СУББОТА, 10 СЕНТЯБРЯ 1949 г. № 214 (10934)

условия, необходимые для постепенного
слияния всех наций в Одно целое, Ho
товарищ Сталин ту? же предупреждает, что
слияние STO, уничтожение национальных
различий и отмирание нациойальных язы-
ков Не произойдет сразу же после пораже-
ния. мирового империализма, одним Ударом,
в порядке декретирования сверху.

Первый этап периода всемирной дикта-
туры пролетариата, в течение которого бу-
дет окончательно ликвидирован националь-
ный гнег; «будет этапом робть и рабцвета
ранее утнетенных наций и надиональных
языков, этапом утвержиения равноправия
наций, этапом ликвидации взаимного Ha-
ционального недоверия, этапом налажива-
ния и укрепления интернациональных
связей между нациями» (слр. 348).

Национальные различия и националь-
ные языки начнут отмирать, усфупая ме-
сто общему для всех мировому языку,
только тогла, «когда мировая социалисти-
ческая система хозяйства окрепнет в до-
статочной степени и социализм войдет в
быт народов, когда нации убедятея на
практике в преимуществах общего языка
перед национальными языками:..» (61.
349),

Заключительную часть работы «Ha-
пиональный вопрос и ленинизм» товарищ
Оталин посвящает политике партии по
национальному вопросу. Эта политика ис-
ходит из основного марксистеко-ленинеко-
го положения, что’ «национальный вопрос
есть часть общего вопроех о развитии ре-
волюции, что на различных этапах рево-
люций национальный вопрос имеет раз-
личные задачи, соответствующие харак-
теру революции в каждый данный ието-
рический момент, ч10 600бразно 6 этим
меняется и политика партии в националь-
ном вопросе» (стр. 350).
	Великие завоевания нашем  многона-
ционального социалистичеекого государст-
ва неразрывно связаны и являются пря-
мым результатом осуществления мудрой.
ленинско-сталинской национальной  поли-
тики, Гениальный труд товарища Сталина
«Национальный вопросе и ленинизм». как
и другие его работы по национальному во-
просу, вооружает братекие коммунистиче-
ские и рабочие партия зарубежных стран в
их борьбе за пролетарский интернациона-

лизм, против буржуазного национализма и
космополитязма_
		ТРУДЯШИХСЯ CCCP
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТО

над капиталистическим сельским хозяйством,
являет е0б0й влохновляющий пример выхода
	яз вековой пишеты и отеталости для
	миллионов трудящихея крестьян других

стран.
Работы товарища Сталина © сопиали-

* *
	Публикуемые в 11-м томе произведеная
отражают последовательную непримиримую
борьбу И. В. Сталина за чистоту рядов
партии, за ве генеральную линию, против
троцкиетов, правых оппортунистов и их
пособников — примиренцев,

В статье «Докатились», впервые публи-
куемой в 11-м томе, товарищ Сталин под-
черкивает, что «в течение 1928 года трец-
кисты завершили свое превращение из
подпольной антипартийной группы в п0д-
польную антисоветскую = организацию»
(erp. 314).

Характеризуя организацию троцвиетов,
как организацию контрреволюционную, 9-
бирающую вокруг себя все элементы, враж-
дебные пролетарской диктатуре, товарищ
Сталин требовал со стороны органов совет-
ской власти беспощадной борьбы против
этой антисоветской организации,

Обострение классовой борьбы в стране в
этот период вызвало активизацию правых
уклонистов — этой  буржуазно-кулацкой
атентуры внутри партии. Вотда партия пе-
решла в наступление против кулачества и
стала применять чрезвычайные меры про-
тив кулаков, кулацкая душа бухаринско-
рыковской трупны не выдержала и ето-
ронники этой группы стали открыто вы-
ступать в защиту кулачества, против
коллективизации, против строительства с9-
пиализма в нашей страве.
	Правые уклонисты яростно боролись прое
тив линии партии на индустриализацию
страны и коллективизацию сольекого хо-
зяйства. Рухаринская теория «затухания
классовой борьбы», «мирного врастания»
кулака в социализм, «теория равнове-
сия» и самотека явились выражением
		сплоченными, чем любая буржуазная на-
ция, ибо они ‘свободны от непримиримых
классовых противоречий, которые раз’едают
буржуазные нации.

Товариш Сталин дает блесящую науч-
ную разработку вопроса о перспективах
дальнейшего развития наций. Опираясь на
лениновие указания пе национальному в0-
просу и на опыт социалистическое строи-
тельства в CCCP, товарищ Сталин делает
вывод, 910 в Период победы социализма в
одной стране нации не’ отмирают, & разви-
ваютея. Победа социализма и уничтожение
напиональното Гнета в нашей стране при-
вели в возрождению райее упнеленных на-
ций, к роету их национальной культуры,
BE созданию и укреплению дружбы между
народама СОСР, & их тесному сотрудни-
честву в деле социалиетического строй-
тельства,

Весь огромный опыт Советекого (Союза
служит ярвим подтверждением правильно-
ети Учения Ленина -— Сталина по нацио-
нальному вопросу. Советсвай  государ-
ственный 6трой является образцом много-
напионального государства; национальный
вопрос и проблема сотрудничества наций
разрешены в СССР лучше, чём в любм
другом  многонациональном — государотве.
Ветавшие на путь социалистическое раз-
BETES страны народной демократии учатся
на опыте СССР налаживать братекое с0-
трудничество народов в достижении вели-
кой цели строительства социализма.

В основе налиональной обособленности,
национальной вражды и национальных
столкновений при капитализме лежат
стремление империализма покорить чужие
нации и страх этих наций перел угрозой
национального порабощения. Tora cyme-
ствует мировой империализм, будут суще
сотвовать в громадном большинстве стран и
наниональная обособленность, и нацио-
нальная вражда, и национальные столк-
новения.
	Вубеда сопиалиязма BO всемирном мас-
made, учит товарищ Сталин, ликви-
дирует империализм во вех странах,
уничтожит как стремление в покорению
чужих наций, так и страх перед угрозой
напионального порабощения. Эта победа,
следовательно, подрывает в ворне нацио-
нальное недоверие и национальную вражду,
об’единяет нации в единой системе миро-
вого сопиалистического хозяйства и создает
		стической индустриализации страны и вол“
лекливизации сельского хозяйства пред-
ставляют cote действенную программу
борьбы за торжество социализма и состав-
ляют величайшее идейное достояние ком-
мунистических партий всех стран.
		оне Донбаеса, которая ставила своей целью
восстановление капитализма B CCCP ибы-
ла связана с разведкой империалистических
стран.

С переходом партии в наступление Aa
кулачество бухаринско-рыковекая труппа
правых капитулянтов, еброеив маску, от-
крыло выстушила против политиюи партии,
против построения сопизлизма в наптей
страпе. Необходимым условием дальнейшего
строительства социализма был разгром пра-
вого уклона, как главной опасности в этот
период. Товарищ Сталин до конца разобла-
чил капитулянтеко - пораженчесвую сущ-
ность правых уклонистов, этих оголтелых
вратов ленинизма, идеологов гибнущих a-
питалистических элементов, пытавшихся
сорвать строительство социализма в CCCP.

Произведения И. В. Сталина, вошедигие
в 11-й том Сочинений, показывают всею мно»
тогранность деятельности великого вождя
партии и советского народа, го неповоле-
бимую волю в борьбе за осуществление
ленинских заветов, за победу социализма
в ССР. В этих произведениях И. В.
Сталин обосновывает необходимость быютро-
	го темна развития индустрии, кав основы,

а. С Е Кл аа АА ЛЛ МОЯ
	социализма и 000роны страны, определяет
пути  социалистического преобразования
сельского хозяйства и разрешения на этой
оенове зерновой проблемы:

В ряде произведений И. В. Сталина, по-
мещенных в 11-м томе, освещаются вопросы
международного революционного ДВИЖЕНИЯ,
определяются задачи братских коммуниети-
ческих партий в их великой освободитель-
ной. борьбе против империализма.

= Я
	изводство товарного хлеба в стране отетава-
ло от робта потребностей в хлебе.

Это об’яснялось прежде всего тем, что
основной базой нашего сельского хозяй-
ства в то время являлось мелкое крееть-
янское хозяйство, дававшее минимум товзр-
ного хлеба. Товарищ Сталин указывал, что
успешное решение зерновой проблемы св-
зано с решением основного вопроса -—— во-
проса о социалистической переделке сель-
ского хозяйства. .

В начале 1928 г. topapum Craaua axt-
езжает в Сибирь в связи © неудовлетвоои-
тельным ходом хлебозалотовок в крае. В
Новосибирске, в Барнауле, в Рубцовске, в
Омске он проводит ряд совещаний партий-
ных и советских работников. В своих вы-
ступлениях, впервые публикуемых в 11-м
томе Сочинений под заголовком «0 хлебь-
заготмовках и ибрелекливах развития евль-
ского хозяйства», товарищ Сталин дал пар-
тийным организациям конкретную програм-
MY социалистического переустройства сель-
екого хозяйства. >

Советский строй, говорил товарищ Сталин,
не может долго держаться на двух разно-
родных основах: на об’единенной социали-
зированной промьинленности и на индиви-
дуальном мелкокрестьянеком хозяйстве. Это
противоречие чревато величайшими опае-
ностями для судеб социализма в нашей
стране.

Товарищ. Сталин указывал, что для уп-
рочения советского строя и победы социа-
листического строительства в нашей стра-
не совершенно недостаточно социализации
одной лишь промышленности. Необходимо
перейти к сопиалистичеекому преобразова-
нию и зельского хозяйства.

«Это значит, во-первых, что нужно по-
степенно, но неуклонно об’единять mea
видуальные крестьянские хозяйства, яв-
ляющиеся наименее товарными хозяйства-.
ми,— в коллективные хозяйства, в колхо-
зы, являющиеся наиболее товарными хо-
зяйствами.

Эт значит, во-вторых, что вужно по-
рыть все районы нашей страны, без 2с-
включения, колхозами (и совхозами), спо-
‹обными заменить, как сдатчика хлеба го-
сударелву, не только кулаков, но и инди-
видуальных крестьян,

9% значит, в-третьих, ликвидировать

в6е источники, рожлающие капиталистов
й кавитализм, и уничюжить возможность
реставрации капитализма,
‚ Это значит, в-четвертых, воздать проч-
ную базу для бесперебойного и обильного
снабжения всей страны не только хлебом,
HO ий другими вилами продовольствия ©
обеспечением необходимых резервов для го-
сударетва,

Это значит, в-нятых, создать единую и
прочную социалистическую базу для 0-
ветского строя, для Советской власти.

Это значит, наконец, обеспечить победу
_сопизлистического строительства в нашей
стране,

° Тавовы перепектявы развития нашего
сельского хозяйства» (стр. 6—7).

И. В. Сталин предупрежлал партию 0
неизбежности обострения классовой борьбы
в етране в ходе развертывания социали-
стическото наступления. Он писал, что
«по мере нашего продвижения вперёд, ©0-
противление капиталистических элементов
будет возрастать, класеовая борьба будет
обостряться, a Советская влаеть, силы ко-
Торой будут возрастать вее больше и боль-
ше, будет проводить политику изоляция
этих элементов, политику разложения воз-
ров Dahowend клаюса, наконец, политяку
подавления сопротивления эксплуататоров,
создавал базу для дальнейшего продвиже-
ния вперед рабочего класса и основных
Mace крестьянства» (стр. 171).

Партией и правительством были созда
HH все необходимые материальные условяя
для успешного развития масеовото колхоз-
ного движения, в первую очередь в виде
машинно-тракторных станций-—могучих ры-
чагов  сопизлистического преобразования
сельского хозяйства, были посланы в де-
ревню лучшие партийные и советские ра-
ботники.

Партия Ленина-— Сталина успешно. разре-
шила труднейшую после завоевания власти
историческую задачу пролетарской револю-
ции — добилась перевода миллионов мел-
кособотвенничеких крестьянских хозяйетв
Ha путь колхозов, на путь социализма и
ликвидации на этой оенове последнего и
наиболее многочисленного экеплоататореко-
№0 класса в стране — кулачества. Эта
историческая победа была завоевана рабо-
чим классом и всеми трудящимися нашей
  страны благодаря смелой и мудрой револю-
ционной политике партии, ведомой своим
испытанным вождем товарищем Сталиным.

Создание в СССР самого крупного и меха-
низированного еоциалистического сельского
	хозяйства, показавшего свое превосхолетво

В миннадиатый том Сочинений И. В.
Сталина вошли произведения, написанные
$ января 1928 года по март 1929 года.

В 210% период большевистевая изртия,
опираясь на успехи, достигнутые в 60-
пиалистической индустриализации страны,
развернула напряженную деятельность по
подготовке в переводу трудящихся Macc
крестьянетва с пути мелкото раздробленно-
то единоличного хозяйства на путь врупно-
YO колхозного, социалибтического хозяйства.
Последовательно проводя принятый ХУ
с ’езлом BRII(6) kype на коллекливизанию
сельского хозяйства, партия подготовляла
яеобхолимые условия для массового вотуп-
ления крестьян в колхозы,

Наступление: социализма по всему фрон-
ту в городе я деревне вызвало бешеное ©0-
протявление капиталистических элементов
в стране, которые видели в победе социа-
лизма свой конец.

Вулави стали еще яростнее сопротивлять-
ся политиве советекото правительства. Они
отвазывалиеь продавать государотву излиш-
ки хлеба, проводили террор против колхоз-
ников, против партийных и советских ра-
ботников в деревне.

Партия Ленина — Сталина уверенно в8-
ла страну вперед, в социализму, сокрушая
все происки и наскови класбовых врагов.

Осуществляя постановление ХУ essa
ВЕП(б), партия перешла в репгительное на-
ступление против кулачества и сломила его
сопротивление. В это же время была раз-
тромлена вредительекая организация бур-
жлазных специалистов в Шахтинеком пай-
		буржуазной идеологии правых калитулян-
тов. Политика правой оппозиции была по-
питикой реставрации капитализма.

В выступлении на пленуме MR a MRR
ВКП(б) 19 овлября 1928 года товарищ
Сталин подчеркнул, что опасность правого
уклона в партии заключается в том, что «он
недооценивает силу ‘наших врагов, си-
лу капитализма, He видит опасности вос-
становления капитализма, не понимает ме-
ханиви Клаюеовой борьбы в условиях ди-
клатуры поолетариата и потому так легко
идет на уетуцви капитализму, требуя сни-
жения темпа развития нашей индустрии,
требуя облегчения для каниталистических
элементов деревни и города, требуя отодви-
тания на задний план вопроса о колхозах
и с0вхозах, требуя смягчения монополии
внепней торговли и 1. д. aT. DL.

Несомненно, что победа правого уклона
в нашей партии развязала бы силы ка-
питализма, подорвала бы революционные
позиции пролетариата и подняла бы шансы
на восстановление капитализма в нашей
стране» (стр. 281). ;

Партия под DYRODOICTBOM товарища
Сталина разпромила правый оппортунизм
идейно и организационно и привела наш
народ к победе социализма. Указания
товарища Сталина о борьбе < правым и
«левым» уклонами и с примиренчеством к
Ним являются дальнейшим развитием уче-
ния о партий нового типа и имеют огромное
значение для веех коммунистических пар-
тий мира. Они вооружают братские компар-
тии: искусством борьбы за идейную чистоту
партийных рядов, умением распознавать и
разоблачать империалистичесвую агентуру
в рабочем движении и внутри самих партий.
				Исторической заслугой товарища, Сталина
является разработка теории сопиалиетиче-
ской индустриализации, как решающего ус-
ловия преодоления ‘технико-экономической
отсталости страны, создания материальной
базы для построения социализма B CCCP.

В ряде произведений, вошедших в 11-й
TOM, товарищ Сталин продолжает дальней-
Gy разработку вопросов социалистической
индустриализации нашей страны.

Развивая ленинские идеи о победе 60-
циализма, товарищ Сталин указывает, что
индустрия есть ведущее начало всего на-
родного хозяйства, в том числе и сельского
хозяйства, что индустрия есть ToT BAT,
при помощи которого можно перестроить от-
сталое и раздробленное земледелие на базе
коллективизма.

Перевод народного хозяйства страны, в
TOM числе и земледелия, на новую техни-
ческую базу, на базу современного круп-
ного производства, был невозможен без бы-
строго развития индустрии и прежде всего
производства средств производства.

Поэтому «командующим фактором в деле
индустриализации, — указывал товарищ
Сталин, — является развитие производства
средств производства при обеспечении в03-
можно быстрого темпа этого развития»
(стр. 245). Вопрос о темпах развития имел
важнейшее значение. Быстрота темпов раз
	вития ДиЕтовалась как внешними, таб и
внутренними условиями.
	В работе «Об индустриализации и хлеб-
ной проблеме», впервые публикуемой в
11-м томе Сочинений, товариш Сталин раз-
вивает положение об источниках строитель-
ства нашей индустрии, о путях обеспече-
ния быстрых темпов индустриализации.

Вапиталистическая индустриализация
происходила главным 0браз0м 3a счет
ограбления чужих стран, за счет отрабле-
ния Болоний или побежденных етран или
me Ba счет кабальных займов Так обетоя-
	по дело в Англии, Германии и других ка-
питалиетических странах.
	Такие пути индустриализации, характе-
ризующие волчьи законы капитализма, со-
вершенно чужды Советской стране. «05-
тается, — говорил товарищ Сталин, одно:
развивать промышленность, индуетриали-
зировать страну за счет внутреннего, Ha
топления» (стр. 158).
	Социалистическая индустриализация Ha-
шей страны опиралаль на общественную
соботвенноетв на средотва производства,
на накопления, создаваемые трудом рд0-
чих и крестьян, и в короткий срок пре-
взошла темпы развития промышленности
каниталистических стран.
	Советский Союз превратился из отсталой,
аграрной страны в могучую индустриаль-
ную державу, сумевшую B Великой Отече-
ственной войне разгромить фашистевую Гер-
манию, опиравшуюся наё промышленность
почтя вай Exsponn.
	В успешном выполнении плана поеле-
военной сталинекой пятилетки, в высоких
темпах восстановления и развития нашего
народного хозяйства вновь сказывается мо-
тучая сила нашей социалистической инду-
стрии, созданной в результате советской по-
литики индустриализации страны, под ру-
Боводетвом товариша Сталина.

Разработанные товарищем Сталиным
положения 0 социзлистической  индлуст-
риализации имеют огромное международ-
ное значение. Ими руководствуются страны

народной демократии, успешно  преололе-
вающие тяжелые последствия войны, лик-
видирующие экономическую отсталость и
идущие с помощью Советского Союза по
пути строительства социализма.

В произведениях И. В. Сталяна, вклю-
ченных в одиннадцатый том, большое ме-
CTO занимают вошуесы социалястического
преобразования сельском хозяйства.

Исходя из мудрых указачий Ленина o
необходимости перехода мелких крестьян-
ских хозяйств в крупному, коллективно-
му, машинному земледелию. которое одно
Только ©1060бно вывести мнотомиллион-
ную массу трудящихся крестьян из ве-
ковой нужды, товарищ Сталин гениально
разработал теорию коллективизации сель-
ского хозяйства, :

В начале 1928 года в стране обнару-
жилея серьезнейший кризие в хлебозаго-
товках. Если в январю 1927 ода было
заготовлено 428 миллионов пудов хлеба,
то к январю 1928 рода хлебозаготовки @д-
в8 достигли 300 миллионов пудов.

Затруднения на хлебном фронте были
использованы капиталиетическими элемен-
	тамя и прежде воего вулавачи в деревне‘
	тля того, чтобы сорвать совелокую хозяй-
ственную политику.

Несмотря на то, что сельское хозяйство
уже достигло довоенных норм посевных
плошалей и валовой продукции хлеба, про-
		торая имеет своей целью «назамдение пар-
тийности, упречение Советской власти,
улучшение нашего строительетва, укрепле-
ние наших хозяйственных кадров, ввору-
мение рабочего класса» (стр. 133).

В речи на УШ с’езде BRCM товарищ
(Сталин поставил один из коренных вопро-
COB социалистического строительетва — во-
прос о подготовке большевистских кадров
строителей нового общества, о создании
многочисленной армии советекой интелли-
тенции,

Товарищ Сталин указывал, что без co-
здания таких кадров. могущих быть хозяе-
вами дела в разнообразнейших отраслях
знаний, нечего и говорить о быстрых тем-
пах строительства социализма в нашей
стране.

«Овладеть наукой, выковать новые кад-
ры большевиков-специалистов по всем от-
раслям знаний, учиться, учиться, учиться
упорнейшим образом, — такова теперь зада-
ча» (стр. 77).

Выступление товариша Сталина ветре-
тило живейший отклик в партий, B ROMCO-
моле, во вбем советском народе. Руковод-
CTBYSCh сталинскими указаниями о путях
подготовки и воспитания большевиков-
специалистов, партия сумела в ходе стро-
ительства социализма выковать многочис-
ленные калры советской интеллигенции,
вышедшей из. народных масе и беззаветно
преданной делу Ленина — Сталина. Успеш-
ное разрешение этой задачи явилось одним
из важнейших условий, обеспечивших нобе-
доноеное строительство социализма в нашей
стране.

В «Orsere  Билль-Белоцеркювскому»,
впервые публикуемом в печати, товариш
Сталин призывает к борьбе за создание ка-
‘дров советеких литераторов, которые могли
бы «шаг за шагом выживать ©0 спены ста-
рую и новую непролетарекую макулатуру»
(стр. 328) и в порядке соревнования со-
здавать настоящие интересные художествен-
ные проязведения советского характера. Эти
указания товарища Сталина имеют важней-
щее значение для работников идеёологиче-
ского фронта, особенно для советских ‘писа-
телей, драматургов, деятелей театра.
		В произведениях «О работах апрельского

0б’единенного пленума ПК и ЦАВ», «Речь
на УШ с’езде ВЛАСМ», «Против опошления
лозунга самокритики» и др., вошедших в
11-й том Сочинений, товарищ Сталин дает
глубокую разработку вопроса о значении
критики и самокритики во всей деятельно-
сти. большевиетекой партии и Советского:
государства.
_ Вритика и самокритика, учиг товарищ
Сталин, не есть мимолетное, преходящее
явление. Она есть неот’емлемое и постоян-
но действующее оружие в арсенале боль-
шевизма, 0собый, большевистекий метод
воспитания кадров партий и рабочего клае-
са. В этому оружию партия прибегала в
первых же дней своего существования в
борьбе против вратов большевизма. Оеобен-
но велико значение критики и самокрити-
ки в условиях диктатуры пролетариата, в
борьбе за нобеду социализма.

«Кели наша страна является страной ди-
ктатуры пролетариата, & диктатурой руко-
водит одна партия, партия коммунистов, во-
торая не делит и не может делить власти
& другими партиями — то разве не яено,
что мы сами должны вокрывать и исправ-
лять нални ошибки, если хотим двигаться
вперед, разве не ясно, что их некому боль-
ше вокрывать и исправлять. Не ясно ди,
товарищи, что самокритика должна быть
OTHOH из серьезнейших сил, двигающих
вперед наше развитие?» (стр. 29).

Иритика и самокритика -—— могучее ору-
жие в борьбе против самодовольства, само-
вяюбленности, нротив всякой застойностя
и консерватизма, против бюрократических
извращений в работе аппарата. Товарищ
Сталин учит партию и советекий народ ши-
роко и смело пользоваться этим могучим
оружием для того, чтобы вся наша работа,
все наше строительство улучшалось изо дня
в день, шло от успехов к успехам.

Разоблачая попытки врагов партии и
народ» использовать лозунг самокритики
для ослабления партии и советской власти,
товарищ Сталин подчеркивает необходи-
мость отличать честную, большевистскую
критику от злобной, антисоветской, разру-
	шилельной «еамокритики». Нам нужна He
	всякая самокритивка, & только Takase, BO

В 11-м томе Сочинений впервые опубля-
ковано выдающееся произведение маркеоист-
ско - ленинекой теоретической мысли

работа И. В. Сталина «Национальный во-
прое и ленинизм».
	В этой работе товарищ Сталин, на осно-.
ве глубокого обобщения всего нового, что
внесено в национальный вопрос в резуль-
rare победы Великой Октябрьской социали-
стической революции в СССР, обогащает
марксистекую науку по национальному во-
просу Новым положением о буржуазных и
социалистических нациях.
	Опровергая утверждения о докапитали-
стическом вознивновении наций, товарищ
Сталин показывает, что так называемые
«современные» нации могли возникнуть и
возникли только в эпоху полнимающегося
капитализма. Растушая буржуазия, разру-
шая феодализм и феодальную раздроблен-
ность, создавала папиональный рынок,
экономические и культурные националь-
ные центры, ликвидировала хозяйственную
раздробленность данного народа и стягива-
ла разобщенные части народа в одно на-
циональное целое — в HAITHIO.
	Б этот период главной руководящей си-
Лой таких наций являются буржуазия и ее
националистические партий. Это. как ква-
лифицирует их товарищ Сталин, — буржу-
азные нации, Их идейным и социально-по-
литическим багажом являются: классовый
мир внутри нации ради «единства нации»;
расптирение территории своей нации путем
захвата чужих национальных территорий;
недоверие и Ненависть к чужим нациям;
подавление национальных меньшинств;
единый фронт с империализмом.
	Судьба буржуазных наций неразрывно
связана © судьбой капитализма. Вместе с
падением капитализма должны исчезнуть
и порожденные им буржуазные нации. К
буржуазным нациям товарищ Сталин от-
носит французскую, английскую, итальян-
скую, северо-американскую и другие по-
лобные им нации. Буржуазными нациями
	оыли также русская, украинская. татар-
	В ряде работ, помещенных в 11-м томе
Сочинений, — в докладе «06 птогах июль-
ского пленума ЦЕ ВАШ бб)», в речах
«0 программе Коминтерна», «0 правой
опасности в германской вомпартий» и Ap.
товарищем Сталиным освещаются вопро-
сы международного революционного лдви-
жения и задачи братевих коммунистических
партий.

B речи «0 программе Коминтерна»
И. В. Сталин, говоря о международном
значении Великой Октябрьской социали-
стической рёволюции и социалистического
строительства в СССР, подчёркивал ин-
тернациональные обязанности CCCP, ero
долг в отношении пролетариев ‘и угнетен-
ных всего мира, поекольку «наша рево-
Люция является частью мировой револю-
ции, базой и орудием мирового революци-
онного движения» (стр. 152).

Наряду с определением характера по-
летарской революции в СССР и ее обязан-
ностей в отношении угнетенных маее дру-
тих стран, товарищ Сталин исчернывающе
разрабатывает вопрос и об обязанностях про-
летариев всех стран в отношении пролета
ской диктатуры в СОСР. «Эти обязанно-
сти,— говорит товарищ Crarun,— состоят
в поддержке пролетариата СОСР в его борь-
06 © внутренними и внешними врагами, в
войне против войны, направленной к уду-
шению пролетарской диктатуры в CCCP, B
проповеди прямого перехода армий имне-
риализма на сторону пролетарской дикла-
	туры в СССР в случае нападения на СОСР»
(стр. 152).
	Следуя мудрым указаниям товарища
Сталина, Советский Союз © чеетью выпол-
няет свой интернациональный долг. СССР
сыграл решающую роль в разгроме гитле-
ровской Германии и империалистической
Японии и тем спас человечество от угрозы
порабощения и деградации. С братской по-
мощью СССР трудящиеся стран народной
демократии успешно идут по пути сопиали-
стического строительства. Сегодня CCCP
уснешно осуществляет задачу постепенного
перехода от социализма к коммунизму,
стоит во главе сил демократии в борьбе за
мир, против поджигателей войны и тем са-
мым выполняет свой интернациональный
долг перед трудящимися других стран.
	Трудящиеся всего мира на историческом
опыте убедились, что революция в CCCP
неотделима» от революционного движения в
других странах, что торжество социализ-
ма в СССР есть верный залог победы сил
демократии и социзлизма во воем мире.
Поэтому они с такой любовью относятся к
СССР, к советскому народу, к товарищу
Сталину и вместе с народами нашей роди-
ны выступают в едином демократическом
лагере против. империалистической  реак-
ЦИИ.

Тот же, кто отступает от принципа про-
‚летарского интернационализма, TOT пр8-
дает интересы пролетариата и неизбежно
становится пособником и атентом империа-
листической буржуазии. Пример этому —
подлая измена буржуазно-националистиче-
ской клики Тито в Югославии. Эта клика
перебежала в лагерь империализма и фа-
шизма, в лагерь заклятых врагов CCCP u
всего прогрессивного человечества.
	Товоря о международном значении опыта
социалистического строительства в СОСР,
товарищ Сталин подчеркивал, что новая
экономическая политика в TOR или иной
степени является абсолютно необходимой
для каждой страны в период перехода от
капитализма к социализму.
		Исходя из опыта ССОР, осуществляют
свою экономическую политику страны на-
родной демократии. Здесь, при свободе това-
рооборота и значительной роли частника В
мелкой розничной торговле, командные вы=
соты народного хозяйства находятся в руках
государства, и регулирующая роль во всем
хозяйстве принадлежит социалистическому
сектору, народно-лемократическому государ-
GTBY.
	Важное международное значение имеют
указания товариша Сталина по вопросу 0
национализации земли, данные им в речи
«0 программе Коминтерна». И. В. Оталин
решительно отверг. требование ‘обязательной
национализации всей земли в первый же
день пролетарской революции, особенно в
развитых капиталистических странах. Он
отверг также и предложения умолчать BO-

Bee о нмшонализации всей земли в Таких
странах.
	Товарищ Сталин указывал, что «чем раз-
витее капиталистически страна, тем tpy4-
нее провести национализацию всей земля,
ибо тем сильнее там традиции частной 606-
ственности ча землю и тем труднее, стало
быть, бороться с.этими традициями» (стр.
149). «По-моему, — говорил он, — лучше
было бы сказать о последующей национа-
лизации всей земли, как это и сказано в
проекте программы, с добавлением 06 обес-
цечении права на землепользование мел-
ким и средним крестьянам» (стр. ` 149).
Эти указания товарища Сталина помогают
ныне братским партиям стран народной
демократии в подготовке трудящегося кре-
стьянства к переходу на новые, коллектив-
ные формы ведения сельского хозяйства.
	В докладе «0б итогах июльского пленума
ЦЕ ВЁП(б)» товарищ Сталик, знализируя
противоречия в империалистическом лагере,
указывал, что основным противоречием в
лагере империалистов стало противоречие
между капитализмом американским п капя-
тализмом английским. Все остальные проти-
	воречия в этом лагере упираются тем или
иным боком в основное противоречие между
капиталистической Англией и капиталисти-
ческой Америкой.
	Сталинский анализ основных противоре-
чий в лагере империализма является жиз-
ненным и сегодня. Противоречия между
Англией и Америкой не только не исчезли,
а значительно обострилиеь после второй ми-
ровой войны, ослабляя тем самым реакцион-
ный, империалистический лагерь.
	Беврывая основные противоречия, раз-
дирающие лагерь империализма, И. В.
Сталин говорил, что «в66 эти противоре-
чия неминуемо ведут к одной основной
опасности, — в опасности новых империа-
листических войн и интервенций» (стр.
200), и подчеркивал, что социал-демокра-
тия «является основной опорой капитализ-
ма в рабочем влаосе в деле подготовки но-
вых войн и интервенций» (стр. 201).
	Товарищ Сталин выдвигал перед комму-
нистическими партиями задачн нзустанной
борьбы против  социал-демокративма по
всем линиям, создания единого фронта ра-
бочих передовых стран и трулящихея ко-
лоний для борьбы © опабностью империа-
листической войны, для разгрома фашиз-
ма. Эти указания сохраняют свою злобо-
дневность и актуальность и сегодня для
воёх борцов демократического лагеря, вы-
ступающих за мир, против империалисти-
ческих планов развязывания новой войны.
		ская, армяневая, грузиневая и другие на-
	ции в России до утверждения в нашей
стране советекого строя.
	В результате свержения власти капита-
лизма в нашей стране, после ликвидации
буржуазии и ее националистических пар-
THH, после утверждения советского строя у
нас возникли новые, советские нации, ко-
торые товарищ Сталин квалифицирует как
сопиалистические вапии.
	«Рабочий класс и его интернационали-
стическая партия являются тей силой, ко-
торая скренляет эти новые нации и руко-
водит ими. Союз рабочего класса и труло-
вого крестьянства внутри нации для лик-
видации остатков капитализма BO имя
победоносного строительства социализма:
уничтожение остатков национального тне-
та во имя равноправия и свободного разви-
тия наций и национальных меньшинств;
уничтожение остатков национализма во
имя установления дружбы между народами
и утверждения интернационализма; единый
фронт co вбеми угнетенными и неполно-
правными нациями в борьбе против поли-
тики захватов и захватнических войн, в
борьбе против империализма, — таков ду-
ховный и социально-политический облик
этих наций.
	Такие нации следует квалифицировать,
Rak социалистические нации» (стр. 339).

Новые, социалистические нации возник-
ли и развились на 023е старых, буржуаз-
ных наций после уничтожения капитали-
стическото строя, путем коренного их пре-
образования в духе социализма. Социали-
стические нации в Советском Союзе —
русская, украинская, белорусская, татар-
ская, башкирекая, узбекская, казахская,
азербайджанская, грузинекая, армянская и
другие как по своему классовому составу
и духовному облику, так и по свойм сопя-
ально-политическим интересам и устремле-
ниям коренным образом отличаются от со-
ответетвующих старых, буржуазных наций
в России.
	Новые, сопизлистические нации яв-
ляются гораздо более общенародными и
	Работы товариша Сталина, вошедшие в   вопроса, вопровов международного коммуни-
	стического движения. Эти произведения
товарища Сталина ярким светом маркеист-
сво-ленинской теорий освещают советскому
народу и трудяшимея всех стран путь К
дальнейшим победам в их борьбз против
империалистической реакций, за торжество
демократии и социализма.
	С. ПЕТРОВ.
	11-й том его Сочинений, имеют важнейшее
научное и политическое значение и явля-
Teh ценнейшим вкладом в сокровищ-
ницу маркеистско - ленинской ‚теории. В
них товарищ Сталин © огромной глубиной
продолжил разработку вопросов об индует-
	риализапии нашеи страны и коллективиза-
	ции сельского хозяиетва, национального