и большее напряжение, а иногда
и перегрев мотора. Но на злектротракторе
хотя на тридцать сантиметров паши — пе-
регрева не будет.

Разговор происходил возле полетанции.
На ступеньках, ведущих в вагончик, в к0-
TOPOM Bee снизу ловерху заполнено рубиль-
	‚никами, сверкающими приборами, изолято-
	рами, В
дежурный
стройный,
	катушками с проводами,  сИдот
й электромонтер, — синеглазый,
* мечтательный Полобно Николаю.
	луэты сивки, напряженно тянущей плут
или с0ху, а За плугем налегающую на его
рукояти согнутую в три погибели фигуру
землепашща... Но вместо этой характерной
	ДлЯ единоличного прошлого картины
вы видите пересекающие поля етолбы
электропередач, а вдоль них стоящие
неподалеку один от другого  звленые
	вагончики. Ажурные четырехгранные мач-
ты легко подымаются от задних ете-
нок вагончиков ввысь. Их вилки сопри-
касаются с проводами высокого напряже-
HHA, берут ток и передают его в, вагончик,
являющийся автоматической подстанцией,
трансформирующей энергию. От подстанции
она поступает по эластичному кабелю Е
ведущему мотору электротрактора. Но где
же он сам, властитель дум сегодняшней
колхозной деревни, сообщивший сельскому
пейзажу черты необычной производетвен-
вой новизны? Ja уж не он ли Это лоды-
маетея из-за далекого пригорка — птироко-
грудый, серебристый, похожий издали на
торпедный катер; стремительно раесекаю-
щий волны этого черноземного моря?! 3a
спину его отброешен Подвижной - конусо0б-
разный хобот с системой блоков, по кото-
рым наматывается или разматывается ка-
бель =— в зависимости от того, приближает-
ся ли трактор к подстанции или удаляется
от нее. Вот ‚уже виден и тракторист, вы-
глядывающий из кабины управления. На
Hew чистый комбинезон, ие испачканный
горючим, смазкой, копотью. Рядом е ним
сидит девушка —= хронометристка из кузь-
минских комсомолок. Ученые из Института
электрификация сельского хозяйства пору-
чили ей отмечать скорость движения трак-
тора, раехол электроэнергии, время, нотра-
ченное водителем на различные остановки,
й она. пронякнутая важностью задания,
	что-то записывает в своем блокноте, пере-
	брасываясь с0 своим еоседом короткими за-.
		Перед весенним паводком  кузьминцы,
вак всегда, остановили турбины своей ты-
сячекиловаттной гидростанции и наглухо за-
лрайли се тяжелые стальные двери. Она
еще больше стала походить на ледокол, го-
‘товый двинуться вверх по Оке, чтобы
взломать затершие его льды. Но этой вес-
HGH колхозники уже не боялись остаться
без света и энергии. Вею зиму они возили
столбы; рыля.для них в промерзлой земле
ямы, и теперь от села к Рыбному на во-
семнаднать километров протянулась BLICO-
ковольтная линия. В Рыбном се приключи-
ли в злектромагистрали Мосэнерго. Про-
вода колхозной электростанции и москов-
ских соединились. Старое рязанское село п
столицу родины связала воедино энергия
одинакового напряжения, — будто от огром-
ного сердиа потекла по жилам кровь,
питающая все равно близкие и 20-
рогие ему члены единого советского орга-
низма. Техники называют эт0 Ha своем
точном языке: кольцеванием. Но колхозни-
ки усмотрели в происшедшем событие bo-
Лев значительное, имеющее глубоклй поли-
тический смысл. Они говорили;

— Ё нам пришла Москва! Мы теперь,
если вникнуть, и на деревню-то мало чем
похожи. Разве что избами да просторами, &
так у нас все, как в городе...

Кольцевание в данном случае было но-
вой, высшей формой социалистической по-
мощи города колхозной ‹ деревне. Оно
He только дало ток в дома, на фермы,
в Зртельные мастерские, в сельские п1ко-
ды, больницы и клубы на время весенних
и осенних паводков, когла уже правыкшиие
Е электричеству приокские села на долгие
нёлели снова погружались во мрак. Оно 03-
наменовалось полной электрификацией все-
то Рыбновского района. Новым этапом
техняческого переворота, произведенного
завклричеством в деревне, явилась электро-
	пахота. :
Иа паля ROIKO308 пришли электротрак-
	Торы.

Напрасно было бы, позезжая к Вузь-
мянекому, напрягать слух, чтобы опреде-
лить места, где они работают. Непосвящен-
ному может даже показаться, что стоящая
над полями тишина означает возвращение
в примитивным способам обработки земли,
п глаз невольно ишет давно забытые си-
	Она посмотрела подозрительно на во03-
бужденнее лицо монтера и < притворным
возмушением веплеснула руками:

— Я так и знала... Он онять читает
тут стихи! А кто будет следить 33 моими
сигналами? Меня кабель волнует!
	Поведение кабеля, передающего ток oT
подетанции к трактору, требует неоелабно-
го внимания водителя и монтерев. Длина
CFO позволяет трактористу захватывать
плошаль шириной в сто метров и длиной
‘в полтора километра, то-есть обрабатывать
07 одного приключения к линии пятнад-
цать гектаров земли. Если тракторист ду-
дет Bee время разворачиваться в конце
участка в одну сторону, то кабель может
перекрутиться, & изоляция его порваться.
Это ‘грозит серьезной аварией. Световые
стрелки на шите управления перех глазами
водителя. показывают. направление очерел-
ного поворота трактора. Но если тракторист
невнимателен,— предупреждая 0б его оп-
лошности, на тракторе загудит сирена.
	=— Умная машина; что и говорить!
устаешь на ней меныне, чем на тепловом
тракторе: ни тазов, от которых болит го-
лова, ни утомительного шума глушителя,
ни грязи!

— Ну, а как колхоз обслуживает элект-
ретракторы и бригаду? — спросил я.
	— Солилолу бочонок на неделю приве-
зут — вот и все обслуживание, — усмех-
нулся Харитонов.— Ну, конечно, прицеп-
щики, как и прежде, колхозные,

Мы с Харитоновым вепомнили другие
времена... На просторах молодой Советской
России только-что отгремели жестокие бит-
вы гражданской войны, на нашей земле
	еше видны были страшные слелы интер-
	венции; в стране царила разруха... Шел
1921 год. А на опытных делянках Тимиря-
зевской  сельскохозяйственной академии
производились испытания первого элехтро-
плуга. Ji великий Ленин, видевший в
электрификации страны практический
путь построения коммунизма, нисал в Пет-
роградекий исполком, областному эконом-
совету и Совету профсоюзов Петрограда о
необходимости срочно урегулировать вопрос
0 поошрения работников, производящих
эти плуги, тогда ‘еще несовершенные, и
товопил  хозяйственников, советских и
	профеоюзных работников, указывая им
	  важность изготовления DECKTPOMAYTOB...
	И вот мы видим на рязанских полях
целые колонны мощных электротракторов.
	й Возле них — наблюлающих за их работой
	техников и инженеров-элевтриков, соетая=
щих в штате Рыбновской машинно-трак-
торной станции, конструкторов и других
специалистов из Министерства сельского
хозяйства, ученых, присланных сюда Ин-
ститутом электрификации сельского хозяй-
ства и той же Тимирязевской  вельско-
хозяйственной академией. Тимиразевские
атреномы-экеномисты, в частности, изуча-
ют экономичность новых машин. Первые
их наблюдения и подсчеты показали, что
етоимость обработки OFHOTO гектара злек-
тротрактором при раеходовании им сорока
киловатт-часов на гектар не превышает де-
CATH рублей, и это— вместе с зарпла-
тей трактористов. Наломним для сравне-
ния, что стоимость одного только горючего,
расходуемого тепловым гусеничным тракто-
ром Ha гектар мягкой пахоты, составляет
несколько десятков рублей.
Но не эти полечеты волнуют серлиа п
	цаеняют воэоражение вкузьминских RO1EO3-
	Це старому знакомству я заглянул в9-
сенним вечером к колхозному ковюху Ни-
колаю Михайловичу Котову. Он с женой
Марфой Захарьевной отдыхал после лнев-
ных трудов за самоваром. Мы поговорили,
как водится, о Москве, об успехах Нарол-
Но-освободительной армии в Китае, о про-
чих внутренних и зарубежных делах, х0-
ропю известных Котовым из газет и ©005-
щений по радио, и перешли к местным,
сельским событиям и переменам, которыми
так богат этот гол. .

—— Bor a Bce думаю, как это все полу-
чилось у нас скоро и хоропю! — сказал
Николай Михайлович.— Четыре года назал
мы только затевали строить гидрестанцию,
Написали письмо товарищу Сталину. Он
откликнулся щедро на народную просьбу.
Томь мы рыли котлован и еще в мыслях
не держали электропахоты, водопровода,
радиофикации... И вот...   ,

— Burxojur,— поребила мужа Марфа
Захарьевна, ставя блюдце на стол,— выхо-
дит, вся высшая власть о Hamel деревне
думает и отдает народу и ум, и все 6бо-
гатства, все силы и знания. Да как же
это все так согласно и красиво получает»
ся?! Только живи и живи!.. к

— Коммунизм строим, Марфа Захарьев-
на!— торжественно сказал Котов, ласково
глядя на жену;
	`П. БЕЛЯВСКИЙ,
спец. корр. «Известий».
	Участок, Ha RCOTOPOM злектротракторы п0-
дымают пары, издавна носит выразительное
название «Вороньего носа». 910 — дальние
земли кузьминцев. Во времена единолични-
ROB они острым углом вклинивались в земли
соседей, доставались обычно бедноте, не
утобрялись, вепахивались мелко, и на них
смотрели, Kak Ha бросовые. Даже в Колхоз-
	ое время с «дальних» земель ВУуЗьмИНЦыЫ
	с. КУЗЬМИНСКОЕ Рыбновского района
	Рязанской области.
	Вавилову, работающему здесь помощником