ПЯТНИЦА, 5 АВГУСТА 1949 г. № 133 (10923)
STREET cE а шипит ыы 5:

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	a т

{От собственного корреспондента
Ы «Известий»)

Громалные лесные утголья в горах Ha-  железводорожник из Брно, слезть из
	ционализированы. Урбареким. хозяйствам
оказывается помощь, и они об’единяются в
кооперативы.
	У подножья Вриваня — одной из вели-
чественных вершин в системе Высоких
Татр десятки тракторов распахивают коч-
коватые пелинные земли под культуоные
травы, и скоро здесь появятся стада пле-
менного скота. По вечерам у костров трак-
тористы — дети валлахов (пастухов) рас-
певают старую песню, но звучит она по-
новому вольно и птироко:
	«Гей, под Вриванем там есть
красный Свит,
Там растут хлонцы, слазные как
EBUT.
В лесных тех горах, в своих
шалашах
Живут отважные. сильные валлахи».
	В густых дебрях на границе с Цоль-
шей мне показали лесной дворец-——Яворин,
место охоты коронованных 0606. Сейчас
здесь организуются заповедник и музей.
	Повеюду в горах происходят изменения,
6 которых красочно говорил нам носич по
дероте на Терригову хату. Скоро в юрные
базы грузы будут доставляться геликоп-
терами.
	— Я-то не смогу летать, — с сожале-
нием заметил он,— a мой сын Ярко — тот
сможет. Когла я проводил через перевал
советских воинов, они мне млувили (говори-
ли), что и бедный может управлять летад-
лем (самолетом). То правда. Ярко сможет!
	Я хотел распроеить Носича 06 90стоя-
тельствах перехода через Карнатекие вер-
шины советских войнов, но Носич, вихи-
мо, работает по своему графику, отдых
кончился и он поднялся:
	— Теперь и у меня как бы выросли
крылья, я почуветвовал себя человеком! —
сказал носич.— Отработал свое, и ни один
пан не смеет меня шпынять. Я член проф-
с9юза, повысилась зарплата, выдается
спеподежда. И то радует— добавил носич,
берясь за поклажу,— чо вот пиво несу
не для селлаков (селлак — богач, вулак),
& для своего же брать труового...
	Но вот и Терригова хата. До войны ее
посещали исключительно люди из ©остоя-
тельных классов. Тенерь же туризм в Че-
хословакии стал народным явлением. Но-
вые порядки в стране дали трулящемуся
двух-, трех- и четырехнелельный оплачи-
ваемый отнуск, выросла реальная зарплата
рабочего человека, у народа появилась воз-
можность познать прелесть и обаяние сво-
ей прекрасной страны.

— Высокие Татры стали теперь народ-
ными горами, — сказал мно смотритель
Территовой хаты, студент химического фа-
культета из Братиславы, сам страстный
альнинист.

И как бы в подтверждение его слов на
обратном пути, недалеко от известного
здесь большого водопада, я встретил эк-
скурсию пожилых людей. У одного из них,
приземистого, нирокоплечего, на черном
лацкане пилжака было ‘три значка трудо-
вого отличия, Мы разговорились:

— Я рабочий угольных складов из Пра-
ти,— сказал мой новый знакомый.— Три-
лцать один год грузил уголь, прожил около
пятихесяти лет, вот приехал по путевее в
дом оттыхь и внервые увидел родные Тат-
ры. Каковы? А вздух, & слуние! (воздух,
солнце). Вам либется? (нравится).

Стали подходить другие экскурсанты—
	2а00чий из ПШтаги, сталевар из Остравы,
	ПОТА eT TTT TLE
	Пльзена.

Это—новые хозяева гор, курортов, ©а-
налориев, домов отдыха и всей страны, лю-
ди труда, люди борьбы.
	В великоленной вилае «Влотильда», вы-
резанной местными резчиками из бука и
лиственницы и подаренной какой-то rpa-
финей своей скучающей хочери, отдыхали
летчики транспортных самолетов Co своими
семьями. На Штрибских плесахо в бело-
снежных дворцах расположились ткачихи
из Градена Кралева, обувщики из Готваль-
дова, рабочие с завода имени Сталина в
Моете; прокатчики из Полбрезово.
	заканчивая путешествие по горной Сло-
вакии, я пересек область, расположенную
вхоль реки Орава за горой Хоч. Ё офя-
циальным названиям здешних сел и дере-
вень в свое время народ прибавил свои: «У
бот» за спиной», «В чертях на куличках»
ит. д. Дороги здесь похуже, примитивные
лесопилы работают на воде, подслеповатые
дома крыты щешой. Не часто здесь встре-
тишь вездесущий в Чехословакии коло (ве-
лосинед), а появление машины вызывает
переполошный бор всех деревенских ребят.
Жогла на юге приступают к косовице пше-
ницы, в Эрдуке — на Ораве — овес еле-еле
поднимается из земли. На Ораве всегда бы-
ли лишние рабочие руки и рты.
	Сейчас навстречу нашей машине попа-
лась целая колонна грузовиков © людьми.
Люди пели, смеялись, что-то кричали #2-
шему пюферу, бывшему партизану Инко.

—- Это люди Оравы?— спросил я шофе-
pa,— ведь они всетда печальны?

— То было, — ответил Инко—А эта
веселые. Они едут с гидроэлектростанции
ночеваль в деревню. эдесь нз Ораве непо-
далеки строится mom велька (очень боль-
шая) гидростанция. Моц! Людия мают р8-
боту и заработок. Сегодня суббота, они едут
домой. зитра свято (завтра праздник).

Мы. под’ехали в это время к старинной
крепости на Ораве у городка Подзамок. Ее
могучие стены, скрепленные цементом, яв-
ляются как бы естественным продолжением
отвесной стометровой скалы. Камень, пу-
щенный с балкона замка, летит в реку,
как птипа.
	Меня провожал по замку юный вы-
пускниЕк гимназии, собирающийся посту-
пить осенью в Братиславокий университет.
Поеле того как я расписался в толстой
книге посетителей, он пригласил меня в
комнату, служившую чем-то вроде камен-
ного сейфа.

— Теперь я вам покажу книгу записей
знаменитых и великих людей, — сказал 61
и достал из шкатулки небольшую тиене-
ную золотом тетрадь. Ona начиналась aB-
тографом императора Франца-Иосифа, сде-
ланным в замке в 1852 году. Дальше шли
подписи выдающихея  нутешественников,
полководцев. В конце тетради была зались,
сделанная по настоянию местных жителей
русским офицером. Поднись неразборчива.
Юноша сказал, что ее автор — советевий
капитан, ворвавшийся в Ползамок со своей
ротой автоматчиков в ночь на 5 апреля
1945 года и штурмом выбивигий немцев
из крепости.

Скромная запись неизвестного советского
воина-героя, оказавшего героическую боат-
скую помошь народу Чехословакии, была
последней записью в «книге великих лЮ-
дей», хранящейся в старинном замке на
Оразе.

А. БУЛГАКОВ.
	Слеч — Татрекая Домница — Подзамок.
	Словакия. Июль,
	110 мастерским художников.
	нил портрет прославленного руеското уче-
ного И. В. Мичурина. Рассматривая эм
произведение, как бы чувствуешь евежий
и чистый воздух весны. Схвозь темнею-
щую зелень листвы виднеется голубое не-
бо. Около яблони стоит Мичурин.

Заслуженный деятель искусств РСФОР
Г. Ряжевий пользуежя популярностью,
как создатель многообразной галлереи обра-
зов советской женщины. И на этот раз
художник трулитея над картиной «Свя-
зиетки», ге стремится передать мужест-
венный облик верных дочерей родины, б%-
конечно любящих свой народои во имя ем
совершающих подвиг.

В мастерской действительного члена
Академии художеств СССР. лауреата Ста-
линской премии П. Котова можно видеть
этюды подготовляемой им большей карти-
чы, изображающей жизнь славного завода
«Ерасное Сормово». Произведение рождает-
ея в результате неоднократных  посзлок
художника на завод, тщательного изуче-
ния и наблюдения жизни его людей.

Талантливый иллюстратор книг, графиЕ
A. Шмаринов закончил рисунки к произ-
ведениям А. С. Пушкина и Л. Н. Толето-
0. Некоторые из этих работ уже извест-
ны по вышедшим книгам к юбилею вели-
ROTO поэта и заслужили высокую оценку.
Художник также пишет эскиз  иею-
рической картины, передающей первые
дни советской власти.

Из своих творческих поездок по Волге
лауреат Сталинекой премии Г. Савицкий
привез этюды, на основе которых создает
картины и нейзажи, посвященные великой
русской реке.

Borato будет представлена на выставке
и келхозная тематика. Среди’ художников,
работающих над произведениями ‘о счаст-
ливой жизни советского колхозного кресть-
янетва — живопнееи ВБ. Яковлев. Оч пи-
	wer картину «Осенняя пахота в Подмос-
ковъе».
	В. ОСОКИН.
	Б конце этого тола в залах Tocyyaper-
венной Третьяковской галлереи откроется
Всесоюзная художественная выставка. Ha
ней будут представлены самые лучшие
произведения живописи, графики, CKY Ibi-
туры, народных промыслов за 1949 го.
Как и в прошлые годы, эта тралинионная
отчетная выставка явится осмотром дости-
жений советского изобразительного искус-
ства. Сейчас вся разнообразная деятель-
ность советских художников идет под. зна-
ком подготовки к этому важному событию.
Быть представленным на Всесоюзной
художественной выставке, показать своя
произведения многим и многим тысячан
	посетителей — большая честь для кажлого
	мастера.
	Улучшить
качество аппаратуры
	для диафильмов
	Б своем письме, опубликованном пе-
	давно в «Известиях» пол заголовком «Ша.
	pe HCHOTBSOBATE диапозитивные фильмы»,
твв. Фадеев справедливо указывает на то.
че в учебной работе школ и других
учебных. заведений недостаточно исполь-
	зуются диансзитивные фильмы. Олнако он
	ничего не сказал 0 качестве выпускаемой
	проекционной аппаратуры для демонетра-
ции диафильмов.
	Имеющийся в продаже диаскоп «Д-46б»,
выпускаемый Загорским заводом, неудо-
бен для пользования. Изображение на
экране долго задерживать нельзя в избе-
	Hane коробления и загорания пленки.
Спираль накала лампы в днаскопе не да-
	ет хорошей световой точки. В фонаре
«Д-46» нет рефлектора, который увеличи-
вал бы световой поток. Весьма низкого ка-
чества и об’ектив лиаскопа.
	Наша промышленность выпускает слож-
нейшие оптические приборы, а вот хоро-
шей конструкции  диаскопа пока нет.
Диаскоп «Д-46» требуется снабдить 100-
BaTTHOH киволампой, отражателем, тенло-
защитным стеклом, рамкой е прижимаю-
щим стеклом для проекции кадров, засня-
тых фотоаппаратом ФЭД: об`ектив «Петива-
	ля» следует заменить советеким тина «Ин-
тустар».
	Путем изменения конструкции диаско-
na «H-46» Ленинградским электротехни-
ческим институтом имени В. И. Ленина
освещенность экрана повысилась в 15 раз.
Почему бы предприятиям, выпускающим
прекционную аппаратуру для диафиль-
мов, не использовать опыт Ленинградского
заектротехнического института?
	Недостаточно еще дешевой аппаратуры
ля чтения книг на пленке (микрофильмов).
Рдинственный специализированный проек-
тор для чтения фильмокниги «Д-1» выпу-
скается Красногорским заводом по басно-
словно высокой цене. В нем применен по-
рочный в оптическом отношении метод
сквозной проекции. Прибор для чтения
@ильмокниги. следует делать проше, по
принципу обыкновенного Фотоувеличителя
(на отражение), и стоить он будет в
10—20 раз дешевле проектора «Д-1».
	3. БОРХСЕНИУС,
	Ноднимаясь на Терригову хату, я встре-
тил носича. Опустив голову и согнувшись,
он сосредоточенно шел мелкими упругими
шагами. Красота здешних мест, витимо, ма-
ло трогала его. Он нес на спине тяжелый
Груз.

Тропа была все круче. Уверенной по-
ходкой носич миновал снежный откос ни
тем же расечитанным шагом взобрался на
перевал. Потом он снял © плеч тюк по-
	ставил осторовно его на тропу и сел на
камень.
	Восич — это носильщик тяжестей в ту-
риетекие сторожки и гостиницы. связанные
	с внешним миром только узкой горной тро-
Ной.
	Вокруг была замкнутая каменная чаша,
по краям которой сб всех сторон, как зубья
шестерни, торчали острые серо-зеленые вы-
ступы. Дно этой. чаши постепенно завали-
валось обломками скал. С большой высоты,
прямо со снежных вершин с шумом срыва-
лиеь горные потоки.
	Мы познакомились. Узнав. что имеет
дело с москвичом, носич подвинулея на
камне, приглашая сесть рядом. Кроме пе-
реводчика, вокруг нас не было ни души.
В трехетах метрах нал нами на высоте
двух тысяч метров над уровнем моря вид-
нелась цель нашего похода — туристекая
база Терригова хата. выше которой насе-
ленных пунктов вблизи не было.
	оакурив, носич стал совсем приветлив.
Да, он очень любит сердце словацких Кар-
nat — Высокие Татры. Но уж, конечно,
не любовь к горам заставила его взяться
за этот тяжелый трул. Что было делать?
В этих местах крестьяне почти не имели
земли. Она, как, впрочем, и большая часть
лесных угодий, находилась в руках поме-
MHEOB и церкви, Маленькие лесные участ-
RA принадлежали урбарам. потомкам лас-
	‚вых дДозорцев, нолучивших мелкие наделы
	леса за охрану княжеских владений. ур-
бары попалали, как правило, в зависи-
мость к лосохозяевам побогаче. Но отец но-
еича не был и урбаром. Значит, путь был
один—и носич еще в детстве одел лямку.
С тех пор не было дня, чтобы не поднял-
ся он в какую-нибудь горную гостиницу.
За птестнадцать лет, по самым скромным
полечетам, он перенес на своей спина око-
10 двухсот тонн грузов. Вее, что вы най-
дете в Высоких Татрах выше 1.500 мет-
ров над уровнем моря,—лес н цемент, из
которых построены гостиницы, железная
кръина над ними, мебель, телефон, еда и
питье, которое вам подают, словом, бук-
вально все, подняли на своих плечах вот
такие носичи.
	одесь. в Татрах, воепетых поэтами, одна
из долин называется Словацким раем. Но
здесь рай был только для богатых и пред-
принимателей. Хозяева курортов рядом ¢
лечебными корпусами для сердечников от-
крывали ночные увеселительные заведения:
частные компаний, владевшие знамечиты-
ми ледовой и известковой пешерами, пред-
ставаявиими большой интэрее для науки,
извлекали большой доход от туристов и за-
прещали ученым вести в пещерах иссле-
довалельскае работы; различные фирмы,
пользуясь дешевой рабочей силой, на при-
митивно оборудованных кожевенных и ле-
сообрабатывающих заводах наживали ог-
ромные капиталы, переводя их в загранич-
ные банки, оставляя народ прозябать в
бедности.

Мното пота и слез пролил горный сло-
ВЗЕ в борьбе за EVCOR чефетвого хлоба.
	, тем большей ралостью пероживает он
	сегодняшний день новой Словакии.
	БУДАПЕШТ, 4 августа. (ТАСС). В свя-
зи © предстоящей конференцией Веевенгер-
ского союза кооперативов (09800) газеты
посвящают стальи достижениям коопера-
тивного движения в Венгрии.

Тазеты пишут, что со времени прошло-
годней июльской кооперативной конферен-
ции, проведенной Венгерской партией тру-
дяшихея. ренгерское кооперативное хвиже-
	ние достигло больших успехов. Созхана еди-
	с помошью нашей первокласеной техники
полнимаетеч ло. искусства. становитея нод-
	линным творчеством. Советекий читатель—.
	строитель коммунизма и хозяян своей пре-
красной родины — хочет видеть ее светлое
ино вдохновенно и талантливо отображен-
ным в могучем зеркале -— в художествен-
ной литературе — в романах, повестях, поэ-
мах, рассказах и песнях, в пьесах, дыша-
щих правлой жизни.

Достоин взволнованного, горячего слова
писателя труд карельского лесоруба и тах-
тера Караганды, ивановского текстильщика
н узбекекого хлонкороба; уральского стале-
вара и строителя, восстанавливающего на-
ши елавные города-герои; ученого-селекцио-
Hepa, выращивающего сказочно необыкно-
венные стебли ветвистой пшеницы, и яро-
славекого животновода, выводящего высако-
продуктивные поролы молочного скота.
	В этом свете познавательное и воспита-
тельное значение художественных произве-
дений, выходящих в краях и областях, ета-
новитея еще значительнее и весомее. Раз-
нообразные книги, в которых показан тру-
довой день великой страны, вместе взятые,
являют собой своего рода большую литера-
турно-художественную летопись грандиоз-
ных дел народа.

Писатели из облаетей приносят обычно
читателям. как свой трудовой отчет, книги,
	в которых рассказывается O делах и днях
ролного края, о своих земляках.
	Труд всегла конкретен. Шонкретность
эта познается не из окна вагона курьер-
ского ноезла, не из беглой беседы е
мастером-сталеваром или инженером-кон-
структором; списать с потолка своей рабо-
чей комнаты ее тоже, как правило, никому
не улается, а если некоторые писатели в по-
спешности инома и прибегают к помощи
«потолка», их неизбежно постигает горькое
разочарование, и не менее бывает разочаро-
ван читатель, чутко и требовательно OTHO-
слщийся к труду писателя. Читатель лишь
тогла проникается доверием и уважением к
	автору и станет его другом, когда в основу
произведения положена высокая коммуни-
	эначительная часть работ на выставке
будет посвящена бессмертным образам ве-

ликих вождей советского народа Ленина
и Сталина.
	Чауреат Сталинской премии, автор ря-
да картин и портретов, изображающих
товарища Сталина, живописец И. Тоидзе
работает сейчас над полотном «Товарищ
Сталин на параде 7 ноября 1941 гола па-
	путетвует воинов прасной Армии, уходящих
на фронт».
	Создатель цикла известных полотен, по-
священных Владимиру. Ильичу Ленину,
академик живописи А. Моравов пишет кар-
тину «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Гор-
ках». Здесь художник воссоздает одну из
трогательных страниц горячей творческой
дружбы, неразрывно связывавшей наших
великих вождей.

...Темная ‘изба. Маленькое окошко почти
замерзло. За столом сидит человек с род-
ными незабываемыми чертами. Это мо-
лодой Сталин в ссылке. Перед ним жан-
Jap, приехавший проверить ссыльного.
Таков сюжет новой картины лауреата
Сталинской премии П. Соколова-Скаля.
	Народный художник CCCP, президент
Академии хулежеств А. Герасимов выпол-
	Перед павловскими лнями

B ближайшее время на трехэтажном ло-
ме на углу Большой Пушкарской и Вве-
ТеНСЕой улиц, в котором великий ученый
Жил с 1892 по 1918 мл и ге он на-
писал евон замечательные тотты по пя-
	щеварению, устанавливается  мемориаль-
ная лоека.
	Б Первом медицинском институте, нося-
щем имя ученого, сейчас готовится нзауч-
ная сессия, приуроченная к юбилею. Дей-
ствительный член Акалемни медицинских
наук СССР профессор М. В. Черноруцкий
сделзет дозлад о значении работ Павлова
AIA лечения внутренних болезней, а так-
Же 0 своих иселелованиях язз желудка и
бронхиальной астмы в свете павловекого
учения 0 высшей нервной деятельности.
	Издательство Академии наук ССОР вы-
пускает в юбилею полное собрание сочи-
нений И. П. Навлова в пяти томах. Сей-
час нахолитея в печати сборник лекций
ученого «0 работе коры больших полуша-
pull головного мозга».
	Архив Академии наук CCCP организует
выставку материалов, связанных < нзучной
деятельностью Пазлова. Посетители вы-
ставки увидят многочисленные личные до-
кументы, хараклеризующие благородный
облик ученого, его обширную переписку ¢
больными, документы, показывающие, как
созетекое правительство вевмерно солейст-
вовало Павлову в ето научной деятель-
HOCTH. .
	ech YC CH G6
	Ченинграде, где долгие годы жил
и творил великий русский ученый
академик И. П. Павлов, развернулась лея-
тельная подготовка к 100-летию со дня
его рождения, исполняющемуся в сентябре
3Taro гота.
	На предприятиях, в клубах, домах куль-
туры. библиотеках проволятея беседы и
лекции, посвященные жизни и леятельно-
сти Павлова. В ближайшие дни в лекто-
рии горкома ВЁП(б) начнетея чтение циЕ-
ла лекций на тему о работе головного
мозга, раскрывающих павловекое учение
и лостижения советских физиологов в этой
области. Лекции бултт читать ближайший
	‚Ученик и сотоулник И. НЦ. Навлова акале-
	мик В. М. Быков, член-короеепондент Ака-
демии мелицинских наук СССР. А. В. Je-
белинский и другие. Цикл лекций о Пав-
лове и его учении организует также Цен-
тральный лекторий Ленингралекого отделе-
ния Веесоюзного общества по раепростра-
нению политических и научных знаний.

Ленингралцы проявляют большой инте-
с к местам, связанным с именем Пазв-
лоза. Многочисленные экскурсии посеша-
ют Павловский музей в Институте экепе-
риментальной  мелицины, лабораторию, в
которой он работал, село Навлово (бывшее
Волтуши), гле в советские годы была ©о-
злана специальная научная база лля уче-
		дл роника
	член киносекции Дома ученых имени
Горького.
	г. ЛЕНИНГРАД.
т -____.
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»
	«Образцово встретить учебный год
в школах»у
	Под таким заголовком в «Известиях»
39 июля была помещена передовая статья,
в которой подверглаеь критике работа, Куй-
бъыневекого облоно. Исполком Куйбышев-
ского областного Совета 3 августа принял
решение, в котором признал критику ра-
боты облоно (заведующий тов. Скворцов),
содержащуюся в статье. правильной.
	Исполком областного Совета потребовал
от облоно решительного улучшения стиля
работы аппарата облоно, обеспечения жи-
вого руководетва и контроля за районны-
мя, городскими отделами народного 0бразо-
вания и школами.

Исполком областного Созета обязал обл-
оно: проверить в десятидневный срок райо-
ны, отетающие в подротовке школ к учеб-
ному году, и представить в облисполком
практические мероприятия по улучшению
дела в этих районах; уточнить план BBe-
дения семилетнего обучения в области по
каждому району в отдельности и предлета-
вить этот план на утверждение исполкома
областного Совета к 10 августа.

Передовую статью ‘газеты «Известия».
«Образпово встретить учебный год в шюо-
лах» и решение, принятое облиеполкомем
в связи © данной передовой, предложено.
обсудить на общем собрании работников.

областного отдела наролного образования.
	Советская литерат}ра призвана служить
самой высокой и благородной цели: сред-
ствами ‘художественного слова помогать
партии и родному госуларетву воспитывать
народ в духе коммунизма. Это является
боевой программой советского ‘искусства.

Уже давно порестало существовать 0т-
брошенное нашей жизнью деление литера-
туры на «столичную» и «ировинциаль-
ную». Среди писателей, удостоенных вы-
сокой награды — звания лауреата Cra-
линской премии, мы видим много имен ни-
сателей, живущих и работающих в различ-
ных областях и краях необ`ятной советской
родины. Среди них: В. Ажаев (Дальний
Восток)—автор романа «Далеко от Москвы»,
С. Бабаевский (Кубань). написавший ро-
ман «Кавалер Золотой Звезды», В. Нопюв
(Донбасс) — автор романа «Сталь и шлак»,
В. Костылев (Горький)—автор историческо-
го романа-трилогии 06 Иване Грозном,
И. Ликстанов (Свердловск) — автор книги
«Малышок».

В краях и областях Российской Феде-
рании живут и плодотворно работают де-
сятки талантливых писателей. На местах
ежегодно выпускаются альманахи и жур-
налы, подготовляемые и издаваемые крае-
выми и областными отделениями Союза ©0-
ветских писателей, в областных излатель-
ствах выходит немало книг местных авто-
ров.

Литература краев и областей многообраз-
на и разностороння не только по темам, но
и по жанрам,

Горьковчанин Г. Федоров, автор талант-
ливой повеети «Соллаты». написал. пьесу
о современной колхозной жизни — «Пути-
дороги». Пьеса вошла в репертуар многих
советских театров. Ивановец Мих. Полин
опубликовал новую повесть «За рекой Вы-
	ремней». 910 — круиное и интересное
	Успехи венгерского кооперативного движения
	ная Кооперативная сеть, руководство &0016-
ративов очищено от антинародных элемен-
тов — кулаков и т. д. За прошедший год
организовано много производетвенных ко-
оперативов земледельцев. Число членов зем-
ледельческих кооперативов за год возроело
с 425 тысяч ло 870 тысяч. В прошлом
году в кооперативах состояли, главным 0б-
разом, новые хозяева (т.-е. получившие
землю по земельной реформе), ‘теперь же и
	стичесвьая идея, Когда CO страниц вниги
	веет правдой жизни, мужеством и искрен-
НОСТЬЮ.
	Не поняв и глубоко не проникнув в
конкретную суть профессии своего героя,
писатель не поймет и человеческое B ero
душе. Ложный и нежизненный  «произ-
водственный конфликт» логически и неиз-
бежно ведет к фальшивым «июлхологиче-
ским» конфликтам. Отеутствием глубокого
знания темы и об’яеняются. в частности,
серьезные идеёйно-художественные ошибки
в пьесах способных драматургов: А. Cod-
ронова — «Карьера Бекетова» и В. Кожев-
никова — «Огивнная река».
	Пюверхностное знание жизни и труда
своего героя приводит к тому, что писа-
тель создает мертвую схему вместо полно-
кровного образа. Незнание жизни ведет пи-
сателя к беспомотности и бесиветности
стиля и слова. Язык —— душа народа.
Язык — оружие социалистической культу-
ры. Истинно народный, живой, красочный,
колоритный, меткий и точный язык не
имеет ничего. общемю с утрошенчеством,
приспособлением языка наших людей к
плохим образцам низкопробных лубочных
книжечек, когда-то издававлтихея «для про-
стонаролья».
	В. И. Ченян в 0806 время писал о жур-
нальчике «Свобода»: «Журнальчик «Сво-
бода» совсем плохой. Автор его — журнал
производит именно такое впечатление, как
будто бы он весь от начала до конпа был пи-
сан одним лицом — претендует на популяр-
ное писанье «для рабочих». Но это не
популярность, а дурного тона популярни-
чанье. Словечка нет простого, вее с ужин-
кой... Без выкрутае, без «народных» ерав-
нений и «народных»  словечек — вроде
«ихний» — автор не скажет ни одной фра-
зы. И этим уролливым языком разжевыва-
ются без новых данных, без новых приме-
ров, без новой обработки избитые социали-
стяческие мысли, умышленно вульгаризи-
руемые. Популяризания, сказали бы мы ав-
теру, очень далека от вульгатизации,. от
	популарничанья» (т, о, стр. 255).
	крестьяне —— старые владельцы земли 060-
знали значение кооперации.

Число членов новых правлений, избран-
ных в процессе демократизации Koonepa-
тивов, составляет около 22 тысяч, 90 про-
центов из них — трудящиеся крестьяне.
Остальные 10 процентов составляют про-
мыпленные рабочие и другие трудящиеся.

В работе конференции примут участие
члены венгерской крестьянской делегация,
посетившей СССР.
	&. М. Горький призывал писателей изу-
чать жизнь глубже и больше. Советский
писатель, учил Горький, должен быть вез-
десущим, всевиляшим.
	Вездесущей и всевилящей должна быть
и наша литературная критика, а также и
издательства. В сожалению, литературная
критика часто оставляет вне своего вни-
мания те произведения, в которых описа-
ны новый наш день и дела советских лю-
дей. Литературная критика совершенно не-
достаточно уделяет внимания значитель-
нейшему отряду в семье советских литера-
торов — писателям краев и областей, раз-
бору и оценке произведений, выходящих в
областных издательствах и публикуемых в
областных альманахах и журналах.
	В результате многие значительные пройз-
ведения в течение нескольких лет не нахз-
дят отклика на страницах газет и журналов,
& иногда и совсем замалчиваются. Таким
образом, ценная и нужная книга своевре-
менно не может найти RpaTaaiimero пути
в читателям.
	Нередко и издательства занимают пози-
цию выжидания к появившимся в альма-

нахах новым произвелениям, но обойлен-
ным вниманием критики. На издательском
языке это принято называть — «зарезерви-
ровать» в план будущего года. Иногла это
	«резервирование» принимает затяжной,
многолетний хапактер...
	Безусловно, в областных альманахах и
журналах нередко печатаются слабые,
недоработанные, неряшливые в художе-
ственном, а иногда ущербные и в илейном
отношении произведения. Тем более при-
стально должна смотреть за этими изла-
ниями литературная критика, своезремение
указывать на допущенные ошибки, прий-
ципиально и строго, без скидки на про-
винциальность критиковать их, по-хозяй-
ски заинтересованно помогая писателям.
	Надо руководетвоватьея не приятельскими, -
	не географическими, а партийными крите-
риями в опонке литературных произве-
	Дений.
м. КОЧНЕВ.
	я Две неизвестные картины знаменитого
русского художника И. И. Шишкина обна-
ружены в Уфе.

* Закончился конкурс колхозных певцов
Рязанской области. Направлены на учебу
в музыкальные средние и высшие завезде-
	ния страны 15 юношей и девушек.
	о к жизыи
	художественное полотно. Ростовский писа-
тель В. Закруткин выступил © хорошей
книгой «Кавказские записки», в которой
показана картина героической борьбы Co-
ветекой Армии против немецких оккупан-
тов. Ярославна В. Смирнова налши читате-
ли, юные и взрослые, давно полюбили за
его очень человечные, светлые, согретые
теплотой большого сердца талантливые но-
вести «Сыновья» и «Открытие мира».

Богат писателями Урал. Е. Федоров в
романе «Демидовы» открыл перед читате-
лями одну из интереснейших страниц в
истории нашей родины, он показал прош-
лое горнозаводского Урала, этой издревле
прославленной кузницы русского победо-
носного оружия. Новую повесть нанисал
Виктор Стариков.

Литературная жизнь кипит в каждом
утолке нашей страны. Читинский писатель
К. Седых в течение. нескольких лет рабо-
тал нал большим романом «Даурия». Труд
писателя увенчался большим успехом.
В. Седых. создал превосходную книгу о ге-
роической борьбе трудящихся Дальнего Во-
стока за советскую власть в годы граж-
занской ройны. Образ замечательного бель-
шевика. стойкого борца за дело пролетар-
	ской революции воссоздал в своем романе
	«Серлне Бонивура» хабаровский писатель
I. Нагипиин. Смоленский писатель Анто-
нов напечатал примечательную повесть
«Первая очередь». В Смоленске активно ра-
	ботает ларовитый поэт Н. Рыленков. В жан-
ре литературного очерка плодотворно 4
	ре литературного очерка плодотворно и
успешно выстунает ростовский писатель
	Фоменко. Его книга очерков — «Обыкно-
ванные люли» по праву может быть назва-
на олной из лучших в этом жанре.
	В короткой газетной статье невозможно
	перечислить даже наиболее крупные 1про-
	повеления, появившиеся в областных жур”
	Литературные заметки
	я Художественная выставка, посвящен-
ная Дню шахтера, открылась во Дворце
культуры имени Энгельса в городе Дзер-
жинске (Сталинская область)..

* Кинотеатр. открыт в поселке Ранг-

Куль Мургабского района Горно-Бадахшан-
ской автономной области.
	налах и альманахах и выпущенные отдель-
ными изданиями за последние два-три го-
да. Несомненно, заслуживают внимания чи-
талелей и пристального взгляда нашей
литературной критики последние новые
книги ростовских писателей И. Егуюва
«Третий эшелон» и Г. Шолохова-Синявеко-
го «Волгины». Вняга хабаровского писате-
ля Пришвина «На берегах 3еи», повесть
саратовского писателя Падерина «На глав-
ном направлении», поэма Смерлова «НПуш-
кинекие Горы», повесть читинца Востюкэв-
ского «Снова веена», «Деревенская по-
весть» К. Коничева (Архангельек). литера-
турно-художественные очерки «Каменная
степь» воронежекой писательницы 0. Вре-
товой и др.

Читая книги писателей, живуших в
областях и краях, не трудно убедиться
в том, что авторы справляютея се поста-
вленными перед 60бой творческими зала-
чами, когда они пишут 0 том, что хорошо
знают, сами вилели, прочувствовали, по-
няли не только душу своих героев, но и
«душу» тех дел, того труда, который вы-
полняют их герои. Наши великие идеи борь-
бы за коммунизм, богатейшая волнующими
событиями наша жизнь, созилательный
творческий труд — вот вамый сильный и
вечно свежий источник влохновения!
	«Основным героем наших книг,— гово-
рил А. М. Горький, — мы должны избрать
труд, т. е. человека, организуемого процес-
сами труда, который у нае вооружен всей
мощью современной техники, человека, в
свою очередь организующего труд более
легким, продуктивным, возводя его на сте-
пень искусства. Мы должны выучиться по-

нимать труд, как творчество».
	Этот мудрый горьковекий завет, к сожа-
лению, еще не выполнен писателями в
полной мере. Художественная литература
все еще остается в большом долгу перед
людьми труда и ‘прежде всего перел свовет-
CRAM рабочим классом, ежедневно показы-
вающим образцы трудового героизма.
	„Труд в нашей стране на фабриках и 3а-
волах, Нд совхозных и колхозных полях