СРЕДА, 3 АВГУСТА 1949 г. № 181 (10021)
		Новый отдел
Эрмитажа
	ЛЕНИНГРАД, 2 августа. (По телеф. от
06. корр.). Два года назад в Эрмитаже.
была открыта выставка по исторни куль-
туры России петровского времени, полу-
чившая название «Галлерея Петра Перво-
г». Этой экспозицией музей положил на-
чало созданию отдела истории русской.
культуры. Он будет охватывать период с
момента образования Киевского государства:
по. семидесятые голы ХТХ века.

„Новый отдел Эрмитажа размещен в па-
радных помещениях Зимнего дворца.

Открыта также дая ебозрения выставка.
материалов по истории русской культуры
Х\УШ века, занимающая тринадцать зал, и.
выставка «Героическое ‘военное прошлое’
русском народа». В экспозиции отдела
входят бывший Больнюй тронный зал, так
называемый «Георгиевский», rie выстав-
лена знаменитая карта Советского Союза
из самоцветов, и Малахитовый зал, в ко-
тором собраны многочисленные изделия
уральских камнерезов.

Новые залы Эрмятажа пользуются ис:
каючительной популярностью. Внимание
многочисленных посетителей привлекают
станки конструкции Андрея Нартова, за-
редывавшего ‘токарной мастерской Петра
Первого. Эти станки свидетельствуют о вы-
соком уровне русской конструкторской мы-
сли той эпохи. :

С чувством гордости осматривают совет-
ские люди ценнейшие экспонаты, евязан-
ные с творчеством М. В. Ломоносова, И. П.
Кулибина. и других замечательных русских
ученых. и изобретателей.

“Отдел истории русской культуры непре-
рывно обогащается. В’ бывшем концертном
зале Зимнего дворца открывается: выставка
изделий из хрусталя и ‹еребра работы
русских macrepos XVIII—XIX веков. Наме-
чена организация совместной выставки
Эрмитажа, Ленинградского фарфорового за-

вода имени Цомоносова и Денингралекой
	зеркальной фабрики, на которой будут
представлены русские художественные из-
зелия из фарфор» и стекла © начала
ХУ. века по. наши дни. т

Новый отдел Эрмитажа располагает бо-
гатейптим фондом. Сюда входят’ бывшие
коллекции историко - бытового отдела Рус-
ского музея и коллекции бывшего Музея
истории науки и техники Академии наук
СССР. Замечательную ‘коллекцию передал
Эрмитажу . Артиллерийский исторический
музей — семь тысяч русских и трофейных
знамен, свидетелей беспримерных воинских
подвигов русского. народа.
	Литературный альманах
 «Алтайу
	БАРНАУЛ, 2. авгуета. (По телеф. от соб.
керр.). Местное. ‘литературное 0б’единение
стало регулярно издавать альманах «Ал-
тай». Вышла уже третья книжка альмана-
ха, в которой опубликованы рассказы, по-
вести, стихи молодых прозаиков и поэтов
Алтайского края.

В альманахе широко представлены OT-
елы «Литературное наследство Алтая»,
«Hs прошлого», «Культурная жизнь»,
	_ дроника искусств
	® Передвижной театр’ «Нефтяник» соз-
дан при Министерстве нефтяной промыш-
ленности. Театр” выехал-в своею первую
поездку в Kasaxcrau, _ TypkMexuio и Узбе-
кистан. -

% .Первую партию регистровых аккорде-
онов выпустила. Калужская музыкальная
фабрика.

* Двести - кинопередвижек будут : обслу-
живать колхозников и рабочих совхозов
рашёирской” `АССР. г. “аериод уборки уро-
жая.

* BuctasKa «А. С: Пушкин в произведе-
ниях художников фарфора» открылась в
Государственном. музее керамики — «Усадь-
бе Кусково». Ha выставке предетавлено
около двухсот произведений старинных ма-
стеров `фарфора’‘и известных советских
художников.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Выставка венгерской.
КНИГИ
	Бчера в Москве, в Центральном Доме
журналиста, украшенном флагами Совет-
ского Союза и Венгерской республики, от-
крычась выставка венгерской книги, орга-
низованная Всесоюзным обществом куль-
турной связи с заграницей и Союзом <овет-
ских писателей СССР.
	Быставку посетили. представители 0б-
щественности столицы, работники ис-
вусств: На открытии присутствовали пред-
ставители посольств и миссий стран народ-
ной демократии. С речью выступил чрез-
вычайный и полномочный посол Венгер-
ской республики. г-н Э. Мольнат.
	На красиво оформленных стендах пред-
ставлено более тысячи книг. Впервые в
Венгрии книга стала достоянием трудя-
щихся. На выставке демонстрируется вен-
герская литература с момента ее возникно-
вения до наших дней. Широко предетав-
лены произведения современных  венгер-
ских писателей — Гергель Шандор, Эрдеи
Ференц, Дарваш Йожеф, Бела Иллеш и дру-
гих. Выставлены многочисленные книги,
бротнюры на политические темы, излан-
ные массовым тиражом. Всеобщее внима-
ние. привлекают стенды, посвященные вен-
герскому  поэту-революционеру Шандору
Петефи, к столетию со дня гибели которо-
To поитрочено открытие выставки.

Материалы выставки наглялно показы-
вают огромный интерес венгерского наро-
ла к произведениям В. И. Ленина и
И; В. Сталина. Широкое  распростране-
ние получил в Венгрии труд товарища
И. В. Сталина «Краткий куре исторви
ВЕП(а)», ставший настольной книгой вен-
герских трудящихся.
	Большой интерес проявляется в Венг-
рии к рубеким классикам и советской ли-
тературе. В специальном зале выставлены
изданные на венгерском языке произведе-
ния Пушкина, Л. Толстого, Горького, Чехо-
ва, Гоголя, Чернышевского, Белинского,
Маяковского и других,
		_ Аоммюнике бюро
Постоянного комитета’
Всемирного конгресса

сторонников мира
	ПАРИЖ, 2 августа. (ТАСС). Бюро По-
стоянного комитета Всемирного конгребса
сторонников мира передало для опубликова-
ния в печати коммюнике, в котором гово-
DHICA?
	. &29 июля в Париже состоялось заседа-
ние бюро Постоянного комитета Всемирного
вонгресса сторонников мира, в присутствии
делегаций секретариата. Всемирной федера-
ции профсоюзов, Международной демокра-
тической федерации женщин, Всемирной
федерация демократической молодежи, га
также представителей движения сторонни-
ков мира стран Латинской Америки, нахо-
дящихся. в настоящее время в. Париже.
	„На этом заседании было заслушаноее-
общение вице-председателя бюро Постоян-
ного комитета Всемирного конгресса ^0т0-
ронников мира д’Арбусье 06 уснешном раз-
витии ‘со времени окончания работ Всеми} -
ного конгресса движения в защиту мира в
71 стране, с которыми комитет Всемир-

ного конгресса имеет в настоящее время
постоянную связь.

Д’Арбусье подчеркнул значение предстоя-
щей конференции сторонников мира в Co-
ветском Союзе Как известно. эту кочфе-
	ренцию намечено провести в Москве в кон-
це августа 1949 гола. Вроме того, он_так-
	же нодчеркнул значение созыва американ-
	ловких
м а, _
	тами, танцовал, изображая новичка, виер-
вые попавшего на проволоку. .

Гимнастка на кольцах и трапеции
Г. Адаскина исполняет рекордный трюк:
держась рукой за подвешенное кольшо, она
делает взмах корпусом и крутится колесом
БоЕруг своей. оси.

Сложное искусство группового жонгли-
рования показали Загвоздкина и ее четыре
партнера — Кожухов, Коляда, Карельский
и Евдокимов. Всеобщее одобрение вызвал
номер, превосходно исполняемый на турни-
ке молодыми артистами Рудзик, Лариным,
Ситниковым, Голиковым и 1обзовым. С по-
разительной легкостью они совершали пе-
релеты с одного турника на другой, делая
K TOMY же двойные сальто. Очень corda-
сованно работают акробаты Падерин, Rapu-
чуков и Подгаевский: :

Акробаты-прыгуны Журавлев, Игонин,
Щегольков, Антицин и Гончаров исполняют
прыжки в бешеном темпе, а Журавлев и
Игонин выполняют при этом двойное
сальто. ;

В программе выпуска был и новый, ра-
нее не исполнявшийся у нас в цирках
номер, — «ренекие` колеса». Четыре акро-
батки—Балакина, Зайчикова, Вербицкая и
Ячменева На огромном колесе исполняли
красивые. пластически завершенные ун-
ражнения. Хорошо работали силовые акро-
баты на шаре — Мандыч и Ваверзин, ис-
полнительница ‘комбинированного номера
В. Худэ н эквилибристы Вололин и Рыжов.

г

‚`Носле оформления этих номеров и ре-
жиссерской шлифовки они, несомненно,
займут подобающее им место на аренах со-
ветских пирков.

Нынешний выпуск циркового училиша
свидетельствует об успехах молодежи и ее
отличной подготовке, & также 0б умении
преподавателей передать свой опыт и ма-
стерство будущим артистам цирка. Педаго-
ги — заслуженный артист Н. Барзулович,
С. Морозов, Н. Бауман, Р. Грилье, А. Сазо-
нова, С. Сосина, И. Маликов, Г. Аркатов
езусловно делят успех со своими учени-
ками. =

К сожалению, уже несколько лет ‘цир-
ковое училище не готовит артистов, разго-

ворного жанра. аа

Следует также отметить, что единствен-
ное в мире пирковое училище работает в
довольно стесненных условиях. Нехватает
помещений для репетиций, для занятий 06-
щеобразовательными предметами. Ив то же
время часть фойе училина занята поет9-
ронним учреждением.

_ Мих. Долгополов.
		Цирковое искусство — одно из сачых
	любимых народом зрелищ. Демонстрация
силы, ловкости в сочетании с празднич-
ностью представления всегда привлекала к
цирку самые широкие массы зрителей.

В дореволюционное время цирковые про-
граммы составлялись главным образом из
выступлений артистов, приглашаемых из-за
	границы. Даже самые талантливые предста-.
	внтели русского циркового искусства вы-
нуждены были работать преимущественно
на периферии. На столичные манежи — в
Москву и Петербург пробивались лишь
единицы. :

За годы советской власти у нае вырос-
ло новое поколение артистов, оставивших
далеко позади даже высокие технические
достижения старого русского цирка. Боль-
шинство артистов, работающих в цирках
нашей страны, —воспитанники специально-
го циркового училища. Оно существует
уже 22 года и за это время выпустило не-
сколько сот всесторонне подготовленных
артистов различных цирковых. жанров.
Многие из них удостоены званий народных
и заслуженных артистов республики,
натраждены орденами и мелалями.
	Б училище приходит молодежь главным
образом из физкультурных обществ и ор-
ганизаций, имея солидную спортивную под-
готовку. Под руководством опытных педа-
пегов. в прошлом -— отличных пирковых
артистов, они учатея четыре тода. Преем-
ственность традиций и мастерства нашего
цирка— одно из условий дальнейшего раз-
вития и совершенствования этого любимого
народом искусства. Наряду © изучением
акробатики, эквилибристики, жонглирова-
ния’ и других цирковых жанров молодежь
получает солидную  общеобразовательную
подготовку в 0б’еме техникума, изучает
историю театра, цирка, русской и иност-
ранной литературы и другие специальные
хисциплины. Е

Недавно состоялся очередной просмотр
работы выпускников-училища. Свыше три-
дцати юношей и девушек демонстрировали
комиссии и представителям общественности
свои ‘успехи в овладении: различными слож-
ными жанрами циркового искусства. И нало
прямо сказать, что просмотр- мастерства
этих молодых, вступающих в жизнь арти-
стов цирка оставил самое благоприятное
впечатление. г

Великоленную подготовку, артистичность
и природный юмор показал эквилибрист на
слабо натянутой проволоке 0. Попов. ` На
проволоке он, кажется, ‘чувствует себя так
же уверенно. как и на полу. Мололой ap-
	THCT жонглировал разными по весу предме-
	Американцы спешат ввести в действие
  ‘агрессивный ‘военный Северо-
  ‚атлантический договор

е
	АНЯ генералы стремятся установить свое PYKOBOACTBO
. армиями стран Западной Европы
	К: пребыванию  начальников штабов американской армии

в Западной Евроне
	ЛОНДОН, 2 ‘августа. (ТАСС). Как яв-
ствует из сообщения атентетва Рейтер из
Гейдельберга (Западная Германия), 1 авгу-
ста состоялось совершенно секретное гове-
щание об’единенной группы начальников
питабов американских вооруженных сил,
на котором обсуждалиеь вопросы © роли
американских вооруженных сил в Европе
в соответствии с условиями Атлантиче-
ского пакта. Генерал Брэдли, адмирал
Денфельд и генерал Ванденберг вотрети-
лись в штабе американских оккупацион-
ных войск. ,
	Как полагают, указывает  атентетво
Рейтер, американские военные лидеры 38-
слушали отчеты о боевой подготовке, по-
лежении и оснащении американских воору-
женных сил в Германии, а также сообще-
ния разведывательных органов. В сообще-
ний высказывается предположение, ‹ что
основным предметом обсуждения явится
вепрос, «как далеко на восток» могут прак-
тически провести США. линию «обороны»,
т. е., иначе говоря, создать плацдарм для
будущей атрессии.. .
	ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Roppec-
пондент агентства Рейтер в сообщении из
Гейлельбёрга сеылаетея на мнение наблю-
	дателей. происходящих совещаний в оапад-
ной `Европе между американскими воен-
ными руководителями и военными пред-
ставителями западно-европейских стран.
Наблюдатели полагают, указывает кор-
респондент, что «командные. функции бу-
дут сохранены за англо-американской 9б’-
единенной группой начальняков штабов»,
	т. е. будет установлен полный американ-
ский военный контроль.
	ПАРИЖ, 2 августа. (ТАСС). Газета
«Пари пресс — Энтрансижан» пишет, что
американские военные руководители «про-
	Ведут CMOTD американских вооруженных
	сил, находящихея в Графенвере, близ че-
хословацкой границы, гле они будут при-
сутетвовать при самых крупных амери-
канеких маневрах со времени окончания
	ВОЙНЫ».
ПАРИЖ, 2 августа. (ТАСС). Агентство
Франс пресс передает, что, по сообщению
из обычно хорошое информированноге ис-
течника, начальник штаба американской
армии генерал. Брэдли, начальник . штаба
воздушных сил США генерал Ванденберг и
начальник штаба военно-морских сил США
адмирал Денфельд встретятся в Париже с
начальником генерального питаба френтуз-
ской армии генералом Ревером, начальни-
ком генерального пгтаба воздушных сил
Франции генералом dJemep, начальником
морского генерального штаб» Франции а1-
миралом Лемонье и генералом Шерьер..

ЛОНДОН, 2 августа. (ТАСС). Касаясь
предстоящего приезла американских на-
чальников штабов в Англию на 2 дня для
переговоров с английскими, норвежекими и
	датскими военными руководителями, а81-
лийские газеты указывают, что самые важ-
	ные переговоры будут происходить в Па-
риже и Фонтенбло.
Корреспондент газеты «Ньюс БрОНИЕД»
пишет: «Ожидают, что американские пред-
ставители потребуют, чтобы им сообщили
во всех подробностях, какие меры до сих
пор приняты для координации стратегиче-
ских планов стран Западной Европы».
Дипломатический обозреватель газеты
«Дейли уоркер» пишет: «Переговоры с
Монтгомери, вероятно, будут одням из цент-
ральных моментов этой поездки. Американ-
цы из первых рук узнают, какие успехи
достигнуты в об’единении вооруженных сия
пяти стран — участниц Брюссельского до-
товора, и дадут указания на будущее».
	_ Успехи ‘народно - демократической Венгрии.
	` РУДАПЕШТ, ‘2 ‘августа. (ТАСС). Как
сообщает газета, ‘«Сабад 00», производст-
венные земледельческие кооперативы Венг-
рии добились в этом году в своей работе
значительных результатов. Некоторые ко-
оперативы получили невиданный в Венг-
рии урожай. . Шимашачекий кооператив
земледельцев ‘получил c 40 хольдов
(1 хольдо равен“ 0,57 га) в среднем по
18 пентнеров пшеницы и с 45 хольдов
ячменя и 7 Хольдов‘ овеа — по 17 ‘цент-
нерев. Предполагается, что урожай caxap-
		Ш. „Пламя Морени“
	-..Мы. стоим на краю крутого оврага, не-
сколько напоминающего огромную воронку
от бомбы. Стены ‘оврага бурые, опален-
ные. А по крзям его вилнеются; остатка
металлических . сооружений и ‘массивные
гаыбы бетона. Это еще. раз „наводит. на
мыель © взрыве, ‘видимо, проиешедиюм
	ной свеклы в этом кооперативе превысит
200 пентнеров © хольда. .

_Вечкеметский кооператив снял B cper
нем со всего посевного клина 9 центнеров
пщеницы с хольда, в то время как едино-
личные хозяйства едва добились урожая
в 7 центнеров. © хольда. Урожай в Еоопе-
 ративном хозяйстве в Байя превышает
урожай единоличных хозяйств на 3 цент-
нера с хольда, а кооперативного хозяйства
3: Туркове — на 4 центнера.

DQAQXOG6ODI
	столб, Зимой, когда повсюду лежал снег,
злесь росла трава. Сюда летели на свет
птицы и погибали в пламени. Народ mpo-
звал этот огонь «пламенем Морени». В ном
погибали не только птицы, но и люди,
пытавнтиеея его. погасить.
	Весь этот. нефтяной район потерял: газ.
Выгорело. огромное количество нефти. С
леневого газлифтного способа добычи пря-
шлось перейти на дорогой и малоэфбек-
тивный насосный. Диверсия. удалась. Она
нанесла огромный ущерб не столько общо-
ству «Астра Ромына», владевшему -огром-
ными нефтеносными площадями, сколь
румынскому народу и государству.

«Пламя  Морени» осветило многим в-
стым людям Румынии жестокую KapTady
невероятного колониального произвола ич-
периалистических хящников в РУМЫЕйй.
Небывалый пожар на этом промысле помог
увидеть болыние и малые аферы на луу-
гих промьелах. $
	Английекие и голландские капиталисты
3 «Астра Ромына», пострадавшие от ам3-
риканской диверсий, весьма скоро комиен-
сировали себя новой аферой. «Ройял детч
шелл» разработал секретный и тиательно
зашифровачный план под названием «Нро-
дакшн мейн оф Болдешть». По этому пла-
ну в. Румынию ввозились конспиратявным
путем аппараты «Спери джироскоп» ‘и
«Уайпетон» — евовобразные воровекие ‘9т-
мычки, предназначенные для’ наклонно
бурения ¢ целью кражи государственной
кефти. Аппараты эти устанавливались на
промыслах «Болдешть», «Цинтя», «Чен-
тура», «Рэзвад» на границах участков
«Астра Ромына» ‹ участками, пряналле-
жащими румынскому государетву. Трубы
пед болышим наклоном пересекали эти Гра-
ницы, и нефть текла в цистерны «Астра
Ромына». Иросто’и прибыльно! -
	Эта «знаменитая кража», как ее назва
Ла румынская печать, продолжалась шесть
лет, вилоть до войны. Наконец, мошенни-
ков поймали с поличным: с планами, al
паратами, секретной перепиекой, с подлив-
ными, а не фиктивными бухгалтерскими
отчетами. Ho процесс, который обещал
быть весьма скандальным и громким, за-
мяли. Как всегда, иностранных колониза-
торов Румыния выручила ‹ продажность
правящей клики статого режима.
	Только в прошлюм году справедливый и
ненодкунный суд новой Румынии смог до
конца распутать клубок этих престунле-
ний. Пред’явленный иск в 4.313 меллио-
нов лей был зачтен судом лишь как Ча-
стичная доля убытков, понесенных гозу-
дарством от этого неслыханного грабежа.
	«Пламя Морени» -—— это мрачная истд-
рия недавнего прошлого Румынии. Подни-
мая нефтяную промышленность, ставшую
ныне народным достоянием, нефтяники. до-
лины Праховы не забывают о преступле-
ниях иностранных монополистическах хиш-
ников и вместе с тем испытывают огром-
ное удовлетворение от сознания того, что
власть этих хищников Над румынской
нефтью кончилась, кончилась навсегла!
	Н. ВПУК,
	ПЛОЕШТИ — БУХАРЕСТ. Август,
		Юные музыканты Таджикистана.
	пестнадцатилетняя Элла Юнусова, стулент-
ка третьего курса музыкального училища.
На концерте она блестяще пополнила деся-
тую ранеодию Листа.

Успешно прошли выступления студентов
вокального отделения училища и особенно
	студентов третьего курса Лютфи Кабировой
	и Софьи Абрамовой, У них сильные голоса
красивого тембра, хорошая дикция. Выра-
зительно и художественно звучали в ис-
полнении студенток классические вокаль-
ные произведения.
	_ Воллектив педагогов Сталинабадского му-
зыкального. училища любовно воспитывает
молодые национальные музыкальные кад-
ры. В Сталинабадекой‘ музыкальной тиколе
сейчас учится около 300 человек. Эдесь
заклалываются основы бузущей `Таджик-
	ской консерватории. :
. -А; NRABJIOBHY,
	соб. корр. «Известий».
	Недавно в Таджикоком оперном тёатре
состоялся отчетный концерт учащихся рес-
нубликанского музыкального училища за
протедняй ‘учебный год. Местная моло-
дежь показала творческие достижения В
музыке. Училище выступило © хоропю
сыгранным симфоническим оркестром_и. хо-
ром, исполнявшими произведения Моцарта,
Ипполитова-Иванова, Спендиарова. Весьма
порадовал слушателей концерта студент
четвертого курса молодой талантливый ком-
позитор и скринач А. Хамдамов. Он на-
писал и исполнил в отчетном концерте
пьесу для скрипки, построенную на тад-
жикских национальных мелодиях. Пругой
молодой композитор-—Я. Сабзанове ‘написал
скрипичный квартет «Весна». _

Девушки-таджички выступили со слож-
ными фортепианными концертами. Лучшей
пианисткой Талжикистана сейчас считается
	(От собственного корреспондента «Известий».
	ского континентального конгресса в защи-   злесь. Но по. соседетву, всего в нескольких
	ту мира, проведение которого намечено на
5—10 сентября 1949 года в городе Мекей-
ко. Было решено оказать всемерную под-
держку этому конгрессу со стороны Посто-
	янного комитета Беемирного конгресса: сто-
ронников мира. .

Заслушав доклад вице-председателя бюро
Постоянного комитета Веёмирного конгрес-
ба сторонников мира Луи’ Сайяна о Между-
народном дне борьбы за мир в связи с р5-
шением, принятым на втором Всемирном
конгрессе профсоюзов, бюро решило реко-
менловать дату 2 октября в качестве Ме-
жлународного дня борьбы за мир. Решение
вопроса 9 дате подлежит окончательному
утверждению после консультации с нацио-
нальными комитетами сторонников мира».
	А нгло-американские.
противоречия
	Предстоящее заключение торгового
соглащения между Мексикой и Англией
	НЬЮ-ИОРЕ, 2 августа. (ТАСС). ° Газета
«Дейли уоркер» опубликовала сообщение,
полученное из Мексико, которое отражает
соперничество англичан и американцев в
области торговли; в нем сообщается, что
английские представители в Мексико ведут
предварительные переговоры о заключении
торгового соглашения между Мексикой и
Англией. В. сообщении указывается, что
предполагается значительное увеличение
торговли между этими странами. По имею-
щимся сведениям; Англия увеличит закуп-
ки мексиканского хлопка, кофе и других
сельекохозяйственных продуктов, & Мекси-
ка увеличит свою торговлю с районом, вхо-
дящим в стерлинговый блок. В соответетвии
с проектируемым соглашением Мексика бу-
дет импортировать из Англии, главным
образом, машины: и ‘электрооборудование, в
котором она испытывает потребность, а
также стальные трубопроводы для нефтя-
ной промышленности, сельскохозяйствен-
ные орудия, кинокартины, сахар и неко-
торые другие товары. Все расчеты будут
производиться в фунтах стерлингов.

Полатают, что проектируемое соглашение
будет заключено на шестилетний срок. Пс-
сле того как это соглашение, которое, как
ожидается, будет подписано в сентябре это-
го года, войдет в силу, английский экс-
порт в Мексику увеличится в Четыре раза
и составит ежеголно около 20 млн, фунтов
	стерлингов,
	метрах от. края оврага, стоят нефтяные
вышки — они. почернели от времени. н0
ниге не ‘видно следов разрушений, хотя
земля чуть рыжевата, как будто” по ней

Ххотил огонь.
	Вышки спускаются с горы на равнину,
Е реке, ‘ге ‘расположен городок Морень.
Вынек озонь много. Они и на улицах, и
во дворах, и’ даже ‘в садах, где растут
яблони п ‘абрикосы. Старюжилы” Морени
говорят, что во времена еще не столь даз-
ние нефть, лдобытая на горе. стекала. по
прорытым‘ вдоль улиц. каналам в земляные
ямы-хранилища, — Tak ее-было много. Рас-
сказывалт еще, что бывали случаи, ко-
гда хозяину том или иного домика пря-
ходилось разбирать его и перетаскивать на
другое место: под ‘самым окном вдруг по-
являлея нефтяной фонтан;
	Словом, Морень вырое на нефти. Они
сейчас живет ею, хотя нефть больше не
течет открыто по. его улицам. Мы вгля-
хываемея в. расположенный внизу городок.
Нет, в нем тоже не видно следов войны —
разрушений.
	— В чем же дело, откуда взялась эта
воронка, раз вокруг He падали бомбы?
	-— 0, эт интересная история, — отве-
чает директор промысла Ион Думитриу,
механик по профессий. — Тут стояла ко-
ra-To знаменитая вышка № 150. Взрыв,
нроисшедший здесь, — следствие войны, но
войны 96060й, называемой калиталистиче-

ской конкуренцией. -
	‘В евое` время напшумевшая и скандаль-
ная история вышки №150 свежь еще в
памяти жителей Морени, инженеров Вым-
пине и Плоешти,

Здесь столкнулись, как ‘зачастую слу-

чалобь, английские и’ американские инте-
ресы: акционерных обществ «Астра Ромы-
на» и «Ромыно- Американа», а точнее, ето-
явших За их спиной концернов «Ройял детч
шёеля» и’«Стандарт ойл».
’ На большом участке, ‘принадлежавшем
«Астра Ромына», появилась богатейшая
нефть. Вновь пробуренные скважины да-
вали по тысяче — тысяче двести TOHH
нефти B CYTEH,

Нефть фонтанировала мод огромным на-
пором газа, и добыча ее не снижалась. Это
не на шутку ветревожило ‘американцев,
арендовавших участок земли по’ соседству.

Американская фирма” ‘начала’ бурить
скважину № 150. на самой границе ©
участком «Астра: Ромына». Она намеренно
нагнетала в трубы легкий газовый раствор
в расчете на’ то, что сильный газ вырвет
бурильные штанти’ и вызовет искру. Так
й случилось. Возник пожар.

Й вог в течение лвух лет на высоте
	00 — 60 метров от земли стоял огненный

лиардеров с чисто американской откровен-
ностью и чисто амепиканским цинизмом,
	`Им было заявлено: «В Европе илет война
	13-38 господства над миром. Для того, что-
бы господствовать над миром, нужно иметь
лве вещи: доллары и банки. Доллары у
нас есть, банки мы сделаем и будем гос-
подствовать над миром». В. И. Ленин по-
казал, чго мировая война порождена поли-
тикой колониального грабежа и разбоя
империалистов США, Англии, Франции,
Германии, политикой их непрерывного со-
перничества «из-3& того, как господство-
вать над всем миром, как душить малень-
кие народности...».
	Ченинский анализ причин возникнове-
ния мировой империалистической войны
не утратил своей. обличительной силы и
сегодня, когда заокеанские. империалисти-
ческие хищники, одержимые все той же
бредовой идеей «мирового господства», вы-
нашивают зловещие планы новой войны.
Но этим преступным планам противостоит
сегодня могучий, несокрушимый лагерь со-
пиализма и демократии во главе с великим
Советским Союзом, незыблемым оплотом ми-
ра и дружбы между всеми народами.

В. И. Ленин, ‘организуя борьбу партии
за переход от буржуазно- ~Remoxparmueckol
революции к социалистической, разработал
последовательную программу по аграрному
вопросу. Он выступал за национализацию
земли, при конфискации всех помещичьих,
удельных; церковных земель России и пе-
редачу их крестьянству, организованному в
Советы Крестьянских Депутатов. В. И. Ленин
указал те пути и средства, которые долж-
ны вывести крестьянство из вековой ни-
	щеты и забитости на широкую дорогу э5о-
номического и культурного развития.
<...Мелкое хозяйство, при сохранении
товарного хозяйства и капитализма, не в
состояний избавить человечества от нищеты.
масс... <..Меобходимо перейти к общей
обработке в крупных образцовых хозяй-
ствах...». Великие илеи Ленина о коренном
переустройстве крестьянского хозяйства
России были развиты гениальным продол-
жателем его дела товарищем Сталиным и
нашли живое воплощение в могучем кол-
хозном строе нашей страны, показавшем
	клеветы. оэлобствующая пресса канитали-
стов ежедневно- извергала потоки чудовищ-
ной лжи, обвиняя большевиков в «проло-
веди анархии», «беспорядков», рассчиты-
вая этим посеять рознь между народными
массами и большевистской партией и пред-
отвратить назревающую социалистическую

революцию.
	В. И. Ленин в ряде своих статей («Союз
лжи», «Запугивание народа буржуазными
страхами», «Презренные’ приемы», «Над
кем смеетесь? Над с0бой смеетесь!» и др.)
дал гневную отповедь буржуазным кле-
ветникам, которые пытались обмануть
народ, скрыть от него правду, «залить все
потоком брани...». В этих небольших по
размерам, но чрезвычайно ярких памфле-
тах и статьях В. И. Денин высмеивает изо-
лгавшихея «кадетских фальшивомонетчи-
ков», «велеречивых, министерским званием
облеченных прислужников капитализма...»
— эсеров и меньшевиков.
	«Плохо ваше дело, господа; — говорил
ии Ленин,— раз вам приходится отстаи-
вать его такими бесстыдными;, такими
презренными приемами» (crp. 387).
	Эти ленинские слова сохраняют всю
свою разящую силу и по отношению K CO-
временным лженам из лагеря империализ-
ма, которые истошной клеветой по адресу
Советского Союза и стран народной демо-
	_вратии рассчитывают‘ идейно разоружить
	трудящиеся массы за рубежом, отвлечь
их внимание-от растущих противоречий ка-
питалистического строя. Но, как бы ни
изошрялиеь ‘враги Советекого Союза’ в ‘злоб-
ных измышлениях, уроки истории учат, что
клевета — оружие‘ обреченных.

*

Произведения, помещенные в 24-м томе
Сочинений В. И. Ленина, раскрывают м-
гучую жизненную силу и правоту изей
ленинизма. Они вооружают братские комму-
нистические партий победовосной больше-
вистской такликой и стратегией социали-
стической революции, великим опытом пар-
tan Ленина — Сталина в борьбе за инте-
ресы трудящихся, в мобилизации HX Ha 3a-
иту мира, демократии; свободы и равно-
правия веех народов,
	Хх. БУРЧИЯН.
	свое полное превосходство над вапитали-
стической формой ведения сельского хо-
зяйства.

„Временное правительство продолжало ста-
рую парекую, великодержавную политику
угнетения многочисленных национально-
стей: навеляющих Россию: Разоблачая реак-
ционную национальную политику буржуаз-
ных правителей-временшиков, В. И. Ленин
четко сформулировал основы большевист-
ского разрешения национального вопроса в
будущей социалистической России.

Российская республика, указывал В. И.
Ленин, должна привлекать к себе другие
народы не насилием, а исключительно 10-
бровольным соглашением на создание обще-

го государства.

«Чем лемократичнее будет. республика
росеийская... тем более могуча будет еи-
ла добровольного притяжения к Такой
республике. трудящихся масс всех наций»
(erp. 52). :

На Апрельской конференции со специ-
альным докладом по национальному вои-
росу выступил товариш Сталин. Нослело-
вательно развивая марксистоко-ленинскую
линию в национальном вопросе, товарищ,
Сталин обосновал большевистскую  про-
грамму разрешения национального вопроса,
враеугольным камнем которой является
предоставление права всем нациям на само-
определение вплоть до полного отделения
й образования самостоятельных государств.
	Ченинско-сталинекая национальная пПо0-
литика обеспечила. партий единодушную
поддержку всех ранее угнетенных нанцио-
нальностей как в период борьбы за сопиз-
листическую. революцию, так и после уста-
новления советской власти в стране.
	Советский (Союз дал всем народам мира
вдохновляющий пример успешного разре-
шения национального вопроса, пример
осуществления подлинного равноправия и
братского содружества всех народов стра-
ны во главе с великим русеким ‘народом.

После Февральской революции сказав-
шиеся у власти ‘капиталисты и помещики и
их эсеро-меньшевистские прихвостни боро-
лись против Ленина и Сталина, против
	большевиков прежде всего при помощи