ПЯТНИЦА, 7 ОКТЯБРЯ 1949 2; Е 237 (COTA —
	ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
	Можно быле бы привести сотни приме-
ров, показывающих, как возросла актив-
ность местных Советов республики, депу-
татов и активистов в борьбе за благоуст-
ройетво городов, районных центров и аулов.

Однако вое эти положительные примеры
не могут скрыть тех серьезных недостат-
ков, которых У нас; к сожалению, еще не
мало. В таких городах, как Авмолинек,
Изыл Орда, Уральск, во многих отдален-
ных степных аулах и районных центрах
еще не ведется настоящей борьбы за образ-
п6во8 состояние городов й аулов, за рас-
ширение жилой площади. Здесь можно ye-
льшать мноточисленные жалобы на иедо-
сталок рабочих рук, на нехватку строй-
тельных материалов. Но главная причина
отставания этих городов и районов 0б’яс-
няется прежде веего тем, что местные (о-
BETS! важнейшее дело — благоустройство
предоставили самотеку, не используют бо-
татого опыта, какой имеют в этом отнолге-
нии передовые наши Советы. И Совет Ми-
нистров республики еще мале делает для
того. чтобы опыт передовиков соревнования
стал лостоянием всех Советов.
	В Казахетане 36 городов и белее 100 ра-
ботих поселков. Большинство их выросло
при советской власти, в годы бурного про-
мыпенного строительства. Крупнейший
недостаток новых городов и рабочих посел-
ков — территориальная разбросанность и
разобщенноеть между собой отдельных жи-
ых И ЕУЛЬтУно-бытовых об’ектов. 06’яс-
	няетея это тем, что до последнего времени
	строительство новых городов и рабочих по-
селков в республике велось узко-ведом-
ственно. Отдельные ведомства и министер-
ства строили жилые дома и культурно-
бытовые об’екты вокруг своих предприятий,
не считаясь с задачами комплекеного и ар-
хитектурного развития городов. Такие при-
меры можно наблюдать в Караганде, в
Усть-Каменогореке, в Гурьеве.

№ сожалению, эти факты имеют место и
сейчае, что серъезно затрудняет блатоуст-
ройство городов и рабочих поселков, тре-
бует их новой перепланировки, излишней
траты государетвенных юредств. Мы ечи-
таем. что Министерство городского строи-
тельства Союза CCP должно быстрее
взять все это в свои руки и создать етро-
гий государственный порядок в строитель-
стве, росте и развитии новых городов ий
рабочих поселков.
	Rd PAS AREAS ALR NS LANNE

В президиуме
	Академии наук
CCGP
	Вчера под предеедательством авадемиво
С. И. Вавилова состоялось заседание пре-
зидиума Академии наук CCCP.

Президиум заслушал доклад академика
В. Н. Сукачева и содоклад академика А. И.
Опарина о первых итогах работы советских
ученых по оказанию помощи в осуществле-
нии сталинского плана преобразования
природы. :

Одиннадцать экспедиционных отрядов
Академии наук в этом году выезжали в
районы полезащитного лесоразведения. Они
изучали природные условия территорий
будущих тосударственных лесных полос и
помогали в составлении технических проек-
тов насаждений. Учеными разрабатывались
наиболее совершенные способы создания
этих лесонасаждений и рациональные мето-
ды ведения лесного хозяйства.
	В 1950 году продолжатся дальнейшие
работы экспедиции. Участники экспедиции
окажут помощь организациям в создании
веей системы насаждений на полях колхо-
зов. и совхозов. Большое значение имеет
ортанизация специальных стационарных
пунктов для решения таких вопросов за-
щитното лесоразведения, которые требуют
длительных непрерывных наблюдений,
задачу этих пунктов входит нодробное изу-
чение биологии древесных пород, разработ-
ка методов ухода за насаждениями, изуче-
ние их влияния на повышение урожайно-
сти сельекохозяйственных культур.
	Комплексная экспелиция Академии наук
CCCP проводит все свои исследования на
основе Кередовой мичуринской биологиче-
ской науки, широко используя метод лесо-
разведения, предложенный — академиком
Т. Д. Лысенко.

Президиум одобрил работу, проведенную
институтами Академии наук СССР, и наме-
тил ряд организационных мер, направлен-
ных к дальнейшему развитию исследований
в этой области.
	Передовая техника
на текстильных
предприятиях
	‚ ИВАНОВО, 6 октября. (По телеф. от
соб. копр.). Ткацкие залы Ивановской фаб-
рики имени Кирова постепенно освобожда-
ютея от механических станков © громозд-
кими ременными транемиссиями. Устанав-
ливаются автоматические станки с инди-
видуальными электромоторами. Текстиль-
THRE WOT руководством опытных инжене-
ров знакомятся с новыми станками.

Новой техникой оснащаются также Леж-
невская прядильно-ткацкая фабрика, Но-
вогоркинская прядильная фабрика и другие
текстильные предприятия Ивановской 00-
ласти. A. KOQJIOB.
	Отовсюду
	ж Новые вокзалы построены на NATH
станциях Западной железной дороги. До
конца года будет закончено строительство
17 вокзалов. Начались работы по сооруже-
нию крупных вокзальных зданий в Вязьме и
Смоленске.

* Более  200 сельхозартелей и все рай-
онные центры Туркменской ССР радиофи-
цированы. Сплошную радиофикацию колхо-
зов республики намечено завершить в те
чение ближайших трех лет.

* Столовую посуду из небьющегося. сте-
кла начал выпускать хрустальный завод в
Гусь-Хрустальном (Владимирская область).
В четвертом квартале будет выпущено око-
ло 40 тысяч изделий из такого стекла.
	х Выставка работ молодых художников
	области открылась в Гурьеве. Экспонирует-
ся свыше 300 произведений. Большое ме-
сто занимают картины и рисунки, отобра-
жающие жизнь нефтяников Эмбы, рыбаков
Каспия, животноводов Мангышлака.
	нирования. В этом же институте воно в
практику согласование учебных программ
	по родственным дисциплинам, чт устра-
няет дублирование в прохождении учеб-
ного материала.

Однаке в ряле учебных заведений ме-
тодическая работа, страдает крупными про-
белами, некоторые профессора и преподава-
тели потеряли вкус к этой работе, забро-
CHIH ее, не стремятся совершенствовать
метоты преподавания.
	Одним из серьезных недостатков следует
считать весьма слабую разработку богато-
го методического наследства, оставленного
нам корифеями русской педагогической
мыели, такими замечательными педагогами
высшей школы, как Чебъшшев, Столетов,
Менделеев, Тимирязев и другие.

Совершенно недостаточны у нае обмен
опытом методической работы между вуза-
ми, ноказ достижений лучших педагогов
советской высшей школы. Метолическое
управление Министерства высшего 0образо-
вания ‘и журнал «Вестник высшей школы»
ве еще мало ‘уделяют внимания этому
важному делу.

В решении задачи повышения качества,
подмтовки молодых специалистов перво-
степенное значение имеет обеспечение выс-
шей школы хорошими учебниками, стоя-
щими на уфовне современных ‘достижений
науки и техники, отвечающими требова-
ниям большевистского идейно-политичееко-
го воспитания учащейся молодежи.

Партия и правительство создают все
условия для обеспечения высшей школы
	‘учебной литературой. 3a последние годы
	наши вузы получили миллионы экземпля-
ров новых учебников по различным отрас-
HAM знания. Однако в этой области у нае
имеется еще много недостатков, зависящих
прежде всего от самих работников вузов.

Руководители некоторых учебных заве-
дений недооценивают важности подготовки
рукописей, не оказывают авторам помощи
в их творческой работе. В результате ру-
кописи ряда учебников, предназначенных
& выпуску в этом году, были седаны co
значительным опозданием и нередко имели
весьма невысокое качество, а некоторые
рукописи не полготовлены и до сих пор.
Не везде уловлетворительно идет полготов-
кз рукописей учебников, включенных в
план изданая 1950 года. Московскому
высшему техническому училищу было 10-
	верзно составление девяти учеоников. на-
		Соколика
	редакцию
	профессора
	и востори
	Письмо в
		Д. КУНАЕВ,
	заместитель председателя Совета.
Министров Казахской ССР.
	ее

блатоустройства города тысячи его жите-
лей. 7

Небывалый размах приняли в нынешнем
rely работы по благоустройству и даль-
	нейшему строительству горола угольщиков
	Вазахетана — Взраганды. одесь только В
первом. полугодии было сдано в эксплоата-
	нию хвыше 50 тысяч квадратных метров
	новой жилой площади, построены прекрас-
ный летний ‘городской театр, школьные и
клубные здания, открыта новая тородская
травматологическая больница, заканчивает-
ся строительство трамвая, который свяжет
центр города с угольными районами.
Вабахские аулы в прошлом — это один-
цва десятка в беспорядке разбросанных в
степи полутемных саманных избушек. Te-
перь же многие аулы напоминают 6060й
культурные и благоустроенные городекие
поселки. В этом заслуга аульных и сель-
ских Советов. являющихся инициаторами
	и организаторами большюто культурного
	строительетва на селе.

Вот характерные примеры. Депутаты и
зктивиеты  Акбуйского аульного Совета
Уйгурского района Алма-Атинской области,
обсуждая в мае обращение ‘алмзатиниев,
утвердили Ha сессии Совета план рекон-
струкции селения. ‘Сейчас  пентральная
улица поселка распгиряется и превралкает-
ся в красивый проспект. Здесь строится
Дворец культуры с зрительным залом на
850 мест. Вокруг будущего дворца колхоз-
ники разбили большой парк культуры и
отдыха. Ha новом проепекле построены
первые 16 блатоустроенных трех-и четы-
рехкомнатных домов. Ведется строительство
большого здания, в котором будут разме-
щены радиоузел, библиотека, яекционные
залы, агрономический кабинет.

В колхозах Уянокого аульного Совета
Raparaccroro района Южно-Вазахетанекой
	‘области за’ летнее время построено (3 но-
	ВЫХ ЖИЛЫХ Дома для KROTXOSHAROB, тзни-
зовано 4 детских яслей, посажено. 15 ты-
сяч декоратявных и плодовых деревьев,
построено 4 километра новых дорог и отре-

монтировано в порядке подготовки к зиме
183 жилых лома.
	НАНА
	Весной пынептнето тода депутаты и ak-
тивиеты Советов — колхозники и колхозни-
цы, рабочие МТС и совхозов Алма-Атин-
ской области выступили © обращением о
тазвертывании социалистического соревно-
вания за дальнейший под’ем вультуры и
блатоустройетва аулов и сел Вазахетана.
Этот призыв положил начало массовому
хвижению за благоустройство колхозных
селений и районных центров, рабочих
поселков и городов республики. 0бра-
шение алмаатинцев обсуждалось на сес-
спях местных Советов, на расширен-
ных заселаниях исполкомов и совещаниях
советского актива. В результате в соревно-
вание вступили 86е аульные, сельские, по-
селковые. районные и городекие Советы
депутатов трулящихея Казахетана. Совет
	Министров республики подлержал ценную.
	инициативу передовиков и утвердил усло-
вия соревнования местных Советов, устано-
	вив за лучшие показатели в их работе пе-
	реходящие красные. знамена и денежные
премии.

Массовое соревнование вызвало широкий
размах работ о блатоустройству. Только
весной нынешнего гола в городах респуб-
лики посажено 710 тысяч деревьев и 870
тысяч кустарников, зазефальтировано и
замощено свыше 100 тысяч квадратных
метров улиц и площадей, проведены десят-
ки километров нового водопровода и кана-
лизации, созданы новые крупные комму-.
нально-бытовые учреждения. Наряду е этим
за первое полугодие 1949 тода в. сельской
меетности силами трудящихся построено
150 электростанций, более тысячи новых
клубов, изб-читален, красных уголков и
библиотек, 300 школ, 80 медицинских
пунктов и больниц, 1.100 общественных
бань, 7.700 новых жилых домов, 60 радио-
транеляционных узлов, телефонизировано
170 эхльных Советов и свыше 200 кол-
хозов.

Особенно много оделали по благоустрой-
ству передовые Советы республики. Преж-
де всего надо сказать о столяце республи-
ки. Город Алма-Ата в нынентнем году во
MYOTOM преобразилея: появились новые
скверы, бульвары и площади, покрылись
асфальтом  окраинные улицы, построены
красивые качитальные мосты.

Во всем этом большая заслуга депутатов
и активиетов. городского и районных Сове-
	TOB столицы, сумевигих привлечь к делу
	Таково признание Оберта, которюто про
славляет Уайльд.

На каких-нибудь двенадцати страницах
мистер Уайльд ухитряетея обворовать He
только Пиолковского, но и пелую плеяду
	советеких творцов ракетной техники,
	Так, например, изобретение охлажда-
шей рубышки в ракетном двигателе припя-
‘ываетея автором Г. Буллу и относится ®
1933 тоду, между тем как в книге Ю. В.
Кондратюка («Завоевание межиланетных
пространств», 1929 г.) уже говорится о
двигалеле, охлажлаемом компонентами топ-
лива, в 1932 году русский изобретатель
ф. А Цандер построил свой двигатель
«0-2», охлаждаемый кислородом, прохо-
дящим через специальную рубашку, прежде
чем поступить в двигатель.

Идея применения в качестве горючего
металлизированных суспензий  приписы-
вается американцу В. Циммерману, якобы
предложивиему ее в 1937 году. В действи-
тельности же мысль о применении метал-
лов в качестве горючего была высказана
ф А Цандером (журнал «Техника и
жизнь», 1924 г, № 12). Ав 1936 году
В. П. Глушко в своей книге со воеми под-
робностями проанализировал достоинства и
недостатки металлизированных суспензий.
Этот перечень можно было бы продолжить.
	Можно было вы не уделять так много
внимания баеням мистера Уайльха, если бы
	они не ветретили сочувствия у профессора
А. С Соколика. Профессор включил сТа-
тью Дж. Уайльда в сборник «Физика и хи-
мия реактивного движения» (сборник 2,
	1949 г.), а Издательство иностранной лн-
тературы этот сборник напечатал.

В предисловии проф. Соколик пишет:
«Включенный сюда материал по истории
развития основных принципов и элементов
конструкдии ракетных двигателей (статья
Уайльда), даже при всей ето неполноте,
может оказаться полезным при уточнении
обоснованной перспективы развития их В
будущем».

Нам кажется, что надежды и восторги
проф. Соколива нообоснованны: научно-тех-
нического интереса, статья не представляет.
	Ехинственная «обоснованная перопектя-
ва», вытекающая из статьи, это — то, что
мистер Уайльд, быть может, и впредь будет
пытаться продолжать свои неуклюжие по-
пытки принижать и обверовывать русскую,
советскую науку,
	Издательство иностранной литературы
выполняет полезную работу, составляя сбор-
ники наиболее ценных переводных статей
по вопросам науки и техники. Но оно совер-
шило ошибку, напечатав пропагандистекую
фальшивку Уайльда под маркой техниче-
	ской информации.
	Зарубежные историки В СВОИХ COUH-
	в ь а

нениях, направленных против советекой
науки’ иногла ‘затмевают самого ба-
рона Мюнхгаузена. Это в полной мере
удалось мистеру Дж. Уайльду, опублико-
вавшему в американском журнале «Меспа-
nical Engineering» (ton 69, № 6,
1947 г.) историчеекий очерк «Жидкостный
ракетный двигатель».

Очерк начинается с утверждения 0 TOM,
	ч10 «в настоящее время Трудно ео На-
	ке, якобы построившему в 1895 году пер-
вый жилкостный ракетный двигатель. Пе-
	руанец будто бы испытывал свой двигатель
еще в 1895—1897 гг.. но тридцать лет нод-
	ряд все никак не мог собраться сообщить 05

ай rer
	RN

этом человечеству и только в 1927 году(!)
опубликовал маленькую заметку... в газете
	«Коммерция».
	Далее Узильд как бы векользь упоминает
имя действительного творца идеи жидко-
стного ракетного двигателя—№. 9. Циолков-
ското и злесь же торопитея подчерюнуть,
чт® «Оберту и Годдарду принадлежат глав-
ные заслуги в развитии ракетной техни-
ки». Совсем обойти молчанием широко из-
вестное прогрессивному человечеству имя
Пиолковского Уайльд не может, опасаясь
	прослыть явным лжецом. Но и признать
приоритет Циолковекого он тоже не хочет,
а потому наводит «тень на ясный день» и
невнятно бормочет о заслугах Циолковского
между басней о. перуанце и хвалой 0берту
и Гюлларду.
	Заметка о двигателе Паулета, опублико-
ванная в 1927 roxy, за которую ухватилея
Уайльт, уже в том He rosy была разобла-
чена специалистами как фальшивка. Дви-
гатель будто бы работал на двуокиси азота в
течение целых часов, развивая тягу в 90.
килограммов. Для тото, чтобы развить та-
кую тягу, необходимо было расходовать. 1,5
тонны двуокиси азота в чае. Говорить 4
таком ее расходе в 1895 году так же не-
лепо, как рассказывать о зарождении ави-
	ации у древних инков. Ведь известно
	что промышленное производетве двуювиси
азота было налажено лишь во второй чет-
	верти ХХ века.
	Смыел этой фальсификации уже тогда
состоял в попытке поставить под сомнение
приеритет Ииолковекого; заслуги которого в
	области ракетной техники к 1927 году ста-
ли общеизвестны. И не случайно в каче-
стве даты появления «перуанского двига-
теля» был выдуман 1895 год, так, как
всем известно, что уже в 1896 году Циол-
ковский приступил в разработке идеи ра-
кетного летания, а в 1903 тоду опублико-
вал результаты своих работ, создавших но-
вую эру в развитии ракетной техники и
принесивих ему заслуженную славу.

0 неоспоримом приоритете Циолковского
писал в 1929 году (т.-е. после появления
заметки о Паулете) и сам Оберт: «Я, разу-
меется, самый последний, который оспа-
ривал бы Ваше (т.-е. Циолковского) пер-
Benerso и Вмни заслуги по делу ракет».

На курорта
	Лучший колхозный драматический коллектив
	В нынешнем году по всей стране широ-
ко прошли емотры художественной ‘само-
деятельности колхозной деревни. В Туль-
ской области на первое место вьыпшел дра-
матический коллектив села Павлово Алек-
синбкото района. Он отлично поставил
пьесу Г. Федорова «Пути-дороти».

Павловский сельсовет является лучиим
зв районе. Минувшей весной он первым в
области закончил еев, а осенью одним из
первых закончил уборку хлеба.

“Не случайно передовики сельского хозяй-
ства оказались первыми и на подмостках
сельской сцены. Обеспеченная стаханов-
CRUM трудом зажиточная жизнь позволяет
колхозникам Павловского сельсовета зани-
маться . искусством, & оно`в свою очередь
помогает колхозникам еще лучше работать.
	Показателен состав театрального коллек-
тива Павловекой избы-читальни, сущеет-
вующего уже 23 года. Здесь и предееда-
тель сельсовета И. Козлов, председатель
колхоза М. Цанфилов, секретарь парторга-
низапии сельсовета Е. Козлова, агроном
	Советская высшая школа, окруженная
порселневным вниманием и заботой партии
и нравительства, идет по пути неуклонного
	роста. В то время, вогла в странах капи-.
	тализма высшая пола, каки все области
	КАЛЬТУВЫ, Находится в состояний вризиса г
	и упалка, Советское государство во все 00-
лее и более пгироких масштабах развивает
дело подтотовки многочисленных кадров но-
вой советской интеллигенции.

Свыше 250 советоких городов, располо-
женных в самых различных районах на-
шей необ’ятной страны, имеют выешие
учебные завеления, тотла как ло револю-
ции вузы находились лишь в 16 городах
России. a
	В этом году созданы новые учебные за-
ведения. В связи с введением всеобщего
обязательного семилетнего обучения не
только в городе, но и в деревне, открыто
свыше 30 новых педагогических и учи-
тельских инетитутов: в Ачинеке, Бугуль-
ме, Выборге, Кемерове, Урютинске, Ли-
пецке, Шербакове, Яраноке и других 10-
родах. В Рязани и Востроме вновь органи-
зованы сельскохозяйственные институты.
Bo многих высших учебных завелениях
открыты новые факультеты.

Контингент студентов 837 советских ву-
зов лостигает 770 тысяч человек, а во сту-
лентами-заочниками значительно превы-
шает миллион человек. Таким образом,
уже в этом году намного превышены на-
метки пятилетнего плана, по которому
высшая школа к концу 1950 года должна
была иметь 674 тысячи студентов.
	По тоовню высшего образования Совет-
	ский Союз оставил далеко позади не толь-
KO любую из капиталистических стран, но
й вее страны Европы и Азии, вместе взя-
тые. В одной лить Москве обучается зна-
чительно больше студентов, чем, например,
Ро веей Англии или Фоанции,
	‚ Обширные и ответетвенные задачи вета-
ют перед высшей школой в настоящее вуе-
мя, когда наша страна практически осуще-

ствляет перехол от социализма к KOMMY-
HHBMY,
	колхоза И. Алешин ‘и много других пере-
довых людей колхозного села.

Руководит коллективом художественный
совет в составе четырех старейших членов
драмкружка.

Пьеса Г. Федорова, поставленная пав-
ловцами и повествующая о строительстве
колхозной жизни, о доблестном труде кол-
хозников; оказалась благодарным” матезиа-
лом. На сцене была показана жизнь кол-
	хозного села. В ланном случае артистам не
	пришлось перевоплощаться. Они и на сцене
оставались самими собою, а на колхоз-
ных полях они стремилиеь быть похожими
на лучших, благороднейнгих героев пБесы.

Павловцы показали этот спектакль в 00-
ластном центре. Зрительный зал тульского
театра был в этот вечер заполнен депута-
тами сесеии областного. Совета — лучшими
производетвенниками, передовиками сель-
ского хозяйства области. Внимательно еле-
дили они за игрой колхозных актеров. Ма-
пейшая фальшь драматурга или исполните-
лей была бы тотчас: подмечена. Но просто,
искренно играли павловпы.
	Очень хоропю исполнила тов. Нанфилова
центральный образ пьесы — предеедателя
колхоза Настасьи Петровны. Созданный ею
образ был отмечен большой убедительно-
стью: Эрители видели Ha Сщене энергич-
ую, деятельную женщину, ищи py-
ководителя колхоза.

Из других исполнителей хороша была

тов. Возлова, исполнявшая роль Устиньи.
Успешно справилея с ролью Степана тов.

Панфилов. Яркий образ деда Пахома создал
тов. Савоекин.

Оценивая этот спектакль, зрители гово-
рили: «Совсем как в жизни». И в этом не-
посредетвеннохг заявлении была лучшая
оценка спектакля. Просто, искренно, взвол-
нованно рассказали павловцы о жизни и
делах колхозников, о «путях-дорогах», ка-
Кими они идут в коммунистическое завтра.

Спектакль, отлично поставленный в кол-
х03е,— новое свидетельство роста культу-
ры советской деревни.
	М. ТАРАНОВ.
	Действительный член Академии ар-
тиллерийских наук
	Ю. ПОБЕЛОНОСЦЕВ,
	Член-корреснпондент Академии. ар-
тиллерийских наук
М. ТИХОНРАВОВ.
	Инженер-подполковник
Н. ЧЕРНЫШЕВ.

HSH
х Ниргизин
	том числе популярный среди больных-по-
чечников «Джалал-Абад», и высокогорный
сзнаторий для ревматиков «Джеты-Отуз».

За зимний сезон в санаториях республи-
ки пройдут куре лечения не менее 6 —7
тысяч трудящихся.
	даретвенной и партийной работы, тём вы»
ше и плодотворнее сама работа, тем эффек-
тивнее результаты работы, и наоборот, —
	чем ниже политический уровень BH MADE
систско-ленинская сознательность работ
ников, тем вероятнее срывы и провалы B
работе, тем вероятнее измельчание и вы“
рождение самих работников в деляг-крохо-
боров, тем вероятнее их перерождение».
Выполняя решения ЦК ВКП(б) по идео-
логическим вопросам, работники высшей
школы усилили борьбу с проявлениями бур-
	жуазной идеологии. с низкопоклонетвом ие-
	ред иностранщиной, аполитичностью, 0е3-
идейностью, буржуазным космополитизмом.

Охлнако в области идейно-политической
работы, идейной направленности препода-
вания у нае все еще имеется немало недо-
статков. Проведенное летом этого тела ©9-
вещание руководителей кафедр маркоизма-
ленинизма и философии показало, что даже
такие идеолотические курсы, как осковы
марксизма-ленинизма, философия, полит-
экономия, которые должны давать идейное
направление преподаванию всех других
дисциплин, нередко преподаются дорузти-
чески, в отрыве от событий текущей жиз-
HH, от современной борьбы сил демократин
ий социализма против империалистической
реакции.

В немалом числе вузов серьезными недо-
статками страдает также масеовая илейна-
политическая работа среди стулончаетга и
профессорско-препюлавательскотго состава.

Руководители вузов совместно с партий-
ными организациями должны добиться Тз-
ком положения, чтобы идейно-воспита-
тельная работа была действенной, разнэ-
образной по формам, чтобы она охватыва-
ла своим влиянием все студенчество п
весь  профессорско-преподавательский с2-
став. Острие этой работы должно быть на-
правлено на беспощадную борьбу c¢- éyp-
жуазной идеологией во всех ее шюявло-
НИЯХ.
	Партия и правительство ловерили совет
ской высшей школе важное дело воспита-
ния кадров социалистической интеллиген-
цин. Работники высшей школы и вирель
покажут себя дозтойными этого высокого
доверия, приложат все силы, чтобы в ны-
нентнем учебном голу лобиться новых успе-
  1OB B HOIPOTOBRE высококваляфицирован-
ных кадров интеллигенции, беззаветно пла-
данной нашей любимой ролине, великому

‘делу партии Ленина—Сталяна,
	ФРУНЗЕ, 6 октября. (По телеф. от cob.
Гкорр.). На курортах Киргизии закончился
 летне-осенний сезон.

Зимой булут продолжать функционирэ-
вать недавно вступивший в строй санало-
рий «Иссык-Куль» для легочных больных,
	TPH грязебальнеологичееких санатория, в
	уеченных для издания в будущем году, но,
как показала проверка, выполнение этого
	задания по некоторым учебникам находит-
	ся под упрозой срыва. Слабо ведется ра0о-
та по созланию новых учебников также в
	Московском университете.
	дальнейшее повышение качества
подготовки специалистов

С. КАФТАНОВ,
министр высшего образования СССР
“op o
	В своей исторической речи перет изби-
рателями Сталинокого избирательного окру-
га г. Москвы 9 февраля 1946 года товарищ
Сталин гениально определил пути этого пе-
рехода, наметил грандиозную программу
развития народного хозяйства и культу-
ры. Осуществление этой программы по-
требует новых многочисленных кадров сне-

циалиетов для различных отраслей народ-
ного Хозяйства И КУЛЬТУТы.

Советской высшей школе, являющейся
одним из основных источников пополнения
рядов интеллигенции, партия и правитель-
ство пред’являют сейчае новые, более высо-
кие требования как в отношении количе-
ства, так и особенно в отноттении качества
подготовки кадров, их политического вос-
питания и идейной закалки. Достаточно
сказать, что в ближайшие 10—15 лет
высшая школа должна дать стране больнте
специалистов, чем их было подготовлено за
вое голы советской влаети.
	У нас нет и не может быть опасности
перепроизводетва интеллитенции, как это
имеето место в странах капитализма,
где, как известно, высшее образование до-
ступно для очень немногих, но и те, кому
улаетея закончить выешую школу, не га-
рантированы, Чо они найдут применение
своему труду. °

Товарищ Молотов в своем выступлении
на Всесоюзном совещании работников выс-
шей школы в 1938 году товорил, что в
буржуазных странах Европы и Америки
есть такие отрасли интеллигентного труда,
TL половина специалистов с высшим обра-
зованием остается без работы. С тех пор
обстановка в буржуазном мире изменилась
не к лучшему, а к худшему, особенно в
маршаллизированных странах Западной Ев-
топы.
	LO0IBEO в условиях  сопиалистичРекото
	строя не может быть и речи о безработице
среди специалиетов любой отрасли знаний.
	Важнейшая задача, стоящая сейчае пе-
ред вузами, это — закрепление континген-
та студентов. Отеев из вузов становятея все
меньше и меньше. Однако в. отдельных
учебных заведениях отеев вее еще остает-
ся значительным. Так, в прошлом году из
Московского лесотехнического института
после зимней экзаменационной сессни”вы-
было почти 14 процентов студентов-перво-
курсников. Если мы теперь же не создадим
всех условий, обеспечивающих студентам
нормальную учебу, то можем растерять зка-
чительную часть стуленчества и этим на-
несем серьезный ущерб интересам народ-
ного хозяйства,

Бороться за укрепление контингентв—
Э19, однако, вовсе не означает, что в учеб-
ной работе может быть допущено сниже-
ние требований к студентам. Наюборот, эти
требования должны все больше повышаться.

В период подготовки к новому учебному
году в высшей школе была проведена боль-
шая работа но уточнению учебных планов
и программ, обеспечивающих преподавание

всех дисциплин на более высоком идейном
и научном уровне.
	‚ Нужно и впредь постоянно совершен-.
ствовать наши программы, обогашая их
всеми. современными достижениями пере-
1OB0H советской науки и богатым опытом.
социалистическото строительства.

На новую, более высокую ступень долж-
на быть поднята в высшей школе вся ме-
тодическая работа. Искания в области ме-
тодики преподавания должны касаться
всех форм учебной работы-— лекций, семи-
нареких и лабораторных занятий, само-
стоятельной работы студентов,

В прошлом учебном году в ряде учеб-
ных завелений были проведены содержа-
тельные  научно-методические конферен-
ции. Большая методическая работа прово-.
дитея, например, Московским энергетиче-
еким институтом, сосредоточившим  евое
внимание на развитии самостоятельной ра-.

GOTH стулентов в условиях четкого ее пла-
	Создание. доброкачественных учебников
—elo большой государственной важно-
сти. Необходимо привлечь к нему лучиние
профессороко-преподавательские силы, C03-
дать для них условия, обеспечивающие
плолотворную работу. Должны быть при-
няты все меры к тому, чтобы  государ-
ственный план ‘издания ‘учебников был
	полноетью выполнен.
	Это требование мы пред’являем и к 13-
дательствам, на которые правительство
возложило выпуск учебной литературы, &
также к Главполиграфиздату, не приняв-
тему зависящих от него мер к своевре-
менному выпуску подготовленных к пе-
	чати учебников.
	В тесной связи с учебной работой стоят
вопрос об усилении научно-исслелователь-
ской деятельности высших учебных заве-
дений. Широкий размах получило патрио-
тическое: движение за творческое содруже-
ство работников науки и производства. В
новом учебном голу профессора и препоха-
ватели высшей школы должны раепростра-
НИТЬ свою помощь на еще более широкий
круг заводов, фабрик, колхозов. и совхозов.

Прочная связь высшей школы е произ-
BOACTBOM не. только дает значительный
эффект в улучшении работы предприятий,
но и является жизненно необходимой для
самой. высшей школы, для ее профессореко-
преподавательских кадров: Эта связь 000-
гащает учебный  процеее, насыщает его за-
мечательным опытом передовиков нашей
	промышленности и сельского. хозяйства.
Успех всей двятельности выенюй школы
	веецело зависит от постановки ихейно-но-
	литической работы среди студенчества и
профессорско-преподавательского состава.
Выешзя школа призвана выпускать спе-
	циалиетов, вооруженных не только научно-
	техническими знаниями, ню и всеподеж-
дающей марксистеко-ленинской  чалкой,
	пламенных патриотов нашей социалиети-
ческой ролины, безгранично преданных ве-
ликому делу коммунизма. «Нужно при-
знать, как аксиому —учит нас товарищ
Сталин, — ч10 чем выше политический
уровень и маркенстеко-ленинская  созна-
тельность работников любой отрасли госу-