ВОСКРЕСЕНЬЕ 2 ОНТЯБРЯ 1949 г, № 232 (10973)
	Провал
	махинаций
правителей
	сделало Советское правительство, выражая
волю всего нашето народа, были е -
лированы в заключительных словах с0881-
ской ноты от 11 авгуета с. г.; «Пусть
знают народы Югоелавии, что Советское
правительство рассматривает  нынеллнее
правительство Югославии ве как друга и
союзника, а как недруга и противника
Советекого Союза».
	`Закончившийея 24 сентября в Будапеш-

те судебный пронеес над государственным
преступником и шияоном Райком и 610
сообщниками вскрыл вероломную и глубо-
ко враждебную политику югославского
правительства по отношению к Советеко-
му Союзу,

Кав указывается в ноте Советекого пра-
витольетва 0 28 сентября, вокрытые н&
процессе в Будапеште факты показали,
«что теперешнее ютославское правительет-
во находится в полной зависимости от
иностранных империалистических кругов
п превратилось в орудие их агрессивной
политики». Из Белграда засылалиеь нити»
оны, диверсанты и убийцы в народно-де-
мократические республики. Дипломатиче-
ские предетавительства ютославекого прз-
вительства пытались создать в странах
Восточной Европы шпионекую сеть бел
градекого гестано и иностранных пмнери-
алистических разведок. На процессе в By-
дапенте было установлено, что подготовка
антинародного реакционного переворота в
Венгрии, планы таких же переворотов 3
других странах наролной демократии, пох-
рывная доятельноеть против Советекол
Союза, осуществляемые белградеким петур-
MOBLIM отрядом иностранного империализ-
мз, являлись составной чаетью политики
подготовки новой войны, которую нрево-
дят империалиеты ‘Соединенных Штатов
Америки и Великобритании. Грязнымя ру-
ками империалиеты намеревались Залу-
шить демократическое и сопиалистичеевое
развитие народов Восточной Европы и еаз-

дать здесь плацдарм для борьбы против
CCCP.
	Неопровержимо доказано, что фапгиотеко-
бандитекая клика Тито никогда He HMCHS
ничего общеге е делом социализма и хемо-
кратии. Тито и его банда были засланы ми-
ровой реакцией в демократический лагерь
для тайной подрывной работы против демо-
кратии и воциализма.
	Подлые выродки, банда наемных шио-
нов и убийц, возглавляемая белградеким
«фюрером» Иудой Тито, взяла на себя peat
исполнителей кровавого плана империали-
стической реакции, Добиваясь создания
«воюза государств во главе с Югославией»,
эта фангистекая банда осуществляла заха-
ние своих хозяев: превратить страны на-
родной демократии в такие же бесправные
колонии иностранного капитала, в какую
уже превращена титовцами нынешняя Юго-
елавия. : у
	Нота Советского правительства от 26 сен-
тября отмечает, что белградские холоны
империалистов уже привели Югославекую
республику в ликвидации ее самостоятель+
ности и независимости. Югославия отдана
предателями под контроль иностранного 54+
питала, Заем, недавно предоставленный
тютославекому правительству американским
Экепортно - импортным банком, дает амери-
канеким монополистам неограниченные в03-
можности хозяйничания в ютославекой эго
номике. Достаточно посмотреть иа ту пад-
лую роль, которую играют югославские
представители на нынешней сессня Тенс-
ральной Ассамблея организации Об’единен-
ных наций, чтобы убедиться в утрате внеш-
неполитической независимости Югославии,
Карлель, Беблер и другие выетупают 38-
одно © англо-американским блоком, они вы-
полняют самые грязные поручения запра-
вил этого блока, клевеша на страны народ-
ной лемократия и Советский (03.
	Советское правительство не могло допу-
стить, чтобы тенерешнее ютославекое пра-
вительство, являющееся ставленником ан-
гло-американеких империалистов, прикры“
валось договором о дружбе, сотрудничеетве
п взаимной номоа е Советским Союзом.
	Советское государство неукоснительно
соблюдает все договоры, на которых етот
подпись его представителей, Оно заклю-
чает договоры для того, чтобы они ‘выпод-

НЯЛИСЬБ.
	Югославекое правительство, не имея ни
совести, ни чести, использовало советсхо-
югославский договор для маскировки своей
подрывной деятельноети против СССР, Она
грубо разорвало этот договор.
	Советское правительство еделало из это-
го свой вывод.
	== = td

Народы Югославии знают, что друже-
ские чувства к ним боветекого народё
остаются неизменными. Советекая общест»
венность не сомневаетея в том, что у Ев“
родов Югославии хватит сил вновь обрести
свою независимость и занять хестойное
место в лагере мира и демократии, возглав-
ляемом Советским Союзом.
	М. МИХАИЛОВ.
ны
	за рубежом
	щиту мира состоялись также в Вратиедазе,
Брно, Усти на Лабе и других городах Че-
хоеловакии.
	ИТАЛИЯ
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		а

K
	преступньх
озославских
	В опубликованной 30 сентября ноте юго-
славскому правительству Советеко прави.
тельетво заявило, что Советский Союз от-
ныне считает себя свободным от 00яза-
тельств, вытекающих из воветеко-югослав-
ското договора эт 11 апреля 1945 года.
	Широчайпгий отклик, который нашел
этот шаг Советского правительства во’ воем
мире, горячее одобрение его демократиче-
скими народами об’яеняютея тем, что ре-
шение Советского правительства оконча-
тельно разоблачает югославских пособнивув:
поджигателей войны и тем самым служит
делу воеобщего мира.
	Проводя в течение длительного времени
глубоко враждебную подрывную деятель-
ноеть против Советекого Союза и действуя
не только по соботвенной инициативе, но
и по прямым заданиям пноетранных импе-
риалистичееких кругов. ютославское прави-
тельство грубо растонтало и разорвало в
клочки заключенный 11 апреля 1945 тода
договор © дружбе, взаимной помои и пое-
левоенном сотрудничестве между СССР и
Югославией,
	Захватившая обманным путем влаеть в
[Огославия, фашистская клика Тито, Ран-
ковича, Джиласа, Варделя на протяжении
всей своей позорной истории проводила
политику вражды и двурушничества по от-
ношению к Советекому Союзу. Ставя 6вою
поднись под договором о ‘дружбе, взаимной
помощи и поелевоенном сотрудничестве
между CCCP u Югославией, югославекое
правительство, как показали фавты, отнюдь
не собиралось вынолнять дух и букву 910-
то договора. Нынешние белградекие прави-
тели лишь маскировались под «друзей» Co-
ветекого Союза и при помощи лживых 34-
явлений о «дружбе» е СССР надеяливь
обмануть международное общественное ине-
ние, обмануть народы Ютоелавии и таким
подлым способом получить возможность для
осуществления тайных коварных нланов,
направленных против стран народной де-
мократии и против Советекото Союза.
	Югославекое правительство предпоини-
мало одно за другим действия, в, корне про-
тиворечащие  советеко-ютославекому — до-
товору.

В ноте от 11 февраля с. г. Советекое
правительства отмечало, что «враждебная
позиция Югоелавекого Правительства в 9т-
ношения СССР находится в полном проти-
воречии © советеко-югославеким договором
0 дружбе и взаимопомощи и © теми 0бяза-
тельствами, которые Ютославия взяла на
себя по этому договору», Проводя свою
враждебную подрывную политику по отно-
шению в СССР, югославское правительство
В то же время веячески старалось, как это
быле разоблачено в ноте Министеретва
иностранных дел СССР от 31 мая с. г., «вве-
сти в заблуждение народы Ютоелавии и
скрыть от них правду о том, что дейетви-
тельной причиной ухудшения отношений
между СССР и Югославией является враж-
дебная политика правительства Югославии
в отношении Советского Союза». В нотах
Советеком правительства по вопросу 9
Словенекой Варинтии был разоблачен тай-
ный, направленный против национальных
интересов Югославии сговор югославского
правительства за епиной Советското прави-
тельства с западными державами по вопро-
вам о территориальных и экономических
претензиях Югославии к Аветрил,
	Переговоры югославекого правительства
с западными державами по вопросу о Сло-
венокой Каринтии велись втайне or CCCP.
Тем самым ютоелавекое правительство гру-
б0 нарушило  соответетвующие обязатель-
ства, взятые им Ha себя по договору о
дружбе, взаимной помоши и послевоенном
сотрудничестве между COCP и Югшслави-
ей. Факты показывают, как относилось к
своим обязательствам  Совелское  прави-
тельство, Оно лойяльно и честно выпал-
няло свои союзные обязательства, оно про-
	должало  полдерживать законные права
Югославии на Словенскую  Варинтию,
несмотря на то, чю ютгославокое прави-
	тельетво, предав интересы еловен в Взоин-
тии, еще в 1947 году отказалось от яся-
ких территориальных претензий к Авегрии.
	Нрямым издевательством над договором
0 дружбе явились арееты и преследования
советских граждан ютославскими влаетя-
ми,— аресты и преследования, подлияные
причины которых заключаются в том, что
советекяе граждане об’явили себя вместе
со всеми патриотами Югославии  сторон-
никами дружественных отношений между
Югаславией и СССР.

Советекие люди и советская обществен-
ность сделали свои выводы из враждебвдй
политики нынешнего югославского правн-
тельства по отношению к Советскому Саю-
зу. Зверетва ‹ и издевательства югоелаз-
ских фапгистов- над советскими гражхана-
ми вызвали глубокое возмущение советских
людей. Они выражали и выражают также
свое сочувствие народам Югославии, изны-
вающим под игом клики Тито, преданным
этой фаптиетекой кликой на разграбление
иностранному капиталу. Выводы, которые
		День мира
	ПОЛЬША
ВАРШАВА, 1 октября, (ТАСС). По всей
	страна нроходят последние пряготорления
	в Международному дню борьбы за мир. В
городах и селах, на промышленных прел-
приятиях, в школах, учреждениях прохо-
дят массовые митинги и собрания, на ко-
рых польская общественность лемонет-
рирует свою решительную волю в борьбе
3& мир. Всюду принимаютея решения о
повышении производительнеети труда, как
вклада польских трудящихея в дело борь-
бы межлунаролного лагеря мира.
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	ПРАГА, 1 октября. (ТАОС), В Чехосло-
вакии повсеместно проходят массовые ми-
тинги трудящихея по случаю подготовка
& Международному дню борьбы sa мир.

В Праге еостоялея многотысячный мн-
тинг, еозванный Чехословацким комитетом
сторонняков мира,

Митинги и собрания трудящихся в за-
	  Roar прогрессивной

EIEN TE TEETTIOLEEY ULE
	интеллигенции
Академик А. ОПАРИН.
	В наши дни, котяа идет  напряженней-
шая борьба между лагерем мира и лагерем
поджигателей войны, неизмеримо возросла
ответственность всей передовой интеллиген-
пии во всех странах мира.
	Интеллигенция владеет острым оружием
убеждения и пропаганды. Она стоит у
истоков науки и техники. А наука нашего
времени приобрела сейчас невиданное зна-
чение для человечества, она проникает BO
Bee области жизни и деятельности людей.
Не пель —— служить человечеству, и она
успешно достигает этой цели в том случае,
кота она принадлежит народу. Ho
если она находится на службе у кучки
корыетных людей, одержимых стремлением
к наживе и власти, то это приводит к ужа-
сающим, губительным результатам.
	Мы были евидетелями того, как одно из
величайших хостижений современной фи-
зики -— овладение атомной энергией, епо-
собной освободить всех людей от тяжелого
труда, в руках империалиетов обратилось
в зтоуную бомбу, предназначенную для
массового уничтожения мирного населения,
Советский Союз еше в 1947 году ликвили-
ровал американскую монополию на это
страшное орудие агрессии. Ho он, как
раньше, так и сейчае, настаиваел на безу-
словном запрещении атомной бомбы, после-
довательно борется за епасение человече-
ства от ужасов грялущей войны.
	Империалиетичеекие хищники етремятея
использовать в своих человеконенавиетни-
ческих целях даже науку о жизни, биоло-
гию — эту основу сохранения здоровья лю-
дей и под’ема плодородия земля. Они 1о-
товят миру бактериологическую войну,
	Элобные поджигатели новой мировой
войны стремятся, однако, не ‘толькю ис-
пользовать все достижения современного
знания для создания наиболее губительных
методов уничтожения людей. Они сейчас
особенно озабочены выработкой  идеологи-
ческих основ, так сказать, теоретической
базы для своей преступной человеконена-
ристничеекой деятельности.
	В связи © этим в зарубежной биологиче-
	ской литературе вновь возрождается маль-
тузианетво, теория убывающего плодородия
и тому полобные мрачные нелепости.
	западно-европейские и американские био-
логи-— последователи Менделя и Моргана ут-
верждают, что человек лишен возможности
активно переделывать живую природу. Он
может только более или менее удачно ло-
вить «счастливые случайности», покорно
«ждать милостей от природы»,
	Выросшая. на советской почве мичурин-
ская биология не на словах, а на деле по-
казала, что живая природа подвержена зз-
кономерному направленному изменению,
пол влиянием внешних воздействий.
	Поэтому человек, в условиях сопиали-
стичеекого государства” умело пользуясь
этими воздействиями. может еознательно и
планомерно переделывать живой мир <о-
глаено свойм потребностям. Мы не видим
границ тем возможностям, которыми раепо-
лагает наука, если она находится в руках
народа, для создания непрерывно возра-
стающего изобилия. Мы’ убеждены, что жи-
вая природа таит в ©ебе такие возможно-
сти, которые при их умелом использовании
удовлетворят потребвоети всего населения
земного шара даже тогда, когда его насе-
ление будет беспредельно расти.
	Для истинного ученого совершенно не 0ез-
различно, как используются, каким це-
IAM служат 16 достижения, в которые он
вкладывает свой ум и свои творческие
усилия. Священный долг веех прогресеив-
ных деятелей культуры — об’единить свои
силы, использовать BCH мощь науки, все
свои знания и опыт, чтобы помешать им-
периалистическим поджигателям войны 0р-
‚анизовать новую мировую бойню.

наших представителей, раздавшимея после
сообщения ТАСС от 25 сентября, был
повторение предложения немедленно BOC}
претить пользоваться в военных целях
атомной энергией.

Советский (Союз сообщением ТАСС от
25 сентября сказал свое слово с порази-
тельной силой, блеском, внушительностью
и еще раз показал свою благородную роль
В долгой уже летописи советской борьбы
за мир.

Сообщение ТАСС не только оповещает 06
уснехах советской науки и техники, ной
дает яленое предетавление о том, ‘что эти
успехи в Советском Союзе ужё использу
ются для удовлетворения потребностей a
целей громадного хозяйственного и культур-
ного строительства.

Все миролюбивые народы (а какие же на-
роды не миролюбивы в настоящее время?)
яено видят, что, вопреки той лжи и кле-
вете, которые пускаютея в ход © целью
враждебно наетроить их против Совелекого
	государетва, новые технические и науч-
	выю достижения, попадая в руки социали-
стической державы, перестают быть ‹тра-
шилищем для человечеетва, а становятся
для него благодеянием,

Такова великая мирная «пропаганда дей-
ствием», которую без лишних слов вел и
ведет Советский Cows.

Ворцам против поджигателей войны
предстоит проявить еще долгие и энергич-
ные усилия для доетижения конечных 1е-
зультатов и установления нрочного и де-
мократического мира на земле. Им придет-
вя преодолеть еще немало сопротивления
CO стороны малочисленных, но еще сильных
реакционных слоев, выступающих на з4-
щиту своих узкокорыстных интересов. -
	Но уже и сейчас результаты борьбы,
вполне осязательно полдающиеся учету,
внушают надежды самые оптимистические,

Наступление борцов за мир, обозначив-
шееся явственно в 1948—1949 гг., будет
продолжаться и усиливаться,

Й помянутые событня, происшедшие как-
раз накануне 2 октября, снособны еще 69-
лее усилить этот законный оптямизм.
		ма и демократии, поджитатели новой войны
вынапивают планы новых крестовых по-
ходов против СССР, создают агрессивные
блоки, сооружают военные, военно-морские,
военно-воздушные базы. Они же науськи-
вают на СССР и на страны народной демо-
кратии своих подручных, бандитов и убийц
вроде фангистской банды Тито, Ранковича,
Джилага. Варделя и других врагов всего
прогрессявного человечества.
	Отнако советский народ, рабочий клаее
	CCCP ве запугать провокациями, дивер-
снями и подлым шантажом. Мы знаем свою.
силу, знаем, что вместе с нами на страже
мира стоят миллионы сторонников мира,
нафного превосходящие черную рать под-
жигателей войны,

Веемирный конгресе сторонников мира,
происходивший весной этого года в Пари-
же. конгроесы мира во многих странах,
Всесоюзная конференция сторонников мира
в Советеком Союзе — яркое свидетельстве
организованности великого движения б0рь-
бы за мир. Эта борьба дает себя знать.
Каждый день приноеит вести о сплочении
п росте неисчиелимых рядов сторонников
мира во веем мире.

В Международный день борьбы за мир,
когда отважный призыв к миру звучит во
всех уголках, на веех языках народов зем»
вого шара, мы говорим;

— Защитим мир во всем мире. обуздаем
поджигателей пэвой мировой войны, будем
стойки и бдительны! С именем товарина
Сталина на устах, ео всей страстью ©овет-
еких патриотов будем боротьея зы новые
победы нашей сониалистической родины на
фронте мирного труда, на Фронте борьбы
за прочный и длительный мир ва всем
	  JHEP,
	г. ЛЕНИНГРАД.
	Международный день борьбы за мир
наша могучая страна встречает в обетанов-
ке всенародного трудового тероизма. Новые
победы на фронте труда являются огром-
ным вкладом советекого народа в дело за-
щиты мира,

Плечом в плечу с трудящимиея столицы
нашей родины — Москвы — знаменосна
новой сталинской эпохи, рука об руку с
трудящимися Урала, Донбасса, Поволжья
и других районов страны  ленинградцы
	беззаветно борются за досрочное выполне-
ние послевоенной сталинской пятилетки,
	за технический прогресс, за высокую
_ культуру производотва, .
Полгода назал ленинградцы в <воем
	письме товаришту Сталину дали слово пре-
вратать Ленинград в город технического
прогресса и высокой культуры производ-
ства, выпускать продукцию только отлич-
ного качества. В тесном творческом содру-
жестве. с работниками Науки и Техники
ленинградские рабочие трудятся над выпол-
нением этого обещания,

Самоотверженный труд стахановиев, ин-
женеров, техников и ученых воплощается
в качественную сталь и прокат, в перво-
классные мощные турбины — паровые и
водяные, в совершенные  быстроходные
станки, универсальные текетильные мазти-
ны, точные приборы и другие агрегаты и
механизмы марки «Ленинград».

Творческое содружество людей НАУКИ. И
произволотвь ежедневно, ежечаено режлает
новые формы социалистического труда, зна-
менуя собой стирание граней между Yyu-
ственным и Физическим трудом, ускоряя
победнев движение вперед к коммунизму.

Проникнутые горячим стремлением к
тому, чобы скорев залечить раны, нане-
сенные войной, ленинтрадцы вместе со
	D OD b
	Г. ДУБИНИН,
	стахановец-разметчик завода «Краеный
выборжец», член Советского комитета
защиты мира.
		всем советским народом неустанно трудят-
сз над восстановлением и развитием евосго
любимото города, над укреплением эвономи-
чесхой мощи социалистичеекого тосудар-
ства.

Bee наши помыслы, помыслы людей
мирного труз, направлены на то, чтобы
укрепить дело мира во всем мире,

Самое горячее одобрение на предория-
	ТИЯХ и в учреждениях, научно-иселелова-
	тельских институтах и вузах, у всех трудя-
щихся Ленинграла получила весть 0 TOM,
что Всесоюзной конференцией сторонников
упра, соетоявтейся в Москве в конце ав-
густа, создан Советский комитет защиты
мира,

На мою долю, как делегата этой конфе-
ренции и члена Советекого комитета, зазти-
ты мира, выпала высокая честь рассказать
о решениях Вевооюзной конференний сто-
ронников мира. на собраниях рабочих, ин-
женерно-технических работников и служа-
щих, в цехах заводов «Красный выбор-
жен», «ВБинан», трудящимся Невекого и
Калининского районов,

Веюду советевие люди, какое бы поло-
жение они ни занимали, в личных беседах
й нь собраниях выеказывали свое твердое
убеждение в том, что сталинская внешняя
политика обречет на неизбежный провал
происки англо-американских поджигателей
новой войны,

Озлобленные успехами лагеря социализ-
		а
	жизнь
	переустройство мира разгорелась по всему
Востоку.
	Победа китайского народа над гоминда-
новским режимом и его американскими хо-
зяевами — это победа всех народов в борьбе
за мир.
	Теперь на ФБостоке нет такой страны,
тие Be алело бы знамя борьбы, где тру-
дхящиеся не были бы вдохновлены примером
народов Советского Союза.
	Писатели воето прогрессивного мира по-
дымают свои голоса, выражая миролюбие
своих народов. Их голоса звучат все громче,
как голос Цоля Робсона, который слышится
на весь мир.
	В ряде стран отолтелые империалисты
пытаются разогнать конгрессы в защиту
мира, но тщетно. Такие конгрессы собира-
ютея пох открытым небом, в хижинах, в
горах. В Индии собираются на площадях.
И эти голоса из хижин и больших зал, с
площадей и из ущелий звучат все громче
	в борьбе за мир и демократию, голоса
солидарности простых людей мира.

В. капиталистичееких странах KOH-
	греесы проходят в обетановке террора и
запугивания. В Москве люди могли говорить
свободно о мире и счастье: людей.
	эдесь, в советекой столице, никто не ме-
шал приходить народным делегациям. Ни-
кто не мешал демонстрации за мир, потому
что в нашей. стране борьба за мир ечи-
таетея высшим лостоинством человека.
	«Чем туже они затягивают оковы,
Тем скорее эти оковы епадут».
	Так сказал знаменитый индийский пи-
сатель и философ Рабиндранат Тагор,
	И эти слова глубоко правильны: чем
больше борются против мира, против че-
ловечества международные фезвдионеры,
тем сильнее народы мира отстаивают свое
право на мирную жизнь, Потому что вы-
играть борьбу за мир — значит выиграть
	борьбу 3& ЖИЗНЬ.
	Борьба за мир — эт борьба за жизнь.
Священное слово «мир» об’единяет” всех
трулящихея и вее народы земли.
	После окончания воины мне пришлось
побывать в ряде стран Востока, И везде
при слове «мир» лица людей освещалиеь
радостью. Это было веюду: и в шумных
тородах Индии, и в лачугах бедняков Хай-
харабада, и в полуразрушенных деревнях
Ирана, и нз островах Бахрейна. Roma a
загеваривал © человеком, который своим
трудом зарабатывал на жизнь,-— будь 19
крестьянин или инженер, рабочий или
ученый, врач или писатель, — все они
проявляли кровную заинтересованноеть в
TOM, ятобы для них, лля их страны, для
всего человечества мир был прочным.
	Советский, социалистический Таджики-
стан находится на стыке трех гранип 6 ко-
лониальными странами. С точки зрения
американских империалистов у него исклю-
чительно «выгодное стратегическое положе-
ние». Но советский народ не строит воен-
ных баз, он строит города, ирригационные
собружения, элеваторы, текетильные фз-
брики. :
А за нашими границами американские
империалиеты и их вассалы сооружают
военные базы и измеряют расстояние до
тех мирных сооружений, которые мы со-
зидаем. Там в почете те, кто прилумывает
новые ередетва уничтожения людей.
	В Советском (Союзе в почете творцы и
созидатели, те, кло вырастит больше ви-
HGrpaia и хлопка, хлеба и скота, кто с03-
даст красивый узор для платья или на-
пишет хорошую нееню, правдивую книгу.

А рядом, в Иране, улицы, названные
именем великого Фирдоуси, переименовы-
вают, называя их именами кровавых гене-
реалов, уемирителей народных восстаний.
	В Индии разжигаетея религиозная вой-
на, ведутея интриги и спешно скупается
оружие — на последние народные деньги.
В Бенгалии умерло от голода около 5 млн.
	День мира мы веотречаем с особым под ®-
моем, с повышенных чувством уверенности
в конечной победе Wied международного
сотрудничества над черными замыелами
поджигателей войны. Борьба за мир прохо-
дит под знаком наетупления сил демовра-
тии, Западные политики, наконец, почуя-
ли и вынуждены были осознать т0, © чем
говорили сторонники мира уже векоре по-
сле воинственной шумихи, вызванной пре-
словутой фултонской речью Черчилля 5 мар-
та 1946 года: народные массы по обе е1о-
рены Атлантического океана обнаружили
самым недвусмыеленным образом, что они
войны не желают и что воевать не будут,
если даже их реакционные правители и ре-
шатся погнать их на убой.

Олин за другим шли конгрессы мира, е0-
зывались ‘конференции мира, ширилось
влияние пропаганхы мира, Мы с большим
Уловлетворением замечали, до какой степе-
ня еерьезную тревогу внушает это движе-
ние в пользу мира представителям монопо-
диетического капитала и энтузиастам ATOM
ной дипломатии, мечтающим 06 ортаниза-
пии нового мирового побоища, Мы это чув-
отвовали и на конгрессе во Вроцлаве, и на
хонгрессе в Париже, и на конференции в
Москве. Империалиетическая пресса зл9б-
ствовала и негодовала, констатируя рост,
силу и популярноеть движения наротов 3a
мир. Во Франции «караваны мира», т,-е,
мирные демонстрация, возникавшие етихий-
но по всей стране вееной 1949 года, вы-
звали у властей настроение, близкое в па-
нике, хотя дело пло лишь в грандиозном
выражении сочувствия тогда заседавтему в
Париже конгрессу сторонников мира. На ко-
поееальных митингах. собиравшихеся в (0-
	МИРЗО ТУРСУН-ЗАДЕ,

лауреат Сталинской премии.
ooo
	человек; вместе помощи им индийские вла-
CTH, по указке извне, завунали оружие.

Наша миролюбивая политика видна в
пятилетнем плане, в нашем созидательном
труде, в нашей морали, и все лучшие люди
прогрессивного человечества смотрят с нз-
деждой на Советекий Cows.

На торжественном открытии  девалы
таджикекой советской литературы в Mo-
скве выступил французский писатель lyn
Арагон, Он сказал: «Я приветствую OT-
врытие в Москве декады таджикокой ли-
тературы, как великое доказательетво ©у-
пествования мира, з& который мы б9рем-
CH} я приветствую пример сотрудничеетва
народов во имя лучшей жизни, широкой и
ВЫбокой ЕУЛЬТУрЫ, Во имя рождения нового
человека».

В героическом примере Советекого Союза
народы мира черпают силу для своей борь-
	бы. Отображая творческую, созидательную
	жизнь воветеких людей, таджикекие писа-
тели етремятея показать величие дел совет-
ского народа. Воспевая новую счастливую
жизнь, мы являемся активными борцами за
мир, против поджигателей новой войны и
полны  сочуветвия утветенным народам,
протягивая по-братеки им руку дружбы.

В нашей страче открываются библиоте-
ки и клубы — имперналисты открывают
магазины, где продается оружие: ре-
вольверы, патроны, кинжалы. Повупайте!
Убивайте! Учитесь убивать! Привыкайте
убивать,— & этому империалиеты зовут
народы.

Империалисты. всячески пытаются раз-
жечь новую войну, но они проглядели рост
народов. Даже наиболее утнетенная часть
человечества — народы Востока — подняла
знамя освобождения, Борьба за независи-
мость, за национальный суверенитет, 38
	зорое октября

рассчитывал, чт9 уже одно лишь намере-
ние послать в Россию уполномоченное лицо
для переговоров будет означать в глазах
очень многих избирателей мирную про-
грамму.

Важдая экскурсия западно-европейских
или американеких техников, ученых, пи-
сателей, музыкантов, художников в Совет-
евий (Союз была новым и новым успехом
Советского государетвь в борьбе за мир,
Первый вопрос, которым: и в 1948 и, 060-
бенно, в 1949 году ветречаль этих запад-
ных  экекурсантов при возвращении на
родину, был один и тот же; правда ли, что
Советский. Союз одушевлен воинетвенными
намерениями? Говорят ли «простые люди»
в Моввве о желательности войны? Ответ
получалея один и тот же; вопрошаемые
просто изумлялись  фантазерству и лжи-
вости империалистической прессы, возводя-
щей вполне сознательно небылицы Ha
Советское государство с прямой  пелью
сеять тревогу и усиливать воинетвенные
провокации, направленные против России
и русских.

- Победы дела борьбы за сохранение мира
особенно сказались в 1949 году, который
принее лва потрясающих события: превра-
щение Китая в Народную реепублику и
конетатирование перед лицом веего света
провала раечетов США на атомную  моно-
полию. Червое событие означало, что треть
Азии об’единена силами демократии я что
там прочно гарантирован мир. Второе вобы-
THe положило решительно и бесповоротно
предел дальнейпюй политике шантажа аме-
риканекой Военщины.
	haganoch бы, что при подобных обетоя-
тельетвах внепняя . политика  советекой
дипломатии могла бы как-нибудь изменить-
ся, если бы в советеком последовательном
отстаивании мира была какая-либо не-
искренность. Вепомним, например, как
мгновенно изменилась в сторону воинет-
венных выходок вся внешняя политика
США в августе 1945 гола, тотчае поеле
Того, как им показалось, что за ними на-
лолго (на двадцать лет!) упрочена моно-
полия атомной бомбы. Но первым словом
	Академик Е. ТАРЛЕ.
	единенных Штатах, главной темой речей
были декларации о полной недопустимости
пропаганды вооруженной борьбы против 09-
ветекого Союза, и стран народной xemonpa-
тии, и, чем резче и решительнее были эти
заявления, тем более грандиозен был их
уенех у бесчисленных слушателей,
	ТГромадные влиятельнейшие ассоциании,
вроде больших национальных об’единений
профессиональных союзов, общирнейшие
общественные группы, вроде комитетов
международного женекото движения, орга-
низации ученых, писателей, деятелей ие-
кусств спешили выразить вееми енособами
свое полное сочуветвие идее борьбе за мир,
	овлалевающей массами во веесветном мае-
	штабе.
	Во Франции во всех средних и высших
школах страны проводилея «День мира», и
таков же движение, вовлекавшее подраета-
ющее поколение в борьбу за мир, охваты-
вало постепенно и другие страны,
	Вонечно, Советский (0103 занял ведущее
место в этой широко. развернувшейся вее-
	народной борьбе. Это его место предука-
	зано всей более чем тридцатилетней его
историей.
	Бея внешняя политика великой социа-
листической державы — это политика
борьбы за мир.
	эта роль Советского Союза была понята
и оценена народными массами и таких
стран, как Соединенные Штаты. Достаточно
вепомнить, ч10 в самый острый момент
борьбы за пост президента Трумэн, желая
приобрести больше голосов, внезапно зая-
ВИЛ 0 своем желании послать своего «лич-
ного друга» и предеелателя верховного су-
да США Винсона в Москву. Трумэн явно
	РИМ, 1 октября. (ТАСС). Газеты онуб-
ливовали воззвания руковедетва итальян-
ской социалистической партии и «Союза
итальянеких женщин» в евязи е праздно-
ванием Междунавохного дня борьбы 38 мир.

В веззвании руководетвь социалистиче-
ской партии, в частности, говорится:
«Итальянская социалистическая партия
призывает всех, кто будет учаетвовать в
манифестациях 2 октября, высказаться в8
то, чтобы Италия отказалась от политиче-
CRUX и военных обязательств, принятых
вопреки воле народа правительством; вы-
сказаться протяв Атлантического пакта;
против гонки вооружений, которая снижа-
ет жизненный уровень народов и неизбеж-
но ведет в войне».

Воззвание «Союза итальянских женщин»
тавже призывает народ к борьбе за мир,
против ноджигателей войны.