- ЧЕТВЕРГ, 14 ИЮЛЯ 1949`г. № 164 (10
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР,
			тепанова
	’ Велед за вомбайном с ‘большими  дере-
ванными граблями идут колхозницы Ma-
pag Цономатенко и  Зина Христенко. Остав-
шиеся после них колосья подбирают
школьники. Нока лущильники следующим
заходом перепашут стерню, ‘на поле He
останется ни одного колоса.

Уборочно-лущильный — агрегат pasoraer
весь день без остановки. Дополнительные
баки для горючего и воды обеснечивают его
снабжение : на долгое время. Выгрузка
зерна производится на ходу. Через опреде-
ленные промежутки времени Степанова у
руля комбайна сменяет Геращенко.
	 : Hoxa комбайн обходит ‘затонку, мы бе-
седуем с Ефимом Федоровичем. По его ре-
Чи трудно заключить, 4TH On Только ‘ком-
байнер. Степанов рассуждает, как высоко-
квалифицированный специалист, сочетаю-
щий глубокие познания мня и ма-
шинной техники,

-— ущение стерни,— говорит он,—яв-
ляется очень важным мероприятием в си-
стеме культурной обработки почвы. Из
трудов ажадемика Вильямеа я узнал, ка-
кую пользу приносит лущевка, если она
производитея одновременно е уборкой. За-
держка с лущевкой на 3—4 дня после
уборки намного уменьшцает запас влаги в
почве ин на 2—3 центнера снижает уро-
жайность той культуры, которая будет по-
сеяна. Своевременное лущение уничтожает
сорняки. Лущевка стерни одновременно
с уборкой имеет и другое значение: мы эко-
номим большое количество горючего, новы-
наем производительность тракторов и уве-
личиваем. заработок тракториста.

Шо мнению тов, Степанова, уборочно-
лущильный агрегат может создать каждый
вомбайнер. Для этого требуется только
желание, $ во время работы — элементар-
ное соблюдение правил техничебкого ухо-
1a 3a комбайном и его лущильникааи, Что
это так, мы убедились на примере 2-й
Одесской МТС, Здесь все комбайны рабо-
тают с лущильниками, Правда, многие
сцены еще далеки от совершенства — не
такие, как у Ефима Федоровича, но иони
безусловно приносят большую пользу.

Начиная жатву, комбайнеры МТС Одес-
щины должны ‘учесть опыт первых дней
работы тов. Степанова. А этот опыт по-
казывает, что все комбайновые агрегаты
Могут и должны работать в сцепе с лу-
	щильвиками.
he С. РУДЕНКО,

соб. корр. «Известий».
ОДЕССКАЯ область.
	два © половиной раза больше, чем раньше,
Улучшилоеь качество отделки, Устранены
большие потери раствора, и рабочие места
стали содержаться в культурном виде.
Поднялся заработок рабочих бригады,

Передовой опыт бригады знатного шту-
катура тов. Кутенкова нашел широкую
поддержку со- стороны общественности 6то-
лицы. Он быстро распространяется среди
строителей. Ем поддержали не только
бригады стройки, где работает тов. Кутен-
ков, но и других строек. Он одобрен со-
вещанием строителей Ленинградского рай-
она столицы, президиумом Центрального
комитета профсоюза рабочих коммунально-
го и жилищного строительства и другими
общественными организациями.

Ширитея соревнование за повышение
производительности труда строителей на 0с-
нове операционно-расчлененного метода ра-
боты. Бригада тов. Кутенкова, заключив до-
говор на соревнование сбригадами штука-
туров тт. Малыгина, Винокурова, Борисова,
взяла на себя новое обязательство — довести
ежедневную выработку каждого штукатура
до девяти метров, выполнять все работы
отлично, бережно расходовать раствор.

А. ТИТКОВ.
		Растет советский
: ‹ Вильнюе   -
	Агрегат комбайнера В@има
		области. Они присутствовали при испыта-
нии тов, Отепановым уборочно-лущильно-
го агрегата. Результаты испытания были
отличные. По примеру знатного комбайне-
ра во всех МТС Одлесщины начали орга-
низовывать такие уборочные агрегаты.

Тов. Отепанов дал обязательство убрать
в трех колхозах села Мариновка — имени
Сталина, имени’ Чанаева и. «Третий- Ин-
тернационал» — 500  тектаров озимых,
200 тектаров проеа и 50 текларов под-
солнечника. 3 _
`’ В первый‘ день комбайн был пушен о
обеда, так как накануне прошел дождь.
В вечеру в-этот день было убрано 13 текс
таров и намолочено 18 тонн зерна. Шо
урожайноети это, был худший участок.

На второй день агрегат работал ¢ пол-
ной нагрузкой. Он убрал 23 гектара. За два
с половиной дня Степанов сковил 58 гек-
таров озимой пшеницы, намолотив с каж-
дого гектара в среднем по 103 пуда зерна.

Длина  загонки, на которой работает
комбайн, — 1.600 метров и ширина —
около 300 метров. Оборудованный соломо-
половокопнителем, агрегат только в шести
местах по всему кругу сбрасывает солому.
На копнителе работают колхозники Иван
Нечай и Виктор Кобель. Они на ходу
укладывают и утрамбовывают солому и
затем сбрасывают ее так, что она ложится
небольшой аккуратной конной. Это намно-
TO облегчит колхозу работу по скирлованию.

3a лущильниками  присматривает моло-
дой колхозник Николай Нечай. Весной on
побывал на спепизльных курсах. Душевка
идет отлично: на бтерне ‘He найти ни
одной ненерепаханной полоски.

Трактор «С-80», который водят посмен-
но Николай Бурлин и Григорий Григорен-
Ko, все время движется на третьей екоро-
сти. Окорость движения агрегата и шири-
на захвата его хедера играют рёшающую
роль в производительности комбайна. Вом-
байн тов. Степанова работает на низком
срезе, при полном захва режущего ме-
ханизма. Бригада организовала свою pa-
боту так, что -не допускает ни’ малейних
потерь зерна. Сам комбайнер внимательно
следит за своевременной очисткой зерно-
уловителя, а ето помощник Григорий Ге-
рашенко все время чистит ero. Особенно
строгое ‚наблюдение ведется за второй
очисткой зерна и з& тем, чтобы крышка
торловины элеватора была как следует
затянута. Это очень важно для уменыше-
ния потерь. Молотяльный агрегат рабо-
тает прекрасно: в соломе и полове не най-
TH ни одного необмолоченного голоса.
	Hora мариновских колхозов занимают
большую часть равнины, широкой полосой
растянувшейся между Буяльнацеям nm Xaq-
жибейским aaManamwn, Memyy лиманами
чаще, чем в других местах, шли в по-
следнее ‘время дожди. Они Задержали на
несколько дней разворот косовицы.
_ Мастер комбайновой уборки Ефим Фе-
дорович Степанов с нетерпением ожидал
погожих дней, чтобы вывести в поле сво-
егь «Сталинца». Выхода в поле тов. Сте-
панова ожидали многие комбайнеры Одес-
щины. Дело в том, что еще задолго до

уборочной страды Ефим Федорович 9бра-
	тилея е призывом ко всем .волителям степ-   В
	ных кораблей — начать соревнование 3a
успениное провеление уборки. Подготовке
& уборке во 2-й Одесской МТС был поевя-
щен специальный «етахановекий четверг».
В этот день сюла приехали комбайнеры и
бригадиры тракторных бригад не только
своей, но и соседней 1-й Одееской МТС.
Тов. Степанов ‘поделилея опытом своей
прошлогодней работы и рассказал, как он
тотовитея нынче в уборке.

`Детом прыилого года тов. Степанов за
21 рабочий день убрал комбайном «Ста-
линец-6» 386 гектаров озимых культур и
намолотил 695 тонн зерна. Но, yro oco-
бенно важно, он одновременно с уборкой
на всей скошенной площади произвел луз
щечие стерни. Многие комбайнеры обла-
сти минувшим летом начинали уборку в
сцепе- с лущильниками, но уже через два-
три дня лущильники стояли в стороне:
эдним они «мешали», другие никак не
могли сочетать работу комбайна с луще-
нием стерни. Только отдельные, наиболее
опытные мастера; и в их числе Ефим Фе-
дорович, добились своего.

‚ Сцен для лущильников комбайнер еде-
лал сам. Он, правда, был довольно при-
митивный: лущильники прикренляливь к
комбайну сзади металлическими планка-
ми, И все же и в таком виле он работал
все время без. единой поломки.

Подготовку в уборке урожая нынешнего
года Ефим Федорович начал с зимы. За-
кончив ремонт комбайна, он взялея 3a
конструирование новото, более совершен-
ного. спепа. На этот раз было решено при-
способять лущильники впереди комбайна,
непосредственно за трактором. Комбайнер
сделал раму, которая прицепляется к трак-
TOPHOMy крюку. Такая сцепка имеет боль-
шие преимущества. Е

В нае во 2-ю Олесскую МТС приехали
хиректора и их заместители по политча-
СТИ. всех  мапинно-тракторных станций
		Практика советского. строительства.

‚Народная забота“ о школе

Понимая, что: общественная, помощь шо-
‘ле’ необхолича обобенно теперь, когда 027-
ществляется обязательное семилетнее` бу-
чение, трудящиеся Ярославской области
берут шефетво над школами, -

«В нашей области, — пишет инспектор
областного отдела народного образования
тов. Кириллов в статье, ‘опубликованной
* областной: Газетой ‘«Северный. ‘рабочий»,
— инициаторами народной помощи шко-
лам выступили трудящиеся Сталинского
райена. Свои: обязательства они выпол-
Няют’ © честью. Над 57 школой шефст-

» вует ТЭЦ. В этой школе заканчиваются
побелка стен и потолков, окраска пане-

лей и полов, Здание и двор обнесены же-
лезной оградой»:
	_Нравительство потребовало освобождения
школьных зданий, занятых не по’ назначе-
нию. В Ярославекой области это требова-
ние еще не выполнено.

«Из 15 таких зданий освобождены и
готовы к приему детей только 5. До сих
пор заняты учреждениями начальная шко-
ла в Переславле, средние школы в Да-
выдкове, Данилове, Ильинском и Курбе.
Не освобождена и. Воскресенская сред:
няя школа. Масловекого района».
	„Создаем условия
для новых успехов“
	Подготовиться к новому учебному голу—
это. не только построить и отремонтиро-.
вать здания, обеспечить их топливом, ин-
вентарем, учебными пособиями, ‘провести
учет детей; Успех. зависит еще и от того;
как сами учителя подготовятея к-занятиям
в новом учебном году. Хороший. пример в
этом отношении показывает педагогический
коллектив Поченской средней школы‘ имени
Некрасова в Брянской области.

„Тазета «Брянений рабочий» опубликова-
ла статью заведующего . учебной частью
этой школы тов. Демина, в которой гово-
DHTCH! ;
	«Подготовка к новому учебному годув
нашей школе началась еще в. апреле...
Особое  внимание- уделяется подготовке
самих учителей... Между учителями рас-
пределены классы и предметы на новый
учебный rox... Первостепенным делом
педсовет признал. индивидуальную подго-
товку самого учителя к›новому учебному
году... Учителя перед. отпуском продума-
ли и составили индивидуальные планы
подготовки к новому учебному году».
	Тотовясь в новому учебному году, учи-
теля Поченской школы организуют веесто-
рониюю помошь учащимся, которым прел-
стоят испытания осенью. ;
		ВИЛЬНЮС, 13 июля. (По. телеф, от соб,
корр.), Пять лет назал, 13 июля 1944
тода, части тероической Советской Армия
освободили столицу Литвы — Вильнюс,
разрушенную немейко-фашистскими ORRY-
пантами.

В обстановке радостного созидательного
epyis ‘отмечают трудящиеся Вильнюеа
славное пятилетие. Восстановлено 130
тысяч квадратных метров жилой площа-
ди, лостраиваются здания Дома ученых,
тоетиницы, кинотеатра. Встали из руин
десятки предприятий, электростанция, те-
	  дефонная станция. ›
	Огромная роль в разрешении поставлен-
ной ‘товарищем: Сталиным: задачи — «еде-
„лать. всех” ‘рабочих: Ги вевх крестьян‘ куль-
турными и образованными» принадлежит
нашей итколе. Благодаря неустанным з860-
там коммунистической партий и советско-
то правительства о непрестанном под’еме
культурного уровня народа сеть школь-
ных учреждений . ув. СССР: из Года ‘Bi TOs
непрерывяо ‘расширяется, качество педаго-
гической деятельности поднимается все
выше. а :
	В истекшем году школы работали луч-
ше, чем в предыдущем, в будушем году они
должны работать еше лучше. Но’ 0б этом
уже сейчас нужно позаботиться ‘местным
советским организациям. Именно сейчас, в
летнее время, ими обеспечиваются условия
для плодотворной работы школ в предетоя-
щем учебном году. Что же в этом отноше-
нии делаетея в краях, областях и реснуб-
ликаХ?
	Благородный почин
	В республяканской газете «Туркменская
искра» опубликована статья начальника
групны культуры Совета Министров Турк-
менской ССР тов. Моллакова, в. которой
рассказывается, как местные Советы pec-
публики готовят 1иколы к новому учебному
году.

Работа предетоит большая. Нужно по-
строить 46 новых школ, восетановить шко-
лы в районах, пострадавитих от землетря-
сения, капитально отремонтировать 278
школ, провести тевущий ремонтов 761
школе.
	«Колхозники и колхозницы Марыйско-
го района,— пишет автор. статьи, — обра-
тились с призывом ко всем трудящимся
Советского Туркменистана помочь шко-
лам подготовиться к новому учебному
году... : :

Благородный почин марыйцев уже
встретил горячий отклик трудящихся го-
родов, райцентров и сел нашей респуб-
лики».
	Ъ сожалению, не все еще исполкомы ме-
стных Советов Туркменистана поддержали
патриотический почин марыйских колхоз-
ников — своевременно начать подготовку
к новому учебному году. Перед местными
Советами стояла, например, задача до
5 июня провести перениеь детей с 7.до
15-летнего возраста. Заместители предее-
дателей Ашхабадского и Чарджоуского обл-
иеполкомов тт. Вульмамедов и Бердыев пе-
реложили вею эту работу исключительно
на: органы народного образования.
	< «Важнейшим мероприятием, — говорится
в заключение в статье, — в подготовке
к учебному году является контрольная
августовская перепись детей. Исполкомы
Советов должны возглавить августов-
скую перепись детей, привлечь к ее про»
ведению не только органы’. статистиче-
ского управления, но н всю обществен-
ность: депутатов, колхозы, предприятия,
MTC, общественные организации».

В статье говорится также о необходимо-
сти своевременно выстроить о школьные
здания, произвести капитальный и теку-
щий ремонт школ, нриобрести школьную
мебель, учебники, тетради, карандаши и т. д.
	Накануне
	сейчас всюлу видны строительные
леса. Сосружаются заводы и фабрики, вос-
станавливаются здания школ и высших
учебных заведений, = реконетруируются
улицы и площади. На живописном холме
в центре города реставрируется старинная
башня Гедимина. -

Строятся пять стадионов. Местами мас-
сового отдыха становятся Центральный
парк и обновленный Пушкинский’ сад.

Зелень окружающих тород холмов сли-
взетея © зеленью новых ‘тородских аллей,
скверов и садов. В Вильнюсе высажено
	97 тысяч деревьев. ‘_ А. ГОЛУБЕВ.
	В Ильменском заповеднике
	ЧЕЛЯБИНСА, 13 июля. (По телеф. от
cob. корр.). Более 4.000 экскурсантов по-
бывало с начала лета в Ильменском залю-
веднике имени Фенина, Сейчас в этот
чудесный уголок, re богато представлены
все виды флоры, фауны и сокровяща недр
Южном Урала, приезжают трудящиеся co
всех концов нашей родины.

Здесь прошли практику студенты Мо-
сковското университета имени Ломоносова,
Свердловского и Львовского университетов,
Омского, Челябинского, Магнитогорского и
Свердловского педагогических институтов и
других высших учебных заведений.
	Б нынепнем голу при заповеднике op-
	$.
П. ТИМОФЕЕВ.
	ганизована туристекая 023

Подготовка дорог к перевозкам
зерна нового урожая
	БРЯНСЬ, 13 июля, (По tenes. ot cob.
корр.). В области широко тазвернулось
сопиалистическое соревнование дорожни-
вов за выполнение годового плана строи-
тельства и ремонта дорог к 1 октября. За
шесть месяцев выполнено три четверти
годового задания по строительству новых
`дорог. Головой план ‘ремонта лорог выпол-
нен на 106 процентов.

Лучших результатов yoSaanes дорож-
ные работники Клинцовского, Климовского
и Воронокского районов, уже: выполнив-
‘ние годовые задания.

С особенным потемом ‘трудятся дороже
‘ники в эти предуборочные дни; Ежехнев-
но на работах заняты семь тысяч чело-
век, много автомашин и полвод,

М. МАТЮНИН.
	Отовсюду
	* Три новых минеральных источника об-
наружены в километре от Андреаполя —
	районного центра Великолукской области,
возле села Дубно,
	* Пятьдесят восемь звероводов и охото-

ведов выпустил Новосибирский коопера-
тивный техникум,
	® Производство миниатюрных  электро-
лампочек, широко применяющихся в про-
мышленности средств связи н в радиопро-
мышленности, освоил Рязанский электро-
ламповый завод.
		Ценный опыт новатора Кутенкова
	довательно операций. за каждым звеном
бригады закренлена одна из. таких опера-
ций. В процессе работ звенья переходят с
одной операции на другую. Благодаря это-
му даже малоопытные рабочие за короткий
срок (6—10 месяцев) могут стать ква-
лифицированными ‘мастерами, способньдги
выполнять любыё штукатурные. работы.

°— Переход бригады на новый метол. рабо-
	ТЫ потребовал изменения технолотии и шШи-
	рокого внедрения. механизации. вригаде по-
могли инженеры Мазур и Гендель. Они
разработали новую технологию, обеспечили
бригаду более облегченным и прочным ин-
	струментом, добились правильного исполь-
	зования механизмов. сейчас работы, выпол-
няемые бригадой, механизированы на 80
пропентов. Специальный агрегат — раствор-
ный узел — подает. по шлангам раствор
на верхние этажи, гле работают растворо-
меты. По такому же принципу организова-
на подача на верхние этажи алебастра и
цемента.
	В результате применения нового метода
работы бригада тов. Кутенкова _за месяц
и 20 дней оштукатурила 5.800 квадрат-
ных метров. Каждый рабочий за смену
штукатурил 8 квадратных метров-—в лва—
	Подлинным новатором строительства по-
Bazaar себя бригадир штукатуров треста
«Мосжилгостстрой» Иван Ефимович Кутен-
ков, работающий сейчас на строительстве
тома № 9 по улице „Горького. Тов. Кутен-
ков предложил новый метод штукатурных
работ, значительно ускоряющий внутрен-
нюю отделку зданий и способствующий бы-
	строму повышению квалификации молодых  :
	рабочих, ее .

С давних пор штукатуры привыкли ра-
ботать по-двое или побригадно — индиви-
дузльным, основанным исключительно на
ручном труде методом, требующим большо-
го числа питукатуров высокой квалифика-
ции. Примененный тов. Кутенковым опе-
рационно-расчлененный метод избавляет
строителей от устаревшего ручного способа
ведения штукатурных работ.

Новый метод основан на принципах по-
точного производства и на широком ие-
пользовании комплексной механизации.
Бригада ‘тов: ‘Кутенкова, ‘состоящая почти
Полностью. из молодых табочих, недавно
окончивших школу  фабрично-заволекого
	обучения, разбита нз пять звеньев. Весь
процессе штукатурных работ также расчле-
HOH на пять основных, ведущихся после-
	Подготовка школ к, новому учебному го-
ду — кровное дело местных. Советов. Они.
обязаны поставить дело так, чтобы евое-
временно была подготовлена материальная
база, во-время выстроены школьные зда-
ния, произведен капитальный и текущий
ремонт. школ, приобретена . мебель, учеб-.
	  ВБИ, ‘тетради и карандаши, ‚учебно-на-
	глядные нособия. Крайне. важно своевре-
менно снабдить школы и квартиры, учите-
лей топливом, созхать при. каждой. школе
Фонд всеобуча для оказания помощи нух-
хающимея школьникам. у
		ATR TNE mm mmm maa nee
	В канун праздника состонтся торже-
ственное заседание Московского городского
Совета депутатов трудящихся и. Москов-
ского городского комитета ВКП(б) COBMECT-
но с представителями Вооруженных Сил
COCP x общественных организаций,

В парках столицы в день праздника
будут проведены массовые гулянья, встре-
чи с героями-летчиками,
	бои, а.в большинетве случаев по причине
чрезмерных утечек. воды. :

Культурный советский шахтер справед-
impo требует борьбы с пылеобразованием,
наши конструкторы и машиностроителя
обязаны в самом срочном ‘Порядке создать
ДлЯ этого совершенные приспособления.
	Существенную помощь в механизации
шахт должна оказать угольщикам. электро-
машиностроительная промышленность. Вы:
сокопроизводительные машины требуют
электродвигателей повышенной. мощности,
обеспечивающих длительный режим -pabo--
ты машины. При наличии более мощных.
электродвигателей можно было бы не пря-
бегать. к смариванию электродвитателей,
Kak это делается, к примеру, на комбайне
«Донбасе» в 12-й Восточной лаве шахты
№ 3-бис в Донбассе, или к применению
трех двигателей в комбайне системы 0. С.
Макарова, предназначенных хля привода
исполнительного механизма, состоящего из
нескольких режущих баров и штанг

Еще один. важный вопрос. необходимо pe-
ШИТЬ в связи с комплексной механизацией
угледобычи. Переход на полную механиза-
цию очистных. и подготовительных работ
в большинстве случаев связан с реорганя-
зацией внутришахтного ‚транспорта, 8 иног-.
ла и с реконструкцией основных под’емно-
транопортных ‘сооружений и поверхности
max, Е.

`Таким образом, переводу Waxt 8 пол-
ную механизацию неизбежно предшествует
тщательная разработка проекта с-инженер-
ной проверкой пропускной способности и
производительности всех звеньев хозяйства
шахты, с правильной расстановкой рабочих
и решением вопросов организация: трула и
системы оплаты - : й
	В результате зровехения в. жизнь этих
проектов еще повысятся. культура и тех-
ника угледобычи, оначительно облегчатся
условия подземного труда. ин резко ‚ увели-
читея производительность советских  шах-
теров.

Полная комплеконая механизация утоть-
ных шахт будет ответом ‘Умльщиков на
призыв великого вождя товарища Сталина—
Не только догнать, ню и превзойти в бли-
жайнюе время достижения науки за пре-
делами напей страны. a cae
	Академик А. ТЕРПИГОРЕВ,
‚ Научный: сотрудник - с --
	Б. РОЗЕНТРЕТЕР:
	Дня Воздушного Флота
	В столице нашей родины Москве пгироко
развернулась подготовка ко Дню Воздупного
Флота. СССР. К традиционному празднику
выпускаются брошюры, плакаты, открытки,

На предприятиях проводятся беседы и
лекции на темы: «День Воздушного Флота
СССР-—праздник, советского народа», «Пар-
тия` Ленина — Сталина — организатор и
руководитель советской авиации», «Наша
страна — родина авиации и воздухонлава-
ния» и другие. — . Е .
	вильными рядами металлических етозк и
нередко освещена лампами дневного евета.

Заботами партии и правительства совет-
свим. шахтерам создаются новые условия
подземной работы. Но, чтобы во всей нол-
ноте использовать эти благоприятные усло-
вия, многое еще предстоит сделать уголь-
щикам. Новые машины требуют форейрова-
ния подготовибельных работ в щахте. Уве-
личенная добыча лав при новых средствах
угледобычи. и более быстрое продвигание
очистных забоев требуют значительного
ускорения прохождения подготовительных
выработок. Поэтому задачей. угольного .ма-
шиностроения являются дальнейшее со-
вершенствование имеющихся типов машин
и выпуск ряда новых моделей проходче-
ских комбайнов. для нарезных работ по
углю. В целях увеличения срока службы
подземных выработок следует раснтирить
применение трубчатых железобетонных
стоек, предложенных лауреатом Сталин-
ской премии проф. В, В. Михайловым..

Вместе с этим должно быть увеличено
применение металлической крепи в комбай-
новых и струговых-лавах, Необходимо про-
должить изыскания. по созданию надежной
передвижной рамной крени, как менее тру-
доемкой и простой в эксплозтацийи, и раз-
вернуть работы по конструированию пере-
движной механизированной крепи для
очистных забоев.
	Аороший почин в этом направлении сле-
лан комбинатом «Кузбасесуголь», впервые
в история мировой техники создавшим ком-
бинированный агрегат «Кузбаес».
	Работники угольного мапиностроения
должны позаботиться о создании аналогич-
ного агрегата с применением, в качестве
выемочной манны, не только струга, нон
угольного” комбайна. Агрегат ‚необходимо
проектировать для типичных условий раз-
работки пюлогопадающих пластов  мош-
ностью 1,0 — 1,2 метра.
	Широкое внедрение машинной техники
требует осуществления мер, предупреждаю-
щих засорение атмосферы в лавах и итре-
ках. Совместной работой Макеевского науч-
но-исследовательского инетитута. и Типроуг-
лемаша создано увлажняющее приспособле-
ние для угольных комбайнов. «Лонбасс» HOCH:
стемы С. С. Макарова. Но далеко не у всех
комбайнов это устройство работает мае
НО — Иногда -. ПО. причина несовершенства

а
	организации подвода воды B 9

i EIT NE ee Ee ae

WHCTHHIE за.
	екребковые конвейеры, более длинные и
‘проязводительные: т

Новые требования пред’Являет комбайн
и к транспорту. на штреках. Непрерывная
работа с нагрузкой до 100—120 тонн в
час возможна лишь в условиях беспере-
бойной откатки или транспортировки добы-
вавмого в лаве угля, и любой перерыв в
транспорте влечет за собой остановку рабо-
ты комбайна. Следовательно, откатка на
штреках должна привлечь самов присталь-
ное внимание угольщиков,

0060 надо сказать о применении в
наших шахтах утольных стругов. Струтг
представляет собою двустороннюю  сталь-
ную отливку, оснащенную режущими лез:
виями. При движении вдоль забоя ео ско-
ростью 6—7 метров в минуту струг, под-
тягиваемый канатом мощной лебедки, ени-
мает с груди забоя «стружку» толщиною
в 200—250 мм и высотою ло 600 мы.
Выше расположенная пачка угля после
одной-двух стружек сама отлеляетея от
массива под давлением кровли пласта и
падает вместе с углем, скалываемым стру-
гом, на забойный конвейер. После снятия
каждой стружки конвейер механически пе-
редвигаетея.

Первые варианты выемочных маптин ти-
па стругов были сделаны нашими изобре-
тателями еще задолго до Отечественной
войны, но промышленное внедрение полу-
чили лишь струги конструкции Вороши-
ловградского конструкторского бюро Гин-
роуглемаша,. изготовленные заводом им.
Пархомеяко.
	Несмотря wa всю простоту этого меха-
низма, струг совершенно меняет техноло-
гию угледобычи в очистном забое, освое-
ние его требует много времени, которое по-
том окупается ето высокой производитель-
ноетью. В лаве, где работает струг, нет ни
навалоотбойщиков, ни переносчиков кон-
вейеров; всю работу по выемке угля про-
изводит сама машина, & передвижку за-
бойного конвейера осуществляют домкраты,
действующие под давлением сжатого воз-
духа, Минимальные габариты erpyra по.
высоте позволяют ему работать в MAO
мощных пластах. ‘

Величествениое зредище можно наблю-

лать во время работы струга, Он быстро
лвижется вдоль забоя. Непрерывный мощ-
ный ноток сверкающего угля течет по кон-

вейеру. При этом лава закреплена mpa-
	комплексной

В концу послевоенной сталинской пяти-
летки должны быть полностью восстанов-
лены все пострадавиьие от войны угольные
районы с. тем, чтобы добыча угля в СССР
в 1950 году была доведена до 250 млн.
тонн. Выполнение этой важнейшей народ-
нохозяйственной задачи требует широкого
и планомерного перевода на полную меха-
низацию ‘трудоемких и тяжелых работ в
шахтах, что приведет к новому под’ему
экономической моши Советекого Союза.
	Начало работ по комплекеной механиза-
нии горных работ относится к довоенному
периоду. Перед Великой Отечественной
войнай — в 1940 году почти 95 процен-
тов выемки угля по CCCP произведилось
пря поуощи механизмов, доставка угля В
забоях была механизирована на 90 про-
центев, откатка — на 75 процентов, по-
грузка в железнодорожные вагоны — на
87 процентов. Но такие трудоемкие опера-
ции, как навалка угля, крепление вырабо-
танного пространетва, погрузка породы, по-
чти не были механизированы и лимитиро-
вали дальнейший рост добычи и производи-
тельности труда. Поэтому в послевоенный
период угольщики прежде всего принялись
32а. разработку рациональных конструкций
горных машин для механизации отстающих
в техническом отношении операций.

При добыче подземным е10бобом решение
задачи механизации назалки: угля в очист-
ных забоях идет по нескольким самостоя-
тельным направлениям. Одно из них —
применение. взрывонавалки в сочетании с
машинной погрузкой угля на забойный
конвейер. Вонструкторы и машиностроите-
ЛИ 38 последние годы активно работали над
созданием навалочной машины для длинно-
то очистного забоя. Были выпущены 06-
разы модернизированных машин: MII-3
профессора Н. 0. Полякова, ГН-2 инжене-
ра 1. Я. Григорьева; БНУ Гипроуглемаша
и небольшая серия утлепогрузчиков
RYH-46 системы М, А. ВБрацлавекого. С
1948 г. шахты Донбасса ве большим уене-
хом применяют. врубово-погоузочные мания
	ны лауреата. Сталинской премии инженера.
	В. П. Мартыненко.
	Еще. год тому назад в угольных шахтах
Союза работали лишь единичные экзем-
пляры навалочных и погрузочных машин,
но сейчас масиьтаб ‘применения их значи-
тельно расширился. Вначале шахты ком-
бината «Ростовуголь», & затем и других
комбинатов успешно освоили врубово-но-
грузочную машину В. П. Мартыненко —
простую в эксплоатации и устойчивую в
работе.
	Ва родине промышленного. применения
механизированной навалки угля — ордено-
носной шахте Запалная Капитальная ком-
бината «Ростовуголь», где работают ин-
женеры —— лауреаты Сталинской премии
тг. А. В. Видулин, А. К. Поченков и В. В.
Начинкин, 61 процент всего добытого угля
за первый квартал нынелнего гола был
погружен механическим путем. При этом
производительность труда рабочего по
участку поднялась по сравнению с тем вре-
менем, когда не было в работе машин Мар-
‘тыненко, на 40—45 процентов.

Другим направлением в механизации на-
валки, одновременно е выемкой угля, яв-
ляется применение угольных комбайнов.
В области угольного  комбайностроения
СССР прочно удерживает. приоритет в ми-
ровой технике. За период исканий рацио-
нальной конструкции выпущены и onpo-
бованы. комбайны лауреатов Сталинской
премии А. В. Сердюка, Е. Т. Абакумова и
А. В: Топчиева. & тавже механика А. И.
Бахмутокого. Нала утольная промышлен
ность имеет теперь серийные комбайны
«Донбасс» для разработки тонких. пластов
и системы 0. С. Макарова и ВОМ-2 для
пластов срелней мотиности.
	Бомбайн «Донбасс», предложенный лау-
реатами Сталинской премии А. Д. Сукачем,
М. ©, Горшковым и В. Н. Хориным,
‘изготовленный  Горловским заводом им.
С. М. Вирова, работает на многих шахтах
Toutacea. Получившие в свое распоряже-
ние эту машину прославленные донецкие
терняки т.т. Очепира, Запорожец, Воропаев
3 Петровский на  орленоносной шахте

i треста «Снежнянантрацит», тг. Хо-
	хоковский, Недвига и Матвиенко на шахте
№ 3-бис треста «Чистяковантрацит» дове-
ЛИ месячную производительноеть комбайна
до 9.000 тонн и соревнуются за доетиже-
ние к празднику Дня шахтера произвоти-
тельноети в 12.000 тонн.
	Б отдельные сутки знатные мапгинисты
тт. Ходоковский, Недвига и Матвиенко хо-
бывали комбайном до 550—600 тонн, а
тов. Воропаев в лаве длиною 236 метров
при мощности пласта 0,95 метра доводил
суточную добычу до 490 тонн при задании
в 230 тонн. В каждой такой лаве комбайн
сберегает` труд по меньшей мерё пятилеся-
ти навалоотбойнтиков.
	Не менее значительные результаты по-
лучены и от применения комбайнов систе-
мы лауреата Оталинекой премии тов: С. ©:
Макарова. на отдельных шахтах `Караган-
ды. В частности на 31-й шахте, применив-
шей комбайн, месячная добыча его дости-
raer 11.000 тонн, оставляя по добыче и
производительноети труда далеко позади
машинные лавы‘на этой же шахте.
		Естественно, чо’ столь о высокопроизво-
дительные машины немедленно пред’явили
свои требования к ейстёме ортанизации ра-
бот на участке, к организации труда, си-
стеме энергопитания и т. п. Многое в ор-
ганизации шахт оказалось устаревшим и
сдерживающим дальнейший скачок вперед
в угледобыче. Теперь уже стало очевид-
ным, что столько угля, сколько добывает
комбайн, не в состоянии во многих елучаях
принять существующие забойные конвейе-
ры СТ2-11 или ©ВР-11. Они рассчитаны
на производительноеть ‘гораздо меньшую.
Кроме того, длина этих конвейеров ме со-
ответствует длине теперешних комбайновых
лав. В длинных лавах приходится устана-
вливать последовательно’ два-три конвейе-
ра, а в местах перегрузки с одного кон-
вейера на другой делать вручную ниши в
угле, а вомбайн пропускать вхолостую.

Bee ‚это ставит перед машиностроителя:
MH Новые задачи — срочно выпустить