ПЯТНИЦА, 15 ИЮЛЯ 1949 г. № 165 (10005)
	городе

перь отлелываются ломз переднего плана.
Их строптели — лучние бригады: камеён-
manos Наколая Щеглова, штукатуров Мат-
рены Малышко,  плотнаков Митрофана
Нахмелкина. Они пришли с®да с разных
площадок, чтобы сделать 15-Й квартал об-
разповым.

Матрена Малышко и Николай Шеглов
долго отыскивали наиболее выголные пу-
ти ускоредия жилищной стройки, знако-
мились с опытом Москвы и Запорожья,
читали. техническую литературу. Решено
было применить поточную систему. Брига-
ды строителей переходили на хозяйствен-
ный расчет: они комплектовались из пре
ставителей нескольких снециальностей —
каменщиков, бетонщиков, плотников, мо-
ториетов.

Появились стахановсвие счета  эъоно-
мия. Первой открыла счет братада Наяко-
лая Шеглова. С огромным увлечением‘ она
производила кладку 36-го дома. Каждый
каменщик, моторист, ‘подеобный рабочий
считал минуты, экономил кирпич, цемедт,
чтобы не уступить первенства соседям.
Кладку двух этажей закончили На три
дня раньше срока, указанного в хозра-
счетной книжке. На счету появилась пер-
вая запись: 6.500 рублей сверхилановых
накоплений. :

° Окрыленная успехом своего товарища,
депутат районного Совет» Матрена Ма-
JIBININO говориль на сессии:
	— В заботах о родном городе мы ищем
путей высокой производительности и HS-
ходим WX. Наши хозрасчетные бригалы;
	применяя новую технологию, строгий грз-
фик, сжимают до предела сроки crpon-
тельства о жилищ. Опыт доказывает:
16-квартирный дом может быть готов не за
300 лней, как раньше плаяировалось, &
за 102 дня. Наши комплеконые бригады
  обязуются выполнить годовую программу
к октябрю и дадут по 20 тысяч рублей
накоплений.

Почин патриотов-строителей 15-го квар
тала был подхвачен и разнесен депу-
татами по всем строительным площадкам.

В росте города на Амуре, в блеске ето
вымощенных улиц, в ярком свете вечер-
них огней, в красиво убранных зеленью
парках мы видим проявление неиссякаемой
творческой энергий советекого человека.

В. БИРЮКОВ,
спец. корр. «Известий».
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		родвигать
	Оптовые базы областных и краевых по.
требсоюзов, а также сбытовые базы про-
мышленности в’ ряде случаев засылают без
заказов и заявок торгующих организаций
ненужные последним товары, Это вызывает
излишние потери, связанные © хранением
	товаров в местах получения, возвратом их
	поставиикам, & также переотправкой дру-
гим торгующим организациям.
	Решение правительства, обязываюзщее
сбытовые базы промышленности и оптовые
базы потребкооперации производять отгруз-
КУ Товаров по железной дероге мелкими
партиями, не выполняется. Районные по-
требсоюзы вынуждены вывозить товары в
районы собственным и наемным автотранс-
портом, что вызывает излишние расходы.
	Проверка, проведенная Главным управ-
лением по делам промысловой и потреби-
тельской кооперации пря Совете Министров
CCCP, показала, что во втором квартале ны-
нешнего года почти в половине обследован-
ных магазинов и лавок (точнее — в 47%)
нарушалея аа ассортиментный
минимум. зв 19% — отсутствовали това-
ры повседневного спроса (соль, спички,
керосин). Некоторых товаров в розничной
торговой сети не было, хотя на складах они
имелись.

Денентрализованные закупки товаров ор-
ганизованы плохо. Ужтородекий окружной
потребсоюз Закарпатской области, напри-
мер, послал в Днепропетровек своего экепе-
дитора, который вместо эмалированной по-
суды для сельпо закупил на два миллиона
рублей шерстяных тканей, хотя их и без
того имелось в торговой сети достаточно.
Харьковский облиотребеоюз во втором квар-
тале этого года завез в Красноградский
район из Гомельской области 27 тонн колес-
ной мази при головой потребности в 10 тонн.
Цена завезенной мази — три рубля за ки-
лограмм. Между тем, на месте можно ву-
ПИТЬ такую же мазь по 1 руб. 75 коп.

Отдельные областные и краевые потреб-
	союзы и их оптовые организации не’ знают
экономики местного рынка, He изузают
	спроса населения на товары и закупают
много.товаров, не имеющих прога. Оптовые
	торговые базы потребсоюзов зачастую заво-
	зят из других областей те товары, которые
выпускаются на месте.
	Все эти недостатки об’яеняются тем, что
оптовые звенья медленно и плохо пере-
‘страивают свою работу применительно в
новым ‘условиям —— ‘условиям развернутой
советской: торговли: Схемы нутей товаро-
продвижения, разработанные для каждого
республиканского, краевого и областного
потребсоюза, до сих пор еще не стали не-
преложным законом работы каждого опто-
вото звена — базы, склада.

Woen mane Зазьеръатье mHatenimtae nnana.
	Надо шире развивать транзитные опера-
ции, покончить с ‘ненужной, нерациональ-
ной засылкой фондовых товаров на базы
потребительской кооперации со сбытовых
баз промышленности. Необходимо изменить
методы работы оптовых баз промышленно-
сти, потребсоюзов да и самого Центросою-
зв; организовать отгрузку товаров по зака-
зам районных потребсоюзов, сельто и даже
районных универмагов багажом, сборными
ваговами, водным путем я попутным
транспортом с тем, чтобы обеспечить быет-
poe продвижение товаров © баз и. складов в
магазины и лавки.

Важнейшей задачей работников оптовой
торговли является развитие денентрализо-
ванных закупок товаров, мобилизация то-
варных ресурсов местной промышленности
ий промысловой косперации.
	Советы Министров республик, областные
И краевые исполкомы должны уделять боль-
ше внимания вопросам оптовой торговли
потребеоюзов, лобиться быстрого пролвяже-
	НИЯ товаров в потребителю.
В. ИСАКОВ.
	За счет экономии
	КИРОВ, 14 июля. (По телеф. от соб.
корр.). Кировские кожевенные’ и обувные
предприятия развернули борьбу 3а эконо-
мию еырья, полуфабрикатов и вепомога-
тельных материалов. Раскройшица Rapos-
ской обувной фабрики модельной обуви
Anna Попова применила комбинированный
метод раскроя. Блатодаря этому она еже-
дневно выкраивает сверх нормы две—три
пары дамеких туфель. Другая раскройнеи-
ца — Мария Кривошеина, вступая в co-
ревнование, обязалась ежедневно экономить
20 квадратных лециметров хрома, а фак-
тически она сейчас экономит в три—че-
тыре раза больше. Соревнуясь между со-
бой, бригады Поповой и Еривошеиной
обеспечили выпуск 700 пар модельной
обуви сверх плана. Всея эта продукция
принята первым сортом.

Воллектив кожобувного комбината име-
ни Коминтерна, развернув соревнование,
еэкономил 48 тонн сырья, десятки тонн
дубитгелей и других вепомогательных ма-
териалов. Стахановки Половникова, Бара-
нова, например, экономят ежемесячно юфти
на 100—120 пар обуви каждая.

‚ Из сэкономленного материала воллектив
комбината уже изготовил свыше 11.000
	изр обуви. =
Я. ПОВАРЕНКИН.
	В Таджикском университете
	СТАЛИНАВАД, 14 июля. (По телеф. от
сб. керр.). Закончился первый. учебный
год в Талживскем университете. Все ету-
	‚ ленты историко-Филологического и геоло-
	‚гического факультетов успентно сдали э5-
замены и переведены Ha второй Ryne.
	Сейчас развернулась подготовка к н5-
Рому учебному году. Университет расши-
	  ряетея. Открываютлея лва новых Факуль-
	тета —— юрихический и Ффизико-математи-
	ческий. Намечено принять 225 новых
студентов. Университет организовал встре-.

ое ее о ое ЗО
	Чу < зыпускниками стеличных таджик-
ских средних школ. Профессора и прено-
даватели ознакомили молодежь < научной
и учебной работой. а также с планами
	университета.
В приемную комиссию уже
	„Быстрее п
	Оптовая торговля промышленными ий
продовольственными товарами — важное
организующее звено в развертывания това-
реоборета межлу городом п деревней, межау
районами и областями страны, между от-
раслями промышленноети, выпускающими
изделия для советекого рынка.

«Нало; наконен,  нонять, — говорил
товарин: СОталин.—что товары произволят-
сяв последнем счете не для производства,
а для потребления. У нас бывали случаи,
когда товаров и продуктов было не мало,
но они не только не доходили до потреби-
теля, а продолжали годами гулять в бюро-
кратических закоулках так называемой то-
варопроводящей _ сети — в стороне от но-
требителя». -

Оптовая торговля, обобенно в системе по-
требительской кооперации, все еще стра-
дает многими недостатками. Й теперь еще
на путях продвижения товаров-в, населению
имеется много бюрократических закоулвов,
которые тормозят быструю доставку това-
ров потребителю.

_ Во многих областях и республиках `опто-
вые и сбытовые базы и склалы все еше
механически распределяют товары вместо
того, чтобы развернуть торговлю ими.
	Излишние перевалки на базы потреби-
тельской кооперации. товаров централизо-
ванных фондов (тканей, швейных изделий,
обуви, табачных изделий, сахара и т. д.),
которые должны отгружаться базами про-
мышленности непосредственно районным.
потребсоюзам и сельпо; привели к ненуж-
ному, искусственному росту оптового това-
_рооборота потребительской кооперации.

_ В первом полугодии 1949 гола онтовый.
‘товарооборот несколько сократился. Однако
‘нерациональные перевалки ‘товаров через
‘оптовые звенья потребительской коопера-
‘ции все еше значительны. Tax, в первом
квартале нынешнего года через оптовые.
базы потребеоюзов прошло’ швейных из-
‘yearn 59.2 проц., кожаной обуви — 46,2
`проц., табачных изделий —38, 8 проп., кон-
‘титерсейх изделий—33, 7 проц., сахара—
_32,4 процента. До войны эти товары до-.
ставлялись главным образом транзитом <.
 баз промьииленности непосредственно в

_ районные потребсоюзы й сельно.

Чтобы ускорить продвижение товаров B
‘сельские магазины и лавки, еще в апреле
1948 года было дано указание Госбанку-
CCCP не выдавать оитовым организациям
“потребительской кооперации кредитов на
оплату товаров, которые должны завозить-
ся в розничную сеть, минуя оптовые базы
и склады. Некоторые конторы и отлеления
Госбанка (например, Тульская и Крымская
конторы) не выполняют этого указания,

Занимаясь перевалками фонловых това-
ров, оптовые базы потребительской коопе-
рации илэхе справляются со своей оенов-
ной залачей—вовлечением в розничный то-
варооборот продукции местной и коопера-.
тивной промышленности.

Излишние и ненужные ‘перевалки To-
варов через оптовые звенья сгоят пот-
ребительской  воперация- ежегодно коло
полумиллиарла рублей. Расхолы me corep-!
жанию оптовых’ тортовых звеньев состав-
ляю? 36 процентов общих издержек по
торговае потребительской кооперация.

`Центросоюз не оказывает влияния на
снижение оптового товарооборота потреби-
тельской кооперации на местах. В 1948
году Центросоюз устанавливал планы опто-
вого оборота в <уммовом выражений, а с
нынешнего тода ‘он совсем прекратил ут-
верждать тавие планы. Это привело к то-
му, что оптовые базы потребительской ко-
„операции в погоне за нерезыполнением
плана резко увеличивают оптово-евладекой
оборот за CHET завоза фонловых товаров,
которые по решению правительства должны
отгружаться районным потребсоюзам непос-

‘редственно 0 сбытовых баз промьышлен-
ности.
	Советское строительси!60

о ро.
	хе двух тыгач комсомольцев от Хабаровска
ло села Пермского, где была намёчена стро-
ительная плошалка ныненгнего: города.

2 У десятков тысяч, люлей связаны с та-
ежным городом лучшие дни юности и в03-
мужания, учебы и творчества. И поэтому
TAR лорог этим людям каждый камень
кладки, молодое прижившееся дерево,
каждый метр заасфальтированной улицы.
Профессия стреителя здесь самая расирост-
раненная и высобочтимая. Горожекой архй-
теклор Иван Дмитриевич Тимохин нелавно
выступил перед торжанами ¢ хекнией
«Комсомюльек завтра». ‘Он иллюстрировал
свое выступление фотографиями, чертежа»
мп, новыми архитектурными проектами.

— Kw их составитель? — спржили у
Тямохина.

— Свой же горожане, Клавдия Алексан-
дровна Головтеева и инженер Зазевская,—
сообщил левтор. ;

Депутат городского Совета асфальтиров-
щих Алексей Васильевич. Валабуев десять
лет работает на мостовых, строит дороги,
спортивные площадки, тротуары. Ею
бригада благоустроила 60 километров улиц,
«Аллею труда» и Кировский проснект.

Сессия городского Совета. на которой он
выступал со своими техническами раечета-
	MH, решила: з& четыре летних месяца 38-1!
	лить асфальтом 87 Тыеяч квадратных мет-
ров плошадей и улиц. Йосле сессии Алек»
сей Васильевич вместе с депутатом Усовым
побывал на асфальтовом заводе и заклю-
GH TOPORoD fa соревнование.
	—- Мы будем экономить материал, но ий
вы нас не задерживайте, — попросил бри-
тадир администрацию завода.

Валабуев © членами постоянной комносия
коммунального хозяйства осмотрел Круглую
площадь, через которую проходит фронт
его работ. Й вот уже тонкий вороненого
цвета слой асфальта покрывает мостовые.
 Асфальтировщикам помогают садовники,
лесоводы, школьники: 4 тысячи многолет-
них деревьев из тайги. пересажено на ули-
цы города, 100 тысяч тополей, желтой
акации, ясеня, Кустов — из питомников
Зеленстроя.

Нынениним летом будет закончено архи-
тектурное оформление главной улицы Ёом-
сомольска — «Аллеи труда». Ее замыкает
15-й квартал, названный горожанами Ком-
мунистическим уголком. Семнадцать домов,
окруженных зеленью, разместятся здесь.
	товары к. потребителю
	Topor Вомемюльск возник на прибреж-
ной возвышенности против оотроугольной
азмурекой излучины. Через широкую реку
BI, Kak © каменные сопки правобережья
бъетея стремительная волна. Невдалеке от
прямых, вытянутых в стрелу ородеких
улиц начинается низкорослая тайга. Из
редка встретишь в Тех местах поселение
нанайнцев, рыбацкий шалаш или времянку
лесорубов.

Жители е любовью говорят:
— Эм нам город молодости.

Судьба горола -—— частипа веливой CyIb-
бы родины, его биография — живой кусок
нашей жизни.

Семьдесят. просторных улиц, сотни cBeT-
лых кварталов вместили много тысяч ста-
леваров, каменщиков, водников, связистов,
инженеров, учителей, служащих, Городская
площадка занята каменными особняками,
густыми парками, деревянными строениями.
Тридцать шесть Школ, три техникума,
нятнадцать фабрично-заводских и ремеслен-
ных училищ готовят молодых граждан и
строигелей города.

У торола еще нет строго очерченного
архитектурного лица. Ето можно сравнить
е только-что отстроенным домом прочной
‘кладки. Ваменшики искуено выложили сте-
ны; плотники возвели стропила, поставили
рамы; кровельшики ладно покрыли кры-
гу; маляры покрасили пол и стены. Нов
доме еще не наведен полный порядок,
около дома не убран строительный мусор.
Так и в Комсомольске. Сливовые салы. зе-
	леные улицы, опрятные светлые HARUN
	соседствуют с недавними. вырубками и He.
блалотстроенными лорогами. Целые кварта-
	Глы олеты в лез, BCIOTY вилны свежие
	слелы стройки.
	Тород чистится, растет, ширится. . Его
трулолюбивый житель емело заглядывает в
завтрашний день. Он вилит Комсомольск в
недалевом будущем: по асфальту и гудрояу
движутся троллейбусы, через Амур пере-
кинулись новые мосты. Около городского
стадиона высится дворец молодежи. В райо-
	> ПРрИбМНУЮ BOMMCCRIO Уже ПОСТУНИЯО   нах Мылки и Пивани отетроены дачные
большое количество заявлений от а поселки. Это намёчено, генеральным планом.
		это Так и будет:
	эдесь сложились свои традиции, которы-
ми дорожат. Первые строители города, ныне
председатели исполкомов районных Советов
Иван Зайцев и Константин Романов рае-
оказывают о лесосплазе по леловому Амут-
	Механизмы, облегчающие
домашний труд женщин
	“TEHHATPAN, 14 июля. (По телеф. от
cob. норр.). На предприятиях местной про-
мынленноети Ленинграда и B артелях
промкооперании освоено производетве раз-
личных машин и механизмов, облегчающих.
домашний труд женщин.

Весьма удобный портативный электро-
пылесосе выпускает. промкомбинат Жданов-
ского района. В цехах этого же комбината
намечено организовать производство элэк-
трополотеров.

Предметы домашнего обихода начали вы-
пускать артели промкооперации ropora.
Артель «Металлист-кооператор» изготовляет
стиральные машины и картофелечистки,
артель «Об’единенный  метазлист» — ово-
щерезки, артель «Сатурн» — корзинки для.
сушки посуды горячим воздухом над обыч-
ной или газовой плитой.

Но необходимо отметить, что многие вы-
пускаемые местной промьпиленностью и.
кооперзцией предметы домашнего обихода
имеют очень высокую продажную стои-
мость,

Исполвомы райсовета, предприятия меет-
ной промышленности и артели промкоо-
перации должны принять меры к снижению
стоимости предметов доматинего обихода 5.

улучшению их качества.
С. ЩЕТИВИН.
	скому каналу, геройческом зимнем перехо-  Зыстроена школа, проложены дорожки. Тё-  г. КОМСОМОЛЬСК-на-АМУРЕ.
	3 жизни крестьян Бауского уезда, Ran
й всех хлебопапиев  Советекой Латвии,
происходят большие перемены.

`В прошлом году здесь было всего лишь
десять сельскохозяйственных артелей. Ёре-
стьяНе уезла ждали, присматривались, как
пойлут дела в новых колхозах.

Исполком уездного Совета приложил вее.

комиссия по определению хозяйственных
центров  сельхозартелей. Например, для
центральной усадьбы колхоза «Гаисма» 0т-
веден участок свыше ста гевтаров на су-
хом возвышенном месте, недалеко от шос-
сейной дороги. В центре села подымается
колхозный клуб. В нем будут большой зал,
читальня, библиотека, мичуринская лабо-
ратория, помещение для занятий кружвов,
Колхозная контора. Ровными рядами’ ста-
нут дома колхозников © кудрявыми Пали-
садниками и утопающими в зелени убадь-
dana.

Тысячами нитей связан исполком уезд-
ного Copera © колхозами. В исполкоме
всегда можно встретить прежеедателей кол-
хозов, бригадиров, звеньевых. Сюда идет
Колхозный актив, кав в родной дом, где
внимательно выслушают, веегда помогут
разрешить любой вопрос.
	Так уездный исполком Совета, прочно
связанный с колхозными массами, вовле-
каёт всех тружеников латышекой деревни
В новую социалистическую жизнь.

: Н. ЧУРАКОВ,
соб. корр. «Известий».
	ся. От этого страдает и ‘качество строи-
	тельства на селе, и подготовка Кадров
сельских архитекторов. Воирос о кадрах —
наиболее острый среди многих нерешенных
вопросов архитектуры советской деревни.
С развитием типового проектирования для
свла все более значительная роль отводит-
ся умелому, ввалифицированному примене-
HUW тиновых проектов, созданию 6 их по-
мощью разнообразной живописной застрой-
ки, хорошо увязанной © природными фак-
торами. Это вызывает необходимость иметь
на селе постоянные архитектурныеё кадры
с высшим ий средням специальным образова-
нием. Почему бы, например, не учредить
должность районного: архитектора, нова хо-
тя бы в местах напболее интенсавного
сельского строительства?

Свежего притока архитектурных вил
ждут и проектные органязация, занймаю-
щиеся планировкой колхозных сёл и про
‘ектированием домов для их застройки. В
основу разработки типовых проектов сель-
ских зданий должна быть положена nepe-
довая методология тапоБого  Проектйроваз
ния — серийный метод, сочетающий идей-
но-художественные требования 6 трёбова-
ниями индустриализации строительства.
Застройка сел по серийным типовым про-
ектам будет способствовать переходу на
заводское изготовление домов илй отдель-
ных их элементов, внедрению в сельское
строительство передовой техники, ‘развитию
сети. строительных станций, мастерских,
комплектовочных баз, предприятий про-
мышленности строительных материалов. __
	Для успешного и вомплексного решения
многообразных проблем архитектуры и бад-
гоустройства колхозного eda, очевидно,
следует создать орган, в котором было бы
сосредоточено государственное руководство
делом сельского строительства в масштабах
всей страны.
	Идея социалистического преобразования
деревни овладела многомиллионными масёа-
ми тружеников сельского хозяйства, пла-
менных патриотов нашей великой отчизны.
Победоносным рабцветом Еолхозного строя
предопределено полное завершение всемир-
но-исторического процесса, немысаймого в
условиях прошлых общественных эпох, —
преодоления извечной противоположностя
между городом и деревней. В решений этой
задачи Советекого государства важную роль
призвана играть наша боцяалистичаевая
	т EPEMBIC JOB.
	Новое в латышской перевне
	Сейчас в Бауском уезде 135 колхозов,
в них об’елинено 865 процентов крестьян-
ских хозяйств. Эти перемены произошли
за один гол.

`Новая жизнь выдвинула новые задачи
перед исполкомом уездного Совета. Создан
отдел колхозного строительства. Не прохо-
дит ни одной сессий Совета; ни одного за-
	силы для достижения успеха. Рука об руку   седания исполкома, на которых He обсуж-
	с исполкомом работал сельекий актив.
Депутат уездного Совета Эрнест Кап-
калн, председатель колхоза «Варпа», после
уборки первого колхозного урожая пригла
сил к себе единоличников Ислицкой воло-
сти. Они познакомились с артельным хо-
зяйством, подробно расспросили колхозни-
ков о делах, искренно дивились переменам.
И былое чему удивляться: на ‘трудодень
одного хлеба было выдано по полпула.
Большинство членов колхоза заработало в.
полтора-два раза больше, чем в едяноличном
хозяйстве.
Не узнать теперь Иеслицкой волости.
	Тракторы глубоко вепахали землю, разру-
шили вековые межи. Ислицы первые в
	уезде стали волостью сплошной коллевти-
визации.
	‚янской стройки © низкими потолками,
	подслеповатыми оконцами. Теперь на селе
создаются светлые п просторные жилые
дома с хорошей внутренней планиров-
кой, с мебелью новых образцов, scemep-
Ho развивая и поошряеея народное
творчество в строительстве и декоративном
убранетве. домов.
	Важнейшее значение в формировании ар-
хитектуры колхозной деревни придается
также общественным зданиям, наглядно и
ярко свидетельствующим о новых социа-
листических формах жизни нашего крееть-
янетва. Таковы, нанрамер, &луб и сельсо-
вет — велушие общественные сооружения
села, таковы и другие здания, внервые в
истории вошедшие в сельскую архитекту-
ру, — правление колхоза и библиотека, дет
ский сад и ясли, Колхозный дом отдыха й
внижный магазия, физкультурные п парко-
вые постийки.
	’Труд колхозного крестьянства значитель-

HO сблизилея с трудом индустриальным,
постепенно. превращается в его разновил-
НОСТЬ. Отеюда ‚ серьезное место, зани-
маемое в архитектуре социалистического
села производетвенными постройками.
	Неисчерпаемые возможности открывает
перед сельской архитектурой великая
сталинская программа преобразования при-
роды стенных и лесостейных районов.
Создание полезащитных лесных полос со-
провождается одновременно озеленением сёл.
Колхозники закладывают сельские парки
Бультуры и отдыха, общественные фрукто-
вые сады и скверы нё площадях, произво-
дят посадки 09 улипам, проёздам и лоро-
гам, озеленяют участки культурно-быто-
вых и произволетвенных зданий, интивиду-
альные приусалебные участки.

Вода и зелень наряду ¢ усовершенетво-
ванными дорогами, нарялу с красиво офор-
улеввыми сооружениями зрхитевтуры ма-
лых форм — вездными арками, обелиска-
ми, монументами и досками почета, ваза-
MH, киосками, скамейками, изгоролями и
калитками, мостиками и дорожными ука-
зателями,  зводоразборными колонками и
столбами  электроосвещения — дополняют
светлый и радостный облик колхозного
села, отвечающего своей пелостноетью и
оргавизованноетью ° растущим запросам
строителей коммунизма.

Однако в этом громадном созпдательном
tipofiecce наша архитектурная обществен-
ность п архитектурная мысль участвуют
	еще нелостаточно. За послелние готы вы-
	дались бы вопросы организационного и хо-
  зяйственного укрепления колхозов.
Йснолком наметил пути развитня обще:
ственного животноводства. В этом году поч-
ти все колхозы будут иметь но четыре
фермы. К концу 1951 годь удой молока
‘увеличится в среднем на корову с 2.000
до 3.000 литров. Поголовье крупного рога-
того скота в колхозах вырастет почти
вдвое, свиней — в шесть, овец — в два
половиной, кур — в десять раз.
ФЖивотноводческая и ‘сельскохозяйствене
ная комиссии представили На заседание
исполкома план развития кормовой базы.
Вводятся травопольные севообороты, улуч-
шаютея луга и пастбища. Пустыри и 60-
лота превращаются в плодбродную землю.
При исполкоме уездного Совета создана

пущены сотни типовых проектов различ-
ных сельских сооружений, составлено зиа-
чительное количество проеётов планировки
сел. Но много недочетов имеетея и в каче-
стве проектов, и в стенени их соответ-
ствия бытовым, климатическим и иным
условиям строитёльства, и в распроетране-
HEH типовых проектов, и в контроле за их
осуществлением.
	Серьезный счет должен быть прех’‘явлен
Акалемин архитектуры СССР, не оказыва-
ющей достаточно действенной помощи в
решении творческих проблем, которые вы-
двигаютея колхозной ЗЕЯЗНЬЮ.
	Неотложной задачей в сельском етрои-
	тельстве является широкое развитие про-
изводетва и применения огнестойких мате-
риалов, обеспечивающих болыний ком-
форт и долговечность сооружений н
улучшающих эстетические их качества.
	Широкого распространения заслуживает

опыт кандидата архитектурных наук
Н. С. Кузьмина, разработавиего новые
	типы облегченных огнестойких стен из
средних блоков. Простота изготовлении
этих блоков из местных материалов, ке-
сложность приспособлений, требуемых для
поточно-скоростной сборки стен, наконец,
художественные достоинства средних бло-
ков делают предложение Н. ©. Кузьмана
чрезвычайно ценным. Проверка этого пред-
ложения в опытном строительстве, прове-
денном тов. Кузьминым в колхозе «Ги-
гант» Тогучинского района Новосибирской
области, подтвердила серьезное народнохо-
зяйственное значение новой конструкция.
Важно также отметить здесь пример тесной
связи архитектора-ученою с практикой
сельского строительства, пример, к сожале-
нию, довольно редкий,

Бесстрастно относится к вопросам сель-
ской архитектуры и Союз советских архи-
тевторов, Это крупнейшее творческое 0б’в-
динение страны обязано превращать ини-
циативу и опыт отлельных архитекторов,
работающих над социалистическим преоб-
разованием деревни, в дело всей многоты-
сячной массы членов союза, привлевать
вх внимание к архитектуре колхозного сё-
	11 - этому пока отетающему участку со-
ветекого зодчества.
	Совершенно недостаточна связь архи-
тектурных учреждений е республякански-
ми главными управлениями по дёлам сель-
свого и колхозного строительства, с их 06-
ластными и ‘районными отделами, а также

SB ah eee kt
	EE EE A

с местными Советами депутатов трулдящих-
	Архитектура и блозоустройство
	комфорта. И это становится массовым яв-
лением в нашей стране.
	Уже имеются опыты разработки проёк-
тов планировки сел в масштабах целого
района. Хороших результатов добились ар-
хитекторы в Белоруссия пря составления
‘схем планировки сел Руденекого и Смоле-
вичекого районов Минской области. Ramaue
из ета сел этих районов ныне заетраивает-
ся по четкому плану, отражающему общеет-
венный характер колхозного производетва
и новый социалистический быт советевих
крестьян. На Украине проектируется ком-
плекеная планировка сел Черкасского рай-
она; в нескольких десятках километров от
Киева застраиваются и благоустраиваются
колхозные села знаменитой Ирпенской пой-
мы. Многочисленные колхозные села строят-
ея в Сибири и Прибалтике, в республиках
Закавказья ий Средней Азии, в Молдавии и
Заволжье.

Возрастают требования колхозного кре-
стьянства к планировке и благоустройству
сел, к удобетву и красоте жилых домов и
общественных зданий, капитальностя й
оборудованию. производетвенных. построек.
Не отставать от этих законных требований,
быть готовыми Е безукоризненному их вы-
	полнению—-дело чести советских архитек-
торов.
	В сельском строительстве должны быть
использованы лучшие достижения социа-
листической архитектуры, все наиболее
ценное из национального архитектурного
наследия народов нашей страны, Историче-
ский смысл деятельности советских зодчих
заключается в том, чтобы отображать и
утверждать великое общественное содержа-
ние сталинской эпохи, ее пафос и красогу
одновременно и в таких монументальных
сооружениях нашего времени. как высот-
	ные дома столицы, и в небольших колхоз-
ных  этанйах =— масборых  nuaray wand
	RVYILTYDPRL Ha селе.
	В период перехода от социализма к

коммунизму важнейшее значение приобре-
-тает социалистическое переустройство се-
ла. В этой гигантекой работе, кэторая во
звее возрастающих размерах осуществляет-
ся на н2об’ятных просторах нашей роди-
ны, благородные и Увлекательные задачи
стоят перед советскими архитекторами.
‚ Изменение архитектурного облика села,
под’ем его на новый, высший уровень бла-
_ устройства неразрывно связаны с 10бе-
дой колхозного строя, ростом зажиточно-
“CTH колхозников, повышением их культур-
`ных запросов.

Пеопенимые  пренмущества колхозной
казни особенно глубоко и ярко ощущаются
‘при сопоставленаи е капиталистическим пу-
TOM развития: сельского хозяйства, несущим
6 собой неизмеримые бедствия для тружени-
ков земли. В Соединенных Штатах Амери-
ки, крупнейшей стране капиталистического
„земледелия, налицо. массовое обнищание
‘фермеретва, обреченного на рабский труд,
.тодод и страдания, Вак нельзя лучше 0
этом свидетельствует картина жилого «фон-
ха» разоренных фермеров и сельскохозяй-
`‘етвенных рабочих. Их поселения  востоят
из жалких лачуг, фанерных хижин, пала-
ток, землянок.
	Б противовес этому в Советском госу-
1аретве волей партии и народа развернута
огромная деятельность по планировке и
благоустройству колхозных сел, по возве-
дению удобных. красивых и экономичных
зданий для жилья, - для производственных
и общественных нужл,
	Исторические изменения в облике совет-
‘ского. села после первых лет коллективи-
зации были обобщены товарищем Сталиным
‚в докладе на ХУЦ с’езде партии: «Старая
‚деревня с ее перковью на самом видном
месте, с ее лучними домами уряднака, по-
па, кулака на первом плане, с ве полу-
разваленными избами крестьян ва заднем
плане — начинает исчезать. Ha ee место
выступает новая деревня © ее обществен-
на-хозяйственными постройками. с её влу-
	бами. радио вино. школами. биолиотека-
	KOAXOZHOIO села
	ми и яслями, © ее тракторами, комбайна-
MH, молотилками, автомобилями».
	Новые невиданные результаты достигну-
ты советским народом в социалистическом
преобразовании деревни. Репгительно ис-
правляютея вековые недостатки в плани-
ровке и застройке сел. Многие села, рае-
положенные на неудобных для жизни, не-
злоровых участках. ныне переносятся на
новые места. Заново строятся села и велед-
ствие об’единения в колхозах раздроблен-
вых крестьянских хозяйств из мелких по-
селений. Повсеместно осуществляемая ре-
конструкция деревень также. фактически
означает создание нового села, основанно-
го на величественных началах колхозной
действительности. Удовлетворение своих
насущных потребностей колхозники видят
в коренной перестройке села, в полном его
благоустройстве и озеленении, электрифи-
кации, радиофикации, кинофикация, теле-
фонизаций.

Вот один из примеров. В числе ведущих
колхозов —  Воронежекой области  имеетея
ордена Ленина Болхоз имени Ильича, уча-
стник международной выставки в. Нью-
Йорке и Всесоюзной сельскохозяйственной
выставка в Москве. Однако застройка й
благоустройство селения этого колхоза-
миллионера, передового в экономическом
отношений, обладающего образцовым мно-
гоотраслевым хозяйством, не собтвететво-
вали заслуженной его славе. Педавно кол-
хозники приняли решение о полной пере-
стройке своего села, и теперь она ведется
широким фронтом на обнове проекта пла-
нировки, разработанного в Москве государ-
ственными архитектурными мастерекими,
Через два-три года здесь будет подлинно
социалистическое село © ущобными и на-
рядными жилыми домами, клубом, школой-
десятилеткой, детскими садами и ac-
лями, амбулаторией, родилвным домом,
Уже действуют электроосвешение и в040-
провод. Преднолагается устроить канализа-
цию. Тогда колхозник сможет у себя дома
принимать после работы душ. Речь ager
0 переносе в сельские условия городского
	Основой сельской архитектуры являбтея
волхозное жилище; выражающее идею ста-
линекой заботы о советском человеке. Нашя
архитекторы отвергают попытки эстетекого
	«освоения» худших образцов старой вресть-