ЧЕТВЕРГ, 1 СЕНТЯБРЯ 1949 г. № 206 (10046)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
		Всесоюзная конферениия сторонников мира
		«Мы не станем раздавать оружие молодым
людям, чтобы они убивали друг друга. Мы
пошлем самолеты © грузом атомных, зажи-
галельных и бактериологических бемб, что-
бы умертвить детей в их колыбелях, ста-

рух за их молитвой-и работающих мужчин
за их работой».
	До какого морального падения, ло какого
душевного маразма, лю какого садистского
цинизма, до какой, наконец, слабости, po-
жденной страхом, нужно дойти, чтобы
произнести такие слова!
	Ja все время второй мировой войны ¢
высоты папекого престола не прозвучало
ни одного голоса протеста против палачей
человечества, в защиту миллионов убивае-
мых, пытаемых, гноимых в тюрьмах, ве-
шаемых, расетреливаемых, умерщваяемых
В страшных «душегубках». Голос этот под-
нялея только один раз— kona сулили
убийц. Он прозвучал в защиту убийц! Сей-
Час возглавитель калолической церкви от-
крыло вошел в мрачный лагерь факельщи-
ков нового пожара. Весь мир знает ето как
атента американекото империализма.
	Аристианекая релития при пособничестве
ее высших католических представителей
беззастенчиво используетея в классовых ин-
тересах капиталистической верхушки Ep-
репы и Америки, чтобы способствовать ут-
нетению и эксплоатации трулящихея масс
и развязыванию новой кровавой бойни, Но
нет и не может быть на земле никаких са-
мых хитроумных средетв, которые могли
бы побороть бесхитростную силу простых
людей, в чьих сердцах  неистребима
бессмертная вера в правлу! (Аплодисменты).
	Профессор Киевского медицинского ин-
ститута Е. Хохол товорит о благородном
труле врача в Советской стране., Сопиали-
стическое государство, советский строй, в
основе которого лежит забота о человеке,
предоставляют советским врачам все воз-
можности для плодотворной работы. Ни од-
на страна в мире не знает такой гуманной,
такой совершенной системы охраны з10-
ровья трудящихся, какая существует в Со-
ветском Союзе. Творческая мысль деятелей
медицинской науки, благородный труд со-
тен тысяч врачей, фельдшеров, медицин-
ских сестер — все это направлено к одной
цели — к борьбе за здоровье и благополу-
чие советских людей. Мы хотим мирно pa-
ботать на благо советского ‘народа, и во
имя этого труда, во имя счастья всего че-
ловечества мы заявляем: не бывать. новой
войне!

— Мы, совелекие врачи, — товорит тов.
Хохол,— призываем передовых людей всех
стран дать мошный отпор поджигателям
войны и всеми силами способствовать: ус-
тановлению крепкой дружбы наролов.
	Мы твердо верим, что победим в этой
борьбе за мир, так как нашей страной ру-
ководит великий Сталин. И нет в мире си-
лы, которая могла бы сломить волю на-
родов в их борьбе за жизнь и счастье, за
великое будущее, за коммунизм. (Аплодис-
	менты).
	Профессор Г. Круус рассказал в своей
речи о хозяйственных и культурных до-
стяжениях Советской Эстонии, о том, как
миролюбивый и трудолюбивый эстонский
народ ликвитирует тяжелые последствия
прошлой войны и вражеской оккупации,
борется за досрочное выполнение поеле-
военной сталинской пятилетки.
	— Ha Bee эти достижения, — сказал
проф. Еруус,— враги эстонского народа,
предатели, пособники немепко-фаптистеких
оккупантов, бежавиеие за границу от на-

инюто гнева, смотрят с бешеной яростью.
Ho так как своими силами мелким хищ-
никам не добраться лю намеченной лобы-
чи, 40 богалетв нашего народа, охраняемых
всей мощью великого Советского Союза,
то они беспокойно рышут вокруг логова
крупных хишников, рассчитывая на свою
101 при дележе лобычи.
	Путь в этой добыче как для крупных,
так и для мелких хищников олин-един-
ственный — война. Поэтому-то они клеве-
той и ложью разжигают военную истерию.
	— Наш ответ. этим хишникам — круп-
ным и малым: Прочь руки от нас! Прочь
руки от Советского Союза! Прочь руки ot
Советской Эстонии! Прочь руки от эстон-
ското народа! (Аплодисменты).
	Нюфессор Алшхабадекого педагогическо-
№ института Г. Непесов заявил:
	— Туркменский народ думает не о
войне, & 0 том, как бы построить новые
каналы, которые увеличат поливные пло-
щади в нашей республике на много тысяч
тектаров. Туркменский народ думает о том,
как бы скорее ликвитировать последствия
землетрясения, завершить восстановление и
сделать еще краше столицу своей респуб-
лики — Ашхабад, над тем, чтобы получить
высокий урожай хлопчатника и досрочно
выполнить пятилетний план. Туркменский
народ занят подготовкой к созданию своей
национальной Академии наук и своего Го-
сударственнюто университета.
	Над благородными и великими задачами
с энтузиазмом трудятся все народы Совет-
ского Союза.

Тоеподам Трумэна“ и  Черчиллям
не удастея обмануть шостых людей мира!
Советские народы не хотят войны, м
не нужны ни американские, ни чьи-либо
другие территории. Мы хотим только од-
ного: чтобы не мешали нашему мирному
Труду и строительству, не посягали на на-
шу мирную, радостную жизнь! Этот труд
и эту жизнь мы тотовы защищать всеми
своими силами. (Аплодисменты).
	Вице-президент Общества содействия
развитию культурных и экономических
связей с СССР Николаус Гезорка (Австрия)
заявляет:

— Вома в самом большом зале Вены
я открывал «Месячник аветро-советской
дружбы» и сообщил, чт в ближайшие лни
я буху присутствовать на Всесоюзной кон-
ференции сторонников мира в Москве, ты-
сячи алюдей, находившихся в этом ‘зале,
уполномочили меня передать вам их при-
ветствие. Но я говорю не только от их
	имени, но и от имени. всех австрийских
патриотов. ;

Незадолго до этого месячника, устроен-
ного нашим Обществом содействия разви-
тию культурных и экономических связей
с Советским Союзом, Австрия явилась 0б`-
евом «дружественного визита» гостей с
так называемого Запада. Но если Corer-
ский Союз прислал нам большую трупну
выдающихся артистов, которые были встре-
чены у нас восторженными овациями, как
посланцы: дружбы и мира, то «Запад» при-
слат в нашу страну генштабистов, которые
вели с нашим правительством ‘переговоры
в духе Атлантического пакта — о наилуч-
Wem ©1060бе строительства казарм и при-
зыва солдат!
	С каждым месяцем все слои населения
86е яснее осознают, кто угрожает нашей
стране кризисом и новой войной. И ника-
кая ложь и провокации газет, оплачивае-
мых и руководимых некоторыми заинтере-
сованными иностранными кругами, ничего
Тут не могут изменить.

Борьба за мир об’единяет рабочих, кре-
стьян и интеллигенцию Австрии. 0бразо-
ван Совет мира, координирующий деятель-
НОСТЬ в защиту мира всех организаций. 00-
	На Всесоюзной конференции сторонников мира в течение нескольких дней
делегаты обсуждали доклад Н. С. Тихонова «Защита мира и борьба против пол-
	жигателей новой войны».
	ерез пять лет

ховеи. Вынадающие в виде ливней осадки
вызывают наводнения, HO недостаточно
увлажняют почву. Маленькие речушки и
многие колодцы летом пересыхают. Пробле-
ма воды здесь так же сложна, как в наших
среднеазиатских пустынях. В лучшем cay-
чае — один колодец на целое село. Жите-
JAM многих сел приходитея возить воду за
несколько километров.

Правительство Народно-демократической
Болгарии приняло решение о создании в
засушливой Добрудже лесных полезащит-
ных полое, о строительстве прудов, колод-
цев и водоемов. Общая длина лесных полос
составит 3.200 километров. Они пересекут
Добруджанскую равнину и прикроют поля
от северо-восточных ветров.

Изыскания показали наличие в безвод-
ной Добрудже подземных рек. Одна такая
река обнаружена на территории Добрич-
ской околии. В селах Победа, Методиево и
ряде других, которые особенно страдали от
безводья, вырыты колодцы, поставлены
насосы. В некоторых селах, стоящих у под-
земной реки, построены водоемы, из ко-
торых снабжаются хорошей водой — и,
главное, в достаточном количестве — бли-
жайпгие села.

Веюду бросаются в глаза новенькие до-
Muka. Наш спутник товорит, что никогда
еще в этом крае не было такого строитель-
ства. Об’яеняется это улучшением эконо-
мического положения крестьян и, главное,
укреплением их вёры в будущее. Этот по-_
граничный район долгое время служил
предметом раздоров между прежними пра-
вителями. Болтарии и Румынии. Только те-
перь люди почувствовали себя хозяевами
на своей земле. Они знают, что им ничто
не угрожает из братской Румынии.

Добруджанекое село ныне живет в усло-
виях свободного национального развития.
Веюду созданы болгарские школы, B KOTO-
рых дети учатся на родном языке. Появ-
ляется собственная болгарская интеллитен-
ция. В Добриче этой осенью открывается
учительский институт.

Получило, возможности национального
развития и турецкое меньшинство. В каж-
дом селе, где проживает много турок,
имеется государственное училище е препо-
даванием на родном языке. Страны народ-
ной демократии, по примеру Советского
Союза, дают образцы решения националь-
ного вопрова.

° Почти во всех селах появились так на-
зываемые читалища. Это — центры куль-
турной работы. Здесь библиотеки, читаль-
ни, лектории, кружки ликвидации негра-
_мотности и самообразования. Добричекое от-
‘Деление болгарского читалишного союза
стоит на первом месте.в стране. :

Много нового и в жизни города Добрич.
Этот маленький купеческий городок пре-
вращается в культурный и промышленный
центр края. Открыты новые гимназии и
профтехнические школы. Вырос большой
механизированный мясокомбинат. Текетиль-
ные артели преобразуются в хлончятобу-
мажную и шерстяную фабрики. Строится
фабрика пищевых изделий. Разработан план
реконструкции города. Для обеспечения
реализации этого плана воздвигаются мощ-
ный кирпично-черепичный завод и дерево-
обделочная фабрика. На территории, при-
мыкающей к памятнику бойцам Советской
Армии, разбивается парк культуры и OT-
дыха.

Маленькие лавчонки частных торговцев
уступили место магазинам кооперативных
и государственных торговых организаций.
В универмаге, занимающем два этажа боль-
ого здания, много различных товаров оте-
чественного производства. Разоренная фя-
шистскими правителями страна из тода в
год богатеет и все в больших количествах
дает населению нужные ему товары.
		(OT СОБСТВЕННОГО КОБРЕСНОНДЕНТА «ИЗВЕСТИЙ»
	1. Добруджа
	Выступления делегатов конференции и представителей зарубежных стран
явились ярким выражением воли и решимости народов в борьбе за дело мира,
	против поджигателей новой войны.
	сентябрьский день 1944 года совет-
ские войска 3-го Украинского фронта, пре-
следуя гитлеровцев, пермили румыно-бол-
гарекую границу.

Появление Советской Армии на болгар-
ской территории создало решающие уело-
вия для успеха антифашистской борьбы
народных еил, об’единенных в (течествен-
ном фронте. Происходившие в стране заба-
стовки, антифашиетекие демонстрации, во-
оруженные столкновения с полицией нере-
росли во всенародное вооруженное восета-
ние, которое завершилось 9 сентября евер-
жением фашистекого правительства. № вла-
CTH пришло правительство Отечественного
фронта. Родилась новая народная Болгария.
Историческая победа Советского Союза над
германским империализмом окончательно
закрепила этот ‘поворот в истории Болгарии
и открыла перед болгарским народом путь
демократического развития, путь к социа-
лизму.

...С тех пор минуло пять лет. И вот я
вновь еду по тем дорогам, по которым. мне
довелось итти с частями 3-го Украинского
фронта. .

Дорога от румынской границы ведет к
	болгарекому городу Добрич. Злесь была пер-
	вая штаб-квартира фронта.

В доме, занятом тогда одним из отделов
итаба,— ныне околийский комитет Boa-
тарекой компартии. Секретарь комитета Ни-
кола Минчев рассказывает о том, что еде-
лано за пять лет.

— Если сравнивать е другими района-
ми Болгарии, у нае сделано меньше. Но на-
до знать прошлое Добруджи; чтобы оценить
ее настоящее.

Много лет Добруджей владёли румынские
бояре. Они бесчеловечно эксплоатировали
крестьян Румынии. Можно представить, ка-
ких чудовищных размеров: достигла эта эке-
плоатация в Добрудже, являвшейся коло-
нией. Сюда слетались спекулянты, любите-
ли легкой наживы, проходимцы и жулики.
Треть земли была отобрана у` болгар-
ских крестьян правительственными актами.
Столько же было скуплено за бесценок у
разоряющихея крестьян румынекими поме-
щиками. :

— Ноезжайте теперь по Добрудже и по-
смотрите, что с ней стало, — сказал на про-
щание секретарь. т

На выезде из города у дороги стоит па-
мятник воинам Советской Армии. У под-
ножья высокого каменного обелиска — фи-
гура бойца с автоматом. Его лицо обращено
на юг. Он весь устремился туда, в глубь
Болгарии, на помощь своим братьям. Он
олицетворяет собой стремительное движение
армии-освободительницы.

Широки просторы Добруджанекой равни-
ны. Вее будто бы то же, что вилели. мы
здесь в те памятные дни. Но взгляд ловит
новое в пейзаже. Наших бойцов тогда удив-
ляли узкие полоски нишенеких крестьян-
ских наделов. Теперь все чаще и чаще
встречаются большие массивы кукурузы и
распаханных под озимь земель. Это владе-
ния трудовых кооперативных земледельче-
ских хозяйств (ТКЗХ).

ТЕЗХ агитируют сами за себя: урожаи в
кооперативных хозяйствах на 25 процентов
выше, чем в частном секторе. В половине
сел околии уже созланы ТЕЗХ.
	Бот на пути еще один ранее невиданный
пейзаж. Большое поле разделено на ровные
квадраты молодыми зелеными повадками.
Это дело рук молодежи ТЕЗХ села Стефа-
ново. В пролом году, по примеру Совет-
ского Союза, молодежь ТЕЗХ сел Стефа-
ново; Котленцы, Паскалево и Царевец по-
ложила начало насаждению лесозащитных
полос. Только в Добричекой околии за тот
год созданы лесозащитные полосы претя-
жением в 70 километров. Осенью этого го-
да здесь залесят еще полосу в 100 кило-
метров. :

Крестьяне Добруджи е помошью своего
народного правительства выходят на ре-
пгительную борьбу с извечным врагом —
засухой. Тяжелы климатические условия
этого района. Суровые, ветреные, часто
бесснежные зимы. Лето жаркое. Дуют су-
	В новгородском музее я ‘видел мишень,
избранную фантистами для упражнения в
стрельбе, — это был бронзовый бюст Льва
Толетото. Я видел грубо и топорно ерабо-
танные солдатекие миски, шкатулки. ко-
робочки, кружки. Фашисты делали их из
позолоты изумительноге Софийского собо-
pa. Я видел бронзовые «трупы», разбросан-
ные на снегу. Это были статуи грандиоз-
ного паматника тысячелетия России.
	В наши дни, котла в занадной Европе
разрушительно действует план Маршалла,
с какой силой оживают радишевские слова:
«Нужда, желание безопасности и сохранно-
сти еозидают царства; разрушают их неео-
гласие, ухищрение и сила». Сто шестьдесят
лет назад великий сын России, певец
вольности и свободы, © негодованием за-
клеймил жестокость американских pato-
владельцев, тех, кто «к корени яростного
убийства завоевателей прививают хладно-
кровное убийство порабощения приобрете-
нием невольников куплею». С иронией во-
протал Радищев: «Назовем блаженною
страною, где ето гордых граждан утопают
в роскопи, а тысящи не имеют надежного
пропитания, ни собственном от зноя и
мраза укрева?» Думая 0 планах мирового
господетва, о пугале атомной бомбы, о фю-
рерах американской реакции, которые хо-
тели бы линчевать все прогрессивное чело-
вечество, я вопоминаю и другие слова
Александра Радищева:
	«Но что обретаем в самой славе завое-
ваний? Звук, гремление, надутлоеть и ис-
тещение».

Есть ли нужда прибавлять что-нибудь

Е этим словам?
te
	„Намятник тысячелетия Росеии снова.
воздвигнут в нентре новгородекого Кремля.
Бес ценные памятники старины бережно
восстапавливатютея камелщиками и ры
ми. В залах музея рядом © предмебами,
напоминающими 09 высокой Культуре и ве-
ликом пропглом Руси И, можно увидеть nop
peThl HORATOPOB и стахановцев Новгорода,
можно узнать, что еще в начале года две-
CTH тридцать злешних рабочих выполнили
	свои пятилетние планы, что за четыре L[0-
	На страницах газеты «Известия» опубликованы в сокращенном виде выступле-
	ния 99 делегатов. Сегодня в «Известиях» печатается краткое. изложение речей
остальных ораторов, выступавших на конференции.
	ществ, об’едннений и комитетов, сплачи-
вающий в нашей стране силы сторонников
мира.

Оратор заканчивает свою речь словами:

— Ла здравствует мир!

— Да здравствует дружба народов!

— Да здравствует друг всех миролюби-
вых народов товарищ Сталин, под руковод-
ством которото победа, дела мира будет обес-
печена! (Продолжительные аплодисменты).
	Кинорежиссер В. Пудовкин отмечает,
что подлая деятельность империалиетиче-
ской клики не ограничивается только из-
мотовлением атомных б0мб и подготовкой
военных баз и аэродромов для будущей
войны. Империалисты мечтают 9 подготов-
ке достаточного числа людей, на которых
они могли бы опереться, ках когда-то Гит-
лер опирался на свои фашистские банды.
Ino провокационной цели служит сейчас
американское кино. Выпускаются картины
вроде «Железного занавеса», калеветниче-
ски ‘изображающие Советекий Союз как
«опасность», упюжающую пивилизации. В
то же время произведениям киноискусства,
идущим из Советского Союза и стран на-
родной демократии, доступ на экраны ка-
питалистических стран закрыт. Воспитание
жестокости, животного  самоловольства,
стремления к безнаказанному грабежу ста-
новится основным содержанием кинокартин,
фабрикуемых Голливухом.

— Эта, — заявляет тов. Пудовкин,—
подлая работа рассчитана на’ 10, чтобы
развратить зрителя, «воспитать» для им-
периатистических агрессоров послушных
рабов, грабителей и убийц.

Долг прогрессивной интеллигенции всего
мира — вырвать оружие кино из грязных
рук врагов человечества! (Аплодисменты).
	Член Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира профессор
Вильямс Дюбуа отмечает, как нелегко аме-
риканеким гражданам знать правду о мире
и говорить о ней.
	Оратор заявляет, чт в Соединенных
Штатах, где монополистический капитал
владеет печатью и главными органами ин-
формации, осуществляет вее усиливающий-
ся контроль над школами, публичное 0б-
суждение и даже свобода мысли являются
затруднительными и часто невозможными.
	— 5 стране ведется истерическая про-
патанда, направленная на то, чтобы убе-
дить американцев, что им якобы угрожает
«опасность» и что третья мировая война
является елинственным «епасением».
	Далее оратор говорит о борьбе прогрес-
	сивных сил Америки против политики. раз-
жигания военной истерии; Прогрессивная
партия, руководимая дальновидным Генри
Уоллесом, бросила вызов этой политике.
Совет искусств, наук и свободных про-
фессий организовал в прошлом году
широкий протест против войны, а рели-
гиозная секта квакеров телько что вы-
ступила е прекрасным заявлением в том
же духе. Есть еще миллиюны других аме-
риканцев, которые согласны с этими сто-
ронниками движения за мир. Я передаю
вам их привететвия. (Аплодисменты).
	Нредседалель Комитета сторонников мира
горюта Нюрнберга Г. Миглер заявил:
	— Политика, осушестваяемая ныне в
Западной Германии, приводит нас к еше
более печальному положению, чем то, кото-
poe существовало перед захватом власти
Гитлером. Против войны сплоченными ря-
дами должны стоять все люди, ее не же-
лающие!
	Мир не приходит сам собой. Ето необхо-
димо завоевать. Немецкий народ, который
ответственен за прошлую войну, должен
рептительно и ясно выступить в защиту
		Я думаю, что выражу волю большин-
ства немецкого. населения не только в0с-
точной, но и западной зоны, если скажу:
мы хотим мира и независимости. всех на-
родов!

Советекий (Союз выиграл войну, я же-
лаю, чтобы он выитрал и мир! (Аплодис-
менты). Е

Журналист Д. Заславский говорит о той
войне. которую империалисты уже ведут
против мира и демократии. Льются черни-
ла, отравленные ложью и клеветой. В эфи-
ре визжат и завывают голоса, разжигаю-
щие вражду и ненависть между народадеи.
Враги народов, провокалоры новой войны
назвали «холодной войной» sre состояние
искусственно разжитаемой вражды.

Мы бьем ложь врагов нашей правдой. И
особенная ответственность лежит на нас,
на работниках печати. Мы фазоблачаем
клевету поджигателей войны, вывотим на
свет темные интриги беечестных полити-
канов. Нам надо умножить свои усилия,
чтобы окончалелыно сорвать маску с вра-
ов мира, свободы и независимости наро-
дов!

Советская печаль, созданная Лениным и
Сталиным, имеет сотни миллионов чита-
телей. Самая распространенная ‘тазета ра-
бочего класса, любимая ето газета носит
имя «Правла». После второй мировой вой-
ны демократическая печать, независимая
OT капиталистов, появилась во веех стра-
нах народной демократии. Выросла печать
компартий во Франции и Италии. В США и
Англии преследованиям подвергаются газе-
ты коммунистов. Это говорит of ux -pacry-
щем влиянии. А печаль в Китае, в Корее!
	Огромная сила болыневистокой печати,
демократической печати в DOM, что она
верно служит народу, не терпит лжи, учит
бороться за интересы народа, за мир, за
социализм, против ‘империалистов, против
поджигателей войны.

На нас, на советских людях,-—заявляет
оратор, — лежит особая ответственность.
На нас обращены взоры народов всего мира.
Мы великая социалистическая держава. Мы
оплот мира. Нас ведет великий Сталин.
(Аплодисменты).

Мир капитализма разрушается, мир ©0-
циализма и демократии развивается и
крепнет. Победа за нами,

Долой империалистов — поджигателей
Войны!

Да здравствует дружба, единство наро-
дов всего мира!

Да злравствует мир, демократия, сопиа-
лизм! (Бурные аплодисменты).
	Тлава делегации русской православной
церкви митрополит Ёрутицкий и Коломен-
ский Николай в своем выступлении заявил:
	_ — мадные  щупальцы  заокеанекого
спрута пытаются опутать весь земной map.
0 «свободе» поют заокеанские. сирены. Но
лишь человек черной совести и помрачен-
ного рассудка способен говорить о наличии
свободы в стране, де линчуют людей, где
похищают детей, гле бросают слезоточивые
бомбы в рабочих, то-есть в людей, строя-
щих благополучие страны, где жгут хлеб
на глазах у голодающих, где бросают в
тюрьмы тех, кто пытается слову «евобола»
вернуть ето подлинный ‘смысл, Me куют
золото для подкупа сообщников за рубежа-
ми страны и льют пушюн для того, чтобы
заливать человеческой кровью мирные ло-
лины Греции, Китая, Индонезии, Въетна-
ма. (Свобода грабить, насиловать, уби-
вать — BOT их «евобола»!
	Тарью пожарищ, смрадом трупного раз-
ложения и паническим страхом поймавного
преступника веет из лагеря западных «де-
мократов». Эти люди потеряли не только
совесть, но и рассудок. В своем безумии
они дотовариваютея до таких слов. 0б0а-
	Щенных непосредственно к нашеи стране:
	Профессор И. Ахунбавв от’ имени кир-
гизскотм народа присоединяет свой’ голос
протеста против происков поджигателей
новой войны. Он заявляет:

— Империалиеты США“ и их вассалы
пытаются организовать «крестовый поход»
против нашей великой страны социализма.
Среди влохновителей похода мы видим зло-
вещую фигуру матерото полжигателя вой-
ны — старого авантюриста Черчилля. Это
он в голы пражданекой войны вынашивал
план отторжения Средней Азии от Совет-
ской России и превращения народов- Сред-
ней Азии в колониальных рабов англий-
ских империалистов. Но народы Средней
Азии, воодушевленные идеями социалисти-
ческой революции, вместе со своим стар-
птим братом—великим русским народом —
встали на борьбу против иностранных ин-
тервентов, белогвардейцев, басмачей, pas-
громили силы реакции. Такой ‘же позор-
ный и бесславный конец ждет всех, BDO
замьшшиляет войну против советекого народа!

— В ответ на происки поджигателей
новой войны,— заявляет оратор, — трудя-
щиеся Советской Киргизии еще теснее
сплачивают свои ряды вокруг. славной
партии Ленина — Сталина, вокруг вождя
H учителя всех трудящихся,  лорогого
	товарища Сталина! (Аплодисменты).
	жизнерадостный тон всей картине возрож-
дхенного Новгорода.
	Б городе живут еще чесно, но деятель-
ная жизнь пробивается во все щели. Внут-
ри Кремля, над входами в древние покои
и коморки густо набиты таблички в назва-
ниями городеких ‘учреждений. Монашеского
вида кельи, а в них — облоно, отделение
Когиза, библиотека. Не забудем, что после
изгнания врагов вряд ли осталея в Новторо-
де хоть один дом, в котором можно было
вы жить. Первое время люди ютились в
землянках, в подвалах, в пулеметных гнез-
дах, укрытых досками, оборудованных ва-
молельными печурками. Теперь много н9-
вых жилищ построено для горожан, и всю-
ду видны на стенах призывы соревную-
щихея каменщиков. штукатуров. ложных
	рабочих.
	Хочется закончить путевые заметки о
Добрудже словами одного крестьянин.
Когда я отметил большие достижения края,
он сказал: { -

— Учимся у вас. В вашей стране: много
опыта. А главное — у вас Сталин. Ваш
ВОЖлЬ — Наш вождь.
	А. СТЕКОЛЬНИКОВ.
ДОБРУДЖА, август.

да восстановления Новгорода в пять раз
увеличилось здесь количество школьников.

Й здесь же, в залах музея, надолго оста-
навливаенься возле витрины, в которой
лежат предметы и документы. найденные в
новогородекюм Кремле при восстановлении
домика ХУП века около софийекой звон-
ницы. Они извлечены из-под развалин —
противогаз советского офицера, заржавален-
ная лопатка сапера, штабная карта и на-
бросанное карандашом донесение в самый
тяжелый день боя: «Танкисты дерутся от-
лично. В течение целого дня по линии 0б9-
роны работалот 24 самолета противника, до
3-х дивизионов артиллерии»... И рядом на
куске грубой бумаги размашистым почеркох,
словно солдатская рука дрожала oT palocr-
ного биения сердца, — сеголня мы штурмом
взяли город. Великий Новгород снова сво-
бюлен!..

Радищев, которого сердне не могло не
трепетать «от нежной радости при едином
имени отечества», вепоминая, какой в9-
торг охватил его, когда по возвращении из
друтих стран увидел он землю России, пла-
менно воскликнул 0 готовности своей
«жертвовать и жизнию для пользы оте-
чества».

Сквозь густую завесу времени он стре-
милея увидеть будущее родины и великих.
Мужей ее, рожденных свободой. В нашей
стране сбылись чаяния пламенного револю-
ционера и патриота. Советские люди спасли
мир от фашиетекото рабства. Сетолня ong
стоят на страже чести и независимости
всех свободолюбивых народов.

...В разгаре дня мы выезжали из Нов-
Topela дальн, в сторону Москвы. Пэслел-
ний раз ваглянули мы на Волхов. По реке,
вз’ерошенной осенним ветром, бежал паега-
жирекий пароходик, оповещавший о своем
появлении веселым гудком. Молоденький
офицер стоял на палубе и, сдвинув на за-
тылок фуражку, любовался зрелищем воз-
рожденного города. Вее вокруг было в IBH-
жении, в заботах и радостях большого 6о-
ветекого дня.

— Ёрасиво,— сказало мой спутник. —
Это всегла красиво, копа — жизнь, на-
смяшая ната жизнь!
	Евгений КРИГЕР.
	Дорогой Радищева
	«Гот есть прямо благороден, кото-
рого сердце не может неё трепетать
	от нежной радости при едином име-
ни отечества...».
		А. Радищев.
	обращенный лицом в сторону Москвы, ле-
нинградцы строили перед самой войной.
	Следы пробоин на стенах, вышеролен-
ные осколками камни хранят память 0
том времени, котла строители и скульито-
ры, украшавшие эти прекрасные здания, ра-
бочие и ученые, — все люди`города Ленина
стали солдатами легендарной обороны. В их
подвиге, изумившем все человечество, во-
плотилась в наше время дума Радищева 06
истинной чести, о достоинстве и благород-
стве свободного человека и гражданина.
	В окрестностях Ленинграда видны с до-
роги корпуса могучих заводов. В дни войны
люди этих заводов сами рыли окопы на под-
ступах к городу и сами с винтовками и
гранатами держали оборону в тех же око-
пах. Цехи продолжали работать под огнем
вражеской артиллерии — здесь готовили
оружие для бойцов. Убыль в вооружении
для ближних участков фронта рабочие по-
полняли в течение дня или ночи. В окопе
или У станка — все они стали солдатами
тероической обороны, творцами Победы.
Не о таких ли великих мужах говорил Ра-
дищев, предвещая славное будущее раскре-
пощенной, свободной России! Сегодня в
каждом из советских людей увидел бы он
великого мужа — патриота и гражданина,
хозяина своего государства.

В районе долгих, упорных  еражений
земля перемешана < металлом войны,
травой обрасталот остатки баррикад и тран-
шей, кое-где еще чернеют омертвелые, опа-
ленные взрывами кроны деревьев. Но ве-
село и радостно видеть, как на тех же
стволах снизу и сбоку, веюду, где жизнь
пробила себе дорогу, упрямо прорастают мо-
лодые зеленые ветви. Каменщики снова
поднялиеь Na леса. Как Флаги недавнего
новоселья, ветер полощет в окнах новых
домов пестрые занавески, Архитекторы ири-
шли па Участки, отведенные для новых
строений. И там, ге в перекличке полевых
телефонов работал штаб одной из армий,
	оборонявших Аенинград, раскинулись те-
	перь аллеи и зветники юного Парка Нобе-
ды. Все здесь оживлено шумом строитель-
ства. Будто новый город возникает у на-
чала Дороги, ведущей из Ленинграда в
Москву.

То же впечатление торжествующей жиз-
ни охватывает путника, когда проезжает он
мимо Колпино, Тосно, когда в стороне oT
дороги видит он Любань — город, стертый
врагами с лица земли и теперь поднятый
из развалин трудом советских людей.
		Итак, блеснула последний раз перед на-
мй адмиралтейская игла, остался позади
оживленный и шумный Невский проспект,
и современная наша кибитка. снабженная
мотором, покатила по дороге, воспетой пол-
тора века назад в знаменитом «Нутеше-
ствии из Петербурга в Москву». Томик
Радищева развернут у меня на коленях —
удивительная книга; приводившая в трепет
Царей, стучавшая в сердца лучших еынов
Роеени и поныне сохранившая в ЛИТых,
звеняших, как металл, словах и горечь, и
гнев, и мечту вольнолюбивой души.

Bo мгле самодержавной кроепостнической
России ехал По этой дороге человек, кото-
рый был совестью своего времени. Томи-
мый скорбью и негодованием при виде горя
HapotHore, об’ятый высокими помыслами о
назначении человека и гражданина, иенол-
ненный горлой уверенности в великом при-
звании родного народа, он восклицал:
«0! если бы рабы, тяжкими узами отяг-
ченные, яряся в отчаянии CBOeM, разбили
железом, вольности их препятствующим...
главы бесчеловечных своих господ... Скоро
бы из среды их исторгнулиея великие. му-
жи... Не мечта сиё, но взор проницает гу-
стую завесу времени, от очей наших буду-
щее скрывающую; я зрю сквозь целое сто-
летие!»

..Мы выехали Ha окрамну Ленинграда.
Оставаясь самим собой до последней черты,
великий город круто обрывается злесь фа-
садами новых монументальных езтроений.
Его архитектурная симфония завертается
торжественным и мощным аккордом. И на
окраине он — горот проспектов. город бюль-
	MAX пространста, открывающихся BICTHAY
WHDORD H CBOOOTHO., Этот район, как бы.
	Был ясный, солнечный день, котла пол’-
езжали мы к Новгороду. Издалека сиял
позлащенный недавно купол Софийского ©о-
бора, одного из величайших памятников
древнего русского зодчества. Солдат, видее-
ший Новгород в первые дни освобождения
его от врага, не поверил бы теперь глазам
своим: в те дни не было ни купола, ни ©о-
бора, пи города в точном значении этого
слова. Бессмысленно и бесстыдно, камень
3& камнем, фашистекие дикари уничтожа-
ли город, гле каждая пядь земли-—это ты-
сячелетняя история России. Радищев, всем
своим существом отдавшийся думе о горе-
слях креностного крестьянина, не был щедр
в своей книге на описания природы и 19-
родов, которые проезжал он на своем пути,
— пожалуй, единственные етраницы” по-
святил он Новгороду. «На мосту вышел я
из кибитки моей, дабы насладиться зрели-
щем течения Волхова», — и мы в точности
последовали здесь примеру Радищева,

Не золотой купол восстановленного <©о-
бора, не строительные леса, трогательно 00-
нявише хрупкие руины памятников стари-
ны,— нет, что-то другое сильным и жи-
вым ощущением поразило меня и моего
спутника, водителя машины. Обновленные
улицы Новгорода сияли каким-то светом,
словно усиливиим сияние дня. Векоре мы
разобралиеь в источнике этого онтумтения
— крыши новых домов, красные черепич-
ные крыши вилнеются здесь и там; и эта
краеная черепица, слеланная на новых за-
	водах, сообщает преобладающий светлый и
	главе «Новгород» Радищев размыш-
IA © понятиях права и силы. Память о
Великом Новгороде была дорога ему тем,
что он «имел народное правление... Народ
в собрании своем на вече был истинный
государь». Взгляды Радищева на взаимоот-
ношения Новгорода и Москвы времен Ива-
на Грозного теперь устарели, но если не
вдаваться в рассуждение о них, 10 и 10-
ныне волнуют гневные слова Радищева, 0б-
ращенные против всех и ‘веяческих бил по-
рабощения. Я вепоминал эти слова в 61®-
нах городекото музея, сохранивию страш-
ные свидетельства Фашистекото изуверст-
ва и мучений, причиненных врагом жите-
лям Новгорода: «..какое он имел право
евирепетвовать против них, какое чи имел
право приевоять Новгород?»
	С жестоким сарказмом изображает Р&-
дищев TeX, вто использует силу против
права и справедливости, и поневоле я
вспомнил одетых в бабьи платки, оличав-
ших от алчности. труеливых и жалных 98-
	шиетевих молодчиков, вогла читал ради-
щевекое: «Он наг, алчущ. жаждут. Вее;
Что взять может на удовлетворение своих
нужл. вое приесрояет. Еели бы что том®.
	всИренятствовать вахотело, он пренятгст-
вие удалит. разрушит и приобретет желае-
	мое».