‚ ПЯТНИЦА, $ ИЮЛЯ .1949 г. № 159. (9999)
	Письма
в редакцию
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ. СССР
	Протесты во Франции
против ратификации
Северо-атлантического
договора
	ПАРИЖ, 7 июля. (1400). 13 июля
Национальное собрание приступит в обсуж-
тению вопроса о ратификация агрессивного
Северо-атлантического договора. С при-
ближением этой даты по всей стране ши-
ритея движение протеста трудящихся Macc
против ратафикацин этого договора,

Руководство организации «Борпы за мир
И св0б01у» обратилось в своим советам в
коммунах © призывом усилить деятель-
ность, чтобы заставить депутатов француз-
ского парламента голосовать против рати-
фикации ‘агрессивного Северо-атлантическо-
го договора. Руководство напоминает, что
благодаря действиям этих советоз органи-
зация с0брала 1.200 тысяч подпиеей под
письмом президенту Трумэву, в котором
франнузекий нарол заявил ему, что пол-
ъэись франпузекого правительства под Ат-
лантическим павтом не чвляется подписью
Франция и что его еше более активные
действия сорвут замыелы американских им-
перналистических кругов-— заставить фран-
цузекай народ воевать против союзного п
дружественного ему миролюбивого советеко-
TO народа.

По всей стране трудящиеся различных
политических убеждений, религиозных в6-
рований, различной партийной и профсоюз-
ной принадлежности выступают против ра-
тификации Атлантического договора.

Муниципальный ‹овет горбда Фирмини
принял резолюцию, в которой требует от
депутатов от департамента Луары голосо-
вать против ратификации Атлантического
договора.

С петициями и протестами выступили
также железнодорожники парижекого узла
Сюффрен. В петиции железнодорожников,
пох которой поставлены многочисленные
подниси, говорится, что депутаты «не
должны ратифицировать этот пакт».

В резолюции женщин 4-го округа Нари-
жа, принятой на общем собрании, гово-
рится: «Женщины осуждают Атлантиче-
ский пакт, как пакт антисоветский, агрес-
сивный, который нам пытаются навязать
американские империалиеты».

Организация коммунистической партии
торода Аннэй направила веем депутатам
департамента Ардеш письма, в которых де-
путатам предлагаетея голосовать против
ратификации Атлантичеекого пакта.

—— ЭЕННЕНЕ
	Матч Чехословакия — СССР
	Вчера в Москве в бассейне № 2 состо-
ялся матч по плаванию, прыжкам в воду
и ВоТному поло между команлами Чехосло-
	Baka и СССР.

Первая встреча состоялась 2 июля п за-
кончилась побелой советской команды при
соотношении очков 75:50.

Вчера программа соревнований включа-
ла 13 номеров — плавание различными
стилями. прыжки в воду © трамплина для
мужчин и водное поло. Советские и чеш-
ские пловцы продемонетрировали высокое
мастерство. Во всех номерах программы
победу одержала советекая команда. Совет-
	ские пловцы установили два новых вее-
	союзных рекорда. В эстафете 4100 мет-
ров стилем «батерфляй», в которой учаетво-
вали Мешков, Скрипченков, Эдасси, Врю-
ков, показан результат 4 минуты 44,2 ce-
кунлы. Женская сборная команда СОСР в
комбинированной эстафете 3 Ж 100 метров
в составе Малыгиной, Гавриш, Васильевой
установила второй рекорд—3 минуты
56,5 секунды,

Чешекие пловцы установили два новых

национальных рекорла в плавании на ди-
втанцию 100 метров стилем «брасс» для
мужчин и для женщин.
° Матч водное поло между сборной Чехо-
словакии и командой Военно-Морских Сил
закончилея со счетом 7:2 в пользу совет-
ской команды.

Вторая встреча закончилась снова побе-
Jo советской команды при соотношении
очков 88 : 49.
	для шведской армии, был захвачен руе-
скини войсками под командованием Мен-
шикова прежде, чем туда попали шведы.
Вее припасы и продовольствие были уни-
чтожены, 2 сторонники Мазены жестоко
	наказаны.

В апреле 1709 года Карл ХПИ двинул
свой войска к Полтаве, надеясь взять ее
е хода и двинуться через Харьков и Белго-
род на Москву. Цолучив достойный отпор,
шведы приступили к осадным работам. Око-
ло трех месяцев продолжались безуепенные
атаки врага. Небольшая русская крепость
стойко держалась. Ее четырехтыеячный гар-
визон во главе с храбрым русскям офицером
полковником Келиным героически защи-
шался. :
	18 июня на военном совете было решено
хать шведам генеральное сражение,
	25 июня к Полтаве подошли главные силы
русекой армии. Переправившиеь через реку
Ворсклу, они стали лагерем на равнине
близ деревни Яковцы. Русский лагерь
представлял собой прямоугольник, ограни-
ченный © трех сторон земляными укреп-
лениями. Перед фронтом простиралась от-
врытая равнина,

Петр приказал построить на равнине в
проходе между лесами укрепленную линию
из шести фредутов, на расстоянии ружей-
ного выстрела один от другого. Впереди
Пол прямым углом к этой линии укрепле-
ний были возведены еше четыре редута.
Петровская система редутов ставила шве-
дов в крайне невыготное положение. При
наступлении их боевые порядки pac-
членялись на части и попадали под пере-
крестный губительный огонь © редутов.
Таким образом, прежде, чем подойти к глав-

ный силам русских, шведы неизбежно
должны были понести большие потери.

Русским войскам редуты давали возмож-
ность’ не только значительно ослабить
противника на первом этапе сражения, но
й в наиболее выгодных условиях перейти
в решительное наступление. Этот замеча-
тельный прием был осуществлен Петром
впервые в истории военного искусства.

27 июня, в 2 часа, Rapa XII, оставив
против Полтавы небольшой отряд, основ-
ными силами перешел в наступление. Он
построил свой боевой порялк в лве линии.
Впереди двигалась пехота, за нею — кон-
Hatta, Пере1 сражением русская афчия на-
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	.- Болгарский народ прощается
60 своим вождем
	ли его оболряющую улыбку, находили у

него поддержку. Георгий Димитров поль-
зовался большой любовью и глубоким ува-
	фением трудящихся.

Имя Г. М. Димитрова внисано золотыми
буквамн в историю новой демократической
Болгарии, в историю всего передового,
прогрессивного ‘человечества, живущего и
борющегося под знаменем великих ндей
Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

Троб. утопает в венках, цветах и зелени.

В глубокой скорби: народ склоняет голо-
вы перед гробом своего великего сына.

Народ прощается ©0 своим BOR AEM и учя-
телем. :
	СОФИЯ, 7 нюля. (ТАСС). Сегодня с утра
трудящиеся залолнили все улацы, приле-
гающие к зданию Народного собрания, где
установаен ‘гроб © телом великого сына
болгарского народа Георгия Димитрова. Bec-
конечен поток людей.

С чувством глубокой скорби н волнения
вступают люди в зал Народного собрания.
Велика  нерозместимая утрата и трудно
примиряться с мыслью, что перестало
битьея сертие Георгия Димитрова, неутоми-
мого’ и бесстрашного борна за дело рабо-
чего клабса. Миогие из тех, кто проходит
в эти часы мимо гроба, ветречались © Ге-
оргием Дичитровым, говорили с ним, виле-
	очник прелселателя
	Воин НаниИИВ

Справ
	От имени сельских.
кинозрителей
	9 нас. сельских жителей, очень боль-
TiS желание слушать хорошую музыку.
В нашей станице’ есть Дом культуры, в
нем бывают. концерты коллективов хуло-
жестненной самолеятельноети, иногда про-
фесспональных артистов. Это, канечно,
очень: хороню. Но вее же хочется послу-
Wath, H посмотреть концерт е участием
лучших артистов нашей страны.
	: Аннофильмы «Концерт на экране» были
прекрасным подарком нам, сельским зри-
теляи, В «Концертах» перед нашим взором
прохедили самые разнообразные формы
искусства: пение, отрывки из пьес, музы-
ка, художественное чтение, и все это в от-
личаом исполнения.
	В последнее время фильмы «Вонцерт
на ‘экране» почему-то не выпускают-
ся. А © каким интересом мы прослушали
и посмотрели бы некоторые выступления!
Отдельныз выступления лучших артистов
страны; иногда снимаются в киножурналах,
и мы увадим их, Правла, к нам эти жур-
налы попадают с большим запозданием —
такова уж практика кинопроката. Местные
прокатные базы вообще не «балуют» нас
свежими журналами, :

Министерству кинематографии надо в03об-
новить выпуск кинофильмов «Концерт на

экране». Думается, что многие-многие ты-
сячи сельских кинозрителей разделяют на-
	ше мнение.

н. КРЫЛОВ.
	Ст. Кривянская Новочеркасского района
Ростовской области,
	Рыбу — в копхозные пруды
	Колхоз «Урай» Унинского района Виров-
ской области разводит в своем пруду зер-
кального карпа. Рыба хорошо прижилась.
Доход от рыбоводства в два-три года пре-
высил затраты на устройство пруда.

Нри правильной организации рыбораз-
ведения продуктивность  Волоема можно
было бы повысить еще более. Пруд колхо-
	за «урай» засорен, плотина не имеет при-.
	способления для полного выпуска воды,
не выловлена хищная рыба, которая унич-
тожает мальков карпа, не производигея
искусственная подкормка рыбы. Был даже
случай, когда весной подмыло плотину и
часть рыбы ушла. Вее это об’ясняется тем,
что в колхозе нет рыбовода, который повее-
дневно наблюдал бы за состоянием пруда.
	Разведением зеркального карпа в №иров-
ской области занимается около 150 колхо-
зов. Недостатки рыбного хозяйства колхоза
«Урай» свойственны в той или иной ете-
пени и хозяйствам других артелей. Но
районные отделы сельского хозяйства,
в частности Унинский, не принимают
мер Ев ликвидации этих недостатков и
вообще не проявляют 060бого интереса к
развитию рыбоводства в колхозах. Это не-
правильно. Разведение рыбы и водоплаваю-
щей птицы — очень выгодная отрасль хо-
„_зяйства, и надо, чтобы из занималел каж-
TSI колхоз. имеющий. пруд или водоем.
	Ихтиолог Е. лОДЫРЕБ.
г КИРОВ, Е
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ
«ИЗВЕСТИЙ»
	«Гидроэлектростанция : строится...
‚пятый год»
	Под таким заголовком в «Известиях» от
10 июня была напечатана заметка тов. Ов-
чинникова. Исполком ФЛенинградекого об-
тастного Совета сообщает, что управляюще-
му Облетройгэсом тов. Зимину за неудов-
летворительное руководство стройкой об’яв-
лен выговор.

Исполкому Павловского районного Сове-
	та предложено оказать строительству прав-
тяческую помощь:
	Двести сорок лет назад — в 1709 году,
27 июня (8 июля по новому стилю), на
полях у Полтавы разыгралось крупнейшее
в истории сражение. Молодая русская ap-
мия 091 предволительством Метра Перво-
0 — выдающегося полководца, одного из
основоположников русского военного ис-
кусства — разгромила  вторгнувшихся на
территорию нашей страны шведских ин-
тервентов.

Битва пол Полтавой явилась перелом-
ным моментом Северной войны. Почти
четверть века длилась эта война. Русский
народ боролея за справедливые, прогрес-
сивные цели. Необходимо было возвратить
искони принадлежавшие России прибреж-
ные земли Балтийского моря, захваченные
з перрой половине ХУЦП века Швецией.
	Отоутетвие выходов в морю пагубно
сказывалось на экономическом и полити-
чеком развитии русском государства.
«..Ни одна великая нация, — писал
К Маркс,— не находилась в таком уда-
лении от всех морей, в каком пребывала
вначале империя Петра Великого. Никто
не мог себе представить великой нации,
оторванной от морского побережья. Россия
не могла оставить в руках шведов устье
Невы, которое являлось естественным вы-
ходом для ебыта продукции» (В. Марке.
Тайная дипломатия ХУПГ века).
	В разгаре гигантской перестройки всего
тосударственного аппарата Россий при-
шлось повести тяжклю, упорную борьбу
за возвращение отнятого у нее морекого
побережья, 3&2 выход ® морю.

В тот период Швепия была одним из
самых сильных государств в Европе и иг-
рала крупную роль в международных от-
ношениях. Она имела мошный военно-
морской флот и первоклассную, по тому
времени, армию, во главе которой стоял
вилный полководен Кара ХИ.

Начало Северной войны оказалось не-
удачным для России. В битве под Нарвой
в 1700 году 6влабо обученные, плохо во-
оруженные русские войска, преданные
наемными иностранными офицерами, по-
	Тосударственное издательство сельскохо-
зяйственной литературы выпустило в про-
шлом году большим тиражом очень нуж-
ную книгу — «Справочник  предеедателя
колхоза» “); В ней помещены очень важ-
ные для предселателей колхозов директив-
ные матерналы по вопросам сельекохозяй-
ственного производства, организации и о1-
латы труда, учета и отчетности в колхо-
зах, а также даны основные сведения по
вопросам полеводетва, животноводства, ме-
ханизации сельского хозяйства и т. д.

В сожалению, эта полезная книга со-
держит некоторые неправильные установки
по важным вопросам сельекого хозяйства,
противоречия, много неконкретных сове-
тов, практячески не могущих быть исноль-
зованными председателями колхозов.

В таких важных разлелах книги, как
«Севооборот» и «Полеводетво», мы найдем
немало ошибочных положений. Севооборот
авторы сборника определяют следующим об-
разом: «Севооборотом называетея правиль-
ное чередование культур на одном и том
же участке земли в течение ряда лет».

Такое определение полностью совпадает
с определением парового севооборота. Тра-
вопольный же севооборот, о котором только
и может итти речь в «Справочнике пред-
седателя колхоза», как указывает В. Виль-
яме, «слагается из неразрывной взаимо-
связи трех систем агротехнических меро-
приятий. Это система ротации, система об-
работки почвы и система удобрения. ра-
стений». (Почвоведение, стр. 321, 1938 г.).

Дальше в книге дается еще более пу-
танное истолкование системы севооборотов
в колхозах. По этому вопроеу в постанов-
лении СНЕ СССР от 21 июня 1945 г.
«0 мерах по улучшению дела’ введения и
освоения севооборотов в колхозах» гово-
ритея:   e

«В целях организации кормовой базы
ввести наряду с полевыми севооборотами
кормовые севообороты, в первую очередь
в колхозах, где животноводческие фермы
не обеспечиваются природными кормовыми
угодьями, а Также в колхозах, где в силу
удаленности полевых севооборотов в них
нецелесообразно размещать посевы силос-
ных культур и зеленой подкормки».

В рецензируемой книг не приводится
это важное указание правительства, с ис-
черпывающей ясностью решающее вопрос
о системе севооборотов в колхозах, а дают-
ся иные советы по этому вопросу. Понятие
системы двух севооборотов — полевого и
кормового — смешивается с понятием ко-
личества полевых севооборотов В одном
колхозе.

Автор пытается доказать, что, прежде
чем вводить кормовые севообороты, необхо-
димо иметь развитое животноводство, не
задумываясь над тем, что «развитое жи-
вотноводство» может быть создано только
Ha основе’ прочной кормовой базы, кото-
рая в свою очередь создается введением
в дополнение к полевым новых сево-
оборотов. ‹.8

Ha erp. 278 приводится ‘неудачная схе-
ма восьмипольного севооберота. Соглаено
этой схеме, травы подееваются под конец
севооборота вместо того, чтобы подсевать
	их в начале севооборота и таким 9бразом
наиболее полно использовать действие
трав во всей ротации” севооборота.
	*) Справочник председателя колхоза. Под
редакцией М, А. Абросимова, Т. И. Соко-
лова н В. А. Чувикова. Сельхозгиз. 1948 г.,
стр. 607. Тираж 200,000. Ц. 14 р. 20 к.
	Серьезные недостатки содержит и раз-
дел «Полеводство». В подразделе «Прави-
ла углубления пахотного елоя» утверж-
дается, что на черноземных почвах можно
проводить углубление пахотного слоя без
всякого опасения под любую  вультуру.
Между тем и на черноземах углубление
нахотного слоя, как показывает практика
и как унит В. Р. Вильямс, «требуег. оето-
рожности и обыкновенно  подготовляетея
прелвазительным применением. в течение
	2—3 лет, нолпочвенной пахоты, т. е. раз-
	рыхления каждой борозды плуга при
вспашке на зябь посредством подпочвен-
ника или почвоуглубителя... Причина этой
предосторожности заключается в том, что
глубокий подпахотный горизонт (глубже
20 см.— ПИ. Е.), даже обладающий безуп-
речной структурой (крупка), в выверну-
той на поверхность почве приобретает
ядовитые для растений свойства». (Почво-
ведение, стр. 373, 1938 г.). Углубле-
ние  пахотного слоя на  черноземах
рекомендуется производить, как указыва-
ет В. Р. Вильяме, «исключительно при
осенней вспанке, после чего обязательно
оставляют поле под черным паром».
(Там же).

Подраздел «Сорные растения и меры
борьбы © ними» содержит 6 страниц, из
	них только на одной странице освещаетея
	вопрос © борьбе с сорняками. При этом
меры борьбы c сорняками излагаются
слишком обще и неконкретно, так что
практическое значение этого подраздела
Брайне невелико. Кроме того, авторы до-
пустяли и здесь ряд очевидных ошибок.
Так, на странице 372 утверждается,
что зимующие однолетники «могут всхо-
дить весной и в конце лета». Между тем
известно, что эти сорняки всходят главным
образом осенью. На стр. 373 говорится, это
одуванчик и цикорий дикий «не дают по-
росли от подземных чаетей», в то время как
эти сорняки, являясь стержнекорневыми,
при подрезке дают отпрыски-побеги, на что
слеловало бы обязательно указать.
	Неудовлетворительно изложен подраздел
	«Удобрения». одесь нет даже упоминания
0б очень важном указании В. Р. Вильям-
са—0б одновременном внесении мине-
ральных и органических удобрений.
Материалы, приводимые в подразделе
	«Улобрения», в значительной части проти-
	воречат тому, что сообщается в подразделе
«Основные сведения по агротехнике полевых
КУЛЬТУО».
	Так, например, на стр. 357 в качестве
основного удобрения озимой пшеницы pe-
комендуется вносить 18—20 т. на гектар
навоза, а на стр. 377 на таких же почвах
(и в тех же районах) рекоменлуется вно-
сить по 25—30 т. на гектар. На стр. 313
говорится, что навоз под озимые культуры
вносится весной, на стр. 337 рекомендуется
вносить ero «лучше с осени», a на
стр. 377 — при wepenamxe пара (после
двух культиваций).

ПАЙ А О аа о НР ил
	Мы остановились только: на некоторых
оптибках и недоработках. В «Справочни-
	ке» их значительно балыше Шри переиз-  .
		дании этой полезной и нужной книги из-
лательство должно проявить больше вни-
мания к качеству помещаемых в ней ма-
териалов. Новое издание «Справочника»
должно быть значительно пополнено важ-
ными материалами, вытекающими из по-
следних решений правительства и партии
по вопросам сельского хозяйства.
		Траурное собрание, посвященное
памяти Г. М. Димитрова, в Париже
	НАРИль, 6 июля. (ТАСС). Вчера в Пз-
PUES соетоялось  торжественно-траурное
собрание, посвященное памяти Георгия
Михайловича Димитрова. Тысячи парижан
пришли в зал Мютюалите, чтобы почтить
память великое борца за дело рабочего
влаеса Г. М. Димитрова, чей жизненный
пример вдохновляет на борьбу миллионы
и миллионы трудящихея во всем мире.

Собрание после ‘исполнения гимна На-
родной республики Болгарии и «Марсель-
езы» открыл член ЦЕ компартии Франпии
Этьен Фажон. В своем кратком ветупн-
тельном слове он сообщил 0б от’езде в
Coda для участия в похоронах Георгия
Димитрова тенерального секретаря ком-
партии Франции Мориса Тореза и членов
ЦЕ Раймона Гюйо и Дорана Вазанова, ко-
торые будут представлять коммуниетиче-
скую партию Франции на похоронах Геор-
гия Димитрова.

«Смерть Георгия Димитрова, — сказал
Фажон, — повергла в скорбь всех комму-
нистов. всех трудящихся, всех прогрес-
сивных людей во всем мире». Остановив-
шиеь на хеятельности и борьбе Г. М. Ди-
	митрова, Фажон отметил, что пример Ди-
митрова вдохновлял на борьбу антафаши-
сетов н коммунистов Франции.

Затем с речью, в которой он показал
образ кинучем и непреклонного антифа-
шиста, революционера-большевика . Г. М.
Димитрова, выступия Жак Дювлдо. .

Затем в речью выстунил Андре Марти,
показавший в ярких образах жизнь не-
преклонного борна-ревелюционера Георгия
Димитрова. Марти отметил, какое значе-
HHe для об’елинения вевех сил в борьбе
против фашизма имела деятельность
Димитрова, какой отклик Wallan егь прн-
зывы к единству среди франчузекого на-
рода, выступившего единым фронтон
в феврале 1934 г. против нопытвн $з-
шистов захватить власть, во Франкини.

Марти напомнил слова Г. М. Дямитрова
© том, что отношение в 0602. является
пробным камнем инроверки . верности делу
‘рабочего класса, делу социализма.

Марта призвал по примеру Димитрова
бороться, не жалея своих сил, за сплоче-
	ние Масс для борьбы за свон права, 38
хлеб, за мир и евоболу.
	Корейский народ скорбит по поводу кончины
Г. М. Димитрова
	ва — выдающегося тосударственного дея-
теля, руководителя болгарского народа,
пламенного борца за дело мира во воем
мире и демократию. Всю свою жизнь Ге-
оргий Димитров отдал борьбе за счастье
трудового народа, и ето великие заслуги
будет вечно хранить в памяти корейский
народ. Его жизнь будет служить нам при-
мером в борьбе за построение новой с39-
болной, независимой демовратической Ko-
pen».

Телеграмму аналогичного содержания
направил также председатель Президиума
Верховного Народного собрания Вим Ду Бон.
	памать Г. М. Димитрова
	рода, но и для всего протрессивного челю-
вечества. Правительство МНР и монголь-
ский народ разделяют вместе с вами
скорбь по поводу этой тяжелой утраты».
В газетах нанечатаны также телеграм-
мы президиума Малого хурала, Совета ми-
нистров МНР и Центрального Комитета
Монгольской народно-революционной пар-
тии президиуму Великого Народного (0-
‘рания Народной республики Болгарии, Со-
вету министров Народной реснублики Бол-
тарии и Цэнтральному Комитету компартин
Болгарии ©. выражением соболезнования
по поводу кончины Георгия Димитрова.

НХЕНЬЯН, 6 июля. (ТАСС). Председа-
тель кабинета министров Корейской Народ-
но-демократической республики Бим Ир
Сен и миниетр иностранных. дел Пак Хен
Ен послали Совету министров Болгарской
Народно-демократической республики те-
леграмму соболезнования по случаю смер-
ти Г. М. Димитрова. «Правительство Ro-
рейской Народно-демократической респуй-
лики и весь корейский народ, — говорится
в телеграмме, — выражают глубокую
скорбь по поводу кончины председателя Со-
вета министров Болгарской Народно-демо-
кратической республики Георгия Димитро-
	Монлольский народ “mum
	УЛАН-БАТОР, 6 июля. (ТАСС). Монтоль-
ские газеты продолжают публиковать ма-
териалы,` посвященные памяти Г. М. Ди-
митрова. В газете «Унэн» напечатана те-
леграмма премьер-миниетра и министра
иностранных дел Монгольской Народной
Республики маршала Чойбалеана замести-
телю председателя Совета министров и
министру иностранных дел Болгарии Ва-
силю Коларову с выражением соболезно-
вания по поводу кончины Г. М. Димитро-
ва. «Смерть Георгия Михайловича Димит-
poBa,— говоритея в телеграмме, — боль-
	тая потеря не только для болгарского на-
	считывала 42 тысячи человек, армия Вар-
ла — 30 тысач. :
	И грянул бой — Полтавский бой.
	Понеся. большие потери у редутов, шве-
ды прорвались вперед. Здесь они по-
пали пол сильный артиллерийский и ру-
жейный отонь. Правый фланг противника
пришел в замешательство. Враг вынужден
был отступить к Будищенскому лесу, что-
бы привести части в порядок.

Оставив резерв из девяти батальонов,
Петр построил главные силы армии в боевой
порядок. Войска стояли в две линии. Первая
и вторая линии составлялись из батальонов
одного полка. Это было также ново для ли-
нейной тактики, Впереди по всему фронту
	  располагалась аоталлерия, на длавгах —
	ROHN HHA,

‹ Метр прочитал воинам свой знаменитый
приказ: «Воины! Вот пришел час, который
решит судьбу отечества. Итак не должны
вы помышлять, что сражаетесь за Петра,
0 за государство, Петру врученное... за
отечество... Не должна вас также смущать
слава неприятеля, будто бы непобедимого,
которой ложь вы сами своими победами
нал ним неолнократно доказывали».
	Выелушав приказ, главные силы дви-
нулись навстречу шведам, которые также
начали наступление. В начале 9-го часа
обе стороны открыли сильный ружейный
огонь, Вскоре правый фланг шведов начал
теснить находившийся против нем баталь-
он Новгородского полка. Наступила крити-
ческая минута. Петр подскакал к батальо-
ву Новгородского полка, находившемуся во
второй линии, и лично повел е19 на вы-
ручку. Воодущевленные храбростью Петра,
солдаты стремительно пошли в атаку. Им
удалось не только восстановить положе-
ние, но и заставить шведов отступить.
	На всем фронте кипел ожесточенный
бой. Правое крыло главных сил пехоты
шведов дрогнуло и начало отходить. Рус-
ские войска усилили свой натиек. В 11 ча-
вов окончательно определился исход сра-
жения. Расстреенные огнем русекой ap-
тиллерии и пехоты, охваченные с обоих
флангов, шведы, оставив на поле боя 9.234
убитых, обратились в беспорядочное бег-
ство. Русские захватили в плен 2.874 ч6-
ловека.

Моншиков, . организовавний, по прика-
ay Петра, преследование врага, на следую-
щий тень настиг остатки шведской армии
	Румынская крестьянская делегация в совхозе «Кубань»
	ТУЛЬБЕВИЧИ (Краснодарский pad),
7 июля. (ТАСС). 5—6 июля группа чл6-
нов румынекой крестьянской делегации
находилась в ордена Левина совхозе «Ку-
бань».
	С большим интересом гости наблюдали
33 работой сцепа двух комбайнов, уби-
равших ячмень на участке Героя Сониз-
листического Труда звеньевой А. И. Пет-
ренко.
		Ту Переволочны, где, прижатые в Днепру,
они вынуждены были сдаться, Эдесь взя-
то было в плен 18.746 человек. Шзедская
армия была разгромлена. Лишь Карлу ХПИ
с несколькими сотнями человек удалось
переправиться через Днепр и бежать с гет-
маном Мазепой в Турцию. Потери русских
под Полтавой составили 1.345 убитыми
й 3.200 ранеными.

Так закончилась знаменитая Полтав-
ская битва. Вторгнувшаяся в пределы Рос-
CHH, считавшаяся  «непобедимой», пшвед-
ская армия была уничтожена. Россия Ha
широком фронте — от Выборга до Риги —
вышла на берега Балтийского моря.

Исход Полтавского сражения имел ре-
шающее. значение в ходе Северной войны.
Война продолжалась еще. двенадцать лет,
но уже на вражеской территории, и закон-
чилась полным разгромом Швеции. «...Варл
ХИ,— говорит Энгельс, — сделал попытку
проникнуть внутрь России; этим он погубил
Швецию и показал всем неуязвимость Рос-
сии». (Собр. соч., т. ХУТ, часть И. erp. 9).

Победа, олержанная русскими войсками
в Полтавской битве — одна из ярких етра-
ниц’ героического прошлого нашей роди-
ны. Она была одержана силами, численно
меньшими, чем у противника, так как в
деле участвовала лишь первая линия рус-
ских войск — 10 тыеяч человек. В этой
битве проявились блестящие боевые каче-
ства всего русского народа: исключительная
выносливость, несокрушимая стойкость, на-
пористость в борьбе, товарищеская спайка.
В результате одержанной победы Россия
вылвинулаеь в ряд крупнейших мировых
держав.

На протяжении всей своей многовековой
историн русский народ не раз показывал
замечательные примеры любви к родине,
победоносно отражая нашествия иноземных
захватчиков.

Советские воины воскресили бессмерт-
ные традиции Полтавского сражения, Bce-
мерно приумножив славу русского оружия
на полях сражений Великой Отечествен-
ной войны.

Героическое прошлое русского народа,
немеркнуишие подвиги его героев вызыва-
ЮТ у всех советских людей чувство закон-
ной гордости за евою страну, за свой ве-
ликий народ, зовут их к новым подвигам
во славу нашей великой социалистической
охины.

Подполковник Н. МАКЕЕВ.
	К 240-летней зодовщине победы русских войск над шведами
	терпели поражение. Однако неудача не
сломила сил русского народа. Петр и его
ближайшие сотрудники восприняли Нарву,
как урок, на основании которого должна
быть достигнута решающая победа над
врагом,
	Началась упорная борьба. Русские пере-
шли в стратегической обороне, чтобы, на-
копив силы и средства, начать решитель-
ное контрнаступление  Шетр формирует
сильную регулярную армию, готовит офи-
перекие кадры; смело выдвигая русских
на крупные командные должности, прово-
дит реформу комплектования частей, улуч-
шает метолы обучения войск.
	Ценой огромного напряжения. всех CHA
страны Шетр <оздавал  военно-экономиче-
скую базу, способную бесперебойно обеепе-
чивать армию превосходной отечественной
техникой и всем необходимым для разгро-
ма врага. 060бое внимание Петр уделял
восстановлению артиллерии, потерянной под
Нарвой. Только в течение одного года на
русских заводах русскими мастерами было
отлито более 300 пушек. Многие новые
системы орудий, созданные талантливыми
русскими  Бонструкторами; превосходили
соответствующие типы орудий иностран-
ных армий,
	Считая,   что © русской армией поконче-
но, Карл ХИ после Нарвы направилея в
Польшу, чтобы разгромить союзника Пет-
р& — Аргуета П. Но там он увяз надолго.
	Сломив в результате длительной борьбы
сопротивление. Польши, Карл ХИ двинулся
в сентябре 1707 года в Россию, Быетрым и
смелым маршем из-под Варшавы шведы пы-
тались сразу же навязать русским генераль-
ное сражение, По приказу Петра его войска
отошли по Еаправлению на Киев.
	‚Методом «малой войны» руеские войска
непрерывно изматывали противника. Борь-
Oy ch шведскими интервентами вели также
русские, украинские и белоруеекие кре-
стьяне и жители городов. Шведской армии
пришлось передвигаться по разоренной мест-
ности, на которой активно действовали пар-
	тизанские отряды.
	  В этот периол erp энергично готовил
	войска к переходу в решизельное контриа-
ступление. Во главе армии стояли талант-
ливые русские генералы:
	В середине сентября 1708 года швед-
ская армия вступила на Северскую зем-
лю. В это время из Риги на соединение ©
главными силами шведов спешил генерал
Левенгаупт с резервным корпусом в
16 тысяч солдат, с большим транспортом
боевых и проловольственных запасов.
	Петр решил фазгромить корпус 1евен-
гаупта. Это решение в данной обстановке
	было елинетвенно правильным. При удач-.
	ном выполнении ег шведская армия ли-
шалась боевых и продовольственных при-
пасов, & также подкрепления, которое бы-
ло необходимо врагу для решительной
схватки с русской армией.
	Для нападения на Чевенгаупта был
сформирован легкий отряд в составе
12 тыеяч человек. Пехота была посажена
на лошалей. 28 сентября 1708 года при
деревне Лесной русские войска под коман-
дованием Петра настигли и разгромили
корпусе Девенгаупта. Шведы потеряли 60-
nee 9 тысяч человек, 17 пушек, 44 зна-
мени и 7 тысяч повозок © бюеприпасами
и продовольствием,

‚ Сражение при Лесной имело громадное
моральное значение. о Это была первая
крупная победа, одержанная русекими над
зарвавшимея врагом. Она показала, что
русские научились бить шведов, и явилась
как бы репетицией предстоящего генераль-
ного сражения. Не случайно Петр назвал
битву при Лесной «матерью Полтавской
побезы».

Не получив ожидаемого подкрепления,
Карл ХИ налеялея найти его на Украине
< помощью предателя Мазепы. Однако ук-
раинекий народ остался верен братскому
союзу © русеким народом. Он не пошел за
изменником Мазепой к шведам. В тесном
единении < русеками украинцы ветали на
защиту своей Родины от иноземных 3за-
хватчиков. Город Батурин — столица гет-
мана Мазепы, г1ле были собраны припасы